INFINAN.RU

ИНСТИТУТ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА



 


           стр. 3 (из 17)           След. >>

Список литературы по разделу

  2. Есть ли профессиональные способности, т.е. способности, необходимые для успешного освоения избираемой профессии?
  3. Как развиваете свои способности, связанные с выбором профессии (тренируете память, внимание, улучшаете физическую подготовку, углубляете знания о профессии)?
  4. Совпадают ли ваши интересы, склонности с вашими способностями (совпадают частично или совсем не совпадают)?
  V. Личные качества.
  1. Какие личные качества, по вашему мнению, наиболее ярко у вас выражены (положительные или отрицательные)?
  2. Какие качества, по вашему мнению, необходимо развить для успешного освоения избираемой профессии?
  3. Как вы развиваете качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности?
  4. Занимаетесь ли вы самовоспитанием?
  5. Оказывают ли вам помощь учителя, родители, значимые взрослые в развитии личных качеств?
 
  VI. Готовность к выбору профессионального пути.
  1. Как вы оцениваете достигнутые вами успехи в учебной деятельности?
  2. По каким учебным предметам, по вашему мнению, будут нужны знания в дальнейшей профессиональной деятельности?
  3. Намерены ли вы улучшать (сейчас и в дальнейшем) свои знания по дисциплинам, которые будут нужны в будущей профессиональной деятельности? Какие это дисциплины? Занимаетесь ли вы уже сейчас такой подготовкой?
  4. Считаете ли вы, что сможете осуществить свои профессиональные намерения? Что этому может помешать?
  5. В случае неосуществления основных планов есть ли запасные у вас планы?
  VII. Советы и рекомендации учащемуся по подготовке к выбору профессионального пути.
  1. Литература для чтения.
  2. Кружок, факультатив, углубленное изучение отдельных предметов.
  3. Тема доклада в классе об избираемой профессии.
  4. Встреча со специалистом.
  5. Советы по развитию, совершенствованию индивидуальных качеств.
  6. Дата первичной профконсультации __________________
  7. Профконсультант _________________________________
  Предварительная беседа (анкета) поможет психологу сориентироваться в подготовке к первичной профконсультации для учащихся, их педагогов и родителей. Ему очень важно также разобраться в мотивах выбора профессии.
  Вывод:_____________________________________________
 ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
 
 Тема 2. Определение профессиональной направленности
 Методика 6. "Формула выбора профессии".
 
  В процессе профессиональной деятельности человека, внимание его направлено не на отрасль (как бы ни была она хороша, престижна и т.п.), а на предмет (объект) труда. С данным предметом надо что-то сделать (цель труда). И в любом трудовом процессе находятся свои орудия и средства. Существенным фактором, при выборе профессии, являются и те условия, в которых протекает трудовой процесс.
  По перечисленным выше четырем признакам трудовой деятельности, и строится классификация профессий, удобная для человека, находящегося в процессе поиска профессионального самоопределения.
 
  Схематично данная классификация выглядит в виде пяти ярусов:
 - типы профессий (П-Т-Ч-З-Х) - предмет туда;
 - классы профессий (Г-П-И) - цель труда;
 - отделы профессий (Р-М-А-Ф) - средства труда;
 - группы профессий (Б-О-Н-М) - условия труда;
 - своя формула, составленная по предыдущим ступеням.
 
 Своя формула (группы) Б О Н М (условия) (отделы) Р М А Ф (средства) (классы) Г П И (цель) (типы) П Т Ч З Х (предмет)
 
 ПРЕДМЕТ ТРУДА (типы профессий).
 П Т Ч З Х Человек-
 Природа Предмет труда:
  Различные живые организмы. Биологические процессы Примеры профессий:
 Тракторист - машинист, рыбовод, зоотехник, агроном... Человек-
 Техника Предмет труда:
 Технические системы. Вещественные объекты. Материалы. Виды энергии. Примеры профессий:
 Водитель, токарь, диспетчер, инженер Человек-Человек Предмет труда:
 Люди (человек - индивид - индивидуальность; большие и малые группы; различные возрастные и социальные категории). Примеры профессий:
 Продавец, медсестра, секретарь-машинистка, бортпроводник, учитель, психолог, воспитатель. Человек-
 Знаковая
 система Предмет труда:
 Условные знаки, цифры, формулы, коды, естественные или искусственные языки Примеры профессий:
 Наборщик, кассир, делопроизводитель, бухгалтер, программист. Человек-
 Художественный образ Предмет труда:
 Произведения литературы, искусства Примеры профессий:
 Парикмахер-модельер, Чеканщик, резчик по камню, фотограф.
 
 ЦЕЛЬ ТРУДА (классы профессий).
 Г П И Гностическая цель (познание) Цель:
  Классифицировать
  Оценивать
  Исследовать
  Распознать
  Различить
  Проверить
  Сортировать Примеры профессий:
  Контролер
  Сборщик часов
  Осмотрщик вагонов
  Товаровед
  Эксперт
  Следователь Преобразующая цель Цель:
  Обработать
  Переместить
  Организовать
  Преобразовать
  Переделать
  Смастерить Примеры профессий:
  Паркетчик
  Слесарь
  Портной
  Водитель
  Преподаватель
  Живописец по
  фарфору... Изыскательская цель Цель:
  Изобрести
  Придумать
  Найти новый вариант
  Сконструировать
  (Поиск) Примеры профессий:
  Закройщик
  Разметчик
  Селекционер
  Конструктор
  Художник-
  оформитель
 
 СРЕДСТВА ТРУДА (отделы профессий).
 Р М А Ф Ручные средства труда.
 (труд своими руками с возможным использованием специальных инструментов). Примеры профессий:
  Столяр,
  Радиотехник,
  Ювелир
  Музыкант,
  Хирург... Механические средства труда.
 
 (машинный труд с ручным управлением) Примеры профессий:
  Токарь,
  Водитель
  Машинист тепловоза,
  Оператор связи... Автоматизированные средства труда.
 (использование полуавтоматов; автоматов;, автоматических линий; робототехнических комплексов). Примеры профессий:
  Сталевар,
  Печатник,
  Аппаратчик,
  Оператор прокатных
  станков... Функциональные
 средства труда.
 (использование природных данных: голос, слух, зрение, физические данные и др...) Примеры профессий:
  Преподаватель,
  Актер
  Дирижер,
  Режиссер...
 УСЛОВИЯ ТРУДА (группы профессий).
 Б О Н М 1. (Б) Бытовой труда (условия обычного микроклимата) Примеры профессий: бухгалтера, экономиста, чертежника, и др. 2. (О) Труда на открытом воздухе (резкие перепады темпеератцуры, влажности,). Примеры профессий: строитель, пожарник, полевод и т.п.
  3. (Н) Труд в необычных условиях (под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями). Примеры профессий: летчик, шахтер, водолаз, космонавт.. 4. (М) Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности.
  Примеры профессий: учитель, врач, инспектор милиции, инженер по технике безопасности и др... Вывод: _____________________________________________
 ____________________________________________________
 ____________________________________________________
 ____________________________________________________
 ____________________________________________________
 ____________________________________________________
 
 Методика 7. Изучение профессиональных предпочтений с учетом "Предмета труда".
 "ДДО" - вариант 1.
  В основу методики "Дифференциально-диагностический опросник" положена схема классификации профессий, в соответствии с которой все профессии делятся на пять групп по предмету труда: "человек, природа, техника, художественный образ, знаковая система".
 Ход выполнения
  "После соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли больше?"
  Отвечая на этот вопрос, необходимо отдать предпочтение либо виду деятельности (а) по отношению к (б), либо деятельности (б) по отношению к (а) и поставить "+" в соответствующей номеру вопроса клетке листа ответов.
 
 Текст опросника
  Что бы вы предпочли:
  1а) ухаживать за животными ИЛИ
  1б) обслуживать машины (следить, регулировать);
 
  2а) помогать больным людям ИЛИ
  2б) Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин;
 
  3а) следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок ИЛИ
  3б) следить за состоянием, развитием растений;
 
  4а) обрабатывать материалы (дерево, ткань, металлы, пластмассу и т.д.) ИЛИ
  4б) Доводить товары до потребителя, продавать, рекламировать;
 
  5а) обсуждать научно-популярные книги, статьи ИЛИ
  5б) обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты);
 
  6а) выращивать молодняк (хвойных какой-либо породы) ИЛИ
  6б) тренировать товарищей (или малышей) к выполнению каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных);
 
  7а) копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) ИЛИ
  7б) управлять каким-либо грузовым средством - трактором, тепловозом;
 
  8а) сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и др.) ИЛИ
  8б) оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов);
 
  9а) ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище ИЛИ
  9б) искать, исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках;
 
  10а) лечить животных ИЛИ
  10б) выполнять вычисления, расчеты;
 
  11а) выводить новые сорта растений ИЛИ
  11б) конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания);
 
  12а) разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, наказывать, поощрять ИЛИ
  12б) Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок);
 
  13а) наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности ИЛИ
  13б) наблюдать, изучать жизнь микробов;
 
  14а) налаживать медицинскую аппаратуру (приборы и др.) ИЛИ
  14б) оказывать людям медицинскую помощь при ушибах, травмах, ранениях и т.д.;
 
  15а) составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. ИЛИ
  15б) художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые);
 
  16а) делать лабораторные анализы в больнице ИЛИ
  16б) принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение;
 
  17а) красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий ИЛИ
  17б) осуществлять монтаж или сбор машин, приборов;
 
  18а) организовывать культпоходы сверстников или младших школьников в театры, музеи, туристические походы ИЛИ
  18б) играть на сцене, принимать участие в концертах;
 
  19а) изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания ИЛИ
  19б) заниматься черчением, копировать чертежи, карты;
 
  20а) вести борьбу с болезнями растений, вредителями леса, сада ИЛИ
  20б) работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и т.д.).
 
 Обработка результатов
  Подсчитать количество плюсов в каждом из пяти вертикальных столбцов и проставить соответствующие суммы в нижних клетках листа ответов.
  Максимальные суммы плюсов в тех или иных столбцах указывают на преобладание интересов, а возможно, склонностей к тем или иным областям профессиональной деятельности.
 
 Таблица "Я предпочту"
 1а 1б 2а 2б 3а 3б 4а 4б 5а 5б 6а - 6б - 7а - 7б 8а - 8б - 9а - 9б - 10а - - 10б - 11а 11б 12а 12б 13а 13б 14а 14б 15а 15б 16а - 16б - 17а - 17б 18а - 18б - 19а - 19б - 20а - - 20б - Природа Техника Человек Знаковая
 система Худож. образ
  Примечание. Поставьте условные обозначения соответствующих сфер деятельности (П-Т-Ч-З-Х) в верхних клетках только после того, как испытуемые выставили соответствующие суммы в нижних клетках столбцов.
 
  После заполнения бланка ответов подсчитайте число обведенных кружком ответов в каждом вертикальном ряду (таких рядов пять в соответствии с типами профессий).
 
  Все значения могут быть от ноля до восьми баллов. Максимальное количество баллов в определенной степени указывает на преобладающее проявление профессиональных склонностей к данной группе профессий.
 
  При получении одинакового количества баллов (6-7) к двум и более группам профессий можно делать вывод о том, что интересы выражены во всех этих областях.
 
  При получении четырех-пяти баллов к трем и более типам профессий можно говорить о том, что ваши интересы широки, не ярко выражены и профессиональные склонности осознаются вами недостаточно.
 
 Интерпретация результатов:
  1. Человек - Природа.
  Вас, видимо, могут заинтересовать профессии, труд в которых направлен на объекты живой природы: животный мир, растения, микроорганизмы. При выборе профессий данного типа следует учесть, что обычно живая природа выступает для человека всегда с положительной стороны, поскольку она связана с отдыхом.
  Примеры профессий этого типа: агроном, биолог, биохимик, механизатор, садовод, животновод, тепличница, птицевод, зоотехник, ветеринар, семеновод, ботаник и др.
  Профессиограмма:
  Человек, выбравший профессию в данном направлении, должен обладать интуицией, способностью к вероятностному мышлению, умение строить прогноз относительно роста и развития живых объектов природы, способностью проявлять инициативу и самостоятельность, а также заботливость и высокую работоспособность, а также необходимы любовь к животным и растениям, хорошее воображение, наблюдательность, физическая выносливость, высокая работоспособность.
 
  2. Человек - Техника.
  Вас, видимо, могут заинтересовать профессии, связанные с техникой, различными техническими системами, машинами, механизмами, аппаратами, объектами неживой природы. Основу данной профессиональной сферы составляют такие школьные предметы, как физика, химия, математика, черчение.
  Примеры профессий этого типа: шофер, токарь, слесарь, инженер-конструктор, киномеханик, инженер-радиотехник, инженер-строитель и др.
  Здесь, профессии связанные с: добычей, обработкой грунтов и горных пород (шахтер, бульдозерист); профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов (плотник, столяр, меховщик, обувщик); профессии по обработке металла, механической сборке и монтажу машин и электроприборов; строительные профессии; профессии в транспорте.
  Профессиограмма:
  Человеку, выбирающему профессию типа "Техника", необходимы физическая и психологическая выносливость, хорошее зрительное и слуховое восприятие, развитое образное и пространственное мышление, а также хорошая координация движений, стремление к ручному труду, любовь к технике, предпочтение к точности и иметь направленность на осуществление измерительных действий.
 
  3. Человек - Человек.
  Вас, видимо, могут заинтересовать профессии, труд в которых направлен на человека. Эти профессии типа "Человек" связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием людей, с руководством, и контролем за деятельностью людей.
  В данной профессиональной сфере позволяют ориентироваться такие учебные предметы, как история, литература, обществознание, психология и др.
  Примеры таких профессий: работник медицины, юрист, работник культуры, педагог, тренер, журналист, работник сферы обслуживания, учитель, воспитатель, психолог, руководитель, менеджер по персоналу, любой работник в сфере услуг.
  Профессиограмма:
  Человеку, выбирающему профессию такого типа, необходимы высокие моральные качества, вежливость, выдержка, общая культура, доброжелательность, внимательность и общительность.
  Профессии этого типа требуют от человека умений устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях; подготовки к какой-либо области производства, науки, техники, искусства.
  Профессионал данного типа должен иметь двойную подготовку: хорошо ориентироваться в той производственной области, в которой осуществляется работа, а также быть подготовленным к эффективному деловому общению с людьми.
  4. Человек - Знаковая система.
  Вас, видимо, могут заинтересовать группы профессий, труд в которых направлен на обработку информации, представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов, графиков; на создание систем условных знаков, на оформление документов и схематическое изображение объектов.
  Примеры профессий этого типа: программист, наборщик, кассир, экономист, геодезист, бухгалтер, телеграфист, библиограф, фармацевт, секретарь-машинистка, ученый-теоретик и др.
  Профессиограмма:
  Человеку, выбирающему профессию типа "Знаковая система", необходимы устойчивое внимание, хорошая память, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость, способность к логическому мышлению. Он должен любить знаки, символы, любые знаковые системы, уметь погружаться в символический мир знаков, систем, схем, моделей, различных карт, таблиц, формул, подписей и надписей, разного рода условных сигналов и др.
  5. Человек - Художественный образ.
  Вас, видимо, могут заинтересовать профессии, направленные на художественные объекты или условия их создания. К ним относятся специальности, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью.
  Примеры профессий этого типа: художник-оформитель, музыкант, фотограф, ювелир, ретушер, певец, танцор, композитор, филолог, литератор, писатель, актер, режиссер; хореограф, маляр, вышивальщица, расписчик дерева, керамики, архитектор; садовод-декоратор; а также специальности непосредственно связанные с перечисленными или обслуживающие их (например декоративного и прикладного искусства - декоратора, дизайнера; настройщика музыкальных инструментов, организатора выставок и вернисажей, редактора и др.
  Профессиограмма:
  Профессии типа "Художественный образ" требуют развитого художественного вкуса, воображения, фантазии, эмоциональности, наблюдательности, способности к художественному творчеству (музыкальному, литературному, театральному, танцевальному, песенному и др.).
 
 
 Методика 8. Изучение профессиональных предпочтений с учетом "Предмета труда".
 "ДДО" - вариант 2.
 
  Отвечая на вопросы в таблице, поставьте знак "+", если вы согласны, в том столбике, где стоит пометка цифрой, и знак "-", если вы не согласны с утверждением.
 
 
 Таблица для ориентировочного определения
 предпочтительного типа будущей специальности
 на основе самооценки
 № Тип специальности (по признаку предмета труда). Программа самооценки П Т З Х Ч 1 2 3 4 5 6 7 1 Легко (без внутренней скованности) вступаю в общение с новыми людьми 0 0 0 0 1 2 Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить (шить, чинить, вязать) 0 1 0 0 0 3 Стараюсь придать окружающей меня среде черты красоты; другие считают, что это мне удается 0 0 0 1 0 4 Охотно и постоянно слежу и ухаживаю за растениями (или животными) 1 0 0 0 0 5 Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать, вычислять или чертить 0 0 1 0 0 6 Охотно провожу время со сверстниками или младшими, когда их нужно чем-то за-нять, увлечь делом или помочь им в чем-то 0 0 0 0 1 7 Охотно и часто помогаю старшим по уходу за животными (или растениями) 1 0 0 0 0 8 Обычно я делаю мало ошибок в письменных работах 0 0 1 0 0 9 Мои изделия (то, что я делаю своими руками в свободное от учебы время) обычно вызывают интерес у товарищей, старших 0 2 0 0 0 10 Старшие считают, что у меня есть способности к определенной области искусства 0 0 0 2 0 11 Охотно читаю о растительном (или животном) мире 1 0 0 0 0 12 Активно участвую в художественной самодеятельности 0 0 0 1 0 13 Охотно читаю об устройстве и работе механизмов, машин, приборов 0 1 0 0 0 14 Охотно и подолгу могу разгадывать головоломки или сидеть над трудными задачами кроссвордами, ребусами 0 0 2 0 0
  15 Легко улаживаю разногласия между сверстниками или младшими 0 0 0 0 2 16 Старшие считают, что у меня есть способности к работе с техникой 0 2 0 0 0 17 Результаты моего художественного творчества одобряют и совершенно незнакомые люди 0 0 0 2 0 18 Старшие считают, что у меня есть способности к работе с биологическими объектами (растениями или животными) 2 0 0 0 0 19 Обычно, как считают, мне удается подробно и ясно для других излагать мысли в письменной форме 0 0 2 0 0 20 Почти никогда ни с кем не ссорюсь. 0 0 0 0 1 21 Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди 0 1 0 0 0 22 Без особого труда усваиваю иностранные слова 0 0 1 0 0 23 Мне часто случается помогать даже незнакомым людям 0 0 0