INFINAN.RU

ИНСТИТУТ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА



<< Пред.           стр. 4 (из 23)           След. >>

Список литературы по разделу

  Шкала 1 а - углов разворота; она используется совместно со шкалами 1 и 2 для определения времени разворота самолета на заданный угол.
  Шкала 3 - синусов, шкала 4 - тангенсов и шкала 5 - радиусов разворота, расстояний и высот. На шкале 4 нанесены треугольный и круглый индексы с буквой R. Эти шкалы предназначены для определения тригонометрических функций углов и для выполнения действий с тригонометрическими функциями (решаются прямоугольные и косоугольные треугольники).
  Шкала 6 является дополнительной и используется совместно со шкалами 4 и 5 для определения радиуса разворота, извлечения квадратных корней из чисел и возведения чисел в квадрат.
  Шкала 7 -суммы температур у земли и на высоте полета, шкала 8 - исправленных высот и шкала 9 - высот по прибору.
 
 
 
  Рис. 4.1, Шкалы навигационной линейки НЛ-10М
 
 Эти шкалы предназначены для учета методических температурных поправок в показания барометрических высотомеров.
  Шкала 10 - температуры воздуха для высот более 12000 м, шкала 11- температуры воздуха на высоте для определения скорости, шкала 12 - высот по прибору, шкала 13 - высот по прибору для КУС, шкала 14 - исправленных -высот и скоростей и шкала 15 - высот и скоростей по прибору. На шкале 14 нанесено три индекса: AM, MM и ФУТЫ. Шкалы 10, 11, 12, 13, 14 и 15 предназначены для пересчета высот и скоростей полета, а шкалы 14 и 15, кроме того, для перевода морских и английских .миль в километры и футов в метры и обратно.
  Шкала 16 - поправок к показанию термометра наружного воздуха типа ТУЭ и шкала 17 - масштабная миллиметровая шкала, предназначенная для измерения расстояний на карте.
 
  3. Умножение и деление чисел при помощи НЛ-10М
 
  Умножение и деление чисел на НЛ-10М выполняется по шкалам 1 и 2 или 14 и 15. При пользовании этими шкалами значения чисел, нанесенных на них, можно увеличивать или уменьшать в любое число раз, кратное десяти.
  Для умножения чисел по шкалам 1 и 2 необходимо прямоугольный индекс с цифрой.10 или 100 шкалы 2 установить на множимое, а пробив множителя отсчитать по шкале 1 искомое произведение.
  Положение шкал линейки при решении различных задач принято изображать в виде ключей. Ключ для умножения чисел показан на рис. 4.2.
  Определение количества знаков произведений осуществляется путем определения приближенного ответа в уме или по правилам умножения чисел на логарифмической линейке.
  Для деления чисел необходимо делитель, взятый по шкале 2, установить на делимое по шкале 1 и против прямоугольного индекса с цифрой 10 или 100 отсчитать по шкале 1 искомое частное.
 
  4. Определение значений тригонометрических функций углов
 
  Значения синуса и косинуса данного угла ? на НЛ-10М определяются по шкалам 3 и 5, значения тангенса и котангенса - по шкалам 4 и 5.
  Чтобы определить синус и косинус данного угла, необходимо 90° шкалы 3 или треугольный индекс шкалы 4 установить на деление 100 шкалы 5 и с помощью риски визирки отсчитать против значения данного угла ? шкалы 3 по шкале 5 искомое значение синуса (в долях единицы). Значение косинуса угла ? отсчитывается против угла 90° - ? (рис. 4.3).
  Для определения тангенса и котангенса угла треугольный индекс шкалы 4 необходимо установить на деление 100 шкалы 5 и против значения
 
 
 
 заданного угла ? шкалы 4 отсчитать на шкале 5 искомое значение тангенса, а против значений 90°-? отсчитать искомое значение котангенса (см. рис. 4.3).
  Пример. Дан угол ?=40°. Определить синус, косинус, тангенс и котангенс этого угла.
  Решение, sin 40°=0,64; cos 40°=0,77; tg 40°=0,84; ctg 40°= 1,19.
 
  5. Умножение данного числа на тригонометрические функции углов
 
  Умножение данного числа на синус и косинус угла на НЛ-10М производится по шкалам 3 и 5, а умножение на тангенс и котангенс угла - по шкалам 4 и 5. Для умножения числа на синус и косинус угла а необходимо 90° шкалы 3 или треугольный индекс шкалы 4 установить на заданное число и против угла ? шкалы 3 отсчитать на шкале 5 искомое произведение числа на синус угла ?, a против угла 90° - ? - искомое произведение числа на косинус угла ? (рис. 4.4).
  Пример. Дан угол ? = 42°; число С=250. Определить произведение числа 250 на синус и косинус 42°.
  Решение. 250. sin 42°= 167; 260. cos 42° =186.
 
  Для умножения числа на тангенс и котангенс угла ? необходимо треугольный индекс шкалы 4 установить на заданное число и против угла а шкалы 4 отсчитать на шкале 5 искомое произведение числа на тангенс угла, ? против угла 90°-?-искомое произведение числа на котангенс угла а.
  Пример. Дан угол ?=42°; число С=250. Определить произведение числа 260 на тангенс и котангенс 42°.
  Решение: 250-tg 42°=225; 250-ctg 42°=277.
 
 
 
  6. Деление данного числа на тригонометрические функции углов
 
  Деление данного числа на тригонометрические функции углов выполняется с помощью тех же шкал, что и умножение числа на тригонометрические функции углов.
  Для деления заданного числа на синус или косинус угла на НЛ-10М необходимо установить риску визирки на заданное число по шкале 5, затем подвести против риски визирки значение заданного угла ? шкалы 3 (при делении числа на синус угла) или угла 90° - ? (при делении числа на косинус ?) и против треугольного индекса шкалы 4 отсчитать на шкале 5 искомое частное (рис. 4.5).
  Пример. Дан угол ?=50°; число равно 250. Определить частное от деления 250 на синус и косинус угла 50°.
  Решение. 250 : sin 50°=326; 250 : cos 50° = 389.
  Чтобы разделить число на тангенс угла ?, на НЛ-10М необходимо деление угла ? шкалы 4 совместить с делением заданного числа шкалы 5 и против треугольного индекса шкалы 4 отсчитать на шкале 5 искомое частное.
  При делении числа на котангенс угла ? против заданного числа подводят деление 90°-?.
  Пример. Дан угол ?=40°; число С=160. Определить частное от деления 160 на тангенс и котангенс 40°.
  Решение. 160:tg40°=191; 160:ctg40°= 134.
 
  7. Расчет пройденного расстояния, времени полета и путевой скорости
 
  Пройденное расстояние определяется по формуле
  S = Wt,
  где S-пройденное расстояние, км (м); W - путевая скорость, км/ч; t - время полета, ч и мин (мин и сек).
  Для определения пройденного расстояния на НЛ-10М необходимо установить треугольный индекс шкалы 2 на значение путевой скорости по шкале 1 и против деления шкалы 2, соответствующего времени полета, отсчитать на шкале 1 искомое расстояние в километрах (рис. 4.6).
  Пример. W=420 км/ч; t=9 мин. Определить пройденное расстояние S. Решение. S=63 км.
  Если время полета выражено в секундах, то пройденное расстояние определяется в таком порядке: установить круглый индекс шкалы 2 на значение путевой скорости по шкале 1 и против деления шкалы 2, соответствующего времени полета, отсчитать на шкале 1 искомое расстояние в метрах или километрах (см. рис. 4.6).
  Пример. W=300 км/ч; t=45 сек. Определить пройденное расстояние S. Решение. S=3750 м.
 
 
 Рис. 4.6. Определение пройденного расстояния
 
  Время полета определяется по формуле
  t=
  Чтобы определить время полета на НЛ-10М, необходимо треугольный индекс шкалы 2 установить на значение путевой скорости по шкале 1 и против деления шкалы 1, соответствующего данному расстоянию, отсчитать по шкале 2 искомое время полета.
  Пример. W=510 км/ч; S = 187 км. Определить время полета t.
  Решение. t=22 мин.
  Если данное расстояние выражено в метрах, то время полета определяется в таком порядке: установить круглый индекс шкалы 2 на значение путевой скорости по шкале /и против деления шкалы 1, соответствующего данному расстоянию, отсчитать искомое время полета.
  Пример. W=270 км/ч; S = 4900 м. Определить время полета.
  Решение. t=65 сек.
 
  Путевая скорость определяется по формуле
  W =.
  Для определения путевой скорости на НЛ-10М необходимо установить риску визирки против деления шкалы 1, соответствующего пройденному расстоянию, и подвести под риску деление шкалы 2, соответствующее времени полета, затем против треугольного индекса шкалы 2 отсчитать на шкале 1 искомое значение путевой скорости в километрах в час (рис. 4.7).
  Пример. S = 72 км; t=10 мин. Определить путевую скорость.
  Решение. W=432 км/ч.
  Если пройденное расстояние небольшое и время полета выражено в секундах, то путевая скорость отсчитывается против круглого индекса. Для этого необходимо установить риску визирки на деление шкалы 1, соответствующее пройденному расстоянию, и подвести под риску деление шкалы 2, соответствующее времени полета в секундах, затем против круглого индекса шкалы 2 отсчитать
 
 
 
  Рис. 4.7. Определение путевой скорости
 
  на шкале 1 искомую путевую скорость в километрах в час (см. рис. 4.7 ).
 
  Пример. S = 3000 м; t = 20 сек. Определить путевую скорость. Решение. W =540 км/ч.
 
 8. Перевод скорости, выраженной в метрах в секунду, в скорость, выраженную в километрах в час, и обратно
 
  Такая операция осуществляется по формулам:
  V км/ч = V м/сек ·3,6; V м/сек = V км/ч:3,6.
  Для вычислений по этим формулам на НЛ-10М используются шкалы 1 и 2.
  Чтобы перевести скорость, выраженную в метрах в секунду, в скорость, выраженную в километрах в час, необходимо прямоугольный индекс 10 шкалы 2 установить на деление шкалы 1, соответствующее скорости в метрах в секунду, и против круглого индекса шкалы 2 отсчитать на шкале 1 искомое значение скорости в километрах в час (рис. 4.8).
 
  Пример. V =12 м/сек. Перевести в километры в час.
  Решение. V=43 км/ч.
  Для перевода скорости, выраженной в километрах в час, в скорость, выраженную в метрах в секунду, необходимо круглый индекс шкалы 2 установить на деление шкалы 1, соответствующее заданной скорости в километрах в час, и против прямоугольного индекса 10 отсчитать по шкале 1 искомое значение скорости в метрах в секунду.
 
  Пример. V=480 км/ч. Перевести в метры в секунду
  Решение. V= 133 м/сек.
 
 9. Перевод морских и английских миль в километры и обратно
 
  Перевод морских (ММ) и английских (AM) миль в километры и обратно производится по формулам:
  SКМ= S (ММ)·1,852; Sкм = S(AM)·1,6; S (ММ) = Sкм :1,852; S(AM) = Sкм:1,6.
 
 
 
 
  Чтобы перевести морские или английские мили в километры, на НЛ-10М необходимо деление 100 или 1000 шкалы 14 установить на число морских или английских миль по шкале 15 и соответственно против индекса ММ или AM .отсчитать по шкале 15 километры (рис. 4.9).
 
  Пример. 1. S = 200 морских миль. Перевести в километры.
  Решение: S = 370 км.
 
  Пример 2. S = 210 английских миль. Перевести в километры.
  Решение. S = 336 км.
  Для перевода километров в морские или английские мили необходимо индекс MM (AM) шкалы 14 установить по шкале 15 на данное число километров, а против деления 100 или 1000 шкалы 14 отсчитать по шкале 15 число морских или английских миль.
 
  Пример 1. S= 245 км. Перевести в морские мили.
  Решение. S== 132 морских мили.
 
  Пример 2. 5 = 300 км. Перевести в английские мили.
  Решение. 5 = 187 английских миль.
 
 10. Перевод футов в метры и обратно
 
  Футы переводятся в метры, а метры в футы по формулам:
  Hм = Hфуты:3,28;
  Hфуты = Нм·3,28.
  Чтобы перевести футы в метры, на НЛ-10М необходимо индекс ФУТЫ шкалы 14 установить по шкале 15 на данное число футов, а против деления 100 или 1000 шкалы 14 отсчитать по шкале 15 число метров рис. (4.10).
 
  Пример. Н=4000 футов. Перевести в метры.
  Решение. Н=1220 м.
  При переводе метров в футы необходимо деление 100 или 1000 шкалы 14 установить на данное число метров шкалы 15 и против индекса ФУТЫ отсчитать по шкале 15 число футов.
 
  Пример. Н=3000 м. Перевести в футы.
  Решение. Н=9840 футов.
  Использование навигационной линейки при решении специальных задач самолетовождения дано в соответствующих главах настоящего учебника.
 
  Рис. 4.10. Перевод футов в метры
 
 
 Глава 5 ВЫСОТА ПОЛЕТА
 
 1. Классификация высот полета от уровня измерения
 
  Высотой полета Н называется расстояние по вертикали от самолета до уровня, принятого за начало отсчета. Высота измеряется в метрах. Знание высоты полета необходимо экипажу для выдерживания заданного профиля полета и предотвращения столкновения самолета с земной поверхностью и искусственными препятствиями, а также для решения некоторых навигационных задач.
  В самолетовождении в зависимости от уровня начала отсчета различают следующие высоты полета: истинную, абсолютную и барометрическую (рис. 5.1).
  Истинной высотой Ни называется высота полета, измеряемая относительно пролетаемой местности. В горизонтальном полете истинная высота изменяется соответственно изменению рельефа местности.
  Абсолютной высотой Набс называется высота полета, измеряемая относительно уровня Балтийского моря.
  Барометрической высотой Нб называется высота полета, измеряемая относительно изобарической поверхности атмосферного давления, установленного на шкале барометрического высотомера.
  Барометрическая высота может быть:
  1) относительной Но, если она измеряется относительно давления аэродрома вылета или посадки (используется при полетах ниже нижнего эшелона в зоне взлета и посадки);
 
 
 
  Рис. 5.1. Классификация высот от уровня измерения
 
 
  2) приведенной Нприв, если она измеряется относительно минимального давления участка трассы, которое приведено к уровню моря (используется при визуальных полетах по маршруту ниже нижнего эшелона);
  3) условно барометрической Н760, если она измеряется относительно условного уровня давления 760 мм рт. ст. (используется для выдерживания заданных эшелонов при полетах по трассам и в зоне ожидания).
 
  2. Способы измерения высоты полета
 
  Основными способами измерения высоты полета являются барометрический и радиотехнический.
  Барометрический способ измерения высоты основан на принципе измерения атмосферного давления, закономерно изменяющегося с высотой. Барометрический высотомер представляет собой обыкновенный барометр, у которого вместо шкалы давлений поставлена шкала высот. Такой высотомер определяет высоту полета самолета косвенным путем, измеряя атмосферное давление, которое изменяется с высотой по определенному закону.
  Барометрический способ измерения высоты связан с рядом ошибок, которые, если их не учитывать, приводят к значительным погрешностям в определении высоты. Несмотря на это, барометрические высотомеры ввиду простоты и удобства пользования широко применяются в авиации.
  Радиотехнический способ измерения высоты основан на использовании закономерностей распространения радиоволн. Известно, что радиоволны распространяются с постоянной скоростью и отражаются от различных поверхностей. Используя эти свойства радиоволн, можно определять высоту полета самолета.
  Принцип измерения высоты радиотехническим способом можно представить следующим образом. На самолете устанавливается передатчик и приемник. Передатчик излучает радиосигналы короткими импульсами, которые направляются антенной к земле и одновременно поступают на приемник. Дойдя до земной поверхности, сигналы отражаются и принимаются приемником, который связан с индикаторным устройством. Последнее по интервалу времени между поступлением в приемник прямого и отраженного радиосигналов определяет высоту полета самолета, которая отсчитывается по шкале.
  Современные радиовысотомеры работают на частотном (радиовысотомеры малых высот) и на импульсном (радиовысотомеры больших высот) методах измерения высоты и показывают истинную высоту полета. Это является их преимуществом перед барометрическими высотомерами, так как барометрическая высота, как правило, отличается от истинной.
  3. Ошибки барометрических высотомеров
 
  Барометрические высотомеры имеют инструментальные, аэродинамические и методические ошибки.
  Инструментальные ошибки высотомера ?Н возникают вследствие несовершенства изготовления прибора и неточности его регулировки. Причинами инструментальных ошибок являются несовершенства изготовления механизмов высотомера, износ деталей, изменение упругих свойств анероидной коробки, люфты и т. д. Каждый высотомер имеет свои инструментальные ошибки. Они определяются путем проверки высотомера, заносятся в специальную таблицу и учитываются в полете.
  Аэродинамические ошибки ?На возникают в результате неточного измерения атмосферного давления на высоте полета вследствие искажения воздушного потока, особенно при полете на больших скоростях. Эти ошибки зависят от скорости полета, типа приемника, воспринимающего атмосферное давление, и места его расположения. Они определяются при испытаниях самолетов и заносятся в таблицу поправок. Для упрощения учета инструментальных и аэродинамических поправок составляется таблица показаний высотомера с учетом суммарных поправок, которая помещается в кабине самолета (табл. 5.1).
  Таблица 5. 1
 Показания высотомера с учетом суммарных поправок
 Заданная высота полета, м Показания высотомера, м Заданная высота полета, м Показания высотомера, м 0 0 4 500 4 550 600 640 4 800 4 860 900 960 5 100 5 170 1 200 1 250 5 400 5 470 1 500 1 540 5 700 5 750 1 800 1 860 6 000 6 070 2 100 2 160 6 600 6 650 2 400 2 450 7 200 7 250 2 700 2 760 7 800 7 740 3 000 3 060 8 400 8 320 3 300 3 360 9 000 8 930 3 600 3 660 10 000 9 920 3 900 3 980 11 000 10 910 4 200 4 260 12 000 11 840 Методические ошибки возникают вследствие несовпадения фактического состояния атмосферы с расчетными данными, положенными в основу для расчета шкалы высотомера. Шкала высотомера рассчитана для условий стандартной атмосферы на уровне моря: давление воздуха Ро=760 мм рт. ст., температура t0= + 15°С, температурный вертикальный градиент tгр=6,5° на 1000 м высоты.
  Использование стандартной атмосферы предполагает, что заданной высоте соответствует вполне определенное давление. Но так как в каждом полете действительные условия атмосферы не совпадают с расчетными, то высотомер показывает высоту с ошибками.
  Барометрическому высотомеру присущи также ошибки вследствие того, что он не учитывает изменения топографического рельефа местности, над которой пролетает самолет.
  Методические ошибки барометрического высотомера делятся на три группы:
  1) ошибки от изменения атмосферного давления у земли;
  2) ошибки от изменения температуры воздуха;
  3) ошибки от изменения рельефа местности.
 
  Ошибки от изменения атмосферного давления у земли. Барометрический высотомер измеряет высоту полета относительно уровня изобарической поверхности, атмосферное давление которой установлено на шкале давлений высотомера. Он не учитывает изменения давления по маршруту. Обычно атмосферное давление в различных точках земной поверхности в один и тот же момент неодинаковое. На рис. 5.2 показано, что на аэродроме вылета давление равно 760 мм рт. ст., а по маршруту полета оно в определенных точках равно 750 и 765 мм рт. ст. Перед вылетом стрелки высотомера устанавливают на нуль, при этом шкала давлений высотомера установится на давление аэродрома вылета (в приведенном примере шкала давлений установится на отсчет 760 мм рт. ст.). Если пилот по маршруту будет выдерживать заданную приборную высоту, то истинная высота будет изменяться в зависимости от распределения атмосферного давления у земли. При падении атмосферного давления по маршруту истинная высота будет уменьшаться, при повышении давления - увеличиваться. Как видно из рисунка, изменение истинной высоты происходит вследствие изменения атмосферного
 
  Рис. 5.2. Ошибки высотомера от изменения давления у земли
 
 Рис. 5.3 Ошибки высотомера от изменения температуры воздуха
 
  давления на уровне, относительно которого ведется отсчет истинной высоты.
  Изменение атмосферного давления с высотой характеризуют барометрической ступенью - высотой, на которую надо подняться или опуститься от исходного уровня, чтобы давление изменилось на 1 мм рт. ст.
  В практике барометрическую ступень для малых высот берут равной 11 м. Следовательно, каждому миллиметру изменения давления у земли соответствует 11 м высоты, т. е. ?Нб=11·?Р.
  Ошибки от изменения атмосферного давления у земли учитываются следующим образом:
  1) перед вылетом - установкой стрелок высотомера на нуль;
  2) перед посадкой - установкой на высотомере давления аэродрома;
  3) при расчете высот - путем учета поправки на изменение атмосферного давления (?Нб).
  Ошибки от изменения температуры воздуха. Шкала высотомера тарируется по стандартной средней температуре воздуха в слое измеряемой высоты. Поэтому высотомер будет правильно показывать высоту полета только при совпадении фактической средней температуры воздуха с расчетной. Но в реальных условиях фактическая температура воздуха, как правило, не совпадает с расчетной. Поэтому высотомер показывает высоту с ошибкой. Сущность этой ошибки заключается в том, что при изменении температуры воздуха у земли происходит изменение температуры и давления воздуха на высоте. В холодное время года воздух становится более плотным, и в этом случае давление с поднятием на высоту уменьшается быстрее, чем в теплое время, когда воздух обладает меньшей плотностью.
  Методическая температурная поправка высотомера
  ?Нt=?Нпр
 
 
 Рис. 5.4. Ошибки высотомера от изменения рельефа местности
 
  где Нпр- приборная высота полета; tср.фак - средняя фактическая температура воздуха в слое от нулевого уровня до высоты полета; ?Tср -разность между средней фактической температурой и средней стандартной температурой для данной, высоты.
  Знак поправки определяется знаком ?Tср.
  Из формулы следует, что высотомер при температурах у земли ниже +15° будет завышать, а при температурах выше +15° занижать показания высоты (рис. 5.3).
  Температурная ошибка особенно опасна при полетах на малых высотах и в горных районах в холодное время года. В практике считают, что для малых высот каждые 3° отклонения фактической температуры воздуха от стандартной вызывают ошибку, равную 1% измеряемой высоты. Обычно методическая температурная поправка высотомера учитывается с помощью НЛ-10 М.
  Ошибки от изменения рельефа местности. Эти ошибки возникают потому, что высотомер в продолжение всего полета указывает высоту не над пролетаемой местностью, а относительно уровня изобарической поверхности, атмосферное давление которого установлено на высотомере. Чем разнообразнее рельеф пролетаемой местности, тем больше будут расходиться показания высотомера с истинным значением высоты (рис. 5.4).
  Для определения истинной высоты полета необходимо учитывать поправку на рельеф пролетаемой местности. Высота рельефа определяется по карте. При расчете истинной высоты поправка на рельеф алгебраически вычитается из абсолютной высоты, а при расчете приборной высоты прибавляется.
 
 4. Расчет времени и места набора высоты заданного эшелона
 
  Набор высоты заданного эшелона, как правило, выполняется по трассе полета. Поэтому штурман должен знать, в какое время будет набрана заданная высота полета. Время набора высоты рассчитывается по высоте
 
 
 Рис. 5.5. Определение времени и места набора высоты заданного эшелона
 
 набора и вертикальной скорости набора.
  Вертикальной скоростью набора VB называется вертикальная составляющая скорости воздушного судна.
 
  Пример. Hэш=6000м; Нотхода = 400 м; Раэр=740 мм рт. ст.; W = 300 км/ч; VB=5 м/сек; Т отхода = 14.30 (рис. 5.5). Определить: Т ок наб и Sнаб.
  Решение. 1. Определяем барометрическую высоту аэродрома:
  Нб.аэр = (760 - Раэр)·11 = (760-740)·11 =220 м.
  2. Находим высоту набора:
  Ннаб = Нэш - Нб.аэр - Нотх = 6000 - 220 - 400 = 5380 м.
  3. Рассчитываем время набора высоты на НЛ-10М (рис. 5.6):
  tнаб === 1076 сек18 мин
  4. Определяем время окончания набора заданной высоты:
  Ток.наб = Tотх + Tнаб =14.30 + 0.18==14.48.
  5. Находим пройденное самолетом расстояние за время набора высоты:
  Sнаб =Wtнаб = 300·0,3 = 90 км.
 
  5. Расчет времени и места начала снижения
 
  Выход на аэродром посадки выполняется на указанной диспетчером высоте круга или на заданном эшелоне. Время начала снижения рассчитывается с учетом заданной высоты выхода на аэродром.
 
 
 
  Рис. 5.6. Расчет времени набора высоты
 
 
  Пример. Hэш=4200 м; VB- 10 м/сек; W = 450 км/ч; Hподхода = 500 м; Рaэр=750 мм. рт. ст.; Tприб = 12.20. Определить: Tнач сн и Sсн.
  Решение. 1. Определяем барометрическую высоту аэродрома:
  Нб.аэр = (760 - Раэр) · 11 = (760 - 750) · 11 = 110 м.
  2. Находим высоту снижения:
  Hсн = Hэш - H6.аэр - Hподх = 4200 - 110 - 500 = 3590 м.
  Если необходимо выйти на аэродром на заданном эшелоне, высота снижения определяется как разность между эшелоном полета и эшелоном выхода на аэродром.
  3. Рассчитываем время снижения (на НЛ-10М -см. рис. 5.6):
  tсн===360 сек = 6 мин.
  4. Определяем время начала снижения:
  Тнач.сн== Тприб - tсн = 12.20 - 0.06 = 12.14.
  5. Находим пройденное самолетом расстояние за время снижения:
  Sсн = Wtсн =450 - 0,1 =45 км.
 
  6. Расчет вертикальной скорости снижения или набора высоты
 
 В практике самолетовождения бывают случаи, требующие смены эшелона полета. При необходимости диспетчер указывает экипажу время начала и окончания смены эшелона или задает участок, на котором должно быть произведено снижение. На основании указаний диспетчера штурман рассчитывает вертикальную скорость, обеспечивающую смену эшелона на заданном участке.
 
  Пример. Hэш=5700 м; Hэш.нов=4500 м; Sсн=40 км; W=480 км/ч. Определить вертикальную скорость, обеспечивающую смену эшелона на заданном участке.
  Решение. 1. Определяем на НЛ-10М время пролета заданного участка, т. е. время снижения: tсн=5 мин.
  2. Находим высоту снижения:
  Hсн= Hэш - Hэш.нов = 5700 - 4500 = 1200 м.
  3. Рассчитываем вертикальную скорость:
 
  Расчет вертикальной скорости обычно выполняется на НЛ-10М. Для этого необходимо время снижения, взятое по шкале 2, подвести под высоту снижения, взятую по шкале 1, и против прямоугольного индекса с числом 10 шкалы 2 отсчитать по шкале 1 вертикальную скорость. Этим ключом можно пользоваться, когда время снижения не превышает 16,6 мин.
  Имеется универсальный ключ расчета вертикальной скорости, позволяющий определять ее при любом времени снижения. В этом случае прямоугольный индекс с числом 10 подводят под время снижения, взятое по шкале 1.
  Затем против высоты снижения, взятой по шкале 1, отсчитывают вертикальную скорость по шкале 2. При этом следует иметь в виду, что 1 ч шкалы соответствует вертикальной скорости 1 м/сек, 2 ч шкалы - 2 м/сек. и т. д. Для быстрого и правильного определения десятых долей вертикальной скорости необходимо количество минут, отсчитанное по шкале 2 после целых единиц вертикальной скорости, разделить на 6.
 
  Пример. tсн=19 мин; Hсн=|3200 м. Определить Vв. Применяя указанное правило, получаем: Vв=2,8 м/сек.
 
  Глава 6 СКОРОСТЬ ПОЛЕТА
 
  1. Воздушная и путевая скорости
 
  Знание скорости полета необходимо как для пилотирования самолета, так и для целей самолетовождения. Полет самолета на скорости ниже минимальной приводит к потере устойчивости и управляемости. Увеличение скорости сверх допустимой связано с опасностью разрушения самолета. Для целей самолетовождения знание скорости полета необходимо для выполнения различных навигационных расчетов.
  Различают воздушную и путевую скорости самолета, измеряются они в километрах в час (км/ч).
  Воздушной скоростью V называется скорость самолета относительно воздушной среды. Эту скорость самолет приобретает под действием силы тяги двигателей. Воздушная скорость зависит от аэродинамических качеств самолета, его полетного веса и плотности воздуха. Ветер не оказывает влияния на ее величину и направление, которое при симметричной тяге двигателей совпадает с продольной осью самолета. Воздушная скорость измеряется указателем воздушной скорости.
  Путевой скоростью W называется скорость самолета относительно земной поверхности. На ее величину влияет ветер, который уменьшает или увеличивает скорость движения воздушного судна относительно земной поверхности. Путевую скорость самолета рассчитывают или измеряют с помощью специального прибора.
 
  2. Ошибки указателя воздушной скорости
 
  Указатель воздушной скорости имеет инструментальные, аэродинамические и методические ошибки.
  Инструментальные ошибки ?V возникают по тем же причинам, что и аналогичные ошибки высотомера. Они определяются путем сличения показаний указателя скорости с показаниями точно выверенного прибора, заносятся в график или таблицу и учитываются при расчете скорости.
  Аэродинамические ошибки ?Va возникают вследствие искажения воздушного потока в том месте, где установлен приемник воздушного давления. Характер и величина этих ошибок зависят от типа самолета, места установки приемника воздушного давления и скорости полета. При больших скоростях поток воздуха вокруг самолета искажается. Вследствие этого воспринимаемое приемником давление оказывается неправильным и в показаниях указателя скорости возникают аэродинамические ошибки. На скоростных самолетах они могут достигать 30-40 км/ч. Аэродинамические ошибки определяются на заводе при выпуске самолета и заносятся в специальный график или таблицу поправок. На некоторых самолетах для упрощения учета поправок указателя скорости составляется таблица суммарных поправок, учитывающая инструментальные и аэродинамические ошибки.
  Методические ошибки возникают вследствие несовпадения фактической плотности воздуха с плотностью, принятой при расчете шкалы указателя скорости.
  Принцип работы указателей скорости основан на измерении скоростного напора q, приближенное значение которого равно 0,5?V2, т. е. скоростной напор является функцией, плотности воздуха р и воздушной скорости полета. При тарировке шкалы указателя скорости массовая плотность воздуха берется равной 0,125 кг·сек2/м4. Поэтому показания указателя скорости верны только при стандартной плотности воздуха, которая бывает у земли при давлении 760 мм рт. ст. и температуре +15°С. Фактическая плотность воздуха часто отличается от расчетной. С увеличением высоты плотность воздуха уменьшается, вследствие чего указатель скорости показывает скорость меньше истинной.
  Ошибка указателя скорости, зависящая от плотности воздуха, учитывается при помощи навигационной линейки по температуре воздуха и высоте полета, от значения которых, как известно, зависит плотность воздуха. Кроме того, эта ошибка может быть учтена путем приближенного вычисления в уме.
  Методические ошибки указателя скорости возникают также вследствие сжимаемости воздуха. При полете на скоростях более 350-400 км/ч воздух впереди самолета сжимается и его плотность увеличивается, что вызывает увеличение скоростного напора и, следовательно, завышение показаний указателя скорости.
  Учесть заранее эти ошибки при тарировке шкалы однострелочного указателя скорости нельзя, так как сжимаемость воздуха зависит не только от скорости полета, но и от плотности воздуха (высоты полета).
  Ошибки от сжимаемости воздуха, особенно на больших высотах, могут быть значительными (табл. 6.1) и поэтому их необходимо учитывать ори расчете скоростей.
 Таблица 6.1
 Поправки к указателю скорости на сжимаемость воздуха (? VСЖ, км/ч)

<< Пред.           стр. 4 (из 23)           След. >>

Список литературы по разделу