Гукасьян г м бородина т с – экономичeская тeория практикум

Г.М. ГУКАСЬЯН Т.О. БОРОДИНА  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ  ПРАКТИКУМ  Москва ИНФРА-М 2003   УДК (075.8)330 ББК 65.01я73 Г93   Рецензенты: проф.

 

К.Х. НИНЦИЕВ проф.

 

А.И. ЛЕУССКИЙ   ISBN 5-16-000814-4   ББК 65.01я73   СОДЕРЖАНИЕ  НАЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ 1  ЗАДАНИЕ № 1 1  ЗАДАНИЕ № 2 9  ЗАДАНИЕ № 3 14  ЗАДАНИЕ № 4 20  ЗАДАНИЕ № 5 26  ЗАДАНИЕ № 6 35  ЗАДАНИЕ № 7 43  ЗАДАНИЕ № 8 49  ЗАДАНИЕ№ 9 56  ЗАДАНИЕ № 10 63  ЗАДАНИЕ № 11 68  ЗАДАНИЕ № 12 74  ЗАДАНИЕ № 13 82  ЗАДАНИЕ № 14 86  ЗАДАНИЕ № 15 91  ЗАДАНИЕ № 16 97  ЗАДАНИЕ № 17 104  ЗАДАНИЕ №18 114  КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ 120  ИСТОЧНИКИ 122    НАЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ   Международный стандарт экономического образования предусматривает необходимость создания такой учебно-методической литературы, в которой оптимально сочеталась бы как теоретическая, так и практическая информация.   Именно этим принципом пользовались авторы при написании данного сборника, предназначенного для практических занятий студентов.   Чтобы пользоваться сборником, необходимо знать его концепцию. Она такова: из курса экономической теории авторы выделили 60 ключевых вопросов, список которых приведен в конце книги. Они сгруппированы в 18 заданий, в каждое из которых вошло по 3-4 ключевых вопроса.   Каждое из 18 заданий состоит из четырех блоков.   В ПЕРВОМ БЛОКЕ предлагается обширный набор тестов и проблемных ситуаций.

 

Раздумывая над контрольными тестами, студенты смогут сами оценить уровень своей подготовленности и восполнить недостающие знания. Разбор же кейсов (проблемных ситуаций из хозяйственной практики России) направлен на формирование навыков самостоятельного принятия ответственный решений.   ВТОРОЙ БЛОК содержит формулы, графики, логические схемы и другие методические приемы, без знания которых не представляется возможным решать экономические задачи.   В ТРЕТЬЕМ БЛОКЕ предлагается набор типовых задач по каждому из ключевых вопросов, включенных в данное Задание.   В ЧЕТВЕРТОМ БЛОКЕ содержатся ответы на все имеющиеся в Задании вопросы и задачи.

 

В целом учебное пособие направлено на стимулирование познавательной активности всех студентов, изучающих экономическую теорию.   ISBN 5-16-000814-4   Г.М. Гукасьян, Т.С. Бородина, 1999   ЗАДАНИЕ № 1  ( Вопрос 1. Этапы становления и развития экономической теории  Вопрос 2. Предмет и метод экономической теории)   1. ТЕСТЫ И СИТУАЦИИ   1. В нижеследующем перечне указаны воззрения экономистов разных школ на предмет экономической теории. Назовите, какая школа какой концепции придерживается:   а) деятельность, связанная с внешней торговлей и притоком денег в страну;   б) изучение сферы производства, в которой создается богатство;   в) капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена;   г) поиск наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования..   2.

 

Заполните графу “Представители” в табл. 1:   Таблица 1  № Этапы предмета экономической теории Содержание этапа Представители I Экономия а) учение о справедливости: экономия и хрематистика;  б) схоластика: первый опыт систематизации категорий; а)    б) II Политическая экономия а) меркантилизм;  б) классическая политическая экономия;  в) марксистская политическая экономия;  г) маржинализм. а)  б)    в)    г) III Экономикс а) неоклассическое направление;  б) кейнсианство и его эволюция;  в) монетаризм, экономика предложения, теория рациональных ожидании;  г) новая политическая экономия – теория общественного выбора;  д) критика экономикс – институционализм и неоинституционализм. а)  б)  в)      г)    д)   3. В развитии предмета экономической теории выделяют три этапа: экономию, политическую экономию, экономике. В политической экономии, в свою очередь, определяют два направления: А – политическая экономия богатства и Б – политическая экономия труда. Укажите, кого из названных ниже мыслителей можно отнести к группе А, а кого – к группе Б: А.

 

Смит, У. Петти, Антуан де Монкретьен, Д. Рикардо, К. Маркс, Ф. Кенэ, Ф. Энгельс, В.И. Ленин.

 

4. Представления русского мыслителя XVIII в. И. Посошкова о богатстве ближе всего к:   а) меркантилизму;   б) теории физиократов;   в) взглядам классиков английской политической экономии.

 

5.

 

Экономическая теория, выражающая интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала, – это:   а) меркантилизм;   б) теория физиократов;   в) маржинализм;   г) марксизм.

 

6. Проанализируйте содержание нижеперечисленных экономических реформ в России от Петра I до наших дней и назовите экономические концепции (доктрины), под влиянием которых они осуществлялись:   а) реформы Петра I, направленные на развитие мануфактурного производства и торговли;   б) реформы Александра II, предусматривавшие общую либерализацию и стимулирование промышленности;   в) реформы С.Ю.

 

Витте, направленные на переход к золотомонетному обращению;   г) реформы П.А. Столыпина, предусматривавшие “разобщинивание” крестьян;   д) “военный коммунизм” большевиков 1919-1921 гг.;   е) НЭП, обоснованный В.И.

 

Лениным (20-е годы);   ж) “Великий перелом” И.В. Сталина;   з) реформы Н.С. Хрущева 1953-1956 гг.;   и) реформы А.Н.

 

Косыгина 1965 г.;   к) реформы М.С. Горбачева 1987-1991 гг.   7. Шоковая терапия Е. Гайдара опиралась на теорию:   а) кейнсианства;   б) монетаризма;   в) марксизма.   8.

 

Определите утверждения, относящиеся к микро- и макроэкономике:   а) правительство осуществляет политику либерализации цен;   б) отсутствие дождей в течение продолжительного времени вызвало в центральных районах России падение урожайности зерновых;   в) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции;   г) снижение налоговых ставок призвано способствовать оживлению деловой активности в стране;   д) размер стипендии студента зависит от среднедушевого дохода его семьи или личного дохода студента.   9. Микроэкономика может быть определена как область экономической науки, которая изучает:   а) экономическое поведение отдельных групп потребителей, фирм и собственников ресурсов;   б) экономическое поведение отдельных фирм;   в) отношения между отдельными представителями разных классов.   10. Макроэкономика определяется как область экономической теории, изучающая:   а) роль государства в экономике;   б) глобальные тенденции экономического развития человечества;   в) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом.   11. Определите, где нормативные, а где позитивные суждения:   а) низкие цены на бензин приводят к большему потреблению бензина;   б) цены на хлеб должны быть низкими;   в) бедные не должны платить налоги;   г) ограничение ввоза иностранных автомобилей повысит прибыли отечественных автозаводов и поэтому желательно;   д) увеличение пошлин на иностранные автомобили повысит зарплату в отечественной автомобильной промышленности;   е) необходимо устранить дефицит государственного бюджета;   ж) устранение дефицита госбюджета приведет к уменьшению процентных ставок.   12. Верны ли следующие утверждения:   а) анализ относится к формам умозаключения (да, нет);   б) экономическая наука отличается от естественных наук невозможностью постановки контролируемого эксперимента (да, нет)?   13. Назовите элементы синтеза и анализа в методе экономической теории:   а) расчленение исследуемого явления на составные части;   б) переход мышления от конкретного к абстрактному;   в) соединение родственных между собой элементов, воссоздание из частей целого;   г) переход от абстрактного к конкретному.   14. Выделите характерные признаки экономических законов и законов природы:   а) носят объективный характер;   б) не зависят от воли людей;   в) имеют значительную продолжительность существования;   г) имеют ограниченное время существования;   д) исчезают по мере изменения естественных и социальных условий существования человеческого общества.   15. Разберитесь в ситуации.   Обратимся к двум концепциям: “теории порядка” (Германия) и “конституционной экономике” (США).

 

“Теория порядка” явилась предтечей концепции социальной рыночной экономики.   Термин “социальное рыночное хозяйство” стал широко известен в связи с экономической политикой, проводившейся в Западной Германии после второй мировой войны министром экономики Людвигом Эрхардом.

 

Концепция социального рыночного хозяйства формировалась в атмосфере всеобщего хаоса в стране, где старый тоталитарный режим – “центрально-управляемое хозяйство”, – рухнул, а “меновое хозяйство” уже успело предстать в форме анархии и “черного рынка”.

 

Без наведения порядка было немыслимо возрождение страны.

 

Поэтому появившаяся в 30-40-е годы “теория порядка” послужила методологической основой социального рыночного хозяйства в ФРГ.   Концепция “конституционной экономики” возникла в 60-е годы в США не в хаотичном, а в процветающем “обществе массового потребления”. Поэтому она воспринималась как напрасные жалобы университетских профессоров, не согласных с практикой кейнсианского регулирования. Они сформулировали набор фундаментальных правил, регулирующих рыночное хозяйство, которые должны были быть закреплены Конституцией и тогда могли бы избавить общество от засилья государственных чиновников – “искателей политической ренты”.   Парадокс обеих теорий заключается в том, что они стремились ослабить воздействие государства на рыночную экономику, опираясь на государство, достаточно сильное, чтобы навязать обществу правила игры и контролировать их соблюдение.   Проанализируйте обе концепции применительно к экономической и политический ситуации современной России.   II. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ, ГРАФИКИ, ФОРМУЛЫ   В данном Задании № 1 в разделе III предлагаются графические задачи. Чтобы их решить, необходимо иметь элементарное представление о графиках.   ГРАФИК ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ (НАПРИМЕР, МЕЖДУ КОЛИЧЕСТВОМ ОСАДКОВ В МЕСЯЦ И ПРОДАЖЕЙ ЗОНТИКОВ).   Независимая переменная (количество осадков) помещается на горизонтальной оси, а зависимая (продажа зонтиков) – на вертикальной оси.

 

(Справедливости ради следует сказать, что принятый порядок иногда меняется.)   Когда величины обеих переменных изменяются в одном и том же направлении, между ними существует положительная, или прямая, зависимость. Она изображается на графике в виде восходящей линии.   Наклон восходящей линии является положительным, а нисходящей – отрицательным.   Если с изменением значения независимой переменной значение зависимой не меняется, линия имеет нулевой наклон.   Если одному и тому же значению независимой переменной соответствует бесконечное число значений зависимой, то наклон линии равен бесконечности (см. рис. 1-4).   На рис.

 

1-4 показаны простейшие зависимости, выраженные прямой линией.   В действительности зависимости носят более сложный характер и изображаются кривыми (см. рис. 5-6).

 

Наклон функций может меняться, переходя из положительного в отрицательный, и наоборот (см. рис. 7-8).   Графическое изображение простейших (линейных) зависимостей     Определение наклона кривых     III. ЗАДАЧИ   16. С учетом вышесказанного изобразите содержащуюся в табл. 2 информацию графически.   Таблица 2   Зависимость между доходом и потреблением  Доход  (за неделю, долл.) Потребление  (за неделю, долл.) Точки 0 50 А 100 100 В 200 150 С 300 200 Д 400 250 Е (См. К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю, Экономикс. Т. 1 – М.: Республика, 1993. – С. 29.)   Какая зависимость (положительная или отрицательная) существует между этими двумя рядами данных?

 

Какая линия (восходящая или нисходящая) характеризует их зависимость ?

 

17.

 

На основе содержащейся в табл. 3 информации покажите графически, как изменяется посещаемость театра по мере изменения цен на билеты.   Таблица 3   Зависимость между ценой на билеты и числом посетителей  Цена билета(долл.) Число посетителей(тыс.) Точки 25 0 А 20 4 В 15 8 С 10 12 D 5 16 Е 0 20 F (См. K.P. Макконнелл, С.Л. Брю, Экономикс, Т. 1. – М.: Республика, 1993.

 

– С. 30.)   Какая зависимость (положительная или отрицательная) существует между этими двумя рядами данных?   Какая линия (восходящая или нисходящая) характеризует их зависимость?   IV. ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЮ № 1   1.

 

а) меркантилизм; б) классическая политическая экономия; в) марксизм; г) маржинализм.   2. I. Экономия: а) античное общество – Ксенофонт, Платон, Аристотель и другие; б) средневековые ученые-схоласты – Фома Аквинский, Иоанн Скотт и другие. II. Политическая экономия: а) Т. Мен, А.

 

Монкретьен, Петр I, И. Посошков и другие; б) Ф. Кенэ, А. Смит, Д. Рикардо и другие; в) К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и другие; г) К. Менгер, У. Джевонс, Л. Вальрас и другие.

 

III. Экономикс: а) А. Маршалл, И. Шумпетер и другие; б) Дж.М. Кейнс, Р. Харрод, Е. Домар и другие; в) М. Фридмен, А. Лаффер, М.

 

Эванс, Р. Лукас и другие; г) Дж. Бьюкенен, Д.

 

Мюллер и другие; д) Т. Веблен, У. Митчелл, Дж.

 

Гэлбрейт, Г. Мюрдаль и другие.   3. Группа А: А. Смит, У. Петти, Антуан де Монкретьен, Д. Рикардо, Ф. Кенэ. Группа Б: К. Маркс, Ф.

 

Энгельс, В.И. Ленин.

 

4.

 

а). 5. а).   6. а) влияние идей меркантилизма; б) идеи классической политэкономии; в) неоклассические идеи; г) идеи либерального “здравого смысла”; д) попытка реализации доктрины марксизма путем натурализации хозяйства; е) концепция переходной экономики В.И. Ленина; ж) утрированные идеи марксизма; з) идеи “возвращения к истинному марксизму-ленинизму”; и) идеи советских экономистов-“рыночников” (либерманизация); к) влияние советских экономистов-“рыночников” и социал-демократических идей.   7.

 

б).   8.

 

Помня об известной условности деления на микро- и макроэкономику, к последней можно отнести пункты: а), в), г).

 

9. а). 10. в). 11.

 

Нормативные: б), в), е).

 

Позитивные: а), г), д), ж). 12. а) – да; 12. б) – нет. 13. Синтез: в), г). Анализ: а), г). 14. Экономические законы: а), б), г), д). Законы природы: а), б), в).   16.

 

Поскольку определяющим фактором здесь выступает доход, то он отмечается на горизонтальной оси графика. Потребление является переменной, зависящей от дохода, поэтому оно представлено на вертикальной оси графика.     График свидетельствует, что между доходом и потреблением существует прямая, или положительная, зависимость. Когда между двумя рядами данных существует положительная зависимость, они всегда изображаются в виде восходящей линии.   17. Здесь мы видим отрицательную, или обратную, связь между ценами на билеты и числом посетителей. Две переменные изменяются в противоположных направлениях. Обратная связь изображается в виде нисходящей линии.    ЗАДАНИЕ № 2  ( Вопрос 3. Основы общественного производства: простые моменты процесса труда, общественный продукт и его движение  Вопрос 4. Естественные и социальные условия жизни.  Проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей  Вопрос 5.

 

Факторы производства, их взаимодействие и комбинация. Производственная функция  Вопрос 6. Кривая производственных возможностей.

 

Закон возрастания дополнительных затрат)   I. ТЕСТЫ И СИТУАЦИИ   1. Разграничьте средства и предметы труда;   а) инструменты, механизмы, машины, автоматы;   б) полезные ископаемые, данные природой;   в) трубы, сосуды, бочки, цистерны;   г) здания, дороги, каналы;   д) сырье, поступающее в дальнейшую обработку   2. Разграничьте материальные, духовные и социальные потребности:   а) одежда;   б) ремонт автомобиля;   в) участие в городском субботнике;   г) консультация юриста;   д) жилье;   е) потребность фирмы в автотранспорте;   ж) благотворительность;   з) удаление апендикса;   и) посещение филармонических концертов;   к) посещение лекции по архитектуре города.   3. Три основных фактора производства – это труд, земля (природные ресурсы), капитал (капитальные затраты).

 

Какая из нижеперечисленных групп включает в себя все три составляющие:   а) воздух, ученые, автомобили;   б) предприниматели, деньги, рента;   в) рабочие, станки, здания;   г) нефть, газопровод, ювелирные изделия?   4. Может ли считаться добыча полезных ископаемых процессом производства (да, нет)?   5. Является ли перевозка радиоактивных отходов процессом производства (да, нет)?   6. Является ли спекуляция процессом производства (да, нет)?   7. Как Вы считаете, поиск покупателями дефицитных продуктов является ли производительной деятельностью (да, нет)?   8. Верны ли следующие утверждения:   а) проблема редкости ресурсов разрешима на пути ограничения потребностей (да, нет);   б) ограниченное благо обязательно является редким (да, нет);   в) линия производственных возможностей показывает максимальное количество благ, которое можно произвести в данной экономической системе с данными ресурсами (да, нет);   г) продукты питания не являются ресурсами (да, нет)?   9. Предположим, Вам нужно увеличить производительность труда. Какая из перечисленных мер сможет оказаться наиболее полезной:   а) препятствовать внедрению технологий, экономящих ручной труд;   б) ужесточить контроль за загрязнением окружающей среды;   в) увеличить капитальные вложения;   г) уменьшить затраты на образование?   10.

 

Предельная норма технического замещения труда капиталом равна 2. Для того, чтобы обеспечить прежний объем производства продукции при сокращении использования труда на 4 единицы, необходимо увеличить использование капитала:   1) на 1/2 единицы;   2) на 4 единицы;   3) на 8 единиц;   4) необходима дополнительная информация.   11. Проблема редкости может быть решена, если:   а) люди смогут отказаться от конкуренции в пользу сотрудничества;   б) будут открыты неисчерпаемые источники энергии;   в) все страны мира станут постиндустриальными обществами;   г) все сказанное неверно.

 

12. Предположим, что все ресурсы в экономической системе используются таким образом, что наращивать производство одного продукта можно, только сокращая производство другого.   Экономист назовет такую ситуацию:   а) эффективной;   б) неэффективной;   в) административно-командной системой;   г) экономическим кризисом.   13. Можно ли по рисунку кривой производственных возможностей ответить на следующие вопросы:   а) осуществимы ли комбинации выпуска продукции, если все они расположены с внешней стороны кривой производственных возможностей (да, нет);   б) возможен ли выбор, если разные комбинации выпуска находятся внутри этой кривой (да, нет)?   14.

 

В 1984 и 1985 гг.

 

угольная промышленность Англии бездействовала из-за забастовки. Как это повлияло на положение кривой производственных возможностей английской экономики:   а) точка сместилась по правую сторону кривой;   б) точка сместилась внутрь кривой;   в) точка расположилась на кривой трансформации?   15.

 

Альтернативная стоимость строительства новой школы это:   а) затраты на наем учителей для новой школы;   б) стоимость строительства школы в будущем;   в) прочие товары и услуги, от которых отказались ради строительства новой школы.

Прокрутить вверх