INFINAN.RU

ИНСТИТУТ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА



 


           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу

 Климов Евгений Александрович
 
 
  Родился: 11 июня 1930 г. в селе Вятские Поляны Кировской области.
  Интересы: взаимозависимость профессиональной деятельности и индивидуальных, типологических особенностей человека как субъекта труда; проблемы психологической классификации профессий в целях профориентации; специфика образа мира и самосознания у представителей разнотипных профессий; вопросы отечественной истории психологических знаний о труде и трудящемся.
  Образование: отделение русского языка, логики и психологии историко-филологического факультета Казанского университета (1953 г.); доктор психологических наук (с 1969 г.), профессор (с 1970 г.)
  Профессиональная деятельность: Начало трудовой деятельности - 1944 г. (слесарь на Вятско-Полянском заводе №367 "Молот", ныне - "Машиностроительный завод". В 1953- 1968 годах занимался научно-преподавательской работой на кафедре педагогики и психологии Казанского университета (под руководством профессора В.С. Мерлина) и одновременно (1953-1956) преподавал логику и психологию в средней школе №1 Казанской железной дороги; в 1959-1964 годах научный руководитель Казанского филиала лаборатории профессиональной педагогики Центрального учебно-методического кабинета профтехучилищ. В 1968-1976 гг. - заведующий отделом психологии труда ВНИИ Профтехобразования Госпрофобра СССР в Ленинграде. В 1976-1980 годах - профессор кафедры психологии Ленинградского гос. педагогического института им. А.И. Герцена (ныне - Российский государственный педагогический университет); в 1980 г. - приглашен работать на факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Ведущий специалист в области психологии труда, заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии (с 1983 г.) и декан факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (с 1986 г., в 1993 г. переизбран на новый срок). Председатель Научно-методического Совета Учебно-Методического Объединения университетов Российской Федерации по психологии (с 1988 г.), председатель Научно-методического Совета Учебно-Методического Объединения по педагогическому образованию в университетах РФ, президент Российского Психологического Общества (с 1994 г.).
  Климов награжден медалью "За освоение целинных земель", нагрудным значком "Отличник профтехобразования СССР" , медалью "Ветеран труда", Почетным знаком "За заслуги в развитии системы профтехобразования" . Климов - действительный член Российской Академии Образования (избран как действительный член Академии Психологических наук СССР в 1985 г., как член-корр. в 1974 г.); действительный член Международной Академии Психологических Наук (1993), действительный член Международной Академии Акмеологических Наук (1993), действительный член Международной Академии Информатизации (1994).
 
  Основные тесты:
 Дифференциально-диагностический опросник
  Основные публикации:
 1958 Обучение рабочих на производстве новым приемам труда и пути индивидуального подхода. Казань;
 1969 Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. К психологическим основам труда, учения, спорта. Казань;
 1971 Школа... а дальше? Л.;
 1972 Информационно-поисковая система "Профессиография". Л., (соавт. О.И.Галкина и др., гл. ред.);
 1988 Введение в психологию труда. М.;
 1992 История психологии труда в России. М. (соавт. О.Г.Носкова);
 1995 Образ мира в разнотипных профессиях. М.;
 1996 Психология профессионала. М.- Воронеж;
 1996 Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону;
 1997 Психология. Учебник для средней школы. М.;
 1997 Основы психологии. Учебник для вузов. М.
  Области научных исследований:
  *?Тема кандидатской диссертации: "Индивидуальные особенности трудовой деятельности ткачих-многостаночниц в связи с подвижностью нервных процессов" (1959).
  *?Тема докторской диссертации: "Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы" (1968). Климовым показано, что эффективность деятельности человека в массовых рабочих профессиях выше, если человек рассматривается не как типовая "живая машина", а как субъект, создающий, в частности, индивидуально-своеобразную систему способов своей деятельности.
  *?Разработана классификация профессий как многопризнаковых объектов (1971), широко применяемая в практике руководства выбором профессий (включая и ситуации вынужденной перемены труда); созданы средства информационной поддержки процессов включения молодежи в профессиональное становление; установлен факт неслучайных различий содержательных характеристик образа мира и профессионального самосознания в зависимости от типа профессии (1995).
  *?В учебнике "Введение в психологию труда" (1988) предмет психологии труда определяется следующим образом: психологическое изучение человека с точки зрения его формирования и оптимизации функционирования как субъекта труда; формулируются психологические признаки сознания развитого субъекта труда, систематизированы методы психологии труда (методы научного исследования и практического воздействия). Особое внимание уделяется методам и технологиям построения полноценного научного знания в области психологии труда (требующего обязательного эмпирического и теоретического обоснования). Последнее положение имеет важное методологическое значение и для других направлений психологической науки. Климов выдвинул идею реконструкции истории отечественной психологии труда в ее обусловленности потребностями общественной практики; историко-психологическое исследование подтвердило его модель порождения научного подхода в изучении психики субъекта труда в до- и вненаучных формах психологического знания о труде (1992).
  *?Учебник для средней школы по психологии (1997) Климова, знакомит учащихся прежде всего с миром психической реальности, учебник ориентирует читателя в современном состоянии психологической науки, ее важнейших областях; особое внимание уделяется вопросам, актуальным для самопознания молодежи.
  *?Учебник для вузов "Основы психологии" (1997) - первое в нашей стране издание, предназначенное студентам-непсихологам. Если учебник для школьников направлен на помощь в профессиональном самоопределении, то здесь - задача иная - психологическое обеспечение становления профессионала: освещаются вопросы, актуальные для студентов - будущих специалистов, возможных организаторов производства, управленцев, инженеров-конструкторов, вообще студентов любых специальностей. Яркие примеры своеобразия психики, свойственного разным профессионалам, помогают осознать важность владения миром психической реальности, миром социально-психологических феноменов. Студенты - будущие родители, им необходимо, хотя бы в первом приближении знать о развитии, изменении личности с возрастом, о норме и патологии психики и отличать проявления последней. Психологическое знание оказывается действенным фундаментом подлинной гуманизации образования молодежи. Общим достоинством этих учебников является то, что психика представляется в ее регулирующей функции в жизни людей и общества, научное представление о психических процессах, личности, сознании и самосознании оказывается необходимой составляющей картины мира современного человека.
  *?Всего Климовым Е.А. опубликовано свыше 150 работ.
 
 ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (ДДО) Е.А.КЛИМОВА
 Обзор
  Методика предназначена для выявления склонности (предрасположенности) человека к определенным типам профессий. Представляет собой достаточно короткий опросник состоящий из 20 альтернативных суждений. Испытуемому необходимо выбрать один из двух, указанных в вопросе, видов занятий. По результатам обследования, в соответствии с ключом, выявляется ориентация человека на 5 типов профессий, по классификации Е.А.Климова:
  1. (Ч-П) - человек - природа;
  2. (Ч-Т) - человек - техника;
  3. (Ч - Ч) - человек - человек;
  4. (Ч - ЗТ) - человек - знаковая техника, знаковый образ;
  5. (Ч - ХО) - человек - художественный образ.
  Опросник рекомендуется использовать в качестве скрининговой в интересах профессиональной ориентации и профессионального отбора.
 Содержание
  Инструкция.
  "Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Однако если бы вам пришлось выбрать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?"
  Стимульный материал.
  1 a. Ухаживать за животными
  или
  1 б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
  2 а. Помогать больным людям, лечить их
  или
  2 б. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин
  3 а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток,
  грампластинок
  или
  3 б. Следить за состоянием, развитием растений
  4 а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т. п.)
  или
  4 б. Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать)
  5 а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи
  или
  5 б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
  6 а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)
  или
  6 б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых,
  спортивных)
  7 а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)
  или
  7 б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортных) средством -
  подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
  8 а. Сообщать, разъяснять людям, нужные им сведения
  или
  8 б. Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес,
  концертов)
  9 а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище
  или
  9 б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
  10 а. Лечить животных
  или
  10 б. Выполнять вычисления, расчеты
  11 а. Выводить новые сорта растений
  или
  11 б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины или
  одежду, дома, продукты питания и т. п.)
  12 а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, уточнять,
  разъяснять, поощрять, наказывать
  или
  12 б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, приводить в порядок)
  13 а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности
  или
  13 б. Наблюдать, изучать жизнь микробов
  14 а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты
  или
  14 б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п.
  15 а. Составлять точные описания - отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях,
  измеряемых объектах и др.
  или
  15 б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)
  16 а. Делать лабораторные анализы в больнице
  или
  16 б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
  17 а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий
  или
  17 б. Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов
  18 а. Организовывать культпоходы сверстников или младших (в театры, музеи),
  экскурсии, туристские походы и т. п.
  или
  18 б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
  19 а. Изготовлять по чертежам детали (машины, одежду), строить здания
  или
  19 б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
  20 а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада
  или
  20 б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине
  и др.)
 Ключи
 Ч - П Ч - Т Ч - Ч Ч - ЗТ Ч - ХО 1а 1б 2б 3а 3б 4а 2а 5а 5б 6а 4б 7а 7б 6б 8б 9а 8а 9б 10а 10б 11а 11б 12а 12б 13а 13б 14а 14б 15а 15б 16а 16б 17а 17б 18а 18б 19а 19б 20а 20б Примечание.
  (Ч-П) - человек - природа; (Ч-Т) - человек - техника; (Ч - Ч) - человек - человек; (Ч - ЗТ) - человек - знаковая техника, знаковый образ; (Ч - ХО) - человек - художественный образ.
 
 


           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу