Пeтeр куттeр соврeмeнный психоанализ ввeдeниe в психологию бeссознатeльных процeссов спб 1997 314 с

Петер Куттер. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов       Рекомендовано в качестве учебного пособия для дополнительного  образования Министерством образования Российской Федерации     Б.С.К.    Санкт-Петербург 1997             СОДЕРЖАНИЕ       От издательства     Предисловие к русскому изданию     Вступление     I.

 

Человеческие, слишком человеческие конфликты в повседневной жизни и  их отражение в зеркале литературы и кино     II. Дерево психоаналитического познания   1. Корни психоанализа: естественные науки, литература, филосо-фия   2. Ствол психоанализа: Зигмунд Фрейд и группа первых психоаналитиков   3.

 

Первые ветви: Адлер, Штекель, Юнг   4. Возвращение к стволу: теория инстинктов и теория травм   5. Дальнейшее развитие ствола: Я-психология и ранняя теория отношений   6. Ветви психоанализа: современное развитие теории отношений (Сандор  Ференци и Михаэль Балинт, Эрик Г. Эриксон, Рене А. Спиц, Дональд В.  Винникот, Маргарет Малер, Отто Ф. Кернберг, Гейнц Когут, Альфред Лоренцер и  Клаус Хорн)    III. Развитие психоанализа в Германии     1. Немецкое психоаналитическое объединение переосмысливает нацистское  прошлое   2. Значение психоанализа для педагогики, философии и богословия   3. Психоанализ в университете – шансы для взаимных инициатив .    IV. Психоанализ на фоне науки     1.Является ли психоанализ наукой?   2.

 

Различие между естественными и гуманитарными науками   3. Освобождающие науки   4. Позиция психоанализа   V. Психоаналитическая теория личности   1. Предварительные замечания   2. Образ человека по Фрейду (психоаналитическая теория сексу-альности;  развитие структурной модели)   3.

 

Дальнейшее развитие теории Фрейда (современные психоанали-тические  аспекты сексуальности; развитие структурной модели;   специальные теории личности)    VI. Психоаналитическое учение о болезнях     1. Предварительные замечания   2. Классическое учение о неврозах (страх и механизмы защиты;   классическая истерия или конверсионный невроз; неврозы на-вязчивых  состояний; фобии; депрессивный невроз или невроти-ческая депрессия)   3. Современные “пост-классические” неврозы (нарциссический невроз;  пограничные случаи; неврозы недостатка и неврозы связи)   4. Учение о психозах (депрессивные психозы или психотические депрессии;  мания; шизофрения)   5. Психосоматические расстройства (формы патологий; психосома-тический  процесс; стационарная психотерапия; профилактика)   6.

 

Делинквентное поведение (общественные аспекты; индивидуаль-ные  аспекты; терапия)   7.

 

Алкогольная и наркотическая зависимость   8. Так называемые перверсии (очевидное поведение; объяснение  возникновения перверсий; проституция)   9.

 

Резюме    VII. Диагностические методы в психоанализе     1. Предварительные замечания   2.

 

Психоаналитическое “интервью” (метод и необходимые условия;   три уровня “интервью”; примеры из практики; эмпирическое обоснование)   3. Психоаналитически ориентированные методы тестирования (ка-чественные  методы; количественные методы)    VIII. Психоаналитические методы лечения и консультации     1.

 

Отличия от других видов терапии (поведенческая терапия; разго-ворная  психотерапия; прочие психотерапевтические методы)   2. ..Условия, необходимые для успешного применения психоана-литических  методов (со стороны психоаналитика; со стороны пациента)   3. Психоаналитическая ситуация   4.

 

Психоаналитический метод в узком смысле (желание и сопро-тивление ;  перенос и контрперенос; толкование)   5.

 

Экскурс: опытные экстремальные и смешанные формы психо-анализа и  поведенческой терапии. Сравнительный анализ   6. Другие формы психоаналитической терапии (психоаналитичес-кая  психотерапия; короткая психоаналитическая терапия)   7. Применение психоанализа (в медицине; в психологии; в группо-вой  терапии; в семейной терапии)     К.

 

Психоанализ вне клиники и консультационного кабинета – с  психоанали-тическим инструментарием в политике и обществе   1. Методологические проблемы   2.

 

Общественная критика Фрейда   3.

 

Психоаналитическое исследование предрассудков и проблемы меньшинств   4. Вклад А. и М. Мичерлих в решение актуальных процессов в ФРГ   5. Примеры движения за эмансипацию (студенческие выступления;   эмансипация женщины; движение за мир)     Примечания     От издательства     Данная работа открывает книжную серию под общим названием “СОВРЕМЕННЫЙ  ПСИХОАНАЛИЗ”, ставящую своей задачей зна-комство читателя с основными  направлениями психоаналитической мысли, – ее теоретическими положениями,  прикладными разработ-ками и клинической практикой.

 

Необходимость начинания  подобного рода диктуется прежде всего настоятельной потребностью мыслящей  части российского общества в серьезном переосмыслении мирового  пси-хоаналитического опыта последних десятилетий и включении его в об-щий  контекст отечественной научной и образовательной систем.   В силу различных причин, в том числе и идеологического харак-тера,  богатейшее творческое наследие ближайших учеников и после-дователей Фрейда,  равно как и новейшие исследования нынешних пси-хоаналитиков,- многие работы  самого мэтра, к счастью, в свое время были опубликованы на русском языке,  хотя впоследствии и упрятаны во всевозможные “спецхраны” – оказались  выключенными из науч-ного, клинического и культурного процессов в России.

 

Это обстоятель-ство и побудило наше издательство, наряду с уже издающейся  серией “Библиотека аналитической психологии”, приступить к изданию книг  непосредственно психоаналитической серии.

 

Практической задачей “восстановительной” работы такого рода на-ряду с  публикацией книг психоцентрического и медикоцентрического направлений в  классическом и постклассическом психоанализе видится и публикация ряда  работ, позволяющих прояснить психопатологичес-кую специфику тоталитарной  истории общества как истории болезни, в рамках которой вырисовывается новый  беллетристический жанр. Историки, политологи, публицисты уже внесли свою  посильную лепту в создание своеобразной “кругорамы” социальной истории  России, психологам же еще только предстоит дискурсная артикуляция  отечественной новейшей психоистории, позволившая бы раскрыть обществу  разницу между историей индивидуальной и общественной души и исто-рией ее  болезни.

 

Психическое, увы, слишком часто видится через пато-логию…

 

Данный проект – плод усилий многих людей, не только сотрудни-ков  издательства “Б.

 

С.

 

К.” и Информационного центра психоаналити-ческой  культуры, инициировавших саму идею издательской серии, но и целого ряда  других организаций.   В осуществлении столь серьезного начинания постоянную помощь нам  оказывают Международная Психоаналитическая Ассоциация (IРА), Европейская  психоаналитическая федерация (ЕРР), ряд зарубе-жных издательств и фондов, в  частности немецкий благотворительный фонд Inter Nations, Русское  Психоаналитическое общество и Россий-ская психоаналитическая ассоциация в  Москве, Общество поощрения современного искусства “А-Я” в Санкт-Петербурге.  Всем им мы выра-жаем свою глубокую признательность.   Мы хорошо отдаем себе отчет в том, за какое трудное дело взялись.  Поэтому заранее благодарны всем нашим будущим читателям за их кри-тические  советы и пожелания.   Январь 1997 г.      Предисловие к русскому изданию       Улучшение политического климата в мире способствует восстанов-лению  нарушенных международных связей, устраняет предрассудки в отношениях между  государствами и общественными системами и бла-готворно влияет на развитие  научного знания, что с полным правом следует отнести и к психоанализу.   В свое время российский психоанализ оказался одной из многочис-ленных  жертв большевизма, а позже стал неугоден национал-социа-листическому режиму  психоанализ немецкий. Диктаторские режимы, утвердившиеся в Аргентине и Чили,  оказали столь же удручающее вли-яние на развитие психоанализа в этих  странах.   Являясь не только медицинской практикой, но и культурологичес-кой  теорией психоанализ в состоянии помочь лучше разобраться в исто-рической  динамике подобных политических процессов. Помощь эта может заключаться и во  вскрытии аспектов стыда и скорби, от которых ранее приходилось защищаться, а  также в обнаружении латентных предрассудков и собственных черт в образе  врага, что сулит возмож-ность позитивных общественных преобразований в  направлении мультикультурального общества. Для Германии решение проблем  такого рода стало особенно актуальным после объединения двух немецких  государств в 1989 году.

 

Великий мир с его казавшимися прежде необозримыми и беско-нечными  просторами доступен теперь не только воображению, но и, благодаря  современным средствам массовой информации, вполне обозрим.   Прежде отдельные нации самостоятельно выбирали те или иные пути  развития, теперь они находятся в постоянном, многостороннем взаимодействии.

 

Современные разработки теории систем убедительно свидетельствуют о том, что  ни одно действие в какой-либо стране не проходит для других стран бесследно  и имеет для них те или иные последствия.

 

Речь идет не столько о каузальных  процессах с прису-щими им причинно-следственными связями, сколько о  процессах цир-кулярных, малейшее изменение в которых влияет на политическую  систему в целом.

 

В таком общественно-политическом контексте научное сообщество также  ориентируется уже не национально, а мультикультурально или интернационально.  В свое время и психоанализ, возникнувший в Вене, быстро перешагнул границы  Австрии и стал достоянием мировой культуры…

 

Международное распространение и развитие психоанализа привело, однако,  не только к разрушению барьеров непонимания, но к многочи-сленным расколам,  начало которым положили расхождения во взглядах между тремя “китами”  психоаналитического движения – Зигмундом Фрейдом, Альфредом Адлером и  Карлом Густавом Юнгом. В дальней-шем противоречия преследовали  психоаналитиков и в других странах, разводя в разные стороны не только  социально ориентированных поли-тических критиков, но и совершенно  неполитизированные клинические структуры и психотерапевтические учреждения.   Россия не стала исключением на этой стезе размежевании. После распада  Советского Союза единая Психоаналитическая Ассоциация тоже распалась на ряд  региональных объединений. В мае 1995 года “Российская психоаналитическая  ассоциация” отделилась от “Рус-ского (“Арбатского”) психоаналитического  общества” (Москва). В Петербурге действуют две независимые  психоаналитические струк-туры: “Восточно-Европейский институт психоанализа”  и “Санкт-Петербургское психоаналитическое общество” с издательским  “Информационным центром психоаналитической культуры”. В Росто-ве-на-Дону  существует “Ростовская психоаналитическая ассоциация” и даже в далеком  сибирском городе Томске интересуются современным психоанализом.   В связи с этим есть все основания полагать, что книга “Современ-ный  психоанализ”, написанная в Германии в 1989 году для широкой публики, вызовет  интерес и в России.   Что касается энтузиазма и пионерского духа, царящих в Москве,  Петербурге и Ростове, то автор убедился в этом лично в 1994, 1995 и 1996  годах. В этой связи невольно вспоминается тот энтузиазм, с кото-рым в  Германии после катастрофы 1945 года на протяжении всех 50-х годов  приветствовали иностранных психоаналитиков, возвращавших психоанализ на  родину.

 

Подобно тому, как в свое время Германия извлекла пользу из контактов  с психоаналитиками Великобритании, Голландии и США, русские коллеги обретают  упущенный опыт из кон-тактов с западными психоаналитиками.   Предлагаемая книга представляет собой адаптированное введение в сложную  область знания. Побудительным мотивом к ее написанию послужили лекции и  семинары, которые я в течение двадцати лет про-водил во Франкфуртском  университете.

 

Вопросы студентов заставля-ли меня искать на них точные  ответы, прояснять неясное, пытаться устранить противоречия и заполнить  существующие пробелы. Хотя на-учного (позитивного) обоснования верности  теории и практики психо-анализа нет, тем не менее последний постоянно  оправдывает себя в пра-ктической жизни. Очевидную пользу из психоанализа  извлекают и такие смежные дисциплины, как социология, педагогика,  психотерапия и другие.   Я хочу выразить свою особую благодарность Сергею Панкову и Валерию  Зеленскому за их кропотливый труд по переводу и редактиро-ванию рукописи,  Роланду Кнаппе из издательства Клетг-Котта за пре-доставление прав на  публикацию, немецкому фонду Inter Nationes за великодушную финансовую  поддержку и петербургскому издательству “Б. С. К.” за усилия по изданию  книги.   Ряд московских коллег оказывали помощь на разных этапах осуще-ствления  издательского проекта. Особенно я благодарен Марине Игельник, Якову Обухову,  Сергею Назаряну и Арону Белкину.   Надеюсь, что книга найдет своих читателей в России и не только поможет  их профессиональному росту, но и принесет им ощущение большей полноты  собственного бытия.      ПЕТЕР КУТТЕР, Штутгарт, ноябрь   , 1996 г.             ВСТУПЛЕНИЕ     Почему необходимо еще одно введение в психоанализ?     Мы исходим из того, что многочисленные введения в психоанализ нуждаются  в уточнениях. Иначе говоря, некоторые из них, как, например, популярные  работы Чарльза Бреннера (1967), Густа-ва Балли (1961), или Лоуренса С. Куби  (1956), уже успели устареть. В связи с этим на книжном рынке появились новые  работы: “Глубинная психология” Зигфрида Эльхарда(1971), “Фундаментальный  курс пси-хоанализа” Себастьяна Гопперта (1978), “Введение в учение о  неврозах и психосоматическую медицину” Свена Олафа Гоффмана и Герда  Гохапфеля (1984); отличный актуальный обзор психоанализа, выпол-ненный  Вольфгангом Мертенсом (1981), сжатая и точная информация о психоанализе  Франкфуртского Института Зигмунда Фрейда (Мук и другие, 1974). К событиям на  книжном рынке можно отнести “Учебник психоаналитической терапии” Гельмута  Томэ и Хорста Кэхеля (1985), первый том которого (“Основные положения”),  составленный в сотруд-ничестве со многими учеными, знакомит не только с  основными положе-ниями психоанализа, но и подробно излагает сущность таких  специаль-ных понятий, как перенесение, соответствие, смещение, первичное  интервью и толкование сновидений, вырабатывает определенные пра-вила  психоаналитической терапии, глубоко и обстоятельно выявляет пути развития и  цели психоанализа.   В Институте психоанализа на факультете психологии Франкфурт-ского  университета, где я преподаю с 1974 года, имеется большой выбор  психоаналитической литературы; это хорошее подспорье студентам-психологам,  которые наряду с классическими психологическими дисци-плинами –  психологической диагностикой, клинической психологией, педагогической  психологией,- сдают экзамены по профессиональной и организационной  психологии, равно как и по психоанализу. Некоторые из перечисленных книг  годятся для этих целей, некоторые, как выясня-ется в процессе работы со  студентами, для учебных целей зачастую не подходят. По отдельным  экзаменационным темам, которые изучаются в рамках психоанализа (таким, как  теория личности и учение о болез-нях), написан целый ряд монографий,  подавляющее большинство кото-рых для студентов слишком сложно.   Будущие психоаналитики вряд ли обойдутся университетским образованием.  Студенты основного курса (психологии) и параллельного курса (психоанализа)  могут и должны получать фундаментальные све-дения о теории и практике  психоанализа, теории личности, учении о бо-лезнях, теории психических  отклонений, о психоаналитических методах лечения и консультирования, а также  о бесчисленных возможностях приложения психоанализа к общественной жизни и  политике, к лите-ратуре и искусству, к антропологии и философии. Долгое  время я до-вольствовался тем, что при подготовке к экзамену студенты изучали  по меньшей мере одну книгу в каждой из названных областей, однако и такого

Прокрутить вверх