Королeв ю б и др мeнeджмeнт в апк м 2000 273 с 2

Таким образом, “менеджмент” применим только к тем категории им предприятий, которые осуществляют свою деятельность в целях получения прибыли (предпринимательского дохода). Менеджмент охватывает деятельность не только производственных предприятий, но и банков, страховых обществ, туристических агентств, гостиниц, транспортных компаний и других хозяйственных единиц, выступающих на рынке как самостоятельные экономические субъекты.   Содержанием хозяйственной деятельности предприятия является снабжение производства Всеми необходимыми ресурсами и организация технологического цикла в целом: внедрение результатов научно-исследовательских работ; разработка и совершенствование технологии; обеспечение требуемого уровня качества продукции; проведение коммерческих операций, операций товародвижения; осуществление всех видов расчетов; техническое обслуживание; материально-техническое снабжение; обеспечение финансовыми ресурсами; подбор персонала.   Эффективная хозяйственная деятельность предприятия требует стиля работы, основанного на постоянном поиске новых возможностей, умении привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников.   Изменения в содержании хозяйственной деятельности предприятия связаны прежде всего с изменениями в характере собственности и появлением многочисленных индивидуальных или коллективных собственников.   Определение целей деятельности предприятия на ближайшую и дальнюю перспективы – главное в менеджменте. Управление путем постановки целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей предприятия и обеспеченности соответствующими ресурсами. Различают цели общие и специфические. Общие цели отражают концепцию развития фирмы в целом, специфические разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности.   Рациональное использование материальных и трудовых; ресурсов предполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности, что осуществляется в процессе управления, когда группа сотрудничающих людей направляет свои действия на достижение общих целей на основе соответствующих мотиваций.   Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен требованиями рынка, в соответствии с которыми результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку в процессе обмена.   Экономический механизм менеджмента состоит из трех блоков: внутрифирменное управление, управление производством, управление персоналом (табл.

 

).

 

Внутрифирменное управление     Функции   Принципы   Экономические методы   Маркетинг Планирование  Организация    Контроль    Мотивация Централизация Децентрализация  Сочетание централизации и децентрализации  Ориентация на долгосрочные цели развития  Демократизация: участие работников в принятии решений высшим звеном управления Коммерческий расчет  Внутрихозяйственный расчет  Цены и механизм ценообразования                         2. Управление производством    Инновационный менеджмент   Регулирование и обеспечение процесса производства   Обеспечение сбыта   Организационные структуры управления развитием производства   Проведение НИОКР   Планирование, разработка ассортиментной политики   Разработка сбытовой  политики   Функциональная   Научно-техническая политика   Повышение качества и конкурентоспособности продукции   Выбор каналов и методов сбыта   Матричная   Разработка и внедрение новой продукции   Технологическое обеспечение   Организация сбыта   Линейно-функциональная   Организация научно-технической деятельности   Обеспечение материально-техническими ресурсами     Проблемно-целевое управление   Повышение эффективности     Программно-целевое обучение     § 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА     Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльной деятельности предприятия путем рациональной организации Производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное Использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации и творческой активности каждого работника. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшего функционирования фирмы, поскольку только ее накопление в виде различных резервных фондов позволяет ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров.

 

Ситуация на рынке постоянно меняется, происходят изменения в положении конкурентов, условиях и формах финансирования, конъюнктуре в отрасли или стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянный риск. Целью менеджмента является преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуются определенные резервные денежные средства и предоставление определенной степени свободы и самостоятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.

 

Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

 

В связи с этим в задачи менеджмента входят: обеспечение автоматизации производства и подбор работников, обладающих высокой квалификацией;   стимулирование работы сотрудников путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;   постоянный контроль за эффективностью деятельности предприятия, координация работы всех его подразделений;   постоянный поиск и освоение новых рынков.   К задачам, решаемым менеджментом, также относятся:   определение конкретных целей развития фирмы;   выявление приоритетности целей, очередность и последовательность их решения;   разработка стратегии развитии фирмы – хозяйственных задач и путей их решения;   выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;   определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;   контроль за выполнение поставленных задач. Задачи управления усложняются по мере увеличения масштабов производства, что требует возрастающих объемов ресурсов – материальных, финансовых, трудовых и др.     § 3. ХАРАКТЕРНЫЕ АСПЕКТЫ И СТАДИИ МЕНЕДЖМЕНТА     Существуют экономический, социально-психологический, правовой и организационно-технический аспекты менеджмента.   Экономический аспект – это управление процессом производства, в ходе которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей. Социально-психологический аспект присущ деятельности особой группы лиц по организации персонала и руководству для достижения поставленных целей. К нему относится система власти, посредством которой регулируются отношения между руководителем и подчиненными, а также социальная функция, в которой отражаются культура общества, его традиции, ценности и обычаи.   Правовой аспект отражает структуру государственных, политических и экономических институтов, проводимую ими политику и существующее законодательство. Важнейшее значение имеют положения торгового права, касающиеся вопросов создания предприятий, заключения контрактов, промышленной собственности, а также государственное регулирование бизнеса.   Организационно-технический аспект включает рациональную оценку ситуации и систематический отбор целей и задач, упорядочение требуемых ресурсов, рациональное проектирование, организацию, руководство и контроль за действиями, необходимыми для достижения избранных целей, мотивацию и вознаграждение людей, осуществляющих эту работу.   Менеджмент в зависимости от видов и последовательности действий можно разделить на три стадии: стратегическое управление, оперативное управление, контроль.

 

Стратегическое управление включает:   выработку цели менеджмента;   прогнозирование как предвидение результатов развития, совершающегося под действием существующих факторов;   перспективное планирование как систему мер, необходимых для преодоления отклонений прогнозируемых итогов от установленной цели.   Оперативное управление заключается в деятельности по реализации вышеуказанных мер:   создание нужной структуры и обеспечение необходимыми ресурсами;   руководство как распорядительство (мотивация) в условиях созданной структуры.   Контроль подразумевает анализ достигнутых результатов (обратная связь) и выступает как исходный пункт нового цикла управления.   Эффективный менеджмент предполагает единство всех аспектов и стадий процесса управления.     Контрольные вопросы и задания   1.

 

Сформулируйте понятие менеджмента, в чем его сущность?   2. Каков экономический механизм менеджмента?

 

3. Расскажите о внутрифирменном управлении.   4. Каковы цели менеджмента?   5. Определите задачи менеджмента.

 

6. Назовите характерные аспекты менеджмента.   7. Какие вы знаете стадии менеджмента?     Глава 3 МЕНЕДЖМЕНТ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ   § 1. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ     История управленческой мысли уходит в глубь веков. Высказывания по проблемам управления можно найти и на египетских папирусах, и на глиняных табличках из междуречья Тигра и Евфрата, на шелковых свитках, сохранившихся со времен Древнего Китая.

 

Однако связывать их с менеджментом ни прямо, ни косвенно нельзя, ибо это были в основном рекомендации по государственному управлению.   Почти все формы современного управления присутствовали в организациях древности, но в целом его характер и структура в те времена отличались от сегодняшних. Например, соотношение между руководителями и неруководителями было другим, меньше было руководителей среднего звена. В древности стремились иметь малочисленную группу руководителей высшего звена, принимающих практически все важные решения.

 

Очень часто руководство осуществлялось одним человеком. Были в истории примеры организаций, которые управлялись так же, как в наше время. Яркий пример – римская католическая церковь. Структура – папа, кардинал, архиепископ, епископ, приходской священник, организованная основателями христианства, успешно функционирует и в настоящее время и является более “современной”, чем структура многих вновь возникающих организаций.

 

Современные военные организации во многих отношениях похожи на военные организации Древнего Рима. Но в целом управление и организация в древности значительно отличались от современных (табл. 4).    4. Сравнение форм древней н современной организационной деятельности    В древности   Сегодня     Малое число крупных и полное отсутствие гигантских организаций   Большое число чрезвычайно мощных крупных организаций как коммерческих, так и некоммерческих   Относительно небольшое число руководителей, отсутствие руководителей среднего звена   Большое число руководителей, в том числе среднего звена   Управленческая деятельность зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой   Четко ограничены управленческие группы, управленческая работа выделяется и отделяется от неуправленческой   Руководящие посты занимались чаще всего по праву рождения или путем захвата   Руководящие посты занимают чаще всего по праву компетентности с соблюдением законности и порядка   Малое число людей, способных принимать важные решения   Большое число людей, способных принимать важные решения   Упор на приказ и интуицию   Упор на коллективную работу и рациональность     Хотя организации существуют почти столько же, сколько существует мир, до XX в.

 

вряд ли кто-нибудь задумывался над тем, как управлять ими системно. Людей интересовало, как заработать больше денег, приобрести политическую власть, но не то, как управлять.

 

Неосознанные поиски теоретических подходов к управлению начались в эпоху становления капитализма, причем тон в них задавали философы.   Прежде всего они попытались ответить на вопрос: что движет людьми, побуждает их к активным действиям? Англичанин Томас Гоббс в 1651 г. и его соотечественник Джеймс Стюарт в 1767 г.

 

доказывали, что основной мотив человеческого поведения заключается в стремлении к власти. Еще один английский философ Иеремия Бентам в книге “Введение в принципы морали и законодательства” отстаивал точку зрения, что мотивами человеческого поведения являются польза и удовлетворение.   Великий экономист Адам Смит в “Исследовании о природе и причинах богатства народов” (1776) и других работах сформулировал принцип “экономического человека”, главной целью которого является стремление к обогащению и удовлетворению личных потребностей.

 

Дальнейшие исследования опровергли тезис Смита и показали, что в большей степени были правы Стюарт и Гоббс, ибо Исключительно к обогащению стремятся лишь около 12 % людей, в то время как к славе – почти 40 %.   Исследования проблемы мотивации действий продолжил в начале XIX в. еще один известный английский экономист Джеймс Миля.   Ситуация, порожденная промышленной революцией конца XVIII – начала XIX вв., привела к тому, что наряду с эмпирическими методами в управление стали внедряться прикладные разработки и эксперименты, результаты которых помогали определять нормы выработки и вознаграждения, оптимальную скорость работы оборудования, объемы выпуска продукции, совершенствовать организацию производства и труда. Концепцию контроля и расчета оплаты труда создал, например, Адам Смит.   Англичанин Ричард Аркрайт, официально считающийся изобретателем прядильной машины, объединил на своей фабрике все процессы текстильного производства и ввел иерархический принцип его организации. На основе разделения труда, планирования размещения оборудования, координации работы машин и персонала, обеспечения дисциплины ему удалось добиться непрерывности в осуществлении технологических процессов. Это позволяло существенно сократить издержки производства и достичь немалых успехов в борьбе с конкурентами. Такое управление можно было назвать индустриальным. Одновременно Аркрайт сформулировал дисциплинарный “кодекс” фабричной системы в виде совокупности штрафных санкций за различные нарушения фиксируемых в специальной книге и сводящихся к вычетам из заработной платы.   Широкомасштабный социальный эксперимент в области управления провел в 1800-1828гг. английский ученый Роберт Оуэн, бывший в тот период управляющим ряда прядильных фабрик. Суть этого эксперимента состояла в предоставлении рабочим благоустроенного жилья, улучшении условий труда, быта и отдыха, создании сети магазинов, торговавших товарами первой необходимости по доступным ценам. На фабриках, руководимых Оуэном, был повышен минимальный возраст, начиная с которого дети могли привлекаться к работе, была сокращена продолжительность рабочего дня, а в рабочих поселках создавались школы. При этом Оуэном руководила вовсе не идея благотворительности, а блестяще оправдавшийся экономический расчет, имевший целью повысить производительность труда.

 

Своими экспериментами Оуэн на практике апробировал идею, которая спустя полтора столетия на Западе стала повсеместно распространенным явлением, получившим название социального партнерства. Но идея настолько обогнала свое время, что была отвергнута современным Оуэну обществом и вскоре предана забвению.   Важный шаг в развитии теории и практики управления был сделан изобретателем первой вычислительной машины Чарлзом Беббиджем. Он разработал методику изучения затрат рабочего времени при осуществлении различных операций, сравнительного анализа работы однопрофильных предприятий, выявления путей повышения эффективности труда на основе изучения данных статистики, а также применения премиальной системы оплаты. Результаты своих исследований и практические рекомендации Беббидж изложил в книге “Об экономии материалов и оборудования”, которая стала первой в мире публикацией в области научного управления.

 

Но научное управление как целостная система сложилось только в XX в.     § 2. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА     На рубеже XX столетия в производстве произошли крупнейшие сдвиги. Прежде всего резко возросли его масштабы и концентрация, что выразилось в появлении предприятий гигантов, на которых были заняты тысячи и десятки тысяч рабочих и инженеров, применялись дорогостоящее оборудование, сложнейшие технологии, основанные на последних достижениях научно-технической мысли. Соответственно изменился и состав работников: это были уже достаточно образованные и грамотные люди, начинающие осознавать себя как личность, понимать свою роль и возможности.   В этих условиях потребовалось коренное изменение управления производством, частными незначительными преобразованиями довольствоваться было уже нельзя. Речь шла о внедрении иных организационных структур, схем управления, создании условий для строгого соблюдения технологий, точности выполнения трудовых операций и т. д.

 

Всего этого прежняя система управления, базировавшаяся в основном на эмпирических данных, обеспечить не могла: отсутствовали необходимые знания о закономерностях организации производственных процессов, оптимальной последовательности операций и режимах работы оборудования, технических и иных стандартах, личных возможностях людей, да и сами работники не были достаточно обученными и подготовленными. В результате внедрение любых новшеств не приносило желаемого результата, а огромный накопленный технический и экономический потенциал предприятий оставался до конца не реализованным.   Предпосылки для обновления организации производства в значительной степени уже имелись – это опыт индустриального управления, накопленный в XIX в., и достижения в таких отраслях знаний, как экономика, социология и психология. Но непосредственным толчком для развития этого процесса и формирования подлинно научного менеджмента, отвечавшего требованиям эпохи, стали массовые эксперименты на промышленных предприятиях.   В истории менеджмента выделяют четыре важнейшие концепций управления, которые внесли существенный вклад в развитие его современной теории и практики:   научное; административное;   с позиций психологии и человеческих отношений;   с позиций науки о поведении.

 

Концепция научного управления получила развитие в США с начала XX в.

 

Ее основоположником стал американский инженер Фредерик Тейлор (1856-1915), книгу которого “Принципы научного управления” (1911) считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования.   Тейлор считал менеджмент истинной наукой, покоящейся на фундаменте точных законов, правил, принципов отделения планирования от фактического выполнения работы. Он сделал важный вывод, Что работа по управлению – это определенная специальность. Организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего.   Тейлор разработал систему научной организации труда, построенную на пяти основных принципах.   Научный отбор рабочих. Эффективное производство требует подбора по каждому виду работ соответствующего рабочего, который имеет для этого особые способности. Для проверки способностей разрабатываются тесты.

 

Научное изучение труда и обучение рабочих. Научное изучение затрат времени, движений, усилий должно развиваться, чтобы возможно было тренировать и обучать рабочего для достижения максимальной эффективности производства.   Специализация работы. Производство должно быть разделено на составные части, и все рабочие становятся специалистами по своим видам работ.

 

Важность побудительных мотивов (заработной платы).   Справедливое распределение ответственности между рабочими и управляющими.   Крупнейшими последователями Фредерика Тейлора были его соотечественники Френк Гилберт (1868-1925) и Лилиан Гилберт (1878-1972).

 

Их работы акцентировали внимание на том, что сегодня известно как человеческий ресурс управления.   Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. Было доказано, что методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно применены в практике деятельности организаций для достижения намеченных целей.   Авторы концепции научного управления посвящали свои исследования в основном проблемам управления производством и, в частности, вопросам повышения его эффективности.   Методологическую основу этой школы составлял так называемый традиционный подход к организации, которая рассматривалась как нечто, состоящее из самостоятельных, изолированных друг от друга элементов, чье функционирование, однако, подчиняется определенным общим закономерностям. Задача менеджмента понималась как выявление этих закономерностей и руководство в соответствии с ними каждым направлением деятельности организации вне связи с остальными. Это означало игнорирование на деле реального единства внутренних процессов организации и необходимости целостного управления ею, а следовательно, ограничивало возможности полного использования имеющегося производственного потенциала.   Концепция административного управления направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом.

 

В рамках этой концепции в 20-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей, имеющей определенную иерархию. При этом организация рассматривалась как замкнутая система, улучшение функционирования которой обеспечивается внутрифирменной рационализацией деятельности без учета влияния внешней среды. Появилось понимание того, что организацией можно управлять систематизированно, чтобы более эффективно достигать целей. Эта концепция получила также название классической теории управления.   У истоков классической теории управления стоял француз Анри Файоль (1841-1925), считающийся “отцом научного менеджмента”. Функционирование любой организации Файоль сводил к следующим основным видам деятельности:   технической – осуществление производственного процесса;   коммерческой – закупка всего необходимого для создания товаров и услуг и сбыт готовой продукции;   финансовой – привлечение, сохранение и эффективное использование денежных средств;   бухгалтерской – проведение статистических наблюдений, инвентаризаций, составление балансов и т. д.;   административной – оказание воздействия на работников;   защиты жизни, личности и собственности людей.

 

Каждый из этих видов деятельности нуждался в управлении, предполагавшем осуществление функций планирования, организации, координации, контроля, мотивации.

 

Глубоко осмыслив закономерности функционирования организации, Файоль сформулировал знаменитых 14 принципов административного управления, которые сохраняют свое значение и по сей день. Вот как они звучат в его интерпретации.  1. Разделение труда – повышает производительность за счет упрощения задач, решаемых каждым работником. Позволяет значительно увеличить выпуск продукции. Следовательно, процесс производства должен быть разделен на небольшие поддающиеся управлению части.  2 Власть и ответственность. Власть есть право отдавать распоряжения и сила, принуждающая подчиняться.

 

Власть немыслима ответственности, то есть без санкций – награды или кары, сопровождающих ее.

 

Всюду, где действует власть, возникает и ответственность.   3. Дисциплина. Сущность дисциплины состоит в неукоснительном выполнении организационных правил и инструкций. Дисциплина требует эффективного руководства на всех уровнях. Она также требует управленческой справедливости и готовности менеджеров наказать работника за нарушение правил. Состояние дисциплины в каком-либо социальном образовании всецело зависит от его руководителей.   4. Единоначалие. Служащему может давать указания относительно какого-либо действия только один начальник.  5 Единство руководства. Этот принцип можно выразить так один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель.   6. Подчинение частных интересов общим. Интересы служащих или группы служащих не должны ставиться выше интересов пред приятия.   7. Вознаграждение – это оплата исполненной работы. Она должна быть справедливой и по возможности удовлетворять персонал предприятия, нанимателя и служащего.   8. Степень централизации. Централизация может быть принята или отвергнута в зависимости от тенденций руководства и обстоятельств, но в большей или меньшей степени она существует всегда. Вопрос централизации и децентрализации – вопрос меры. Дело сводится к нахождению степени централизации, наиболее благо приятной для предприятия.   9. Иерархия руководителей. Иерархия есть ряд руководящих должностей, от низких до самых высоких.   10. Порядок. Известна формула материального порядка: определенное место для каждой вещи и всякая вещь на своем месте. Формула социального порядка такова же: определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте.   11. Справедливость. Для того чтобы поощрить персонал к исполнению обязанностей с рвением и преданностью, надо относиться к нему благожелательно. Справедливость есть результат сочетания благожелательности с правосудием.   12. Постоянство состава персонала. Текучесть кадров является одновременно причиной и следствием плохого состояния дел. Организация должна стремиться к достижению долговременных соглашений с работниками и менеджерами. Когда перемены сводятся к минимуму, особенно на управленческом уровне, более вероятно, что организация будет работать успешно.

 

13. Инициатива – возможность создания и осуществления план на свободу предложения и осуществления его также относится к категории инициативы.   14. Единение персонала. Не надо разделять персонал. Разделять враждебные нам силы для того, чтобы их ослабить, -дело искусное; но разделять силы собственного предприятия – тяжкая ошибка.   Последователем идей Анри Файоля стал инженер-механик Г.

 

Эмерсон, вершиной исследований которого явились сформулированные им 12 принципов производительности.   В близком к Эмерсону направлении формулировал взгляды на проблемы организации управления известный всему миру автомобильный король начла ХХ в. Генри Форд.   Логическим завершением классической школы менеджмента стала концепция “рациональной бюрократии” крупного немецкого ученого – юриста, экономиста, социолога, историка Макса Вебера (1864-1920).   Модель рациональной бюрократической организации, какой ее видел Вебер, характеризуется следующими основными признаками:   глубоким разделением труда по функциональному принципу, то есть по отдельным направлениям деятельности;   четким построением по иерархическому принципу;   системой правил, норм, формальных процедур, определяющих права и обязанности работников, их поведение в конкретных ситуациях;   подбором кадров по формальным Признакам на конкурентной основе с последующим продвижением в зависимости от старшинства, стажа работы и Достигнутых в предыдущий период результатов, что должно обеспечивать Продвижение наверх самых квалифицированных работников.

 

Веберовский подход к управлению мог с определенной степенью успеха осуществляться применительно к организациям, напоминающим по своей Сути армейские подразделения; гигантским неповоротливым предприятиям первой половины XX в., государственным учреждениям, в деятельности которых преобладали инерция и рутина. Но в системе рынка он оказался Непригодным, ибо сковывал свободу действий в стремительно меняющихся условиях и не позволял полностью реализовывать имеющиеся возможности.   Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений впервые определила менеджмент как “обеспечение выполнения работы с помощью других лиц”. Исследования, проведенные американским психологом Абрахамом Маслоу (1908-1970), показали, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, как считали сторонники научного управления, а различные   потребности, которые не всегда могут быть удовлетворены деньгами. Речь шла о том, что производительность труда рабочих могла повышаться не столько в связи с увеличением заработной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворенности своим трудом и климатом в коллективе. Эта концепция, получившая наибольшее распространение в 30-50-е годы, основана на важнейшем положении, что применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности работников результатами своего труда составляет основу повышения его производительности.   Концепция управления с позиций науки о поведении – теория, получившая развитие в 60-е годы.

 

Ее основное кредо – повышение эффективности деятельности организации в результате активизации ее человеческих ресурсов. Она включает исследование различных аспектов социального воздействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменений содержания работы и качества трудовой жизни. Основная цель концепции – оказать помощь работнику в осознании своих возможностей путем применения положений поведенческих наук к построению организации и управлению ею.

 

Таким образом, все четыре концепции менеджмента направлены на совершенствование стратегии отдельных предприятий с целью получения намеченной прибыли.   Современная зарубежная наука управления представлена самыми различными течениями, школами, направлениями, концепциями, которые часто не совместимы друг с другом. В ней отсутствуют внутреннее единство, логическая связь. Но все направления, концепции, взгляды объединяет стремление соединить научные исследования организационно-технических проблем управления отдельными предприятиями с решением конкретных проблем рыночной системы хозяйствования: достижение стабильности экономического развития, преодоление социально-экономических конфликтов. Отсюда стремление повысить практическую значимость теоретических исследований в области менеджмента, переориентировать теорию управления на практику управленческой деятельности в области разработки принципов, дающих возможность практически решать в определенных условиях организационные Проблемы. Ориентация теоретических исследований на область управления производством и другими сферами деятельности на уровне отдельных фирм была и остается основополагающей тенденцией развития зарубежной теории менеджмента. На современном этапе важнейшее значение в теории управления приобретают проблемы взаимодействия с внешней средой, учета ее изменений в деятельности отдельных компаний, ориентации предприятия в сложившихся условиях.   Суть концепции адаптации, или стратегии приспособления состоит в том, что в реальной хозяйственной жизни стратегий фирмы – это всегда комбинация наиболее выгодных курсов Действий с учетом факторов внешней среды, То есть это стратегия маневрирования в распределении и перераспределении производства И товаров между предприятиями, расположенными в разных странах, в зависимости от уровня издержек производства, стоимости рабочей силы, темпов экономического роста, политической стабильности страны.

 

Концепция глобальной стратегии направлена на оптимизацию деятельности фирмы. В ней акцентируется внимание на необходимость выработки единой стратегии, направленной на оптимизацию деятельности всей корпораций, а не ее отдельных частей.

 

Существуют разные направления этой концепции:   теория множественных целей, когда глобальная стратегия направлена на реализацию многих целей и отрицается максимизация прибыли в качестве главной цели;   оптимизация осуществляется в целях максимизации прибыли;   оптимизация направлена на получение максимальной прибыли в результате лучшего приспособления организационной структуры к изменяющимся условиям (децентрализация, координация);   оптимизация осуществляется путем совершенствования основных функций управления, в частности Долгосрочного планирования.   Концепция целевой ориентации утверждает, что должна доминировать роль целеполагания в процессах планирования, организации, контроля, мотивации.   В основе менеджмента как концепции управления в условия рынка лежит объективная тенденция к обобществлению производства, в результате которого у крупнейших предприятий появляется возможность воздействовать на рынок, осуществляя его раздел, влиять на характер и механизм экономических отношений, регулирующих связи между рынком и производителем. Менеджмент по этой концепции направлен на совершенствование организации управления деятельностью отдельных предприятий.

 

В ней больше, чем в других, отражается связь отдельных предприятий с рыночными отношениями, а точнее, с проблемой регулирования рыночных отношений, обосновывается необходимость в той или иной форме регулировать процессы развития, управлять ими, а не полагаться полностью на рынок, стихийно регулирующий экономические процессы.   Придавая важное значение регулированию рыночных отношений, теоретики менеджмента особый упор делают на Необходимость приспособления фирмы к требованиям рынка по каждому конкретному продукту, поэтому организационно-технический аспект концепции направлен на так называемое “планирование продукта”, которое охватывает систему мероприятий по изучению рынка конкретного товара, составлению программ и прогнозов, разработке и внедрению нового товара, активизации спроса и получению высокой прибыли от реализации.

 

Установление и регулирование рыночных отношений основаны на экономической силе и научно-производственном потенциале участников. Каждая фирма стремится не только сохранить свою долю на рынке, но и увеличить ее, потеснить конкурентов, вытеснить их, разорив либо подчинив своему влиянию и контролю.

 

Таким образом, концепция менеджмента в условиях рынка не только теоретически обосновывает необходимость его регулирования в современных условиях, но и служит источником практических рекомендаций по разработке новых форм и методов организации хозяйственной деятельности предприятий.         § 3.

 

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ     Как известно, рыночные отношения в России на протяжении всей ее истории были развиты очень слабо.

 

Однако необходимость координировать производственные процессы и деятельность людей существует в любых условиях, а следовательно имеют место и определенные общие моменты, без которых не может обойтись управление. Именно на этих моментах сосредоточивали внимание отечественные специалисты, игнорировать вклад которых в достижения мировой управленческой мысли недопустимо. Первые шаги в области научного менеджмента российские специалисты сделали задолго до Фредерика Тейлора. Так, в 1860- 1870 гг. сотрудники Московского высшего технического училища (ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана) разработали методику рационализации трудовых движений, которая получила “Медаль преуспевания” на Всемирной торговой выставке в Вене в 1873 г. Эту методику сразу же стали активно внедрять английские промышленники.   В 1908г. в России начали выходить сборники переводов зарубежных изданий в области научного менеджмента “Административно-техническая библиотека”, инициаторами выпуска которых были популяризаторы тейлоризма горный инженер Левенстерн и преподаватель Артиллерийской академии А, Пайкин. В ряде высших учебных заведений страны началось преподавание дисциплин, связанных с управлением.   Прерванные первой мировой и гражданской войнами отечественные исследования в области управления производством и научной организации труда были возобновлены в начале 20-х годов. Первым результатом стали “Основные законы научной организации производства и НОТ”, во многом сохраняющие значение и сегодня.   1. Закон наименьших при цепной связи -конечный объем выпуска   продукции, последовательно проходящий обработку в нескольких подразделениях, определяется возможностями слабейших из них, как бы ни были сильны остальные.   2. Закон взаимного замыкания состоит в том, что сначала создаются подразделения основного производства, а затем “подсобные”, работающие на них и друг на друга, а после удовлетворения внутренних потребностей – на сторону.

 

3. Закон ритма, в соответствии с которым рациональное функционирование хозяйства невозможно без ритмичной работы как производства, так и отдельных работников.   4. Закон параллельности и последовательности работ – частные производственные и трудовые процессы должны совершаться не только последовательно, но и параллельно, чтобы общий конечный результат не задерживали отстающие.   5. Закон фронта работ – нагрузка на людей должна соответствовать их реальным возможностям; иными словами, не нужно ставить два человека там, где с работой может справиться один.

 

6.

 

Закон реальных условий – необходимо при организации любой деятельности ставить только достижимые цели, исходя из реальных условий, наличных потребностей и возможных результатов.

 

Наиболее плодотворными в развитии отечественной управленческой мысли были 20-е годы, когда в период нэпа допускалась определенная свобода не только предпринимательства, но и научной мысли в ряде областей, не связанных непосредственно с проблемами политики и идеологии.   Как считают исследователи, в это время четко обозначились две основные группы концепций управления: организационно-техническая и социальная.   К первой можно отнести концепции “организационного управления” А. А. Богданова, “физиологического оптимизма” О.

 

А. Ерманского, “узкой базы” А. К. Гастева, “производственную трактовку” Е.

 

Ф. Розмирович; ко второй – концепцию “организационной деятельности” П. М. Керженцева, “социально-трудовую концепцию управления производством” М. А. Витке и теорию “административной емкости” Ф. Р. Дунаевского. Рассмотрим их подробнее.

 

А. А. Богданов (1873-1928) был выдающимся естествоиспытателем, экономистом, философом.

 

Разносторонность увлечений помогла ему заметить, что все виды управления в природе, технике и обществе имеют сходные черты, и это позволяет говорить о возможности существования особой науки – организационной. Предметом последней в технической сфере является организация вещей, в экономической – организация людей, в политической – организация идей. Техническая организация, по мнению Богданова, была определяющей по отношению ко всем остальным, таким образом, он по сути пренебрегал самостоятельным характером социально-экономической деятельности людей. Хотя из-за абстрактности   Взгляды Богданова не получили широкого распространения, они содержали ценные для развития современной кибернетики и сетевых методов планирования идеи, в частности положения о структурной устойчивости систем, их уровнях и организационных механизмах формирования, “биорегуляторах”, аналогичных современным “обратным связям”.   О.А.

 

Ерманский (1866-1941) в своих работах сформулировал предпосылки науки об организации труда и управления, связав ее необходимость с появлением крупного машинного производства, все факторы которого нужно использовать рационально. Одним из основных законов этой науки Ерманский считал “закон организационной суммы”, которая будет больше, чем “арифметическая составляющая сил”, если все вещественные и личные элементы производства гармонично сочетаются и усиливают друг друга. Применительно к производству это означало, например, необходимость правильного подбора инструментов для работы с учетом конструкции, вида, формы обрабатываемого объекта., особенностей технологического процесса, физических и психологических качеств работников. Закон организационной суммы был необходим Ерманскому для формулировки главного принципа своей науки – принципа физиологического оптимума, который давал критерий рациональности выполнения любой работы. В основе этого критерия лежало отношение расходуемой энергии и достигаемого при этом эффекта, выраженное “коэффициентом рациональности” (полезная работа/затраты энергии).

 

Крупный организатор науки А. К. Гастев (1882-1941) считал, Что работу в области научной организации труда и управления нужно начинать с отдельного человека, кем бы он ни был – руководителем или рядовым исполнителем. Методологической основой такого подхода стала разработанная им и его коллегами – сотрудниками центрального института труда – концепция трудовых установок, содержавшая в зародыше основы кибернетики, инженерной психологии, эргономики. Составными элементами этой концепции были: теория трудовых движений в производственном процесс производства, организация рабочего места, методика рационального производственного обучения и др. С помощью содержащихся в них практических положений и выводов можно было задавать определенные стандарты для производственных операций, облегчать адаптацию работников к их непрерывному изменению, стимулировать их личную инициативу. Исходным пунктом “производственной трактовки” управленческих процессов Е. Ф. Розмирович (1886-1953) были общие черты имеющиеся в процессе производства и управления, организации физического и умственного труда.

 

Она понимала управление Как процесс чисто технический, состоящий из совокупности распорядительских, надзорных, контрольных, регулятивных действий и Представляющий собой разновидность производственного. Управление можно рационализировать, механизировать, автоматизировать теми же методами, что и производственный Процесс. В свете такого подхода аппарат управления рассматривался как сложная машина, работа которой воплощается в материальных объектах: приказах, телефонограммах и т. д.

 

Представителем концепции социального управления был П. М. Керженцев (1881-1940), сформулировавший теорию “организационной деятельности”. Выделив в НОТ три объекта – труд, производство и управление, он сконцентрировался на последнем, считая его наиболее важным. Под научной организацией управления он понимал определение наиболее рациональных приемов И методов выполнения управленческих действий, таких, как формирование организационных структур, распределение обязанностей, планирование, учет, подбор и распределение кадров, поддержание дисциплины.   Керженцев считал, что в работе по руководству организациями разных сфер деятельности есть общие черты, поэтому возможен обмен опытом и формулировка на основе этого определенных общих принципов управления. К ним он отнес постановку целей и задач, разработку планов, учет, контроль, координацию использования людских и материальных ресурсов.   Керженцев был убежден, что процесс научной организации труда и управления невозможен без поддержки широких масс трудящихся, которые должны быть не только точными исполнителями директив, полученных сверху, но и проявлять инициативу, придающую организации дополнительные жизненные силы. В то же время Керженцев не умалял роли профессиональный руководителей, считая ее в значительной мере определяющей, поскольку в их руках сосредоточены рычаги воздействия на трудовой коллектив, а следовательно, на общие результаты деятельности организации. Поскольку руководитель обычно комплектует штат подчиненных по своему образу и подобию, окружая себя сильными людьми или, наоборот, посредственностями, правильный выбор самих руководителей, способных не выполнять работу подчиненных, а каждого подчиненного поместить на подобающее место, становится важнейшей задачей.   Другой сторонник социального подхода к управлению М. А.

 

Витке (даты жизни неизвестны) в своей концепции четко различал управление вещами и людьми и концентрировался на последнем.

 

Главную задачу управления он видел в целесообразной организации людей как участников единой трудовой кооперации. По мнению Витке, управление представляет собой единый целостный процесс, элементы которого соединяются с помощью административной функции. Учение об этой функции стало краеугольным камнем его концепции.

 

Чем выше уровень управления, тем больше в нем доля административных элементов по сравнению с техническими, тем более важную роль играет административная   функция.

 

Причем значение этой функции и ее носителей-администраторов, “строителей людских отношений”, с развитием производства должно возрастать.

 

Существо административной работы, по концепции Витке, состоит в создании благоприятной социально-психологической атмосферы в производственных коллективах – “духа улья”, чего ни идеальная организация технологического процесса, ни регламентация служебных функций, ни своевременное их регулирование обеспечить не могут. Витке сформулировал также совокупность требований к руководителям – носителям административной функции. Среди них умение правильно подбирать персонал управленцев, четко распределять обязанности, намечать цели, координировать работу, осуществлять контроль, но при этом “не Мнить себя техническим всезнайкой и не распылять себя по мелочам”.   Еще одной важной вехой в развитии социального подхода к управлению можно считать теорию “административной емкости”, выдвинутую Ф. Р.Дунаевским (1887-1964). Под “административной емкостью” Дунаевский понимал способность управляющих руководить определенным числом подчиненных вне зависимости от их личных качеств, что в современном управлении принято называть диапазоном контроля.

 

Дунаевский считал, что с развитием производства происходит разбухание промежуточного звена руководящих органов, связанное с необходимостью компенсировать превышение “административной емкости” центра. В связи с этим возникает огромная иерархия, каждая ступень которой последовательно расширяет “административную емкость” вышестоящей, что в конечном итоге ведет к бюрократизации.

 

Он выявил проблему нарастания информационного барьера в управлении и определил пути ее решения. По мнению Дунаевского, трудности могут быть преодолены путем тщательного подбора и подготовки персонала, внедрения новых методов планирования и т.

 

д. или расширения границ “административной емкости” с помощью техники, то есть передачи машинам всей вспомогательной, механической работы.

 

Впоследствии в управленческих исследованиях стал преобладать отраслевой или народнохозяйственный подход, а на уровне отдельных организаций исследования были направлены на решение технических проблем. И лишь в 60-е годы начал возрождаться интерес к первичному хозяйственному звену. Толчком к этому послужили два обстоятельства: повсеместное внедрение автоматизированных систем управления предприятиями и развертывание “косыгинских” реформ. В ходе этих реформ предприятиям была предоставлена определенная самостоятельность в рамках централизованного плана, основанная на внедрении хозяйственного расчета и экономических методов управления.

 

Сформировалась идея комплексного подхода к управлению и концепция хозяйственного механизма как единой организационной, экономической и социальной системы управления.     Контрольные вопросы и задания   1. Расскажите об эволюции управленческой мысли.   2. Каковы современные концепции менеджмента?   3. В чем суть концепции научного управления?   4. В чем суть концепции административного управления?   5. В чем суть концепции управления с позиций психологии и человеческих отношений?   6. В чем суть концепции управления с позиций науки о поведении?

 

7. Как развивалась управленческая мысль в России?   8. Что общего в концепциях отечественных и зарубежных специалистов в области управления?   9. В чем с позиций сегодняшнего дня слабые и сильные стороны отечественных концепций управления?   10. Какие идеи, содержащиеся в управленческих концепциях первой половины XX в., можно без корректировки применить сегодня на практике?     Глава 4 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА   § 1. НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К МЕНЕДЖМЕНТУ   Эффективность и качество управления определяются прежде всего обоснованностью методологии решения Проблем, то есть подходов, принципов, методов. Без хорошей теории практика слепа. Анализ теории и практики экономического управления различными объектами позволил установить необходимость применения к менеджменту 13 научных подходов, каждый из которых отражает или характеризует один из аспектов менеджмента.   1. Системный подход – объект рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая вход, выход, связь с внешней средой, обратную связь. Системный подход строится на следующих принципах:   процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;   проблема рассматривается как целое, система, выявляются все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;   выявляются и анализируются возможные альтернативные пути достижения цели;   цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы;   восходят от абстрактного к конкретному;   единство анализа и синтеза, логического и исторического;   выявляются в объекте разнокачественные связи и их взаимодействие.   2. Комплексный подход. При применении этого подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, а при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента, а также их взаимосвязь. Если упустить один из аспектов, проблема не будет решена. К сожалению, на практике редко соблюдается это требование. Например, при проектировании новых орудий труда показателям экологичности уделяется второстепенное внимание, поэтому эти орудия становятся неконкурентоспособными. При формировании новых коллективов или реорганизации существующих структур редко учитываются социальные и психологические аспекты.

 

3. Интеграционный подход нацелен на исследование и усиление взаимосвязей:   между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента;   между стадиями жизненного цикла объекта управления; между уровнями управления по вертикали; между субъектами управления по горизонтали. Интеграция означает углубление сотрудничества субъектов управления, их объединение, усиление взаимодействия и взаимосвязи между компонентами системы-управления. Интеграция между раздельными подсистемами и компонентами системы менеджмента обеспечивается углублением и конкретизацией взаимосвязей между ними, количественным выражением этих взаимосвязей. Например, управляющая подсистема задает службам и подразделениям фирмы конкретные показатели функционирования по качеству, продукции затратам ресурсов, срокам и др., на основе выполнения поставленных целей. Углубление интеграции по стадиям жизненного цикла объекта управления обеспечивает формирование единой согласованной Информационной системы управления, включающей показатели количества, затрат и т. д.

 

по стадиям маркетинга, научно-исследовательских работ, организационно-технологической подготовки производства, собственно производства, внедрения на рынке, эксплуатации, утилизации. Согласованность перечисленных показателей дает возможность обеспечить оперативность управления и рациональность ресурсозатрат.   Углубление интеграции по вертикали достигается на основе Объединения самостоятельных мелких фирм для обеспечения новых конкурентных преимуществ за счет создания мощной научно-исследовательской базы, новых информационных технологий, “Южного оборудования и т.

 

д. Кроме того, на базе унифицированных информационных технологий и автоматизированных систем управления следует развивать связи по вертикали между федеральными, муниципальными органами управления и фирмами в области рыночной, производственной, социальной инфраструктуры, научно-технического прогресса и т. д. Подробная интеграция позволяет ускорить ввод в действие и улучшить контроль за выполнением новых нормативно-правовых актов, внедрение достижений научно-технического прогресса и т. д.   Применение интеграционного подхода открывает огромные возможности в нахождении новых конкурентных преимуществ фирмы, совершенствовании систем менеджмента.   4. Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. Приоритеты выбора критериев следующие:   повышение качества объекта в соответствии с нуждами потребителей;   экономия ресурсов потребителей за счет повышения качества;   экономия ресурсов в производстве за счет его масштаба, научно-технического прогресса, применения системы менеджмента.

 

5. Функциональный подход – потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функций создаются несколько альтернативных объектов для их выполнения и выбирается тот из них, который требует минимума совокупных затрат за жизненный цикл товара на единицу полезного эффекта.

 

В процессе применения функционального подхода, когда идут от обратного, от потребностей, иногда создают совершенно новые оригинальные объекты.   При альтернативном, предметном подходе совершенствуется существующий объект, что не позволяет коренным образом улучшить его структуру, принципы работы и т. д.   6. Динамический подход объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ за 5-10 лет и более и перспективный анализ (прогноз).

 

7.

 

Воспроизводственный подход ориентирован на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке совокупными затратами на единицу полезного эффекта. Элементами воспроизводственного под хода являются;   применение опережающей базы сравнения при планировании обновленного объекта;   трактовка закона экономии времени как суммы прошлого, живого и будущего труда за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта;   рассмотрение во взаимосвязи воспроизводственного цикла выпускаемой, проектируемой и перспективной моделей объекта;   пропорциональное по качеству и количеству воспроизводство элементов внешней среды (прежде всего макросреды страны и инфраструктуры региона);   интеграция крупных предприятий науки и производства в рамках комплексного объединения.   8. Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные.

 

Процесс управления является суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанных действий.   9. Нормативный подход представляет собой установление нормативов управления по всем подсистемам менеджмента.

 

Нормативы   должны устанавливаться по важнейшим элементам подсистем: целевой (показатели качества и ресурсоемкости товара, параметры рынка, показатели организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды);   функциональной (нормативы качества планов, организации системы менеджмента, качества учета и контроля, стимулирования качественного труда);   обеспечивающей (нормативы обеспеченности работников и подразделений всем необходимым для нормальной работы, выполнения стоящих перед ними целей и задач, эффективности использования различных видов ресурсов в целом по фирме; нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности во времени и по масштабу применения).   Нормативами функционирования элементов внешней среды предприятие не управляет, но оно должно иметь соответствующий банк нормативов, строго их соблюдать (особенно правовые и экологические), принимать участие в развитии системы нормативов внешней среды.

 

Чем больше обоснованных нормативов по каждому элементу системы менеджмента, тем выше будет ее организованность, уровень автоматизации планирования, учета и контроля на всех уровнях управления.   10.

 

Количественный подход заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических, статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и др. Управлять можно цифрами, а не словами.   11. Административный подход состоит в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, сроков, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказах, распоряжениях, указаниях, стандартах, инструкциях, положениях и т.

 

д.).

 

12. Поведенческий подход. Целью поведенческого подхода является оказание помощи работникам в осознании своих возможностей, творческих способностей путем применения концепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой.

 

Основной целью такого подхода является повышение эффективности деятельности фирмы за счет повышения эффективности использования трудовых ресурсов.

 

Правильное применение науки о поведении всегда способствует повышению эффективности как отдельного работника, так и фирмы в целом.   13. Ситуационный подход основан на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией.

 

Поскольку существует обилие факторов как на самом предприятии, так и во внешней среде, не существует единого способа управления объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является тот, который более всего соответствует данным условиям, максимально адаптирован к ним.   Требованиям научных подходов к менеджменту должна максимально соответствовать структура системы менеджмента (рис. 3).   К компонентам внешней среды, влияющим на устойчивость и эффективность функционирования предприятия, относятся макросреда, инфраструктура региона, микросреда предприятия.

 

К компонентам “входа” относятся методические, нормативные, проектно-конструкторские и другие документы, сырье, материалы, комплектующие изделия, энергия, новое оборудование, новые трудовые ресурсы, информация.   На “выходе” системы менеджмента – выпускаемый товар (выполняемая услуга) соответствующего количества, качества, ресурсоемкости, поставленный в установленные сроки.       Условные обозначения: 1.1 – повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг; 1.2 – ресурсосбережение; 1.3 – расширение рынка сбыта товаров; 1.4 – организационно-техническое развитие производства; 1.5 – социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды; 2,1 – методическое обеспечение; 2.2 – ресурсное обеспечение; 2.3 – информационное обеспечение; 2.4 – правовое обеспечение; 3.1 – маркетинг; 3.2 – планирование; 3.3 – организация процессов; 3.4 – учет и контроль; 3.5 – мотивация; 3.6 – регулирование; 4.1 – управление персоналом, 4.2 – социология и психология менеджмента; 4.3 – разработка и реализация управленческого решения; 4.4 – анализ в принятии решения; 4.5 – прогнозирование в принятии решения     К компонентам “обратной связи” относятся требования, рекламации, новая информация потребителей товара предприятия, возникшие в связи с неудовлетворительным его качеством, достижениями научно-технического прогресса, инновациями и другими факторами.   При отработке системы менеджмента сначала следует на основе маркетинговых исследований конкретизировать “выход”, затем проанализировать качество “внешней среды” и “входа” и в Последнюю очередь обеспечить качество “процесса” в системе менеджмента по ее четырем подсистемам на уровне качества “входа”.

Прокрутить вверх