INFINAN.RU

ИНСТИТУТ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА



 


           стр. 264 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу

 осуществлением первоначала, тремя его ипостасями: ум и душа — осуществление
 единого в
 вечности, космос — во времени. Единое, начало всего сущего, как и у Платона,
 именуется у П.
 благом и сравнивается с солнцем. Ему противоположна тёмная и лишённая вида
 материя, принцип
 зла. Но такова только собственно материя, низшая граница, замыкающая иерархию
 бытия; однако
 материя есть и в умопостигаемом. В принципиальном смысле материя у П. —
 бестелесный
 неаффицируемый субъект, относительное неопределённое подлежащее. П. использует
 здесь также
 пифагорейский комплекс представлений о неопредел. двоице, первом различии и
 «дерзости»,
 ставшей причиной перехода единого во множество. Ум дерзнул отпасть от единого,
 душа — от ума, а
 наиболее дерзкая часть души прозябает вплоть до растений. Т. о., материя у П.
 провоцирует высшее к
 переходу в низшее. Она — зеркало, отражаясь в к-ром высшее порождает низшее в
 качестве своего
 подобия. Итак, сфера сущего охвачена, по П., мощью сверхсущего единого и
 ограничена немощью
 не-сущей материи. Структуру бытия у П. задаёт противопоставление «тамошнего» и
 «здешнего».
 «Там» — истинно сущее, ум, к-рый и есть первичные сущности; в уме мысль и
 предмет мысли
 совпадают. Поэтому ум обладает недоступной низшему способностью: осуществлять
 свои замыслы
 без посредства орудий и в материи, к-рая не отличается от него самого. «Образы»,
 творимые умом,
 есть первообразы, тогда как в «здешнем» миро нам приходится довольствоваться
 подобиями. Однако
 принцип подражания П. проводит не механически. П. исходит из того, что только
 чувств. космос
 находится в определ. месте, тогда как умопостигаемый мир — повсюду. Поэтому душа
 в человеке не
 есть подобие некоей души-в-себе; знания, получаемые ею от ума, — подлинные.
 Сфера истинного
 бытия всегда открыта для души, ей нужно только уметь вернуться к себе самой,
 познать свою
 истинную природу. Возможность такого возвращения обеспечена тем, что душа не
 целиком
 выступает из умопостигаемого космоса; её рождение в теле означает «дробление»
 единой души, ибо
 «там» — все души нераздельны. Достигается это возвращение на путях очищения души
 и
 уподобления её божеству.
 Универсум П. статичен. Всякая низшая ступень в нём вечно рождается от высшей,
 причём высшая
 вечно остаётся неизменной и, порождая, не терпит ущерба. Единое вечно сияет в
 своей
 сверхпрекрасной благости, вечно прекрасен созерцающий сам себя ум, вечно душа
 устремляется к
 единому и оглядывается на созданный ею космос. Космос вечно вращается круговым
 вращением и в
 подлунной части его вечно чередуются возникновение и гибель. Вечно взаимное
 истребление жи-
 вотных, вечны войны и убийства среди людей. Вечно и неизбежно зло в мире. Это,
 однако, не делает
 П. пессимистом. Здешний мир для пего — игра в театре. Ничто не властно над
 благой душой, даже
 рок, к-рому подвластна вся сфера времени. Из того, что в мире есть зло, не
 следует, будто божество
 не заботится о мире, что мир лишён разумного плана: ведь и в драме не все герои,
 но есть и рабы.
 Разнообразие, вносимое злом, только украшает пьесу, а наша истинная отчизна —
 всегда рядом с
 нами. Пусть душа, презрев «здешнее», вернётся к своему истинному отцу и любит
 его чистой
 любовью. Это иронич. отношение П, к настоящему и
 502 ПЛУТАРХ
 «здешнему», его устремлённость к прошлому и «тамошнему» как единств. пристанищу
 для
 затерянной в просторах космоса души -- характерные черты не только позиции П.,
 но и того
 последнего этапа в развитии антич. философия, к-рый открывается им.
 П. оказал огромное влияние на последующее развитие философии, нередко — анонимно
 и
 опосредованно (ср. т. н. «Теологию Аристотеля», являющуюся в действительности
 извлечением из
 «Эннеад», а также широкое проникновение идей П. в зан.-европ. ср.-век. культуру
 через посредство
 Макробия и особенно Августина). Прямое Знакомство с П. происходит в 15 в.
 (Фичино и
 платоновская Академия во Флоренции); под влиянием П. находится Бруно. Позднее
 особый интерес
 к П. характерен для Беркли, представителей нем. классич. идеализма, а также для
 мыслителей и
 эпигонов нем. романтизма.
 • Opera, ed. P. Henry et II.-R. Schwyx.er, v. 1 — 3, Brux.— Leiden, 1973; то ж
 e, v. 1—2—, Oxf., 1964—77—; в рус. пер.—
 Избр. трактаты, «Вера и разум», 1898, № 8, 9, 11, 13, 14, 17, 19; 1899, № 2, 6,
 11—15; 1900, № 18—21; в кн.: Лосев А. Ф.,
 Антич. космос и совр. наука, М., 1927; в сб.: Антич. мыслители об иск-ве, М.,
 1938, с. 244—53; в кн.: История эстетики,
 т. 1, М., 1962, с. 224 — 235; в кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. l,
 M., 1969, с. 538—54.
 * Б л о н с к и й П. П., Философия П., М., 1918; Лосев А. Ф., Диалектика числа у
 П., М., 1928; с г о ж е, История антич.
 эстетики. Поздний эллинизм, М., 1980; Sсhwу -zer H.-R., Plotinos, в кн.: RE, Bd
 21, Hlbbd., 1951, S. 471 — 592, Suppl., Bd
 15, 1978,8. 310 — 28; Les sources de PlotJn. Entre-tiens sur 1'antiquite
 classique. 5, Vandoeuvres — Geneve, 1960 (Fondation
 Hardt); H a do t P., Plotin ou la simpliciti du regard, P., 1963; Armstrong A.
 H., Plotinus, в кн.: The Cambridge history of later
 Greek and early medieval philosophy, Camb., 1967, p. 193—268; B a l a d i N., La
 pensee de Plotin, P., 1970; М о г e a u J.,
 Plotin ou La gloire de la Philosophie antique, P., 1970; Sie em an J. H., Pol
 let G., Lexicon Plotinianum, Leiden, 1980. Ю. А.
 Шичалин.
 ПЛУТАРХ (??????????) из Херонеи (ок. 45— ок. 127), греч. писатель и философ-
 моралист. При-
 надлежал к платоновской Академии и исповедовал культ Платона, отдавая дань
 многочисл. стоич.,
 пери-патетич. и пифагорейским влияниям в духе характерного для того времени
 эклектизма. Его
 интерпретация Платона продолжала линию Посидония. Полемизируя со стоич.
 натурализмом и
 пантеизмом, П. часто склонялся к пониманию материи как космич. начала
 несовершенства,
 дуалистически противостоящего трансцендентному богу. Посредники между миром и
 богом
 — демоны (гении). Философия для П. — не систематич. дисциплина, а орудие
 самовоспитания
 универсально развитого дилетанта. Это роднит П. с совр. ему антич. вульгарной
 философией; однако
 если для моралистов стоич., кинич. и эпикурейского типа характерен пафос резкого
 противоположения критикуемой действительности и спасит. проповеди, то П.
 постоянно апел-
 лировал в своей этике к исторически сложившимся данностям человеч. отношений.
 Отсюда его
 отвращение к доктринёрству, нежизненному ригоризму (напр., в полемике против
 стоиков) и в то же
 время обывательское почтение ко всему общепринятому. Этич. норма для П. — не
 утопич. теория, а
 идеализиров. практика старой полисной Греции, поэтому он прибавлял к моральным
 трактатам и
 диалогам дополняющий их цикл «Параллельных жизнеописаний» знаменитых греков и
 римлян
 прошлого, где моральный идеал выясняется на конкретном историч. материале.
 Историч. повество-
 вание в биографиях П. всецело подчинено моральной проблематике. В центре морали
 П. стояли
 понятия ??????? («образования», «просвещения», т. е. эллинской духовной
 культуры) и ?????&?????
 («человеколюбия», т. е. эллинской гуманности).
 Разработанный П. идеал антич. гуманности и гражданственности широко
 использовался в новое
 время. Монтеню импонирует враждебность П. аскетизму и доктринёрству, Руссо — его
 внимание к
 «естеств.» чёрточкам человеч. психологии и свободолюбие; гражданственность
 создала П. огромную
 популярность у идеологов Великой франц. революции. Морализм П. пытался
 реставрировать
 Эмерсон.
 • Moralin, v. 1-3. N. Y.— L., 1928—31, v. 5, fasc. l, Lipsiae, 19572 (над.
 продолжается); Vitae parallelae, rer. Cl. Linciskog et
 K. Zitier, v. l - 4, Lpz., 1914—39; в рус. пер. - О происхождении мировой души
 по «Тимею» Платона..., в кн.: Б p а ш М.,
 Классики философии, т. 1, [СПБ, 1907], с. 378—422; О музыки, П., 1922; Сравнит.
 жизнеописания, т. 1—3, М., 1961—64.
 • Аверинцев С.С., П. и антич. биография, М., 1973; H i г z е l R., Plutarch,
 Lp/.., 1912; G eigen m u l l e r P., Plutardms
 Stellung zur Heligion und Philosophie seiner Zeit, «Neue Jahrbucher fur das
 klassische Altertum», 1921, Bd 47; Z i e g l e r K.,
 Phitarchos von Chaironeia, StnUg., 1949; W e-b e r II., Die Staats- und
 Tiochtslehre Plutarclis von Chaironeia, Bonn, 1959.
 ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis — множественный), филоо. позиция, согласно к-рой
 существует
 несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов
 бытия (П. в
 онтологии), оснований и форм знания (П. в гносеологии). Термин «П.» был
 предложен нем.
 философом X. Вольфом в 1712. П. противоположен монизму.
 Понимание действительности до возникновения точного естествознания было связано
 с
 выдвижением разнородных начал («четырёх стихий» — земли, воды, воздуха и огня, и
 т. п.). Наука и
 философия нового времени, стремившиеся выявить внутр. связи явлений, снести
 качеств.
 многообразие явлений к единым основаниям, в принципе отвергли П.
 Развитие идеалистич. философии в кон. 19—20 вв. характеризуется усилением
 тенденций к П. При
 этом гносеологич. основой нлюралистич. концепций выступает релятивизм. П.
 находит своё
 выражение прежде всего в персонализме, исходящем из идеи уникальности каждой
 личности, в
 философии жизни, прагматизме (У. Джемс), экзистенциализме, «критич.» онтологии
 Н. Гартмана.
 Превращение П. в осознанную методология, позицию характерно для таких
 направлений бурж.
 философии науки, как, напр., конвенционализм А. Пуанкаре, концепция «критич.
 рационализма»,
 предложенная К. Погшером и его учениками и наз. ими «теоретич. П.». П. в
 гносеологии и
 методологии науки, отстаивая представление о множественности истин,
 абсолютизирует одну из
 черт науки 20 в. — существование кон-курирующих друг с другом концепций,
 многовариантность
 развития совр. теоретич. знания.
 В совр. бурж. социологии П. как методология, ориентация представлен в ряде
 концепций: в т. н.
 теории факторов, теории политич. П., трактующей механизм политич. власти как
 противоборство и
 равновесие обществ.
 групп. Ряд идеологов правого и «левого» ревизионизма утверждает, что П. допустим
 внутри марксиз-
 ма, выражающийся в различных его интерпретациях (сциентистской,
 антропологической и пр.), в
 существовании множества «моделей» социализма. Политич. П. проявляется также в
 абсолютизации и
 универсализации социально-политич. структур бурж. «плюра-листич.» демократии,
 противопоставляемых реальному социализму.
 Утверждая принципиальное единство науя. знания, предполагающее многообразие
 науч. подходов и
 демократия, методы обсуждения и решения конкретных проблем познания и обществ.
 жизни,
 марксизм-ленинизм решительно отвергает филос. и полития. П.
 • Джемс В., Вселенная с плюралистич. точки зрения, иер. с англ., М., 1911; Ц е х
 м и с т p о И. З., Диалектика
 множественного и единого, М., 1972; Федосеев П. Н., Философия и мирововзренч.
 проблемы совр. науки, «ВФ», 1978,
 № 12; 1979, № 1; J a k o w e n k о В., Vom Wesen des Pluralismus, Bonn, 1928;
 Der Methoden und Theorienpluralismus in den
 Wissenschaften, Meisenheim am Glan, 1971.
 ПНЕВМА (греч. ??????, первоначально — дуновение, вдыхаемый воздух, дыхание,
 позднее — дух,
 от ???? — дую, дышу), термин др.-греч. философии и медицины. У натурфилософов 6
 в. до н. э. П.
 употребляется для обозначения элемента «воздуха» (Ферекид из Сироса А 8;
 Анаксимен В 2;
 «бесконечная П.», вдыхаемая космосом, в пифагореизме — 58 В 30). Начало
 спиритуализации П.
 было положено отождествлением воздуха-П. с субстанцией души (псюхе) в традиции
 Анаксимена —
 Диогена Аполлонийского, у к-рого также впервые фиксируется представление о
 жизненном
 дыхании-П., движущемся в венах имеете с кровью; это представление проникло затем
 как в
 гиппократовскую (косскую) школу, локализовавшую источник П. в мозгу, так и в
 сицилийскую
 школу врачей, локализовавшую источник П. в сердце. Через посредство сицилийского
 врача-
 натурфилософа Филистиона из Локр между 370 и 360 до н. а. оно было воспринято
 Платоном и
 Аристотелем (Аристотель различал два вида П.: П. как вдыхаемый воздух,
 регулирующий
 температуру тела, и психич. П., постоянно испаряющуюся из крови), развито
 Эрасистратом в 3 в. до
 н. э. и через школу врачей-пневматиков 1 в. н. я. (объяснявшей всю
 жизнедеятельность потоками П.,
 истекающими из сердца) и Галена (понимавшего П. как субстанцию-посредник между
 душой и
 телом, используемую душой в качестве орудия чувств. познания и телесных
 движений) дошло до
 нового времени в виде представления о «жизненных духах» (spiritus vitales) в
 крови и нервах у
 Андрея Везалия и Декарта.
 В стоицизме II. — тончайшая и подвижнейшая субстанция (у Хригиппа — смесь огня и
 воздуха, SVF
 II 310), отождествляемая с панкосмич. имманентным божеством, «пронизывающая»
 космос
 жизненным дыханием и объединяющая его в целостный организм, как душа — тело, но
 различаясь
 при этом степенью интенсивности (?????), или натяжения. Иерархия натяжений: 1)
 низшая ступень
 (габитус), сообщающая единство неорга-нич. телам; 2) «природа» (?????),
 вызывающая рост
 растений; 3) животная душа (псюхе); 4) разум (логос) (SVF II 458—462; см. также
 Посидоний и
 Симпатия космическая). Каждая пневматич. система имеет свой центр управления —
 «руководящую
 часть» (?? ??????????), соединяющуюся с периферией тела потоками П. и на
 микрокосмич. уровне
 помещающуюся у человека в сердце, на макрокосмическом — в эфире (у Зе-нона из
 Китиона и
 Хрисиппа SVF II 642—644) или солнце (у Клеанфа SVF I 499).
 Полное одухотворение П. происходит в среде эл-линистич. иудаизма на рубеже н.
 э.: уже в «Книге
 премудрости Соломона» II. выражает прямое вмешательство бога в мировую историю;
 Филон
 Александрийский называет П. «божеств. дух» — высшую (бессмертную и бестелесную)
 часть
 человеч. души (Leg. alleg. l, 37), а также принцип профетич. познания,
 превосходящий человеч.
 интеллект и даруемый богом. У Плутарха П. ставится в связь с иррациональными
 способностями
 души и оракульской мантикой (Def. or. 432 d). В гностицизме и герметизме П.
 употребляется в
 различных значениях (напр., у гностиков Валентина и Юсти-на так же, как у
 Филона); характерна
 роль П. как посредника: в космосе — между светом и тьмой, высшей и низшей
 областью мира; в
 человеке — между телом и душой (воздушная оболочка души, ср. Квинтэссенция —
 астральное
 тело). В магич. папирусах и у алхимиков П. — скрытая таинств. сила, к-рой можно
 овладеть для
 достижения определ. цели [напр., превращение металлов в золото; ср. «дух мира»
 (spiritus mundi)
 Агриппы Неттесхеймского]. У неоплатоников П. — посредник материального и

           стр. 264 (из 449)           След. >>

Список литературы по разделу