INFINAN.RU

ИНСТИТУТ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА



 


           стр. 1 (из 32)           След. >>

Список литературы по разделу

  Культурология. XX век. Энциклопедия.
  Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. - СПб.: Университетская книга; 000 "Алетейя",1998.447 с. А-Л
 
  Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.2. - СПб.: Университетская книга; 000 "Алетейя",1998.486 с. М-Я
 
  ОГЛАВЛЕНИЕ
  6
 ОТ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ 6
 А 11
 АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО 12
 АБСУРД 13
 АВАНГАРД 15
 АДАПТАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ 20
 АДЛЕР (Adler) Альфред (1870-1937) 22
 АДОРНО, Визенгрувд-Адорно (Wiesengrund-Adorno) Теодор (1903-1969) 24
 АЗИАТСКИЕ КУЛЬТУРЫ 26
 АККУЛЬТУРАЦИЯ 28
 АКМЕИЗМ 31
 АКСИОЛОГИЯ 33
 АЛПАТОВ Михаил Владимирович (1902-1986) 38
 АМЕРИКАНОЦЕНТРИЗМ 40
 АМЕРИКАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА 42
 АМЕРИКАНСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА 51
 АМСТЕРДАМСКАЯ ШКОЛА 52
 АНГАЖИРОВАННОСТЬ 53
 АНДРЕЕВ Даниил Леонидович (1906-1959) 54
 АНТИНОМИЧНОСТЬ КУЛЬТУРЫ 58
 "АННАЛОВ" ШКОЛА 59
 АНТРОПОГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА 59
 АНТРОПОЛОГИЯ 61
 АНТРОПОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ 67
 АНЦИФЕРОВ Николай Павлович (1889-1958) 69
 АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ 70
 АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич (1888-1977) 73
 АРТЕФАКТ 75
 АРТЕФАКТ КУЛЬТУРНЫЙ 76
 АРХЕОЛОГИЯ 78
 АРХЕТИП 84
 АРХЕТИПЫ КУЛЬТУРНЫЕ 87
 АССИМИЛЯЦИЯ 89
 АССМАН (Assmann) Ян (р. 1938) 91
 АТТАЛИ (Attali) Жак (р. 1943) 99
 АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА 106
 АУЭРБАХ (Auerbach) Эрих (1892-1957) 109
 АФРОЦЕНТРИЗМ 111
 Б 113
 БАЛЛИ (Bally) Шарль (1865-1947) 114
 БАРНС (Barnes) Харри Элмер (1889-1968) 116
 БАРТ (Barthes) Ролан (1889-1968) 118
 БАРТ (Barth) Томас Фредерик Вейбю (р. 1928) 121
 БАХТИН Михаил Михайлович (1895-1975) 122
 БАШЛЯР (Bachelard) Гастон (1884-1962) 126
 БЕЙТСОН (Bateson) Грегори (1904-1980) 130
 БЕЛЛ (Bell) Дэниел (р. 1919) 132
 БЕЛЫЙ Андрей (БУГАЕВ Борис Николаевич) (1880-1934) 135
 БЕНВЕНИСТ (Benveniste) Эмиль (р. 1902-1976) 139
 БЕНЕДИКТ (Benedict) Рут Фултон (1887-1948) 146
 БЕНН (Benn) Готфрид (1886-1956) 148
 БЕНУА (Benoist) Ален де (р. 1947) 150
 БЕНЬЯМИН (Benjamin) Вальтер (1892-1940) 151
 БЕРГЕР (Berger) Питер Людвиг(р. 1929) 154
 БЕРГСОН (Bergson) Анри (1859-1941) 155
 БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948) 158
 БИДНИ (Bidney) Дэвид (1908-1987) 162
 БИЛЗ (Beals) Ральф Леон (1901-85) 163
 БИОГРАФИЯ 164
 БИХЕВИОРИЗМ 169
 БИЦИЛЛИ Петр Михайлович (1879-1953) 174
 БЛАНШО (Blanchot) Морис (р. 1907) 176
 БЛОК Александр Александрович (1880-1921) 178
 БЛОК (BIoch) Марк (1886-1944) 183
 БОАС (Boas) Франц (1858-1942) 184
 БОГАТЫРЕВ Петр Григорьевич (1893-1971) 187
 БОГДАНОВ (МАЛИНОВСКИЙ) Александр Александрович (1873-1928) 188
 БОДИ-АРТ 195
 БОДРИЙЯР (Baudrillard) Жан (p. 1929) 197
 БОЙМЛЕР (Baeumler, Baumler) Альфред (1887-1968) 199
 БОНХЁФФЕР (Bonhoeffer) Дитрих (1906-1945) 199
 БРОДЕЛЬ (Braudel) Фернан (1902-1985) 203
 БУБЕР (Buber) Мартин (Мардохай) (1878-1965) 204
 БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871-1944) 207
 БУЛЬТМАН (Bultmann) Рудольф (1884-1976) 214
 БЭСКОМ (Bascom) Уильям (1912-1981) 217
 В 217
 ВАРБУРГ (Warburg) Аби (1866-1929) 218
 ВАСКОНСЕЛОС (Vasconcelos) Xoce (1881-1959) 220
 ВАЦУДЗИ Тэцуро (1889-1960) 221
 ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (1856-1925) 223
 ВЕБЕР (Weber) Альфред (1868-1958) 226
 ВЕБЕР (Weber) Макс (Карл Эмиль Максимилиан) (1864-1920) 229
 ВЕБЛЕН (Veblen) Торстейн Бунде (1857- 1929) 234
 ВЕЙДЛЕ Владимир Васильевич (1895-1979) 236
 ВЕЙНИНГЕР (Weininger) Отто (1880-1903) 238
 ВЁЛЬФЛИН (Wolfflin) Генрих (1864-1945) 239
 ВЕРА 241
 ВЕРИФИКАЦИЯ 246
 ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович (1863-1945) 254
 ВЕРНАДСКИЙ Георгий Владимирович (1887-1973) 258
 ВЕРТИКАЛЬ И ГОРИЗОНТАЛЬ 264
 ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ 265
 ВЕЩЬ 266
 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР 267
 ВИНДЕЛЬБАНД (Windelband) Вильгельм (1848-1915) 270
 ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ 273
 ВИТГЕНШТЕЙН (Wittgenstein) Людвиг(1889-1951) 277
 ВИТТФОГЕЛЬ (Wittfogel) Карл Август (1896-1988) 281
 ВЛАСТЬ 283
 ВОЛЫНСКИЙ (Флексер) Аким Львович (1863-1926) 286
 ВООБРАЖЕНИЕ 287
 ВОРРИНГЕР (Worringer) Вильгельм (1881-1965) 288
 ВОСТОКОВЕДЕНИЕ 290
 ВРЕМЯ КУЛЬТУРЫ 293
 ВУНДТ (Wiindt) Вильгельм Макс (1832-1920) 299
 ВЫГОТСКИЙ (Выгодский) Лев Семенович (1896-1934) 301
 ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович (1877-1954) 304
 Г 307
 ГАДАМЕР (Gadamer) Ганс Георг(р. 1900) 308
 ГАНСЛИК (Hanslick) Эдуард (1825-1904) 310
 ГАРНАК (Harnack) Адольф фон (1851-1930) 312
 ГАРТМАН (Hartmann) Николай (1882-1950) 313
 ГАРТМАН (Hartmann) Эдуард (1842-1906) 315
 ГЕЛЕН (Gelen) Арнольд (1904-1976) 317
 ГЕНИЙ 319
 ГЕНОН (Guenon) Рене-Жан-Мари-Жозеф (1886-1951) 323
 ГЕРМЕНЕВТИКА 325
 ГЕРШЕНЗОН Михаил Осипович (1869-1925) 328
 ГЕССЕН Сергей Иосифович (1887-1950) 331
 ГИЛЬДЕБРАНДТ (Hildebrandt) Адольф (1847-1921) 332
 ГИПЕРМАНЬЕРИЗМ 333
 ГИПЕРРЕАЛИЗМ 334
 ГИРЦ (Герц) (Geertz) Клиффорд (р. 1926) 336
 ГЛАКМЕН (Gluckman) Макс (1911-1975) 338
 ГОМБРИХ (Gombrich) Эрнст (р. 1909) 341
 ГОФФМАН (Goffman) Эрвинг(1922-1982) 343
 ГРЕВС Иван Михайлович (1860-1941) 345
 ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ 347
 ГУМИЛЕВ Лев Николаевич (1912-1992) 356
 ГУССЕРЛЬ (HusserI) Эдмунд (1856-1938) 358
 Д 362
 ДАДА, ДАДАИЗМ 362
 ДВОРЖАК (Dvorak) Макс (1874-1921) 364
 ДЕКОНСТРУКЦИЯ 366
 ДЕЛЁЗ (Deleuze) Жиль (р. 1926) 369
 ДЕМПФ (Dеmpf) Алоис (1891-1982) 371
 ДЕРРИДА (Derrida) Жак (р. 1930) 373
 ДЕ-РОБЕРТИ (Де-Роберти де Кастро де ла Серда) Евгений Валентинович (1843-1915) 376
 ДЖЕЙМС, ДЖЕМС (James) Уильям (1842-1910) 378
 ДИАЛОГ 380
 ДИЛЬТЕЙ (Dilthey) Вильгельм (1833-1911) 383
 ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ (или культурная динамика) 388
 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ 392
 ДИФФУЗИОНИЗМ 393
 ДИФФУЗИЯ КУЛЬТУРНАЯ 395
 ДОБИАШ-РОЖДЕСТВЕНСКАЯ Ольга Антоновна (1874-1939) 397
 ДОИ Такэо (р. 1920) 400
 ДОЛЛАРД (Dollard), Джон (р. 1900) 401
 ДУССЕЛЬ (Dussel) Энрике (р. 1934) 402
 ДУХОВНОЕ ПОЗНАНИЕ 403
 ДУХОВНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА 407
 ДУША 409
 ДЬЮИ (Dewey) Джон (1859-1952) 411
 ДЮБИ (Duby) Жорж (р. 1919) 412
 ДЮБУА (Du Bois) Кора Элис (р. 1903) 414
 ДЮМОН (Dumont) Луи (р. 1911) 415
 ДЮРКГЕЙМ (Durkheim) Эмиль (1858-1917) 417
 Е 424
 Ж 424
 З 424
 ЗАПАД И ВОСТОК 425
 ЗВУКОСМЫСЛ 432
 ЗЕДЛЬМАЙР (Sedlmayr) Ганс (1896-1984) 433
 ЗЕНЬКОВСКИИ Василий Васильевич (1881-1962) 437
 ЗЕРКАЛО 439
 ЗЕРНОВ Николай Михайлович (1898-1980) 442
 ЗИММЕЛЬ (Simmel) Георг(1858-1918) 444
 ЗНАК 448
 ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА 452
 ЗНАНЕЦКИЙ (Znaniecki) Флориан Витольд (1882-1958) 453
 ЗНАНИЕ НЕЯВНОЕ 454
 ЗНАЧЕНИЕ 463
 И-Й 470
 К 470
 Л 470
 М 470
 Н 470
 О 470
 П 470
 Р 470
 С 470
 Т 470
 У 470
 Ф 471
 Х 471
 Ц 471
 Ч 471
 Ш-Щ 471
 Э 471
 ЭБНЕР (Ebner) Фердинанд (1982-1931) 472
 ЭВАНС-ПРИЧАРД (Evans-Pritchard) Эдвард Эван (1902-1973) 476
 ЭВОЛА (Evola) Чезаре Андреа Джулиаию (1898-1974) 478
 ЭВОЛЮЦИОНИЗМ 480
 ЭГГАН (Eggan) Фредерик Рассел (р. 1906) 485
 ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 487
 ЭЙКЕН (Eucken) Рудольф (1846-1926) 491
 ЭЙХЕНБАУМ Борис Михайлович (1886-1959) 494
 ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРФИЛОСОФИЯ 495
 ЭКО (Есо) Умберто (р. 1932) 503
 ЭЛИАДЕ (Eliade) Мирче (1907-1986) 504
 ЭЛИОТ (Eliot) Томас Стернс (1888-1965) 507
 ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА 510
 ЭЛЛЮЛЬ (Ellul) Жак (р. 1912) 518
 ЭНТЕЛЕХИЯ 521
 ЭНТРОПИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ 525
 ЭРИКСОН (Erikson) Эрик Гомбургер (1902-1994) 527
 ЭРИСТИКА в культуре 20 в. ЭРН Владимир Францевич (1882 - 1917) 530
 ЭРН Владимир Францевич (1882 - 1917) 542
 ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 547
 ЭСХАТОЛОГИЯ 552
 ЭТНИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ 553
 ЭТНОГЕНЕЗ 554
 ЭТНОГРАФИЯ 557
 ЭТНОГРАФИЯ в России (СССР) 559
 ЭТНОЛИНГВИСТИКА 562
 ЭТНОЛОГИЯ 570
 ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ 583
 ЭТНОМУЗЫКОЛОГИЯ 584
 ЭТНОЦЕНТРИЗМ 586
 ЭТОЛОГИЯ 587
 Ю 592
 Я 592
 Указатель имен для первого тома А-Л 592
 Указатель имен для второго тома М-Я 633
 ОСНОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ 672
 Некоторые аббревиатуры 675
 Сокращения в библиографии 675
 Названия городов 675
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ОТ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ
  Энциклопедия "Культурология. XX век" представляет собой попытку очертить границы культурологии как интегративной области знания, имеющей своим предметом исторические формы общественного бытия, аккумулирующие социальный опыт коллективной жизнедеятельности людей, воспроизводимые и развиваемые через системы социальной коммуникации.
  Культурология формируется на стыке многих наук: культурфилософии, культурной и социальной антропологии, социологии культуры, этнологии, семантики и семиотики, синергетики, культурпсихологии, истории культуры, филологии. Она интегрирует знания различных наук о культуре в целостную систему, формулируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры как таковой, моделируя культурные конфигурации различных эпох, народов, конфессий, сословий, выявляя и систематизируя черты своеобразия различных культурных миров.
  Культурология - наука о прошлой и современной культуре, ее структуре, функциях, перспективах развития. Она изучает мир человека в контексте его культурного существования, т.е. в аспекте того, чем этот мир является для человека, каким смыслом он для него наполнен. Она исследует системный объект - культуру как форму существования, утонченную, исполненную разума форму жизни, результат символической и практической деятельности, "особый модус общественно-исторического бытия", охватывающий как высокую культуру, так и повседневность, привычки, верования, вкусы, мифы, стереотипы, "неотчужденную духовность, воплощенную в повседневном существовании с растворенными в нем человекосоразмерными бытовыми культурными символами" (Г.С. Кнабе).
  За всем многообразием определений культуры отчетливо проступают две смысловые доминанты, два образа культуры - обобщенные отражения действительности в виде знаний о ней и о методах ее изменения, научных теорий и художественных образов, с одной стороны, и непосредственно жизненное взаимодействие человека с действительностью, общественно-исторически детерминированное отражение форм и способов такого взаимодействия во внутреннем мире людей, их верованиях, убеждениях, вкусах, в их поведении, повседневном быту, отношениях, привычках, нравах - с другой. "Культурология является частью собственного предмета исследования (культуры), как бы ее автоинтерпретацией" (Е.И. Галахов).
  Культурология включает в себя теоретический срез - построение неких инвариантных моделей культуры, а также исторический срез - показ реального процесса развития культуры, функционирования ее стереотипов, образов, миросозерцании, норм, ее регулирующих.
  Существует мнение, что культурология - это только теория культуры, а история культуры соотносится с ней как конкретная историческая наука с теоретическим знанием, и если история культуры исследует преимущественно прошлое, то культурология - современную культурную жизнь. В действительности культурология ориентирована на познание того общего, что связывает различные формы культурного существования людей. Вопрос, что такое культура, может быть решен с позиций целостного понимания истории, т.е. с позиций философского осознания ее всеобщего содержания и природы. История культуры - попытка обозреть предшествующее развитие человечества с т.зр. целей, потребностей и задач современности. Как только историк переходит от изучения отдельной эпохи к построению всеобщей истории культуры, он неизбежно обращается к ее философскому осмыслению, к теории культуры; исторические и теоретические способы рассмотрения форм культурного существования человека находятся в культурологии в единстве.
  Культурология не может довольствоваться анализом индивидуальных форм человеческой культуры. Она стремится к универсальной синтетической т.зр., включающей все индивидуальные формы. Различные формы деятельности не образуют гармонию мира культуры, наоборот, они противоборствуют между собой: научное мышление и мифологическая мысль, религия, ее идеал и причудливые фантазии мифа и искусства. Если мы ограничимся лишь содержанием результатов этих видов деятельности (мифами, религиозными ритуалами, верованиями, искусством, наукой), то рассмотреть их как целостность оказывается невозможным. Философский синтез предполагает нечто иное - единство процесса творчества и воспроизводства норм, традиций, ценностей и др. Вопреки всем различиям и противоположностям разнообразных форм, всякая деятельность направлена к единой цели - социальной интеграции людей и удовлетворению их интересов и потребностей. В отдельных науках, на стыке которых складывается культурология, на основе присущих им некоторых принципов организации фактов человеческой культуры систематизируются и упорядочиваются ее явления. Культурологии не с чего было бы начать, если бы не этот первоначальный синтез, достигаемый отдельными науками о культуре. Работа всех ученых - это не только накопление фактов, но теоретическая, конструктивная работа. Эта спонтанность и продуктивность - подлинный центр всей человеческой деятельности, важнейшей характеристики человека. В этом - высшая человеческая сила и одновременно естественная граница человеческого мира. Все, что только и может сделать человек, - это создать (в языке, религии, искусстве, науке) свой собственный универсум - "символическую вселенную", которая открывает перед ним возможность понимать и истолковывать, связывать и организовывать, упорядочивать, синтезировать и обобщать человеческий опыт, а также обретать индивидуальность через приобщение к космосу культуры. Человек выражает и упорядочивает свою жизнь, придает форму своему существованию. Различные способы выражения этой жизни устанавливают свою собственную форму; каждый способ выражения живет собственной жизнью, создавая род вечности - человеческий способ преодоления единичного и эфемерного существования. Во всех видах человеческой деятельности обнаруживаются основополагающие полярные противоположности, напряжения возникают между устойчивостью и изменчивостью, стремлением к стабильным формам жизни и тенденцией к их изменению, между традицией и инновацией, между репродуктивными и креативными силами. Эта двойственность прослеживается во всех областях культурной жизни. В мифе и религии тенденция к стабилизации перевешивает противоположную. Эти культурные явления, как и язык, наиболее консервативны. В искусстве, которое, в отличие от науки, есть "оформление" бытия посредством чувственных форм, напротив, преобладает тенденция к оригинальности, индивидуализации, творчеству. Искусство не просто выражает внутреннюю жизнь художника, но и открывает нам "сверхиндивидуальное бытие". Человеческую культуру в ее целостности можно описать как процесс последовательного самоосвобождения человека. В каждой из форм своей деятельности человек проявляет и испытывает новую возможность - возможность построения своего "идеального мира", "символического мира", "символической вселенной культуры". В культуре находит свое выражение фундаментальная человеческая потребность - упорядочить свое существование и сделать его значимым.
  Культурология стремится понять мир культуры не как простое скопление разрозненных явлений и фактов, а осмыслить эти факты и явления как целостность.
  Идея выделения культурологии в самостоятельную область знания обычно связывается с именем известного американского антрополога Лесли А. Уайта. Однако впервые этот термин был предложен немецким философом и химиком В. Оствальдом в 1909 и применен им во многих последующих работах. Оствальд отличал культурологию от социологии и использовал термин "культурология" для описания специфического явления, присущего только человеку, которое может быть определено понятием "культура" и исследовано наукой под названием "культурология". В публикации "The System of The Sciences", Rice Institute Pamphlet, vol. II, no 3, 1915, pp. 101-90, В. Оствальд определяет место культурологии в системе наук XX века.
  В 1939 г. Лесли А. Уайт обращается к этому термину независимо от Оствальда и вводит в антропологические исследования, предварительно использовав его в цикле лекций (A Problem of Kinship Terminology//American Anthropologist, vol. 41, 1939, p. 571). Л. Уайт применил понятие культурологии для обозначения области знания, которую Э. Тайлор определил как "наука о культуре". Использование названия "культурология" для науки о культуре должно было, по мнению Л. Уайта, ускорить переход от частных наук к целостному исследованию культуры. Культурологию Л. Уайт рассматривал как принципиально новый способ изучения культурных явлений, раскрытия общих закономерностей культурно-исторического процесса и специфики человеческой культуры. Его трактовки концепции культуры как самоорганизующейся системы, роли технологической подсистемы как средства взаимодействия человека с естественной средой обитания, моделирования как способа изучения культуры сыграли определяющую роль в развитии культурной антропологии. Под его влиянием произошел поворот от частных, ориентированных на архаику исследований локальных культур, к целостному исследованию мировой культуры в ее диахронном и синхронном ракурсах.
  Теоретические первоначала культурологии складывались не только в русле антропологической традиции, но и в значительной мере в рамках философии, социологии, исторической и филологической наук. В работах М. Вебера, А. Вебера, В. Виндельбанда, Н. Гартмана, Г. Риккерта, В. Дильтея, Р. Кронера, Э. Кассирера, Э. Гуссерля, К. Юнга, Г. Зиммеля, О. Шпенглера, А. Тойнби, Л. Карсавина, П. Флоренского, С. Франка, Г. Шпета, М. Бахтина, А. Лосева, О. Фрейденберг и многих других мыслителей сформулированы основные идеи этой науки, осмысливаются различные подходы к исследованию культуры и человека, ее творца и носителя, вырабатывается язык этой науки.
  Значительную роль в становлении культурологии сыграли публикации французского журнала "Анналы", ныне "Анналы. История, социальные науки"1, представляющего одно из самых влиятельных направлений в области теории исторического процесса и культуры - школы "Анналов". Суть "коперниканской революции", совершенной этим направлением, состояла в замене классической "истории-повествования" "историей-проблемой", в попытке создать "тотальную" историю, т.е. историю, описывающую все существующие в обществе связи - экономические, социальные, культурные. Школа "Анналов" акцентирует внимание на исследовании всего общества в его целостности и многообразии социальных взаимосвязей. Такой подход требовал привлечения данных смежных наук, комплексного синтезирующего описания, что с необходимостью порождает "антропологический" принцип исследования, познание историко-культурного процесса изнутри - через человека, через проникновение в самосознание людей изучаемой эпохи, в повседневные условия их существования.
  На протяжении веков культура рассматривалась как совокупность достижений в области искусства, науки и просвещения. Эта "высокая" культура оперировала обобщенными художественными образами и научными идеями, возвышалась над эмпирической действительностью. В силу общей "антропологической" тенденции возник вопрос об изучении истории и культуры через реалии быта - вещи, привычки, повседневное существование. В этом контексте культура стала рассматриваться как форма исторической жизни, ее порождение, социальная функция и язык.
  Наука о культуре как об особом модусе общественно-исторического бытия находится в самом начале своего пути, несмотря на обилие публикаций и основательную разработку ее идей и проблем как в зарубежной, так и отечественной науке. Но уже сейчас культурология обретает все возрастающее значение для понимания и объяснения человека и его символической вселенной. Нередко говорят о культурологизации общественных наук. Вычленение культурологии как самостоятельного научного направления - следствие реальных процессов дифференциации и интеграции наук. В ее задачи входит раскрытие характера взаимосвязи культурных явлений, динамики, структуры и функций культуры, ее смысла и значимости.
  В предлагаемой вниманию читателей энциклопедии мы ограничиваемся проблемами формирования культурологии в XX веке, т.е. тем периодом, когда интегративные процессы в различных науках о культуре обозначили контуры этой целостной области знания.
  Энциклопедия дает представление об основных познавательных категориях, направлениях, школах, явлениях культуры и наиболее крупных мыслителях XX века, заложивших основы культурологии. В статьях-персоналиях основное внимание сосредоточено на концепциях культуры, идеях культурологии, ее ключевых темах. Значительную смысловую нагрузку несут также статьи, разъясняющие основные понятия, категориальный аппарат, язык культурологии. Композиция издания позволяет не только выявить логику науки о культуре, познавательные подходы к ее изучению, исследовательские направления и школы в культурологии, но и обнаружить дискуссионность проблемы и трудности, связанные со становлением культурологии в XX веке, системы ее принципов и законов, формированием ее смысловой области на границе с другими науками.
  Ясно осознаем, что многолетняя работа над этим изданием (1991-1997) - лишь начало трудного пути. Работа по определению предметного поля культурологии будет продолжена в многотомной энциклопедии, готовящейся к изданию.
  Главный редактор и автор проекта С.Я. Левит
  А
 
  АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО
  АБСУРД
  АВАНГАРД
  АДАПТАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ
  АДЛЕР (Adler) Альфред (1870-1937)
  АДОРНО, Визенгрувд-Адорно (Wiesengrund-Adorno) Теодор (1903-1969)
  АЗИАТСКИЕ КУЛЬТУРЫ
  АККУЛЬТУРАЦИЯ
  АКМЕИЗМ
  АКСИОЛОГИЯ
  АЛПАТОВ Михаил Владимирович (1902-1986)
  АМЕРИКАНОЦЕНТРИЗМ
  АМЕРИКАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
  АМЕРИКАНСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА
  АМСТЕРДАМСКАЯ ШКОЛА
  АНГАЖИРОВАННОСТЬ
  АНДРЕЕВ Даниил Леонидович (1906-1959)
  АНТИНОМИЧНОСТЬ КУЛЬТУРЫ
  "АННАЛОВ" ШКОЛА
  АНТРОПОГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА
  АНТРОПОЛОГИЯ
  АНТРОПОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ
  АНЦИФЕРОВ Николай Павлович (1889-1958)
  АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ
  АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич (1888-1977)
  АРТЕФАКТ
  АРТЕФАКТ КУЛЬТУРНЫЙ
  АРХЕОЛОГИЯ


           стр. 1 (из 32)           След. >>

Список литературы по разделу