Разработку категориально-понятийного аппарата прикладной культурологии кафедра социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств под руководством автора начала в 1987 году. За 12 лет осуществлен контент-анализ более 800 монографий, словарей и других научных изданий, в процессе которого выявлено почти 300 определений культуры и прослежена трансформация этого понятия от Платона, Марка Порция Катона и Цицерона до С.Пудендорфа, который в XYII веке дал определение культуры, приближенное к современному значению, и культурологов ХХ столетия, сформировавших взгляды и на культуру во всем ее единстве и многообразии, и на ее ведущие компоненты.
Эффективность методологии и методики научного поиска во многом предопределялась тем, что в предшествующее десятилетие было осуществлено исследование, которое ограничивалось такой составной частью социально-культурной деятельности, как культурно-просветительная работа1, но, тем не менее, позволило успешно апробировать технологию вычленения стержневых понятий, группировки наиболее близких терминов, качественной оценки приоритетности анализируемых значений.
В процессе научного анализа теории вопроса и социально-культурной практики в первую очередь вычленялись т е р м и н ы, т.е. слова или сочетания слов, отражающих специфику культурологии. На втором этапе выявлялись п о н я т и я, выражавшие существенные свойства, специфические признаки, связи и отношения предметов и явлений в сфере культуры. Наконец, на третьем — формировались к а- т е г о р и и как наиболее общие и фундаментальные понятия, характеризующие самые существенные и закономерные связи и отношения социально-культурной деятельности и ее отражение в системе культурологического знания. Существенное место в разработке культурологического словаря занимает анализ терминов и понятий, издавна сложившихся в искусствознании, литературоведении, театроведении, музееведении, парковедении, клубоведении, музыковедении, киноведении и иных науках, отражающих то или иное направление функционирования духовной жизни, которые ныне интегрирует фундаментальная и прикладная культурология. Научная разработка категориально-понятийного аппарата имеет существенное значение для любой науки. Однако для культурологии, объектом которой выступает сверхэмпирический уровень культуры, отраженный в слове, знаке, справке, образе и других «текстах», эта значимость многократно повышается. Специфика культурологии, в основе своей интегрирующей знания о фактах, явлениях и процессах культуры, обобщенных и отраженных в философии, литературе, искусстве, истории, археологии, этнологии, религиоведении, социологии и других науках, обусловила целесообразность опереться на герменевтику, которая помогла правильно истолковать различные тексты. Наиболее сложной представилась задача объять все многообразие культуры во времени и пространстве; на уровне личности, группы или общества; в сфере труда, познания, быта и досуга; материальной и духовной; высокой и обыденной; национальной и общечеловеческой; нравственной, экономической, политической, правовой, экологической, эстетической, религиозной, физической и т.п.
Существенную роль в решении этой задачи сыграла общественная и профессиональная экспертиза, в процессе которой более 30 ученых в области философии и культурологии и почти 200 специалистов вузов, учреждений культуры и органов управления социально-культурной сферой дали свои заключения о представленном на их обсуждение проекте культурологического тезауруса. Определение роли культурологии в сложившейся на рубеже III тысячелетия системе гуманитарного знания, выявление взаимосвязи культурологии со смежными науками и раскрытие ведущих компонентов культурологии позволило обосновать ее структуру, в рамках которой оказалось возможным уточнить место прикладной культурологии как предмета науки и социальной практики, предопределяющей методологию и методику вовлечения человека в мир культуры. Категориально-понятийный аппарат прикладной культурологии, как правило, формируется в монографиях, сборниках научных трудов, тезисах теоретических конференций, учебных пособиях и иных публикациях, отражающих узловые идеи и концепции данного направления науки. Все это предопределило целесообразность обобщить ведущие проблемы прикладной культурологии, которые отражены в этих трудах. В первую очередь это: Классификация функций культуры и вытекающих из них направлений прикладной культурологии. Социально-педагогические механизмы прикладной культурологии, способствующие раскрытию многообразия и обеспечению диалога и взаимовлияния культур.
Концепция эволюционизма, диффузионизма, социодинамики культуры, культурно-исторических типов и локальных цивилизаций как теоретическая база дифференциации и интеграции современной социально-культурной деятельности. Реализация гуманистических и просветительных концепций культуры.
Истоки и природа традиций духовной жизни россиян и роль прикладной культурологии в сохранении и дальнейшем обогащении культурного наследия. Игра как явление культуры и игровые формы социально-культурной деятельности. Концепция формирования духовного мира человека в философии, психологии и культурологии и личностно ориентированный процесс приобщения индивида к культуре. Символика культуры и развитие празднично-обрядовых форм социально-культурной деятельности. Реализация нравственно-эстетического потенциала культуры; использование художественной культуры как средства духовного развития личности. Традиции народной культуры в современной прикладной культурологии. Закон приоритетности культуры в общественном развитии и роль прикладной культурологии в обеспечении культуры труда, познания, быта, досуга, социальных отношений, делового и личностного общения. Тенденции развития прикладной культурологии в свете прогностических концепций культуры. Культурология личности.
Хоминизация индивида (формирование общегуманистических нравственных качеств, культуры речи, физической и психологической культуры). Социализация индивида (вовлечение в процесс непрерывного просвещения: формирование гражданских качеств; экономической, политической, правовой, экологической культуры). Инкультурация личности (приобщение человека к достижениям отечественной и мировой культуры; эстетическое воспитание; вовлечение в культурную деятельность). Индивидуализация личности. Культурология семьи и быта. Формирование культуры семейных отношений и межличностного общения.
Семейные праздники как атрибут духовной культуры. Культурология социальной жизни. Формирование культуры труда и деловых отношений. Стимулирование социально-культурной активности. Формирование культурной среды и здорового образа жизни, создание условий духовного развития, общения с природой, занятий физкультурой и спортом. Культурология досуга. Аксиология досуга.
Изучение, удовлетворение и дальнейшее развитие духовных интересов и потребностей разных групп населения.
Инфраструктура общественного, семейного и индивидуального досуга. Обеспечение рекреации, зрелищно-игрового и спортивно-оздоровительного досуга.
Развитие художественного, технического и прикладного творчества. Сохранение и обогащение празднично-обрядовой культуры. Экономика и правовое обеспечение культурно-досуговой деятельности. Осуществление и реализация федеральных, региональных, муниципальных и ориентированных на конкретную общность культурно-досуговых программ. 6.2. Ведущие области культурологии I. Фундаментальная культурология 1. Теория культуры — философия культуры; — аксиология культуры; — социология культуры; — экономика культуры; — экология культуры; — правовые основы культуры; — семиотика культуры; — сравнительная культурология.
1. История мировой и отечественной культуры — культурная антропология; — история художественной, религиозной, философской, политической, экономической, нравственной, правовой, экологической культуры; — культурное наследие; — история культурологических учений. 1. Дифференциальная культурология — культурология социальных общностей (сословий, классов, слоев, профессий, возрастных групп и т.д.); — этнология культуры (культура племен, народностей, наций); — культура поселений (городская, сельская культура, культура больших и малых городов, другие региональные и историко-территориальные формы функционирования культуры). 1. Культурология социальной жизни — культура труда и деловых отношений; — культура общественно-политической жизни; — культура управления; — культура поведения и неформального общения; мода; этикет. 1. Культура семьи и быта — культура семейных отношений; — бытовая культура; — культура семейного воспитания; — культура здорового образа жизни. 1. Художественная культура — народная культура; — фольклористика; — искусствознание; литературоведение, театроведение, музыковедение, киноведение, искусство дизайна и т.д.; — празднично-обрядовая культура; — эстетика как культурология искусств. 1.
Нравственная культура — нравственные идеалы; — нравственные ценности человечества; — гуманистические основы культуры; — этика культурной деятельности. Структура фундаментальной культурологии включает в себя наряду с нравственной культурой такие области культуры, как: — экономическая культура; — политическая культура; — правовая культура; — экологическая культура; — эстетическая культура; — физическая культура; — культура познавательной, научной, художественно-творческой и иной социально и личностно значимой деятельности; — религиозная культура; — массовая культура и массовые коммуникации; — субкультура; — профессиональная культура и т.д. II. Прикладная культурология Теоретические основы прикладной культурологии — сущность прикладной культурологии; — объект и предмет прикладной культурологии; — цель, задачи и социальные функции прикладной культурологии; — методологическое и методическое обеспечение социально-культурной деятельности; — средства, методы и формы социокультурного просвещения и культурно-творческой деятельности.
Культурная политика и социально-культурное проектирование — сущность культурной политики: принципы, приоритеты, объект, предмет; — проективная культурология; виды и уровни социально-культурного проектирования; методология и методика разработки и реализации культурных программ; — методика изучения, удовлетворения и возвышения духовных интересов и потребностей людей; — культурная среда; развитие инфраструктуры социально-культурной сферы; социокультурная адаптация и анимация; — — правовое, экономическое, политическое и духовное обеспечение социально-культурной деятельности. Культуроохранительная деятельность — непреходящие ценности человечества и условия их сохранения; — методика формирования экологической культуры; — социальные институты экологического воспитания; — культуроохранительная деятельность социальных институтов разных типов (музеи, заповедники, библиотеки, реставрационные учреждения, архивы и т.д.); — общественно-экологические движения за сохранение природной среды и памятников истории и культуры. Формирование культуры личности — культурная преемственность и формирование социально-культурного опыта подрастающих поколений; — хоминизация индивида (формирование физической, санитарно-гигиенической культуры, основ культуры речи и общения, общегуманистических нравственных качеств); — социализация индивида (вовлечение в процесс непрерывного просвещения; формирование гражданских качеств; нравственной, экономической, политической, правовой, экологической культуры; культуры познавательной деятельности, труда, быта, семейных и деловых отношений); — инкультурация личности (приобщение человека к достижениям отечественной и мировой культуры, к системе сложившихся в обществе ценностных и нормативно-регулятивных установок; формирование здорового образа жизни; культуры досуга); — индивидуализация личности (стимулирование развития способностей и дарований человека как высшей ценности культуры; реализация культурно-творческих потенций личности). Культурологическое просвещение и вовлечение личности в социально-культурную деятельность — методология и методика культурологического просвещения формирующегося информационного общества XXI века ; — методика вовлечения различных групп населения в социальное, художественное и техническое творчество; — социально-культурная деятельность как педагогическая система; методика преобразования объекта социально-культурного воздействия в субъект социально-культурного творчества; — сценарно-режиссерские основы художественного просвещения и организации социально-культурной деятельности; — менеджмент в социально-культурной сфере. Формирование коммуникативной культуры — развитие культуры речи (от основ речевого общения к ораторскому искусству); — культура как предметный мир; жилище; интерьер; мебель; питание; костюм; техника и быт; современная база индивидуального и семейного потребления культурной информации; — мода; внешний вид; искусство движения; — имидж и социально-психологические факторы его формирования; — деловой и светский этикет; стереотипы и творчество в деловом, межличностном и игровом общении. Ведущие сферы и социальные институты реализации созидательной культурологии — формирование культуры в условиях непрерывного просвещения, профессионально-трудовой и общественно-политической деятельности, семейно-бытовых отношений и досуговой сферы; — культуротворческие функции государства, политических партий, социальных движений, религиозных конфессий, общественных организаций, творческих союзов, самодеятельных объединений; — социально-культурная деятельность семьи, учебных заведений, трудовых коллективов, воинских частей, учреждений социальной защиты, средств массовой информации; — социально-культурные функции театрально-зрелищных, санаторно-курортных, экскурсионно-туристских, спортивно-оздоровительных, коммерческо-развлекательных учреждений; — культурно-просветительные учреждения (учреждения клубного типа, библиотеки, парки, музеи, кинотеатры, лектории, центры молодежного досуга, учреждения дополнительного образования, игротеки, зоопарки, ботанические сады, планетарии и т.д.) в системе формирования культуры и развития социально-культурного творчества. Культурология досуга — аксиология досуга и формирование досуговой культуры личности; — инфраструктура общественного, семейного, индивидуального досуга; — обеспечение рекреации, зрелищно-игрового и спортивно-оздоровительного досуга; — развитие различных форм любительского творчества; — сохранение и обогащение празднично-обрядовой культуры; — экономика и правовое обеспечение культурно-досуговой деятельности; — осуществление стратегии досуга; разработка и реализация федеральных, региональных, муниципальных и дифференцированных на конкретную общность культурно-досуговых программ. Прикладная культурология как вид профессионально-трудовой деятельности — профессиограмма современного специалиста в области прикладной культурологии; — становление и развитие культурологического образования; — прикладной культуролог как теоретик, методист и организатор социально-культурной деятельности; — организация социально-культурной деятельности как форма сохранения и дальнейшего развития духовных традиций российской интеллигенции; — профессиональная этика специалиста прикладной культурологии. 6.3. Исходные понятия фундаментальной (теоретической) культурологии Наиболее распространенные определения культуры КУЛЬТУРА (от латинского cultura) — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание; культура — специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в процессе и результатах материального и духовного производства, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Философский энциклопедический словарь.
М., 1983 КУЛЬТУРА — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации и качестве деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Советский энциклопедический словарь. М., 1982 КУЛЬТУРА — социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (создание ценностей, норм, знаковых систем и т.д.) и распредмечивания (освоение культурного наследия), направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека.
Философский словарь / Под ред.И.Т. Фролова. М., 1987 КУЛЬТУРА — совокупность программ духовной деятельности людей, несущих в себе накопленный народом ценностно-организационный опыт, идеалы жизни, нравственности, социальных отношений, общения. Ахиезер А.С.
Россия: критика исторического опыта. В 3-х т. М., 1991 КУЛЬТУРА — феномен, рожденный незавершенностью, открытостью человеческой природы, развертыванием творческой деятельности человека, направленной на поиск сакрального смысла бытия. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995 КУЛЬТУРА — это система регулятивов человеческой деятельности, несущая в себе аккумулированный опыт, накопленный человеческим разумом.
Давидович В.Е., Жданов Ю.А.
Сущность культуры. Ростов-на-Дону, 1979 КУЛЬТУРА — система духовного производства, охватывающая создание, хранение, распространение и потребление духовных ценностей, взглядов, знаний и ориентаций, т.е. все то, что составляет духовный мир общества и человека. Ерасов Б.С. Социальная культурология.
М., 1988 КУЛЬТУРА — социально значимая творческая деятельность в диалектической взаимосвязи ее результативности (определенной в нормах, ценностях, традициях, знаковых и символических системах и т.д.) и ее процессуальности, предполагающей освоение (распредмечивание) людьми уже имеющихся результатов творчества, т.е. превращение богатства опыта человеческой истории во внутреннее богатство индивидов, вновь воплощающих содержание этого богатства в своей социальной деятельности, направленной на преобразование действительности и самого человека. Злобин Н.С.
Культура и общественный процесс. М., 1980 КУЛЬТУРА — многогранное, сложное, исторически развивающееся общественное явление, способ освоения действительности, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности.
Иконникова С.Н. История культурологии.
Идеи и судьбы.
СПб., 1996 КУЛЬТУРА — саморазвивающаяся система и форма бытия, порожденная деятельностью человека. Она включает в себя: 1) «сверхприродные» качества человека, т.е. такие, которые не даны ему от природы, а формируются у него (на основе данных природой возможностей) в ходе общественной жизни; 2) многообразие предметов — материальных, духовных, художественных, — которые составляют «вторую природу», возникающую благодаря деятельности человека; 3) «сверхприродные» (в том же смысле, что и качества человека) способы деятельности, с помощью которых люди «опредмечивают» (воплощают) и «распредмечивают» (извлекают) содержание, заложенное в продуктах их деятельности; 4) общение как способ реализации потребности людей друг в друге. Каган М.С. Философия культуры.
СПб., 1996 КУЛЬТУРА — социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб., 1997 КУЛЬТУРА — процесс прогрессирующего самоосвобождения человека.
Язык, искусство, религия, наука — различные фазы этого процесса. Кассирер Э.
Лекции по философии и культуре /Культурология. ХХ век. Антология. М., 1995 С.104-162 КУЛЬТУРА — исторически конкретная система способов и результатов развития сущностных сил человека, функционирующая в целях удовлетворения потребностей общества, отдельных социальных групп и личности. Круглова Л.К. Основы культурологии. СПб., 1995 КУЛЬТУРА — процесс и результат внеприродного бытия человека, способ преобразования его природных задатков и возможностей, условие развития творческих способностей личности и гуманизации общества.
Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологии. СПб., 1996 КУЛЬТУРА — деятельно-практическое единство человека с природой и обществом; это производство самого человека во всем богатстве и многосторонности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия. Межуев В.М. Культура и история. М., 1977 КУЛЬТУРА — единство всех форм традиционного поведения. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988 КУЛЬТУРА — совокупность интеллектуальных элементов, имеющихся у данного человека или группы людей и обладающих некоторой стабильностью, связанной с тем, что можно назвать «памятью мира» и общества — памятью, материализованной в библиотеках, памятниках и языках. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973 КУЛЬТУРА — система коллективно разделяемых смыслов, ценностей, убеждений, норм и образцов поведения, присущих тем или иным индивидам или сообществам.
Радугин А.А. Философия: курс лекций.
М., 1998.
272 с. КУЛЬТУРА — совокупность материальных и духовных предметов человеческой деятельности; духовных процессов, состояний человека и видов его деятельности. Культура означает все то, что создано руками и разумом человека, что отличает его от животных, а общественную жизнь — от природной. Культура передается от поколения к поколению посредством традиций, языка, обучения и подражания, а не путем биологического наследования. Она усваивается личностью в процессе ее социального становления; включает в себя главным образом распространенные и общепринятые образцы и в меньшей степени — индивидуально значимые действия. Соколов Э.В. Культурология.
М., 1994 КУЛЬТУРА — аспект сверхорганического универсума, охватывающий представления, ценности, нормы, их взаимодействия и взаимоотношения.
Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992 КУЛЬТУРА — комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества.
Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989 КУЛЬТУРА — совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным; заученных форм человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира. Культура есть «возделанная» среда обитания людей, организованная посредством специфических человеческих способов (технологий) деятельности и насыщенная продуктами (результатами) этой деятельности; мир «возделанных» личностей, чье сознание и поведение мотивируется и регулируется уже не столько биологическими, сколько социальными интересами и потребностями, общепринятыми нормами и правилами их удовлетворения.
Флиер А.Я. Культура/ Культурология. ХХ век. Словарь. СПб., 1997.
С.203 — 209 КУЛЬТУРА — слово, которое характеризует всю совокупность достижений и институтов, отделивших нашу жизнь от жизни звероподобных предков и служащих двум целям: защите человека от природы и упорядочиванию отношений людей друг с другом. Фрейд З. Тотем и табу. М., 1992 КУЛЬТУРА — это прежде всего реализация верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993 КУЛЬТУРА — это совокупность продуктов человеческой деятельности, материальных и нематериальных ценностей и признанных способов поведения, объективизированных и принятых в каких-то общностях и передаваемых другим общностям и поколениям. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии.
М., 1969 КУЛЬТУРА — это совокупность созданных человеком духовных и материальных ценностей, предметов и способов непрерывного воспроизводства социального наследия в области экономики, политики, техники, науки, искусства и самого человека как наивысшей ценности цивилизации; это качество жизни, отражающее определенную ступень общественно-исторического развития и коллективный интеллект человечества; это средство самоорганизации, саморегуляции и самоутверждения личности, стимулирования развития ее творческих потенций. КУЛЬТУРА — это сотворенная людьми среда их обитания, форма созидания и наиболее полного выражения человеческой природы как процесса создания, освоения, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества. Опорные категории и термины теории культуры КУЛЬТУРОЛОГИЯ — это наука о культуре во всем ее многообразии и единстве; область гуманитарного знания о сущности, природе и закономерностях возникновения, становления, развития и функционирования культуры. ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ) КУЛЬТУРОЛОГИЯ — отрасль культурологии, исследующая культуру как сложную, саморазвивающуюся социальную систему и форму бытия, порожденную «сверхприродными» качествами и способами деятельности человека; как совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, приемов и способов непрерывного воспроизводства социального наследия в области экономики, политики, техники, науки, искусства и самого человека как наивысшей ценности цивилизации; как средство самоорганизации, саморегуляции и самоутверждения личности. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ — совокупность предназначений и социальных ролей, которые способна выполнять культура по отношению к человеку и сообществу людей.
Функции культуры: — преобразовательная (освоение и преобразование мира); — защитно-адаптивная (экологическое равновесие человека и среды); — коммуникативная (общение, язык, техника связи); — сигнификативная (создание знаковой системы действительности); — охранительная (накопление и хранение информации); — «психологической разрядки» (игра, праздник, рекреация). (Функции культуры обоснованы Э.В.Соколовым. См.: Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 1989) МОДАЛЬНОСТИ КУЛЬТУРЫ — (мера, способы функционирования): 1. Человеческая — совокупность внебиологически обретаемых потребностей, способностей, умений, навыков. 2.
Деятельная — вырабатываемые способы опредмечивания, распредмечивания, общения. 3. Предметная — «вторая природа» людей, выраженная в их творениях.
СУБЪЕКТЫ КУЛЬТУРЫ — носители активности в области создания, освоения, сохранения, распространения и дальнейшего развития духовных и материальных ценностей. Субъектами культуры могут выступать: — индивид, личность, индивидуальность; — семья; — малая (контактная) группа; — классы, сословия, иные большие группы населения; — этносы; — региональные сообщества; — человечество. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ КУЛЬТУРЫ: — учебно-воспитательные учреждения; — трудовые коллективы; — войсковые соединения; — учреждения искусств; — культурно-досуговые учреждения; — санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения; — средства массовой информации; — политические партии; — религиозные конфессии; — общественные объединения; — государство. ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — это система единых ценностей, образцов духовной жизни и миропонимания, которые выработало человечество на протяжении своего развития. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА — процесс и результат развития и функционирования совокупности форм общественного сознания (нравственного, эстетического, экономического, политического, правового, религиозного и т.д.), проявившегося в науке, искусстве, просвещении, образовании и иных сферах бытия и реализации интеллектуально-сущностных сил человека.
ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА — массив способов и плодов деятельности людей, который ориентирован экзистенционально, т.е.
направлен на воплощение, утверждение и развитие человеческой духовности, в отличие от тех форм деятельности, которые — подобно науке и технике, экономике и способам социальной организации — имеют собственную логику существования и развития, независимую от того, благоприятны или враждебны человеку их достижения. Каган М.С. О понятии «гуманитарная культура» и роли гуманитарности на современном этапе истории человечества /День науки в СПб гуманитарном университете профсоюзов 23-24 мая 1996 года.
С.98. ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА — система духовных ценностей, отражающих идеалы современного человека и определяющих направленность личности на добровольное, осознанное служение обществу; это совокупность способов и результатов конструктивной, созидающей деятельности людей, в которой воплощается, утверждается и развивается человеческая духовность. ФУНКЦИИ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ: — ценностно-ориентационная; — нормоориентирующая; — социально-консолидирующая; — индивидуализирующая. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА — культура, порожденная противоречивостью урбанизации, разрушением локальных общностей и другими последствиями научно-технической революции. Эта культура определяется стихийными реакциями населения, стандартизированным характером производства и потребления, широким тиражированием произведений искусства, которые утрачивают свою уникальность.