INFINAN.RU

ИНСТИТУТ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА



 


           стр. 2 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу

  Четвертое направление профессиональной деятельности специалиста "Физкультурное и спортивное движение" - это область управления развитием, распространением и освоением культуры двигательной деятельности. Выполнение этой работы требует особой квалификации. Выполняют ее оргработники физической культуры (инструктора), спортивные менеджеры, специалисты по маркетингу и др. (10 %). Их деятельность образует особый профиль специальности "Физическая культура".
 
  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
  1. Разделение труда, профессия, специальность (их признаки, взаимосвязь, единство и различие).
  2. Социальный опыт, культура и уровни образования.
  3. Определение и компоненты сферы деятельности специалистов физической культуры.
  4. Факторы и стадии формирования сферы профессиональной деятельности.
  5. Направления и профильные формы специальности "Физическая культура":
  - физическое воспитание;
  - физическая рекреация;
  - спорт;
  - физкультурное и спортивное движение.
 
 
  Тема №3 "Виды деятельности специалистов физической культуры"
  План: Введение - определяющие факторы - детерминанты в системе профессиональной деятельности.
  1. Педагогическая система физического воспитания.
  2. Профессиограмма и модель специалиста.
  3. Квалификационная характеристика специалиста по физической
  культуре.
  4. Виды, формы и компоненты профессиональной деятельности.
 
  В системе профессиональной деятельности в сфере физической культуры можно выделить три определяющих фактора детерминанты: общество, занимающиеся и специалисты.
  Общество формирует социальные потребности (социальный заказ) и определяет возможности их удовлетворения.
  Объект труда - занимающиеся своей деятельностью развивают себя. Знание закономерностей развития объекта, возможностей развития его двигательных способностей (физического совершенствования человека) определяет характер социальной ориентации профессии (социальный заказ и ресурсное обеспечение).
  Общество определяет как социальную, так и предметную ориентацию профессии. Предметно-содержательная основа специальности - это накопленный опыт осуществления данной профессиональной деятельности. Он включает культуру, позволяющую использовать наиболее эффективные системы средств воздействия на занимающихся и передовые технологии развития объекта.
  Основным материальным носителем предметно-содержательной основы профессиональной деятельности, отражающим уровень квалификации, является субъект - специалист физической культуры и спорта. Специалист управляет активной деятельностью занимающихся и способствует их развитию.
  На основе вышеназванных трех ведущих факторов-детерминант и формируется функциональная система профессиональной деятельности - педагогическая система физического воспитания, обеспечивающая выполнение социального заказа.
 
  1. Педагогическая система физического воспитания
 
  Педагогическая система физического воспитания - это рациональная совокупность взаимосвязанных структурных компонентов, определяющих характер и направленность развития двигательных возможностей. Основное содержание системы - управление активной двигательной деятельностью занимающихся; основная функция - развитие их двигательных способностей.
  Элементы педагогической системы:
  1) объект - ученик, студент, занимающийся;
  2) цель, задачи обучения и воспитания;
  3) содержание и средства;
  4) организационные формы;
  5) дидактические процессы;
  6) субъект - специалист (учитель, преподаватель, тренер).
 
 
 
  Для педагогической системы вуза объектом воздействия является студент, изменение его способностей и потребностей позволяет удовлетворить общественные потребности.
  Цель обучения и воспитания - мысленное представление конечного результата в подготовке специалиста.
  Задачи - пути достижения цели.
  Содержание и средства - программа и учебный материал.
  Организационные формы - урок, соревнование и др.
  Дидактические процессы - соблюдение закономерностей процессов обучения и воспитания, контроль. Конечный результат в значительной степени зависит от их применения.
  Преподаватель является центральным регулирующим звеном всей системы. В педагогической системе физического воспитания профессиональная деятельность специалиста направлена на оптимизацию активной двигательной деятельности занимающихся. Непосредственным объектом деятельности специалиста зачастую являются элементы педагогической системы: постановка цели и прогнозирование конечных результатов спортивной подготовки, планирование учебно-воспитательного процесса, проведение занятий, контроль эффекта и корректировка тренировочного процесса и др
  . Элементы педагогической системы и связанные с ними виды деятельности определяют содержание квалификационных требований к специалисту.
  Направления профессиональной деятельности и функции специалиста зависят от характера проблем, стоящих перед физической культурой в целом и перед тем звеном системы физического воспитания, где работает специалист. Основными проблемами отрасли являются:
  1) укрепление и сохранение здоровья населения;
  2) физическое воспитание детей и молодежи;
  3) производство и сохранение рабочей силы общества;
  4) формирование спортивных достижений;
  5) научно-методическое обоснование физической культуры и спорта;
  6) совершенствование управления развитием физической культуры и спорта;
  7) ресурсное обеспечение физической культуры и спорта.
  Следовательно, педагогическую систему профессиональной деятельности можно использовать для структурирования деятельности специалиста (дифференциации видов деятельности). Она используется при разработке квалификационной характеристики специалиста.
 
  2. Профессиограмма и модель специалиста
 
  Для характеристики деятельности специалиста, определения требований конкретного вида труда составляется профессиограмма.
  П р о ф е с с и о г р а м м а - это описание профессии, включая условия и режим труда, его специфику.
  Р е ж и м т р у д а характеризуется непрерывностью или прерывистостью рабочих операций, их длительностью, порядком чередования рабочих фаз и интервалов между ними, наличием стрессовых ситуаций, монотонностью и другими факторами, вызывающими утомление.
  У с л о в и я т р у д а, значительно отличающиеся от комфортных, оказывают влияние на общую физическую работоспособность: вибрация и шумы, загазованность воздуха, пониженное содержание в нем кислорода и т.д. На основании исследования режима и условий труда определяют воздействие профессии на организм и психику человека, выделяют ведущие физические и связанные с ними функциональные свойства организма, важные психические функции.
  Изучают о с о б е н н о с т и р а б о ч и х д в и ж е н и й и д е й с т в и й:
  - тип движений (вращательные, ударные, нажимные) и участие рабочих органов (пальцев, кистей, рук, ног);
  - временные характеристики (быстроту реакции, действия в условиях дефицита времени);
  - пространственные характеристики (поза тела и амплитуда движений);
  - силовые характеристики (величина и режим усилий: динамический или статический, рабочие группы мышц);
  - координация движений (степень сложности, согласованность одновременных и последовательных движений рук и ног, соразмерность их по скорости и пространственным параметрам). В результате определяют вспомогательно-прикладные двигательные умения и навыки.
  В 1977 году НИИ высшей школы разработана схема общей характеристики деятельности специалиста - "Общая характеристика профессий", состоящая из 6-ти блоков:
  1) целевое назначение (краткие сведения о ее назначении);
  2) определение профессии (ее социально-экономическое значение, распространенность и потребность в современном производстве; средства и методы трудовой деятельности; пути получения профессии и др. Всего по 12 направлениям);
  3) психограмма (форма действий: умственная, речевая, моторная; характеристика координационной сложности, быстроты и точности действий; быстрота формирования навыков; требования к памяти);
  4) требования к специалисту и противопоказания к данной профессии;
  5) методы определения пригодности человека к данной профессии;
  6) методы определения рекомендаций по подготовке индивида и переориентации на другие профессии.
  Обобщенная характеристика ряда профессий появилась в 1977 году. Но задолго до этого существовало уже много профессий, по ним готовили специалистов в соответствии с предполагаемым эталоном.
  На основании профессиограммы разрабатывается эталон специалиста - "модель". В современной литературе нет единого определения "модели специалиста". В работе И.И.Сигова (1974) сформулировано: "Модель - это образ специалиста каким он должен быть для определенного периода времени". Модель может быть выражена в графических, математических, логических зависимостях и отношениях. Профессор В.М.Выдрин под моделью специалиста представляет его условный образ, созданный средствами формального или естественного языка и адекватный объективным требованиям общества к данному виду.
  Виды моделей:
  - тестуально-описательная,
  - эвристическая,
  - математическая,
  - информационная,
  - мысленная,
  - графическая,
  - сетевая и др.
  Б а з о в а я м о д е л ь разрабатывается применительно к текущему и ближайшему периоду, носит информационный характер. На ней можно проследить степень соответствия уровня подготовки, получаемой в вузе, требованиям, предъявляемым к специалисту обществом.
  П е р с п е к т и в н а я м о д е л ь разрабатывается с учетом прогнозирования (на 5-10 лет) развития деятельности в данной области.
  В практике работы ведущих физкультурных вузов СНГ накопился значительный опыт по созданию моделей специалистов физической культуры.
  1-ая модель тренера, преподавателя-инструктора (Минск, БГТФК, 1975) состоит из 2-х частей:
  1) социально обусловленные свойства личности;
  2) знания, умения и навыки, необходимые для учебного процесса (предложена профессорами К.А.Кулинковичем и Б.Т.Гзовским);
  2-ая модель специалиста широкого профиля (Ленинград, ГДОИФК, 1976) предложена профессором В.А.Выдриным и состоит из 2-х блоков:
  1) паспорт специалиста. Своеобразный ГОСТ на выпускника, который характеризует: сферу деятельности, требования, предъявляемые к знаниям и умениям, занимаемые должности, функциональные обязанности;
  2) модель его подготовки: объем и требования, предъявляемые ко всем дисциплинам учебного плана.
  (За границей предпочитают подготовку специалистов широкого профиля: им легче переключаться на любой профиль деятельности).
  3-ая модель специалиста (Москва, ГЦОЛИФК, 1978) разработана профессором В.М.Корецким. Схематично ее можно представить в виде 3-х основных блоков, каждый из которых имеет свою структуру:
  1. Блок личности специалиста (нравственные качества, интеллект, моральный облик и др.).
  2. Блок профессиональной деятельности (совокупность всех видов работы, основных действий и операций, составляющих профессиональный труд).
  3. Блок знаний, умений и навыков, обеспечивающих выполнение профессиональной деятельности на современном уровне достижений науки и техники.
  В последующем, в обиходе термин "модель специалиста" был заменен промежуточным определением "модельная характеристика". Сейчас в ранг основных руководящих документов включены "Квалификационные характеристики".
 
  3. Квалификационные характеристики специалиста по физической культуре
 
  Первая квалификационная характеристика учителя физической культуры разработана коллективом преподавателей МОПИ им.Н.К.Крупской в 1976 году. Предлагаемый вариант включал 5 блоков, охватывающих 42 вида деятельности учителя физической культуры. Явно положительным в работе авторов было их стремление конкретизировать основные виды деятельности учителя.
  Так, например, в блоке "Методическая подготовка" приводится 17 наименований методической работы, начиная с соблюдения "Дидактических принципов в учебно-воспитательном процессе школы" и заканчивая "Созданием и обновлением уголка физической культуры".
  В первом варианте квалификационных характеристик, направленных российским комитетом по ФК и С институтам физической культуры, конкретно по пунктам излагалось, что будущий специалист должен знать и уметь. Это было громоздко и нереально, так как невозможно охватить требованиями все дисциплины учебного плана. Действующий вариант квалификационных характеристик был переработан комитетом по ФК и С в соответствии с едиными требованиями Госкомитета по народному образованию для всех вузов страны в 1990 году (КХ-0303). Квалификационная характеристика для институтов физической культуры содержит следующие разделы:
  1. Профессиональное назначение специалистов.
  2. Квалификационные требования к специалистам.
  3. Аттестация специалиста.
  4. Ответственность за качество подготовки выпускников.
 
  Квалификационная характеристика является государственным нормативным документом, который устанавливает профессиональное назначение, требования к квалификации и порядок аттестации специалиста ФК и С. Она предназначена для органов управления высшей школы и вузов, где ведется подготовка специалистов, для организаций и учреждений, в которых выпускники - специалисты данного профиля - используются.
  Она применяется:
  - при прогнозировании потребностей специалистов и планировании их подготовки;
  - при обосновании состава специальностей и специализаций вуза;
  - при определении цели, содержания и организации учебно-воспитательного процесса в вузе;
  - для профориентации и профотбора абитуриентов;
  - для составления аттестационных требований к студентам;
  - при распределении, расстановке и анализе профессионального использования выпускников;
  - при государственной аттестации вуза.
  В разделе "Профессиональное назначение" характеризуется объект, направления, условия и виды деятельности специалиста ФК и С. Объектом деятельности могут быть дети дошкольного возраста, учащиеся и спортивно одаренные дети, молодежь, взрослое население и трудящиеся, люди с медицинскими показаниями.
  Специалист может работать в дошкольных учреждениях, общеобразовательной школе, колледжах и лицеях, средних специальных и высших учебных заведениях, детских юношеских спортивных школах, спортивных клубах, культурно-спортивных комплексах и физкультурно-оздоровительных комплексах, лечебно-профилактических учреждениях и на производстве, в органах управления физкультурным движением.
 
  Общественно значимые виды деятельности специалиста:
  - педагог системы общего среднего образования (ОШ), системы средней профессиональной школы (ПТУ, ССУЗы), высшей школы (вузы);
  - педагог-тренер в ДЮСШ, спортивных клубах, коллективах физической культуры;
  - инструктор-методист физкультурно-оздоровительной работы (дошкольные учреждения, КСК и ФОКи, коллективы физической культуры), производственной гимнастики (предприятия и учреждения), лечебной гимнастики (физкультурные диспансеры, поликлиники, больницы), инструктор-методист по организационной работе (комитеты по физической культуре и спорту).
  Квалификация специалиста по должностному назначению:
  - учитель физической культуры;
  - преподаватель физического воспитания;
  - тренер по виду спорта;
  - тренер по оздоровительной работе (ОФП, кондиционной тренировки);
  - преподаватель-методист (дошкольных учреждений, производственной гимнастики или лечебной физкультуры).
  К в а л и ф и к а ц и о н н ы е т р е б о в а н и я, предъявляемые к специалисту, дифференцированы на социальные, профессиональные и по уровню образования. Они определяют характер и содержание профессиональной подготовки, необходимые для последующей плодотворной деятельности специалистов.
  Т р е б о в а н и я с о ц и а л ь н о й н а п р а в л е н н о с т и:
  1) подготовка к активной, творческой профессиональной деятельности, обеспечивающей прогресс общества;
  2) умение оценивать исторические и современные процессы и проблемы общественной жизни страны, место и роль в ней профессиональной деятельности, умение диалектически мыслить и аргументировано отстаивать свою точку зрения;
  3) иметь современное экономическое и политическое мышление;
  4) свободно владеть письменным и устным национальным языком, грамотной и развитой речью, использовать иностранные языки, изучаемые в вузе;
  5) знание основ отечественной и мировой культуры, истории, систем физического воспитания различного контингента населения, спортивной подготовки, особенностей зарубежных систем физвоспитания.
  Таблица 1
  №пп Основания для выделения общественно значимых видов деятельности Общественно значимые виды деятельности специалистов по физической культуре с высшим образованием Квалификация
  Объект деятельности Средство достижения цели
  1. Учащиеся, дети Физическое воспитание 1. Педагог системы общего среднего образования Учитель физической культуры средней общеобразовательной школы
  2. Учащаяся молодежь Физическое воспитание 2. Педагог системы средней профессиональной школы
  3. Педагог высшей школы Учитель физической культуры средней профессиональной школы. Преподаватель ФК в вузе
  3. Спортивно-ориентированные дети Спорт 4. Педагог-тренер ДЮСШ Тренер по виду спорта
  4. Спортивно-ориентированная молодежь Спорт 5. Педагог-тренерв коллективах физической культуры, в спортивных клубах Тренер по виду спорта
  5. Взрослое население Физкультурно -оздоровительные мероприятия и туризм 6. Инструктор-методист физкультурно-оздоровительной работы Тренер по оздоровительной работе
  6. Трудящиеся Производственная гимнастика 7. Инструктор производственной гимнастики Преподаватель-методист
  7. Люди всех возрастов с медицинскими показаниями Лечебная физическая культура 8. Инструктор по лечебной физкультуре Преподаватель-методист
  8. Дети дошкольного возраста Физкультурно-оздоровительные мероприятия 9. Инструктор-методист физкультурно-оздорови-тельной работы Преподаватель-методист дошкольных учреждений
 
  П р о ф е с с и о н а л ь н ы е т р е б о в а н и я сформулированы в виде задач деятельности специалистов по физической культуре. Они перечислены в количестве 36 задач для всех видов деятельности и распределены по 5-ти группам педагогических умений (педагогические умения - набор профессиональных умений педагога любого профиля, связанных с различными видами деятельности):
  1. Гностические: умения познавательные - знания и умения по осуществлению учебно-воспитательной деятельности, анализу своей деятельности и деятельности обучаемых (№ 4 осознать и перенести на практику закономерности возрастно-половых особенностей формирования ФК и двигательных навыков. Всего 8 задач).
  2. Проектировочные: умение планировать и произвести расчет времени (№ 10 определять цели и задачи конкретного урока, учебно-тренировочного занятия, физкультурно-оздоровительного мероприятия с учетом возрастных и индивидуальных различий, социально-психологических особенностей занимающихся. Всего 5 задач).
  3. Конструктивные: умение моделировать свою деятельность, решать педагогические задачи, структурировать содержание учебно-тренировочных и физкультурно-оздоровительных занятий, творчески перерабатывать программный материал с учетом индивидуально-психологических особенностей обучаемых (№ 15 адекватно поставленным задачам подбирать и применять на занятиях ФК и С современные методы и приемы. Всего 12 задач).
  4. Организаторские: умение создать оптимальные условия и организовать урок и другие формы занятий. Они включают умение подготовить оборудование, рассчитать время, организовать рабочие места преподавателя и обучающихся. Организаторские умения направлены на мобилизацию, координацию и взаимосвязь действий обучаемых во время занятий (№ 29 готовить физкультурный актив, способный оказывать помощь в проведении уроков, учебно-тренировочных занятий и других мероприятий по ФК и С. Всего 6 задач).
  5. Коммуникативные: умение общения (характеризуют отношения между преподавателем и аудиторией). Преподаватель-тренер должен уметь установить нормальные взаимоотношения с обучаемым, знать их сильные и слабые стороны. Уметь управлять своим поведением и моделировать психическое состояние обучаемых по внешним признакам. Психологическая несовместимость и предубежденность могут явиться серьезным препятствием к достижению положительных результатов в обучении и воспитании. Обязательным условием высокой контактности между преподавателем и занимающимися является педагогический такт: умение управлять своим поведением, правильно строить свою речь в психологическом плане и т.п. (№ 35 владеть приемами создания благоприятной атмосферы педагога с коллективом и между членами коллектива. Всего 5 задач).
  У р о в е н ь в л а д е н и я п е д а г о г и ч е с к и м и у м е н и я м и. Различают 3 уровня сформированности профессиональных навыков:
  1. Репродуктивный (ученический) - способность усваивать материал и накапливать знания, воспроизводить сложившиеся формы деятельности.
  2. Адаптивный - способность применить знания на практике, трансформировать их применительно к тому или иному контингенту или особенностям деятельности.
  3. Моделирующий (творческий) - внесение творческого начала, разработка нового, позволяющие достичь наивысшего результата в деятельности занимающихся. Различают локально и системно моделирующие уровни:
  а) локально моделирующий: умение успешно обучить упражнениям, обеспечить творческий подход (Пр.: Составить план круговой тренировки);
  б) системно моделирующий: осуществлять перспективное планирование и моделирование, успешно обеспечивать физическое и спортивное совершенствование занимающихся (Пр.: Разработать программу по физическому воспитанию школьников, отличающуюся от типовой).
  Выпускник института должен владеть 1-м и 2-м уровнями педагогических умений.
 
  А т т е с т а ц и я с п е ц и а л и с т а позволяет произвести:
  - оценку качества подготовки выпускников вуза;
  - оценку уровня квалификации молодых специалистов.
  Аттестацию качества итоговой подготовки выпускников проводят:
  - государственная аттестационная комиссия вуза в соответствии с Положением об аттестации выпускников высших учебных заведений (ежегодно на заключительном этапе обучения);
  - руководящий орган высшей школы в соответствии с Положением о государственной аттестации вузов (периодически, один раз в 3-5 лет).
  Качество подготовки специалистов оценивается по следующим параметрам:
  - глубина, систематичность и прочность знаний;
  - умение обобщать, интерпретировать и применять;
  - наличие и уровень сформированности профессионально важных навыков и способностей.
 
  По месту работы проводится производственная аттестация молодых специалистов в соответствии с Положением о государственном контроле использования и аттестации специалистов (после 1-2-х лет работы, по окончании стажировки или контракта).
  О т в е т с т в е н н о с т ь з а к а ч е с т в о п о д г о т о в к и в ы п у с к н и к о в несут студент, преподаватель, кафедра, факультеты и ректорат вуза. Студент должен освоить в полном объеме учебный материал, выполнить самостоятельные задания, требования и нормативы. За невыполнение учебных поручений и требований, пропуски занятий студент по представлению факультета может быть отчислен решением ректората на любом курсе обучения.
  П р е п о д а в а т е л ь отвечает за качество и уровень преподавания учебной дисциплины, контролирует посещаемость и успеваемость студентов, направляет их учебно-исследовательскую деятельность. Кафедра обеспечивает рациональную организацию труда и повышение квалификации преподавателей, осуществляет контроль за качеством преподавания. Кафедра разрабатывает учебные программы и аттестационные требования к студентам.
  Ф а к у л ь т е т организует учебную работу кафедр, координирует их деятельность, проводит аттестацию преподавателей, осуществляет контроль за посещаемостью и успеваемостью студентов. Факультет разрабатывает и утверждает квалификационные характеристики по специализациям.
  А д м и н и с т р а ц и я (ректорат) вуза обеспечивает условия для качественной подготовки специалистов, направляет работу кафедр и факультетов. Вуз осуществляет ректорский контроль за качеством преподавания учебных дисциплин и подготовкой выпускников.
 
  В 1993 году разработана и утверждена квалификационная характеристика для академий физической культуры (КХ-Г-19). Ее структура соответствует ранее принятой квалификационной характеристике для институтов физической культуры и состоит из 4-х разделов. Главное отличие - многоуровневая система подготовки специалиста.
  3 уровень - ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  (Магистр наук, дипломированный специалист)
 
 
  2 уровень - БАЗОВОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  (Бакалавр физической культуры)
 
 
  1 уровень - НЕПОЛНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  (среднее специальное образование)
 
  Так, ученый совет вуза на основании анализа динамики учебной деятельности студентов может переводить часть обучающихся на освоение образовательных программ среднего специального образования. Они должны овладеть репродуктивным уровнем общего и специального образования, профессионально-прикладной подготовки.
  После 2-х лет базового обучения студент окончательно определяет свою профориентацию - выбирает направление предстоящей профессиональной деятельности, специализацию. По окончании 4-летнего обучения студент получает начальное высшее специальное образование. Бакалавр физической культуры обладает профессиональной подготовкой на адаптивном уровне.
  По завершении полного объема обучения в течение 5-6 лет выпускник получает высшее профессиональное образование и звание магистра. Уровень сформированности профессиональных умений и навыков у молодых специалистов - творческий.
  Специалисты среднего звена (с неполным высшим образованием) могут работать инструкторами-методистами оздоровительной и производственной физической культуры, спорта и физического воспитания. Бакалавр - преподаватель физической культуры (с базовым высшим образованием) - задействован в общеобразовательной школе и средних специальных учебных заведениях. Руководящая и тренерская работа, работа в высших специальных учебных заведениях выполняется дипломированными специалистами (преподаватель-тренер) и магистрами физической культуры после 5-6-летнего
  обучения.
 
  4. Виды, формы и компоненты профессиональной
  деятельности
 
  Общественно значимые виды деятельности перечислены в квалификационной характеристике специалиста физической культуры. Однако более полное представление о видах профессиональной деятельности складывается при характеристике их по объекту деятельности. Можно выделить следующие основные виды деятельности специалистов: педагогическая, учебно-методическая, научно-исследовательская, организационно-управленческая, агитационно-управленческая.
  Виды деятельности Объект деятельности
  1. Педагогическая (обучение,развитие, воспитание) Занимающиеся (здоровье и двигательные возможности)
  2. Учебно-методическая (разработка планируемых документов, учебно-методических пособий, разработок,схем и др.) Технология обучения, образования и воспитания
  3. Научно-исследовательскаядеятельность (разработка новых знаний, систем и технологий) Закономерности обучения и образования
  4. Организационно-управленческая(социальное развитие физической культуры и спорта) Система связей и отношений в процессе деятельности
  5. Агитационно-управленческаядеятельность (просвещение населения, пропаганда физической культуры и спорта) Потребности и интересы занимающихся
 
  Вид - более общая категория. Формы профессиональной деятельности - это разновидности деятельности, отдельные составляющие того или иного вида. Так, в научно-исследовательской деятельности можно выделить по этапам:
  1) разработку программы НИР;
  2) организацию и проведение НИР;
  3) оценку и внедрение результатов;
  4) повышение квалификации, защиту результатов НИР.
  В организационно-управленческой деятельности выделяют:
  1) организацию физкультурного и спортивного движения;
  2) подготовку кадров;
  3) создание материальной базы;
  4) разработку концепций развития физической культуры и др.
  Следовательно, формы профессиональной деятельности специалиста по физической культуре отличаются характером рабочих функций в каждом отдельном виде деятельности. Они однотипны для всех видов профессиональной деятельности и связаны с особенностями ее сторон или этапов (подготовительный, исполнительный, контрольный этапы и др.). В профессиональной деятельности специалиста по ФкиС основными формами являются:
  1) изучение объекта, средств, условий деятельности с целью оптимизации технологических процессов управления;
  2) планирование физического воспитания, спортивной тренировки, научной работы, организационно-управленческой деятельности;
  3) организация и проведение занятий физическими упражнениями, соревнований, оздоровительных мероприятий и др.;
  4) контроль и корректировка деятельности;
  5) повышение квалификации специалиста.
  Компоненты профессиональной деятельности - это элементы ее содержания, направленные на решение локальных задач и операций. По направленности конечного эффекта их разделяют на 6 групп:
  1) гностические - связаны с выполнением познавательных операций;
  2) проектировочные - предполагают наличие умений прогнозировать, определять цель и задачи, составлять планы;
  3) конструктивные - умения подбирать и применять средства, методы управления и организации;
  4) коммуникативные - умения налаживать рабочие взаимоотношения, управлять своим поведением и состоянием учащихся, общаться с ними и другими;
  5) организаторские - подготовка рабочих мест, поддержание активности занимающихся, реализация программы и плана занятий;
  6) специальные (профессионально-прикладные) - это двигательные компоненты профессиональной деятельности.
  Г н о с т и ч е с к и й компонент в педагогической деятельности заключается в анализе и оценке исходного состояния занимающихся, анализе собственной деятельности и занимающихся, в оценке эффективности используемых средств и методов, в освоении и распространении передового опыта.
  П р о е к т и р о в о ч н ы й компонент позволяет специалисту определять цели и задачи с учетом условий занятий для конкретного контингента, адекватно подбирать средства и методы, выбирать рациональные формы занятий физическими упражнениями, осуществлять планирование и определять формы и методы контроля.
  Ко н с т р у к т и в н ы й компонент состоит в проведении занятий с учетом особенностей контингента занимающихся, в повышении уровня их физического развития и физической подготовленности, достижения оздоровительного эффекта занятий, в расширении фонда двигательных умений и навыков, в целенаправленном формировании психических и волевых качеств, в умении моделировать свою деятельность, управлять деятельностью занимающихся при обучении, в осуществлении контроля и внесения корректив в содержание занятий.
  О р г а н и з а т о р с к и й компонент заключается в создании оптимальных условий и организации деятельности занимающихся при различных формах занятий, в подготовке помощников из физкультурного актива, в обеспечении сохранности и исправности спортивного инвентаря и оборудования, в организации и проведении агитационной работы по физической культуре и спорту.
  К о м м у н и к а т и в н ы й компонент обеспечивает мотивацию деятельности занимающихся, регулирует их эмоциональное состояние и межличностные отношения, формирует социально-личностные качества занимающихся.
  Д в и г а т е л ь н ы й компонент характеризует физическую подготовленность специалиста, двигательный опыт и высокую культуру движений, способность образцов показать физическое упражнение.
  Специалист физической культуры функционально готов к выполнению всех видов деятельности. На определенном жизненном этапе конкретный вид деятельности становится основным: педагогическая, научно-исследовательская или организационно-управленческая деятельность. Совокупность компонентов обеспечивает высокий профессионализм специалиста на любом уровне квалификации.
 
  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
  1. Структурно-функциональная организация педагогической системы деятельности.
  2. Модель специалиста и ее разновидности.
  3. Квалификационная характеристика: ее назначение и строение.
  4. Профессиональное назначение и условия деятельности специалиста.
  5. Квалификационные требования, предъявляемые к специалисту.
  6. Особенности квалификационной характеристики специалиста для академий физической культуры.
  7. Виды профессиональной деятельности.
  8. Формы профессиональной деятельности.
  9. Компоненты профессиональной деятельности.
 
 
  Тема №4 "Двигательная деятельность как основа содержания физкультурно-спортивной деятельности"
  План: Введение - двигательная активность как фактор индивидуального развития.
 
  1. Содержание и формы двигательной деятельности.
  2. Двигательные действия.
  3. Двигательная активность.
  4. Культура двигательной деятельности.
  Индивидуальное развитие - естественный процесс реализации наследственных возможностей, происходящий под влиянием условий жизни на основе деятельности по их созданию и освоению. У человека оно происходит на трех уровнях: биологическом, психологическом и социальном.
  Основные факторы индивидуального развития:
  - генотип (генетический код организма);
  - условия жизни;
  - деятельность.
 
 
  Фенотип - итоговый (сформировавшийся) тип живого организма.
  Личность - у человека.
  Генотип определяет коридор (границы) индивидуального развития. Любое ограничение условий жизни и форм деятельности приводит к образованию уменьшенной в размерах пирамиды индивидуального развития. Их расширение содействует более полной реализации наследственных возможностей. Человек использует только часть своих возможностей (поэтому в экстремальных ситуациях могут быть показаны феноменальные результаты).
  Активная двигательная деятельность (повторение двигательных задач) способствует индивидуальному развитию за счет расширения и совершенствования возможностей функциональных систем активной двигательной деятельности и способов ее осуществления. Повторные движения и действия становятся также, отмечал И.М.Сеченов, "одним из самых могучих двигателей в деле психического развития".
  Таким образом, важным фактором развития является двигательная деятельность. "Люди чаще хорошими становятся от упражнения и воспитания, чем от природы..." - Демокрит. Полная реализация наследственных возможностей осуществима в том случае, если условия и деятельность не ограничены ничем, кроме самих потребностей организма.
 
  1. Содержание и формы двигательной деятельности
 
  В живой природе до появления человека двигательная деятельность являлась всеобщим законом и способом развития живых существ. Двигательная деятельность представляет собой активную форму механического (с физическим напряжением) взаимодействия человека с окружающей средой. Она реализуется посредством пространственных перемещений и механических воздействий.
  Результатом двигательной деятельности может быть:
  - освоение и изменение окружающей среды (трудовая деятельность - строительство стадионов, кортов, гребных каналов и др.);
  - воздействие на человека (активная двигательная деятельность содействует физическому развитию и приобретению двигательного опыта);
  - служит источником информации о человеке (отражает функциональное состояние человека и является средством оценки его двигательных возможностей).
  Содержание активной деятельности составляют:
  1 - двигательные действия как способы (формы) пространственных перемещений и механических воздействий, связанных с решением двигательных задач;
  2 - процессы двигательной активности как проявление функциональной дееспособности организма, связанной с мотивацией, управлением, энергообеспечением, непосредственным выполнением и корректировкой двигательных действий.
  Это - две главные составляющие активной двигательной деятельности. Она дифференцируется по уровням осуществления (биологическому, психологическому и социальному), а также по составу средств (функциональным системам организма, техническим средствам и способам совместной деятельности) и форм ее осуществления.
  Содержание активной двигательной деятельности обусловлено спецификой задач и условий ее осуществления, а также характером двигательных возможностей человека. В связи с этим в ее содержание нередко включают процессы освоения и изменения окружающего мира, процессы передачи информации, процессы развития двигательных возможностей и др. Эти моменты двигательной деятельности рассматриваются ниже как специфические функции.
 
 
  (Г.Г.Наталов)
 
  Ф о р м ы д в и г а т е л ь н о й д е я т е л ь н о с т и (ДД) отличаются составом и взаимосвязью элементов ее содержания. В ходе биологической эволюции и социально-исторического развития сложились следующие формы ДД:
  1. Естественные (бег, прыжки, метания и др.), связанные с выполнением жизненно важных действий прикладного характера. Они основаны на использовании возникших в ходе эволюции функциональных систем их выполнения.

           стр. 2 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу