Лeвит с я культурология хх вeк энциклопeдия

Культурология. XX век. Энциклопедия.   Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. – СПб.: Университетская книга; 000 “Алетейя”,1998.447 с. А-Л     Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.2. – СПб.: Университетская книга; 000 “Алетейя”,1998.486 с. М-Я     ОГЛАВЛЕНИЕ   6  ОТ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ 6  А 11  АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО 12  АБСУРД 13  АВАНГАРД 15  АДАПТАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ 20  АДЛЕР (Adler) Альфред (1870-1937) 22  АДОРНО, Визенгрувд-Адорно (Wiesengrund-Adorno) Теодор (1903-1969) 24  АЗИАТСКИЕ КУЛЬТУРЫ 26  АККУЛЬТУРАЦИЯ 28  АКМЕИЗМ 31  АКСИОЛОГИЯ 33  АЛПАТОВ Михаил Владимирович (1902-1986) 38  АМЕРИКАНОЦЕНТРИЗМ 40  АМЕРИКАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА 42  АМЕРИКАНСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА 51  АМСТЕРДАМСКАЯ ШКОЛА 52  АНГАЖИРОВАННОСТЬ 53  АНДРЕЕВ Даниил Леонидович (1906-1959) 54  АНТИНОМИЧНОСТЬ КУЛЬТУРЫ 58  “АННАЛОВ” ШКОЛА 59  АНТРОПОГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА 59  АНТРОПОЛОГИЯ 61  АНТРОПОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ 67  АНЦИФЕРОВ Николай Павлович (1889-1958) 69  АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ 70  АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич (1888-1977) 73  АРТЕФАКТ 75  АРТЕФАКТ КУЛЬТУРНЫЙ 76  АРХЕОЛОГИЯ 78  АРХЕТИП 84  АРХЕТИПЫ КУЛЬТУРНЫЕ 87  АССИМИЛЯЦИЯ 89  АССМАН (Assmann) Ян (р. 1938) 91  АТТАЛИ (Attali) Жак (р. 1943) 99  АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА 106  АУЭРБАХ (Auerbach) Эрих (1892-1957) 109  АФРОЦЕНТРИЗМ 111  Б 113  БАЛЛИ (Bally) Шарль (1865-1947) 114  БАРНС (Barnes) Харри Элмер (1889-1968) 116  БАРТ (Barthes) Ролан (1889-1968) 118  БАРТ (Barth) Томас Фредерик Вейбю (р. 1928) 121  БАХТИН Михаил Михайлович (1895-1975) 122  БАШЛЯР (Bachelard) Гастон (1884-1962) 126  БЕЙТСОН (Bateson) Грегори (1904-1980) 130  БЕЛЛ (Bell) Дэниел (р.

 

1919) 132  БЕЛЫЙ Андрей (БУГАЕВ Борис Николаевич) (1880-1934) 135  БЕНВЕНИСТ (Benveniste) Эмиль (р. 1902-1976) 139  БЕНЕДИКТ (Benedict) Рут Фултон (1887-1948) 146  БЕНН (Benn) Готфрид (1886-1956) 148  БЕНУА (Benoist) Ален де (р. 1947) 150  БЕНЬЯМИН (Benjamin) Вальтер (1892-1940) 151  БЕРГЕР (Berger) Питер Людвиг(р. 1929) 154  БЕРГСОН (Bergson) Анри (1859-1941) 155  БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948) 158  БИДНИ (Bidney) Дэвид (1908-1987) 162  БИЛЗ (Beals) Ральф Леон (1901-85) 163  БИОГРАФИЯ 164  БИХЕВИОРИЗМ 169  БИЦИЛЛИ Петр Михайлович (1879-1953) 174  БЛАНШО (Blanchot) Морис (р.

 

1907) 176  БЛОК Александр Александрович (1880-1921) 178  БЛОК (BIoch) Марк (1886-1944) 183  БОАС (Boas) Франц (1858-1942) 184  БОГАТЫРЕВ Петр Григорьевич (1893-1971) 187  БОГДАНОВ (МАЛИНОВСКИЙ) Александр Александрович (1873-1928) 188  БОДИ-АРТ 195  БОДРИЙЯР (Baudrillard) Жан (p.

 

1929) 197  БОЙМЛЕР (Baeumler, Baumler) Альфред (1887-1968) 199  БОНХЁФФЕР (Bonhoeffer) Дитрих (1906-1945) 199  БРОДЕЛЬ (Braudel) Фернан (1902-1985) 203  БУБЕР (Buber) Мартин (Мардохай) (1878-1965) 204  БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871-1944) 207  БУЛЬТМАН (Bultmann) Рудольф (1884-1976) 214  БЭСКОМ (Bascom) Уильям (1912-1981) 217  В 217  ВАРБУРГ (Warburg) Аби (1866-1929) 218  ВАСКОНСЕЛОС (Vasconcelos) Xoce (1881-1959) 220  ВАЦУДЗИ Тэцуро (1889-1960) 221  ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (1856-1925) 223  ВЕБЕР (Weber) Альфред (1868-1958) 226  ВЕБЕР (Weber) Макс (Карл Эмиль Максимилиан) (1864-1920) 229  ВЕБЛЕН (Veblen) Торстейн Бунде (1857- 1929) 234  ВЕЙДЛЕ Владимир Васильевич (1895-1979) 236  ВЕЙНИНГЕР (Weininger) Отто (1880-1903) 238  ВЁЛЬФЛИН (Wolfflin) Генрих (1864-1945) 239  ВЕРА 241  ВЕРИФИКАЦИЯ 246  ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович (1863-1945) 254  ВЕРНАДСКИЙ Георгий Владимирович (1887-1973) 258  ВЕРТИКАЛЬ И ГОРИЗОНТАЛЬ 264  ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ 265  ВЕЩЬ 266  ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР 267  ВИНДЕЛЬБАНД (Windelband) Вильгельм (1848-1915) 270  ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ 273  ВИТГЕНШТЕЙН (Wittgenstein) Людвиг(1889-1951) 277  ВИТТФОГЕЛЬ (Wittfogel) Карл Август (1896-1988) 281  ВЛАСТЬ 283  ВОЛЫНСКИЙ (Флексер) Аким Львович (1863-1926) 286  ВООБРАЖЕНИЕ 287  ВОРРИНГЕР (Worringer) Вильгельм (1881-1965) 288  ВОСТОКОВЕДЕНИЕ 290  ВРЕМЯ КУЛЬТУРЫ 293  ВУНДТ (Wiindt) Вильгельм Макс (1832-1920) 299  ВЫГОТСКИЙ (Выгодский) Лев Семенович (1896-1934) 301  ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович (1877-1954) 304  Г 307  ГАДАМЕР (Gadamer) Ганс Георг(р. 1900) 308  ГАНСЛИК (Hanslick) Эдуард (1825-1904) 310  ГАРНАК (Harnack) Адольф фон (1851-1930) 312  ГАРТМАН (Hartmann) Николай (1882-1950) 313  ГАРТМАН (Hartmann) Эдуард (1842-1906) 315  ГЕЛЕН (Gelen) Арнольд (1904-1976) 317  ГЕНИЙ 319  ГЕНОН (Guenon) Рене-Жан-Мари-Жозеф (1886-1951) 323  ГЕРМЕНЕВТИКА 325  ГЕРШЕНЗОН Михаил Осипович (1869-1925) 328  ГЕССЕН Сергей Иосифович (1887-1950) 331  ГИЛЬДЕБРАНДТ (Hildebrandt) Адольф (1847-1921) 332  ГИПЕРМАНЬЕРИЗМ 333  ГИПЕРРЕАЛИЗМ 334  ГИРЦ (Герц) (Geertz) Клиффорд (р. 1926) 336  ГЛАКМЕН (Gluckman) Макс (1911-1975) 338  ГОМБРИХ (Gombrich) Эрнст (р. 1909) 341  ГОФФМАН (Goffman) Эрвинг(1922-1982) 343  ГРЕВС Иван Михайлович (1860-1941) 345  ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ 347  ГУМИЛЕВ Лев Николаевич (1912-1992) 356  ГУССЕРЛЬ (HusserI) Эдмунд (1856-1938) 358  Д 362  ДАДА, ДАДАИЗМ 362  ДВОРЖАК (Dvorak) Макс (1874-1921) 364  ДЕКОНСТРУКЦИЯ 366  ДЕЛЁЗ (Deleuze) Жиль (р. 1926) 369  ДЕМПФ (Dеmpf) Алоис (1891-1982) 371  ДЕРРИДА (Derrida) Жак (р. 1930) 373  ДЕ-РОБЕРТИ (Де-Роберти де Кастро де ла Серда) Евгений Валентинович (1843-1915) 376  ДЖЕЙМС, ДЖЕМС (James) Уильям (1842-1910) 378  ДИАЛОГ 380  ДИЛЬТЕЙ (Dilthey) Вильгельм (1833-1911) 383  ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ (или культурная динамика) 388  ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ 392  ДИФФУЗИОНИЗМ 393  ДИФФУЗИЯ КУЛЬТУРНАЯ 395  ДОБИАШ-РОЖДЕСТВЕНСКАЯ Ольга Антоновна (1874-1939) 397  ДОИ Такэо (р. 1920) 400  ДОЛЛАРД (Dollard), Джон (р.

 

1900) 401  ДУССЕЛЬ (Dussel) Энрике (р. 1934) 402  ДУХОВНОЕ ПОЗНАНИЕ 403  ДУХОВНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА 407  ДУША 409  ДЬЮИ (Dewey) Джон (1859-1952) 411  ДЮБИ (Duby) Жорж (р. 1919) 412  ДЮБУА (Du Bois) Кора Элис (р. 1903) 414  ДЮМОН (Dumont) Луи (р. 1911) 415  ДЮРКГЕЙМ (Durkheim) Эмиль (1858-1917) 417  Е 424  Ж 424  З 424  ЗАПАД И ВОСТОК 425  ЗВУКОСМЫСЛ 432  ЗЕДЛЬМАЙР (Sedlmayr) Ганс (1896-1984) 433  ЗЕНЬКОВСКИИ Василий Васильевич (1881-1962) 437  ЗЕРКАЛО 439  ЗЕРНОВ Николай Михайлович (1898-1980) 442  ЗИММЕЛЬ (Simmel) Георг(1858-1918) 444  ЗНАК 448  ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА 452  ЗНАНЕЦКИЙ (Znaniecki) Флориан Витольд (1882-1958) 453  ЗНАНИЕ НЕЯВНОЕ 454  ЗНАЧЕНИЕ 463  И-Й 470  К 470  Л 470  М 470  Н 470  О 470  П 470  Р 470  С 470  Т 470  У 470  Ф 471  Х 471  Ц 471  Ч 471  Ш-Щ 471  Э 471  ЭБНЕР (Ebner) Фердинанд (1982-1931) 472  ЭВАНС-ПРИЧАРД (Evans-Pritchard) Эдвард Эван (1902-1973) 476  ЭВОЛА (Evola) Чезаре Андреа Джулиаию (1898-1974) 478  ЭВОЛЮЦИОНИЗМ 480  ЭГГАН (Eggan) Фредерик Рассел (р.

 

1906) 485  ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 487  ЭЙКЕН (Eucken) Рудольф (1846-1926) 491  ЭЙХЕНБАУМ Борис Михайлович (1886-1959) 494  ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРФИЛОСОФИЯ 495  ЭКО (Есо) Умберто (р. 1932) 503  ЭЛИАДЕ (Eliade) Мирче (1907-1986) 504  ЭЛИОТ (Eliot) Томас Стернс (1888-1965) 507  ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА 510  ЭЛЛЮЛЬ (Ellul) Жак (р. 1912) 518  ЭНТЕЛЕХИЯ 521  ЭНТРОПИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ 525  ЭРИКСОН (Erikson) Эрик Гомбургер (1902-1994) 527  ЭРИСТИКА в культуре 20 в. ЭРН Владимир Францевич (1882 – 1917) 530  ЭРН Владимир Францевич (1882 – 1917) 542  ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 547  ЭСХАТОЛОГИЯ 552  ЭТНИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ 553  ЭТНОГЕНЕЗ 554  ЭТНОГРАФИЯ 557  ЭТНОГРАФИЯ в России (СССР) 559  ЭТНОЛИНГВИСТИКА 562  ЭТНОЛОГИЯ 570  ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ 583  ЭТНОМУЗЫКОЛОГИЯ 584  ЭТНОЦЕНТРИЗМ 586  ЭТОЛОГИЯ 587  Ю 592  Я 592  Указатель имен для первого тома А-Л 592  Указатель имен для второго тома М-Я 633  ОСНОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ 672  Некоторые аббревиатуры 675  Сокращения в библиографии 675  Названия городов 675                               ОТ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ   Энциклопедия “Культурология. XX век” представляет собой попытку очертить границы культурологии как интегративной области знания, имеющей своим предметом исторические формы общественного бытия, аккумулирующие социальный опыт коллективной жизнедеятельности людей, воспроизводимые и развиваемые через системы социальной коммуникации.

 

Культурология формируется на стыке многих наук: культурфилософии, культурной и социальной антропологии, социологии культуры, этнологии, семантики и семиотики, синергетики, культурпсихологии, истории культуры, филологии. Она интегрирует знания различных наук о культуре в целостную систему, формулируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры как таковой, моделируя культурные конфигурации различных эпох, народов, конфессий, сословий, выявляя и систематизируя черты своеобразия различных культурных миров.   Культурология – наука о прошлой и современной культуре, ее структуре, функциях, перспективах развития. Она изучает мир человека в контексте его культурного существования, т.е. в аспекте того, чем этот мир является для человека, каким смыслом он для него наполнен. Она исследует системный объект – культуру как форму существования, утонченную, исполненную разума форму жизни, результат символической и практической деятельности, “особый модус общественно-исторического бытия”, охватывающий как высокую культуру, так и повседневность, привычки, верования, вкусы, мифы, стереотипы, “неотчужденную духовность, воплощенную в повседневном существовании с растворенными в нем человекосоразмерными бытовыми культурными символами” (Г.С. Кнабе).

 

За всем многообразием определений культуры отчетливо проступают две смысловые доминанты, два образа культуры – обобщенные отражения действительности в виде знаний о ней и о методах ее изменения, научных теорий и художественных образов, с одной стороны, и непосредственно жизненное взаимодействие человека с действительностью, общественно-исторически детерминированное отражение форм и способов такого взаимодействия во внутреннем мире людей, их верованиях, убеждениях, вкусах, в их поведении, повседневном быту, отношениях, привычках, нравах – с другой. “Культурология является частью собственного предмета исследования (культуры), как бы ее автоинтерпретацией” (Е.И. Галахов).

 

Культурология включает в себя теоретический срез – построение неких инвариантных моделей культуры, а также исторический срез – показ реального процесса развития культуры, функционирования ее стереотипов, образов, миросозерцании, норм, ее регулирующих.   Существует мнение, что культурология – это только теория культуры, а история культуры соотносится с ней как конкретная историческая наука с теоретическим знанием, и если история культуры исследует преимущественно прошлое, то культурология – современную культурную жизнь. В действительности культурология ориентирована на познание того общего, что связывает различные формы культурного существования людей. Вопрос, что такое культура, может быть решен с позиций целостного понимания истории, т.е.

 

с позиций философского осознания ее всеобщего содержания и природы.

 

История культуры – попытка обозреть предшествующее развитие человечества с т.зр. целей, потребностей и задач современности. Как только историк переходит от изучения отдельной эпохи к построению всеобщей истории культуры, он неизбежно обращается к ее философскому осмыслению, к теории культуры; исторические и теоретические способы рассмотрения форм культурного существования человека находятся в культурологии в единстве.   Культурология не может довольствоваться анализом индивидуальных форм человеческой культуры. Она стремится к универсальной синтетической т.зр., включающей все индивидуальные формы.

 

Различные формы деятельности не образуют гармонию мира культуры, наоборот, они противоборствуют между собой: научное мышление и мифологическая мысль, религия, ее идеал и причудливые фантазии мифа и искусства.

 

Если мы ограничимся лишь содержанием результатов этих видов деятельности (мифами, религиозными ритуалами, верованиями, искусством, наукой), то рассмотреть их как целостность оказывается невозможным. Философский синтез предполагает нечто иное – единство процесса творчества и воспроизводства норм, традиций, ценностей и др. Вопреки всем различиям и противоположностям разнообразных форм, всякая деятельность направлена к единой цели – социальной интеграции людей и удовлетворению их интересов и потребностей. В отдельных науках, на стыке которых складывается культурология, на основе присущих им некоторых принципов организации фактов человеческой культуры систематизируются и упорядочиваются ее явления. Культурологии не с чего было бы начать, если бы не этот первоначальный синтез, достигаемый отдельными науками о культуре. Работа всех ученых – это не только накопление фактов, но теоретическая, конструктивная работа. Эта спонтанность и продуктивность – подлинный центр всей человеческой деятельности, важнейшей характеристики человека. В этом – высшая человеческая сила и одновременно естественная граница человеческого мира. Все, что только и может сделать человек, – это создать (в языке, религии, искусстве, науке) свой собственный универсум – “символическую вселенную”, которая открывает перед ним возможность понимать и истолковывать, связывать и организовывать, упорядочивать, синтезировать и обобщать человеческий опыт, а также обретать индивидуальность через приобщение к космосу культуры. Человек выражает и упорядочивает свою жизнь, придает форму своему существованию. Различные способы выражения этой жизни устанавливают свою собственную форму; каждый способ выражения живет собственной жизнью, создавая род вечности – человеческий способ преодоления единичного и эфемерного существования. Во всех видах человеческой деятельности обнаруживаются основополагающие полярные противоположности, напряжения возникают между устойчивостью и изменчивостью, стремлением к стабильным формам жизни и тенденцией к их изменению, между традицией и инновацией, между репродуктивными и креативными силами. Эта двойственность прослеживается во всех областях культурной жизни. В мифе и религии тенденция к стабилизации перевешивает противоположную. Эти культурные явления, как и язык, наиболее консервативны. В искусстве, которое, в отличие от науки, есть “оформление” бытия посредством чувственных форм, напротив, преобладает тенденция к оригинальности, индивидуализации, творчеству. Искусство не просто выражает внутреннюю жизнь художника, но и открывает нам “сверхиндивидуальное бытие”. Человеческую культуру в ее целостности можно описать как процесс последовательного самоосвобождения человека. В каждой из форм своей деятельности человек проявляет и испытывает новую возможность – возможность построения своего “идеального мира”, “символического мира”, “символической вселенной культуры”. В культуре находит свое выражение фундаментальная человеческая потребность – упорядочить свое существование и сделать его значимым.   Культурология стремится понять мир культуры не как простое скопление разрозненных явлений и фактов, а осмыслить эти факты и явления как целостность.   Идея выделения культурологии в самостоятельную область знания обычно связывается с именем известного американского антрополога Лесли А. Уайта.

 

Однако впервые этот термин был предложен немецким философом и химиком В. Оствальдом в 1909 и применен им во многих последующих работах. Оствальд отличал культурологию от социологии и использовал термин “культурология” для описания специфического явления, присущего только человеку, которое может быть определено понятием “культура” и исследовано наукой под названием “культурология”.

 

В публикации “The System of The Sciences”, Rice Institute Pamphlet, vol. II, no 3, 1915, pp. 101-90, В.

 

Оствальд определяет место культурологии в системе наук XX века.

 

В 1939 г. Лесли А.

 

Уайт обращается к этому термину независимо от Оствальда и вводит в антропологические исследования, предварительно использовав его в цикле лекций (A Problem of Kinship Terminology//American Anthropologist, vol. 41, 1939, p.

 

571). Л. Уайт применил понятие культурологии для обозначения области знания, которую Э. Тайлор определил как “наука о культуре”. Использование названия “культурология” для науки о культуре должно было, по мнению Л. Уайта, ускорить переход от частных наук к целостному исследованию культуры. Культурологию Л. Уайт рассматривал как принципиально новый способ изучения культурных явлений, раскрытия общих закономерностей культурно-исторического процесса и специфики человеческой культуры. Его трактовки концепции культуры как самоорганизующейся системы, роли технологической подсистемы как средства взаимодействия человека с естественной средой обитания, моделирования как способа изучения культуры сыграли определяющую роль в развитии культурной антропологии.

 

Под его влиянием произошел поворот от частных, ориентированных на архаику исследований локальных культур, к целостному исследованию мировой культуры в ее диахронном и синхронном ракурсах.   Теоретические первоначала культурологии складывались не только в русле антропологической традиции, но и в значительной мере в рамках философии, социологии, исторической и филологической наук. В работах М. Вебера, А.

 

Вебера, В. Виндельбанда, Н. Гартмана, Г. Риккерта, В.

 

Дильтея, Р. Кронера, Э.

 

Кассирера, Э. Гуссерля, К. Юнга, Г.

 

Зиммеля, О. Шпенглера, А. Тойнби, Л. Карсавина, П. Флоренского, С. Франка, Г. Шпета, М.

 

Бахтина, А. Лосева, О. Фрейденберг и многих других мыслителей сформулированы основные идеи этой науки, осмысливаются различные подходы к исследованию культуры и человека, ее творца и носителя, вырабатывается язык этой науки.

 

Значительную роль в становлении культурологии сыграли публикации французского журнала “Анналы”, ныне “Анналы. История, социальные науки”1, представляющего одно из самых влиятельных направлений в области теории исторического процесса и культуры – школы “Анналов”. Суть “коперниканской революции”, совершенной этим направлением, состояла в замене классической “истории-повествования” “историей-проблемой”, в попытке создать “тотальную” историю, т.е. историю, описывающую все существующие в обществе связи – экономические, социальные, культурные. Школа “Анналов” акцентирует внимание на исследовании всего общества в его целостности и многообразии социальных взаимосвязей. Такой подход требовал привлечения данных смежных наук, комплексного синтезирующего описания, что с необходимостью порождает “антропологический” принцип исследования, познание историко-культурного процесса изнутри – через человека, через проникновение в самосознание людей изучаемой эпохи, в повседневные условия их существования.

 

На протяжении веков культура рассматривалась как совокупность достижений в области искусства, науки и просвещения. Эта “высокая” культура оперировала обобщенными художественными образами и научными идеями, возвышалась над эмпирической действительностью.

 

В силу общей “антропологической” тенденции возник вопрос об изучении истории и культуры через реалии быта – вещи, привычки, повседневное существование. В этом контексте культура стала рассматриваться как форма исторической жизни, ее порождение, социальная функция и язык.   Наука о культуре как об особом модусе общественно-исторического бытия находится в самом начале своего пути, несмотря на обилие публикаций и основательную разработку ее идей и проблем как в зарубежной, так и отечественной науке. Но уже сейчас культурология обретает все возрастающее значение для понимания и объяснения человека и его символической вселенной. Нередко говорят о культурологизации общественных наук.

 

Вычленение культурологии как самостоятельного научного направления – следствие реальных процессов дифференциации и интеграции наук. В ее задачи входит раскрытие характера взаимосвязи культурных явлений, динамики, структуры и функций культуры, ее смысла и значимости.

 

В предлагаемой вниманию читателей энциклопедии мы ограничиваемся проблемами формирования культурологии в XX веке, т.е. тем периодом, когда интегративные процессы в различных науках о культуре обозначили контуры этой целостной области знания.

 

Энциклопедия дает представление об основных познавательных категориях, направлениях, школах, явлениях культуры и наиболее крупных мыслителях XX века, заложивших основы культурологии. В статьях-персоналиях основное внимание сосредоточено на концепциях культуры, идеях культурологии, ее ключевых темах. Значительную смысловую нагрузку несут также статьи, разъясняющие основные понятия, категориальный аппарат, язык культурологии. Композиция издания позволяет не только выявить логику науки о культуре, познавательные подходы к ее изучению, исследовательские направления и школы в культурологии, но и обнаружить дискуссионность проблемы и трудности, связанные со становлением культурологии в XX веке, системы ее принципов и законов, формированием ее смысловой области на границе с другими науками.

 

Ясно осознаем, что многолетняя работа над этим изданием (1991-1997) – лишь начало трудного пути. Работа по определению предметного поля культурологии будет продолжена в многотомной энциклопедии, готовящейся к изданию.   Главный редактор и автор проекта С.Я. Левит   А     АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО   АБСУРД   АВАНГАРД   АДАПТАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ   АДЛЕР (Adler) Альфред (1870-1937)   АДОРНО, Визенгрувд-Адорно (Wiesengrund-Adorno) Теодор (1903-1969)   АЗИАТСКИЕ КУЛЬТУРЫ   АККУЛЬТУРАЦИЯ   АКМЕИЗМ   АКСИОЛОГИЯ   АЛПАТОВ Михаил Владимирович (1902-1986)   АМЕРИКАНОЦЕНТРИЗМ   АМЕРИКАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА   АМЕРИКАНСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА   АМСТЕРДАМСКАЯ ШКОЛА   АНГАЖИРОВАННОСТЬ   АНДРЕЕВ Даниил Леонидович (1906-1959)   АНТИНОМИЧНОСТЬ КУЛЬТУРЫ   “АННАЛОВ” ШКОЛА   АНТРОПОГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА   АНТРОПОЛОГИЯ   АНТРОПОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ   АНЦИФЕРОВ Николай Павлович (1889-1958)   АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ   АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич (1888-1977)   АРТЕФАКТ   АРТЕФАКТ КУЛЬТУРНЫЙ   АРХЕОЛОГИЯ

Прокрутить вверх