INFINAN.RU

ИНСТИТУТ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА



 


           стр. 1 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
  А.Я.ВИЛКС Л.В.ТЭСС
 
  Латвийская независимая Российская криминологическая
 Ассоциация криминологов Ассоциация
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ПРОСТИТУЦИЯ
  Исторический и криминологический аспекты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  РИГА
  2005
 
 
 
 
 
 
 
 УДК 343.5
  В 449
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Исторический, криминологический и социальный аспекты проблемы с точки зрения сегодняшних реалий, которые упорно не желают видеть наши политики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  С А. ВИЛКС , гл.1
 ISBN 9984 - 9773 - 5 - 8 C Л.В.ТЭСС , гл.2
 
 
 
 
 
 
 
 
  Работая над книгой, авторы ставили своей задачей не только по-возможности, собрать воедино информацию по рассматриваемому вопросу, но и показать динамику метаморфозы во взглядах общества при рассмотрении этих вопросов.
  Первая глава, разработанная доктором права А.Вилксом, ведущим криминологом Латвийской Республики, показывает читателю точку зрения научных кругов СССР ко времени 70-х - 90-х годов прошлого столетия. С оценками ситуации, которые чётко и однозначно учёные-юристы вывели, как исследователи этой сложной и достаточно долголетней темы.
  Автор второй главы, криминолог Российской криминологической Ассоциации Л.Тэсс. Эта глава дополнительно включает в себя период с начала 90-х до середины 2005 года. Читателю предоставляется возможность самому определить динамику взаимоотношений в обществе (и морали общества) при определении отношения к рассматриваемой проблеме.
  Впервые сделана попытка рассмотрения правительственных подходов к решению проблемы проституции в различных странах мира, ибо она становится сегодня одной из доходнейших направлений деятельности теневой экономики. По подсчётам ООН, в мировом масштабе оборот незаконной секс-индустрии составляет 5-7 триллионов долларов США в год. Это больше, чем военные бюджеты всех стран планеты вместе взятые, только налоги с этой суммы никто не платит, а это уже головная боль не юристов, а экономистов и финансистов, поэтому возрастает актуальность решения этой проблемы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ГЛАВА 1
  (из истории вопроса)
 
 А. Я. ВИЛКС
 кандидат юридических наук
 
 МИФЫ И PЕAЛЬНОСТЬ
  Проститутка и проституцияl При первом знакомстве с их образом жизни и явлением в целом создается впечатление, что они окутаны прозрачной вуалью из тонких кружев. Лишь при внимательном рассмотрении можно увидеть истинное лицо сегодняшних публичных дам. И только наиболее догадливый поймёт стойкий и опасный характер того социального порока, который постепенно приобрел черты организованности. Но под прозрачной вуалью до поры, до времени можно скрывать только то, что кому-то не очень хочется видеть...
  Долгое время проституток и проституцию окружали мифы и таинственность. О них мы молчали до тех пор, пока не говорить об зтом уже не могли. Теперь приходится признавать, что если бы мы также зорко оберегали целомудрие тех девочек и девушек, которые на наших глазах делали первые свои шаги в сторону панели, как цепко охраняли запретность темы проституции, то успехов, наверное, в ее предупреждении было бы несравнимо больше.
  Да, молодежь у нас нынче пошла весьма эрудированная и начитанная, на лету схватывает сенсационные материалы прессы о сексбизнесе и интердевочках, порноэротизированные художественные фильмы, любопытнейшие сюжеты на зту тему телевизионной программы "Взгляд" или молодежных радиопередач. Увы, мифов и жизненных сюжетов, особенно относящихся к интимной сфере человеческих отношений, гораздо больше той информации о них, которую преподносят читателям журналисты и писатели. может быть, поэтому так и живуча профессия платных любовных услуг.
  Но и у мифов всегда имеются две стороны, как и у медали. Мы чаще, если нe всегда, видим лишь внешнюю, которая зачастую содержит элементы безобидности. He следует забьпвать, что у мифов о проституции есть и другая, чаще скрытая и нелицеприятная, сторона. В общем, нам нужно серьезно задуматься об истинном лице проституции.
  Начнем с мифа об отсутствии в социалистическом обществе проституток. Он существовал у нас в нe столь далеком прошлом. В учебниках по советской криминологии утверждалось, что проституция, наркомания и т. п. социальные болячки - это явления, свойственные обществу, где царит "загнивающий капитализм". В Советском энциклопедическом словаре, изданном в 1980 году, можно бььло прочесть, что проституция возникла в классовом антисоциалистическом обществе и широко распространена при капитализме.
  Тема проституции на газетных полосах, в журнальных повествованиях и в современной прозе была исключительно запретной. Создавалось впечатление, что обнародование наличия у нас этоrо явления может подорвать не только наши морально--нравственные устои, но и существенно пошатнуть политический авторитет или оборонную мощь страны.
  О существовании ремесла проститутки и платных интимных услугах, если честно признаться, многие из нас прекрасно были осведомлены. От кого так тщательно скрывалось их существование? От друзей в соцстранах и представителей государств за кордонoм? Но ведь они всегда навещали нас и, следовательно, во многих случаях сами пользовались услугами наших "интердевочек". В курсе были и работники правoохранительных органов, которые должны были осуществлять деятельность по предупреждению этого "несуществующего" явления. А какими путями и как? Если проституции не существовало пo официальной точке зрения, то и в борьбе с ней, естественно, никакие правовые меры не применялись. Они отсутствовали в нашем законадательстве вплоть до середины 1987 года.
  Конечно, больше всего в курсе теневых сторон проституции были сами участники системы подпольного сексбизнеса, начиная от проституток, сутенеров, альфонсов, притоносодержателей, сводников, драллеров и кончая более мелким обслуживающим персоналом - швейцарами, официантами, таксистами и прочими. Проституция не была каким-то "открытием" и для большинства наших граждан, особенно молодых. Официальная завеса таинственности и засекреченности плюс к этому отсутствие правовых, а следовательно, и запретительных мер воздействия могли дать (и дали!) только отрицательный результат.
  Можно сказать, что в сложившейся ситуации срабатывал закон диалектики "отрицание отрицания". Отрицание наличия в стране названного социального явления сказалось на формировании общественного мнения некоторых групп населения, в обществе сложились стереотипы сознания и двойная мораль. И в этом нет ничего удивительного. Если ради создания иллюзии материальных благ можно было поступиться некоторыми нормами морали, почему нельзя некоторым торговать своим телом?
  Существует миф о престижности профессии проститутки. Говоря на эту тему, зададимся вопросом: как же элементы двойной морали проецировались на поведении нашей молодежи? Опрос значительного количества учащихся и студентов в первые годы обновления нашего общества показал весьма странные гримасы перестройки. Профессия проститутки, в их понимании, занимала одиннадцатое место среди двадцати наиболее предпочитаемых видов деятельности. Так-то вот! Молчали и скрывали и, что называется, доигрались.
  Если мы даже сделаем скидку на особенности региона, где проводилось это исследование (относительно благополучное развитие сервиса отдыха, наличие достаточно большого количества объектов Госкоминтуриста и т. д.), и специфику среды, где осуществлялся сбор информации (крупные города, престижные учебные заведения и т. п.), то и тогда столь высокая "престижность" профессии проститутки должна нас весьма серьезно обеспокоить. Кстати, аналогичные данные были получены и при опросе учащихся в другом регионе.
  Конечно, такая оценка социального порока кое-кого действительно заставила задуматься. Еще 6ы! Оказалось, дамы, занятые в сфере предоставления платных интимных услуг, по шкале профессий стоят даже выше, чем научные работники, квалифицированные рабочие. Данные выводы вооружили некоторых из них вескими доводами о "пользе" подобного рода услуг для общества. А если имеются хотя бы потенциальные приверженцы данной прoфессии (в спросе на такую любовь, как известно, недостатка нет), то тенденции дальнейшего развития рынка сексбизнеса предугадать нетрудно.
  Взять хотя бы некоторые из публикаций в нашей прессе, нашумевшие киноленты на эту тему ("Воры в законе", "Интердевочка" и др.). Они появились на свет, казалось бы, с единственной целью - нe жалеть красноречия и выдумки на рекламу: "А Вы вступили в ряды проституток?" Содержание статей, сюжеты фильмов преподносят нам красочный образ жизни гетер любви.
  Этот образ подчинен одной идее: отдаваясь "свободной" любви, вы станете обаятельными и красивыми, заимеете друзей на всех концах планеты, да к тому же неплохо заработаете. Разве не привлекают подобные перспективы? Поэтому нередко в молодежной среде можно услышать суждения, что столь блистательные возможности могут упускать только те, кто пользуется услугами психиатрических клиник, либо женщины, потерявшие даже призрачные надежды преуспеть у мужчин.
  Одна из юных поклонниц кинооткровения "Интердевочка" поделилась с режиссером Тодоровским своими сокрoвенными мыслями. Вот что она пишет: "Уважаемый тов. П. Тодоровский! Во-первых, от себя и от имени многих моих ровесников хочу поблагодарить Вас за создание замечательной картины, которая поможет современной молодежи, особенно девушкам, в выборе будущей профессии. После просмотра фильма я, например, сразу решила, если быть, то "интердевочкой". Как Танька Зайцева. Немного о себе. Мне семнадцать лет. В этому году я заканчиваю десятый класс..."
  Увы, повесть А. Кунина в журнале "Аврора" и фильм, снятый no ее мотивам, послужили весьма эффективной рекламой занятия проституциейl И все усилия, которые за последние несколько лет предприняли педагоги, социологи, врачи и юристы в предупреждении столь бурного расцвета платных интимных услуг, навряд ли могут противостоять подобной пропаганде.
  Многие, надо полагать, захотят присоединиться к словам благодарности семнадцатилетней Марины: "Спасибо Вам, тов. Тодоровский, за то, что Вы подсказали мне, как дальше жить и работать. Я понимаю, как трудно стать высокооплачиваемой "интердевочкой", особенно теперь, когда после Вашей картины конкурс на одно место будет огромным...". Естественно, для успеха претенденток на профессию жриц любви нужно "прилежание". И Марина обещает: "Я буду стараться. Для этого еще два-три раза просмотрю картину. Это будет вроде подготовительных курсов. За небольшую плату - репетиторы взяли бы во много pаз больше. Просмотры помогут мне как следует усвоить профессиональный язык "интердевочек", запомнить, как они ведут себя с клиентами и спецурой..."
  Надо признать, что для начинающих осваивать такую "специальность" подобного рода рекламные ролики становятся незаменимым источником первоначальнай информации о "престижности" проституции. Авторам - творцам таких мифов в дальнейшем уже неважно, к чему может привести (и приводит) стремление таким путем завоевать популярность.
  Сценаристы и режиссеры в таких случаях приобретают известность на весьма скандальной основе. К тому же, как и полагается, сенсационность темы всегда привлекает массу зрителей и читателей и сулит неплохие гонорары. Какие же предпринимались нами ответные меры, так сказать, упреждающего характера? Они, естественно, не могут быть связаны только с результатами выше приведенного социологического исследования. Необходимо осознание обществом всей остроты проблемы проституции.
  Сейчас мы признали существование данного явления в стране и ввели меры административной ответственности к лицам, занимающимся этим промыслом. А как же быть с бытующим пока мнением "престижности" профессии проститутки? Ведь занесенная с панели болезнь находит всё новые и новые жертвы.
  Что же заставляет молодых девушек предлагать себя похотливым "охотникам любви". Неужто только неудовлетворенные материальные потребности? Или все же здесь коренятся более глубокие тому причины?
  Трудно себе представить, что на панель сейчас идут исключительно ради куска клеба. Хотя среди проституток, не приученных к нормальному труду, случается и такое. Но это уже на последних ступеньках моральной деградации. Разумеется, что полученные от клиентов за услуги деньги тратятся нe на посещение театров и понравившиеся книги. А на что же тогда они уходят?
  Здесь можно провести определенную параллель с наркоманами. Излишнe говорить, на что тратят деньги любители кайфа. Конечно же, на удовлетворение своих нездоровых прихотей, на дурман. А проститутки? Соответственно на все то, что позволяет им продолжать свое ремесло - на парфюмерию, туалеты, парикмахерские, массажи, лекарства, лечение и т. д. Как наркомания постепенно засасывает свои жертввы, так и занятия нa панели нe дают возможности сойти с нее. Восточная мудрость гласит: о вкусе плода пусть говорит тот, кто его попробовал. Но иногда плод может быть ядовитым, но об зтом его дегустатор уже никому нe может поведать. Так же примерно завершается занятие проституцией, но это уже другой миф.
  От многих дам, полюбивших места отдыха иностранцев и поддерживающих с ними интимные связи, можно услышагь мнение о легкой возможности "завязывать" с занятием проституцией. Как поясняют сами проститутки, им нужно только перед этим накопить большую сумму денег для последующей беззаботной жизни. А дальше? Дальше непременно желают удачно выйти замуж, разумеется, за иностранца, и таким образом покончить со своим нелегким и изнурительным промыслом.
  Подобные мотивы окончания разгульного образа жизни представляются нa словах действительно убедительными, по крайней мере для самих проституток. Только справедливости ради остается уточнить: много ли было в нашей прессе, не знающей тайн, сообщений о таких случаях солидных накоплений или интернациональных брачных контрактах? Разве только нашумевшая повесть "Интердевочка" поведала нам о подобной, честно говоря, неслыханной и невероятной метаморфозе жизни. Да еще, пожалуй, слухи среди самих жриц любви в различной интерпретации преподносят нам подобные сказки?
  Конечно, "ночных бабочек" в излишней скромности никак нe упрекнешь. В расхожих среди них мифах нет места признаниям, что условия обслуживания за деньги мужчин могут быть дикими и невообразимыми, что манеры обращения клиентов со своими платными зазнобами скорее похожи нa игры кошки с полузадушенной мышью. Нет в них и здравой оценки возможного финала такой жизни. Иногда сами проститутки в часы откровений сравнивают себя с наркоманами. И в этих сравнениях много правды.
  Сама обстановка и условия занятия проституцией засасывают, как болотная трясина. Женщины попадают в nрочную зависимость от антисоциальной среды: разветвленной сети сутенеров, рэкетиров, валютчиков, спекулянтов, притоносодержателей и прочих преступных элементов. Механизм любого подпольного бизнеса, как правило, включает в себя, так сказать, штатных и нештатных проституток. Другой аспект зависимости - правовой.
  Законодателем признается противоправный характер проституции, сводничества, содержания притонов разврата, вовлечения в проституцию несовершеннолетних, совершение незаконных валютных операций и т. д. Лица, вольно или невольно ставшие звеньями в цепочке подобных деяний, нe могут уже распоряжаться сами собой. Потеря только одного звена может иметь последствия для всей конкретной системы сексбизнеса. Допустят ли такое заправилы зтой системы? Конечно, нет!
  Начинающие проститутки нa первых этапах своего выхода нa панель, конечно, не сразу попадают в зависимосrь от антисоциальной среды. Но это только начало. Ведь проход в любой престижный бар или ресторан нe так-то уж прост. Если не хочешь стоять в очереди или желаешь пройти в залы спецобслуживания, то нужно выплачивать за это определенный "налог" швейцару, администратору, официанту.
  Давайте подсчитаем, сколько приходится девицам выкладывать на лапу. Стражу наружных дверей - 50 руб., официанту - 300 руб., а если он делится с администратором, то накидывается еще до 100-150 руб. Но вечер может оказаться "пустым". Что ж, это уже издержки ремесла, так называемььй профессиональный риск.
  Нелегко также начинающим девицам найти "стоящего" клиента. А потом: где с ним общаться? Хорошо, если он живет в одноместном номере гостиницы, куда тоже пройти не так-то легко. Снова начинаются подачки и расчет. Многие "ночные охотницы" своих отдельных квартир нe имеют, проживают или с родственниками, или же принадлежaт к категориям лимтчиц, иногородних учащихся. He будут же они всех клиентов в общежитие или в дом к родителям водить. А прохождение "практики" в подъездах, на улице или в парке существенно снижает оплату за интимные услуги.
  Таким образом, у начинающей проститутки сразу же возникает проблема: как найти соответствующих покровителей. Этих ангелов-хранителей называют сутенерами или "котами". Большая часть заработанного, конечно, перепадает таким организаторам. Для проститутки необходимы также услуги притоносодержателей - предоставление отдельных квартир или комнат, заготовка спиртного и другое.
  Первоначально квартира или комната, как, впрочем, и другие атрибуты полового сервиса, предоставляются в долг, разумеется, с последующей выплатой процентов, как и подобает в деловом мире бизнеса. В итоге добрая половина доходов представительниц древнейшей профессии уходит к услужливым притоносодержателям.
  И еще одна неизбежная повышенная статья расходов проституток. Чтобы бывать в "обществе", регулярно посещать кафе, бары, рестораны, нужно иметь соответствующую "прикидку": одежду, обувь, прическу, косметику и т. п. Естественно, самые дорогие пo стоимости. Отсюда постоянная потребность в деньгах, деньгах, деньгах... где-то и у кого-то приходится занимать, одалживать, просить. Возникает и постоянная зависимость от кредиторов, большей частью валютчиков, фарцовщиков, спекулянтов, жульничающих барменов, буфетчиц, продавцов.
  Кроме того, постоянное занятие проституцией и связанная с этим распущенность становятся своего рода образом жизни, стилем поведения. И избавляться от такой жизни так же трудно, как и от постоянных "кредиторов" и "доброжелателей".
  В одном из отделений милиции мне довелось быть свидетелем следующего диалога между семнадцатилетней начинающей проституткой и оперативным уполномоченным.
  - Если не секрет, чего ты хочешь добиться в жизни?
  - Да нет, почему же - нe секрет. Хочу зарабатывать много денег.
  - А примерно сколько?
  - Ну, я в общем-то нe знаю.., может быть, тысяч двадцать.
  - А этого тебе хватило бы? Чтобы ты с ними делала?
  - Купила бы отдельную квартиру, машинy, обстановку, тряпки. Да, пожалуй, надо бы больше... тысяч пятьдесят, наверное.
  - Ну хорошо, ты имела бы квартиру, машину, модную одежду и больше ничего тебе уже не надо? Ты бы "завязала" с проституцией?
  - Да, конечно. Я бы вышла замуж. За иностранца. Уехала бы за границу.
  - За состоятельного, конечно?
  - Естественно. К нaм же шарамыги нe приезжают.
  - А потом?
  - Буду жить там. Иногда буду приезжать в Москву.
  - А с работой как?
  - Зачем работать? А супруг на что?
  Аналогичные модели часто потребительского взгляда на жизнь можно обнаружить почти у всех девиц, оказывающих платные интимные услуги. Въевшиеся стереотипы хищничества, корысти, тунеядства не отжать, как выстиранную одежду. При самом лучшем варианте коммерческого замужества они останутся и будут проявляться в той или иной форме. Ведь нередко приходится задерживать проституток, которые, так сказать, достигли своей светлой цели - вышли замуж за иностранца, но тем нe менее продолжали заниматься любовными платными услугами. He с мужем, конечно. Хотя, как это ни парадоксально, и такое случается.
  В документальной ленте "На дне или сколько стоит любовь?", отснятой нa киностудии "Ленфильм" режиссером Эдуардом Кацем, имеется эпизод задержания русской женщины - проститутки, которая вышла замуж за финна. Казалось бы, достижение желаемой цели должно было способствовать прекращению антисоциального образа жизни. Увы, такого чуда не произошло. Стереотипы поведения настолько сильно впитались в девицу, что она не могла мыслить своей дальнейшей жизни без платных интимных услуг. Это уже стало хронической болезнью.
  "Красивое" завершение занятий проституцией было и остается мифом. Фешенебельные номера в гостиницах Госкоминтуриста рано или поздно меняются нa грязные комнаты в притонах, кабинах автомашин, а потом дело нередко доходит до "общений" нa лестничных клетках, в подъездах и общественных туалетах. Расчеты за услуги начинают производиться свободно конвертируемыми денежными знаками, а потом уж и стаканом бормотухи, глотком из "фуфирика" или кружкой пива. Ha лице молодой девушки за каких-нибудь пару лет появляются морщины пожилой опустившейся женщины. А еще через несколько лет это существо вы встретите среди посетительниц кожно-венерологического и наркологического диспансера, в психиатрической больнице или среди фигypантов сводки о происшествиях opгaнов внутренних дел. Такова одна из реальных тропинок жизни проституток.
  Миф о благородных и щедрых "кавалерах". Сами "ночные бабочки", употребляя выражения "благородство" и "щедрость", имеют в виду отнюдь не возвышенное душевное состояние своих половых партнеров, а количество купюр, которыми с ними расплачиваются. Конечно, нашему отечественному Феде или Фёдору Ивановичу трудно тягаться с теми, кто получил о6разование и воспитание в Берлинском или Гарвардском университетах. Если к тому же учесть, что за любовные услуги ему приходится рассчитываться рублями, а не конвертируемой валютой, то о каком благородстве с его стороны можно вести речь? Поэтому гости из-за кордона всегда у проституток, так сказать, вне конкурса.
  С другой стороны, жесткие рыночные отношения между представительницами древнейшей профессии и их клиентами, условия реализации спроса и предложений на половые услуги позволяют покупателям пользоваться "машами" и "дашами" так, как им заблагорассудится. Разве станут иностранцы в таких случаях выбирать стиль общения анrлийских лордов. Только дамы ночнаго промысла, наивность которых напоминает детскую умственную недоразвитость, принимают данный миф за истину. Кстати, и среди клиентов интердевочек из числа интуристов нередко можно обнаружить таких кавалеров, у которых манеры общения не уступают ритуалу жертвоприношений диких племен периода колонизации Африки.
  Подтверждение сказанному - откровения самих проституток, которыми они иногда делятся между собой: "Он меня терзал всю ночь, бил, щипал, кусал..." - "А меня? Душил, мучил, пытался... понимаешь, бутылку шампанского..." - "Надо было бы отлежаться недельку... Да разве дадут!"
  Резонен вопрос: можно ли подобные услуги измерить какой-либо валютой? Наверное, при других условиях такие "условия труда" потребовали бы вмешательства врача, вьписку листка нетрудоспособности или даже rocпитализации...
  В одном из рекламных проспектов, посвященных советским проституткам, отмечается, что "русские женщины - это животные, но ведь это интересно..." Где уж тут до утонченного стиля. Хорошо хоть авторы рекламы не уточняют, каких животных в данном случае они имекrг в виду: крокодилов, кошек или что-то иное. Естественно, что эта характеристика и определяет соответствующий стиль и манеры общения с нашими доморощенными проститутками. Можно лишь отметить, что после такого "общения" значительная часть заработанного идет на лечение, а остальное на восстановление, так сказать, внешней формы.
  Что там ни говори, но не всегда следы кровоподтеков, укусов, ран и царапин можно прикрыть пудрой и кремом. Не пo этой ли причине средний возраст, в котором интердевочки должны покинуть свои излюбленные места "трудовой" деятельности, составляет 25 лет. Именно к этому возрасту интердевочки теряют привлекательность, женственность и шарм, которые в их профессии играют нe последнюю роль.
 Но зто уже не миф, а реальность.
  Миф о перспективности занятий проституцией. Он является одной из основных причин выхода девушек на панель. Об этом в прессе уже рассказывалось в самых различных формах и вариациях. В молодежных же телепрограммах показывались интервью журналистов с проститутками. Называемые суммы, полученные ими якобы от тех или иных клиентов, в ряде случаев были баснословными. Называлось также количество обслуживаемых мужчин в течение дня, недели или месяца.
  В общем, материалы прессы, радио и телевидения давали основание предполагать, что при помощи интимных услуг денег, вырученных проститутками от своего промысла, хватает нe только на хорошее питание и дорогостоящие предметы личного туалета, но и на солидные накопления.
  Заманчиво, не правда ли7 Остается только удивляться: почему же многие наши очаровательные девушки все еще не поддаются влечению этой фантастической перспективы? Наверное, все же сохранилось у нашей молодежи чувство неприятия и брезгливости к подобному промыслу. Противостоящие проституции причины (в юридических дисциплинах их принято называть антикриминогенными факторами), как мне представляется, коренятся в крепких морально-нравственных устоях и зависят от понимания смысла жизни в целом.
  Давайте подумаем: можно ли рассматривать занятие проституцией как определенный процесс, приносящий удовлетворение, деньги, романтическую жизнь. Соблазны беззаботной жизни могут быть различными. И поверьте, жизнь проституток складывается далеко нe так, как её проповедуют обывательские мифы и легенды.
  Что можно найти романтичного и интересного в жизни так называемых "плечевых" проституток? Со своими "рыцарями" дорог они "путешествуют" нe одну тысячу километров. Оплата за интимные услуги - зачисление на дорожное довольствие. В лучшем случае могут презентовать чvлки или колготки, одарить бижутерией или чем-то подобным. Зато за бутылку подобная дама легко уступается другому водителю: расходы компенсированы, да и приятель будет доволен. Нередко в дороге случаются и конфликты. Они протекают и улаживаются по-разному. Ha манер Стеньки Разина, девицу можно ныбросить, если нe "в набежавшую волну", то нa ходу из машины. Поскольку навыков каскадеров у девиц, естественно, нет, то последствия бывают плачевными. Иногда конфликтующие со своим "шефом" особы высаживаются где-нибудь среди ночи в любую погодy.
  Бывает и пострашнее. В одной из публикаций журнала "Крокодил" описывается такой случай. Шофер междугородных рейсов, не поладив со своей спутницей, облил ее бензином и поджег. Или сцена из курортной жизни нa Северном Кавказе. После неудавшегося сексуального сервиса с "попутчицей" в одной из деревенских хат водитель усадил ее на раскаленную печь... Надо думать после такой экзекуции и платные, и безвозмездные интимные услуги этой даме пришлось прекратить.
  Аналогичные случаи в "беззаботной" жизни проституток нe единичны. К сожалению, уроки столь жестоких будней жизни многих, по-видимому, мало отрезвляют. Опасение за свое здоровье у жриц любви, как правило, отсутствует. Авось, дескать, пронесет. Ценою подобного времяпрепровождения бывает и сама жизнь.
  Труп 23-летней интерпроститутки Лары обнаружили в ее квартире в начале сентября. Из-за трупного запаха, по требованию соседей, квартиру пришлось вскрыть. Проститутка была убита несколькими ударами ножа в грудь и покоилась в засохшей луже крови нa кухне. Кто же погибшая?
  Лара в этом доме появилась шесть лет назад, после окончания профессионально-технического училища. До этого, проработав год пo специальности швеей, она устроилась работать дворником и получила служебную жилплощадь. Обязанности дворника за повышенную оплату за нее выполняли другие. Страсть к накоплению, наживе у Лары была развита не пo годам. Симпатичная, стройная шатенка располагала к себе мужчин, постоянно она имела успех и у иностранцев. Ha полученную за услуги валюту покупала драгоценности и украшения. А для этого нужны были связи с валютчиками, перекупщиками, представителями преступного "делового" мира.
  Когда было задержано несколько из них, у других возникло опасение за свою безопасность, ибо в ходе следствия ниточка тянулась к проститутке. Организаторы подпольного бизнеса, как и следовало ожидать, решили избавиться от нежелательной для них свидетельницы. Так, известная в своей среде интердевочка Лара бесславно закончила свою беззаботную жизнь. Можно возразить: ведь не у всех же такая судьба! Может быть, и нe у всех. Но у большинства жриц любви итоги земного существования заканчиваются подобным образом.
  Чтобы не быть голословным, обращусь вновь к сюжету документальной ленты "На дне или сколько стоит любовь?" В фрагментах этого фильма мы видим красочный рекламный проспект финского издания, посвященный сервису проституции в нашей стране. Пожалуйста, дескать, уважаемые туристы, к вашим услугам полное описание советских проституток: рост, вес, физические и физиологические данные, имена, адреса и т. д. Для наглядности и убедительности привлекательности русских женщин - несколько фото, снятых в лучших традициях порножурналов типа "Плейбой".
  Реклама не обманывала. Дамы действительно проживали там, где указывал проспект, и, естественно, занимались тем, что рекламировалось. Одна из них, кстати, была задержана работниками милиции во время работы съемочной группы. Режиссер договорился с ней о последующей бесeдe. Разумеется, после решения вопроса пo факту задержания. Но встреча не состоялась. Нет, не потому, что молодая женщина от нее уклонилась. Она оказалась убита своим сутенером. Было ей только двадцать пять...
  Иностранцы, пользующиеся названным рекламным проспектом, не могли потом воспользоваться услугами и многих других "героинь", фигурировавших в данном списке. Свидетельство тому - фотоснимки убитых проституток в уголовных делах.
  Или возьмем другой финский журнальчик, который в том же плане рекламирует Советскую Прибалтику. Интригует и заголовок: "Рига - это маленький Париж". Для наглядности - опять красочное фото интердевочки. В определенных кругах ее легко узнают, это Белая Лошадь, Дама, надо заметить, не первой свежести, но финны делать рекламу умеют. Правда, в описании ничего не гoворится no поводу того, что белокурая красотка - хроническая алкоголичка.
  Аналогичная судьба у большинства проституток. Выход нa панель и сексбизнес обязательно сопровождаются пьянством и разгулом. Поэтому нe надо удивляться тому, к двадцати пяти годам около половины дам, занимающихся проституцией, обращаются к помощи наркологов. Кроме того, каждые двое из троих вынуждены пользоваться услугами венерологов. Теперь появился новый недуг - СПИД. От этой болезни ряды проституток уже понесли серьезные потери...
 Миф о насилии в половой сфере и неизбежном проституировании.
  В последних публикациях прессы, выступлениях социологов, юристов и педагогов просматривается еще одна крайность, которая связана с порождением нового мифа - о неизбежности полового насилия и проституции. Дескать, если мы признаем зависимость npocтитуции от существующих в стране социальных, экономических, культурных и прочих условий, то нужно согласиться нe только с закономерностью платных интимных услуг, но и с дальнейшим процветанием этой формы обслуживания маниакальных поклонников секса.
  He будем пока спорить о достоинствах и недостатках таких умозаключений. Это уже тема для особого paзговора. Хотелось бы только обратить внимание читателей нa то, что иногда среди аргументов, приводимых в обоснование жизнеспособности проституции, некоторые авторы прибегают к использованию отдельных постулатов известной теории агрессивности человеческой личности. Правда, согласно отдельным аспектам данной теории, агрессивность свойственна не всякой личности, а только той, которая имеет соответствующие условия, социальную среду для своего проявления. Но какое же отношение может иметь все это к проституции?
  Суть этой теории сводится к тому, что подавляющее большинство окружающих нас девушек и женщин начали или начинают свой путь в мир любви и интима под угрозой насилия или жестокости, что самые скромные места сексуального общения напоминают притоны, в которых молодые девушки становятся жертвами "любителей острых ощущений".
  Вот что пишет, например, инженер из Ворошиловграда в журнале "Молодой коммунист" (1988. No 8): "Знаете ли Вы, дорогие читатели, что подавляющее большинство наших дочерей, сестер, подруг в интимные отношения с мужчинами вступают в первый раз пo принуждению? Знаете ли Вы, что это происходит в подвале того самого дома, в котором Вы живете... или в одном из классов школы, в котором учится Ваша дочь, сестра?.. Знаете ли Вы, что такая же участь часто подстерегает и молоденьких учительниц той же школы?., что эти гнусности творят их же собственные ученики?"
  После чтения такого откровения создается впечатление, что охота браконьеров в пустынях Сахары на диких зверей нe идет ни в какое сравнение с преследованием у нас юных девушек и их насильственным развращением. В какой-то мере можно было 6ы понять автора, если бы им оказалась женщина, которая непосредственно столкнулась с подобными случаями. Однако своей теорией об агрессивности в отношении всех представительниц женского пола делится с нами сам мужчина. Откуда такая тенденциозность?
  Вся беда в том, что подобные представления об уровне агрессивности и патологии, об окружающих нас убийцах и насильниках, ворах и грабителях основаны не только на суждениях отдельных граждан. В массовом сознании некоторых социальных групп проявляется так называемая социальная депрессия, безвыходность. Откуда это берется?
  Преданная гласности уголовная статистика, в которой приводятся данные о постоянном росте преступности, масштабности теневой экономики, описываются убийства, сопряженные с изнасилованием (в Ростовской и Витебской областях, Риге, Северном Кавказе и т. д.), как гром среди ясного неба обрушилась на головы наших читателей. Если же эту информацию дополнить неблагоприятными тенденциями в демографической политике и экономике (высокий процент разводов, увеличение доли матерей-одиночек, их тяжелые материальные условия и т. д.), то у любого из нас неизбежно возникнет впечатление, что судьба представительниц прекрасного пола действительно поставлена в опасную зависимость от постоянного насилия со стороны мужчин, стремящихся менять своих жен, любовниц и просто временных половых партнерш.
  Значит, судьба и участь женщин предопределены заранее, отличия моrут быть только в деталях, скажем, элементах везения или невезения в жизни. Отсюда и стремление заполучить в мужья одного из половых партнеров, как, например, у той же интердевочки Таньки Зайцевой. Отсюда и "железная" логика двойной морали, ложная уверенность, что скитания по постелям клиентов, подвалам и публичным номерам могут в конце концов привести в спокойную гавань - свою семью. Честно говоря, подобные взгляды на жизнь не только вызывают чувство понятной брезгливости, но и серьезно беспокоят. Обман здесь начинается с самого себя.
  Можно ли абсолютизировать частные и единичные случаи? Думается, что нет. Вправе ли мы утверждать, что наши дочери, сестры, подруги в подавляющем числе вступают в интимные отношения с мужчинами только по принуждению? Вряд ли личные субъективные восприятия сведений о росте преступности можно огульно переноситъ на всю сферу половых отношений. Если, конечно, патология пове дения в этой среде для некоторых не стала нормой.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Я. И. Гилинский,
 доктор юридических наук, профессор
 
 ПРОСТИТУЦИЯ КАК ОНА ЕСТЬ
  Появившиеся за последние годы в прессе публикации о проституции вызвали довольно бурную реакцию населения, привыкшего за многие годы к тому, что "у нас" такого не может быть. В редакции газет и журналов, и правоохранительные органы посыпались письма с привычными требованиями: "усилить борьбу", "запретить", "пересажать", "искоренить".
  Под влиянием общественного мнения авторы некоторых публикаций, а равно работники правоохранительных органов стали призывать бороться с проституцией (то есть с проститутками) мерами уголовного наказания. Была установлена административная
 ответственность за занятие проституцией (Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 1987 г.).
  Под проституцией понимается вступление за плату в случайные, внебрачные сексуальные отношения; не основанные на личной симпатии, влечении1.
  Проституирование возможно как при гетеросексуальных, так и при гомосексуальных отношениях, как со стороны женщины, так и со стороны мужчины (ещё в Древней Греции наряду с женскими публичными домами, были мужские публичные дома, а в Древнем Риме число мужчин, занимающихся проституцией, одно время было больше, чем женщин-проституток). Об этом нередко забывают, необоснованно ограничивая понятие проституции исключительно женским занятием при гетеросексуальных отношениях.
  He имеет значения способ удовлетворения половой потребности. Вообще надо заметить, что юридическое (точнее, юридически значимое) определение проституции - чрезвычайно сложная задача, не нашедшая удовлетворительного решения ни за рубежом, ни у насг. Это, кстати говоря, еще один довод (хотя и нe самый главный) против криминализации (введения уголовной ответственности) занятия проституцией.
  Что же лежит в основе проституции как безличных и корыстных сексуальных отношений?
  Исторически проституция возникает в классовом обществе как пережиток группового брака. "Наследство, завещаное групповым браком цивилизации, двойственно, как двойственно, двулико, внутренне раздвоенно, противоречиво и все, что порождено цивилизацией: с одной стороны - моногамия, а с другой - гетеризм вместе с его самой крайней формой - проституцией"2'.
  Следует заметить, что ни гетеризм сам пo себе, ни обычай (а то и религиозная обязанность, как, например, в Вавилоне) отдаваться незнакомому мужчине в храме (ошибочно именуемый "храмовой проституцией")', ни различные формы иных внебрачных интимных сексуальных отношений не являются проституцией'з. Ибо проституция отличается от свободного полового общения тем, что женщина продает свое тело из-за материальных выгод как одному мужчине, так и целому ряду мужчин. Проституция налицо там, где женщина "превращает в ремесло продажу своей привлекательности"". По тем же причинам нe является, на мой взгляд, проституцией свободное сексуальное поведение в современной подростково-молодежной среде (субкультуре).
  Исследователи связывают обычно институционализацию проститутки с диктерионами (доктерионами) - первыми публичными домами, основанными Солоном (VI в. до н. э.), установившим и единую плату для всех посетителей - один обол. В этом заключается одна из социальных функций проституции: служить предохранительным клапаном моногамного брака.
  Проституция в указанном выше широком смысле словa является лишь одним из ее проявлений - продажности. Мы ничего нe поймем в "открытом" сегодня прессой и бичуемом общественностью явлении, если забудем, что в условиях товарно-денежных отношений, когда, пo К. Марксу, "способность всех продуктов, деятельностей, отношений к обмену на нечто третье, вещное, на нечто такое, что в свою очередь может быть обменено на все без разбора, т. е. развитие меновых стоимостей (и денежных отношений) - тождественно всеобщей продажности, коррупции", и тогда "всеобщая проституция выступает как необходимая фаза развития общественного характера личных задатков, потенций, способностей, деятельностей.
  Выражаясь более вежливо: всеобщее отношение полезнос ти и годности для употребления"г. Вот почему, пo словам тoгo же Маркса, проституция (в узком смысле слова. - Я. Г.) является лишь некоторым особым выражением всеобщего проституирования рабочего, а так как это проституирование представляет собой такое отношение, в которое попадает нe только проституируемый, но и проституирующий, причем гнусность последнего еще гораздо больше, то и капиталист и т. д. подпадает под эту категорию2.
  Денежная (товарно-денежная) сущность проституции обосновывалась еще известным социологом Г. Зиммелем (1858-1918). Он отмечал, что природа проституции и природа денег аналогичны, что в условиях товарно-денежных, вещных, отчужденных отношений проституция становится символом межчеловеческих отношений. Деньrи губят природу вещей одним своим прикосновением: "Безразличие, с которым они предаются всякому новому употреблению, легкость, с которой они покидают любого субъекта, ибо поистине не связаны ни с одним, исключающая всякое сердечное движение вещность, свойственная им как чистым средствам, - все это заставляет провести роковую аналогию между деньгами и проституцией... Сущность проституции, обнаруженная нами в деньгах, сообщается предметам..."''.
  Но отношения, опосредованные деньгами, - отчужденные отношения. Это в полной мере относится и к продаже тела - сексуальным отношениям, превращающимся под влиянием денег, товарности из интимных, личностных, в вещные, отчужденные, и к торговле духом, интеллектом. Человеческая личность, индивидуальность превращается в предмет купли-продажи, торговли ("всё нa продажу!").
  Отчужденный человек становится "субъектом" - объектом отчужденных, безличностных отношений. И "разве это нe проституция, когда подчиненные лижут ботинки своим начальникам, чтобы получить какие-либо привилегии? Разве это нe проституция, когда художники и писатели ставят свой талант на службу угнетателям и власть имущим, получая в награду золото и земные блага?! Где проходит граница того, что называется проституцией?.. Если писатель не пишет правду, чтобы иметь возможность вести удобную жизнь безо всяких осложнений, разве это нe проституция?.." 3
  При интимных, личностных отношениях "в сексуальном влечении своеобразно выражается стремление личности к общению с личностью,.. в сексуальном акте личность обращается к личности и ищет объединения с нею... Одна лишь "доброкачественность" тела никогда не бывает вполне достаточной"2. При отчужденных, безличных сексуальных отношениях, при пользовании проституткой "доброкачественность" тела вполне достаточназ. А при снижении качества понижается и цена... He надо только думать, что деньги опосредуют лишь внебрачные отношения. "Брак no расчету... довольно часто обращается в самую грубую проституцию - иногда обеих сторон, а гораздо чаще жены, которая отличается от обычной куризанки толъко тем, что отдает свое тело нe так, как наемная работница свой труд, оплачиваемый поштучнo, а раз навсегда продает его в рабство"44.
  Говорят, проституция - древнейшая профессия. Вряд ли, если под профессией понимать трудовую специализацию и в доклассовые времена (охотник, скотовод, землепашец): ведь проституция появилась в классовом обществе. Но то, что проституция возникла с зарождением товарно-денежных отношений и на их основе, представляется бесспорным.
  Проституция, порожденная товарно-денежными отношениями, имеет и второго "родителя" - моногамию! Проституция дополняет моногамию, неразрывно с ней (как и с деньгами) связана. Это прекрасно понимал Ф. Энгельс: "Разве мы нe видели, что в современном мире мoногамия и проституция хотя и составляют противоположности, но противоположности неразделимые, полюсы одного и того же общественного порядка?
  Может ли исчезнуть проституция, не увлекая за собой в пропасть и моногамию"'5. Любопытно, что это понимали и самые строгие приверженцы моногамии. Так, святой Августин восклицал: "Если уничтожить публичных женщин, то сила страстей все разрушит!" Фома Аквинский вторит ему: "Уничтожьте проституцию и всюду воцарится безнравственность"
  Впрочем, не лишне заметить, что "единобрачие появляется в истории отнюдь не в качестве основанного на согласии союза между мужчиной и женщиной и еще меньше - и качестве высшей формы этого союза. Напротив, оно появляется как порабощение одного пола другим, как провозглашение неведомого до тех пор во всей предшествующей истории противоречия между полами"2. И моногамный брак нe вечен.
  Если еще Ф. Энгельс видел зародыш будущих сексуальных отношений в индивидуальной половой любви, то сегодня эмпирически прослеживаются такие тенденции изменения семейно-брачных отношений, как укоренение последовательной полигамии в ряде культур, переход в экономически развитых странах от патриархальной и детоцентристской семьи к нуклеарной и супружеской семье, распространение, наряду с супружеской, "внебрачной" семьи, включая добрачные союзы, конкубинат (длительный и достаточно прочный внебрачный союз мужчины и женщины, не намеревающихся формализовать свои отношения), "материнскую" семью (мать - дети )3.
  В чем заключаются причины проституции? Товарно-денежные отношения и моногамия - лишь объективные предпосылки, необходимые условия возникновения и существования проституции в сфере сексуальных отношений (как разновидности и всеобщей продажности...). Вместе с тем должны существовать и причны, в силу которых, во-первых, лишь некоторые индивиды встают на путь проституирования (в узком смысле слова) и, во-вторых, уровень проституции неодинаков в разных странах, а также в различные периоды истории одного и того же государства. С моей точки зрения, отсутствуют специфические причины проституции (и только проституции!). Имеются некоторые социальные причины, противоречия социально экономического развития, порождающие и проституцию, и преступность, и пьянство, и наркотизм, и иные формы так называемой социальной патологии (а равно и различные формы социальнаго творчества!..)6.
  Непосредственной причиной различных форм социальной патологии (вообще социальных отклонений) выступает, очевидно, противоречие между относительно равномерно растущими потребностями членов общества и неравномерно "распределяемыми" и изменяющимися возможностями их удовлетворения. Поскольку возможности удовлетворения потребностей существенно зависят от социального положения индивидов (их групп, классов), занимаемого ими места в системе общественных отношений (экономических, политических, идеологических и др.), постольку источником девиантного поведения (включая проституирование) служит социальное неравенство.
  При этом, во-первых, социальная неудовлетворенность порождается нe столько абсолютными возможностями удовлетворить потребность, сколько относительными - пo сравнению с другими представителями своей социальной гpуппы, класса, других социальных групп.
  Во-вторых, пo мере удовлетворения "первичных", витальных потребностей все большее значение для человека приобретают "вторичные", социальные, потребности - в престиже, социальном статусе, в самоутверждении, творчестве. А следовательно, все более "деликтогенным" становится отсутствие возможностей самоутверждения личности ("комплекс Герострата"). Вот почему, несмотря на расширение "абсолютных" возможностей удовлетворения потребностей (по сравнению, например, с годами послереволюционной или послевоенной разрухи), несправедливое социальное неравенство, обострившееся за годы застоя вопреки лозунгам и заверениям о постоянном "сближении" классов и социальных групп, о "преодолении" существенных различий между городом и деревней, трудом умственным и физическим, индустриальным и аграрным, породило, казалось бы, "неожиданный" рост преступности, пьянства, наркотизма и проституции. Вот почему ненахождение путей самоутверждения, самореализации личности в общественно полезной деятельности ("серократия" порождает спрос на серых, усредненных, невысовывающихся личностей...')7 приводит к "самоутверждению" посредством Насилия, Власти, Обогащения - основных трех "способов" самоутверждения в тоталитарном обществе тотального отчуждения... А пути обогащения различны - от хозяйственной предприимчивости до хищений, взяточничества, спекуляции, фарцовки и проституции.
  Общность причин девиантного поведения, различных форм социальной патологии обнаруживается в известной устойчивости их взаимосвязей. He это ли имел в виду М. Гернет, когда еще в 1906 году отмечал: "при объяснении меньшей преступности женщины не следует упускать из вни-мания ее участие в проституции, вызываемой теми же социальными причинами, какие порождают преступность"2.
  Впрочем, еще пo paбoте Ф. Энгельса "Положение рабочего класса в Англии" (1845 г.) мы знаем, что "воровство, мошенничество, пьянсгво, проституция, самоубийства произрастают из общих социальных условий"'. He следует только абсолютизировать какой бы ни было конкретный набор этих условий. И если в Англии (а особенно в Ирландии) прошлого века такими условиями социального бытия английского пролетариата, провоцирующими пьянство и проституцию, воровство и самоубийства, были нищета, безграмотность, бесправие, антисанитария и т. п. и если в послереволюционной России женщину толкали нa путь торговли своим телом голод, нищета, безработица, то в настоящее время занятие проституцией отнюдь не вынужденное средство заработать на кусок хлеба...
  Постепенно сформировавшийся культ Денег и Вещей, беспринципность в средствах их достижения, цинично-корыстное "деньги нe пахнут" и "все на продажу" вопреки нe менее циничному провозглашению изначальной и недосягаемой нравственности советского человека, ero бескорыстия, беззаветного служения высочайшим идеалам привело к тому, что продажность перестала быть делом постыдным и предметом насмешек стали нe проституирующие политики, писатели, ученые, журналисты и "ночные бабочки", а те из наших сограждан, кто нe мог, не умел продаваться, ловчить, устраиваться.
  Надо ли удивляться тому, что московские школьники-старшеклассники поставили проститутку выше профессора и даже.., продавца мяса no шкале профессий, обеспечивающих самый высокий уровень дохода...
  Кто же эти жрицы любви? Хотя проституция - занятие древнее, хорошо известное и у нас, служившее предметом многочисленных социологических, правовых, медицинских исследований и темой художественных произведений (таких, например, как "Нана" Э. Золя, "Пышка" Г. Мопассана, "Яма" А. Куприна и рассказов М. Горького, а в наше время - "Звезды на утреннем небе" А. Галина, "Интердевочка" В. Кунина), однако об этой сфере человеческой жизнедеятельности царит больше мифов и предрассудков, нежели реальных знаний.
  Попытаемся рассмотреть прежде всего социально-демографические характеристики отечественных проституток на основании, главным образом, результатов исследований, проводившихся в середине 70--х годов в Москве К. Горяиновым, А. Коровиным, Э. Побегайло (опрошено 1373 женщины) и в середине 80-х годов в Грузии под руководством А. Габиани (опрошено 532 женщины)8.
  Для сравнения будут сопоставляться опубликованные в 20-е годы работы и материалы наших исследований в Ленинграде. Следует иметь в виду, что "деликатность" предмета исследований, отсутствие открытo публикуемых данных за длительный период времени (с конца 20-х до середины 80-х годов) весьма затрудняют анализ имеющихся материалов и нe могут нe сказаться на полноте и репрезентативности получившейся картины.
  Возраст. Естественно, что среди проституток преобладают молодые женщины. По данным московских исследователей, 84,3% обследованных имели возраст от I8 до 29 лет. Несовершеннолетних оказалось 2,2 %, лиц старше 40 лет - 1,2 %. По данным А. Габиани, женщины в возрасте 18-30 лет составили 66,8%, несовершеннолетних было 3,3%, лиц старше 40 лет - 13,3%,. Знание возрастного состава москвичек на момент исследования позволяет рассчитать возрастной "коэффициент проституции" (частное от деления доли определенной возрастной группы среди проституток на долю той же группы в населении гороца), представленный в таблице N 1:
 
 
 
 
 
 
 
 
 Таблица № 1
 Коэффициент занятия проституцией в зависимости от возраста
 Возраст 14-15 16-17 18-19 20-21 25-29 30-З4 35-39 40-44 45-49 коэффи-
 циент 0,02
  0,41 2,12 3,08 2,88 0,57 0,21 0,06 0,01 Для сравнения отметим, что в 1924 году, no данным Научно-исследовательской комиссии, в числе 622 обследованных проституток Москвы оказалось моложе 18 лет -9,9 %, в возрасте 18-29 лет - 58,4 %, старше 40 лет --4,0 %9. В целом состав проституток в 1924 году был несколько старше, чем в середине 70-х rодов (средний возраст соответственно составлял 27 лет и 25 лет).
  В 1926-1927 гг. в Xарькове среди 177 обследованных проституток оказалось в возрасте 15-19 лет -27,7%, от 20 до 29 лет - 59,9 %, старше 35 лет - 4,5%10.
  Преобладание среди проституток женщин в возрасте до 30 лет отмечают практически все исследователи, как отечественные, так и зарубежные. Значительные колебания доли несовершеннолетних объясняются, как мне представляется, не столько реальными различиями (хотя и они имеются), сколько недостаточной репрезентативностью большинства исследований (ведь все расчетьr ведутся относительно выявленных проституток, причем согласившихся участвовать в обследовании).
  Во всяком случае отмечается омоложение контингента лиц, занимающихся проституцией. По нашим данным, реальная доля несовершеннолетних выше, чем это удалось установить в результате московского (70-х годов) и грузинского исследований, и приближается к 20 %. Впрочем, тенденция к омоложению характерна для преступности, и для наркотизма, и для пьянства и алкоголизма.
  Образование. По результатам московского исследования (в середине 70-х годов), среди проституток имели высшее и незаконченное высшее образование 23,2 %, среднее (общее и специальное) - 53,9 %, т, е. 77,1 % женщин имели образование не ниже среднего. "Коэффициенты проституции" пo образовательному уровню представлены и таблице N 2:
 
 Таблица Ns 2
 
 
  Коэффициент занятия проституцией в зависимости
  от образования
 
 
 
 Оразование
  Высшее Незаконч.
 Высшее Среднее Среднее
 спец. Неполное


           стр. 1 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу