Бриль д в и др управлeниe государс вeдомств проeктами в казначeйствe франции франция 2005 35 с

Д.В.Бриль  Т.В.Саакян, М.В.Ревенко, М.Н.Чмыхов, В.А.Гулин                        Управление  государственными ведомственными   проектами  в Казначействе Франции          Краткий информационный обзор по материалам презентаций                            Франция   апрель 2005 года  Введение в предметную область    Управление учета государственных финансов  (Казначейства Франции)  По материалам презентации госпожи Каролин Факен    Функции  Управления учета государственных финансов  (Казначейства Франции)     1. Контроль поступлений.   Казначейство Франции осуществляет сбор прямых налогов (подоходного налога (самые большие сборы по отношению к другим налогам, которые администрирует Казначейство Франции), штрафов, др.) включая получение неуплаченных налогов.   Также, Казначейство Франции собирает налоги в местные бюджеты (земельный налог, градостроительные налоги, “профессиональные” налоги и др.).

 

Налоги в госбюджет собирают и другие структурные подразделения Министерства экономики, финансов и промышленности Франции.   Казначейство ведёт учет всех этих доходов. Только Казначейство имеет права проводить операции по единому счету.   2. Контроль и осуществление государственных расходов.   Через Казначейство Франции осуществляются расходы центрального правительства и местных органов власти.

 

В 2003 году расходы центрального правительства составили сумму около 347 млрд.

 

Евро. Расходы местных органов власти за тот же период ~ 142 млрд. Евро (что на 5 % больше, чем в 2002 году).   Правительством Франции осуществляется политика стратегического развития системы исполнения государственных расходов по следующим основным направлениям:  * децентрализации власти,  * снижения времени проведения операций,  * сосредоточения внимания на выборочном контроле потенциально рискованных операций (например, определенных направлений расходов (государственные закупки, дотации, субвенции, др.), расходов на большие суммы).

 

Сегодня практически не контролируются периодические и незначительные платежи (~ 100-200 Евро). В то же время, все платежи возможны только после поступления товаров.   Работа по исполнению бюджетов чётко регламентирована по срокам.   Весь цикл реализации расходных операций местных органов власти (от момента получения получателем средств счетов-фактуры до момента кассового расхода) – 11,5 рабочих дней.

 

Весь цикл реализации расходных операций центрального правительства – 8 рабочих дней. Существенное сокращение сроков связано с более высоким профессионализмом чиновников центрального правительства и более развитой инфраструктурой.   Исключение – государственные закупки.

 

Для них Евросоюзом (ЕС) директивно установлен срок 45 рабочих дней. В то же время, на практике среднегодовой срок составляет 35 рабочих дней.   3. Подготовка бюджетной и отчетной информации.

 

Учет доходов и расходов центрального правительства ведется ~ 3500 отделениями Казначейства Франции.

 

Вся информация ежедневно поступает в центральное учетное агентство (АССТ).   Существуют следующие периодические отчеты:  * ежегодный “публичный” отчет,  * ежедневный оперативный отчет, предоставляемый Министру экономики, финансов и промышленности Франции,  * квартальный отчет, предоставляемый руководству Министерства экономики, финансов и промышленности Франции, а также Парламенту.   Всего бюджетных учреждений центрального правительства и местных органов власти Франции ~ 110 тысяч.   4. Консалтинг.

 

Сотрудники казначейства выступают финансовыми консультантами бюджетных учреждений и местных органов власти. Предоставляемые консультации касаются процедур исполнения бюджетов, налоговых ставок и т.д.

 

В 2002 году предоставлено около 7000 официальных консультаций.

 

Учитывая, что во Франции 36 тысяч коммун, в которых существуют серьезные кадровые проблемы со специалистами в области финансов, эти консультации для этих субъектов бюджетных правоотношений очень важны.   Для выполнения этой работы активно используются информационные технологии. Есть два специализированных программных продукта, а также публичный сайт Казначейства Франции.

 

Качество этого консалтинга имеет для Казначейства Франции принципиальное значение, так как административную и уголовную ответственность за нарушения, возникающие в процессе исполнения бюджетов местных органов власти, несут сотрудники Казначейства Франции. Представители соответствующих администраций несут только политическую ответственность.   5. Управление сбережениями и общими средствами.

 

В Казначействе Франции обслуживаются следующие финансовые ресурсы:  * центрального правительства,  * местных органов власти,  * нотариусов,  * физических лиц, находящихся под опекой.    Основные задачи центрального аппарата  Управления учета государственных финансов  (Казначейства Франции)    1.

 

Координация деятельности всего Казначейства Франции.

 

2. Модернизация правил практики государственного учета – реформа системы государственного учета.  3. Оказание помощи в реформах местным органам власти.  4. Управление кадрами Казначейства Франции.    Организационная структура центрального аппарата  Управления учета государственных финансов  (Казначейства Франции)    Общая информация   Казначейство Франции возглавляет руководитель. У руководителя есть 2 заместителя (один координирует решение текущих вопросов, другой отвечает координацию работ по реинжинирингу (стратегическому развитию)).   Организационная структура Управления учета государственных финансов (Казначейства Франции) представляет собой 7 подуправлений, в которых работает ~ 1100 человек.   Центральный аппарат Управления учета государственных финансов (Казначейства Франции) расположен в Париже (район Берси).    Основные задачи структурных подразделений     Задачи 1-го подуправления:  * бюджетирование,  * организация инфраструктурных реформ.     Задача 2-го подуправления:  * кадры.     Задача 3-го подуправления:   – информатизация.     Задача 4-го подуправления:  * доходы.

 

Задача 5-го подуправления:  * обслуживание местных органов власти.     Задача 6-го подуправления:  * учет, отчетность, бюджетная классификация.     Задача 7-го подуправления:  * функциональный реинжиниринг.

 

Организационная структура территориальных органов  Управления учета государственных финансов  (Казначейства Франции)  Всего в территориальных органах работает 58 тысяч человек.  1. Региональный уровень   Всего 110 управлений, из них 4 специализированных:  * управление по платежам центральных органов власти,  * центральная бухгалтерия (АССТ),  * управление платежей зарубежных органов (управляет 23 управлениями при посольствах),  * управление кредиторской задолженности.    2.

 

Локальный уровень   Всего 3 528 отделений по стране и за рубежом. Из них 3300 – оперативные подразделения. Из них ~ в 600 работает 3 человека. Из них ~ 60% расположено в сельской местности.   Структура территориальных органов Казначейства Франции соответствует административно-территориальному делению Франции.   Политика стратегического развития локального уровня системы территориальных органов Казначейства Франции ведётся по принципу специализации отделений по следующим направлениям:  * сбор налогов,  * штрафы,  * работа с местными бюджетами.     Сейчас существуют ещё “промежуточные” финансовые управления (они структурно расположены “между” региональными управлениями и локальными отделениями).    Координация деятельности  территориальных органов  Управления учета государственных финансов  (Казначейства Франции)  По материалам презентации господина Кристофа Омона      Основные направления  координации деятельности  территориальных органов  Казначейства Франции      1. Реформа деятельности территориальных органов  Управления учета государственных финансов  (Казначейства Франции).     Реформа деятельности территориальных органов Управления учета государственных финансов (Казначейства Франции) направлена на улучшение собственной работы Казначейства Франции, а также качества предоставляемых им услуг, и проводится по ряду стратегических направлений.    1.1. Оптимизация структуры   Существует ряд серьезных проблем, в том числе основная – высокая стоимость обеспечивающей инфраструктуры.   Для их решения проводятся реформы.   Одно из основных направлений реформ, направленных на оптимизацию структуры Казначейства Франции, – реструктуризация территориальных органов.   Реструктуризация осуществляется по пути укрупнения и специализации локальных отделений. После интенсивного сокращения локальных отделений в 2002 году, последнее время, в среднем, в год происходит до 20 соответствующих мероприятий, охватывающих по 1 локальному отделению.   Результат реструктуризации: с 2002 года закрыто ~ 450 преимущественно сельских отделений.   Одно из наиболее существенных ограничений, влияющих на интенсивность данной работы, заключается в том, что при закрытии отделения необходимо, что бы все его сотрудники были с этим согласны.    Организация работ     Общая координация работ осуществляется центральным аппаратом Управления учета государственных финансов (Казначейства Франции). Для этого в его составе существуют специальное структурное подразделение подуправление 1.   Основные работы проводятся региональными управлениями.   Специальных организационно-штатных структур в управлениях не формируется.   Планы реструктуризации конкретных территориальных управлений готовятся и представляются в центральный аппарат руководителями соответствующих управлений.      1.2. Качественная оценка деятельности работников Казначейства Франции     Кадровыми подразделениями Казначейства Франции постоянно проводится аттестация сотрудников.   Выделенной инфраструктуры управления этими работами не сформировано.    1.3. Функциональные реформы     Проводятся в целях комплексного совершенствования технологий, реализуемых в установленной Казначейству Франции сфере деятельности.   Данные реформы затрагивают не только работу непосредственно Казначейства Франции, но и функционирование всей бюджетной системы Франции.   Одно из наиболее важных (приоритетных) направлений работ, проводимых Казначейством Франции.    Организация работ     Организация этой работы осуществляется подуправлением 1.   Под каждый проект создаётся собственная инфраструктура управления – проектные группы.   Специалисты в проектных группах могут быть как из Казначейства Франции, так и привлекаться “с рынка”.   Входящие в проектные группы специалисты на 100% освобождаются от выполняемой ими ранее работы и выполняют только работы в рамках соответствующего проекта.   При переходе в проектную группу из структурного подразделения Казначейства Франции вознаграждение (зарплата и социальный пакет) соответствующих сотрудников принципиально не меняется.   Под стратегически значимые проекты в структуре центрального аппарата Управления учета государственных финансов создаются новые структурные подразделения (подуправления). Их работа координируется подуправлением 1 (в рамках его полномочий).       2. Распределение рабочих мест по управлениям и отделениям     В Казначействе Франции есть специальная технология, позволяющая осуществлять расчеты, на основе которых, в свою очередь, можно делать оценку потребности персонала для конкретных территориальных органов.   Эта работа полностью автоматизирована. Существует специальный программный продукт (автоматизированная система). Данная программа была разработана самим Казначейством Франции, без привлечения сторонних организаций.

 

При этом в случае возникновения необходимости не перераспределения численности, а её сокращения, по статистике соблюдается следующее правило: на места двух уходящих на пенсию берут на работу только 1.      3.

 

Распределение бюджетных средств     В Казначействе Франции есть специальная технология, позволяющая строить соответствующие модели, по которым проводятся расчеты бюджетов по конкретным органам Казначейства Франции.   Эта модель описывает 3 категории территориальных органов. Применяемая классификация деления объектов казначейской системы основана на информационных потоках, которые они обрабатывают (определяющим фактором является практически существующий в казначейском органе документооборот).   Эта работа полностью автоматизирована. Существует специальный программный продукт (автоматизированная система).

 

Данная программа была разработана самим Казначейством Франции, без привлечения сторонних организаций.     Эта деятельность реформируется.   В рамках проводимой реформы планируется определять ассигнования для конкретных территориальных органов Казначейства Франции одной цифрой.   Это решение позволит использовать им средства, предусмотренные на заработную плату (сэкономленные в результате реформ по оптимизации структуры), на другие цели (качественное развитие обеспечивающей инфраструктуры), но не наоборот.   На планируемые “переброски” требуется разрешение центрального аппарата Управления учета государственных финансов.      4. Оценка качества работы     Во Франции формируются публичные планы и показатели деятельности бюджетных организаций. Их исполнение контролируется Парламентом Франции и независимой организацией – Межведомственным комитетом по программам министерств.     В Казначействе Франции планы формируются функциональными подуправлениями и передаются в подуправление 1 для свода в рамках всего Казначейства Франции и выработки предложений по их утверждению.   Формирование плана напрямую связано с изменениями структуры бюджета Управления учета государственных финансов, в части его реструктуризации.   Данные дополнительные средства (высвобождающиеся от оптимизации работы, – сэкономленные) позволяют улучшить материально-техническую базу Управления учета государственных финансов и его территориальных подразделений, а также выплатить премиальные конкретным исполнителям (специалистам, участвующим в работе).

 

В рамках этой работы планируется оценить стоимость выполнения Казначейством Франции всех реализуемых бизнес-процессов. Это позволит ввести экономические показатели деятельности соответствующих организационно-штатных структур.     Одновременно, Казначейством Франции уже 4 года применяется технология “Управленческого контроля”, заключающаяся в следующем.   Новый назначаемый руководитель территориального управления получает от руководителя Управления учета государственных финансов получает письмо (задание), в котором сформулированы основные показатели, которые необходимо достичь данному управлению.   Это письмо готовит подуправление 1.   Руководитель территориального управления проводит обследование вверенного ему управления и, по результатам, готовит отчет для центрального аппарата Управления учета государственных финансов, представляемый лично руководителю Казначейства Франции.   На основе принятых Руководителем Казначейства Франции решений, центральный аппарат Управления учета государственных финансов корректирует ранее установленное задание.

 

Организацию этих работ осуществляет подуправление 1.   После этого подуправление 1 организует мониторинг определенных значений показателей.   Такой подход позволяет через 2 года достаточно точно оценить эффективность деятельности данного руководителя регионального управления.    Реинжиниринг  бизнес процессов    Реализация мало затратных проектов  По материалам презентации господина Филиппа Рамбаля    Подход к реформе непопулярных налогов  Реформа налога на телеприёмники  Актуальный пример  Описание текущего состояния     За счет этого налога финансируются СМИ (Правительству Франции на сегодняшний день принадлежит 3 телевизионных канала).   Эти доходы покрывают 60 % их расходов. Остальные расходы на содержание и развитие СМИ покрываются за счет доходов от рекламы.   Сборы от него составляет 2,5 млрд. Евро – это ~ 5 % средств, консолидируемых в целом от подоходного налога.   Контроль осуществлялся через декларации продавцов телевизоров.    Анализ рисков     Основные риски, оцененные в рамках действующей системы:   * для контроля надо входить в квартиру – это сложно,   * администрирование налога – 1400 человек (их содержание – это 4 % от общей суммы налога), при условии, что администрирование других налогов ~ 1,5 – 2 % от общей суммы налога,   * налогоплательщикам не нравилась существующая схема, так как сбором этого налога занималась отдельная служба.   Главный риск при проведении данной реформы – деятельность соответствующих профсоюзов и самих СМИ.    Целевая задача     Провести реформирование, сделав его символом Французской административной реформы.    Оценка альтернативных решений     Варианты решения:  1. Отказаться от этого налога.

 

Изыскать деньги за счет других бюджетных доходов.   Проблемы такого подхода:   * СМИ могут упрекнуть в том, что их будет контролировать государство.  2. Так как любая семья платит налог на жильё, – включить этот налог в сумму налога на жильё.

 

Проблемы такого подхода:   * будет много возмущённых тем, что у них нет того, за что надо платить налог.  3. Включить этот налог в налог на занимаемое жильё при условии, что, если семья декларирует, что у неё нет телевизора, не взимать с этой семьи этого налога.   Проблемы такого подхода:   * в переходный период нет корреляции с процедурами сбора других налогов,   * сумма этого налога составляет 116,50 Евро в год. Программа, автоматизирующая процедуры сбора налога на занимаемое жильё, не позволяла учитывать дробные цифры. Требуется сделать непопулярный выбор (116 Евро в год – недовольны СМИ. 117 Евро в год – недовольны налогоплательщики). Обсуждение этого вопроса сильно отвлекло внимание парламентариев от решения других значимых социальных проблем.    Выбор решения     Избран третий подход, обусловленный очевидными преимуществами, “перевешивающими” в сумме вес выявленных проблем:  * 1000 человек сокращено,  * нет поводов для серьёзных возмущений.   Парламент принял решение о том, что сумма налога составит 116 Евро в год.

 

Проведена выгодная для всех реформа, по результатам которой нельзя сказать, что этот налог будет стоить дорого.

 

Организация работ     Инициатива – Казначейство Франции.

 

Другие участники:  * налоговая служба,  * бюджетное управление,  * министерство культуры.

Прокрутить вверх