Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля1998 г. № 146-ФЗ//СЗ РФ.
1998.
№ 31.
Ст. 3824. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ 1995. № 35. Ст. 3506. 1996. № 17.
Ст. 1917, №49. Ст. 5500. 1997. № 12. Ст.
1378. Федеральный закон от 4 января 1999 г.
№ 1-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год» // СЗ РФ. 1999.
№ 1. Ст.
3. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 83-ФЗ «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 1999 год»//СЗ РФ. 1999. №18. Ст. 2209. Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 86 ФЗ «Об исполнении бюджета фонда социального страхования Российской Федерации за 1997 год» // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2212. Федеральный закон от 1 мая 1999 г.
«О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 1999 год»//СЗ РФ. 1999. №18. Ст.
2216.
Федеральный закон от 1 мая 1999 г. «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 1999 год» //СЗ РФ. 1999. №18. Ст. 2217. Указ Президента РФ от 28 декабря 1998 г. № 1647 «О дополнительных мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 1. Ст. 166. Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России). Утв. Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. //ВВС РФ. 1992. №5.
Ст. 180. СЗ РФ. 1997. № 19. Ст. 2188. Положение о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации. Утв.
Постановлением ВС РФ от 8 июня 1993 г. № 5132-1 // ВВС РФ. 1993. №25. Ст. 911. Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации.
Утв. Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 // САПП РФ. 1994. №8.
Ст. 599. СЗ РФ. 1995. №31. Ст. 3131. 1996. №9. Ст. 809. №16.
Ст. 1908. 1997. №1. Ст. 174. №48. Ст.
5555. Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Утв. Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г.
№ 857 // СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3902. Письмо ПФР от 16 февраля 1999 г. № ЕВ-16-27/1388 «О применении Федерального закона от 4 января 1999 г № 1 ФЗ» // Финансовая Россия. 1999. 25 февраля -3 марта. № 7. Учебная и монографическая литература: Государственные внебюджетные социальные фонды.
М., БЮДЖЕТ, 1997. Грачева Е. Ю., Куфакова Н. А., Пепеляев С.
Г.
Финансовое право России: Учебник.
М., 1995. Грачева Е. Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России. М., 1998. Косырев Б.А. Государственные внебюджетные фонды.
М. 1997. У истоков финансового права / Под ред. А. Н. Козырина. Сост. А.
А. Ялбулганов. М., Статут. 1998. Финансовое право: Учебник / Под ред. проф. О.Н. Горбуновой. М., 1996.
Финансовое право: Учебник/Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 1997.
Финансово-кредитный словарь.
М., 1984-1987. Т. 1-3. Юридический энциклопедический словарь.
2-е изд. доп. М., 1987. Тема 8. Бюджетный процесс Понятие и принципы бюджетного процесса.
Стадии и общие положения бюджетного процесса. Участники бюджетного процесса и их полномочия. Бюджетные полномочия органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления.
Полномочия Министерства финансов в бюджетном процессе.
Составление проектов бюджетов.
Полномочия финансовых органов в процессе составления проектов бюджетов. Порядок составления проекта федерального бюджета. Основы рассмотрения и утверждения бюджетов. Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете. Порядок внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете.
Правовые основы исполнения бюджетов. Казначейское исполнение бюджетов, общие правила. Исполнение федерального бюджета.
Бюджетные права органов исполнительной власти по исполнению федерального бюджета.
Полномочия Министерства финансов и его подразделения — Федерального казначейства. Счета Федерального казначейства. Распорядители и получатели бюджетных средств, их правовое положение. Порядок кассового исполнения бюджета (единство кассы). Завершение исполнения бюджета. Отчетность об исполнении бюджетов, его методология. Механизм составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении федерального бюджета.
Государственный и муниципальный контроль за исполнением бюджетов. Вопросы: 1. Что такое бюджетный процесс и каковы его стадии? 2. Какой период времени охватывает каждая стадия бюджетного процесса?
3. Каких участников бюджетного процесса Вы знаете? 4. Каковы полномочия органов исполнительной власти в бюджетном процессе? 5. Какие сведения необходимы для составления проектов бюджетов? 6.
Какие этапы включает в себя стадия составления федерального бюджета? 7. Каков порядок рассмотрения и утверждения Федерального закона «О федеральном бюджете РФ»? 8. В чем проявляется сущность казначейского исполнения бюджетов? 9.
Кто относится к распорядителям и получателям бюджетных средств?
10. Каковы сроки завершения исполнения федерального бюджета?
11.
Какова компетенция органов законодательной и исполнительной власти РФ по осуществлению финансового контроля за использованием бюджетных ассигнований? 12. Как юридически оформляется и готовится отчет об исполнении федерального бюджета?
Задания: 1. Проанализируйте стадии бюджетного процесса и на этой основе укажите основные временные характеристики каждой стадии. 2. Схематично отобразите систему органов, обладающих бюджетными полномочиями. 3. Участниками бюджетного процесса являются главные распорядители бюджетных средств, распорядители бюджетных средств, получатели бюджетных средств. Определите, кто относится к указанным участникам бюджетного процесса, а также раскройте их основные права и укажите различия, существующие между ними. 4.
Раскройте, что включает в себя бюджетное послание Правительства РФ и бюджетное послание Президента РФ, элементами какой стадии бюджетного процесса они являются. 5. Существует определенный порядок составления проектов бюджетов. Определите, правильно ли названы некоторые параметры составления проекта федерального бюджета: — составление начинается за 10 месяцев до начала очередного финансового года; — порядок и сроки составления федерального бюджета определяет Государственная Дума; — формирование федерального бюджета происходит на основе плана-прогноза, составляемого Правительством РФ; — с 15.06 по 15.09 Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития страны на очередной финансовый год 6. Проект федерального закона РФ о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается внесенным в срок, если он представлен в Государственную Думу до 24 часов 15 августа текущего года. Укажите, в скольких чтениях рассматривается проект федерального бюджета Государственной Думой, и назовите предмет и временные параметры каждого чтения. 7. Раскрывая этап бюджетного процесса — исполнение бюджета — дайте характеристику следующим понятиям: — сводная бюджетная роспись; — лицевые счета бюджетных средств; — смета доходов и расходов. 8. Перечислите состав органов законодательной и исполнительной власти, осуществляющих финансовый контроль за использованием бюджетных средств, раскройте полномочия Федерального казначейства РФ в этой области. 9. Опишите технологию составления городского бюджета. Составьте бюджет города. Задачи: 1. Государственное предприятие «Автошина», состоящее на сметно-бюджетном финансировании, в течение 2,5 месяцев не получало денежные средства из федерального бюджета. В связи с этим руководитель предприятия Храпов распорядился часть (1/3) оставшихся бюджетных средств разместить на депозите в Банке «Слон», другую часть (1/3) отдать в доверительное управление ОАО «Терек», рассчитывая, что из полученных доходов от использования бюджетных средств можно будет выплатить заработную плату сотрудникам предприятия. Оцените правомерность действий руководителя предприятия. 2.
Главное управление военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации (ГУВБиФ) уведомило о выделенных бюджетных ассигнованиях соответствующим документом распорядителей бюджетных ассигнований и получателей по видам Вооруженных Сил в течение 30 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 1998 год.
В ходе проверки, проводимой Федеральным казначейством Российской Федерации, на начальника ГУВБиФа был наложен штраф, вынесено предупреждение за нарушение бюджетного процесса. Проанализируйте сложившуюся ситуацию. Правомерны ли решения Федерального казначейства Российской Федерации? 3. Студент Баскаков в контрольной работе отметил, что «работа над составлением проекта федерального бюджета организуется Министерством финансов Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации в начале апреля предшествующего года». Найдите неточности. Дайте свой ответ со ссылкой на нормативные правовые акты. 4. Главы трех районных администраций Иркутской области выступили с предложением предусмотреть в областном бюджете области на предстоящий год создание фонда поддержки горнодобывающей отрасли. В целях аккумулирования денежных средств было предложено 10% дотаций и 12% субвенций из федерального бюджета направлять на формирование указанного фонда. Проанализируйте это предложение. Укажите несоответствия бюджетному законодательству, содержащиеся в нем. 5. Законодательное Собрание Кемеровской области постановило: «в связи с непринятием областного бюджета области на текущий год с 1.01.99 г. осуществлять финансирование по расходным статьям бюджета, исходя из фактических объемов финансирования в соответствующих месяцах 1998 года».
Оцените указанное постановление с юридической точки зрения. Обоснуйте свое мнение ссылками на бюджетное законодательство. 6. Студент Меркулов при ответе на вопрос преподавателя указал, что основными стадиями бюджетного процесса в Российской Федерации являются: — составление бюджетного послания Президента; — рассмотрение бюджета; — утверждение бюджета; — исполнение бюджета; — заключение бюджета; — составление отчета об исполнении бюджета. Какие неточности и ошибки допустил при ответе Меркулов? 7. Студент Левин, раскрывая полномочия Федерального казначейства РФ, отметил, что, входя в систему федеральных органов исполнительной власти на правах министерства, Федеральное казначейство подчиняется Президенту РФ и выполняет задачи по исполнению доходной и расходной части федерального бюджета Российской Федерации исходя из принципа единства кассы. Все ли правильно в ответе Левина? Выскажите свою точку зрения, сославшись при этом на нормативные источники. 8. На практическом занятии по финансовому праву студент Марков, раскрывая порядок рассмотрения и утверждения проекта закона о федеральном бюджете, сказал, что принятый Государственной Думой Федеральный закон в течение 10 дней со дня принятия передается в Совет Федерации, который, в свою очередь, рассматривает его в течение 15 дней. Совет Федерации в течение 5 дней со дня одобрения направляет его Президенту РФ для подписания. Дайте анализ сказанному Марковым. Определите, с какого времени вступает в силу Закон о федеральном бюджете. Нормативные правовые акты по теме: Основные: Конституция Российской Федерации. М., 1993.
Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст.3823. Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»* (с изм.
и доп.) // ВВС РФ.
1991. № 46. Ст.
1543; 1992. № 4. Ст.
136; № 12. Ст. 605; СЗ РФ. 1994. № 28. Ст.
2929; 1995.
№ 31.
Ст. 2989, 1996. № 29. Ст. 3454. Закон РФ от 15 июля 1992 г. № 3303-1 «О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу»* // ВВС РФ. 1992.
№ 34.
Ст.
1972. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 35.
Ст. 3506, 1996. № 17. Ст. 1917; №49. Ст. 5500, 1997. № 12.
Ст.
1378. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в ред. от 26.03 98 г.) // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4030, 1998. №10.
Ст. 1144, № 13. Ст. 1462. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 111-фЗ «О порядке внесения, рассмотрения и принятия Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год» и о порядке внесения изменений и дополнений в федеральный бюджет» // СЗ РФ. 1997. №30. Ст. 3583. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»//СЗ РФ. 1997.
№39.Ст.
4464. Федеральный закон от 23 июля 1998 г. № 121-ФЗ «О порядке внесения, рассмотрения и принятия Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год» и о порядке внесения изменений и дополнений в федеральный бюджет» // СЗ РФ. 1998.
№30. Ст. 3617. Федеральный закон от 28 октября 1998 г. № 163-ФЗ «О порядке финансирования государственных пенсий, выплата которых по законодательству Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета» // СЗ РФ. 1998. № 44. Ст. 5393. Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. № 181-ФЗ «О Бюджете развития Российской Федерации» // СЗ РФ.
1998.
№ 48. Ст. 5856. Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 2-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 1997 год» // РГ. 1999. 6 января. Федеральный закон от 22 февраля 1999 г. № 36-ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год» // СЗ РФ. 1999. № 9.
Ст. 1093. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г.
№ 769 «Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» // СЗ РФ.
1996.
№ 22. Ст. 2666. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 1999 г. № 336 «Об образовании комиссии Правительства Российской Федерации по совершенствованию налоговой системы и обеспечению доходов федерального бюджета»//СЗ РФ. 1999. №16. Ст. 1991. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. № 378 «Об оперативном управлении Бюджетом развития Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999.
№15. Ст.
1826.
* С введением в действие БК РФ с 1 января 2000 г данные законы утрачивают силу Дополнительные: Постановление Правительства РФ от 15 марта 1999 г. № 292 «О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2000 год и проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год», параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2002 года и прогноза основных характеристик и структуры доходов и расходов федерального бюджета до 2002 года» // СЗ РФ. 1999.
№ 13. Распоряжение Правительства РФ от 17 июля 1997 г. № 1082 «Об утверждении графика мероприятий по переходу на казначейское исполнение федерального бюджета»//СЗ РФ.
1998. №34. 4197. Письмо Минфина РФ от 2 декабря 1997 г. № 3-10-7/39 «О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 28 августа 1997 г. № 1082 «О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета» // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1998. №8. Письмо Минфина РФ, Госналогслужбы РФ и ЦБ РФ от 29 января 1998 г. «О порядке заполнения платежных поручений на перечисление таможенных платежей в федеральный бюджет по видам платежей»//Вестник Банка России.
1998. №7. Телеграмма ЦБР от 30 сентября 1997 г. № 82-97 «О реализации постановления Правительства РФ от 28 августа 1997 г.
№ 1082 «О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета» // Вестник Банка России. 1997. №64. Учебная и монографическая литература: Основная: Бюджетный процесс в РФ: Учебное пособие / Л.Г. Баранова и др. М.; Перспектива, 1998. Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.
Г.
Финансовое право России: Учебник. М., 1995. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д.
Финансовое право России. М., 1997. Финансовое право: Учебник/ Под ред. проф. О.Н. Горбуновой. М.,1996. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И.
Химичева. М., 1997.
Финансово-кредитный словарь. М., 1984-1987. Т. 1-3. Юридический энциклопедический словарь, 2-е изд., доп. М., 1987. Дополнительная: Анисимов А., Крылов Т. Бюджетный закон — ось бюджетного процесса // Хозяйство и право.1993.
№ 6. Анисимов А., Крылов Т. Основные принципы бюджетного процесса // Хозяйство и право, 1993. № 12.
Артюхин Р. Целевой характер федеральных бюджетных средств // ФГ. 1996. № 24. Артюхин Р. Бюджетная классификация Российской Федерации // ФГ.
Региональный выпуск. 1996. №39. Бюджетный процесс в РФ: Учебное пособие / Л.Г. Баранова, О.В.
Врублевская, Т.Е. Косарева, Л.А. Юрипова. М.: «Инфра-М», 1998.
Грачева Е.Ю. Финансовое право: Схемы, комментарии. М.: Новый Юрист, 1999. Косырев Б.А. Государственные внебюджетные фонды.
М., 1997. Лубяной А. И.
Закон о субвенциях // Финансы. 1992. № 10.
Матеюк В.И. Региональные бюджеты: Совершенствование процесса // Финансы. 1993. №12. Павлов В.А. Бюджетный процесс — явление финансовое или политическое// Экономика и жизнь. 1994. № 5.
Пискотин К. И. Советское бюджетное право. М.: Юрид. лит., 1971. У истоков финансового права / Под ред. А.Н. Козырина; Сост. А.А. Ялбулганов. М.: Статут, 1998. Финансы / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под ред. В.М. Родионовой. М.,1993. Финансовая система СССР. Том 1. Бюджетное законодательство. М.: Финансы, 1977. Тема 9. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Основания ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Понятие нарушения бюджетного законодательства. Виды нарушений и виды ответственности за них. Принуждение в сфере бюджетного законодательства. Меры принуждения и основания их применения. Полномочия органов Федерального казначейства в области применения мер принуждения.
Списания бюджетных средств: с лицевых счетов получателей бюджетных средств; со счетов бюджетов субъектов РФ и со счетов местных бюджетов без распоряжения их финансовых органов; с лицевых счетов бюджетных учреждений без их распоряжения. Особенности списания бюджетных средств со счетов Федерального казначейства и его территориальных органов без их распоряжения. Порядок обжалования неправомерных действий органов и должностных лиц Федерального казначейства. Вопросы: 1. Что понимается под нарушением бюджетного законодательства? 2.
Какие виды нарушений бюджетного законодательства Вы знаете? 3. Какие нормативные правовые акты регулируют ответственность участников бюджетных отношений? 4. Какие меры принуждения применяются к нарушителям бюджетного законодательства? 5. По каким основаниям применяются меры принуждения за нарушение бюджетного законодательства? 6. Какими полномочиями обладают органы Федерального казначейства РФ в области применения мер принуждения? 7.
Какие виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства Вы знаете, в чем заключается их особенность? 8. Может ли одновременно одно деяние быть бюджетным и административным правонарушением? 9.
Какие суммы штрафов установлены и налагаются на нарушителей бюджетного законодательства? Задания: 1. Проанализируйте, в чем состоит отличие мер предупреждения и пресечения от мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Приведите примеры. 2. Найдите по два состава нарушений бюджетного законодательства, за которые предусмотрена финансовая, административная и уголовная ответственность. Определите, в чем заключается разница в мере ответственности на примере приведенных Вами составов правонарушений? 3. В каких случаях и в каких размерах происходит списание бюджетных средств: — со счетов Федерального казначейства и его территориальных органов без их распоряжения; — со счетов бюджетов субъектов РФ и со счетов местных бюджетов без распоряжения их финансовых органов; — с лицевых счетов бюджетных учреждений без их распоряжений. 4. Проанализируйте существующие проблемы квалификации преступлений в сфере бюджетного законодательства. 5. Определите, по каким основаниям может нести дисциплинарную ответственность участник бюджетных правоотношений за нарушение бюджетного законодательства. 6. На основании действующего бюджетного законодательства определите, с кого и в каких суммах взыскивается штраф и пени, что является основанием применения данных мер ответственности за бюджетные правонарушения. 7. Руководитель бюджетного учреждения решил обжаловать неправомерные действия должностного лица территориального управления Федерального казначейства по факту приостановления операций по счетам учреждения.
Объясните, в каком порядке должен обжаловать действия должностного лица руководитель учреждения?
Задачи: 1. Филиал АКБ «Сбербанк» несвоевременно, с превышением срока на 10 дней, исполнил платежные документы бюджетного учреждения ЗАО «Ветер» о перечислении на его текущий счет бюджетных средств на выплату зарплаты. За это руководителем органа Федерального казначейства с управляющего филиалом был взыскан административный штраф, а с кредитной организации взыскана пеня в размере одной четырехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Дайте анализ правомерности действии органа Федерального казначейства в отношении филиала АКБ «Сбербанк» и его управляющего. Определите сумму штрафа, который согласно КоАП РСФСР может быть наложен на управляющего «Сбербанком». 2. В ч. 4 гл. 28 Бюджетного кодекса РФ указываются составы нарушений бюджетного законодательства и практически за каждое нарушение предусмотрена административная ответственность должностных лиц в соответствии с КоАП РСФСР. Попробуйте определить, в какой сумме и кем будет наложен штраф за нарушение бюджетного законодательства. 3. При проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности государственного унитарного предприятия «Нижнетагильский автозавод» органом Федерального казначейства Российской Федерации было вскрыто нецелевое использование предприятием средств федерального бюджета, предоставленных на приобретение новой технологической линии, но израсходованных на приобретение квартир работникам автозавода. К предприятию были применены финансово-правовые санкции взыскан штраф в размере тройной действующей учетной ставки ЦБ РФ.
Соответствует ли действующему бюджетному законодательству наложенное взыскание? Предложите свой вариант разрешения ситуации. 4. Генеральный директор Верхне-Ямского азотно-тукового завода приказал 28.03.99 г. выплатить работникам предприятия заработную плату в размере 25% от начисленной за январь 1999 г., использовав для этого средства, выделенные из федерального бюджета для модернизации производства. 20.04.99 г., по получении средств на заработную плату, сумма ранее отвлеченных целевых бюджетных средств была возвращена и полностью использована по целевому назначению. Контролирующий орган тем не менее взыскал с предприятия сумму нецелевого использования, а также наложил штраф в размере двойной действующей в период совершения нарушения учетной ставки ЦБ РФ.
Правомерны ли действия контролирующего органа? Должно ли вообще быть наложено взыскание?
Если да, то какое? 5. Директор Образовательного муниципального учреждения «Подлипковский лицей» принял решение о приобретении акций кафе-столовой АО «Солнышко» с тем, чтобы иметь возможность обеспечивать обучающихся питанием по льготным расценкам. Для осуществления этой операции он намеревался использовать средства, получаемые из местного бюджета. Оцените с правовой точки зрения последствия, которые могут наступить при осуществлении указанного решения. Имеется ли у директора ОМУ возможность приобрести акции АО?
Дайте квалифицированный ответ. 6. Глава администрации г. Восточный распорядился о выплате из средств, полученных из вышестоящего бюджета на нужды образования, материальной помощи 52 семьям, проживавшим в обрушившемся в результате паводка доме и оставшимся без крова. Решением органа Федерального казначейства Российской Федерации сумма израсходованных бюджетных средств была взыскана в бесспорном порядке, а финансирование из вышестоящего бюджета приостановлено. Оцените законность действий участников возникших правоотношений. Подскажите правильный выход из данной ситуации.
7. АО «Феникс» обратилось в арбитражный суд с иском о возврате из бюджета списанных в бесспорном порядке недоимок по НДС. Оспаривая действия налоговой инспекции, АО сослалось на то, что соответствующие суммы налоговых платежей уже были перечислены им самостоятельно в бюджет ранее. Дайте юридическую оценку всех возможных вариантов разрешения указанной ситуации.
Нормативные правовые акты по теме: Конституция Российской Федерации. М., 1993. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г.
№ 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823. Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»* (с изм. и доп.) // ВВС РФ. 1991. № 46. Ст. 1543; 1992. №4. Ст. 136; № 12. Ст. 605; СЗ РФ. 1994.
№28. Ст. 2929; 1995.
№31. Ст. 2989; 1996. №29. Ст. 3454. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1996. № 17. Ст. 1917; № 49. Ст. 5500; 1997. № 12. Ст. 1378.
Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г.
№ 226 «О мерах по укреплению финансовой дисциплины при исполнении федерального бюджета» // СЗ РФ. 1995. №10. Ст.861. Указ Президента РФ от 12 мая 1997 г. № 477 «О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета» // СЗ РФ. 1997. № 20. Ст.
2235. Указ Президента РФ от 14 мая 1998 г. № 554 «О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации» // СЗ РФ.
1998. № 20. Ст. 2145. Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. № 97 «О межведомственном совете по государственному финансовому контролю, обеспечению своевременности и полноты сбора налогов и других платежей в федеральный бюджет» // СЗ РФ. 1996.
№ 6. Ст. 586; № 15.
Ст. 1646; № 44. Ст. 5027. Постановление Правительства РФ от 27 августа 1997 г.
№ 1082 «О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета» // СЗРФ.
1997. №36. Ст. 4170. Постановление Правительства РФ от 28 августа 1997 г. № 1082 «О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета» // СЗ РФ.
1997. № 36. Ст. 4170; № 44. Ст. 5076. Постановление Правительства РФ от 12 мая 1998 г. № 438 «О мерах по укреплению финансовой дисциплины» // СЗ РФ.
1998. № 20. Ст. 2154. Положение о Федеральном казначействе РФ. Утв. Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864 // САПП РФ. 1993. № 35. Ст. 3320; СЗ РФ. 1995. № 8.
Ст. 681; 1997. № 5. Ст. 696.
Положение о Правительственной комиссии по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики. Утв. Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998 г.
№ 935 // СЗ РФ. 1998. № 34. Ст. 4085; 1998. № 48. Ст.
5951; 1999. № 7. Ст. 938. График мероприятий по переходу на казначейское исполнение федерального бюджета. Утв. распоряжением Правительства РФ от 17 июля 1998 г.
№ 970-р// СЗ РФ 1998. № 34.
Ст. 4197; № 41.
Ст.
5069. Письмо Минфина РФ и ЦБР от 5 мая 1997 г. № 433а, 11 апреля 1997 г. № 36н, «О порядке расчетно-кассового обслуживания счетов органов федерального казначейства в условиях финансирования распорядителей бюджетных средств через лицевые счета, открытые им в органах федерального казначейства» // БНА. 1997. № 12. * С введением в действие БК РФ с 1 января 2000 г. данные законы утрачивают силу.
Учебная и монографическая литература: Основная: Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.
Г. Финансовое право России: Учебник. М.,1995. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России. М., 1997. Кучеров И.И. Налоговые преступления. М., ЮрИнфор: 1997. Финансовое право: Учебник / Под ред.
проф. О.Н. Горбуновой. М.,1996. Финансовое право: Учебник/ Отв.
ред.
Н.И.
Химичева. М., 1997. Финансово-кредитный словарь. М., 1984-1987. Т.1-3. Юридический энциклопедический словарь, 2-е изд., доп. М., 1987. Дополнительная: Анисимов А., Крылов Т. Бюджетный закон — ось бюджетного процесса // Хозяйство и право. 1993. № 6. Артюхин Р. Целевой характер федеральных бюджетных средств // ФГ. 1996. № 24.
Бюджетный процесс в РФ: Учебное пособие / Л.Г.
Баранова, О.В.
Врублевская, Т.Е.
Косарева, Л.А. Юрипова. М.: «Инфра-М», 1998. Косырев Б.А. Государственные внебюджетные фонды. М., 1997. Лубяной А. И. Закон о субвенциях // Финансы. 1992. № 10. Матеюк В.И. Региональные бюджеты: Совершенствование процесса // Финансы.
1993. № 12. Пискотин К. И.
Советское бюджетное право. М.: Юрид. лит., 1971. У истоков финансового права / Под ред. А.Н. Козырина; Сост. А.А. Ялбулганов. М.: Статут, 1998.
Финансы / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под.
ред. В.М. Родионовой. М.,1993. Финансовая система СССР. Том 1. Бюджетное законодательство. М.: Финансы, 1977. Худяков А.И.
Бюджетное право: предмет, методы и система // Известия АН Казахской ССР. Сер. обществ. наук. 1989. № 2.
Тема 10. Понятие и система доходов государства, их правовое регулирование Понятие и система государственных доходов по российскому законодательству. Классификация государственных доходов.
Налоговые доходы государства: федеральные, региональные и местные налоги и сборы, пени и штрафы. Неналоговые доходы государства: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти, местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности; доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от других уровней бюджетной системы РФ; средства государственного кредита и страхования; доходы государственных внебюджетных фондов и иные. Отличия налоговых и неналоговых доходов. Вопросы: 1. Что такое государственные доходы и какова их система? 2. Что составляет правовую основу государственных доходов в РФ? 3.
По каким основаниям может быть осуществлена классификация государственных доходов?
4. Чем различаются между собой налоговые и неналоговые доходы государства? 5. Какие виды поступлений денежных средств зачисляются в состав государственных (муниципальных) доходов на добровольной основе? 6. Какие виды поступлений денежных средств в составе государственных (муниципальных) доходов являются обязательными платежами? 7. Что такое безвозмездные перечисления и регулирующие доходы? 8.
Какие органы государственной власти формируют систему доходов государства? 9. Могут ли заемные средства формировать доходы государства?
Задания: 1.
Перечислите доходы, поступающие от использования, продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Раскройте различия между этими видами доходов.
2. Назовите виды налоговых и неналоговых федеральных доходов, приведите примеры по каждому из видов. 3.
Раскройте полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по формированию государственных доходов. 4.
Объясните, что представляют собой доходы внебюджетных и целевых бюджетных фондов. Формируют ли они систему доходов государства? 5. Объясните, в каких случаях, в каких пределах и на какой срок могут передаваться федеральные доходы для формирования доходов других уровней. 6. Дайте правовую характеристику средств, полученных в результате применения мер административной и уголовной ответственности, а также порядок их зачисления в доходы различных уровней. 7.
Укажите, по каким нормативам и в каком объеме формирует федеральные доходы ЦБ РФ (Банк России). 8. Существуют ли различия между штрафами, как составной частью налоговых доходов, и административными штрафами, как составляющей неналоговых доходов? Приведите примеры. 9. Дайте определения следующим понятиям: «централизованные государственные доходы» и «децентрализованные государственные доходы».
Раскройте их содержание. Задачи: 1. Глава администрации Ивановской области издал распоряжение, где указал, что органы ГИБДД Ивановской области и их должностные лица, принявшие решение о наложении штрафа в качестве меры административной ответственности, должны 50% этих денежных средств зачислять в бюджет Ивановской области и 50% — в местные бюджеты, а суммы конфискаций — полностью в бюджет области. Дайте юридический анализ данного распоряжения. 2. В средней школе № 2 г. Бугрова на базе учебно-производственного комбината было организовано производство по изготовлению мягкой игрушки, а в столярной мастерской — полумягких стульев. Доходы от продажи продукции поступали на расчетный счет, отчислений с них в местный бюджет не делалось.
В ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности школы директору было указано на нарушение — сокрытие части дохода от предпринимательской деятельности, которая должна перечисляться в местный бюджет, а также наложен административный штраф. Дайте анализ сложившейся ситуации. Оцените правомерность действий инспектировавшего органа местного самоуправления в отношении общеобразовательного муниципального учреждения. 3. Народное собрание г. Тихая Заводь приняло постановление о введении на территории города налога на перепродажу автомобилей, вычислительной техники, персональных компьютеров и комплектующих к ним. Правомерно ли решение местного органа власти? Если нет, то в какой части ? 4. Курганской областной Думой принят Закон «О делегировании органам местного самоуправления полномочий на введение дополнительных льгот по уплате госпошлины», который подписан главой администрации Курганской области.
Этим Законом предоставлено право органам местного самоуправления в установленном порядке принимать решения о введении дополнительных льгот по уплате государственной пошлины для отдельных плательщиков в части средств, поступающих в местные бюджеты. Прокурор Курганской области обратился в суд с заявлением об отмене Закона, принятого Курганской областной Думой, как противоречащего Конституции РФ и Федеральному закону от 31 декабря 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О государственной пошлине».
Оцените юридическую основательность позиций каждой из сторон. Выскажите свою точку зрения по данному вопросу, основываясь на нормах финансового права. 5. Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания «О внесении изменений и дополнений в постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания «О проекте бюджета Государственного фонда занятости населения Алтайского края на 1998 год и ходе его исполнения за 1997 год» п. 5 изложен в следующей редакции: «Средства Государственного фонда занятости населения, формируемые в городах и районах края, централизуются в полном объеме на краевом уровне. Комитету занятости населения края обеспечить своевременное перераспределение централизуемых средств по районам и городам согласно гарантированным статьям утвержденного бюджета Государственного фонда занятости населения края на 1998 год».
Считая названное постановление противоречащим федеральному законодательству, глава администрации г. Барнаула Алтайского края обратился в суд с заявлением о признании его недействительным. Проведите юридическую экспертизу фрагмента постановления. Выскажите свое мнение о соответствии его положений финансово-правовым нормам. 6. Постановлением Ставропольского краевого Законодательного Собрания принят Закон Ставропольского края «О налоге для финансовой поддержки агропромышленного комплекса края», в соответствии с которым на юридические лица, филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет и обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации уплачивать налог, установлен налог для финансовой поддержки агропромышленного комплекса (АПК) края в размере 1,5% от объема реализованной продукции, работ и услуг и 0,05% от объема розничного и оптового товарооборота предприятий потребительской кооперации, товарооборота предприятий с фиксированной торговой надбавкой. Акционерное общество (АО) «Ставрополь-фрукт» обратилось в суд с заявлением о признании недействительными названных постановления и Закона Ставропольского края, поскольку они приняты Законодательным Собранием края с превышением своих полномочий и в нарушение налогового законодательства РФ, предусматривающего исчерпывающий перечень налогов и сборов, устанавливаемых органами государственной власти краев и областей. Каково Ваше мнение по данному вопросу? Аргументируйте позицию ссылками на источники налогового права. 7. Белгородская областная Дума приняла Закон «О регулировании распространения и рекламе эротической продукции на территории Белгородской области», который был подписан главой администрации Белгородской области.
Статьей 8 указанного Закона установлена административная ответственность юридических и физических лиц за несоблюдение предусмотренных данным актом положений в виде штрафа в размере от 50 до 500 минимальных размеров оплаты труда. Прокурор области обратился в суд с заявлением о признании принятого нормативного акта незаконным. В какой части указанный нормативный акт может быть признан незаконным ?
Сошлитесь на норму административного права. Нормативные правовые акты по теме: Конституция Российской Федерации. М., 1993.
Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ.
1998.
№ 31.
Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. №31. Ст.
3824.
Закон РФ от 27 декабря 1991 г.
№2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 10.
Ст. 1108; № 35. Ст. 3655; 1997.
№ 30. Ст. 3593; № 31. Ст. 3816; 1998. № 31. Ст.
3825, 3827, 3828; № 43. Ст.
5213; № 47. Ст. 5705; 1999. № 1. Ст.
1; № 7. Ст. 879.
Федеральный закон от 24 февраля 1995 г. № 31-ФЗ «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности» // СЗ РФ. 1995.
№11. Ст. 942. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1996 № 17. Ст. 1917, № 49. Ст. 5500; 1997. № 12. Ст.
1378. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в ред.
от 26.03.98 г.) // СЗ РФ. 1996. № 34.
Ст.
4030, 1998. № 10. Ст. 1144; № 13. Ст.
1462. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4464. Федеральный закон от 29 декабря 1998 г № 192-ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» // СЗ РФ. 1999.
№ 1. Ст. 1. Федеральный закон от 4 января 1999 г.
№ 2-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 1997 год» // РГ. 1999.
6 января.
Федеральный закон от 22 февраля 1999 г. № 36-ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год» // СЗ РФ. 1999.
№ 9. Ст. 1093. Указ Президента РФ от 14 мая 1998 г. № 554 «О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998.
№ 20. Ст. 2145. Постановление Правительства РФ от 12 мая 1998 г. № 438 «О мерах по укреплению финансовой дисциплины» // СЗ РФ.
1998. № 20. Ст. 2154. Дополнительные: Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений от 21 ноября 1947 г.
// Документы ООН М ,1987. С. 237-289. Учебная и монографическая литература: У истоков финансового права / Под ред.
А.Н. Козырина; Сост.
А.А. Ялбулганов.
М.
Статут, 1998. Финансовое право: Учебник/Под ред. проф.
О.Н Горбуновой. М., 1996. Финансовое право: Учебник / Отв. ред.
Н.И. Химичева. М., 1997. Финансы / В М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И Гончаренко и др.; Под ред.
В.М.
Родионовой. М.,1993. Тема 11. Общие положения налогового права РФ Налоги и сборы, понятие, роль в современных условиях. Принципы налогообложения. Система налогов и сборов в РФ. Виды налогов и сборов, их общая характеристика и условия установления. Понятие, предмет и источники налогового права. Специфика норм налогового права. Налоговые правоотношения, их классификация и особенности. Участники налоговых правоотношений. Понятие и правовое значение элементов налогообложения (закона о налоге): субъект налогообложения (плательщик); объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога; налоговые льготы. Вопросы: 1. Что представляют собой налог и сбор, каковы юридические признаки, свойственные им? 2. Каковы принципы налогообложения? 3. Что понимается в Российском законодательстве под системой налогов и сборов в РФ?
4. Каким образом можно классифицировать налоги по различным основаниям? 5.
Какие виды налогов и сборов Вы знаете? 6. Что понимается под налоговым правом? 7. В чем проявляется специфика норм налогового права? 8.
Что входит в состав налоговых правоотношений, каковы их особенности? 9. Кто может выступать в качестве участников налоговых правоотношений? 10. Каковы основные элементы налогообложения (закона о налоге)?
Задания: 1. Понятия «налог» и «сбор» являются основополагающими понятиями законодательства о налогах и сборах. На основе анализа их признаков укажите их основные отличия, а также определите, на основании каких статей Конституции РФ строится их разграничение. 2.
Есть ли, по Вашему мнению, разница между понятиями «субъекты налоговых отношений» и «участники налоговых отношений»?
Дайте ответ, опираясь на статьи части первой Налогового кодекса РФ. 3. На основе действующего законодательства расскажите, какие изменения произошли в налоговой системе РФ, какие виды налогов установлены в РФ в последнее время. Как Вы считаете, могут ли субъекты РФ и органы местного самоуправления самостоятельно устанавливать налоги и сборы? Если могут, то раскройте порядок установления.