INFINAN.RU

ИНСТИТУТ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА



 


           стр. 2 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

  В современной политологии используется и такая типология лидерства- знаменосец, служитель, торговец и пожарный. [71] Первыми были Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хомейни. Они увлекали массы за собой. Лмдер-служитель всегда учитывает интересы масс и ориентируется на них. Лидер - торговец заставляет массы "купить" его идеи. Лидер-пожарный ориентируется на сиюминутные проблемы, насущные требования момента.
  Есть и другие классификации лидерства: правящие, оппозиционные; крупные, мелкие; кризисные, рутинные; пролетарские, буржуазные и т.д.
  Завышенной оценкой функций лидера является культ личности, это явление расцветает пышным цветом в тоталитарном обществе с подданической и патриархальной политической культурой. Так или иначе, но выдвигаясь из общей массы, лидеры сплачиваются в политическую элиту.
 
  Политические элиты.
 
  С понятием политического господства тесно связан вопрос о политической элите. В переводе с французского термин "элита" означает все самое отборное, лучшее, избранное. Это слово имеет два значения - оно применяется для характеристики лучших черт (все лучшее может называться элитным), и как наименование аристократии - наилучшей группы общества.
  Избранные, мудрейшие, привилегированные слои населения, очень немногочисленные, призванные управлять другими, существовали с глубокой древности. Еще Платон говорил о мудрецах , столь нужных в его идеальном государстве. В Древней Индии это были правители-брахманы. Фундаментальные исследования элит провел Н.Макиавелли, высказавший ряд теоретических соображений по этому поводу: у элиты должны быть непременно особые качества ( образование, воспитание, происхождение); групповая сплоченность или самосознание; любое общество является элитарным; смена элит происходит в борьбе за власть; если элита стремится долго сохранить власть в своих руках, не обновляясь из народа , то наблюдается тенденция к ее вырождению.
  Но только в ХХ веке политологи начали подробно исследовать данную проблему. Сорель, Парето, Моска активно занимались изучением этого вопроса. Теорию дихотомии, деления людей на управляющих и управляемых разработал итальянский политолог Г.Моска (1858 -1941 г.г.). Первые должны иметь способность к управлению, материальное, моральное, организованное превосходство. Иногда имеет место аристократизация общества, иногда преобладает демократическая тенденция. В первом случае общество бывает закрытым и неспособно к обновлению, во втором - оно регулярно пополняется из низших слоев ( как было в СССР с классом управляющих - номенклатуры).
  Соотечественник Г. Моски - В. Парето (1848 -1923 г.г.) разделил элиту по психологическим и социальным качествам на "лис" и "львов". А Михельс (1876 -1036 г.г.) предложил закон олигархических тенденций , элитарности общества. Параметрами элитарности он называл:
 1. Особые свойства элиты.
 2. Взаимоотношения внутри элиты.
 3. Отношения элиты с неэлитой.
 4. Рекрутирование элиты.
 5. Роль элиты в обществе, ее влияние.
 
  Направления современной элитарной теории.
 
  В современной политологии проблеме элит уделяется большое внимание и существует много новых теорий и взглядов на эту тему. В частности, ценностные теории, утверждающие, что элиты - ценный элемент системы. Это сливки общества, обладающие прекрасным образованием, огромными способностями, деловой квалификацией, они - интеллектуалы, заботящиеся об общем благе, наиболее ценные представители нации. Элитарность - условие существования и функционирования любого общества и не противоречит демократии. Н.А.Бердяев вывел "коэффициент элиты" - соотношение элиты к числу грамотных людей и получилось, если элита составляет в обществе 5 %, то общество находится на пике своего развития, если -1%, то в обществе царит застой и элита превращается в касту.
  Теории демократического элитизма говорят о существовании элитарной демократии ( представитель Й.Шумпетер), концепции плюралистических элит пишут о существовании множества элит, леволиберальные концепции ( Ч.Миллс) - о существовании одной элиты, которая занимает командные позиции и рекрутируется из своей среды, тем самым обеспечивая себе политическое господство.[72]
  Каковы же причины существования элит? Их много. Это и неравные условия жизни, неодинаковое образование, разные способности и наклонности людей, различная значимость их труда. В элиту попадает наиболее привилегированная группа, политически активная, квалифицированная, стремящаяся управлять, экономически богатая, занимающая престижные позиции в обществе.
  Типы элит могут быть разными: наследственная (аристократическая), ценностная (престижная), властная (обладающая властью), функциональная (управленцы). Элита делится так же на правящую, оппозиционную, открытую, закрытую (какой, например, было дворянство).
  Элита бывает высшая (на 1 миллион человек 50 представителей, в З.Европе - 200 - 400 человек - ядро такой элиты), и средняя (составляет 5% населения страны, у них профессиональный статус, образование, они наиболее информированы и организованны). Есть в элите и группа маргиналов, когда они могут причислить себя к элите лишь по одному признаку.
  Интересно сравнить систему отбора элиты времени административно-командной системы в СССР и элиты демократического общества:
 
 Социализм - Отбор гильдий Предпринимательская - Демократия 1. Закрытость 1. Открытость 2. Много институциональных фильтров 2. Мало формальных требований 3. Закрытый круг селектората 3. Широкий круг селектората 4. Воспроизводство элиты 4. Конкурентность 5. Приемственность, бюрократизм, деградация 5. Ценят личные качества
 
  Бюрократия.
 
  Институт бюрократии необходим для нормального функционирования государства. В обыденной жизни мы называем бюрократами административный персонал и часто употребление этого слова носит отрицательный смысл, так как означает волокиту, рутину. Но в политологии оно нейтрально и делает упор на административном аспекте организаций, то есть ту сторону отношений, которая направлена на поддежание формальных механизмов деятельности организаций. Это люди, осуществляющие только управленческие функции, обеспечивая жизнеспособность организации. В переводе с французского "бюрократия" - это власть канцелярии.
  Классическую теорию бюрократии создал немецкий политолог начала ХХ века Макс Вебер. Суть ее в нескольких моментах:
 1. В организации должно быть четкое разделение труда и высокая специализация, что повышает профессионализм работников.
 2. Должности в организации располагаются по иерархическому принципу ( каждый ответственен перед вышестоящими и обладает властью над нижестоящими).
 3. Организация имеет специальный административный штат из служащих разного уровня, которые должны обеспечить ее нормальное функционирование.
 4. Действия лиц строго подчинены инструкции и правилам, которые обеспечивают единоообразие процесса и делает неизменной работу в зависимости от изменения штиатов.
 5. Должностные лица должны действовать беспристрастно.
 6. Администартивный работник имеет право на продвижение по службе, карьеру, может рассчитыввать на высокий оклад, льготы и хорошую пенсию. [73]
  В марксистской литературе понятию бюрократия придается негативный смысл, она оторваная от народа, чуждая ему и управляющая им система, которая заботится о собственном сохранении и воспроизводстве. Это государство в государстве. Для бюрократа вышестоящий чиновник - самый высокий авторитет. При этом бюрократия тесно связана с демократией, бюрократия является спутником становления демократических институтов. Так было на Западе, так происходит сегодня в России. [74]
  Если по М.Веберу бюрократия рациональна, эффективна, необходима, он даже идеализирует ее, то, возникшая уже после смерти М.Вебера (он умер в 1920 году) советская бюрократия тоталитарного общества в корне отличается от "идеальной" бюрократии. Конечно, советская бюрократия возникла не на пустом месте - начиная с Ивана Грозного интересы российского народа были подчинены государству. Чтобы управлять огромной империей, нужен был большой административный аппарат, которому верноподданически подчинялась вся страна. Эту бюрократическую традицию не сломали революции начала ХХ века, напротив, возникла охлократическая бюрократия, когда власть становится самоцелью, усиливается репрессивный аппарат. Новая бюрократия выросла из революционеров-профессионалов, окончательно сложилась в эпоху сталинизма , став административно-командной системой. Советскую бюрократию называли по-разному -"новый класс", "номенклатура".[75] Основные ее характеристики:
 - наличие ядра бюрократии - партии ( КПСС);
 - партийное руководство срослось с государственным (Советы были представлены коммунистами);
 - власть бюрократии была монопольной и подкреплялась фактическим владением общественной собственностью и присвоением прибавочной стоимости;
 - это была "какистрократия" - правление худших, некомпетентных, лишь ВПК поглощало лучшие кадры и сверхмилитаризированная, сверхцентрализированная экономика шла к кризису 80 -90 годов .
  В Германии, Италии так же гоподствоала тоталитарная бюрократия, но экономическая основа (частная собственность) и лозунги ( расовая идеология национал-социализма) были другие. " Новые бюрократы" теперь были защищены номенклатурными списками и должностями, они были комформистскими, соглашательски настроены, так как при нарушении интересов клана безжалостно выбрасывались. Традиционный тип гоподства при тоталитаризме слился с харизматическим. Эта бюрократия в корне отличалась от веберовской, так как не было разделения труда, профессионализма, ответственности, деятельности в рамках закона и т.д. Бюрократические традиции являются серьезным препятствием для преобразования сегодняшней политической системы России.
 
 
 
 Лекция 7. Политическая система общества.
 
 
  Политическая система - целостная, упорядоченная совокупность органов, организаций и объединений, участвующих в политической жизни общества и отношения между ними (механизм государственного управления). Политическая система включает государство, политические партии и движения, правовые учреждения (суд, прокуратура), средства информации.
  В политологии политическая система имеет два значения: как искусственно созданный институт и как механизм власти. При этом существуют три подхода к анализу политической системы: структурно-функциональный, институциональный, системный.
  Структурно-функциональный метод внедрен Т.Парсонсом, разработан Г.Алмондом, К.Дойчем, У.Митчеллом. Этот метод применяет понятия "ввода" и "вывода" как каналов влияния на политическую систему и обратное воздействие системы на среду. По Г.Алмонду существуют 4 функции "ввода" (социализация, участие граждан, артикуляция интересов, агрегирование институтов)и 3 функции "вывода" (разработка законов, контроль, соблюдение законов). Главная цель политической системы по этой теории - самосохранение путем приспособления к меняющимся условиям и требованиям среды. Среда может одобрять систему или протестовать против неугодной системы.[76]
  Другой подход осуществляется при помощи институционального метода, особенно ярко он представлен в марксизме. Политическая система возникает лишь в классовых обществах, в бесклассовых она отмирает. В политической системе, согласно этой точке зрения, есть собственно политические организации и организации, носящие незначительный политический аспект, но особую роль играют экономические факторы. Польские политологи, развивающие сегодня положения марксизма о политической системе считают, что она - результат развития обществ.
  Третий подход - системный, представитель данной теории является Д.Истон. Согласно его концепции политическая система состоит из подсистем, она взаимодействует с окружающей средой, распределяет материальные ценности. Системная теория делит процессы взаимодействия на три цикла: ввод (это требования и поддержка ), конверсия ( преобразование), вывод ( решения и действия).[77]
 Требования бывают внутренние - от системы и внешние - от среды, плюс к этому распределительные, регулировочные, коммуникативные. Формы поддержки: материальные (например, выплата налогов) и услуг ( военная служба). Системная теория предполагает осуществление непрерывного цикла, который можно назвать "петлей обратной связи", то есть политическая система является средствами, с помощью которых требования и поддержки превращаются в решения и действия. Это обуславливает динамизм системы, устраняет напряженность в обществе. Если власть не удовлетворяет интересы граждан, происходит кризис и дестабилизация политической системы.
  Политическая система общества - целостная интегрированная совокупность политических институтов, структур и отношений, выражающая интересы широкого спектра социальных общностей и социальных сил общества. Ее можно определить и как комплекс политических идей, и как систему взаимоотношений, и как совокупность структурных элементов, и как саморегулирующий организм и т.п. С точки зрения классового, марксистского формационного подхода, все общества делятся на рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические. В наше время формационный подход встречает среди обществоведов серьезные возражения, так как не учитывает все многообразие мира. Наибольшей популярностью пользуется сейчас цивилизационная теория, в рамках которой все общества можно разделить на три магистральных потока: 1..Природные сообщества (аборигены Австралии, индейцы Америки, народности Крайнего Севера, племена Африки). 2. Восточные или циклические государства, испытывающие процессы модернизации, то есть внедрение в той или иной степени рынка и демократии (Япония, Китай, С. и Ю. Корея, Индия, Саудовская Аравия, Арабские эмираты, Турция, Куба) . 3. Страны прогрессивного типа развития (античные Греция и Рим, современная Европа, Канада, Австралия, США, Новая Зеландия). При этом Россию можно отнести к цивилизационно неоднородным обществам, где переплетены все три типа цивилизаций, что и определяет своеобразие нашей страны.[78]
  С точки зрения политического режима, то есть климата, условий функционирования общества, их делят на тоталитарные, авторитарные и демократические. Сегодня в мире побеждают тенденции демократизации, но переход к демократии очень труден. Особенно ярко это видно на примере России.
  Если за основной критерий взять состояние политической культуры, то политические системы можно подразделить на англо-американский, тоталитарный и континентально-европейский типы. Лучше взять за основу комплексный критерий ( уровень производственно-экономического, социального, политического, культурного развития общества). Тогда политические системы можно разделить на: традиционные (доиндустриальные), индустриальные и постиндустриальные.
  Традиционные политические системы присущи обществам на этапе слабого развития индустрии, примитивным или переходным. Таких в 50 -е годы ХХ века было 53 из 137 стран мира. Это и монархии, и военные режимы, где высока степень социального неравенства, власть нераздельна и сосредоточена в руках одного или хунты, большинство населения не участвует в управлении страной.
  В индустриальные страны можно отнести капиталистические и социалистические страны с ярко выраженным классовым характером политических институтов, с демократией различных видов, рационально-бюрократическим характером управления государствами.
  Политические системы постиндустриальных обществ находятся в стадии становления. Их социальная база - общество массового изобилия, многомерная классовая структура, посредническая роль государства к сферам гражданского общества, демократия.
 
 
 Лекция 8. Государство - как основной элемент политической системы.
 
 
  Государство - сердцевина политической системы, оно несет в себе все признаки и функции системы. Пожалуй, нет в политологии более запутанного вопроса, чем о природе государства, его роли в общественной жизни. Государство - это прежде всего исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная сила, управляющая обществом. Это фактически первая сознательно созданная обществом организация и планомерно функционирующая организация, оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов. Относительно классовой роли государства и его взаимоотношений сообществом издавна существовали две точки зрения: классическая традиционная, рассматривающая государство как необходимую форму организации общества, его бытия (Аристотель, Гоббс, Платон плюс марксизм, акцентирующий внимание на том, что государство - власть экономически сильного класса); вторая точка зрения на данный вопрос состоит в том, что государство - союз людей, организованных на началах права, системе норм ( Ильин, Брандт).
  Институт государство возник 6 тысяч лет тому назад и являлся с самого начала высшей ступенью человеческих сообществ. Этот институт характеризовался рядом существенных признаков:
 А) наличием особой группы людей, осуществляющей верховную власть, делегированную ей группой людей или всем обществом;
 Б) монополией на принуждение в отношении членов общество в интересах господствующего меньшинства или большинства населения страны;
 В) правом от имени общества осуществлять внутреннюю и внешнюю политику;
 Г) исключительным правом издания законов и правом взимания налогов для собственного содержания и других нужд.
  Традиционно теория государства и права выделяет три основных взаимосвязанных блока:
 - форму правления,
 - форму национального и административно-территориального устройства,
 - политический режим.
  Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков (территории, публичной власти, суверенитета) государство по мере развития претерпевает серьезные изменения.
  Особенности исторических периодов ( этапов, эпох) в развитии государственно-организационного общества у различных народов в различное историческое время позволяют тем не менее выявить наиболее существенные общие черты, характерные для государства данного периода. Первые попытки такого обобщения уже были предприняты Аристотелем и Полибием.
  Аристотель считал, что критерии разграничения государств - количество властвующих в государстве и осуществляемая государственная цель. По первому признаку он различал правление одного, немногих и большинства (монархия, олигархия, демократия). По второму все государства он делил на правильные ( в них достигается всеобщее благо) и неправильные ( в них преследуются частные цели).
  Полибий говорил, что смена типов государства - естественный процесс, определяемый природой. Государство зарождается, расцветает, умирает, эти фазы перестают в другую и цикл повторяется вновь.
  Марксизм выдвинул теорию общественно-экономических формаций, основанных на определенных способах производства.
  Западноевропейская наука классифицирует государства в зависимости от характера взаимоотношений граждан с государственной властью и делит их на два типа государственности - демократия и автократия (самовластие). Так, например, считает Г.Кельзен. [79] Америаканский политолог Р.Макайвер делит государства на династические и демократические. [80] Представитель конфликтологического направления Р.Дарендорф делил все государства на демократические и антидемократические. [81]
  В мировой политической мысли по вопросу происхождения государства высказывается множество идей и концепций:
 
 1. Теологическая теория о возникновении государства. Согласно ей утверждается, что происхождение государства и каждый акт государственной власти санкционируется волей сверхъестественного существа (волей Бога). Главная суть: на все воля Божья. Человек исключается из общественной жизни, роль человека в общем процессе не учитывается
 2. Патриархальная концепция происхождения государства. По этой концепции государство возникло в процессе механического соединения: род - племя - большие общности вплоть до государственных образований. При этом на всех этапах сохраняется принцип патриархальной опекунской власти и эта власть осуществляется во имя общего блага. Патриархальная концепция исходит из трактовки государства как одной большой патриархальной семьи, в которой вся полнота власти принадлежит правителю - отцу.
 3. Теория общественного договора, т. е. государство- результат общественного договора, который заключается между властителями и подданными. Подданные сами добровольно пришли к необходимости передвчи власти тому, кто обеспечивал бы нормальную жизнь, безопасность, неприкосновенность их собственности.
 4. "Теория насилия" (была широко распрострнаена в Х1Х веке). Государство, согласно этой теории, в его первоначальной форме было организацией господства победителей над побежденными.
 5. Марксистская теория происхождения государства исходит из того, что государство возникает в результате деления на господствующие и угнетенные классы, владеющие собственностью и неимущие. Для поддержания и защиты интересов господствуцющего класса и его собственности и возникают специальные социальные институты в виде государства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Форма государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима. ( см. схему )
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетентности между ними. ( см. схему ).
 
 
 
 
 
 
 
 
  МОНАРХИЯ РЕСПУБЛИКА
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Форма государственного правления позволяет уяснить:
 - как создаются высшие органы государственной власти и каково их строение;
 - какой принцип лежит в основе взаимоотношений между верховной властью и населением страны;
 - как строятся эти взаимоотношения;
 - в какой мере власть обеспечивает права и свободы граждан.
 В связи с этим выделяются две формы правления: монархия и республика. Монархия -"персональное единовластие" известна с глубокой древности. Впервые зародилась в раннеклассовых обществах в 1У - 111 тысячелетиях до нашей эры. Там царила вертикальная иерархия, полное подчинение воле монарха, который советовался со своими чиновниками, служителями культа. Монархия имела свои признаки. Монарх выступал как глава государства и внутри и на международной арене, принимал решения по самым важным вопросам, обладал всей полнотой власти, которая была верховна и суверенна. Он являлся высшей властью в государстве, его власть наделялась священным ореолом. Она не знала ограничений и распространялась даже на суд. Монарх был свободен от ответственности и не отвечал за ошибки правления.
  История знает древневосточные монархии (деспотии), древнеримскую монархию (империя 1 -111 века нашей эры, которая пережила 2 периода - принципиата, когда еще существовали консулы, преторы, народные трибуны и доминанта, когда вся власть была у императора), феодальную (средневековую - сословно-представительную и абсолютную), конституционную (ограничение власти монарха парламентом). Последняя бывает парламентской и дуалистической. При парламентской правительство формируется из представителей партии, получившей большинство на выборах, главой государства становится лидер такой партии, власть монарха является символической, все акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом, правительство ответственно перед парламентом.
  При дуалистической монархии власть носит двойственный характер, она разделена между правительством, формируемым монархом и парламентом.
  Республика - это такая форма организация власти, когда все высшие органы власти избираются народом, либо формируются представительным учреждением. Верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок. Органы власти делятся на три ветви, но действуют согласованно. Идея разделения властей впервые была подробно разработана французским ученым Ш.Монтескье. Республики можно разделить на парламентские, президентские и смешанные в зависимости от того, какая власть играет основную роль в государстве. Но исторически существовало множество разновидностей республик.
  Афинская демократическая республика (У - 1У века до нашей эры), при которой система власти состояла из народного собрания (гелиэи) , Совета пятисот, выборных должностных лиц, суда присяжных, ареопага (высшего судебного и политического органа). Народное собрание решало все важные вопросы, назначало стратегов (военноначальников), объявляло войну и заключало мир. Исполнительным органом власти был Совет пятисот, ареопаг же контролировал и народное собрание и Совет пятисот. Состоял ареопаг из архонтов, избиравшихся пожизненно до 462 года, когда ареопаг лишили политических функций. Избирательными и гражданскими правами и свободами в Афинах не пользовались рабы, метэки ( чужестранцы) и женщины.
  Спартанская аристократическая республика ( У-1У века до нашей эры) имела формально двух царей, но власть принадлежала аристократии. Совет старейшин (герусия) был законодательным органом, она состояла из 2 царей и 28 членов, избираемых из аристократии пожизненно. Высшую правительственную власть осуществляла коллегия эфоров, решавших наиболее важные дела.
  Римская аристократическая республика (У - 11 века до нашей эры). Верховной властью в Риме был сенат, члены которого назначались цензорами, которые в свою очередь назначались народным собранием. Все вопросы, предварительно обсужденные в сенате, решались в центуриях. Прерогативой сената было установление диктатуры сроком на 6 месяцев. Римские юристы впервые сформировали правовой институт с постулатом права частной собственности.
  Города-республики (феодальные республики) возникают одновременно с феодальными монархиями. Особенно ярко показали себя города-республики Флоренции, Ганзы, Венеции, в Русском государстве -Новгородская и Псковская республики. В этих республиках признавалась свобода граждан и свободы рыночных отношений.
  Парламентская республика - разновидность современной республики, при которой вся полнота власти принадлежит парламенту. Глава государства избирается парламентом и несет ответственность перед ним. Он имеет большие полномочия и назначает премьер-министра, который формирует правительство и отчитывается перед главой государства.
 В мире существует три типа парламентских режимов: однопартийное большинство (Великобритания -лейбористы и консерваторы), коалиционная система ( Германия -ХДС-ХСС ,СДРГ и Свободные демократы), консенсуальный режим при наличии этнического меньшинства ( Бельгия, где одна треть - франкоязычное меньшинство).
  Президентская республика соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. В ней происходит внепарламентский метод формирования правительства и избрания президента, правительство ответственно перед президентом, у которого широкие полномочия. Яркий пример -США и Россия.
  Смешанная форма - если и парламентская и президентская власть наделены одинаковыми полномочиями. Например, во Франции, где президент избирается народом, и не зависит от парламента, но парламент имеет полномочия издавать законы, и правительство отчитывается как и перед парламентом, так и перед президентом. Французский парламент состоит из двух палат: Национального собрания и Сената, первое избирается всеобщим прямым голосованием, второй - непрямым всеобщим.[82]
  Социалистическая республика -особая форма государственного правления, возникшая в ряде стран в результате социалистической революции. Различают три формы такой республики - Парижскую Коммуну (управлял Совет коммуны посредством 10 комиссий), Советскую республику ( во главе СНК и партия рабочего класса) и народно-демократическую республику ( отрицали парламентаризм и разделение властей).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Форма государственного устройства - это и национальное, и административно-территориальное строение, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами власти. ( см. схему )
 
 
 УНИТАРНОЕ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ФЕДЕРАТИВНОЕ
 
 ФЕДЕРАТИВНАЯ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           стр. 2 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу