Фуко мишeль рождeниe клиники м смысл 1998 235 с

Мишель Муко.   Рождение Клиники       …Предпринимаемое здесь исследование содержит смелый замысел – быть  одновременно и историческим и критическим в той мере, в которой идет речь об  установлении условий возможности медицинского опыта в том виде, в котором  его знает современная эпоха.   Эта книга написана не в пользу одной медицины против другой, тем более  не против медицины и за отказ от нее. Речь идет об исследовании, пытающемся  вычленить из дискурса исторические условия.   В том, что говорится людьми, учитывается не только то, что они могли бы  думать о вещах, но и то, что с самого начала приводит их в систему, делая в  последующем бесконечно открытыми новым дискурсам и задачам их  трансформации….   Michel Foucault   NAISSANCE DE LA CLINIQUE   Мишель Фуко   РОЖДЕНИЕ КЛИНИКИ         Quadrige / Presses Universitares de France Paris.1963   Издательство “Смысл* Москва, 1998       Содержание   Власть, Болезнь, Смерть ……………………………… 5   Введение  ………………………………………………………8   Глава I Пространства и классы…………………… 23   Глава II Политическое сознание…………………..

 

49   Глава III Свободная  область…………………………71   Глава IV Дряхление клиники ……………………… 93   Глава V Урок больниц ……………………………..  106   Глава VI Знаки и  случаи…………………………….139   Глава VII Видеть, знать…………………………….  166   Глава VIII Вскройте несколько трупов……… 190   Глава IX Невидимое видимое ……………………

 

225   Глава Х Кризис лихорадок ………………………..261   Заключение ……………………………………………..  291   Литература ……………………………………………..  298     Власть, Болезнь, Смерть   Именно эти темы занимают центральное место в творчестве одного из  крупнейших французских философов XX века Мишеля Фуко. На вопрос почему,  можно попытаться ответить различными способами. Например психоаналитик,  занимающийся археологией индивидуального сознания, мог бы обнаружить  множество фактов личной биографии Фуко, которые достаточно убедительно  позволили бы найти причину столь устойчивого, если не сказать навязчивого,  интереса.   Мишель Фуко родился в 1926 году в провинциальной буржуазной семье на  юге Франции. Семейные традиции как бы предполагали вполне четкую траекторию  жизненного пути: сыну и внуку врача надлежало продолжить дело его предков.

 

Но бунт начался весьма рано и может быть не последней его причиной была  ненависть, которую Мишель Фуко, по его словам, испытывал к отцу. Он пытался  отличаться от него во всем:   начиная с отказа от своего первого традиционного в семье имени до  выбора профессии. Но, как можно видеть, несмотря на этот бунт (или может  быть именно благодаря ему) он постоянно, но уже на совсем иных основаниях  возвращается к теме медицины: от первой книги – “Психическая болезнь и  личность”, до последней – “Истории сексуальности”.

 

Причем в своих книгах  Фуко как бы становится кем-то большим, чем врач, пытаясь осмыслить не  конкретную медицинскую специальность, а вообще феномен медицины, как  например в предлагаемом читателю “Рождении клиники”.   Можно найти причины такого интереса и в более поздних биографических  фактах: частых депрессиях, попытке самоубий-   5     ства, гомосексуальности, личном знакомстве с психиатрической практикой.  Во всяком случае этот интерес подтверждается и тем, что после получения в  1948 году степени лиценциата по философии, он получает диплом по психологии  и психопатологии и достаточно долго преподает клиническую психологию.  Интерес к медицине и, в особенности, психиатрии, возникает у него довольно  рано, во время обучения в Эколь Нормаль – самом элитарном гуманитарном  учебном заведении Франции, где выпускникам даже не дают диплома, но они всю  жизнь с гордостью называют себя ее “бывшими учениками”.

 

Но поскольку психоаналитическое лечение самого Мишеля Фуко продолжалось  не больше месяца, а сам он, хотя и с уважением, но все же достаточно  скептически относился ко многим теоретическим построениям психоанализа и  стремлению понять жизнь исходя из весьма ограниченного набора аксиом,  постоянный интерес к медицине можно объяснить и тем, что темы болезни и  смерти оказались для него довольно прочно связанными с центральной темой его  творчества – темой “знания-власти”. Именно болезнь и смерть как зоны  безусловной власти (в самых различных смыслах) оказались излюбленной  моделью, на которой он с присущим ему блеском демонстрировал сложную  структуру простых на первый взгляд вещей и то, что дискурс о смерти и  болезни – на самом деле дискурс об онтологических основаниях субъекта и  жизни.   Писать предисловие к работам Мишеля Фуко – совершенно неблагодарная  задача: он сам с большим сарказмом в начале “Рождения клиники” говорит о  претензии комментатора открыть в оригинальном тексте больше, чем в нем  написано, как бы предполагая у себя некий кладезь означаемых, который автор  по невнимательности или недомыслию не заметил сам; о претензии сказать то,  что автор недоговорил или не понял.   6     Поэтому лучше ограничить желание добавить что-то к тексту самого Фуко,  только подчеркнув определенную нетрадиционность для отечественного читателя  предлагаемого подхода к пониманию того, что такое медицина и ее очень  специфическая часть, называемая клиникой, и то, каким парадоксальным образом  мы оказались в ситуации, когда неожиданно стала “ощутимой” связь деструкции  медицины и деструкции (или деконструкции) власти.   И еще, может быть несколько слов с точки зрения переводчика. Перевод  такого не самого легко понятного автора как Мишель Фуко требовал постоянного  соблюдения равновесия между точностью и понятностью (без которой точность в  переводе невозможна) русского варианта текста. И хотя я постоянно пытался  соответствовать обоим требованиям, при невозможности соблюдения равновесия  выбирал первое.   Оправдываясь перед читателем за написанное предисловие, я могу лишь  повторить обращенные к предполагаемому читателю слова самого Мишеля Фуко в  предисловии к повторному изданию “Истории безумия в классическую эпоху”:   – Но ведь вы только что написали предисловие.   – По крайней мере оно короткое.   Доктор психологических наук А.Ш.Тхостов   Введение   В этой книге идет речь о проблеме пространства, языка и смерти,  проблеме взгляда.     В середине XVIII века Помм лечил и вылечил больную истерией, заставляя  ее принимать “ванны от 10 до 12 часов в день в течение целых 10 месяцев”. К  концу этого лечения, направленного против высушивания нервной системы и  поддерживавшего его жара, Помм увидел пленчатые участки, похожие на “куски  мокрого пергамента … почти безболезненно отделявшиеся и ежедневно  выходившие с мочой”. Поверхность уретры в свою очередь отслаивалась справа,  выходя этим же путем. То же самое происходило с “кишечником, внутреннюю  оболочку которого, отслоившуюся в другое время, мы видели выходящей из  прямой кишки. Поверхность пищевода, трахеи, языка в свою очередь тоже  отслаивалась, и различные куски удалялись из тела больной либо со рвотой,  либо с отхаркиванием”1.

 

А вот как менее чем 100 лет спустя врачом отмечается анатомическое  повреждение мозга и его оболочек: речь идет о “ложных мембранах”, которые  часто находят у больных, пораженных “хроническим менингитом”: “Их внешняя  поверхность, наложенная на паутинный листок твердой оболочки, прирастает к  этому листку то очень слабо, так что их легко можно разделить, то очень  плотно и тесно, и в этом случае они разделяются с трудом. Их внутренняя  поверхность – единственное, что соприкасается с паутинной оболочкой, с  которой они никак   –   1 P.Pomme, Traite des affections vaporeuses des de sexes (Lyon,  1769), t.I, p. 60-65. (Текст сносок приведен в авторском написании.  -Примеч. перев.)   8     иначе не соединены… Ложные мембраны часто прозрачны, особенно если  очень тонки; но обычно они белесоватого, сероватого, красноватого и, реже,  желтоватого, коричневатого или черноватого цвета. Эта субстанция часто имеет  различные оттенки в разных частях одной и той же мембраны. Плотность этих  случайных образований сильно варьирует; иногда они столь тонки, что их можно  сравнить с паутиной … Строение ложных мембран столь же различно: тонкие,  похожие на налет, напоминают белковую оболочку яйца, не имея отчетливой  структуры. Другие же на одной из своих поверхностей несут перекрещивающиеся  в различных направлениях следы кровеносных сосудов и наполнены кровью.

 

Они  часто наслаиваются друг на друга, между ними довольно регулярно встречаются  более или менее обесцвеченные сгустки крови”1.

 

Между текстом Помма, доводящим до логического конца старые мифы о  нервной патологии, и текстом Байля, описавшим во время, к которому мы все  еще принадлежим, мозговое поражение при общем параличе, различие и ничтожно  и тотально. Тотально для нас, так как каждое слово Байля в его качественной  точности направляет наш взгляд в мир с постоянной возможностью наблюдения,  тогда как предыдущий текст говорит нам о фантазмах языком, не имеющим  перцептивной поддержки. Но какой фундаментальный опыт может установить столь  очевидное различие, по эту сторону от нашей уверенности, где она рождается и  себя обосновывает? Кто может нам подтвердить, что врач XVIII века не видел  того, что он видел, и что оказалось достаточно нескольких десятков лет,  чтобы фантастические образы рассеялись и освобожденное пространство  позволило узреть истинное положение вещей?   –   1 A.L.J. Bayle, Nouvelle doctrine des maladies mentales (Paris,  1825), p. 23-24.   9     Не было ни “психоанализа” медицинского знания, ни более или менее  спонтанного прорыва воображаемых загрузок1; “позитивная медицина” – это не  та медицина, что сделала “объектно ориентированный” выбор, направленный  наконец на саму объективность. Все возможности воображаемого пространства, в  котором происходило общение врачей, физиологов и практиков (натяжение или  искривление нервов, сухой жар, затвердевшие или воспаленные органы, новое  рождение тела в благоприятных условиях свежести или влаги) не исчезли, а  скорее были перемещены или ограничены особенностями больного, областью  “субъективных симптомов”, определявшуюся для врача уже не как способ  познания, но как мир объектов познания. Фантастическая связь знания и  страдания, далекая от того, чтобы быть разорванной, обеспечивалась более  сложным образом, чем просто воображением: наличие болезни в теле, его  напряжение, жар, тайный мир внутренних органов. Вся темная изнанка тела, что  ткалась в долгих, непроверяемых глазом фантазиях, разом оказалась оспоренной  в своей объективности редукционистским дискурсом врача, и стала  рассматриваться его позитивным взглядом как объект. Образы боли были  превращены не в нейтральное знание, но перераспределены в пространстве, где  встречались тела и взгляды. То, что изменилось – это скрытая конфигурация,  в которой язык опирается на соотношение ситуации или положение между тем,  кто говорит и тем, о чем говорят.   Что касается самого языка, то с какого-то момента по некой  семантической и синтаксической модификации можно установить изменение его  роли в рациональном дискурсе. Какова окончательная черта, проведенная  наконец между описанием   –   1 Investissment (фр.) – вложение, загрузка. М.Фуко использует  психоаналитический термин, объясняющий переход энергии либидо на объект  представления, часть тела и пр.

 

(Примеч. перев.).

 

10     мембраны как “мокрого пергамента” и другим, не менее качественным и  метафорическим описанием, видящим ее располагающейся на поверхности мозга  как белковую пленку яйца? Обладают ли “беловатые” и “красноватые” листочки  Байля другой ценностью, более существенной надежностью и объективностью для  научного дискурса, чем затвердевшие пластинки, описанные медиками XVIII  века? Взгляд чуть более педантичный, словесное описание чуть более  медленное, больше опирающееся на вещи с тонко нюансированными и иногда менее  туманными эпитетами, – не есть ли это простое развитие стиля медицинского  языка, который, начиная с галеновской медицины, использовался перед лицом  неразличимости вещей, их форм и неделимости их качеств?   Чтобы постигнуть момент речевой мутации, необходимо, конечно же,  обратиться не к его тематическому содержанию или логическому строению, но к  той сфере, где “слова” и “вещи” еще не разделены, способы видения и  высказывания слиты на языковом уровне. Нужно задаться вопросом об исходном  распределении видимого и невидимого в той мере, в какой оно связано или  разделено с тем, что себя выражает, и тем, что молчит: итак, артикуляция  медицинского языка и его объекта появляется как цельная фигура. Но не в  смысле первенства, о котором ставятся лишь ретроспективные вопросы, и  единственная заслуга которого состоит в том, чтобы однажды приблизить к  умышленно безразличной речевой структуре восприятия это полное  полостей пространство, от которого язык получает объем и размерность.  Следует установить и раз и навсегда сохранить фундаментальный уровень  пространственного распределения и оречевления патологии, где  рождается и сосредотачивается словоохотливый взгляд, устремленный врачом в  ядовитую сердцевину вещей.   11     Современная медицина считает датой своего рождения последние годы XVIII  века.

 

Размышляя о себе, она находит истоки своей позитивности в удалении от  всякой теории, к эффективной непритязательности восприятия. На самом деле,  этот предполагаемый эмпиризм держится не на вновь открытой абсолютной  ценности видимого, не на полном отказе от систем и их химер, но на  реорганизации этого явного и тайного пространства, которое было открыто,  когда тысячный взгляд остановился на страдании людей. Обновление  медицинского восприятия, освежение оттенков и вещей под взглядом первых  клиницистов – все же не миф. В начале XIX века медики описали то, что в  течение веков оставалось за порогом видимого и высказанного, но не потому,  что они начали воспринимать после того, как долго рассуждали, или начали  слушать аргументы более сильные, чем воображение, а потому, что связь  видимого и невидимого, необходимая для любого конкретного знания, изменила  структуру и заставила проявиться во взгляде и в языке то, что было и по ту,  и по другую ее сторону.   Между словами и вещами установилась новая связь, заставляющая  видеть и говорить, причем иногда в рассуждении реально  настолько “наивном”, что оно казалось расположенным на более архаичном  уровне рациональности, как если бы речь шла о возвращении к куда более  ранним взглядам.   В 1764 году Ж.Ф. Меккель хотел изучить изменения мозга при некоторых  заболеваниях (апоплексия, мания, туберкулез). Он использовал рациональный  метод взвешивания равных объемов и их сравнения для того, чтобы установить,  при каких болезнях какие участки мозга высушены, какие – засорены.  Современная медицина почти совсем не помнит об этих исследованиях. Для нас  “позитивная” патология мозга начинается с Биша и в особенности с Рекамье и  Лаллеманда, использовав-   12     ших знаменитый молоточек, оканчивающийся широкой и тонкой поверхностью.

 

От небольших ударов по заполненному черепу не может последовать колебаний,  способных произвести разрушения. Лучше начинать с задней части, так как  тогда окципитальная останется единственной, которую нужно разбить, она часто  настолько подвижна, что удары оказываются неверными… У очень маленьких  детей кости слишком мягки, чтобы их можно было разбить, слишком тонки, чтобы  распиливать. Их нужно разрезать прочными ножницами”1. Итак, итог работы: под  кропотливо расколотой скорлупой появляется мягкая сероватая масса, покрытая  липкой, в прожилках крови, оболочкой, печальная, бренная мякоть, откуда  сияет наконец освобожденный, вынесенный на свет объект познания. Ремесленная  ловкость дробителей черепов заменила научную точность весов и, тем не менее,  именно после Биша наша наука опознает себя; точный, но неразмеренный жест,  который открывает взгляду полноту конкретных вещей, с мелкой сетью их  качеств, основывая для нас объективность более научную, чем инструментально  опосредованное количество. Формы медицинской рациональности углубляются в  великолепную плотность восприятия, предлагая в качестве первого проявления    истины крупицы вещей, их цвет, их пятна, их жесткость, их связь.  Пространство опыта стало идентифицироваться с областью внимательного  взгляда, с эмпирической бдительностью, открытой с очевидностью лишь для  видимого содержания. Глаз стал хранителем и источником ясности, располагая  властью заставить выйти на свет истину, которую он принимал лишь в той мере,  в какой она была освещена; открываясь сам, он открывает истину первого  открытия: перелом, которым отмечен, начиная с   –   1 F. Lallemand, Recherches anatomo-pathologiques sur l’encephale  (Paris, 1820),Introd.,p.VII,note.   13     мира классической ясности, переход от Просвещения к XIX веку.   Для Декарта и Мальбранша видеть – значило воспринимать (вплоть до  самых конкретных форм опыта: практическая анатомия у Декарта, наблюдение под  микроскопом у Мальбранша).

 

Но речь шла о том, чтобы, не отделяя восприятие  от его чувствительного аппарата, обеспечить прозрачность мыслительному  отражению: свет, предшествующий любому взгляду, был идеальным элементом,

Прокрутить вверх