INFINAN.RU

ИНСТИТУТ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА



 


           стр. 4 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

  T Мыслительные процессы развиваются в той или иной деятельности, а, следовательно, фактором их развития являются практические умения и навыки по выполнению этой деятельности.
  Переходя к рассмотрению отдельных познавательных процессов, надо запомнить, что любой познавательный процесс осуществляется в познавательном действии, в котором, в явном или скрытом (неосознанном) виде, присутствуют и другие познавательные процессы. Однако каждый из познавательных процессов имеет свою область применения, свои способы осуществления, свои особенности. Именно по этой причине их целесообразно изучать отдельно друг от друга, а не в том единстве, в котором они фактически представлены в психической жизни человека!
 
  Вопросы и задания для самостоятельной работы:
  1. Что дают человеку ощущения и восприятия?
  2. Для чего человеку необходимы познавательные процессы второго уровня: память, мышление, внимание, воображение?
  3. Существуют ли в психической жизни человека действия, в которых не принимают участия познавательные процессы? Обоснуйте свой ответ.
  4. В каком понимании, мы имеем право говорить об отдельных познавательных процессах и для чего это необходимо?
 
  Урок 20. Тема: "Познавательные процессы - ощущение и восприятие".
  Цель урока: раскрыть сущность ощущения и восприятия как познавательных процессов.
 
 
  Тепло и холод, цвета и звуки, запахи и вкус, гладкость и шероховатость и т.д. мы воспринимаем с помощью особого психического процесса - ощущения. Их характерной особенностью является сиюминутность, непосредственность.
  Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств.
  Подчеркнем еще раз отличительные черты ощущений:
  T Это психическое отражение (вспомните определение психики);
  T Это познание отдельных качеств и свойств предметов и явлений. Впрочем, в реальной жизни трудно выделить ощущения в чистом виде. Они всегда будут переживаться вместе с целостным восприятием предмета или явления: прохладный ветерок, сладкий мед, душистая роза.
  T Возникают только при непосредственном воздействие на органы чувств.
  Механизм возникновения ощущений.
  Из курса анатомии нам известно, что аппаратом ощущений служат анализаторы, которые состоят из рецептора (глаз, ухо, вкусовые луковицы и т.д.), нервных путей и соответствующего участка мозга. Для возникновения ощущения необходимо чтобы было, что ощущать, т.е. какой-то предмет, явление. Этот предмет должен воздействовать на рецептор своим определенным свойством - цветом, поверхностью, температурой, вкусом или запахом.
  Такое воздействие может быть двух видов:
  1. Контактным - вы прикасаетесь пальцем к предмету или кладете его на язык.
  2. Дистантным - вы видите далекие звезды, слышите голос товарища, ощущаете запах моря.
  Такое воздействие раздражает чувствительные клетки рецептора. Раздражение - это физический процесс, а вот под его воздействием в нервных клетках возникает возбуждение. Оно-то и передается в соответствующий участок мозга. И только здесь физиологический процесс превращается в психический, и человек что-то ощущает.
  Виды ощущений.
  Деление на виды можно осуществлять по различным основаниям:
  1. В соответствии с органами чувств - зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.
  2. По наличию (или отсутствию) непосредственного контакта - дистантные (зрения, обоняние и слух) и контактные (вкусовые, болевые, тактильные).
  3. По расположению рецепторов на поверхности тела или внутри организма: зрение, слух или голод, жажда.
  4. По времени возникновения в ходе эволюции живого мира.
  Объединяя все подходы, выделяют так называемые общие виды:
  1. Зрительные
  2. Слуховые
  3. Вибрационные - отражают колебания упругой среды
  4. Обонятельные
  5. Вкусовые
  6. Кожные - тактильные (ощущения прикосновений), температурные и болевые ощущения.
  Существуют определенные психологические закономерности - законы, определяющие соотношение между внешними воздействиями и возникающим психическим отражением.
  Пороги чувствительности.
  Не всякий раздражитель вызывает ощущения. Он может быть так слаб, что рецепторы его просто не почувствуют. Всыпьте в стакан воды несколько крупинок сахара. Попробуйте. Не сладко? Раздражитель слишком слаб. Если продолжить этот опыт и постепенно досыпать сахар, то в определенный момент вы почувствуете сладковатый привкус воды. Можно даже вычислить, сколько сахара понадобилось. Эта минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение называется нижним абсолютным порогом чувствительности.
  Если подобному эксперименту подвергнуть несколько человек, то можно выявить, что пороги их чувствительности различны. У кого-то более высокая чувствительность вкусового анализатора. Чем меньше величина порога, тем выше чувствительность!
  Существует и верхний порог чувствительности - это наибольшая величина раздражителя, при которой еще сохраняется ощущение. За этим порогом свет уже ослепляет.
  Существует еще одно интересное понятие - диффиринциальный порог чувствительности или порог различения. Это минимальное различие между двумя раздражителями, которое вызывает едва заметное различие ощущений
  Величина порогов зависит от многих причин, особенно от деятельности человека и его интересов. Например, текстильщики отличают до сорока оттенков черного цвета. Трудно состязаться со скрипачом, в умении различать музыкальные звуки, а вкусы и запахи - в соперничестве с дегустаторами. Но высокий уровень чувствительности может быть и природным задатком.
  Статистика к теме.
  Примеры чувствительности органов чувств:
  1. Зрение. Способно ясной темной ночью воспринимать пламя свечи на расстоянии до 48 метров от глаза.
  2. Слух. Способен различать тикание ручных часов на расстоянии до 6 метров.
  3. Вкус. Способен ощутить присутствие одной чайной ложки сахара в растворе, содержащем 8 литров воды.
  4. Обоняние. Способно уловить присутствие одной капли духов в воздухе, заполняющем помещение из 6 комнат.
  5. Осязание. Способно уловить движение воздуха, производимое падением па поверхность кожи крыла мухи с высоты 1 см.
  Естественно, что речь идет о зафиксированных случаях уникальной чувствительности человеческих анализаторов. Но путем тренировок можно очень многого добиться.
 
  Вопросы и задания для самостоятельной работы:
  1. Почему человек не ощущает пылинок, падающих ему на лицо?
  2. Человек несет связку из десяти книг, каждая из которых весит 300 г. Заметит ли он, что связка стала тяжелее, если подложить ему брошюру весом в 80 г.? Почему?
  3. Почему самолет, "пойманный" лучами прожекторов, нередко теряет управление и сбивается с курса?
  4. Подготовить доклад на тему "Компенсация в области ощущений и восприятий" (например, об удивительной женщине О.И. Скороходовой, по ее книге "Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир").
 
  Урок 21. Тема: "Познавательные процессы - ощущение и восприятие".
  Цель урока: раскрыть сущность ощущения и восприятия как познавательных процессов.
 
 
  Давайте продолжим разговор о психологических закономерностях, которые определяют соотношение между внешними воздействиями и возникающим психическим отражением.
  1. Чтобы выжить, любой организм должен находиться в равновесии с окружающей средой. В прямой форме, это означает усвоение того, что полезно, и выведение из организма того, что вредно. Отсюда стремление к положительным воздействиям и избегание отрицательных. Оказывается одна из самых острых жизненных потребностей организма человека - потребность в нормальном потоке ощущений. Нехватка какого-то из видов информации вызывает свой вариант жажды, голода, желания. Зрительное желание отличается от сладострастия лишь тем, что с томительным ощущением, общим для всех желаний, связывается образное представление. А в слуховом - представление звука.
  Отсюда такие переживания человека, как скуку, нехватка телесных ощущений и т.д. Это явление получило название сенсорная депривация (или сенсорный голод). Но есть и " обратная сторона медали". Дело в том, что в обычной жизни, нас часто утомляет, выводит из состояния нормы не только недостаток внешних воздействий, но и их изобилие. Слишком громкий звук ваших магнитофонов действительно может быть очень болезненным для окружающих. Или пример, связанный с излишней кожной чувствительностью, - многих людей действительно раздражают прикосновения (например, к волосам).
  2. Интересным явлением является компенсация ощущений. Психика, как мы уже говорили, целостная система. Это единство при потере органов чувств проявляется в том, что сохранившиеся органы ощущений частично как бы берут на себя функции утраченных. К примеру, у слепых обостряется слух, осязание, обоняние.
  3. Все ощущения приятны или неприятны, т.е. все имеют эмоциональный тон, эмоциональный компонент. Еще до анализа полученного ощущения цвета и звуки, запахи и вкусы, прикосновения и температура оказывают на человека непосредственное эмоциональное воздействие. Нежный звук флейты воспринимается иначе, чем скрежет тормозов. А особенно сильной является эмоциональная окраска запахов.
  4. Что происходит, когда из ярко освещенной комнаты человек выходит в темную прихожую? В первые мгновения он ничего не видит, а потом постепенно начинает различать отдельные предметы. Аналогично при смене темноты на яркий свет. Это явление получило название адаптации - приспособление органа чувств к действующему раздражителю. Мы не ощущаем привычной одежды. Адаптация повинна в том, что старушка ищет очки, которые преспокойно сидят у нее на лбу. Опасна эмоциональная адаптация. То, что вчера волновало, будоражило, радовало, сегодня оставляет спокойным и равнодушным. И чтобы вновь всколыхнуться нужны новые, более сильные раздражители.
  5. Существует феномен взаимодействия ощущений, при котором изменение чувствительности одной системы происходит под воздействием другого анализатора. Красиво прорисованные фрукты вызывают у нас чувство голода и реальные вкусовые ощущения. Мягкие звуки музыки расслабляют кожные рецепторы и т.д.
  6. Наконец, осталось упомянуть о контрастности ощущений - изменение интенсивности и качества одного ощущения под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. Зубная боль, которая не давала покоя долгое время, забывается при просмотре увлекательного фильма и т.д.
  Все ощущения входят в структуру более сложного познавательного процесса - восприятия. Восприятие - это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения и восприятия неразрывно связаны друг с другом! Поэтому все свойства ощущений, о которых мы говорили, смело можно отнести и к восприятию.
  Восприятие - всегда есть единство комплекса ощущений и прошлого опыта. От опыта человека зависит глубина и полнота восприятия. Кроме этого, опыт позволяет быстрее воспринимать внешнюю информацию.
  О делении на виды, характерные для восприятия, мы с вами говорили, определяя ведущий тип восприятия. А к перечисленным уже закономерностям, которые определяют соотношение между внешними воздействиями и возникшим психическим отражением, можно добавить характеристики, специфические для восприятия:
  1. Активность, т.е. поиск воспринимаемых объектов.
  2. Осмысленность, которая зависит от сочетания прошлого опыта и данного внешнего воздействия. По одному ощущению, знакомому нам, мы может воссоздать целостное восприятие предмета. Например, легкий запах духов подскажет нам о присутствие женщины, даже если другие раздражители еще ничего не зафиксировали.
  3. Обобщенность, т.к. мы воспринимаем все признаки предмета или явления (как существенные, так и несущественные).
  4. Целостность восприятия. Любой предмет мы воспринимаем на каком-то фоне. Предмет можно выделить за счет динамики (движения), за счет использования контрастов, подчеркиванием значимости предмета или необычной формой его предъявления.
  5. Избирательность, т.к. восприятие зависит от установок, интересов и потребностей личности. Если вы не хотите чего-то видеть, то вы действительно можете этого долго не замечать, в силу своих внутренних установок.
  6. И, наконец, аперцепция - направленность восприятия напрямую зависит от опыта человека и богатства его знаний. К примеру, вы знаете, что какой-то предмет всегда лежит на одном и том же месте и в течении долгого времени можете не замечать, что его там уже нет.
 
  Вопросы и задания для самостоятельной работы:
  1. Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере:
  T Побыв в помещении, человек вскоре перестал ощущать запах гари, хотя вновь вошедший отчетливо ощутил его;
  T При обтирании лица холодной водой, острота зрения повышается;
  T При усилении освещения в зале, звуки, несущиеся со сцены, стали казаться зрителям громче.
  2. Какая закономерность восприятия проявляется в каждом примере:
  T Человек с подвижным и выразительным лицом и богатой жестикуляцией, находящийся среди людей с бедной мимикой и пантомимикой, производит более сильное впечатление;
  T Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остается той же самой, если ее исполняет симфонический оркестр или один рояль.
  3. В чем сходство и различие двух психических процессов: ощущения и восприятия?
 
  Урок 22. Тема: "Наблюдательность".
  Цель урока: дать понятие наблюдательность, раскрыть его существенные признаки.
 
 
  Сегодня мы посвятим урок наблюдательности. Это скорее свойство личности, чем познавательный процесс, т.к. присутствие наблюдательности или ее отсутствие не является особенностью психики человека, ее необходимым элементом.
  Наблюдательность - это психическое свойство, которое базируется на восприятии и ощущении. Благодаря наблюдательности человек различает признаки и объекты, имеющие незначительные отличия. Замечает различия в сходном, видит их при быстром движении, при изменившемся ракурсе и т.д.
  Наблюдательность - это способность человека, проявляющаяся в умении подмечать существенные, характерные черты и свойства предметов и явлений, в том числе и малозаметные.
  Как свойство, наблюдательность связана с различными психическими явлениями. Но самыми главными я бы назвал:
  T хорошо развитый зрительный анализатор;
  T высокую абсолютную и относительную чувствительность.
  И то, и другое можно в себе развить! Здесь уместно вспомнить слова замечательного наблюдателя К. Паустовского: "Хороший глаз - дело наживное. Поработайте над зрением. Держите его, как говориться, в струне. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до того вы не видели на лицах и сотни того, что заметили теперь. А через два месяца вы уже научитесь видеть, и вам не надо будет понуждать себя к этому!"
  Уже в развитие этой чувствительности начинает сказываться влияние личностных особенностей человека: наблюдательность приобретает избирательный характер! Именно поэтому можно встретить людей, имеющих высокий уровень чувствительности к восприятию природы и процессов, проходящих в ней, но слабо различающих состояние и процессы, возникающие в их взаимоотношениях с людьми.
  А еще в большей степени, личностные особенности проявляются при осознание и понимание того, что человек видит, за чем наблюдает.
  От чего зависит осмысленность наблюдаемого?
  1. Прежде всего, от объема имеющихся у человека представлений и знаний о наблюдаемом явлении, т.е. от познавательного опыта человека.
  2. От уровня мыслительной деятельности - развития таких мыслительных процессов как систематизация, классификация, обобщение.
  3. От установки человека. Известный биолог Н.В.Тимофеев-Рессовский подчеркивал, что при наблюдение можно что-то увидеть только в том случае, если ты знаешь, что нужно искать, что нужно увидеть.
  И, наконец, результаты понимания и осознания воспринимаемого будут опосредованы особенностями памяти человека. Именно благодаря ей обеспечивается полнота представлений и понятий о наблюдаемом, составляющих структуру знаний человека, его опыт.
  В этих своих особенностях наблюдательность подтверждает уже известный нам факт о взаимодействие и взаимодополняемости всех познавательных процессов, их неразрывности друг от друга. Но ведущим познавательным процессом, лежащим в основе наблюдения, остается восприятие.
  Можно говорить о том, что наблюдение (понимание наблюдаемого) есть определенный вид мыслительной задачи, в которой решается вопрос: что это значит? к чему это относится? Т.е. это задачи на систематизацию и классификацию. Психологи, которые придерживаются этой позиции, проанализировали наблюдения Шерлока Холмса и доказали, что это процесс решения элементарных задач. В этом варианте процесс наблюдения предстает как поиск и извлечение информации, необходимой для решения познавательной задачи. Шерлок Холмс говорил своему другу доктору Уотсону:
  " - Вы смотрите, но вы не наблюдаете, а это большая разница. Например, вы часто видели ступеньки, ведущие из прихожей в комнату?
  - Часто.
  - Как часто?
  - Ну, несколько сот раз.
  - Отлично, сколько же там ступенек?
  - Сколько? Не обратил внимания.
  - Вот-вот, не обратил внимания. А между тем вы видели! В этом вся суть. Ну а я знаю, что семнадцать, потому что я видел и наблюдал."
  Каждый из вас может проверить свою наблюдательность. Опишите коридор, аудиторию, где мы с вами занимаемся, вестибюль, т.е. помещения, которые каждый из вас видел сотню, тысячу раз. Потом проверьте себя. Этот опыт может стать упражнением для развития вашей наблюдательности.
  Подведем итог. Наблюдательность, как и любое психологическое явление, элемент сложной системы, имеет разнообразные связи с различными сторонами психической жизни человека:
  T с одной стороны, она обусловлена строением и чувствительностью зрительного анализатора, т.е. напрямую связана с ощущением и восприятием;
  T с другой стороны, наблюдательность обусловлена особенностями памяти и мышления;
  T а так же, наблюдательность входит как составная часть в прошлый опыт, направленность и эмоциональные предпочтения человека.
 
  Вопросы и задания для самостоятельной работы:
  1. Сторонником какой из перечисленных теорий наблюдательности вы являетесь и почему? Приведите аргументы в защиту своей позиции.
  2. Пронаблюдайте по дороге до школы, какие явления окружающего мира привлекут ваше внимание, а затем, возвращаясь домой, зафиксируйте, какие изменения они претерпели. Проанализируйте свои наблюдения.
  3. Не разглядывая специально, опишите, как выглядят ваши наручные часы. После выполнения, внимательно разглядите часы и выявите неточности и забытые вами особенности. Оцените уровень вашей наблюдательности.
 
  Урок 23. Тема: "Познавательный процесс - представление".
  Цель урока: раскрыть понятие представление, как познавательный процесс.
 
 
  Вслед за ощущением и восприятием, обратим наше внимание на такой феномен человеческого сознания, как представление. Представление - это вторично обобщенный образ предмета, возникающий на основе ощущений и восприятий.
  Представление возникает в нашем сознание тогда, когда предмет не воздействует на органы чувств, но когда-то обязательно воздействовал. Таким образом, представление можно назвать отсроченным отражением, т.к. оно отражает то, что когда-то отражалось и следы этого образа остались в сознании человека.
  Механизм возникновения представления.
  С физиологической точки зрения, представление - это актуализация (оживление) ранее возникших чувственных образов. Причем процесс возбуждения охватывает только мозговые центры анализаторов. При этом любой сигнал от рецепторов, т.е. любое ощущение может спровоцировать возникновение представления.
  Особенности представления, как познавательного процесса:
  1. Носит обобщенный характер, это всегда обобщенный образ предмета. Кошка. Это слово вызвало у вас различные представления, но если мы сейчас начнем делиться своими представлениями, то "наши кошки" окажутся мало похожими друг на друга: рыжими и черными, пушистыми и гладкошерстными и т.д. Еще ярче срабатывает пример с петухами, т.к. примерно 20% представляют не живого петуха, а, например, флюгер. Образ представления (в отличие от восприятия) - это образ целого ряда предметов, в котором сохранилась относительная величина, размер, главенствующий цвет, какие-то отдельные детали.
  2. Возникает в индивидуальном опыте людей. Какое-то понятие, у одного человека вызовет яркие представления, а у другого не вызовет ничего. Представления различаются у людей по содержанию, точности и яркости.
  3. Отражает как существенные, так и несущественные признаки. Очень яркий пример этого свойства: ребенку показали пушистую рыжую кошку и сказали - "Это кошка!". Понятие отложилось в сознании ребенка, и когда на прогулке мама показывает ребенку обыкновенную "дворовую" кошку и снова говорит: "Это кошка!", то она наталкивается на отрицание. "Нет, - говорит ребенок, - это не кошка. Кошка рыжая и пушистая!" Несущественные признаки отложились в представлении ребенка как главенствующие признаки данного понятия.
  4. Представление является необходимым и существенным компонентом речи, т.к. речь - это звуковое обозначение предметов. Звуковое обозначение и образ предмета всегда находятся рядом в нашем сознании. Ученые обнаружили, что если иностранный язык выучить до 5 лет, то он будет усвоен на этом уровне - в цепочке "понятие - слово". А если учить язык позже, то цепочка будет более тяжеловесной "понятие - слово на родном языке - слово на иностранном языке". Такой разрыв между представлением и словом усложняет усвоение языка.
  5. И, наконец, ни для кого не секрет, что многие явления нельзя представить.
  От чего зависят качественные особенности представлений?
  Качественные особенности представлений в первую очередь зависят от особенностей ощущений и восприятий. Чем выше сенсорная организация личности, тем шире и точнее мы воспринимаем, тем богаче оказывается наш чувственный опыт, заключенный в образах представлений.
  Так же качественность представлений зависит от количества повторений восприятия предмета и от количества повторений (возникновений) самого образа.
  К этому остается лишь добавить, что качественность представлений будет зависеть от позиций, желаний, активности и стремлений самой личности.
  Классификации представлений.
  Как у восприятия и ощущения, классификации представления зависят от основания, выбранного для деления на виды:
  1. По анализаторам (зрительные, слуховые, вкусовые и т.д.).
  2. По степени обобщенности. Единичные - возникают образы определенных предметов. Общие - в образе соединено множество предметов одной группы. Схематизированные - отражение существенных свойств и взаимодействий предметов в виде схем.
  3. По происхождению: на основе мышления или в процессе воображения.
  Свойства образов представления.
  T В образах отражаются не все признаки, а только характерные и постоянные (хотя они могут быть как существенными, так и несущественными);
  T Взаимопроникновение в образе наглядного и обобщенного (конкретные особенности какого-то предмета накладываются на обобщенный групповой образ);
  T Могут возникать как на основе восприятия, так и на основе слова;
  T Всегда обрывочны, фрагментарны (какие-то стороны отражены ярче, а какие-то слабее);
  T И, наконец, образы не являются достаточно устойчивыми образованиями и могут со временем сильно видоизменяться.
  Следует также отметить, что помимо общих свойств, образы представлений имеют индивидуальные свойства. Это зависит от богатства, широты восприятия человека, от его направленности. Люди обладают неодинаковой яркостью образов, у каждого своя точность, индивидуальное соотношение единичных и общих представлений. К тому же одни и те же образы могут вызывать различные эмоции у разных людей.
 
  Вопросы и задания для самостоятельной работы:
  1. Назовите основные отличия представления от ощущения и восприятия? Докажите, что они между собой взаимосвязаны.
  2. Выберите одно из конкретных понятий (собака, дача, машина) и предложите нескольким сверстникам описать образы, возникающие у них при упоминании этого понятия. Выявите единичные (индивидуальные) и обобщенные образы.
 
  Урок 24. Тема: "Экспресс анализ по познавательным процессам ощущение, восприятие, представление".
  Цель урока: обобщить знания о познавательных процессах ощущение, восприятие, представление и выявить уровень усвоения материала.
 
 
  Возможные варианты вопросов и заданий:
  1. Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере? Поясните.
  T В зале включены люстры, которые дают освещенность в две тысячи люксов. Заметят ли присутствующие, если освещенность измениться на двадцать пять люксов?
  T А.Н. Скрябин и Н.А. Римский-Корсаков обладали цветным слухом, т.е. слышали звуки, окрашенные в цвета.
  T В романе Э.Л. Войнич "Овод" есть эпизод: Джули, жена брата Артура, отчитывает своего родственника. "От ее тонкого пронзительного голоса, - отмечает автор, - у Артура стало кисло во рту".
  2. Выпишите существенные отличительные признаки восприятия:
  T субъективное отражение внешнего мира,
  T отражение отдельных свойств предмета,
  T первоначальный источник всех знаний об окружающем мире,
  T результат совместной деятельности ряда анализаторов,
  T составной элемент, из которого складываются все предметы и явления окружающего мира,
  T искаженное отражение окружающего мира,
  T отражение законов природы и общества,
  T целостное отражение предметов и явлений,
  T отнесение конкретного предмета к определенной категории предметов.
  3. Зарубежные психологи проводили эксперименты со строгой сенсорной депривацией. Помещали испытуемых в отдельные боксы, на удобные кушетки. На глаза им одевали очки, рассеивающие свет. На уши - аудиофоны, не позволяющие слышать даже собственную речь. На руки - футляры, исключающие осязательные восприятия. У людей через несколько часов начались галюцинации. Один увидел "процессию белок, марширующую по снежному полю, с мешками через плечо". Другой - "поле ядовитых грибов, на ножке одного из которых отражался солнечный свет" и т.д. Какая закономерность лежит в основе этого факта?
 
  Урок 25. Тема: "Внимание как познавательный процесс".
  Цель урока: раскрыть понятие внимание как познавательный процесс.
 
 
  Психическую жизнь личности нередко сравнивают с потоком из образов воспринимаемых предметов и явлений, мыслей и чувств, впечатлений от них, воспоминаний о том, что было, и образов представляемого будущего. Этот поток постоянно пополняется за счет нашей деятельности, общения с другими людьми, изменениями в собственном психическом и физическом состояниях. Что же позволяет нам не "утонуть" в этом потоке информации? Упорядоченность достигается благодаря особому свойству психики - вниманию.
  Внимание - это направленность психической деятельности человека, его сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Расшифруем:
  T Это психическое состояние, т.е. внимание определяется всем тем, что для него характерно в данный момент;
  T Это состояние действующего человека, т.е. внимание характеризует активность человека;
  T Это избирательность сознания человека, т.е. в наше внимание попадает то, на чем мы концентрируемся.
  Многие психологи не считают внимание особым психическим процессом, утверждая, что внимание обеспечивает успешную и четкую работу всех познавательных процессов. Нельзя быть внимательным вообще. Внимание всегда проявляется в определенных конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся. Если это утверждение верно, то так же верно будет то, что без развития внимания невозможно развитие никакого познавательного процесса.
  Физиологическая основа внимания.
  Говоря психологическим языком, животное или человек становиться внимательным к тому, от чего можно ожидать каких-то "сюрпризов". Потом придет оценка важности поступившей информации, станет ясно, стоило ли прерывать текущую деятельность, но в данный момент необходимо присмотреться, насторожиться, прислушаться. Далее, в зависимости от оценки, либо мы вернемся к прерванной деятельности, либо сигнал будет передан в соответствующие мозговые центры. Таким образом, внимание - это физиологический многоуровневый фильтр: что-то пропускает, а что-то задерживает.
  Концентрацию психической деятельности в определенном направлении и отвлечение от всего остального И.П. Павлов объяснил возникновением под воздействием внешнего сигнала очага возбуждения в коре головного мозга, который вызывает торможение в других участках коры. Так обеспечивается оптимальное условие для восприятия или обдумывания того, на что направлено внимание. Эти предположения подтверждаются исследованиями А.А. Ухтомского в области доминанты мозговых функций.
  Виды внимания.
  Трудно заставить себя быть внимательным к чему-то, что не вызывает нашей внешней и внутренней активности, с чем нельзя ничего сделать. Но есть предметы, которые как бы приковывают к себе наше внимание, иногда даже вопреки нашему желанию. Речь идет о двух видах внимания:
  1. Непроизвольное - характеризуется необычностью раздражителя. При таком внимании цель не ставится, психическая деятельность человека устремляется в том или ином направлении как бы сама по себе, без сознательных волевых усилий личности, без предварительного намерения. Необычность привлекает, но поддержать это внимание трудно.
  2. Произвольное - связанное с сознательно поставленной целью, с волевым усилием. Уровень развития такого внимания характеризует волевые качества человека. Формула здесь проста: "Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что!"
  3. Но надо отметить, что эти два вида внимания тесно связаны между собой и иногда переходят друг в друга. По телевизору идет отличный фильм, но вы должны выполнить учебное задание. Вы заставляете себя выключить телевизор и нехотя садитесь за стол. И через некоторое время работа увлекает вас, усилия для поддержки внимания уже не нужны. Н.Ф. Добрынин назвал такое внимание послепроизвольным.
  Итак, привлекает внимание все необычное, пульсирующее, двигающееся. На этом основаны рекламы. Но почему иногда, в общем шуме и суете, привлекает чей-то тихий голос? Ответ прост - внимание привлекает и тот объект, который имеет для человека постоянную или временную значимость. Слова, произнесенные этим человеком, имеют для вас, в данный момент, первостепенное значение. Направление непроизвольного внимания человека, раскроет нам его личность и стремления. Мы можем сделать на этой основе выводы о человеке и его характере. Иными словами, скажи мне, что обращает на себя твое внимание, и я скажу, кто ты.
 
  Можно так же выделить внешнее и внутреннее внимание. Внешнее - внимание к окружающей действительности, вызывается внешним воздействием. Внутреннее - это внимание к собственным действиям, мыслям, переживаниям. Проявляется тогда, когда внутренний мир человека уже достаточно содержателен.
  Свойства внимания.
  Особое значение для достижения успеха в любой деятельности имеет сосредоточенность (концентрация) и устойчивость внимания. Эти свойства характеризуют глубину, длительность и интенсивность психической деятельности человека.
  Но даже при устойчивом и сосредоточенном внимание есть кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности и напряженности внимания. Это колебания внимания. Колебания внимания легко наблюдать с помощью двойственных изображений (таблицы "Квадрат в квадрате", "Фигура и фон").
  Безусловно, необходимо учиться смотреть даже на знакомые предметы с другой точки зрения. В этом случае проявится еще одно свойство внимания - переключаемость. Способность к переключению внимания проявляется в быстром переходе от одной деятельности к другой, в переносе внимания с объекта на объект. Так водитель автомобиля всегда должен переключать внимание с приборной доски на дорогу, с дороги на дорожные знаки и т.д. Для данного свойства важным фактором скорость переключения внимания.
  Но тот же водитель некоторые операции выполняет одновременно. Здесь проявляется такое свойство внимания, как распределение - способность одновременно выполнять несколько видов деятельности. Анализ видов деятельности, которые человек может выполнять одновременно, обнаруживает, что фактически полного внимания требует только одна из них. Остальные осуществляются автоматически. Мы способны сразу писать и слушать, т.к. письмо у нас автоматизированно.
  Важное свойство внимания - его объем. Он измеряется количеством объектов, которые человек способен воспринять, схватить при одновременном предъявлении. Обычно человек может воспринять одновременно от трех до шести объектов. Это будет напрямую зависеть от связи между ними.
  В жизни трудно определить за счет какого качества внимания достигается успех в деятельности. Поэтому, когда говорят о ком-то, как о внимательном человеке, имеют ввиду целостную характеристику, а не какое-то отдельное свойство.
  Внимательность как черта личности.
  Внимательность - это свойство личности, противоположное рассеянности. Мы уже сказали, что внимание связано с личностью человека, его интересами, склонностями, призванием. А что такое призвание, утверждал Т.Рибо, как не внимание, направленное в течении всей жизни? С другой стороны, внимательным назовут человека, который всегда поможет в сложном положении. Здесь под внимательностью понимается нравственная черта личности. Так же известны случаи, когда внимательность возникает в силу обстоятельств, например, при нарушении слуха или зрения.
  Внимательность формируется на основе относительно устойчивого сочетания свойств и видов внимания. Напрямую связана с уже известной нам наблюдательностью.
 
  Вопросы и задания для самостоятельной работы:
  1. Л.Н. Толстой в романе "Война и мир" описал состояние Пьера Безухова, который следовал за генералом и напряженно размышлял: "Он не слыхал звуков пуль, визжащих со всех сторон, и снарядов, пролетавших через него, не видел неприятеля, бывшего на той стороне реки, и долго не видел убитых и раненных, хотя многие падали недалеко от него." Как можно объяснить, что Пьер не воспринимал столь сильные раздражители? Можно ли назвать Пьера рассеянным человеком?
  2. Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержания произвольного, а какие - для непроизвольного внимания:
  А. Постановка вопросов и решение небольших задач на протяжении определенного отрезка времени;
  В. Особенности воздействующих раздражителей: новизна, контраст между ними, изменения в раздражителях;
  С. Осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета;
  Д. Использование потребностей и интересов, с удовлетворением которых связан воспринимаемый материал;
  Е. Постановка существенно значимых целей и задач деятельности.
 
  Урок 26. Тема: "Память как познавательный процесс".
  Цель урока: дать понятие памяти, раскрыть ее существенные признаки.
 
 
  Вряд ли есть необходимость доказывать универсальность и значение такого, всем известного феномена, как память. У нашей памяти, словно у живого существа, свой характер, свои прихоти. Она может годами сохранять какой-нибудь пустяк, увиденный в детстве, но может и коварно подвести: вдруг откажется вспомнить, как выглядел человек, с которым ты беседовал несколько минут назад. Память - это основа, на которой творит мозг. Память - это мы сами: наша личность, наше отношение к людям, наши возможности и наше мышление.
  Память - это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения.
  Как видно из определения, в памяти можно выделить четыре основных процесса. Нередко память сравнивают с элементарной техникой, например с магнитофоном. Наши органы принимают информацию, и мозг производит ее запись в виде биохимических изменений в составе клетки, в виде электрических импульсов и т.д. Это процесс запоминания - процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений.
  Образы, слова, впечатления должны удерживаться, законсервироваться, остаться: в психологии памяти этот процесс так и называют - сохранение. Процесс сохранения - это процесс активной переработки, систематизации, обобщения полученного материала и овладение им.
  В магнитофоне мы закладываем кассету, нажимаем на нужные клавиши, и записанная когда-то музыка снова зазвучала. Процессы узнавания и воспроизведения - это процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними состоит в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, а воспроизведение - в отсутствие объекта.
  Сочтем ли мы магнитофон исправным, если он не будет стирать с ленты записи, которые уже отслужили? В памяти тоже есть такой очистительный, а может быть и разрушительный процесс - процесс забывания.
  Часто о качестве памяти судят только по процессу воспроизведения. Желательно, чтобы оно было точным и своевременным. Желательно, чтобы информация выдавалась тогда, когда в ней появилась нужда. За это ответственна готовность памяти. Чего стоят сетования ученика, который уверяет, что после экзамена он все вспомнил. Дорога ложка к обеду!
  К запоминанию можно предъявить такие требования: запоминать можно быстро и медленно, много и мало, - лучшей будет считаться память того, кто запоминает быстро и много. К сохранению предъявляются требования - хранить надежно, долго и без потерь.
  Так что же такое "хорошая" память? Это память, которая может быстро и много запоминать, долго и качественно хранить, точно и восремя воспроизводить. Что толку долго хранить, если потом некачественно воспроизводить?
  Виды памяти.
  Прежде всего, необходимо сказать о том, что различают два вида памяти: генетическую (наследственную) и прижизненную. Генетическая (наследственная) память сохраняет информацию, которая определяет анатомическое и физиологическое строение организма, врожденные формы поведения (инстинкты). Вся информация генетической памяти хранится в клетках ДНК, причем в каждой клетке организма находится вся наследственная информация.
  Прижизненная память - это хранилище информации, полученной с момента рождения и до момента смерти. Она существенно зависит от внешних условий. Один из видов прижизненной памяти - запечатлевание, - является как бы промежуточным звеном между генетической и прижизненной памятью. Это форма памяти проявляется только в ранний период развития, сразу после рождения. То, что было запомнено с помощью запечатлевания, сохраняется в памяти так же долго, как и наследственная информация.
  Некоторые специалисты выделяют память внутриутробного периода. Над этим вопросом работают многие психологические школы, но грамотного научного обоснования мы с вами пока не получили.
  Виды прижизненной памяти.
  1. Двигательная память - это, прежде всего память на позу, на положение тела. Она лежит в основе профессиональных и спортивных навыков, танцевальных фигур и бесчисленных автоматических навыков (привычки, переходя улицу, посмотреть сначала налево, а потом направо и т.д.). Развиваясь раньше других форм, часто остается ведущей на всю жизнь.
  2. Образная память. Одна из основных форм - зрительная. Отличительная особенность образной памяти в том, что в период удержания образа в памяти, он претерпевает определенную трансформацию: упрощение (происходит опускание отдельных деталей), некоторое преувеличение отдельных деталей, преобразование фигуры в более симметричную. Обычно ярче проявляется у детей. У взрослого человека, как правило, ведущей не является. Однако, есть отдельные профессии, где необходимо иметь развитую образную память!
  3. Эмоциональная память - воспроизводит определенные эмоциональные состояния при повторном воздействие. Особенности эмоциональной памяти таковы: быстро запечатлевает, прочно сохраняет и непроизвольно (независимо от нашего сознания) воспроизводит эмоции и чувства. Сильные, эмоционально окрашенные впечатления, человек хранит дольше всего!
  Психологи проводили эксперимент, который показал, что точность запоминания школьников напрямую связана с эмоциональным отношением к учебному материалу. Учащимся показывали 50 картин. При положительном отношении, ученики запоминали все 50 картин, при отрицательном - 28 картин, а при нейтральном - только 7.
  4. Символическая память. Подразделяется на словесную и логическую.
  Словесная память - формируется в процессе развития, вслед за образной памятью, и достигает наивысшего развития к 10-13 годам. Отличительная черта - точность воспроизведения и, в этом ее преимущество, зависимость от воли. Воспроизвести зрительный образ не всегда в нашей власти, в то время как повторить фразу значительно проще!
  Однако, и при словесном сохранение информация искажается: при запоминании ряда слов, точнее запоминаются начальные и конечные; деталь в рассказе, которая привлекла человека, в пересказе передвигается к началу; точность словесного воспроизведения обеспечивается не только повторением, но и сокращением.
  Логическая память. Проявляется в запоминании смысла информации (текста). Это запоминание может не иметь ни одного общего слова с исходным текстом. В процессе такого запоминания, происходит переработка текста и обобщение его смысла. Таким образом, логическая память тесно связана с процессом мышления.
  Все виды памяти тесно взаимодействуют друг с другом. Одну и ту же информацию мы запоминаем разными способами, но каждый один вид будет ведущим, а остальные вспомогательными.
 
  Вопросы и задания для самостоятельной работы:
  1. Вспомните свое первое воспоминание. Почему запомнилось именно это?
  2. Спрогнозируйте, какие виды памяти являются ведущими для вас. Подтвердите примерами свое предположение.
  3. Для каких профессий необходимо развитие образной памяти? И почему у детей образная память развита больше, чем у взрослых?
 
  Урок 27. Тема: "Память как познавательный процесс".
  Цель урока: дать понятие памяти, раскрыть ее существенные признаки.
 
 
  Мы продолжаем разговор об одном из интереснейших познавательных процессов - памяти. И сегодня мы поговорим о формах памяти, выделенных специалистами на основе временной последовательности запоминания информации и ее сохранения.
  Формы памяти.
  1. Мгновенная память - объект, воздействующий на человека, прежде всего, изменяет состояние органов чувств, которые обладают некоторой инерцией, что и определяет сохранение следа этого воздействия несколько мгновений. Особенность мгновенной памяти в том, что запечатленный след угасает через несколько секунд, т если информация не переводится в другую форму хранения, то она необратимо теряется. Вы вошли в класс и сели за парту. "Холодная", - отмечаете вы, и, через несколько секунд эта информация стерлась из вашей памяти.
  Информация из мгновенной памяти не поддается волевому управлению, т.е. ее нельзя специально задержать, сохранить, воспроизвести или сделать более отчетливой. Время сохранения мгновенной памяти - 10-60 секунд.
  2. Кратковременная память - объем такой памяти невелик, а время сохранения информации составляет несколько минут. На существование кратковременной памяти обращал внимание каждый из нас. Например, когда вас знакомят с кем-то, долго ли вы потом помните имена и фамилии новых знакомых? Если не сделаете в момент знакомства усилие, не западет имя в памяти, вы уже не в силах его восстановить. Или на уроке, учитель только что объяснил материал, и вы удачно "улучив момент" повторили объяснение учителя на каком-то конкретном примере. В конце урока, учитель снова обращается к вам за помощью, но вы уже не в силах повторить свой ответ. Почему? Информация была сохранена в кратковременной памяти и уже стерта, забыта.
  Кратковременная память представляет собой последовательность фрагментов, поступающих из мгновенной памяти. Каждый такой фрагмент вытесняется вновь поступающей информации. Удержать этот процесс можно только с помощью повторения.
  3. Промежуточная память. Поскольку объем кратковременной памяти ограничен, информация из нее выводится в промежуточную память, в которой и сохраняется до тех пор, пока не появится возможность перевести ее в долговременную память.
  Когда информация поступает в мозг, она проходит "первичную сортировку". Часть информации - наиболее интересная, нужная в данный момент, - передается на некоторое время в промежуточную память. Если при дальнейшей сортировке она "удостоится внимания", специальный механизм нашей памяти переведет эту информацию в долговременную память. Понятно, что информация, зафиксированная слабо, может выпасть и часто выпадает из системы, если не будет подкреплена повторением. Отсюда: "Повторение - мать учения!" Но и при этом, память может сыграть "злую шутку". Вы учили стихотворение механически, не окрашивая этот процесс никакими эмоциями, не давая себе личные установки (т.е. внутри вы уверены, что вам это не надо), и память разгрузилась. Утром вы совершенно не помните "выученный" стих. Это не исключение из правил, а закономерность!
  Время хранения в промежуточной памяти исчисляется часами. Важная особенность - если в течение нескольких суток промежуточная память не очищается, то организм перестает принимать информацию из внешней среды. Процесс очищения промежуточной памяти происходит в основном во сне. Если вы встали утром с "тяжелой головой", как будто и не спали, то скорее всего, ваша промежуточная память осталась заполненной, и пытаясь ее чем-то заполнить в течение дня, вы только заработаете головную боль. Как исправить ситуацию? Желательно хотя бы час поспать.
  4. Долговременная память. Объем долговременной памяти практически неограничен, так же неограниченно и время хранения в ней. При необходимости использовать информацию из долговременной памяти, она должна на время быть переведена в кратковременную. Доступность этой информации зависит от степени организованности долговременной памяти.
  Информация в долговременной памяти непрерывно преобразуется и, предполагается, что она не повреждается. Все затруднения в воспроизведении информации связаны с нарушением доступности (человек не может отыскать в долговременной памяти необходимую информацию).
  Здесь хранится память на такую информацию как свое имя, адрес, возраст, информация о родителях, основной жизненный опыт и т.д.
  Безусловно, существуют и другие подходы к пониманию механизма запоминания, которые имеют право на существование. Просто у других классификаций будут иные основания. Мы лишь описали последовательность преобразования информации от чувствительных входов, до долговременного хранения. У каждого человека память работает по такому принципу, но у каждого по-своему. Не только лучше или хуже, а именно по-своему, в зависимости от индивидуальных особенностей личности.
  Остается добавить, что запоминание может быть непроизвольным (непреднамеренным) - когда человек не ставил перед собой цель запомнить, а информация все равно отложилась в его памяти, и произвольным (преднамеренным) - это сложная целенаправленная деятельность со своими мотивами, средствами, объектами и результатами.
  Запоминание может быть осмысленным и механическим. В каждом из конкретных случаев уместно использование одного из этих способов запоминания. Если необходимо уловить логику информации, то запоминание должно быть осмысленным. Если задача заключается в большом объеме информации, то можно использовать и механическое запоминание. Хотя объем можно увеличить за счет структуирования информации, т.е. снова осмыслить ее.
 
  Вопросы и задания для самостоятельной работы:
  1. Сопоставьте типологию памяти, предложенную на уроке, с типологией, предложенной в учебнике Р.С. Немова "Психология. Пособие для учащихся. 10-11 класс". Выскажите свое мнение по поводу каждой из них.
  2. Приведите примеры, когда механическое запоминание окажется более эффективным, чем осмысленное. Обоснуйте свой ответ.
  3. Оцените объем своей долговременной памяти. Ученику сообщается, что ему будет дважды прочитан текст, который нужно будет внимательно прослушать и, запомнив, пересказать через две недели (через два теоретических урока). Текст состоит из 16 смысловых единиц. Необходимо будет зафиксировать их наличие или отсутствие через две недели.
  Волк.
  Волк очень похож на большую собаку. Шерсть у волка длинная, жесткая. Глаза у него косые. Хвост обычно опущен вниз. Живут волки в лесах, в оврагах, иногда в степях. Весной и летом они бродят одиночками или парами. Осенью живут целой семьей. А зимой ходят большими стаями.
  Волк нападает на крупных домашних и некоторых диких животных. Питается он и мелкими животными, даже насекомыми. Летом волк находит много пищи в лесу. Зимой забегает в деревни, села и загрызает скот.
  Борьбу с волками ведут охотники. Для ловли волков делают ловушки и капканы. Пойманных волков убивают.
 
  Урок 28. Тема: "Мышление как познавательный процесс".
  Цель урока: раскрыть понятие мышление и указать его существенные признаки.
 
 
  Тема "Мышление" является центральной в психологии познавательных процессов. Что же такое мышление?
  Мышление - это опосредованное отражение окружающей действительности. Опосредованно словом и прошлым опытом человека. Мышление это обобщенное отражение окружающей действительности, т.е. отражает существенные признаки, особенности, связи окружающего мира. Соединив два этих постулата, мы получим завершенное определение: Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение окружающей действительности в ее существенных связях и отношениях.
  Будучи неразрывно связанным с чувственным познанием, мышление, однако, представляет собой творческую активность человека. Это процесс творческого преобразования субъективных образов предметов и явлений внешнего мира в сознании человека.
  Происхождение мышления.
  Мышление является продуктом общественно-исторического развития, т.к. всегда существовало в слове, а язык - это общественно-историческое явление. Вспомните предпосылки развития сознания. Общественно-исторический характер мышления постоянно возрастает, т.к. продолжается общественное развитие (развитие системы программирования, новые научные открытия и т.д.).
  Компоненты мышления.
  1. Содержательные - содержат знания. Знания, полученные в результате чувственного познания, сохраняются в виде образов. Знания же, полученные в результате логического познания, сохраняются в виде понятий. Понятие - это мысль, выраженная в слове; это обобщенное, опосредованное, общее (существенное) знание.

           стр. 4 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу