INFINAN.RU

ИНСТИТУТ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА



 


           стр. 1 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 В. Н. Кузнецов, Б. В. Мееровский, А. Ф. Грязнов
 
 Западноевропейская философия 18 века
 
 
 Неотсканированные страницы:196-197,246-253,368-369,389-400.
 
 Раздел 1. АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII ВЕКА
 
 В конце XVII - первой половине XVIII в. в Англии продолжалось и
 усиливалось развитие капиталистических отношений. В сельском хо-
 зяйстве утверждается система крупного землевладения капиталисти-
 ческого типа - лендлордизм. В промышленности мелкое ремесленное
 производство уступает место мануфактуре, ставшей одной из ранних
 форм капиталистического предприятия. Во второй половине XVIII в.
 английский капитализм вступил в стадию перехода от мануфактурного
 производства к фабричному. Это был промышленный переворот, кото-
 рый представлял собой "крутое и резкое преобразование всех общест-
 венных отношений под влиянием машин" (2, 2, 231).
 Главным социальным последствием указанных преобразований
 явилось возникновение промышленного пролетариата, который превра-
 тился в самый многочисленный и наиболее обездоленный класс анг-
 лийского общества. Одновременно происходило обогащение и возвыше-
 ние буржуазии, росло ее влияние на все стороны общественной жизни.
 Промышленный переворот дал мощный импульс внутренней и внешней
 торговле, способствовал росту городов, развитию путей и средств сооб-
 щения.
 Политическое развитие Англии в рассматриваемый период проте-
 кало под знаком государственного переворота 1688 - 1689 гг., получив-
 шего наименование "славной революции" и представлявшего компро-
 мисс между землевладельческой аристократией и крупной буржуазией.
 "Политические трофеи - доходные и теплые местечки - оставлялись в
 руках знатных дворян-землевладельцев при условии, что они в доста-
 точной мере будут соблюдать экономические интересы финансового,
 промышленного и торгового среднего класса" (1, 22, 310).
 Здесь и далее везде в скобках первая цифра означает порядковый
 номер цитируемого произведения по списку литературы, данному в
 конце книги; последняя - страницы; цифры, набранные курсивом, обоз-
 начают том, а римские - часть из собрания сочинений.
 
 
 7
 
 "Славная революция", поставившая на английский престол Виль-
 гельма III Оранского, покончила с абсолютистскими притязаниями
 Стюартов, заложила основы парламентарной монархии в Великобрита-
 нии. (Это название закрепилось за страной после заключения в 1707 г.
 унии Англии с Шотландией, но нередко название "Англия" употребля-
 ется для обозначения всей Великобритании.) Важную роль в политичес-
 кой жизни страны сыграл акт о престолонаследии (1701), согласно ко-
 торому право на престол закреплялось за протестантской ганноверской
 династией. [Первым представителем новой династии стал король Георг 1
 (1714 - 1727).]
 Заключив взаимовыгодный компромисс, имущие классы стали
 проводить ту внутреннюю и внешнюю политику, которая наиболее пол-
 но отвечала их интересам. Эксплуатация и угнетение трудящихся, пау-
 перизация народных масс, принуждение к труду бедняков, торговые
 войны и колониальные захваты - таковы основные звенья этой полити-
 ки. Ее итогом явилось превращение Великобритании в ведущую про-
 мышленную и колониальную державу.
 Конец 18 в. был ознаменован двумя историческими события-
 ми: войной за независимость в Северной Америке (1775 - 1783) и бур-
 жуазной революцией во Франции (1789 - 1794). Освободительная война
 североамериканских колоний нанесла ощутимый удар по позиции Ве-
 ликобритании в Новом Свете, но не поколебала ее торгово-промышлен-
 ную и колониальную монополию. Когда же французский народ поднял-
 ся на революционную борьбу, английское правительство во главе с У.
 Питтом (младшим) стало организатором реакционной коалиции евро-
 пейских государств против революционной Франции. Правящие классы
 Великобритании не щадили средств, чтобы удушить французскую рево-
 люцию, используя с этой целью дипломатические, экономические и во-
 енные меры.
 Характеризуя духовную жизнь английского общества в рассмат-
 риваемую эпоху, следует обратить внимание как на прогрессивные сто-
 роны, связанные с успехами и достижениями естествознания, развити-
 ем материалистической философии, распространением свободомыслия,
 так и на негативные, связанные с деятельностью сторонников религиоз-
 но-идеалистического мировоззрения, идеологов государственной анг-
 ликанской церкви в первую очередь.
 Значительное влияние на научно-философскую мысль продолжа-
 ли оказывать физическое учение Ньютона, его методологические прин-
 ципы, а также материалистическая гносеология Локка. Следует пом-
 нить, что Локк стоял у исто-
 
 
 8
 
 ков английского Просвещения, являлся классическим выразите-
 лем политически-правовых воззрений буржуазного обшества.
 Локк был непосредственным предшественником английских ма-
 териалистов XVIII в.: Толанда, Коллинза, Гартли, Пристли. Он повлиял
 на формирование этических взглядов Шефтсбери и Мандевиля. Велико
 было воздействие идей Локка и на развитие философской мысли в дру-
 гих странах. Но философия Локка послужила отправным пунктом и для
 субьективно-идеалистических спекуляций Беркли: "И Беркли и Дидро
 вышли из Локка" (2, 18, 127).
 Характеризуя английское Просвещение, нужно иметь в виду, что,
 несмотря на общие черты, объединяющие его с аналогичными идейными
 движениями, в частности с французским Просвещением, оно отлича-
 лось от последнего умеренностью, ограниченностью своих целей. Это
 было обусловлено рядом факторов, и прежде всего тем обстоятельством,
 что английское Просвещение не предшествовало буржуазной револю-
 ции, как это было во Франции, а, напротив, последовало за нею. К тому
 же английская буржуазная революция XVII в. выступала в религиозном
 облачении. Ее идеологическим знаменем стал пуританизм, который
 противостоял господствовавшей англиканской церкви и королевскому
 абсолютизму. Завершением же буржуазной революции явился классо-
 вый компромисс 1688 - 1689 гг., который также наложил отпечаток на
 характер просветительской идеологии в Англии. Пользуясь известным
 выражением Ф.Энгельса, можно сказать, что сыновьями этого компро-
 мисса были в той или иной мере все английские просветители, начиная
 с Локка (см. 1, 37, 419).
 И все же в развитии английского Просвешения прослеживаются
 две основные линии. Первая представлена философами-материалистами
 (Толанд, Коллинз, Кауард и др.), называвшими себя "свободными мыс-
 лителями" (free-thinkers) и ставшими выразителями интересов демокра-
 тических кругов английского общества, наиболее радикальными крити-
 ками религии и церкви. Вторая линия представлена мыслителями типа
 Шефтсбери и Болингброка, приналлежавшими к кругам дворянской
 аристократии. В их философии, которая "оставалась аристократичес-
 ким, эзотерическим учением" (1, 22, 311), материалистические эле-
 менты не получили развития, а свободомыслие сочеталось с утвержде-
 нием необходимости сохранения официальной религии "для укрепле-
 ния государства" (44, 292).
 Впрочем, между представителями названных линий были
 
 
 9
 
 и точки соприкосновения, поскольку они примыкали к одной ре-
 лигиозно-философской концепции, к деизму. Отвергая ортодоксальное
 христианство и другие исторические формы религиозной ортодоксии,
 деисты противопоставляли им "естественную" религию, которая исхо-
 дила из признания безличной разумной первопричины мироздания. От-
 вергалось также божественное вмешательство в жизнь природы и об-
 щества, подвергались критике сверхъестественные источники религиоз-
 ной веры (откровение, чудеса, пророчества и т. п.), а богопочитание сво-
 дилось к нравственному поведению, следованию добродетели. И хотя,
 как мы увидим в дальнейшем, деистская форма материализма вплотную
 подводила ее сторонников к атеизму, критика религии именно с пози-
 ций деизма, а не атеизма, составляла отличительную черту идеологии
 английского Просвещения.
 Наряду с леистской формой материализма в Англии получила
 развитие и та разновидность деизма, которая не выходила за рамки кон-
 цепции, постулировавшей бога в качестве безличной первопричины ми-
 ра и отвергавшей логматизированные религии откровения (иудаизм,
 христианство, ислам). К этому направлению английского деизма первой
 половины XVIII в. примыкали П. Аннет, М. Тиндал, Т, Уолластон, Т.
 Чабб и др. Наибольшей известностью среди них пользовался Мэтью Тин-
 дал (1675 - 1733), автор книги "Христианство столь же старо, как и
 сотворение мира", получившей наименование "Библии деистов". В ней
 показывалось, что истинной религией является религия разума и приро-
 ды, суть которой состоит в благочестии, совпадающем с нравствен-
 ностью. Пропаганда "разумной", или "естественной", религии состав-
 ляла основное содержание деятельности названных представителей де-
 изма в Англии.
 Свободомыслию и просвещению противостояли церковные круги,
 сторонники и проповедники религиозно-идеалистических воззрений.
 Англиканская церковь, будучи государственной, пользовалась большим
 влиянием и привилегиями, занимала доминирующее положение в шко-
 лах и университетах страны (в данном случае речь идет о собственно
 Англии, тогда как в Шотландии преобладала пресвитерианская цер-
 ковь), оказывала сильнейшее воздействие на все стороны общественной
 жизни. Принятый в 1689 г. "Акт о веротерпимости" признавал право
 так называемых нонконформистов, т. е. лиц, не принадлежавших к анг-
 ликанской церкви, отправлять свой религиозный культ, но лишал их
 многих гражданских прав, в частности права занимать государственные
 должности. К тому же этот акт не распространялся на наиболее ради-
 кальные протестанские секты: на социниан и унитариев, которые отвер-
 гали один из главных догматов христианства - догмат троицы, отрицали
 божественность
 
 
 10
 
 Христа, стремились к рационалистическому толкованию священ-
 ного писания.
 Гонениям подвергались и философы-деисты, свободомыслящие
 писатели и ученые, деятели просвещения. Воинствующие идеологи анг-
 ликанской церкви рьяно выступали против всех, кто подвергал сомне-
 нию или критике ее догматы, насаждали дух религиозной нетерпимос-
 ти, фанатизма.
 Материалистическое направление в развитии английской фило-
 софии испытывало особые трудности. Оно подвергалось нападкам со
 стороны не только защитников религии, но и приверженцев идеализма.
 Идеалистическую линию представляли в рассматриваемую эпоху Берк-
 ли, Юм, шотландская философская школа "здравого смысла". Эта ли-
 ния выражала консервативные устремления господствующих классов,
 упорно противившихся демократизации общественной жизни, высту-
 павших против революционного и освободительного движений народ-
 ных масс.
 Изучение английской философии XVIII в. дает возможность оз-
 накомиться с новыми историческими формами материалериализма и
 идеализма. Речь идет, с одной стороны, о деистской форме материализ-
 ма, на существование которой обратил внимание Ф.Энгельс ( см.1, 22,
 311) и которая получила наибольшее развитие у последователей мате-
 риалистической философии Гоббса и Локка: Толанда, Коллинза, Прист-
 ли и их единомышленников в Англии. С другой стороны, имеются в ви-
 ду берклианство и юмизм, специфические формы идеализма и агности-
 цизма, широко использовавшие в своей борьбе против материализма
 гносеологическую проблематику, проложившие путь к феноменалист-
 скому истолкованию процесса познания и его результатов.
 История английской философии XVIII столетия выявляет, таким
 образом, конкретно-исторические особенности конфронтации двух
 главных философских направлений, борьба которых и составляет со-
 держание историко-философского процесса.
 
 1. ФИЛОСОФЫ-МАТЕРИАЛИСТЫ
 
 Глава 1. ТОЛАНД
 
 Джон Толанд родился 30 ноября 1670 г. в Северной Ирлан-
 дии,близ г. Лондондерри. Как писал впоследствии философ, он "воспи-
 тывался с колыбели в обстановке грубей-
 
 
 11
 
 шего суеверия и идолопоклонничества" (42, 82). Видимо, это обс-
 тоятельство вызвало у Толанда с ранних лет неприязнь к религии, спо-
 собствовало формированию его свободомыслия.
 Свое образование Толанд получил в университетах Англии, Шот-
 ландии и Голландии. Он изучал философию, теологию, гуманитарные
 науки и древние языки. Толанд владел также основными европейскими
 языками. В 1691 г. он издал первую книгу, названную им "Племя леви-
 тов". Это был памфлет, в котором острой критике подвергались свя-
 щеннослужители (левиты), уподоблявшиеся страшной язве, разъедаю-
 щей человеческое тело. В 1696 г. выходит в свет "Христианство без
 тайн", принесшее Толанду широкую известность и вызвавшее злобные
 нападки со стороны защитников религии. (Первое издание было ано-
 нимным, но вскоре вышло второе, дополненное издание с указанием ав-
 тора. В 1702 г. вышло третье и последнее издание книги.)
 В течение ряда лет книга Толанда "Христианство без тайн" была
 предметом бурной полемики. На нее писались многочисленные опро-
 вержения, а автора "богопротивного" сочинения требовали привлечь к
 суду. В 1697 г. книга была действительно осуждена на сожжение. Са-
 мому же Толанду угрожало тюремное заключение, и он вынужден был
 спасаться бегством от своих преследователей, а также публично защи-
 щаться от предъявленных ему обвинений. И хотя в дальнейшем судеб-
 ное дело против Толанда было прекращено, его книга "Христианство без
 тайн", так же как и другие сочинения, подверглась ожесточенной кри-
 тике.
 В 1701 - 1702 гг. Толанд совершает путешествие в Германию, по-
 сещает Ганновер, где встречается с Лейбницем, а затем Берлин, куда он
 был приглашен прусской королевой Софией-Шарлоттой. Беседы с коро-
 левой, увлекавшейся философией, а впоследствии переписка с ней пос-
 лужили Толанду основой для написания своего наиболее выдающегося
 произведения - "Писем к Серене" (1704).
 В 1707 - 1710 гг. Толанд вновь путешествует по странам Европы.
 Сначала он направился в Германию, потом посетил. Вену и Прагу, отту-
 да его путь лежал в Голландию. Обосновавшись в Гааге, Толанд пробыл
 там около двух лет, после чего вернулся в Англию. Из сочинений, напи-
 санных Толандом в этот период, следует назвать "Адеисидемон" (1708)
 и "Назарянин" (1718). В первом из них разоблачались суеверия и пред-
 рассудки, широко распространенные в древности и продолжавшие гнез-
 диться в умах современников философа. Речь шла о вере в чудеса, при-
 меты, гадания, пророчества и
 
 
 12
 
 прочих "выдумках жрецов-шарлатанов". Во втором Толанд исс-
 ледовал раннее христианство в сопоставлении с иудаизмом и исламом.
 В "Назарянине" содержался также призыв к веротерпимости, к уравне-
 нию в правах приверженцев всех религий.
 В последние годы своей жизни Толанд сильно нуждался. Продав
 за долги дом, он переселился в местечко Путней близ Лондона, где на-
 шел приют в семье простого плотника. Несмотря на все лишения, То-
 ланд пишет и издает в 1720 г. два произведения: "Тетрадимус", состоя-
 щий из четырех философских трактатов, и "Пантеистикон", в котором
 в своеобразной литературной форме пропагандируется материализм и
 натуралистический пантеизм, обосновывается необходимость свободы
 мысли и слова.
 Умер Толанд 11 марта 1722 г.
 Критика религии. "Отцом" английского свободомыс-
 Свободомыслие лия был Локк (см. 1, 7, 220). Ученик
  и последователь Докка, Толанд
 продолжил и углубил критику религии и церкви с позици Й деиз-
 ма и материализма, способствовал дальнейшему развитию свободомыс-
 лия.
 Критика христианства. Особый интерес представляет в данной
 связи книга Толанда "Христианство без тайн". Острие толандовской
 критики было направлено против мистицизма и иррационализма хрис-
 тианской религии. Все, что противоречит разуму, что объявляется хрис-
 тианскими богословами непостижимым, недоступным разуму, должно
 быть отвергнуто. Рационалистической критике подвергается Толандом
 и само откровение, трактуемое теологией как сверхьестественный ис-
 точник познания исходящих от бога истин, как его волеизъявление. То-
 ланд же низводил откровение до уровня информации, поступающей от
 обычных людей, и накладывал и на то и на другое одинаковое ограниче-
 ние. "Кто бы ни раскрывал нам что-нибудь, т. е. кто бы ни сообщал нам
 нечто, чего мы раньше не знали, его слова доллсны быть понятны, а дело
 - возможно. Это правило имеет силу независимо от того, кто сообщает,
 бог или человек" (42, 115). И чтобы не было никаких недоразумений на
 этот счет, Толанд уточняет: "...всеявления, сообщаемые в откровении
 богом или человеком, должны быть в равной мере понятны и возмолс-
 ны" (42, 116).


           стр. 1 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу