INFINAN.RU

ИНСТИТУТ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА



 


           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу

 Шмелев Александр Георгиевич
 
 
 
  Родился: 15 февраля 1954 г. в г. Москве.
  Интересы: психодиагностика и компьютеризация психодиагностики, экспериментальная психосемантика.
  Образование: Окончил факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова (1976), преподаватель факультета психологии МГУ (с 1976 г.), кандидат психологических наук (1980), доктор психологических наук (1994).
  Профессиональная деятельность: доцент кафедры общей психологии, затем кафедры психологии и инженерии знаний; профессор по кафедре психологии труда и инженерной психологии (с 1996); член Европейской Ассоциации Психологии Личности (1992); член Координационного Совета Российского Психологического Общества (1994); президент НПО "Гуманитарные технологии" (научный парк МГУ); организатор и председатель секции "Компьютерной психодиагностики" при Обществе психологов СССР, организатор аттестационной комиссии и конкурса компьютерных методик.
 
  Основные тесты:
  Юмористических фраз тест (ТЮФ) совместно с В. С. Болдыревой в 1982г.
  Основные публикации:
  1983 Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.;
  1988 Практикум по экспериментальной психосемантике: тезаурус черт. М., (В соавт.);
  1984 Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика. Учебное пособие. М.;
  1988 Общая психодиагностика. Учебное пособие. (Ред. А.А.Бодалев и В.В.Столин). М., главы: 1, 3, 4, 6;
  1990 Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. ( Редактор-составитель, соавт.) М.;
  1996 Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. М.; Ростов-на-Дону (соавт., ред.).
  Термин "экспериментальная психосемантика" был впервые введен в оборот в отечественной психологии в кандидатской диссертации Шмелева, выполненной под руководством Е.Ю. Артемьевой на тему: "Психологическое исследование субъективных систем значений" (1980). Материалы диссертации отражены в монографии (Шмелев, 1983).
  Тема докторской диссертации Шмелева: "Психодиагностика и психосемантика личности" (1994).
  Экспериментальная психосемантика рассматривается Шмелевым в качестве основы для научной интерпретации результатов психодиагностических методик. Шмелевым показано принципиально взаимное родство личностных факторов, выделяемых с помощью факторного анализа пунктов личностных опросников, с одной стороны, и факторного анализа шкал личностного семантического дифференциала, с другой стороны. Этот результат подтверждает гипотезу о валидности модели обобщенного семантического пространства. Показано, что различающая сила координат субъективного семантического пространства зависит от содержания ведущих мотивов деятельности той группы испытуемых, на которой производился психосемантический эксперимент.
  Шмелевым построен компъютеризированный тезаурус личностных черт, включающий 2090 терминов русского языка. Тезаурус совмещает принципы координатно-пространственных и сетевых семантических моделей. В кросс-культурных исследованиях, проведенных Шмелевым совместно с американскими и голландскими психологами, показана принципиальная межкультурная универсальность обобщенных личностных факторов - так называемой "Большой пятерки" - для различных языковых культур. Шмелевым разработана новая и оригинальная, так называемая "четырех-полюсная" концепция личностной черты, которая позволяет при построении личностных тестов существенно сократить артефакт социально-желательного ответа.
  Шмелев - автор ряда популярных среди профессиональных психологов тестов, таких как "тест юмористических фраз", методики, диагностирующей склонность к риску, методики компьютерной поддержки самостоятельной работы по усвоению лексики иностранного языка, ряда стандартизированных методик в семейной психодиагностике (Практикум по психодиагностике. 1988). Он является соавтором и редактором и остальных выпусков этой серии - 1984; 1989; 1990; 1992. Среди работ научно-популярной направленности Шмелева - исследования в области житейской психологии в контексте проблем этики и психологии семейной жизни; опыт психологической интерпретации компьютерных игр; психологические проблемы компьютеризации.
  Шмелев - автор университетских курсов "Основы психодиагностики", "Информатика и ЭВМ в психологии", раздела общего практикума по проблемам тестологии, читает спецкурс "Компьютерная психодиагностика", создатель специализированного класса компьютерной психодиагностики, автор ряда учебных пособий и учебников в этой области.
  Общее количество научных публикаций свыше 130.
 
 ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ФРАЗ ТЕСТ (ТЮФ)
 Обзор
  Тест для диагностики личностных особенностей, связанных с пониманием юмора. Относится к тестам оценки юмора, может рассматриваться как проективная методика диагностики мотивационной сферы личности. Предложен А. Г. Шмелевым и В. С. Болдыревой в 1982г.
  Стимульный материал теста представляет собой 100 юмористических фраз (афоризмов), из которых 40 однозначно относятся к одной из десяти тем (по четыре фразы на каждую), а остальные являются многозначными (испытуемые, исходя из собственной апперцепции, усматривают в них ту или иную тему из числа основных десяти). Соотнесенность фраз с основными темами проверена нормативными экспериментами.
  В предлагаемых фразах отражены следующие темы: 1) садизм; 2) секс; 3) пагубные пристрастия (пьянство); 4) деньги; 5) мода; 6) карьера; 7) семейные неурядицы; 8) социальные неурядицы; 9) бездарность в искусстве; 10) человеческая глупость.
  Процедура проведения теста достаточно проста. Испытуемому предлагают классифицировать набор карточек с фразами таким образом, чтобы в одной группе находились карточки с фразами на одну тему. Закончив классификацию, испытуемый дает названия выделенным им классам. По этим названиям экспериментатор идентифицирует одну из десяти тем, которой соответствует выделенный испытуемым класс. Если испытуемый неясно формулирует интерпретируемые названия, то идентификация стандартной темы производится по однозначным фразам, попавшим в состав класса (так, если в выделенную группу карточек попадают три и более фразы, однозначно относящиеся к основной теме, то к ней же относится и вся группа).
  Проективный потенциал методики заключается в том, что субъект зачисляет в один класс как однозначные, так и многозначные стимулы. Составители методики полагают, что чем большее количество многозначных стимулов объединяет вокруг себя однозначный стимул, тем выше мотивационная значимость соответствующей темы. Появление сверхкрупного класса является свидетельством сверхзначимой (доминирующей) мотивации, предметное содержание которой соответствует предметному содержанию этого класса.
  Подсчет тестовых баллов, отражающих "напряженность" отдельных мотивационных тем, сводится к подсчету карточек в соответствующих им группах. Следует отметить, что, по мнению авторов теста, показатели напряженности мотивационной темы могут отражать не только силу мотива, но и силу преграды (фрустратора) потребности (см. Розенцвейга рисуночной фрустрации методика).
  Характеристика конструктной валидности проводилась на основе сравнения данных теста с критериальной информацией, полученной с помощью методики групповой оценки личности (ГОЛ), а также по методу конвергентной валидизации с результатами тематической апперцепции теста и другими методиками.
  Тест рекомендуется авторами для внедрения в практику психологического консультирования.
 
 Инструкция
  Процедура проведения.
  Испытуемому предлагается расклассифицировать колоду карточек с юмористическими фразами по инструкции на свободную тематическую классификацию: "Разделите, пожалуйста, карточки на кучки так, чтобы в одной кучке лежали карточки на одну тему".
  Закончив классификацию, испытуемый дает названия выделенным им классам. По этим названиям экспериментатор идентифицирует одну из десяти тем, которой соответствует выделенный испытуемым класс. Если испытуемый неясно формулирует интерпретируемые названия, то идентификация стандартной темы производится по однозначным фразам, попавшим в состав класса (так, если в выделенную группу карточек попадают три и более фразы, однозначно относящиеся к основной теме, то к ней же относится и вся группа).
 
  Содержание
  Набор ТЮФ.
  1. Перья у писателя были. Ему не хватало крыльев.
  2. Чем дальше хочется рыгнуть, тем ниже нужно согнуться.
  3. Счастье не в деньгах, а в их количестве.
  4. Крик моды понятнее всего на чужом языке.
  5. Без женщин жить нельзя на свете - тем более в темноте.
  6. Чтобы как следует понять душу человека, лучше всего ее вынуть.
  7. Дурак, совершенствуясь, становится круглым.
  8. С кем поведешься, с тем и наберешься.
  9. Скажи мне, чем ты богат, и я скажу, кем ты служишь.
  10. Инициатива скандала принадлежала мужу, а звуковое оформление - жене.
  11. "Терпение и труд все перетрут" - напомнил Евгений Сазонов супруге, перетирающей гору посуды.
  12. Все в природе взаимосвязано, поэтому без связей лучше и не жить.
  13. Не брал за горло никого, кроме бутылки.
  14. Морская качка изображена художником с таким сходством, что при одном взгляде на картину тошнило.
  15. Стояла тихая Варфоломеевская ночь.
  16. И фиговый листок отпадает.
  17. Одежда! Мой компас земной, а удача - награда за смелость.
  18. Не было ни гроша, и не будет.
  19. Сила земного притяжения ощущается особенно сильно, когда поднимаешься по служебной лестнице.
  20. Странная картина открылась взору уважаемого классика: это была экранизация его романа.
  21. Если ты считаешь, что уже сделал карьеру, значит, ты не настоящий карьерист.
  22. Мечтал о полете мысли, но так и не дождался летной погоды.
  23. Выпился в алкоголики.
  24. "Семь раз отмерь - один отрежь", - объяснял старый палач молодому.
  25. Брала от жизни все, что входило в моду.
  26. Деньги - тем большее зло, чем их меньше.
  27. Мне с Вами скучно, мне с Вами спать хочется.
  28. Ему пришла в голову мысль, но, не застав никого, ушла.
  29. Выбирая из двух зол, бери оба: потом и этого не будет.
  30. Она шипела на мужа, как газированная вода.
  31. Я пью не больше ста граммов, но, выпив сто граммов, я становлюсь другим человеком, а этот другой пьет очень много.
  32. Не бойтесь этой гранаты: она ручная.
  33. Дети - цветы жизни. Не давайте им, однако, распускаться.
  34. "Не хлебом единым жив человек", - кричали возбужденные покупатели в очереди за мясом.
  35. Сколько прекрасных мыслей гибнет в лабиринтах извилин!
  36. Единственное, что было в нем мужественного, он не мог обнаружить из-за приличий.
  37. "Нелегок писательский труд", - говорит Евгений Сазонов, ежедневно относя в приемный пункт макулатуры по 20 кг произведений своих коллег.
  38. Шагая в ногу с модой, следите, чтобы она не свернула за угол.
  39. Деньги есть деньги! В этой фразе глубокий смысл, но нет запятой.
  40. Любимая поговорка военных: "Призвание хорошо, а звание лучше".
  41. Поэт шел в гору, но гора эта была Парнасом.
  42. Стриптиз моды: макси, миди, мини, голый король.
  43. Лишь тяжелый кошелек позволяет угнаться за модой.
  44. "Душит - значит любит" (Дездемона).
  45. В настойчивых поисках братьев по разуму он оказался в вытрезвителе.
  46. Нашел место в жизни - найди жене.
  47. Писал с принципиальных кассовых позиций.
  48. Защита диссертации пройдет успешнее, если банкет по этому поводу провести за 2-3 часа до ее начала.
  49. Бог создал женщин тупыми, чтобы они любили мужчин.
  50. Почему, чаще всего неограниченные возможности у ограниченных людей?
  51. Ссорясь, они швыряли друг в друга стульями, но ни семейной жизни, ни стульям это не вредило: семья была крепкая, мебель-тоже.
  52. Если умный человек идет в гору, значит, он материально заинтересован.
  53. "У меня ничего не осталось, кроме тебя", - признался он ей... за три дня до зарплаты.
  54. Круглые дураки в люди не выходят. Их выкатывают.
  55. Мясник строил свое благополучие на чужих костях.
  56. Голова его чего-нибудь да стоила... вместе с бобровой шапкой.
  57. "Пить - здоровью вредить", - сказала Юдифь, отсекая голову ассирийскому военачальнику Олоферну, как только тот уснул, опьяненный вином и ее ласками.
  58. И на "пегасах" порой гарцуют всадники без головы.
  59. Только в очень хорошем настроении она называла получку мужа деньгами.
  60. Те, кому дают на чай, пьют коньяк.
  61. "Удивительное - ядом!" - сказал Сальери.
  62. Нарушение моды королями становится модой для их подданных.
  63. Нетрезвый взгляд на вещи помогает обходиться без них.
  64. Жена шефа много симпатичнее, чем шеф жены.
  65. Если у тебя умная жена, будешь есть плоды с дерева познания, если глупая - с дерева жизни.
  66. Бдительный завмаг подвергал неусыпному прощупыванию все, что у продавщиц пряталось под прилавком.
  67. Когда она заговаривала о чернобурой лисе, муж смотрел на нее волком.
  68. Не только сам укладывался в получку, но и укладывал своих приятелей.
  69. Женщине по служебной лестнице легче идти в короткой юбке.
  70. Когда музы молчат, говорят жены поэтов.
  71. Дороже всего нам обходится то, что нельзя достать ни за какие деньги.
  72. Хорошо, когда у женщины есть муж, но еще лучше, когда он чужой.
  73. В повести так много пили, что из нее можно было гнать спирт. .
  74. Мечтает устроиться на доходное лобное место.
  75. При вытрезвителе вновь открыта комната матери и ребенка.
  76. В этой столовой можно не только червячка заморить.
  77. Женщины пьянили его, особенно когда в их обществе он пил водку.
  78. Последний крик моды часто раздавался из-под прилавка.
  79. Если все время мыслить, на что же существовать?
  80. Быстро поднимался по служебной лестнице: одна "рука" тут, другая - там.
  81. Мода на форму черепа стоила ей многого.
  82. Чем продуктивнее творчество, тем нужнее холодильник.
  83. Ломал голову, а сломал шею.
  84. "А здесь я работаю для потомства", - гордо намекнул Евгений Сазонов, указывая посетителям на диван.
  85. Закон всеобщего тяготения к шаблону.
  86. Всем модам Отелло предпочитал декольте.
  87. Интеллигенты умирают сидя.
  88. Бараны умеют жить: у них и самая паршивая овца в каракуле ходит.
  89. Сколько еще дантесов прозябает в неизвестности!
  90. Забытый писатель искал забвения в вине.
  91. Многие женятся по любви, потому что не имеют возможности жениться по расчету.
  92. Модельеры призваны одевать женщин. Они же все время стараются их раздеть.
  93. Не лещ без бутылки.
  94. Даже роль Отелло исполняется правдивее, если есть личная заинтересованность.
  95. Любопытство к женщинам не должно быть праздным.
  96. Перед злоупотреблением не разбалтывай!
  97. Если жена не следит за модой, за ней можно не следил".
  98. Не всякая кучка могучая.
  99. Чем приятнее формы, тем безразличнее содержание.
  100. Графомания - это потребность души или семейного бюджета?
 
 Анализ
  В основе методики лежит прием свободной тематической классификации многозначных стимулов - юмористических фраз. Появление крупного класса является свидетельством наличия сверхзначимой (доминирующей) мотивации, предметное содержание которой соответствует предметному содержанию этого класса.
  Стимульный материал состоит из 100 юмористических фраз, из которых 40 фраз являются многозначными (испытуемые в зависимости от собственной интерпретации усматривают в них то одну, то другую тему из тех же 10 основных).
 
  Основные темы:
  1. Агрессия - самозащита;
  2. Взаимоотношения полов;
  3. Пагубные пристрастия (пьянство);
  4. Деньги;
  5. Мода;
  6. Карьера;
  7. Семейные неурядицы;
  8. Социальные неурядицы;
  9. Бездарность в искусстве;
  10. Человеческая глупость.
 
  Подсчет тестового балла
 
  Экспериментатору достаточно подсчитать количество карточек в соответствующем классе, чтобы приписать определенный балл мотивационной теме. Десять полученных показателей могут быть визуализированы в виде профиля. При интерпретации сравниваются показатели, выявляющие порядковую структуру индивидуального профиля мотивационных тем, их доминирование, "притягивание" (апперцептирование) стимульного материала одних тем другими. При интерпретации данных могут анализироваться не только изолированные темы, но и их комбинации. Возможно проведение сложного содержательного анализа семантических отношений между карточками, включаемыми испытуемым в темы.
  В отличие от стандартизованных тестов, показатели ТЮФ сравниваются именно внутри индивидуального профиля, то есть осуществляется так называемое ипсативное оценивание.
 
 


           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу