Шлахтeр в в чeловeк-оружиe курс профeссиональной психофизич подготовки бойца спб 1998 70 с

В.

 

В. Шлахтер (Мастер)      ЧЕЛОВЕК-ОРУЖИЕ    Курс профессиональной психофизической подготовки бойца    1998    САНКТ-ПЕТЕРБУРГ  Шлахтер В. В. Человек – оружие. Курс профессиональной психофизической подготовки бойца. – СПб.: изд-во ТОО “Терция”, 1998.

 

– 160с.  Литературная обработка С. Ю. Хольнова  15ВМ-5-87191 -063-7      Эта книга – по сути первая систематическая и достаточно полная работа по всесторонней подготовке психологическими методами бойца для действий в реальных условиях. Ее автор, ведущий специалист Академии иррациональной психологии, психолог-практик и выдающийся спортсмен В. В.

 

Шлахтер, подготовил не одну сотню высококлассных специалистов указанного профиля, с успехом действующих в различных “горячих” точках планеты. Таким образом, эффективность методик и методов, предложенных в книге, многократно подтверждена на практике. С другой стороны, эти методы в книге четко аргументированы, чему, несомненно, способствовали многолетние научные исследования автора. Книга рассчитана как на профессионалов – бойцов силовых структур, спортсменов, инструкторов боя, – так и на широкий круг читателей, стремящихся повысить свои психофизические возможности.      Посвящаю моему отцу, этому воистину великому, человеку, научившему меня, сражаться и думать, и моему сыну, который, надеюсь, пойдет дальше нас обоих.        ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ    В этой книге автор считает необходимым изложить свои взгляды на психологическую подготовку бойца к экстремальным ситуациям, а также поделиться с читателем некоторой суммой знаний и практических навыков в данной области прикладной психологии. При этом автор не станет афишировать собственные атлетические достижения и перечислять многочисленные регалии, собранные им на ниве спортивных единоборств.

 

И не из ложной скромности.

 

Просто в отношении профессиональной психологической подготовки он считает куда более важным тот немалый опыт, что накоплен им, практикующим психологом, в реальных силовых конфликтах без каких-либо правил или норм, а также в процессе подготовки специалистов для работы в различных силовых структурах.    И все-таки, почему, для чего и для кого написана эта книга? Чтобы это понять, давайте зададимся вопросом: с какой стати выдающиеся спортсмены, супер чемпионы в каких-либо видах единоборств, равно как и мастера боевых искусств, обладатели самых черных поясов, иной раз щеголяют разбитыми физиономиями? Причем правят им лики заурядные уличные драчуны. Почему мастера боя в искусственных условиях – на татами, на ринге, на ковре – зачастую пасуют в реальных силовых конфликтах?    Вот типичный пример. Хороший самбист, сотни раз уверенно заламывавший на тренировке руку условного противника, держащую деревянный нож, оказался скован внутренним напряжением, когда перед ним сверкнула настоящая сталь. И в результате получил ножевое ранение. Почему? Ответ прост: его психологическая подготовка оказалась недостаточной.

 

Итак, автор работал над этой книгой с надеждой, что она поможет многим людям – и тем, кто владеет в той или иной степени боевыми искусствами, так же и тем, кто забыл, когда в последний раз переступал порог спортзала или додзе, – научиться постоять за себя. Конечно, не рассчитывайте, что, усвоив материал, изложенный в одной лишь этой книге, вы сможете выйти на ринг или на татами и одолеть мастера спорта по боксу или каратеиста, по праву владеющего черным поясом. Зато, столкнувшись с любым из этих корифеев в лифте, в коридоре, на улице, – в общем, в реальной обстановке, – вы будете иметь неплохие шансы на успех.

 

Иными словами, для многих так называемых обычных людей эта книга, по мнению автора, станет не просто интересной и полезной, но жизненно значимой, ибо сможет помочь им (а то и спасти их) в реальных физических конфликтах или в иных экстремальных ситуациях. Что же касается профессиональных бойцов, скажем, из сил быстрого развертывания или из диверсионных структур, то и они смогут найти в “Человеке-оружии” кое-что полезное для себя – в основном в том разделе книги, что посвящен обостренной интуиции. Существует лишь одно противопоказание для тех, кто берется за эту книгу. Людям мягкосердечным, слабым, малоактивным, а главное, намеренным и впредь оставаться таковыми, читать ее не следует.    В дальнейшем – для вашей же пользы, дорогие читатели, – автор намерен не излагать материал, но рассказывать о том, как совершить психологическое само преобразование, не писать, а говорить, как он привык это делать на своих обучающих семинарах.    Наконец, автор сердечно благодарит: Игоря Олеговича Вагина, кандидата медицинских наук, врача-психиатра, сэмпая, за бесценные советы и острые, как бритва, насмешки, Андрея Мефодьевича Белоуса, психолога и гипнотизера, без которого эта книга не была бы создана, Геннадия Дмитриевича Горбунова, доктора психологических наук, научного руководителя автора, Павла Исааковича Поличенко, заслуженного мастера спорта СССР по пулевой стрельбе и заслуженного тренера, доказавшего автору, что стрелять можно еще лучше, Николая Васильевича Кудинова, мастера спорта СССР, который первым учил автора, как ломать конечности себе подобным, Марию Семенову, не только превосходного писателя, но и чудесного слушателя, Сергея Юрьевича Хольнова за дружескую помощь и участие.        ВВЕДЕНИЕ    Условий успешного выхода из силового конфликта много. Но решающим является все-таки одно. В начале занятий с группой учеников я часто задаю следующий вопрос. Представьте, что на поединок выходят двое соперников. Один – сильный, тренированный, гордящийся мозолями на кулаках. Он собирается просто померяться силами. Второй – вдвое слабее первого. Но он настроен того убить. Как вы полагаете, кто из них победит?    Ученики задумываются, что-то прикидывают, вычисляют. А ответ прост: почти всегда победит тот, чья психологическая установка будет более жесткой.    Мне вспоминается такой пример. Один человек был вынужден вступить в конфликт одновременно с троими представителями неформальной силовой структуры. Правда, и сам этот человек был, что называется, тертый калач – незадолго перед тем ему пришлось провести около шести лет в любопытных местах, от которых пословица не рекомендует зарекаться никому. В общем, перед ним стояло трое крепких спортивного вида парней.

 

У одного в руке был пистолет; двое других держали острые режущие предметы. Но они пришли лишь запугать его, поугрожать ему. У этого же человека жизнь выработала установку всегда действовать на поражение.    Он молча шагнул вперед, аккуратно снял со стола бутылку водки, разбил ее о боковую поверхность черепа первого, получившейся при этом “розочкой” снес нос и глаз другому, а оставшийся осколок воткнул в живот последнему. И все это буквально за два-три мгновения. В результате – трое беспомощных серьезно раненых людей, которые еще несколько секунд назад упивались своею силой и мнимой властью. Каждый из них по отдельности был сильнее, тренированнее, да и просто моложе своего победителя.    Но у того было главное преимущество – жесткая психологическая установка.    Теперь поговорим немного об истоках искусства рукопашного боя.

 

Когда-то давным-давно в Китай пришел человек, которого на родине, в Индии, звали Бодхидхарма, или “Закон Разума”. Это был двадцать восьмой патриарх исторического буддизма, ставший первым патриархом китайского Чань или японского Дзэн. В Поднебесной его прозвали Тамо, Дарума или Бодайдарума. Этот человек изложил китайцам буддийскую доктрину и, главное, научил их сражаться голыми руками. До нас дошли слова одного из его последователей:    Сказал мудрый учитель Дарума:    “Я покидаю вас,  но знание,  принесенное мною,  останется с вами навеки –  высшая медитация дхьян,  закалившая дух ваш и тело,  и великое древнее искусство  боя голыми руками.  Дабы не были вы беззащитны  перед лицом врага.

 

Так сказал учитель Дарума,  когда покидал Шаолинь.”    “Высшая медитация, закалившая дух и тело”, на мой взгляд, есть ни что иное, как система самовнушения, позволяющая использовать правильные установки для достижения победы.

 

И первую из них я бы сформулировал примерно так: если не можешь победить честно, то все равно победи, то есть победи любой ценой. Уже одна лишь настройка психики на победу во что бы то ни стало значительно наращивает человеческие возможности, хотя и она не всегда эффективна, вернее, ее не всегда достаточно.    В этой книге мы рассмотрим несколько основных внутренних установок психики бойца, а главное, я попробую научить вас переводить эти установки с уровня сознания на уровень рефлексов, на уровень мгновенных реакций нервной системы.    До нас дошло еще одно высказывание неистового Дарумы. Вот оно:    “Я не учу вас приемам,  так говорил Бодхидхарма.

 

Я учу состоянию духа,  а приемы вы придумаете сами”.

 

Возьмем знаменитые 18 положений рук, оставленных патриархом Чань монахам Шаолиня, что впоследствии были преобразованы в 72 движения, положившие начало великому множеству направлений и школ воинских искусств. По моему мнению, эти положения рук архата суть позиции для тренингов по самовнушению, а двигательные элементы, связующие их, – это лишь реализация функций самовнушения.    Нечто подобное тому, что я пытаюсь передать в этой книге, уже излагал в своих трудах величайший мастер боевых искусств двадцатого столетия Брюс Ли. Но, при всем моем преклонении перед этим знаменитым бойцом и учителем, мне приходится все-таки отметить, что он не был психологом, и все его приемы обучения опирались на традиционные восточные принципы, во многом чуждые западному уму.

 

Мой комплексный метод подготовки бойца, изложенный в этой книге, в чем-то также перекликается с Универсальной боевой системой (сокращенно – Унибос), разработанной Андреем Медведевым.

 

Некоторые сходные черты можно обнаружить и в системе Тараса, которая, кажется, тоже называется “Боевая машина”. Немало общего с тем, что я предлагаю, – в частности, в искусстве атаки, – можно найти и в славяно-горецкой борьбе, воссозданной Алексеем Константиновичем Беловым. Несомненно, все эти мастера немало сделали для формирования современной универсальной системы боевого искусства – относительно легкой в усвоении, высокоэффективной и чрезвычайно жесткой. И все-таки, не будучи профессиональными психологами, они упустили много важных, на мой взгляд, аспектов.    То, что я предлагаю читателю в своей книге, принципиально отличается от всех перечисленных методов подготовки бойца.

 

В других школах, по традиции, начинают работу с двигательных рефлексов и, отталкиваясь от последних, переходят к сознанию и разуму. Я, напротив, начинаю с осознания психологических установок, чтобы затем вывести их на подсознательный уровень и перевести в плоскость двигательных рефлексов.    Как-то раз одному молодому участнику состязаний по каратэ выпал жребий встретиться на татами с противником, значительно превосходящим его квалификацией, опытом и силой. Пользуясь случаем, я провел небольшой психологический эксперимент.

 

Напустив побольше туману, я доверительно сообщил молодому человеку, что храню таинственное жуткое средство, удесятеряющее человеческие силы, которое не уловит ни один допинг-контроль. Это снадобье, якобы, было передано мне одним из лам Ташилун-по.

 

Перед поединком я тщательно отмерил ему пять капель чайной заварки из специально подобранного флакона причудливой формы. Юноша выпил снадобье и сказал:    – Я что-то ничего не чувствую.    – Подожди, – ответил я. – Сядь, закрой глаза и посиди так пару минут.    Он послушался меня, и уже через минуту я заметил некоторое изменение в его внешности. У юноши чуть приподнялись скулы, лицо заострилось, стало жестче. Еще через минуту он открыл глаза, встал и спокойным ровным голосом, совсем не похожим на тот, каким он объяснялся со мною еще недавно, произнес:    – Ну, все. Я готов.

 

Вскоре объявили его выход, и началось настоящее чудо. Его маститый противник летал по татами, как мячик, и молодой каратеист одержал яркую убедительную победу. После схватки он подошел ко мне и сказал:    – Вот это средство! Вот это сила! У тебя есть еще?    И тут я допустил ошибку, непростительную для психолога.

 

Вместо того, чтобы поить его этим “таинственным эликсиром” и впредь перед каждым выступлением, я засмеялся и сказал:    – То, что ты выпил, – всего лишь чайная заварка.

 

Ты просто поверил в свои силы.    К сожалению, этим был сведен к нулю весь эффект внушения.

 

В последующих выступлениях этот каратеист ни разу не добился сколько-нибудь значительных результатов.    Если человек поверил в свои возможности, в свои силы, или же, как в приведенном выше случае, если кто-то сумел заставить его в них поверить, то этим возможностям воистину не будет предела, вернее, предел будет определен верой человека. Это – непреложная истина.    При подготовке к экстремальным ситуациям я в свое время давал ученикам технику хождения по горячим углям.

 

Однажды на занятиях двадцать человек один за другим проходили босиком по десятиметровой дорожке из раскаленных углей. Они шли с отрешенными лицами – каждый с внутренней верой, убежденностью, что он – сверхчеловек, заговоренный, которому не страшно ничто. Девятнадцать человек прошли этот путь, не дрогнув. Но двадцатый где-то посреди него случайно опустил глаза и увидел багровые пышущие жаром угли. В тот же миг на его лице отразился страх; он с криком повалился на бок и выкатился из зоны огня. Страх, только страх и неверие в себя привели этого человека к травме. Вспомнив слова из Евангелия, я подошел к нему, взял за руку и спросил: “Маловер, зачем ты усомнился?”    Итак, основа всего – вера. Запомните один из важнейших принципов самокодирования, направленного на повышение своих психофизических возможностей. Чтобы это работало, надо верить.

 

Я нашел эти слова в одном из фильмов ужасов. Там есть такая сцена. Человек видит перед собою вампира и, припомнив, что нечисть, вроде бы, боится креста, срывает со стены распятие. Но вампир преспокойно забирает крест у него из рук со словами: “Чтобы это работало, нужно верить”. Что поделаешь! Эти слова, хотя и сказаны нечистью, но справедливы, справедливы всегда, везде и во всем.

 

Мы – то, что о себе думаем. Если вы в глубине души ощущаете себя слабым, беспомощным, жалким существом, то, какой бы мощью ни обладали ваши мускулы, все равно в битве вы – ничто. Но, как только вы научились верить в то, что вы – настоящий герой, способный справиться с любыми трудностями, так это убеждение становится явью – и для вас самого, и для окружающего мира.    Итак, главное – внутренняя вера. Правда, и ее можно толковать по-разному. Вот забавный пример. Как известно, над дверью лаборатории великого Нильса Бора была прибита подкова. Кто-то из журналистов спросил его:    – Как же так?! Вы – физик, образованный человек…

 

Неужели вы верите, что подкова приносит счастье?

 

– Нет, – покачал головою Бор, – конечно, не верю. Но подкова-то приносит счастье независимо от того, верю я в это или нет.    Точно так же обстоит дело и с техниками, которые я предлагаю вашему вниманию.

 

Они работают, работают совершенно независимо от того, верите вы мне или нет.

 

Верить нужно только в себя.    Каждый человек (как, впрочем, и вообще всякое живое существо) наделен инстинктом самосохранения.

 

Только у человека, помимо этого благодатного инстинкта, имеется еще нечто такое, что стремится дублировать его функции. Это – страх. Страх не следует путать с инстинктом самосохранения.

 

По сути, эти психологические явления диаметрально противоположны, хотя и имеют некоторое внешнее сходство.    Допустим, вы оказались в экстремальной ситуации. Что внушает вам инстинкт самосохранения? – Рвануться вперед и сокрушить преграду. А что диктует вам страх? – Сжаться в комок, закрыть глаза, застыть на месте – то есть покориться.    Человек развил в себе ум, разум, ставший для него одновременно и благословением, и проклятием. Несомненно, разум дает человеку силу, но одновременно и ослабляет его. Умение эффективно действовать в бою всегда является производной функцией от способности отключить свой разум. Повторяю, разум – это одновременно и двигатель и тормоз в развитии человека. Причем тормоз – в значительно большей степени, нежели двигатель. Дело в том, что страх – это порождение разума. Инстинкт же самосохранения – порождение тела.    В иррациональной психологии есть такое понятие “мышление туловищем”, или мышление на уровне рефлексов, которое предполагает выключение разума и, как следствие, отсутствие страха. Об этом подробнее мы побеседуем в главе, которая называется “Постановка боевых рефлексов тела”.

 

Запомните: никогда и никого страх не делает сильнее – он только ослабляет человека.    Существует много специальных форм тренинга именно для того, чтобы побороть в себе страх. Некоторые из них в виде формул самовнушения и аутотренинга будут предложены вашему вниманию в этой книге.    Дорогие читатели, умение победить в себе страх является одним из наиболее важных. Непонятно, каким образом разуму человека удалось установить тотальную власть над его действительно “мудрым” телом.    Для примера давайте разберемся: почему человек тонет? – Да потому, что он боится утонуть, и этот страх заставляет его как можно выше задирать из воды голову.

 

В результате происходит неоправданный расход сил. Человек слабеет и не может противостоять стихии. Думаю, что профессиональные спасатели на воде в этом со мной согласятся.    Почему пешеходы гибнут на дорогах?

 

Чаще всего человек успел бы еще выскочить из-под колес, если бы не страх, парализовавший его.

 

Именно страх заставил беднягу либо застыть на месте, либо бессмысленно задергаться вперед и назад. В результате он пострадал.    Почему в уже приведенном мною примере великолепный самбист пропустил удар ножа, столкнувшись в реальном конфликте с противником, уступавшим ему во всем? Ведь этот самбист столь уверенно действовал на тренировках против серьезных соперников… Парня подвел страх, ослабивший его тело.    Инстинкт самосохранения – нечто совсем иное. Вам предстоит научиться его в себе пробуждать и культивировать. А это – важнейшее умение бойца. Чтобы обрести его, нужно пробиться сквозь пелену умственных наслоений к своему первозданному животному сознанию, которое одновременно является сверхчеловеческим.    Теперь я вкратце изложу одну простую социальную схему, точнее, схему социальной психологии, как я ее понимаю. Любое общество – рабовладельческое, демократическое, тоталитарное – можно условно уподобить отаре овец. Отару же составляют (или сопровождают) четыре категории существ.

 

Во-первых, овцы. Их стригут, пасут, режут, перегоняют с лужка на лужок. Во-вторых, пастухи, которые решают, куда погнать стадо – в горы, на заливные луга, или же – к демократии, к коммунизму… В-третьих, сторожевые собаки, которые, следуя воле пастухов, непосредственно управляются с овечками и, в то же время, охраняют стадо. От кого? – От четвертой категории, от волков. С последними сторожевые собаки часто грызутся, но еще чаще мирно сосуществуют. Таков в общих чертах основной принцип построения любого общества.    Подумайте: к какой категории относите вы себя. К овцам? -Тогда закройте эту книгу и уберите ее куда-нибудь подальше. К пастухам? Если так, то вам стоит ее внимательно прочесть, хотя бы для того, чтобы уяснить для себя, какими возможностями будет обладать тот, кто решит не оставаться больше овцой. К сторожевым собакам?

 

Что ж, вам пригодится “Человек-оружие”.

 

Если же к последней категории, то знайте, волки, эта книга – ваша, ваша и тех, кто, не желая оставаться в овечьем стаде, стремится к вам примкнуть.    Чтобы выполнить любое неординарное действие, человек должен преодолеть множество барьеров.

 

Первый из них – это барьер страха. О нем мы уже подробно говорили. Кстати, преодолеть его легче прочих. Второй барьер – догмы и комплексы.    Любой человек изначально намеренно “закомплексован”; он постоянно сам перед собою воздвигает барьеры – психологические, физические, эмоциональные, психоэмоциональные. Умение преодолевать их является важнейшим, ибо только с его помощью высвобождаются внутренние силы человека. Эти силы незримо присутствуют в каждом из нас, лишь изредка проявляя себя в экстремальных ситуациях. Вы не можете раскрепостить полностью мышление своего тела, пока над вами довлеют заповеди, законы, нормы. Как только вы сумеете отринуть их, вы сразу же ощутите свободу. Нет незыблемых этических принципов “хорошо-плохо”. Чтобы овладеть системой “Боевая машина”, необходимо понять, что все введенные в вас прежде установки и принципы лишены для вас какого-либо смысла. Любой общественный свод законов – от уголовного кодекса до норм поведения в гостях – основан на изначальных заповедях. Важнейшая из них – “не убий”. Хорошая заповедь? – Согласен, неплохая.

 

Но кто ее придумал и для чего? Логично предположить, что она установлена пастухами для овец, чтобы не сокращалось их поголовье.    Многие тысячелетия у разных племен и народов существовал обычай кровной мести – впрочем, его рудименты несложно отыскать и в нашей жизни. Теперь допустим – господин А убивает господина Б.

 

А у того есть брат и сват, а у свата – сын и так далее. Господин же А тоже родственниками не обделен.

 

В общем, пошла резня до двенадцатого колена.

 

Нужно это пастухам?

 

– Ни в коем случае. А потому они говорят овцам: “Не убий!”    Вот еще одна заповедь – “не укради”. Хорошая? – Вполне. Тем более что в старые добрые времена правоохранительные органы со своей работой хронически не справлялись. Зато существовал обычай, согласно которому человек, поймавший вора, имел право отрубить ему руку, или голову, или как-то еще ему крепко досадить. Но вор тоже жил не в пустыне – у него были друзья и родственники. И опять заметно пустела земля. А потому, чтобы не возникало подобных ссор, пастухи сказали: “Не укради!”    Есть еще заповедь “не прелюбодействуй”. Конечно, не всем она по вкусу, но кое-кто считает ее справедливой.

 

Поскольку наследство от отцов переходит к детям, – а это обычай всех времен и народов, – отец должен быть уверен в том, что наследник зачат именно им. А потому прелюбодейство всегда каралось очень сурово. Во многих странах, например, муж, заставший жену с любовником, был вправе убить их обоих.

 

Ничего хорошего в отношении поголовья стада это, конечно, тоже не приносило.

 

И пастухи возгласили: “Не прелюбодействуй!”    Наконец, чтобы управлять овцами стало еще проще, они опробовали на стаде новую установку: “А возлюбите-ка вы друг друга…” Итак, “возлюби ближнего своего…” Будь с ним вежлив, обходителен, учись его понимать, помогай ему, не путайся у него под ногами. Усвойте это все разом, и тогда легче будет перегонять вас с лужка на лужок…    Теперь, – так ли абсолютны эти заповеди? “Не убий!..” Представьте себе мирного доброго человека, у которого была истреблена вся семья, и который впервые взялся за оружие, чтобы отомстить. Повернется ли у вас язык сказать ему: “Не убий”? Надеюсь, что нет.    “Не укради” – хорошая заповедь. А можете вы повторить ее голодному ребенку, который тянется за куском хлеба? Можно подобрать много ситуаций, оказавшись в которых, целесообразнее согрешить (не говоря уже о том, что приятнее), нежели соблюсти седьмую заповедь.

 

Наконец, что вы скажете о человеке, который, “возлюбив ближнего своего”, поможет тому вогнать нож в собственный живот?    Запомните: в этом мире не существует ни добра, ни зла.

 

Все заповеди придуманы пастухами, чтобы легче было управлять стадом.

 

Если вы желаете оставаться примерной овцой, то вам незачем читать эту книгу. Если же вы решили пробудить в себе другие качества, то будьте внимательны, ощутите каждое мое слово так, будто оно звучит внутри вас, представьте себе голос, который эти слова произносит, и тогда вам будет понятно все, о чем я говорю.    Изначально нет в этом мире ни добра, ни зла. Представьте, вы поймали в прорезь прицела голову человека и спустили курок.

 

Что же вы совершили: добро или зло? С одной стороны, вроде бы как и зло – ведь человек лишился жизни. С другой, – возможно, этот человек готовился “наворотить” столько зла, что ваше действие, не допустившее этого, человечество может рассматривать как великое благодеяние.    Теперь допустим, что вы с риском для жизни вытащили из воды человека. Добро вы сотворили? Может, и так, а возможно – мир еще содрогнется от деяний того, кому суждено было бы утонуть, не вмешайся вы в это дело.    Нет ни добра, ни зла. Возьмем к примеру двух снайперов, работающих в одной горячей точке. Оба они каждый день нажимают на спусковой крючок, ловя в перекрестье прицела людей с немного другим цветом кожи, формой носа и разрезом глаз.

 

Первый переживает, страдает, мается. Он сознает, что убивает людей. И потому ему плохо, невыносимо тяжело. У него сдают нервы; он не может нормально есть и спать. Что ж, в конце концов он допустит какую-либо ошибку. И для него – снайпера – первая же ошибка окажется и последней.

 

Иначе говоря, его настигнет воздаяние. “Такова его карма”, – сказали бы о нем последователи восточных учений.    Другой снайпер в той же горячей точке каждый день делает то же самое. Но при этом для него нет людей, которых он уничтожает. Этот снайпер просто выполняет свою работу, если он контрактник, или же свой долг, если он офицер. Он с аппетитом ест, нормально спит – в общем, не испытывает никакого дискомфорта. Постигнет ли его воздаяние? – Скорее всего, нет. Вспомним “Бхагаватгигу” – не в сумасшедшем кришнаитском издании, но в переводе профессора Семенцова. Есть там одно место, где Кришна, настраивая Арджуну на битву, произносит такие слова: “Уравняв с поражением победу, сражайся, Бхарата”. “Уравняв с поражением победу” – что это значит?    В какой-то момент действий вами должно овладеть полное безразличие, безразличие к результату.

 

Только тогда ваши действия станут по-настоящему эффективны – эффективны тотально, абсолютно, на все сто процентов.    Тот, кому доводилось выступать на татами, на ринге или на борцовском ковре, наверное, согласится со мною: наиболее впечатляющие результаты достигаются не тогда, когда вы заранее взвешиваете шансы – свои и соперника – и очень хотите победить. Но бывает так, что победа заранее кажется невозможной. Вы махнули рукой и решили: “Будь, что будет, я пошел…” И неожиданно для себя самого блестяще выиграли схватку.

 

В тот момент, когда вы наполняетесь внутренним безразличием, когда вы отторгаете все побудительные причины, все связи, все корреляции, все формы мышления, вами овладевает лишь одно – бой.    Как-то раз ко мне обратился руководитель некоей неформальной силовой структуры с просьбой подготовить группу своих сотрудников для успешного разрешения конфликта с другой силовой структурой. Причем силы оппонента настолько превосходили возможности моего клиента, что победа последнего казалась просто невозможной. Прежде всего, я дал бойцам песню. Они слушали ее много часов, а я, на пороге слышимости, проводил одновременно мягкое гипносуггестивное внушение.    Голос пел:    Призрачно все в этом мире бушующем.  Есть только миг – за него и держись.  Есть только миг между прошлым и будущим.  Именно он называется “жизнь”…    Звучала песня, а я внушал людям на пороге слышимости: “Жизнь – это мгновение. Если вам придется сейчас умирать, вся ваша жизнь пронесется перед вами за считанные мгновения.

 

Это значит, что вы и не жили на свете. Мгновение назад вы родились, а еще через мгновение уже уйдете из этой жизни. И не важно: отодвинется ли это мгновение на несколько секунд, или же на десятки лет. Жизнь – это лишь миг”.

 

К концу сеанса люди хором пели:    Чем дорожу, чем рискую на свете я?

 

Мигом одним, только мигом одним.    Все это помогло им уверовать: они ничем не рискуют в этой жизни, ибо, даже потеряв ее, они не теряют ничего. Когда же после многочасового сеанса и короткого сна без сновидений они вышли на свою рискованную встречу, их противники ощутили почти что суеверный ужас. Пустые глаза, расслабленные мышцы, способные мгновенно напрячься, отрешенные лица, выражающие лишь внутреннюю готовность умереть – здесь, сейчас, в эту самую секунду…

 

И чрезвычайно жесткие в иных случаях “силовики” отступили, просто отказались от своих претензий.    Что же я сделал? Правильно подобрал форму тренинга, и провел его. Повторяю: под звуки соответствующей моей задаче песни я провел мягкое – на пороге слышимости – суггестивное внушение о бренности и преходящести жизни, о том, что каждый ее миг может стать последним. И потому нет смысла оттягивать свой уход из этого мира. Мои подопечные в это уверовали. А научившись в это верить, они обрели внутренний покой, релаксацию и, одновременно, динамизм, готовность к мгновенным действиям, адекватным обстановке.    Существует очень старая притча о трех великих бойцах.

 

Когда-то давным давно в Срединной Империи – так в ту пору называли Китай – собрались на турнир со всего света самые лучшие, самые могучие бойцы. Судил состязания великий китайский мудрец. Наконец, после многих тысяч боев он выбрал троих самых великих воинов и попросил каждого из них рассказать, как тот тренируется. Первым поднялся огромный свирепого вида боец и сказал:    – Каждое утро на восходе солнца я ломаю деревья, камни, доски – все, что попадается мне на пути. Вокруг моего жилища на день пути все обращено в прах, в пустыню.    – Прекрасно, – сказал мудрец. – А как тренируешься ты? – спросил он другого бойца.

 

Поднялся высокий худощавый человек, более похожий на монаха или аскета.    – Каждое утро на восходе, – сказал он, – я предаюсь медитации. Я беру свое тело под контроль разума и воли и заставляю его быть легким и быстрым, как мысль.    – Прекрасно, – сказал мудрец. – А как тренируешься ты?

 

– спросил он третьего воина.    Поднялся самый обычный ничем не примечательный внешне человек. Если бы он еще совсем недавно не выиграл тысячу поединков, никто бы и не подумал, что это – воин, да еще великий.    – А я вообще не тренируюсь, – сказал третий. – Просто я стараюсь присутствовать во всем, что делаю.

 

Итак, эффект присутствия, эффект пребывания человека в том, что он делает – еще одна важнейшая составляющая любой психологической подготовки, в том числе и подготовки бойца. Как только у человека появляется страх, – а это неизбежно происходит, когда им овладевает разум, – он перестает присутствовать в том, что делает. Его сознание как бы раздваивается.

 

Вот с этим-то дроблением сознания и необходимо бороться.    Когда я поведал эту притчу на одном из обучающих семинаров по программе “Боевая машина”, один из слушателей поднялся, поклонился мне и вышел из зала. Больше я его не видел на своих занятиях. Спустя некоторое время я случайно встретил этого парня на улице, спросил, почему он так поступил, и услышал в ответ:    – Мастер, в тот момент я понял все, чего мне не хватало, чтобы стать великим воином.    – А теперь ты им стал? – спросил я.    Несостоявшийся мой ученик улыбнулся, шагнул к овощному лотку, возле которого мы остановились, подобрал с него сырую картофелину и сжал ее голой рукой.

 

Грязноватая жижа просочилась меж его пальцев и потекла по руке.    Этот юноша уяснил для себя механизм присутствия и научился вводить его в свое тело.

 

Больше ему никогда, ни у кого и ничему учиться не нужно.    Закончить это введение мне хотелось бы древним гимном, по преданию преподанным Бодхидхармой шаолиньским монахам.    У меня нет Родины;  Земля и небо стали моей Родиной.

 

У меня нет крепости;  Неколебимый дух – моя крепость.  У меня нет оружия;  Направленная воля – мое оружие.  У меня нет учения;  Истинный путь – мое учение.  У меня нет закона;  Справедливость стала моим законом.  У меня нет учителя;  Жизнь – мой учитель.  У меня нет властелина;  Путь – мой властелин.  У меня нет магии;  Внутренняя сила – моя магия.

 

Я обретаю себя, только себя потеряв.

 

Я умер, чтобы родиться вновь,  Вновь родиться другим –  Таким, каким я хочу себя видеть.

 

Я рекомендую вам запомнить эти стихи и повторять их каждый раз перед сном. Но прежде давайте их кратко проанализируем.    О чем говорит отказ от учителя, от властелина, от любой другой привязанности в этом мире? – Прежде всего, о том, что над вами не должен довлеть ничей авторитет, ничья власть, ничье влияние.

 

Возьмем любого человека, с которым вы сталкиваетесь в жизни.

 

Каким бы могучим ни был его интеллект, какой бы колоссальной физической силой и ловкостью он ни обладал, какое бы положение в обществе ни занимал, вы должны помнить, что для вас он – никто и ничто. Ничей авторитет довлеть на вас не может; вы свободны действовать и мыслить, как вам заблагорассудится.

 

Так уж случилось, что боевые искусства в течение веков и тысячелетий развивались на Востоке.

 

Казалось бы, логично предположить, что именно там должны рождаться наиболее могучие бойцы. Как бы не так! Почему-то на международных состязаниях по дзюдо, по каратэ, по рукопашному бою без правил побеждают обычно американцы, немцы и наши с вами соотечественники.

 

Где же они – великие восточные мастера боя, якобы, умеющие творить чудеса?    Бытует легенда: дескать, эти корифеи избегают публичных выступлений, считая ниже своего достоинства состязаться с европейскими недоучками. И правильно делают. Иначе последние мигом “настучат” мастерам по голове, и никто уже не будет почитать их таковыми.    В чем же изъян восточных боевых школ? – В том, что они буквально пропитаны авторитарным духом. Кого можно воспитать бесконечными поклонами сэнсею, сэмпаю, жене и брату того и другого, а также портрету учителя и портрету его учителя? Можно ли так вырастить непобедимого воина, для которого не существует и самой возможности поражения, даже от выдающегося противника? – Никоим образом.    Возьмите для сравнения западный культ силы, в центре которого всегда – герой-одиночка.

 

В далекие века он звался сэром Ланселотом или Роланлом; сегодня его зовут Рэмбо или Бонд. Но характер этого лихого парня нисколько не изменился. Прискакал, вломился, влетел, порубил головы всем драконам или перестрелял мерзкую банду – в общем, жестоко покарал злодеев. Всегда один, не прибегая ни к чьей помощи, не признавая никаких авторитетов…

 

В крайнем случае лишь снисходительно прислушиваясь к советам чудака-друга или престарелого мудреца. Такова концепция героя на Западе.    Как вы думаете, в чем основная причина поражения России в Чеченской войне?

 

Конечно, их много можно назвать, этих причин – политические, экономические, социальные, еще какие-то другие. Но я назову одну-единственную причину, которой вполне достаточно. В России человеку почти что с пеленок начинают внушать: ты – никто, ты – ничто, в лучшем случае ты – лишь винтик машины, а в худшем – просто пустое место.

 

А чего стоят наши пословицы, вроде “Не в свои сани не садись”, “Всяк сверчок знай свой шесток” и т.

 

д. и т.

 

п. ! Убежден, что у чеченского народа подобных пословиц нет и быть не может.    На Кавказе чуть ли не с колыбели мальчику внушают: ты – мужчина, ты – воин, ты не можешь бояться, ты не должен плакать, пусть плачут девчонки, ты – бесстрашен, ты – непобедим… С двух – трехлетнего возраста в сознание ребенка постоянно вводятся подобные установки.

 

А потому победить такой народ практически невозможно. Можно лишь истребить его до последнего воина.

 

Но, пока этот воин жив, он будет сражаться.    Итак, в своей системе подготовки бойца во главу угла я ставлю психологию, то есть специальные психологические установки. Поразмыслите над этим введением, прежде чем перейти к чтению первой главы. Надеюсь, вы согласитесь со мною в том, что успех любого нашего дела в этой жизни зависит, прежде всего, от нашей психологической подготовки.

 

ГЛАВА 1. САМОВНУШЕНИЕ    Самовнушению посвящено немало книг: и ученых трудов, и популярных брошюр. О нем же постоянно разглагольствуют всякие доморощенные маги-йоги, которые в последние годы заполонили Россию. Как правило, эти “самовнушатели” проповедуют какие-то заумные принципы и головоломные техники. Думаю, делается это либо для того, чтобы никто ничего не понял, либо потому, что сами они не понимают то, о чем говорят. Лично я больше склоняюсь ко второму предположению. Вообще, я считаю, что человек лишь тогда по-настоящему разбирается в чем-либо, когда может растолковать это что-то пятилетнему ребенку, да так, чтобы тот его понял.    Если для того, чтобы чему-либо научиться, требуется лет двадцать сидеть в позе лотоса, питаться горсткой риса в день, не смотреть с интересом на лиц противоположного пола и вообще отказаться от радостей жизни, – и лишь тогда возможно что-то обрести, – то это лчто-то+ никому не нужно, в том числе и самому искателю. Разве что последнего привлекает сам процесс поиска.    Принципы и техники самовнушения очень просты. Для того чтобы им обучиться, нужно уловить и прочувствовать одно простое состояние сознания. Названий ему придумано много. Адепты дзэн нарекли его состоянием пустоты, исследователи шаманизма назвали его состоянием измененного сознания, а приверженцам восточных боевых школ оно известно как рассеянное внимание. На мой взгляд, лучше всего суть этого состояния определил Карлос Кастанеда, назвавший его остановкой внутреннего диалога.    Внутренний диалог – это беседа, которую мы постоянно ведем сами с собой. Все время мы о чем-то спорим, что-то додумываем,    в чем-то оправдываемся, бубним обрывки каких-то фраз, напеваем мелодии, иначе говоря, в каждом из нас обычно не утихает биение мысленного фона. Хотим мы того или нет, но мы постоянно что-то прокручиваем в уме, или же, по выражению Кастанеды, ведем внутренний диалог.

 

Остановить его совсем несложно. Для этого обычно достаточно сосредоточить внимание на чем-то в себе. Скажем, на своих руках – на обеих сразу.    Итак, поднимите перед собою обе руки.

 

Постарайтесь, чтобы кисти оставались расслаблены. Рассеянный взгляд устремлен между ними. Можете подвигать немножко руками вверх-вниз. Правая рука идет вверх, одновременно левая – вниз. И наоборот.    Сосредоточьтесь на ощущениях обеих рук одновременно. Как правило, человек способен одновременно сосредоточить свое внимание только на двух объектах. Если вам доводилось есть перед телевизором, то вы это легко поймете: загружено зрение, загружен слух, а вкус пищи вы просто не воспринимаете. Вы можете слушать музыку и одновременно что-то делать руками, можете читать книгу, слушая музыку, можете заглядывать в нее, выполняя какую-то работу руками.    Но делать эти три дела одновременно вы не сможете.

 

А потому, сосредоточившись одновременно на обеих руках, чувствуя их одинаково отчетливо, вы войдете в некое состояние, при котором у вас в голове не будет мыслей. Это и есть состояние пустоты, или остановка внутреннего диалога. Не нужно искать его где-то все себя – оно уже знакомо вам. Наверняка с вами уже случалось такое: вроде бы вы о чем-то задумались, и тут вас кто-то окликает и спрашивает: “О чем ты думаешь?” Вы пытаетесь это уяснить для себя самого: “О чем? А кто его знает! – Вы пожимаете плечами: – Да, вроде бы, и ни о чем…” Вы пребывали в некоей прострации. Вот это и было состояние пустоты.

 

Так что ничего нового в нем для вас нет. Вам уже знакомо состояние пустоты, состояние безмыслия.

 

Именно оно и является необходимой составной частью самокодирования. Пребывая в нем, вы можете производить обычные действия – можете двигаться, говорить, вести машину. Не обдумывая своих слов, вы произнесете именно те, которые нужны в данный момент. Вы не станете рассчитывать свои действия, но они будут абсолютно адекватны ситуации. Находясь в состоянии пустоты, вы совершите то, что в “Бхагавадгите” названо “деянием в не-деянии”. Это и есть знаменитое сатори, которое обожествляют последователи дзэн.

 

Оно изначально свойственно человеку, и моя цель – научить вас пробуждать его в себе, помочь вам понять его механизм.

 

Ибо в этом состоянии человек способен действовать абсолютно адекватно.    Итак, состояние пустоты, состояние безмыслия – это естественное творческое состояние человека.    Существует одна очень старая притча. Когда-то давным-давно к мастеру фехтования пришел юноша и попросил научить его сражаться на мечах. Мастер согласился и, начертав белой краской во дворе большой квадрат, сказал:

Прокрутить вверх