INFINAN.RU

ИНСТИТУТ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА



 


           стр. 2 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 * более того, - в создавшейся экономической ситуации 91,8% директоров считают, что психолог способствует работе школы;
 * у 67,6% опрошенных часто возникали ситуации, когда психолог конкретно мог помочь;
 * 51,3% респондентов не согласились с тем утверждением, что психолог нужен только учителям, детям и их родителям, но не администрации;
 * по вопросу о роли психологов в школе вообще 91,8% считают, что школа не обойдется без психолога в будущем; только 10,8% руководителей считают, что Школа обходилась, обходится и будет обходиться без психологов;
  Вместе с тем, анкета высветила ряд проблем, которые сейчас необходимо осветить.
  1 проблема - проблема профессионализма работающих педагогов - психологов.
  2 проблема - проблема адаптации и методического роста психологической службы школы.
  Общее отношение руководителей школ говорит о том, что в образовании города сломились определенные предпосылки для углубления процесса психологизации.
 
 1.3 ВЕХИ СТАНОВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ГОРОДА:
 1988 год - организация первой школьной психологической службы на базе СШ №34 под руководством кандидата психологических наук, доцента Рескиной С.Е;
 Апрель 1990 года - при областном институте усовершенствования
 учителей были проведены курсы по переподготовке педагогов, которые получили право работы практическим психологом в школах Восточно - Казахстанской области;
 Март 1991 года - создание в ВКГУ специальности "Психология" и
  кафедры прикладной психологии под руководством
  кандидата педагогических наук, доцента Ладзиной Н.А.
  Кафедра была призвана обеспечить выпуск
  квалифицированных специалистов - практических
  психологов с высшим профессиональным образованием.
 Сентябрь 1992 года - создание в Усть-Каменогорске психологического
  центра при городском управлении образования и
  организация психологических служб в 13 школах
  города (по инициативе и поддержке начальника
  управления Хаукка Л.А. и ее заместителя Криулько.Т.Ф);
 Сентябрь 1992 - по сей день - существование системы методического
  обеспечения деятельности психологических служб в
  учреждениях образования города и области;
  Руководили этой работой:
 Сентябрь 1992 - сентябрь 1997 гг. - психолог - методист городского управления образованием Ковалев С.Э., научное руководство - кандидат психологических наук, доцент Рескина С.Е.
 Сентябрь 1997 - по сей день - психолог - методист учебно - инновационного центра городского управления образованием Юрганова Е.Б.
  1996 год - деятельность психологических служб в 42 школах города.
  1996 год - первый выпуск в ВКГУ по специальности "Психология",
  образовательные учреждения города начали пополняться
  специалистами с высшим образованием.
 1999 - 2002 годы - профессиональный рост членов кафедры прикладной
  психологии через защиты кандидатских диссертаций в России
 (1999 г. - защиты кандидатских дисертаций по психологии преподавателей Мацкевич И.К. и Стельмах С.А.;
 2001 год - защиты кандидатких диссертаций по психологии
  преподавателями Назыровой Л.С., Данилевич Ю.И.,
  Ковалевым С.Э.;
 2002 год - защита докторской диссертации по социальной
 психологии Ладзиной Н.А. и кандидатских диссертаций Жумагалиевой Б.К. и Щетининой Е.В.
 2001 год - проведение первой (в эпоху национальной независимости
 Республики Казахстан) Республиканской студенческой олимпиады по психологии.
 2002 год - полная обеспеченность учреждений образования города
 квалифицированными специалистами - психологами, в городе в различных отраслях оказывают психологические услуги более 130 специалистов;
 - начало психологизации в социально-правовой сфере общества, а также в сфере бизнеса и производства.
 
 2.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В ОБРАЗОВАНИИ.
 2.1 ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
 1. Служба практической психологии образованна (далее - Служба) является структурным подразделением системы образования России, предназначенным для обеспечения прогрессивного психического развития детей и подростков, развития их способностей, склонностей, реализации их потенций, профилактики возможных отклонений.
 2. Структурные звенья Службы имеются в каждом образовательном учреждении Российской Федерации (датских садах, школах разного типа, детских домах, интернатах и др.). Основными учреждениями Службы являются Центры психологической службы разного уровня. В органах управления образованием разного уровня действуют отделы службы практической психологии образования - Центры психологической службы всех уровней включаются, а перечень учреждений образования Российской Федерации.
 3. Работа Службы основывается на строгом соблюдении международных и российских актов и законов об обеспечении защиты и развития детей. В своей деятельности Служба руководствуется законодательством Российской Федерации в области образования, нормативными документами и актами, приказами, инструкциями департамента образования, настоящим Положением, положениями и уставами соответствующих звеньев Службы.
 4. Деятельность службы и отдельных ее подразделений финансируется за счет бюджета образования регионов, а также за счет целевых выплат на создание и деятельность Службы.
 
 II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СЛУЖБЫ.
 1. Задачами службы практической психологии образования являются:
 - содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию и саморазвитию;
 - обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого - педагогического изучения детей;
 - профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка.
 2. Служба функционирует как целостная система, состоящая из трех основных направлений:
 - научного, изучающего закономерности психического развития и формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной школы;
 - прикладного, осуществляющего психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая составление учебных программ, создание учебников.
 l - Утверждено решением коллегии Министерства образования РФ от 29.03.95.
  Разработку психологических оснований дидактических и методических материалов, подготовку педагогов, воспитателей психологов и т.п.;
 - практического, обеспечивающего непосредственную работу психолога в учреждениях образования, специальных психологических кабинетах и центрах.
  Каждое из указанных направлений решает свои задачи и реализуется специалистами соответствующей квалификации.
  2.1. Научное направление предполагает разработку методологических проблем службы практической психологии образования. Основная функция исполнителей этого направления - теоретические и экспериментальные исследования, обоснование и разработка психодиагностических, психокоррекционных и развивающих методов работы психологической службы образования.
  2.2. Прикладное направление предполагает подготовку кадров практических психологов, разработку программ подготовки и переподготовки, повышения квалификации, создание учебных пособий и др.
  2.3. Практическое направление обеспечивается практическими психологами системы образования, задача которых - работа с детьми, родителями, педагогами, руководителями и коллективами учебно - воспитательных учреждений и др.
  2.4. Развитие прикладного и практического направлений службы практической психологии образования полностью зависит от развития ее научного направления, определяющего основную теоретическую базу, и формирует природу психологической службы образования. Именно на основе этой базы создается концепция психологической службы, и решаются проблемы детскими практическими психологами.
  3. Основные виды деятельности Службы - психопрофилактика, психодиагностика, развитие, коррекция и консультирование.
  3.1. Психопрофилактическая работа. Задача данного направления определяется необходимостью формировать у педагогов и детей потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создавать условия для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта.
  3.2. Психодиагностическая работа. Задачей данного направления является углубленное психолого - педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода дошкольного и школьного детства, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в учении и развитии.
  3.3. Развивающая и коррекционная работа. Задачей данного направления является активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка. Это определяется необходимостью обеспечения соответствия развития ребенка возрастным нормативам, оказания помощи педагогическим коллективам в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей.
  3.4. Консультативная работа. Задачей данного направления является консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения, воспитания.
 Ш. СТРУКТУРА СЛУЖБЫ
 Функции и кадровое обеспечение отдельных звеньев службы
 1. Структура Службы в сфере образования предусматривает двойное подчинение: по административной и по профессиональной линиям. Административное управление осуществляется отделами психологической службы республиканских, региональных, городских и районных управлений и департаментов образования, руководителями учебно - воспитательных учреждений. Профессиональное управление осуществляется через сеть специальных психологических учреждений разного уровня - районных, областных городских и региональных центров (см. схему).
 2. 1. Административная линия:
 2.1.1.Центральным органом управления психологической Службы является отдел службы практической психологии образования, министерства образования Российской федерации. Аналогичные отделы соответствующих государственных учреждений руководят работой службы на региональном уровне (субъектов Федерации), краевом, областном, городском и т.п. уровне.
  Деятельность этих отделов направлена на выработку стратегии развития и функционирования психологической службы на соответствующем уровне, создание необходимых для этого условий, координацию работы низовых звеньев министерств, ведомств, учреждений. Министерства.
  2.1.2. Отдел службы практической психологии образования Министерства образования Российской Федерации:
 - формирует и осуществляет федеральную политику в области развития и функционирования психологической службы системы образования;
 - формирует федеральный бюджет и определяет порядок финансирования психологической службы системы образования;
 - выступает с инициативами по совершенствованию законодательного регулирования работы службы;
 - разрабатывает и утверждает типовые положения об учреждениях психологической службы, работниках службы, другие нормативные документы;
 - определяет порядок аттестации кадров в системе психологической службы образования, устанавливает нормы труда и его оплаты;
 - разрабатывает и утверждает порядок лицензирования и аттестации в системе психологической службы образования;
 - разрабатывает информационное и научно - методическое обеспечение подготовки кадров для психологической службы;
 - разрабатывает и утверждает квалификационные требования для детских практических психологов разных категорий;
 - организует и контролирует систему подготовки и повышения квалификации кадров для психологической службы системы образования;
 - организует подготовку учебников, учебных пособий, справочников и т.д. для психологов, работающих в системе образования, студентов соответствующих специальностей;
 - осуществляет координацию международных связей Российской психологической службы с ближним и дальним зарубежьем;
 - распределяет поступающие в Министерство образования России дополнительные денежные средства на развитие психологической службы из госбюджета, от фондов, спонсоров и частных лиц, контролирует эффективность их использования в регионах.
 
  2.1.3. При Министерстве образования создается научно - методический совет, главной задачей которого является координация работы региональных центров службы практической психологии образования и оказание им организационной и научно - методической помощи.
  Научно - методический совет выполняет следующие функции:
 - систематически заслушивает доклады о положении дел и существующих проблемах в развитии и функционировании психологической службы системы образования по регионам;
 - выступает инициатором проведения общероссийских конференций, семинаров по обмену опытом работы службы, тенденций и перспектив ее развития, подготовке кадров, научно - методического обеспечения;
 - участвует в разработке федеральных и международных программ развития психологической службы системы Образования;
 - участвует в распределении дополнительных денежных средств, поступающих на развитие службы, и контроле за их использованием.
 - В научно - методический совет входят в качестве постоянных членов представители республиканских и региональных центров психологической службы, и в качестве приглашенных - представители заинтересованных министерств, ведомств, учреждений и организаций России: Минобразования России, Российской академии образования, Российской академии наук, Министерства здравоохранения России, Министерства науки, высшей школы и технической политики. Российского центра профориентации, Министерства внутренних дел. Министерства социальной защиты населения России, Министерства культуры России, Российского общества психологов, различных психологических ассоциаций и др. также представителей общественных и религиозных организаций.
 
  2.1.4. Отделы службы практической психологии образовать органов управления образованием на уровне субъектов федерации выполняют применительно к своим регионам функции, аналогичные вышеперечисленным соответствующего Отдела Минобразования России, формируя для региона бюджет и определяя кадровую политику в сфере службы практической психологии образования, выпуская необходимые нормативные документы и т.п. При этом решения региональных Органов управления могут иметь приоритет над решениями Министерства образования. Кроме того, региональные Отделы системы образования по представлению соответствующих центров службы практической психологии образования проводят аттестацию и лицензирование детских практических психологов, работающих в различиях звеньях службы.
  2.1.5. Отделы службы практической психологии областных, городских и районных управлений и департаментов образования на своем уровне обеспечивают административное управление психологической службой и ее финансирование. По разрешению республиканских и региональных органов управления и по представлению соответствующих центров психологической службы могут проводить аттестацию детских практических психологов, работающих в системе образования. Через директора образовательного учреждения обеспечивают деятельность психологической службы определенного учреждения.
  2.1.6. При отделах службы практической психологии образования управлений образованием различного уровня создаются Научно - методические советы, включающие представителей всех заинтересованных организаций, фондов и тому подобных, и выполняющие на своём уровне информативно - координирующие и распределительные функции, аналогичные функциям Научно - методического совета при Министерстве образования Российской Федерации.
  2.1.7. Директора образовательных учреждений под руководством соответствующих отделов Службы осуществляют административное управление деятельностью психологической службы конкретного учреждения, ее финансирование и Материально - техническое оснащение в соответствии с нормативными документами службы.
  2.2 Профессиональная линия:
  2.2.1. Региональный центр службы практической психологии образования - головная организация, руководящая по профессиональной линии всей деятельностью психологической службы на территории определенного субъекта федерации (регионе), Центр несет ответственность за научное и методическое обеспечение деятельности всех звеньев службы, профессиональный уровень их деятельности, разрабатывает квалификационные требования к кадрам и к отдельным подразделениям службы, организует и проводит работу по повышению квалификации: готовит для соответствующего Отдела управления образования материалы для аттестации и лицензирования как отдельных специалистов, так и вновь создающихся подразделений службы.
  Центр действует преимущественно на 6юджетной основе. При Центре создаются психолого - педагогические стационары и полустационары различного профиля: психодиагностические, - для детей с трудностями в обучении, для детей, переживших психическую травму, для трудных (девиантных) подростков тому подобных в соответствии с потребностями республики (региона). Стационары и полустационары могут финансироваться на бюджетной, смешанной, коммерческой основе, использовать деньги фондов, спонсоров и др.
  Кроме того, совместно с соответствующими подразделениями органов здравоохранения, опеки и попечительства, внутренних дел, при Центре могут быть организованы смешанные стационары соответствующего профиля - для детей с невротическими расстройствами, для несовершеннолетних правонарушителей, стационары психодиагностического типа, которые могут заменить современные детские приемники - распределители.
  Центр имеет полиграфическую базу для выпуска нормативных и методических материалов, периодических изданий для работников службы и др.
  В Центре работают детские практические психологи высшей квалификации, а также специалисты, имеющие квалификацию "психолог - организатор психологической службы образования", "психолог - методист". Для работников стационаров требуется специальная подготовка с присвоением необходимой квалификации. Центр и стационары должны быть укомплектованы также специалистами из смежных областей (социальными работниками, медицинскими психологами, дефектологами, медицинскими работниками различной квалификации, юристами и тому подобным).
  2.2.2. Городской (областной) центр службы практической психологии образования несет ответственность за методическое и организационное обеспечение деятельности низовых звеньев службы. Осуществляет психодиагностику и психокоррекцию особо трудных случаев. Проводит различные виды психологических и социально - психологических тренинговой и других видов групповой психологической работы для педагогов, родителей, детей. По разрешению регионального центра психологической службы может проводить профессиональную оценку работников низовых звеньев службы, приготавливая для соответствующего Отдела материалов по их аттестации и лицензированию, повышению квалификационного разряда и др.
  При Центре может действовать Ассоциация детских практических психологов.
  Центр может оказывать дополнительные услуги организациям и частным лицам На хозрасчетной основе.
  Центр имеет полиграфическую и производственную базу, обеспечивающую низовые звенья службы необходимыми диагностическими, методическими и другими видами рабочих материалов, бюллетеней по обмену опытом и др.
  Центр комплектуется из высококвалифицированных детских практических психологов, а также специалистов, имеющих квалификацию "психолог - организатор психологической службы образования", "психолог - методист".
  2.2.3. Районный центр службы практической психологии образования ведет методическую работу с психологами образовательных учреждений, контролирует и организует их деятельность по профессиональной линии, обеспечивает оснащение рабочих мест психологов образовательных учреждений необходимыми материалами для проведения диагностической, коррекционной и других видов работ, организует и проводит постоянно действующий семинар практических психологов. Консультирует по различным психолого - педагогическим вопросам администрацию учебно - воспитательных учреждений, обеспечивает проведение различных форм психологической работы с педагогами. Ведет работу по пропаганде психолого - педагогических знаний.
  Районные центры службы практической психологии образования комплектуются преимущественно из специалистов, имеющих квалификацию "детский практический психолог - методист".
  2.2.4. Первичные звенья Службы работают в каждом образовательном учреждении, детском саду, школе, ПТУ, детском доме, школе - интернате и др., осуществляя психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывая детям, родителям, учителям и воспитателям, администрации учебно - воспитательного учреждения психологическую и социально - психологическую помощь.
  Проводят психопрофилактическую работу и работу по первичной психологической коррекции и реабилитации, при необходимости направляя детей и родителей в высшие звенья службы и другие организации. На должность практического психолога зачисляют специалиста, имеющего квалификацию, подтвержденную дипломом или свидетельством, а также аттестованного соответствующим Отделом управления образования. Перед началом самостоятельной работы в качестве психолога образовательного учреждения желательно прохождение стажировки я городских и районных центрах психологической службы или работа в течение определенного срока под руководством опытного практического психолога.
  Количество сотрудников первичных звеньев Службы определяется потребностями и возможностями образовательного учреждения, но не менее одной ставки психолога на каждое образовательное учреждение. В учреждениях, имеющих более 500 воспитанников (учащихся), - не менее двух (трех) ставок на учреждение.
  2.2.5. Центры службы практической психологии образования всех уровней являются сетевыми учреждениями образования Российской Федерации и находятся в ведении соответствующего территориального органа управления образования, который обеспечивает финансовую и материально - техническую деятельность Центра и оказывает ему необходимую организационно - методическую помощь.
 
  НАУЧНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ
 1. Научно - методическое обеспечение Службы ведется научными коллективами, отдельными специалистами по заказам Отделов службы практической психологии управлений образования. При этом оно ориентировано как на выполнение актуальных запросов Службы, так и на перспективу ее развития.
 2. Подготовка специалистов Службы ведется в соответствии с обязательным стандартом профессии и квалификационными требованиями для представителей разных специализаций и категорий: детский практический психолог, практический психолог системы образования, психолог - методист, психолог - организатор психологической службы образования, психолог - менеджер в сфере образования, психолог - консультант, клинический психолог и другие. Квалификационные стандарты и требования утверждаются Экспертным советом по подготовке кадров Министерства образования России.
 СТАТУС ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
  Практический психолог образования является специалистом с высшим образованием, уравненным в отношении оплаты, присвоения разряда, продолжительности отпуска, пенсионных гарантий, а также других профессиональных прав и гарантий с педагогическим персоналом образовательных учреждений, вне зависимости от конкретного места его работы: образовательные учреждения (детские сады, школы разного профиля, детские дома, интернаты и другие), районные, городские, областные, региональные психологические центры образования.
  На должности практического психолога образовательных учреждений разного профиля, районных, городских, региональных центров психологической службы образования могут работать специалисты с базовым психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку в области детской практической психологии, психологической службы образования в объеме не менее 1200 (одной тысячи двухсот) часов на факультетах и курсах переподготовки. Программы обучения, переподготовки и повышения квалификации практических психологов образования проходят профессиональную экспертизу в Экспертном совете по подготовке практических психологов образования при министерстве Образования Российской Федерации и утверждаются управлением высших учебных заведений при министерстве Образования Российской Федерации.
  Должности практических психологов устанавливаются на основе ETC (Единых Трудовых Стандартов - от 9 до 6 разрядов) в каждом образовательном учреждении - не менее одного психолога на учреждение, - а также в районных, городских, областных, региональных центрах психологической службы образования, являющихся сетевыми учреждениями образования Российской Федерации. В образовательных учреждениях, имеющих более 500 (пятисот) воспитанников (учащихся), количество ставок психологов увеличивается.
  Практические психологи образования имеют двойное подчинение: по административной и по профессиональной линиям. Административное управление осуществляется отделами психологической службы республиканских, региональных, городских и районных управлений и департаментов образования, руководителями образовательных учреждений. Профессиональное управление осуществляется через сеть психологических центров разного уровня.
  Практический психолог образования имеет двадцатичетырехчасовую рабочую неделю. Рабочее время психолога организуется с учетом норм практической психологической работы с детьми разных возрастов и различными категориями взрослых (см. ориентировочные нормы).
  Выбор приоритетных направлений работы" соотношение различных видов работ определяются потребностями образовательного учреждения и количеством штатных и внештатных единиц психологов, которыми оно располагает.
  Для работы психолога в образовательном учреждении выделяется специальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы. Районные, областные, городские, региональные центры оборудуют рабочие места психологов и других специалистов в соответствии с их функциональными обязанностями. Методическое, аппаратурное и материальное обеспечение городских, региональных центров осуществляется за счет соответствующих статей бюджета образовательных учреждений.
  Оформление и содержание кабинета в образовательном учреждении оплачивается практическому психологу в соответствии с нормативами, установленными для педагогов - предметников.
  Практические психологи, работающие в образовательном учреждении, центр психологической службы образования ведут учет проводимой работы и представляют отчетность по административной и профессиональной линиям в соответствии с утвержденными Министерством Образования Российской Федерации формами отчетности. Отчет психологической службы образовательного учреждения включается в отчетную документацию учреждения, центров психологической службы - в отчеты, органов управления образования соответствующего уровня.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 2.2 МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.
 (Сост. Тынышбаева А.А., кандидат психол. наук, доцент, зав лаб. семейного воспитания и психологии НИИ воспитания Казахской Академии Образования им. И. Алтынсарина).
  Объяснительная записка
  В некоторых странах СНГ, Великобритании, Бельгии, Голландии, Югославии, Чехословакии, Франции практическая психология занимает главное место в системе образования. В Казахстане она только крепнет т нуждается в четком определении приоритетных задач исследований.
  В республике экспериментальные исследования в области психологии развития, педагогической психологии осуществлялись в лаборатории возрастной ипедагогической психологии, которая была образована в 1993 году на базе научно-исследовательской группы, работающей по теме "Поиск, обучение и воспитание одаренных детей". В настоящее время это лаборатория семейного воспитания и психологии Казахской академии образования им. И.Алтынсарина, она имеет статус единственной в своем роде научно-исследовательской практико-ориентированной структуры в Казахстане. Как видно из названия лаборатории, ее научная деятельность отражает специфику и область проводимых научных исследований. По существу, в Казахстане не было и нет в настоящее время такого научного коллектива, который системно и целенаправленно разрабатывал проблемы в данной области, и имел непосредственную связь с образованием.
  Научная работа лаборатории связана с исследованием конкретных научных задач, а проблемы и потребности в образовательной системе многоаспектные и деятельность одного только коллектива не может их исчерпать. Тем не менее, результаты НИР позволяют говорить о том, что в КАО им. И.Алтынсарина имеется научный задел и опыт организации экспериментально-психологических исследований, образующих главные направления исследований лаборатории в области практической психологии.
  Многие негативные явления современной школы, дезадаптация, низкая успеваемость учащихся, неудовлетворенность социально-психологическим климатом школы субъектов учебно-воспитательного процесса, сопровождается такой достаточно распространенной проблемой для настоящего времени как взаимодействие "трудных" подростков с "социализированными формами" антиобщественного поведения подростков и молодежи, склонными к совершению правонарушений. Причины такой проблемы лежат в основном в формализме, заорганизованности, нивелировании индивидуальности учащегося, формальным стимулированием деятельности - это лишь некоторые гримасы "бездетной" педагогики.
  Известным фактом стало "выпадение" детей, в особенности дошкольного и подросткового возрастов, из условий организованного обучения и воспитания. Их все больше начинает привлекать внешкольная жизнь, появляются отвлеченные от учебы занятия и интересы, некоторые из них находят свое место в социально не одобряемых компаниях. Наблюдается эмоциональная и личностная отчужденность школьников. Эти дети остро нуждаются в помощи психолога в разрешении подобных проблем. Однако, в современной школе, если имеет место нарушенная система взаимоотношений, то используется, как правило, метод карательных санкций. Причиной таких проблем, возникающих в школьной среде, зачастую является и психологическая неграмотность самих педагогов.
  Причины асоциального поведения, неврозов, которыми зачастую страдают дети, кроются также в неблагополучной семейной обстановке. Частые ссоры, негуманные отношения между членами семьи влияют на психическое здоровье ребенка.
  В решении этих проблем значительна роль практического психолога. С помощью квалифицированного психолога могут разрешаться трудности в общении учащихся со взрослымиЮ детей с родителямиЮ задачи повышения психологической подготовки учителя и психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
  Деятельность психологов и развитие практической психологии образования в значительной степени влияет на гуманизацию всей системы образования. Деятельность Службы позволит разрешить многие проблемы, а также будет способствовать повышению эффективности педагогической деятельности учителей. Психологическая помощь играет важную роль в своевременном раскрытии и развитии способностей и склонностей детей. А также в предупреждении возможных отклонений в их психическом и личностном развитии.
  Наступило такое время, когда психологическая помощь должна сопровождать человека на всех этапах его жизненного пути. Каксамая чувсвительная часть социума - педагоги и подрастающее поколение больше других нуждаются в поддержке психолога. Вместе с психологом во все структуры образования приходят новые знания и отношения, научная диагностика, серьезные исследования и гуманные формы помощи учащимся. Все это поможет педагогам решать проблемы индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса, повысит возможности психолого-педагогической реабилитации подростков.
  Служба в целом является не только залогом предупреждения и профилактики правонарушений у подростков и молодежи, но и позволяет осуществлять эффективную коррекцию нарушений, проводить специальную работу по развитию психологической и социальной адаптации к реалиям жизни.
  Таким образом, организация психологической службы актуальная проблема современной системы образования.
  До настоящего врмени значение психологической службы в нашей республики не учитывалось. Опыт плодотворного практического влияния такой службы во многих республиках СНГ и других странах показывает наобходимость развития отечественной психологической службы, направленной на охрану психического здоровья нации, профилактики отклонений в развитии и поведении личности, психологической коррекции и реабилитации детей из "группы риска".
  Так, в США психологическая служба начала свою работу с 1900 года. Во Франции в 1909 году была организована первая профессиональная школьная психологическая служба. В 1951 году министерство образования Франции впервые представило описание функции школьных психологов. В 1913 году в Англии приступил к работе первый школьный психолог. Психологическая служба функционирует в Бельгии, Голландии, Югославии, чехословакии и др. В Эстонии психологическая служба начала действовать с 1973 года. В России достаточно давно действует школьная психологическая служба, которая согласно принятому решению Коллегии Министерства образования Российской Федерации в 1995 году была переименована в службу практической психологии.
  Анализ показывает, что Служба в каждой стране организуется
 по-своему, с одной стороны она определяется конкретными психологическими концепциями, с другой потребностями образования, целями воспитания и формирования личности.
  Становление психологической службы в нашей республике идет стихийно. Первые школьные психологи появились в конце 80-х годов по инициативе новаторски настроенных директоров школ и интернатов. На места службы стали привлекаться работники, не имеющие базовую психологическую подготовку. В результате таких случаев страдали, прежде всего, дети, которые становились предметом экспериментальных ошибок некомпетентных лиц. Только в последнее время, университеты страны в некоторой степени удовлетворяют потребность в квалифицированных кадрах, специалистах в области практической психологии.
  Деятельность Службы в различных организациях образованиях осуществляется по-разному. Как правило, в школе работает один психолог, у которого большая нагрузка. Некоторые из них вместо исполнения своей непосредственной деятельности, работают в качестве помощника завуча и др. Такое положение службы не внушает надежды. Есть психологи, которые создают и работаю по своим авторским моделям службы, либо руководствуются нормативными документами Российской психологической службы.
  Учитывая тревожные тенденции возрастания количества подростков и юношей, совершающих правонарушения, а так же детей и взрослых, остро нуждающихся в социально-психологической помощи требуется создание развернутой структуры Психологической службы в республике, доступной каждому гражданину.
 
 
 ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 1.1 Психологическая служба образования (далее Служба) является структурным подразделением системы образования Казахстана, предназначенным для обеспечения прогрессивного психического развития детей, подростков и юношества, развития их способностей, реализация их потенций, профилактики возможных отклонений, правонарушений, а также реабилитации.
 1.2 Структурные звенья Службы имеются в каждом образовательном учреждение Республики Казахстан (детских садах, школах разного типа, детских домах, интернатах, ссузах, вузах и др.). Основными учреждениями службы являются центры психологической службы разного уровня. В органах управления образованием разного уровня действуют отделы психологической службы образования. Центры психологической службы всех уровней включаются в перечень учреждений образования Республики Казахстан.
 1.3 Работа Службы основывается на срогом соблюдении международных и казахстанских актов и законов по обеспечению защиты и развития детей. В своей деятельности Служба руководствуется законодательством Республики Казахстан в области образования, нормативными документами и актами, приказами, инструкциями Министерства образования и науки РК, настоящим положеним, положениями и уставами соответствующих звеньев Службы.
 1.4 Деятельность Службы и отдельных ее подразделений финансируется за счет бюджета образования регионов, а также за счет целевых выплат на создание и деятельность службы.
 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СЛУЖБЫ
 2.1 Задачами психологической службы образования являются:
 - содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию и саморазвитию;
 - обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого-педагогического изучения детей;
 - профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка;
 - профилактика и преодоление делинквентного (правонарушительного) и аддиктивного (ранняя алкоголизация и наркомания) поведения у детей и подростков;
 - обеспечение социальной адаптации подростков и молодежи.
 
 2.2 Служба функционирует как целостная система, состоящая из трех основных направлений:
 - научно-исследовательского, изучающего закономерности социализации, психического развития и формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной системы образования;
 - методического, обеспечивающего прикладное использование психологических знаний в процессе обучения и воспитания, включая и другие дидактико-методические материалы (программы развития, учебные программы, программы подготовки кадров и т.п.);
 - практического, обеспечивающего непосредственную работу психолога в учреждениях образования, специальных психологических кабинетах и центрах.
 Каждое из указанных направлений решает задачи и реализуется специалистами соответствующей квалификации.
 2.3 Основные виды деятельности службы - психопрофилактика, психодиагностика, развитие, коррекция и консультирование.
 
 3. СТРУКТУРА СЛУЖБЫ
  3.1 Структура Службы предусматривает делегирование специалистов практической психологии во все звенья управления образования, в том числе и в высший административный орган Министрество образования и науки.
 3.2 Республиканский центр психологической службы образования определяет стратегию и тактику Службы. При Центре создаются стационары и полустационары различного профиля.
 3.3 Республиканский центр Службы контролирует и организует работу субъектов деятельности - областных, районных и городских служб.
 3.4 Первичные звенья Службы работают в каждом образовательном учреждении: детском саду, школе, ПТУ, детском доме, школе-интернате и др.
 3.5 Все звенья Службы являются сетевыми учреждениями образования и находятся в ведении соответствующего территориального органа управления образованием, который обеспечивает финансовую и материально-техническую деятельность всех ее структур и оказывает ему необходимую организационно-методическую помощь.
 
 ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
 О ЦЕНТРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАНИЯ
 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 1.1 Республиканский Центр психологической службы в образовании (далее Центр) является самостоятельным структурным подразделением Министрства образования и наки РК, предназначенным для поддержки и укрепления психического здоровья и социально-психологической адаптации подрастающего поколения, развития их способностей, склонностей и профилактики возможных отклонений в поведении.
 1.2 Деятельность Центра основывается на строгом соблюдении международных, республиканских актов и законов об обеспечении защиты и развития детей. В своей работе Центр руководствуется законодательными и нормативными документами РК в области образования, настоящим Положением.
 1.3 Центр имеет статус республиканского учрждения и непосредственно подчиняется Министерству образования и науки.
 1.4 В соответствии с целями и задачами Центр создаёт и организует психологическую службу на територии Республики Казакстан.
 
 3. ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЦЕНТРА
 2.1. Цель центра-способствовать сохранению психологического здоровья, удовлетворение образовательных интересов детей, юношества и взрослых, профелактика деликвентного (правонарушений) и аддиктивного поведения, их корекция.
 2.2. В целях психологической защиты детей, юношества и взрослых
 Центр осуществляет:
 2.2.1. разработку научных и психолого-педагогических проблем в облости образования и практической психологии, проводит мероприятие направленное на предупреждение отклонений в развитии человека а так же реабилитацию детей из "групп риска";
 2.2.2. психолого-педагогическую помощь и социально-психологическую поддержку детям;
 2.2.3. диагностико-развивающую,крекционную и реабилитационную работу;
 2.2.4. консультативную помощь детям и родителям;
 3. Центр разрабатывает нармативную и регламентирующую документацию психологической службы образования в РК и оказывает метадическую помощь.
 4. Контролирует выполнение установленных центром нормативных правил
 профессиональной деятельности, соблюдение профессиональной компетентности и кодекса психологической этики.
 5. Центр способствует открытию кабинетов, пунктов психологической помощи, служб и советов школьных психологов на територии РК.
 
 
 
 
 СТРУКТУРА ЦЕНТРА
 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
  Организует деятельность по диагностике и коррекции нарушений у детей. Специалисты проводят диагностику высших психических функций, познавательной деятельности, личностной сферы ребенка. Проводит консультативную работу. Осуществляет коррекцию, направленную на компенсацию дефектов психического развития со специалистами (педагогом, дефектологом, игротерапевтом и др.). Проводит психолого-педагогический консилиум. Решает вопросы о распределнии детей по группам, о "движении" каждого ребенка внутри Центра и за его пределы, а также эффективности работы с ребенком.
 
 ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
  Психосоматический отдел оказывает психологическую, немедикаментозную помощь детям с тяжелыми хроническими заболеваниями (лейкоз, сахарный диабет, бронхиальная астма и др.).
 
 ОТДЕЛ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
  Отдел оказывает психологическую помощь. Способствует оказанию различных видов социальной помощи детям. Участвует в разборе судебных дел, связанных с учащимися в качестве эксперта. Решает психологические проблемы перевоспитания подростков и юношей с устойчивыми формами делинквентного поведения и несовершеннолетних правонарушителей.
 
 ОТДЕЛ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И КОРРЕКЦИИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
  Проводит психопрофилактическую работу с подростками и юношами из группы "риска" (курение, ранняя алкоголизация, наркомания, токсикомания). Способствует преодолению у подростков и юношей вредных привычек. Участвует в разрешении правовых вопросов работы с несовершеннолетними алкоголиками, наркоманами и токсикоманами.
 
 МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
  Разрабатывает и обеспечивает специалистов нормативными, учебно-методическими материалами. Оказывает экспертную и консультативную помощь в организации и деятельности психологической службы в республике, подготовку и переподготовку кадров в области практической психологии и компенсирующего обучения педагогов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  2.3 П О Л О Ж Е Н И Е
  ОБ ОБЛАСТНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ
  ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ.
 (проект создан по инициативе коллектива психологов и валеологов Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан)
 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 1.1 Областная психологическая служба Департамента образования ВКО, далее именуемая "Служба", является самостоятельным подразделением областного казенного коммунального предприятия "Валеологический комплекс".
 1.2 Учредителем "Службы" является областное казенное коммунальное предприятие "Валеологический комплекс" при Департаменте образования ВКО.
 1.3 Официальное наименование подразделения:
 "Областная психологическая служба казенного коммунального предприятия "Валеологический комплекс" при Департаменте образования ВКО".
 1.4 Юридический адрес "Службы":
 1.5 "Служба" создается для оказания квалифицированных психологических услуг субъектам образовательного процесса в учреждениях образования Восточно-Казахстанской области.
 1.6 "Служба" является звеном управления образованием Восточно-Казахстанской области, отвечающей за процессы психологизации в образовании, психологические аспекты внедрения инновационных программ средствами дополнительного образования, психологическую переподготовку кадров образования ВКО и сертификацию стандартов образования.
 1.7 Цель "Службы" - создание в городе и области системы психологического просвещения, диагностики, коррекции, профилактики психологического здоровья детей, подростков и взрослых, разработка и внедрение сберегающих здоровье развивающих программ, а также психологическая экспертиза и сертификация образовательных стандартов Республики Казахстан.
 1.8 "Служба" осуществляет свою деятельность в соответствии с законом Республики Казахстан "Об образовании", региональной Программой развития образования ВКО, нормативными документами Министерства образования и спорта Республики Казахстан об организации психологической службы, Положением о Республиканском научно-методическом центре по проблемам валеологии, Уставом областного казенного коммунального предприятия "Валеологический комплекс" и настоящим Положением.
 
 2. КОМПЕТЕНЦИЯ ОБЛАСТНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ДЕПАРТАМЕНТЕ ОБРАЗОВАНИЯ.
 2.1 "Служба" является подразделением областного казенного коммунального предприятия "Валеологический комплекс".
 2.2 К компетенции "Комплекса" относится:
 - материально-техническое обеспечение и оборудование помещений "Службы" в соответствии с государственными стандартами и местными нормами, осуществляемыми в пределах, выделяемых бюджетом финансовых и материальных средств, включая использование банковского кредита;
 - общее руководство деятельностью подразделения через совместную разработку и утверждение целевых Программ.
 2.3 К компетенции "Службы" относится:
 - определение графика, плана и циклограммы своей деятельности;
 - подбор и расстановка кадров Службы по согласованию с директором "Комплекса";
 - оказание дополнительных образовательных и психологических услуг;
 
 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "СЛУЖБЫ".
 
 1. Основные направления деятельности:
 
 
 
 

           стр. 2 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу