Культурология. XX век. Энциклопедия. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. – СПб.: Университетская книга; 000 “Алетейя”,1998.447 с. А-Л Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.2. – СПб.: Университетская книга; 000 “Алетейя”,1998.486 с. М-Я ОГЛАВЛЕНИЕ 6 ОТ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ 6 А 11 АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО 12 АБСУРД 13 АВАНГАРД 15 АДАПТАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ 20 АДЛЕР (Adler) Альфред (1870-1937) 22 АДОРНО, Визенгрувд-Адорно (Wiesengrund-Adorno) Теодор (1903-1969) 24 АЗИАТСКИЕ КУЛЬТУРЫ 26 АККУЛЬТУРАЦИЯ 28 АКМЕИЗМ 31 АКСИОЛОГИЯ 33 АЛПАТОВ Михаил Владимирович (1902-1986) 38 АМЕРИКАНОЦЕНТРИЗМ 40 АМЕРИКАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА 42 АМЕРИКАНСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА 51 АМСТЕРДАМСКАЯ ШКОЛА 52 АНГАЖИРОВАННОСТЬ 53 АНДРЕЕВ Даниил Леонидович (1906-1959) 54 АНТИНОМИЧНОСТЬ КУЛЬТУРЫ 58 “АННАЛОВ” ШКОЛА 59 АНТРОПОГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА 59 АНТРОПОЛОГИЯ 61 АНТРОПОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ 67 АНЦИФЕРОВ Николай Павлович (1889-1958) 69 АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ 70 АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич (1888-1977) 73 АРТЕФАКТ 75 АРТЕФАКТ КУЛЬТУРНЫЙ 76 АРХЕОЛОГИЯ 78 АРХЕТИП 84 АРХЕТИПЫ КУЛЬТУРНЫЕ 87 АССИМИЛЯЦИЯ 89 АССМАН (Assmann) Ян (р. 1938) 91 АТТАЛИ (Attali) Жак (р. 1943) 99 АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА 106 АУЭРБАХ (Auerbach) Эрих (1892-1957) 109 АФРОЦЕНТРИЗМ 111 Б 113 БАЛЛИ (Bally) Шарль (1865-1947) 114 БАРНС (Barnes) Харри Элмер (1889-1968) 116 БАРТ (Barthes) Ролан (1889-1968) 118 БАРТ (Barth) Томас Фредерик Вейбю (р. 1928) 121 БАХТИН Михаил Михайлович (1895-1975) 122 БАШЛЯР (Bachelard) Гастон (1884-1962) 126 БЕЙТСОН (Bateson) Грегори (1904-1980) 130 БЕЛЛ (Bell) Дэниел (р.
1919) 132 БЕЛЫЙ Андрей (БУГАЕВ Борис Николаевич) (1880-1934) 135 БЕНВЕНИСТ (Benveniste) Эмиль (р. 1902-1976) 139 БЕНЕДИКТ (Benedict) Рут Фултон (1887-1948) 146 БЕНН (Benn) Готфрид (1886-1956) 148 БЕНУА (Benoist) Ален де (р. 1947) 150 БЕНЬЯМИН (Benjamin) Вальтер (1892-1940) 151 БЕРГЕР (Berger) Питер Людвиг(р. 1929) 154 БЕРГСОН (Bergson) Анри (1859-1941) 155 БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948) 158 БИДНИ (Bidney) Дэвид (1908-1987) 162 БИЛЗ (Beals) Ральф Леон (1901-85) 163 БИОГРАФИЯ 164 БИХЕВИОРИЗМ 169 БИЦИЛЛИ Петр Михайлович (1879-1953) 174 БЛАНШО (Blanchot) Морис (р.
1907) 176 БЛОК Александр Александрович (1880-1921) 178 БЛОК (BIoch) Марк (1886-1944) 183 БОАС (Boas) Франц (1858-1942) 184 БОГАТЫРЕВ Петр Григорьевич (1893-1971) 187 БОГДАНОВ (МАЛИНОВСКИЙ) Александр Александрович (1873-1928) 188 БОДИ-АРТ 195 БОДРИЙЯР (Baudrillard) Жан (p.
1929) 197 БОЙМЛЕР (Baeumler, Baumler) Альфред (1887-1968) 199 БОНХЁФФЕР (Bonhoeffer) Дитрих (1906-1945) 199 БРОДЕЛЬ (Braudel) Фернан (1902-1985) 203 БУБЕР (Buber) Мартин (Мардохай) (1878-1965) 204 БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871-1944) 207 БУЛЬТМАН (Bultmann) Рудольф (1884-1976) 214 БЭСКОМ (Bascom) Уильям (1912-1981) 217 В 217 ВАРБУРГ (Warburg) Аби (1866-1929) 218 ВАСКОНСЕЛОС (Vasconcelos) Xoce (1881-1959) 220 ВАЦУДЗИ Тэцуро (1889-1960) 221 ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (1856-1925) 223 ВЕБЕР (Weber) Альфред (1868-1958) 226 ВЕБЕР (Weber) Макс (Карл Эмиль Максимилиан) (1864-1920) 229 ВЕБЛЕН (Veblen) Торстейн Бунде (1857- 1929) 234 ВЕЙДЛЕ Владимир Васильевич (1895-1979) 236 ВЕЙНИНГЕР (Weininger) Отто (1880-1903) 238 ВЁЛЬФЛИН (Wolfflin) Генрих (1864-1945) 239 ВЕРА 241 ВЕРИФИКАЦИЯ 246 ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович (1863-1945) 254 ВЕРНАДСКИЙ Георгий Владимирович (1887-1973) 258 ВЕРТИКАЛЬ И ГОРИЗОНТАЛЬ 264 ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ 265 ВЕЩЬ 266 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР 267 ВИНДЕЛЬБАНД (Windelband) Вильгельм (1848-1915) 270 ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ 273 ВИТГЕНШТЕЙН (Wittgenstein) Людвиг(1889-1951) 277 ВИТТФОГЕЛЬ (Wittfogel) Карл Август (1896-1988) 281 ВЛАСТЬ 283 ВОЛЫНСКИЙ (Флексер) Аким Львович (1863-1926) 286 ВООБРАЖЕНИЕ 287 ВОРРИНГЕР (Worringer) Вильгельм (1881-1965) 288 ВОСТОКОВЕДЕНИЕ 290 ВРЕМЯ КУЛЬТУРЫ 293 ВУНДТ (Wiindt) Вильгельм Макс (1832-1920) 299 ВЫГОТСКИЙ (Выгодский) Лев Семенович (1896-1934) 301 ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович (1877-1954) 304 Г 307 ГАДАМЕР (Gadamer) Ганс Георг(р. 1900) 308 ГАНСЛИК (Hanslick) Эдуард (1825-1904) 310 ГАРНАК (Harnack) Адольф фон (1851-1930) 312 ГАРТМАН (Hartmann) Николай (1882-1950) 313 ГАРТМАН (Hartmann) Эдуард (1842-1906) 315 ГЕЛЕН (Gelen) Арнольд (1904-1976) 317 ГЕНИЙ 319 ГЕНОН (Guenon) Рене-Жан-Мари-Жозеф (1886-1951) 323 ГЕРМЕНЕВТИКА 325 ГЕРШЕНЗОН Михаил Осипович (1869-1925) 328 ГЕССЕН Сергей Иосифович (1887-1950) 331 ГИЛЬДЕБРАНДТ (Hildebrandt) Адольф (1847-1921) 332 ГИПЕРМАНЬЕРИЗМ 333 ГИПЕРРЕАЛИЗМ 334 ГИРЦ (Герц) (Geertz) Клиффорд (р. 1926) 336 ГЛАКМЕН (Gluckman) Макс (1911-1975) 338 ГОМБРИХ (Gombrich) Эрнст (р. 1909) 341 ГОФФМАН (Goffman) Эрвинг(1922-1982) 343 ГРЕВС Иван Михайлович (1860-1941) 345 ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ 347 ГУМИЛЕВ Лев Николаевич (1912-1992) 356 ГУССЕРЛЬ (HusserI) Эдмунд (1856-1938) 358 Д 362 ДАДА, ДАДАИЗМ 362 ДВОРЖАК (Dvorak) Макс (1874-1921) 364 ДЕКОНСТРУКЦИЯ 366 ДЕЛЁЗ (Deleuze) Жиль (р. 1926) 369 ДЕМПФ (Dеmpf) Алоис (1891-1982) 371 ДЕРРИДА (Derrida) Жак (р. 1930) 373 ДЕ-РОБЕРТИ (Де-Роберти де Кастро де ла Серда) Евгений Валентинович (1843-1915) 376 ДЖЕЙМС, ДЖЕМС (James) Уильям (1842-1910) 378 ДИАЛОГ 380 ДИЛЬТЕЙ (Dilthey) Вильгельм (1833-1911) 383 ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ (или культурная динамика) 388 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ 392 ДИФФУЗИОНИЗМ 393 ДИФФУЗИЯ КУЛЬТУРНАЯ 395 ДОБИАШ-РОЖДЕСТВЕНСКАЯ Ольга Антоновна (1874-1939) 397 ДОИ Такэо (р. 1920) 400 ДОЛЛАРД (Dollard), Джон (р.
1900) 401 ДУССЕЛЬ (Dussel) Энрике (р. 1934) 402 ДУХОВНОЕ ПОЗНАНИЕ 403 ДУХОВНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА 407 ДУША 409 ДЬЮИ (Dewey) Джон (1859-1952) 411 ДЮБИ (Duby) Жорж (р. 1919) 412 ДЮБУА (Du Bois) Кора Элис (р. 1903) 414 ДЮМОН (Dumont) Луи (р. 1911) 415 ДЮРКГЕЙМ (Durkheim) Эмиль (1858-1917) 417 Е 424 Ж 424 З 424 ЗАПАД И ВОСТОК 425 ЗВУКОСМЫСЛ 432 ЗЕДЛЬМАЙР (Sedlmayr) Ганс (1896-1984) 433 ЗЕНЬКОВСКИИ Василий Васильевич (1881-1962) 437 ЗЕРКАЛО 439 ЗЕРНОВ Николай Михайлович (1898-1980) 442 ЗИММЕЛЬ (Simmel) Георг(1858-1918) 444 ЗНАК 448 ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА 452 ЗНАНЕЦКИЙ (Znaniecki) Флориан Витольд (1882-1958) 453 ЗНАНИЕ НЕЯВНОЕ 454 ЗНАЧЕНИЕ 463 И-Й 470 К 470 Л 470 М 470 Н 470 О 470 П 470 Р 470 С 470 Т 470 У 470 Ф 471 Х 471 Ц 471 Ч 471 Ш-Щ 471 Э 471 ЭБНЕР (Ebner) Фердинанд (1982-1931) 472 ЭВАНС-ПРИЧАРД (Evans-Pritchard) Эдвард Эван (1902-1973) 476 ЭВОЛА (Evola) Чезаре Андреа Джулиаию (1898-1974) 478 ЭВОЛЮЦИОНИЗМ 480 ЭГГАН (Eggan) Фредерик Рассел (р.
1906) 485 ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 487 ЭЙКЕН (Eucken) Рудольф (1846-1926) 491 ЭЙХЕНБАУМ Борис Михайлович (1886-1959) 494 ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРФИЛОСОФИЯ 495 ЭКО (Есо) Умберто (р. 1932) 503 ЭЛИАДЕ (Eliade) Мирче (1907-1986) 504 ЭЛИОТ (Eliot) Томас Стернс (1888-1965) 507 ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА 510 ЭЛЛЮЛЬ (Ellul) Жак (р. 1912) 518 ЭНТЕЛЕХИЯ 521 ЭНТРОПИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ 525 ЭРИКСОН (Erikson) Эрик Гомбургер (1902-1994) 527 ЭРИСТИКА в культуре 20 в. ЭРН Владимир Францевич (1882 – 1917) 530 ЭРН Владимир Францевич (1882 – 1917) 542 ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 547 ЭСХАТОЛОГИЯ 552 ЭТНИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ 553 ЭТНОГЕНЕЗ 554 ЭТНОГРАФИЯ 557 ЭТНОГРАФИЯ в России (СССР) 559 ЭТНОЛИНГВИСТИКА 562 ЭТНОЛОГИЯ 570 ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ 583 ЭТНОМУЗЫКОЛОГИЯ 584 ЭТНОЦЕНТРИЗМ 586 ЭТОЛОГИЯ 587 Ю 592 Я 592 Указатель имен для первого тома А-Л 592 Указатель имен для второго тома М-Я 633 ОСНОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ 672 Некоторые аббревиатуры 675 Сокращения в библиографии 675 Названия городов 675 ОТ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ Энциклопедия “Культурология. XX век” представляет собой попытку очертить границы культурологии как интегративной области знания, имеющей своим предметом исторические формы общественного бытия, аккумулирующие социальный опыт коллективной жизнедеятельности людей, воспроизводимые и развиваемые через системы социальной коммуникации.
Культурология формируется на стыке многих наук: культурфилософии, культурной и социальной антропологии, социологии культуры, этнологии, семантики и семиотики, синергетики, культурпсихологии, истории культуры, филологии. Она интегрирует знания различных наук о культуре в целостную систему, формулируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры как таковой, моделируя культурные конфигурации различных эпох, народов, конфессий, сословий, выявляя и систематизируя черты своеобразия различных культурных миров. Культурология – наука о прошлой и современной культуре, ее структуре, функциях, перспективах развития. Она изучает мир человека в контексте его культурного существования, т.е. в аспекте того, чем этот мир является для человека, каким смыслом он для него наполнен. Она исследует системный объект – культуру как форму существования, утонченную, исполненную разума форму жизни, результат символической и практической деятельности, “особый модус общественно-исторического бытия”, охватывающий как высокую культуру, так и повседневность, привычки, верования, вкусы, мифы, стереотипы, “неотчужденную духовность, воплощенную в повседневном существовании с растворенными в нем человекосоразмерными бытовыми культурными символами” (Г.С. Кнабе).
За всем многообразием определений культуры отчетливо проступают две смысловые доминанты, два образа культуры – обобщенные отражения действительности в виде знаний о ней и о методах ее изменения, научных теорий и художественных образов, с одной стороны, и непосредственно жизненное взаимодействие человека с действительностью, общественно-исторически детерминированное отражение форм и способов такого взаимодействия во внутреннем мире людей, их верованиях, убеждениях, вкусах, в их поведении, повседневном быту, отношениях, привычках, нравах – с другой. “Культурология является частью собственного предмета исследования (культуры), как бы ее автоинтерпретацией” (Е.И. Галахов).
Культурология включает в себя теоретический срез – построение неких инвариантных моделей культуры, а также исторический срез – показ реального процесса развития культуры, функционирования ее стереотипов, образов, миросозерцании, норм, ее регулирующих. Существует мнение, что культурология – это только теория культуры, а история культуры соотносится с ней как конкретная историческая наука с теоретическим знанием, и если история культуры исследует преимущественно прошлое, то культурология – современную культурную жизнь. В действительности культурология ориентирована на познание того общего, что связывает различные формы культурного существования людей. Вопрос, что такое культура, может быть решен с позиций целостного понимания истории, т.е.
с позиций философского осознания ее всеобщего содержания и природы.
История культуры – попытка обозреть предшествующее развитие человечества с т.зр. целей, потребностей и задач современности. Как только историк переходит от изучения отдельной эпохи к построению всеобщей истории культуры, он неизбежно обращается к ее философскому осмыслению, к теории культуры; исторические и теоретические способы рассмотрения форм культурного существования человека находятся в культурологии в единстве. Культурология не может довольствоваться анализом индивидуальных форм человеческой культуры. Она стремится к универсальной синтетической т.зр., включающей все индивидуальные формы.
Различные формы деятельности не образуют гармонию мира культуры, наоборот, они противоборствуют между собой: научное мышление и мифологическая мысль, религия, ее идеал и причудливые фантазии мифа и искусства.
Если мы ограничимся лишь содержанием результатов этих видов деятельности (мифами, религиозными ритуалами, верованиями, искусством, наукой), то рассмотреть их как целостность оказывается невозможным. Философский синтез предполагает нечто иное – единство процесса творчества и воспроизводства норм, традиций, ценностей и др. Вопреки всем различиям и противоположностям разнообразных форм, всякая деятельность направлена к единой цели – социальной интеграции людей и удовлетворению их интересов и потребностей. В отдельных науках, на стыке которых складывается культурология, на основе присущих им некоторых принципов организации фактов человеческой культуры систематизируются и упорядочиваются ее явления. Культурологии не с чего было бы начать, если бы не этот первоначальный синтез, достигаемый отдельными науками о культуре. Работа всех ученых – это не только накопление фактов, но теоретическая, конструктивная работа. Эта спонтанность и продуктивность – подлинный центр всей человеческой деятельности, важнейшей характеристики человека. В этом – высшая человеческая сила и одновременно естественная граница человеческого мира. Все, что только и может сделать человек, – это создать (в языке, религии, искусстве, науке) свой собственный универсум – “символическую вселенную”, которая открывает перед ним возможность понимать и истолковывать, связывать и организовывать, упорядочивать, синтезировать и обобщать человеческий опыт, а также обретать индивидуальность через приобщение к космосу культуры. Человек выражает и упорядочивает свою жизнь, придает форму своему существованию. Различные способы выражения этой жизни устанавливают свою собственную форму; каждый способ выражения живет собственной жизнью, создавая род вечности – человеческий способ преодоления единичного и эфемерного существования. Во всех видах человеческой деятельности обнаруживаются основополагающие полярные противоположности, напряжения возникают между устойчивостью и изменчивостью, стремлением к стабильным формам жизни и тенденцией к их изменению, между традицией и инновацией, между репродуктивными и креативными силами. Эта двойственность прослеживается во всех областях культурной жизни. В мифе и религии тенденция к стабилизации перевешивает противоположную. Эти культурные явления, как и язык, наиболее консервативны. В искусстве, которое, в отличие от науки, есть “оформление” бытия посредством чувственных форм, напротив, преобладает тенденция к оригинальности, индивидуализации, творчеству. Искусство не просто выражает внутреннюю жизнь художника, но и открывает нам “сверхиндивидуальное бытие”. Человеческую культуру в ее целостности можно описать как процесс последовательного самоосвобождения человека. В каждой из форм своей деятельности человек проявляет и испытывает новую возможность – возможность построения своего “идеального мира”, “символического мира”, “символической вселенной культуры”. В культуре находит свое выражение фундаментальная человеческая потребность – упорядочить свое существование и сделать его значимым. Культурология стремится понять мир культуры не как простое скопление разрозненных явлений и фактов, а осмыслить эти факты и явления как целостность. Идея выделения культурологии в самостоятельную область знания обычно связывается с именем известного американского антрополога Лесли А. Уайта.
Однако впервые этот термин был предложен немецким философом и химиком В. Оствальдом в 1909 и применен им во многих последующих работах. Оствальд отличал культурологию от социологии и использовал термин “культурология” для описания специфического явления, присущего только человеку, которое может быть определено понятием “культура” и исследовано наукой под названием “культурология”.
В публикации “The System of The Sciences”, Rice Institute Pamphlet, vol. II, no 3, 1915, pp. 101-90, В.
Оствальд определяет место культурологии в системе наук XX века.
В 1939 г. Лесли А.
Уайт обращается к этому термину независимо от Оствальда и вводит в антропологические исследования, предварительно использовав его в цикле лекций (A Problem of Kinship Terminology//American Anthropologist, vol. 41, 1939, p.
571). Л. Уайт применил понятие культурологии для обозначения области знания, которую Э. Тайлор определил как “наука о культуре”. Использование названия “культурология” для науки о культуре должно было, по мнению Л. Уайта, ускорить переход от частных наук к целостному исследованию культуры. Культурологию Л. Уайт рассматривал как принципиально новый способ изучения культурных явлений, раскрытия общих закономерностей культурно-исторического процесса и специфики человеческой культуры. Его трактовки концепции культуры как самоорганизующейся системы, роли технологической подсистемы как средства взаимодействия человека с естественной средой обитания, моделирования как способа изучения культуры сыграли определяющую роль в развитии культурной антропологии.
Под его влиянием произошел поворот от частных, ориентированных на архаику исследований локальных культур, к целостному исследованию мировой культуры в ее диахронном и синхронном ракурсах. Теоретические первоначала культурологии складывались не только в русле антропологической традиции, но и в значительной мере в рамках философии, социологии, исторической и филологической наук. В работах М. Вебера, А.
Вебера, В. Виндельбанда, Н. Гартмана, Г. Риккерта, В.
Дильтея, Р. Кронера, Э.
Кассирера, Э. Гуссерля, К. Юнга, Г.
Зиммеля, О. Шпенглера, А. Тойнби, Л. Карсавина, П. Флоренского, С. Франка, Г. Шпета, М.
Бахтина, А. Лосева, О. Фрейденберг и многих других мыслителей сформулированы основные идеи этой науки, осмысливаются различные подходы к исследованию культуры и человека, ее творца и носителя, вырабатывается язык этой науки.
Значительную роль в становлении культурологии сыграли публикации французского журнала “Анналы”, ныне “Анналы. История, социальные науки”1, представляющего одно из самых влиятельных направлений в области теории исторического процесса и культуры – школы “Анналов”. Суть “коперниканской революции”, совершенной этим направлением, состояла в замене классической “истории-повествования” “историей-проблемой”, в попытке создать “тотальную” историю, т.е. историю, описывающую все существующие в обществе связи – экономические, социальные, культурные. Школа “Анналов” акцентирует внимание на исследовании всего общества в его целостности и многообразии социальных взаимосвязей. Такой подход требовал привлечения данных смежных наук, комплексного синтезирующего описания, что с необходимостью порождает “антропологический” принцип исследования, познание историко-культурного процесса изнутри – через человека, через проникновение в самосознание людей изучаемой эпохи, в повседневные условия их существования.
На протяжении веков культура рассматривалась как совокупность достижений в области искусства, науки и просвещения. Эта “высокая” культура оперировала обобщенными художественными образами и научными идеями, возвышалась над эмпирической действительностью.
В силу общей “антропологической” тенденции возник вопрос об изучении истории и культуры через реалии быта – вещи, привычки, повседневное существование. В этом контексте культура стала рассматриваться как форма исторической жизни, ее порождение, социальная функция и язык. Наука о культуре как об особом модусе общественно-исторического бытия находится в самом начале своего пути, несмотря на обилие публикаций и основательную разработку ее идей и проблем как в зарубежной, так и отечественной науке. Но уже сейчас культурология обретает все возрастающее значение для понимания и объяснения человека и его символической вселенной. Нередко говорят о культурологизации общественных наук.
Вычленение культурологии как самостоятельного научного направления – следствие реальных процессов дифференциации и интеграции наук. В ее задачи входит раскрытие характера взаимосвязи культурных явлений, динамики, структуры и функций культуры, ее смысла и значимости.
В предлагаемой вниманию читателей энциклопедии мы ограничиваемся проблемами формирования культурологии в XX веке, т.е. тем периодом, когда интегративные процессы в различных науках о культуре обозначили контуры этой целостной области знания.
Энциклопедия дает представление об основных познавательных категориях, направлениях, школах, явлениях культуры и наиболее крупных мыслителях XX века, заложивших основы культурологии. В статьях-персоналиях основное внимание сосредоточено на концепциях культуры, идеях культурологии, ее ключевых темах. Значительную смысловую нагрузку несут также статьи, разъясняющие основные понятия, категориальный аппарат, язык культурологии. Композиция издания позволяет не только выявить логику науки о культуре, познавательные подходы к ее изучению, исследовательские направления и школы в культурологии, но и обнаружить дискуссионность проблемы и трудности, связанные со становлением культурологии в XX веке, системы ее принципов и законов, формированием ее смысловой области на границе с другими науками.
Ясно осознаем, что многолетняя работа над этим изданием (1991-1997) – лишь начало трудного пути. Работа по определению предметного поля культурологии будет продолжена в многотомной энциклопедии, готовящейся к изданию. Главный редактор и автор проекта С.Я. Левит А АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО АБСУРД АВАНГАРД АДАПТАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ АДЛЕР (Adler) Альфред (1870-1937) АДОРНО, Визенгрувд-Адорно (Wiesengrund-Adorno) Теодор (1903-1969) АЗИАТСКИЕ КУЛЬТУРЫ АККУЛЬТУРАЦИЯ АКМЕИЗМ АКСИОЛОГИЯ АЛПАТОВ Михаил Владимирович (1902-1986) АМЕРИКАНОЦЕНТРИЗМ АМЕРИКАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА АМЕРИКАНСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА АМСТЕРДАМСКАЯ ШКОЛА АНГАЖИРОВАННОСТЬ АНДРЕЕВ Даниил Леонидович (1906-1959) АНТИНОМИЧНОСТЬ КУЛЬТУРЫ “АННАЛОВ” ШКОЛА АНТРОПОГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА АНТРОПОЛОГИЯ АНТРОПОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ АНЦИФЕРОВ Николай Павлович (1889-1958) АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич (1888-1977) АРТЕФАКТ АРТЕФАКТ КУЛЬТУРНЫЙ АРХЕОЛОГИЯ