Тeория государства и права мeлeхин 35

г) все перечисленное.   49. Важнейшей чертой государственного управления, выражающей природу взаимоотношений между органами законодательной и исполнительной власти, является:   а) исполнительно-распорядительный характер государственного управления;   б) исполнительный характер государственного управления;   в) распределительный характер государственного управления;   г) характер согласования.

 

50. Формой территориального устройства в России являются:   а) симметричная федерация;   б) асимметричная федерация;   в) конфедерация.

 

51. Основными формами осуществления функций государства являются:   а) законодательная и исполнительно-распорядительная;   б) судебная;   в) все перечисленные + контрольно-надзорная.   52. Государству любого типа присуща функция:   а) подавления сопротивления свергнутых классов;   б) обороны страны;   в) культурно-воспитательная.   53. Главной функцией государства в цивилизованном обществе должна стать:   а) экологическая;   б) хозяйственно-организаторская;   в) функция охраны интересов человека и защиты его прав.

 

54. Механизм функционирования государства – это:   а) то же, что и “аппарат государства”;   б) система функций государства;   в) система факторов, обеспечивающих действие составных частей государства и их взаимозависимости, а также государственных институтов и средств, используемых государством для реализации своих целей и функций.

 

55. В государственный аппарат (механизм государства) входят:   а) представительные, исполнительные и судебные органы;   б) религиозные организации, профсоюзы и политические партии;   в) народный фронт и национальные движения.   56. Ответственность правительства перед парламентом; формирование правительства на парламентской основе из числа лидеров партий, располагающих большинством голосов в парламенте; избрание главы государства парламентом либо специальной коллегией, образуемой парламентом, характерно для:   а) парламентской республики;   б) конституционной монархии;   в) президентской республики.

 

57.

 

Единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью, – это:   а) конфедерация;   б) федерация;   в) унитарное государство.   58. Новой функцией современного Российского государства является:   а) хозяйственно-организаторская;   б) оборона страны;   в) интеграция в мировую экономику и государственная поддержка иностранных инвестиций.

 

59. Государством с республиканской формой правления является:   а) Дания;   б) Россия;   в) Саудовская Аравия.   60. Формированию демократического политико-правового режима и построению правового государства в России препятствуют:   а) падение жизненного уровня населения и рост преступности;   б) правовой нигилизм во всех слоях общества;   в) коррупция во всех эшелонах власти;   г) все перечисленное.   61. Примером классической президентской республики являются:   а) Италия и ФРГ;   б) Россия и Бельгия;   в) Франция и США.   62. Характер политико-правового режима в определенной степени зависит от:   а) формы правления;   б) типа государства;   в) формы государственного устройства;   г) сущности государства.   63. Совокупность методов и приемов, с помощью которых осуществляется государственная власть, а также уровень политической свободы в обществе и характер правового положения личности соответствует понятию:   а) система государственного управления;   б) политико-правовой режим;   в) политическая система.   64. Признаками авторитарного политико-правового режима являются:   а) признание и обеспечение юридического равноправия граждан;   б) сведение роли парламента до положения сугубо формального института власти;   в) сосредоточение огромных властных полномочий в руках главы государства и правительства.   65. По своей сущности право представляет собой:   а) совокупность обязывающих правил поведения;   б) правила справедливого разрешения конфликтов;   в) прирожденное достояние человека;   г) исторически обусловленная равная мера (форма, норма) человеческой свободы, необходимая для справедливого регулирования индивидуального и группового поведения и возможных конфликтов в делах частных и общественных.

 

66. Какой тип правопонимания или какой вид объясняющей природу теории права отображает следующая дефиниция: “Право есть наука о добром и справедливом”:   а) легистский тип правопонимания;   б) философский тип правопонимания;   в) марксистская теория;   г) психологическая теория.   67. Какой вид объясняющей природу права теории или какой тип правопонимания отображает следующая дефиниция: “Все право, которым мы пользуемся, относится либо к лицам, либо к вещам, либо к обязательствам”:   а) догматический;   б) философский;   в) марксистская теория;   г) психологическая теория.   68.

 

Какой вид объясняющей природу права теории или какой тип правопонимания отображает следующая дефиниция права: “Предсказание того, что будут делать суды фактически, и ничего более, – вот что я называю правом”:   а) догматический тип правопонимания;   б) социологическая теория права;   в) марксистская теория;   г) психологическая теория.   69. Современный подход, стремящийся создать целостную теорию права, объединяющую научно обоснованные идеи различных правовых школ, получил название:   а) социологический;   б) исторический;   в) интегративный;   г) концепция правового плюрализма.   70. Догматическая юриспруденция (легизм) – это:   а) философское изучение и толкование права;   б) теория и практика возникновения и применения существующих в государстве законов;   в) школьное (учебное) правоведение;   г) профессиональная юридическая терминология и юридическая логика, с помощью которых описываются и толкуются факты и события, имеющие правовое значение.   71. Теория естественного права – это:   а) учение об основах совершенного правопорядка с обозначением необходимых политических принципов устройства государства и объяснением различия между правом и законом;   б) учение о праве, которому подчиняются из чувства естественной справедливости;   в) теоретическое объяснение естества (природы) законодательства;   г) “живое право”, которое живет в каждом конкретном правоотношении (в отличие от “права в книгах”).   72. Естественное право в отличие от права позитивного:   а) признается специальным общеустроительным (конституционным) актом;   б) даровано Богом;   в) дано природой;   г) наследуется от родителей.   73.

 

Психологическая теория права (Л.И.

 

Петражицкий) – это:   а) теория объяснения переживаний человека при получении права или исполнении   правовых обязанностей;   б) теория, которая поделила все право на “официальное” и “интуитивное”;   в) раздел социальной психологии, толкующий процедуру правоотношения в терминах психологии взаимоотношения двух сторон;   г) характеризует мотивы поступков, связанных с правонарушениями.   74. Социология права – это:   а) раздел науки об общественном строе;   б) наука о социальной природе и действенности юридических институтов;   в) наука о становлении правопорядка;   г) наука о правилах пользования индивидуальными и групповыми правами.

 

75. Марксистская теория права утверждает, что право – это:   а) диктатура закона;   б) воля господствующего класса, возведенная в закон и определяемая материальными условиями жизни;   в) правила, которые порождаются экономической необходимостью;   г) то, что всегда выгодно только сильнейшему.   76.

 

Философия права обсуждает:   а) вечное и преходящее (переменчивое) в правовых требованиях и процедурах;   б) теоретическое назначение должного (обязательного) в правовых отношениях;   в) правовые определения;   г) насколько велика или мала действенность принятых законов.   77. Совокупность всех действующих в стране юридических норм называется:   а) системой субъективных прав;   б) правовой системой;   в) объективным правом;   г) нормативным регулированием.

 

78. Методом анализа сходства, различия и классификации правовых систем является:   а) статистический;   б) сравнительного правоведения;   в) кибернетический;   г) правового экспериментирования.   79. Сравнительное правоведение изучает:   а) родственные правовые системы;   б) сходные и различающиеся правовые институты определенной отрасли законодательства разных стран;   в) законодательные полномочия президента в либерально-демократических республиках;   г) сходства и различия в отраслях законодательства в прошлом и настоящем.   80.

 

К области сравнительного правоведения не относится один из следующих перечисленных вопросов:   а) что появилось раньше в истории: право или государство?

 

б) право появляется вместе с государством, которое управляется законами и принуждает к их исполнению.   в) семья, собственность и государство: область средоточия (и проявления) добра или зла?   г) имеются ли сходства между советским и постсоветским правом?   81. Структурным элементом правовой нормы является:   а) диспозиция;   б) преамбула;   в) презумпция.   82. Юридически обеспеченная мера возможного поведения субъекта права называется:   а) дееспособностью;   б) правосубъектностью;   в) субъективным правом;   г) деликтоспособностью.   83. Высшей юридической силой обладает:   а) указ президента;   б) федеральный закон;   в) постановление правительства.   84.

 

Определение “Общее правило поведения людей, представляющее собой образец, эталон, масштаб, которым они должны руководствоваться” относится к:   а) индивидуальному предписанию;   б) приказу;   в) норме права.   85. “Эксплуататорскими типами права” с позиций формационного подхода считаются:   а) рабовладельческое;   б) феодальное;   в) капиталистическое;   г) социалистическое.   86. Актом конституционного законодательства является:   а) УК Российской Федерации;   б) Закон г. Москвы;   в) Закон “О Президенте РСФСР”.   87. Структурным элементом системы права является:   а) отрасль законодательства;   б) отрасль права;   в) конституция государства.   88. Первичным элементом системы законодательства является:   а) норма права;   б) нормативный правовой акт;   в) статья нормативного правового акта.   89. Общеобязательная нормативность и формальная определенность характерны для:   а) правовых норм;   б) моральных норм;   в) норм общественных организаций.   90. Возможность государственно-властного принуждения характерна в случае нарушения:   а) обычая;   б) нормы права;   в) религиозной нормы.   91. Правом законодательной инициативы в РФ обладают:   а) граждане России и иностранные граждане;   б) общественные организации;   в) Президент и Правительство России;   г) депутаты Государственной Думы РФ.   92. Актом правотворчества является принятие:   а) Указ Президента РФ о назначении … на должность;   б) Федерального конституционного закона;   в) Распоряжения Правительства по текущим вопросам.   93. Правом издания нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой на территории Российской Федерации, наделены:   а) Правительство РФ;   б) Президент РФ;   в) Федеральное Собрание РФ.   94. Критерием деления системы права на отрасли является:   а) источник права;   б) воля законодателя;   в) предмет и метод правового регулирования.   95. Имущественные и связанные с ними неимущественные отношения регулируются нормами:   а) финансового права;   б) гражданского права;   в) таможенного права.

 

96. По “волевому” критерию юридические факты подразделяются на:   а) правомерные и неправомерные действия;   б) события и действия;   в) юридические акты и юридические поступки.   97.

 

Разнообразие толкований понятия права как воплощения разумности и справедливости возникло по причине:   а) существования многообразия обычаев, традиций, образа жизни каждого народа или государства;   б) многообразия дисциплин, изучающих право;   в) полисемичности (многозначности) слова “право”;   г) несхожести в организации законодательных учреждений.   98. Уяснение смысла и содержания правовой нормы посредством сопоставления ее с другими нормами и установление системных связей – это:   а) грамматический прием;   б) официальный вид;   в) систематический.   99. Официальное правоприменительное нормативное толкование юридических норм вправе давать:   а) Верховный Суд РФ;   б) Конституционный Суд РФ;   в) Высший Арбитражный Суд РФ;   г) все перечисленное.   100. Способность своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности называется:   а) правоспособностью;   б) дееспособностью;   в) деликтоспособностью.   101.

 

Стадией правоприменительного процесса является:   а) правотворческая инициатива;   б) установление юридической основы дела;   в) опубликование нормативно-правового акта.   102. Формами реализации права являются:   а) консолидация;   б) соблюдение;   в) кодификация;   г) использование;   д) правотворчество;   е) исполнение.   103. Правоприменительные акты могут быть:   а) основными и вспомогательными;   б) законодательными;   в) правоохранительными и исполнительными;   г) императивными и диапозитивными;   д) коллегиальными и единоличными.

 

104. Способами преодоления пробелов в праве являются:   а) аналогия закона;   б) аналогия права;   в) сравнительное правоведение.   105. Наложение штрафа за безбилетный проезд на транспорте – это мера ответственности:   а) дисциплинарная;   б) административная;   в) гражданско-правовая.   106. Понижение в воинском звании – это мера ответственности:   а) административная;   б) уголовная;   в) дисциплинарная.   107. При совершении мелкого хулиганства наступает следующий вид юридической ответственности:   а) гражданско-правовая;   б) административная;   в) уголовная.   108. Наиболее суровыми видами юридической ответственности являются:   а) дисциплинарная;   б) административная;   в) уголовная;   г) гражданско-правовая.   109. Основополагающими конституционными принципами, реализация которых имеет важное значение для утверждения конституционной законности, являются:   а) народовластие;   б) федерализм;   в) разделение властей.

 

110. Одной из гарантий законности следует считать:   а) равенство всех перед законом;   б) юридическую технику;   в) кодифицированное законодательство.   111. Политико-правовая связь личности с государством, в котором установлена республиканская форма правления, называется:   а) подданство;   б) гражданство;   в) эту связь независимо от формы правления можно назвать и гражданством, и подданством.

 

112. Характерные признаки “правового” закона:   а) уравнительный принцип регуляции;   б) принцип формального правового равенства, нормативное закрепление всеобщего масштаба и равной меры свободы;   в) властно-приказной принцип регулирования;   г) принимается выборными органами государственной власти.   113. Соотношение права и государства предполагает следующие подходы:   1) ценностный;   2) либеральный;   3) этатически-тоталитарный;   4) цивилитарный;   5) прагматический.   114. Автором классической теории разделения государственных властей является:   а) Вебер М.;   б) Макиавелли Н.;   в) Монтескье Ш.Л.

 

115. Термин “правовая семья” предложил применять в сравнительном правоведении:

Прокрутить вверх