Петер Куттер. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов Рекомендовано в качестве учебного пособия для дополнительного образования Министерством образования Российской Федерации Б.С.К. Санкт-Петербург 1997 СОДЕРЖАНИЕ От издательства Предисловие к русскому изданию Вступление I.
Человеческие, слишком человеческие конфликты в повседневной жизни и их отражение в зеркале литературы и кино II. Дерево психоаналитического познания 1. Корни психоанализа: естественные науки, литература, филосо-фия 2. Ствол психоанализа: Зигмунд Фрейд и группа первых психоаналитиков 3.
Первые ветви: Адлер, Штекель, Юнг 4. Возвращение к стволу: теория инстинктов и теория травм 5. Дальнейшее развитие ствола: Я-психология и ранняя теория отношений 6. Ветви психоанализа: современное развитие теории отношений (Сандор Ференци и Михаэль Балинт, Эрик Г. Эриксон, Рене А. Спиц, Дональд В. Винникот, Маргарет Малер, Отто Ф. Кернберг, Гейнц Когут, Альфред Лоренцер и Клаус Хорн) III. Развитие психоанализа в Германии 1. Немецкое психоаналитическое объединение переосмысливает нацистское прошлое 2. Значение психоанализа для педагогики, философии и богословия 3. Психоанализ в университете — шансы для взаимных инициатив . IV. Психоанализ на фоне науки 1.Является ли психоанализ наукой? 2.
Различие между естественными и гуманитарными науками 3. Освобождающие науки 4. Позиция психоанализа V. Психоаналитическая теория личности 1. Предварительные замечания 2. Образ человека по Фрейду (психоаналитическая теория сексу-альности; развитие структурной модели) 3.
Дальнейшее развитие теории Фрейда (современные психоанали-тические аспекты сексуальности; развитие структурной модели; специальные теории личности) VI. Психоаналитическое учение о болезнях 1. Предварительные замечания 2. Классическое учение о неврозах (страх и механизмы защиты; классическая истерия или конверсионный невроз; неврозы на-вязчивых состояний; фобии; депрессивный невроз или невроти-ческая депрессия) 3. Современные «пост-классические» неврозы (нарциссический невроз; пограничные случаи; неврозы недостатка и неврозы связи) 4. Учение о психозах (депрессивные психозы или психотические депрессии; мания; шизофрения) 5. Психосоматические расстройства (формы патологий; психосома-тический процесс; стационарная психотерапия; профилактика) 6.
Делинквентное поведение (общественные аспекты; индивидуаль-ные аспекты; терапия) 7.
Алкогольная и наркотическая зависимость 8. Так называемые перверсии (очевидное поведение; объяснение возникновения перверсий; проституция) 9.
Резюме VII. Диагностические методы в психоанализе 1. Предварительные замечания 2.
Психоаналитическое «интервью» (метод и необходимые условия; три уровня «интервью»; примеры из практики; эмпирическое обоснование) 3. Психоаналитически ориентированные методы тестирования (ка-чественные методы; количественные методы) VIII. Психоаналитические методы лечения и консультации 1.
Отличия от других видов терапии (поведенческая терапия; разго-ворная психотерапия; прочие психотерапевтические методы) 2. ..Условия, необходимые для успешного применения психоана-литических методов (со стороны психоаналитика; со стороны пациента) 3. Психоаналитическая ситуация 4.
Психоаналитический метод в узком смысле (желание и сопро-тивление ; перенос и контрперенос; толкование) 5.
Экскурс: опытные экстремальные и смешанные формы психо-анализа и поведенческой терапии. Сравнительный анализ 6. Другие формы психоаналитической терапии (психоаналитичес-кая психотерапия; короткая психоаналитическая терапия) 7. Применение психоанализа (в медицине; в психологии; в группо-вой терапии; в семейной терапии) К.
Психоанализ вне клиники и консультационного кабинета — с психоанали-тическим инструментарием в политике и обществе 1. Методологические проблемы 2.
Общественная критика Фрейда 3.
Психоаналитическое исследование предрассудков и проблемы меньшинств 4. Вклад А. и М. Мичерлих в решение актуальных процессов в ФРГ 5. Примеры движения за эмансипацию (студенческие выступления; эмансипация женщины; движение за мир) Примечания От издательства Данная работа открывает книжную серию под общим названием «СОВРЕМЕННЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ», ставящую своей задачей зна-комство читателя с основными направлениями психоаналитической мысли, — ее теоретическими положениями, прикладными разработ-ками и клинической практикой.
Необходимость начинания подобного рода диктуется прежде всего настоятельной потребностью мыслящей части российского общества в серьезном переосмыслении мирового пси-хоаналитического опыта последних десятилетий и включении его в об-щий контекст отечественной научной и образовательной систем. В силу различных причин, в том числе и идеологического харак-тера, богатейшее творческое наследие ближайших учеников и после-дователей Фрейда, равно как и новейшие исследования нынешних пси-хоаналитиков,- многие работы самого мэтра, к счастью, в свое время были опубликованы на русском языке, хотя впоследствии и упрятаны во всевозможные «спецхраны» — оказались выключенными из науч-ного, клинического и культурного процессов в России.
Это обстоятель-ство и побудило наше издательство, наряду с уже издающейся серией «Библиотека аналитической психологии», приступить к изданию книг непосредственно психоаналитической серии.
Практической задачей «восстановительной» работы такого рода на-ряду с публикацией книг психоцентрического и медикоцентрического направлений в классическом и постклассическом психоанализе видится и публикация ряда работ, позволяющих прояснить психопатологичес-кую специфику тоталитарной истории общества как истории болезни, в рамках которой вырисовывается новый беллетристический жанр. Историки, политологи, публицисты уже внесли свою посильную лепту в создание своеобразной «кругорамы» социальной истории России, психологам же еще только предстоит дискурсная артикуляция отечественной новейшей психоистории, позволившая бы раскрыть обществу разницу между историей индивидуальной и общественной души и исто-рией ее болезни.
Психическое, увы, слишком часто видится через пато-логию…
Данный проект — плод усилий многих людей, не только сотрудни-ков издательства «Б.
С.
К.» и Информационного центра психоаналити-ческой культуры, инициировавших саму идею издательской серии, но и целого ряда других организаций. В осуществлении столь серьезного начинания постоянную помощь нам оказывают Международная Психоаналитическая Ассоциация (IРА), Европейская психоаналитическая федерация (ЕРР), ряд зарубе-жных издательств и фондов, в частности немецкий благотворительный фонд Inter Nations, Русское Психоаналитическое общество и Россий-ская психоаналитическая ассоциация в Москве, Общество поощрения современного искусства «А-Я» в Санкт-Петербурге. Всем им мы выра-жаем свою глубокую признательность. Мы хорошо отдаем себе отчет в том, за какое трудное дело взялись. Поэтому заранее благодарны всем нашим будущим читателям за их кри-тические советы и пожелания. Январь 1997 г. Предисловие к русскому изданию Улучшение политического климата в мире способствует восстанов-лению нарушенных международных связей, устраняет предрассудки в отношениях между государствами и общественными системами и бла-готворно влияет на развитие научного знания, что с полным правом следует отнести и к психоанализу. В свое время российский психоанализ оказался одной из многочис-ленных жертв большевизма, а позже стал неугоден национал-социа-листическому режиму психоанализ немецкий. Диктаторские режимы, утвердившиеся в Аргентине и Чили, оказали столь же удручающее вли-яние на развитие психоанализа в этих странах. Являясь не только медицинской практикой, но и культурологичес-кой теорией психоанализ в состоянии помочь лучше разобраться в исто-рической динамике подобных политических процессов. Помощь эта может заключаться и во вскрытии аспектов стыда и скорби, от которых ранее приходилось защищаться, а также в обнаружении латентных предрассудков и собственных черт в образе врага, что сулит возмож-ность позитивных общественных преобразований в направлении мультикультурального общества. Для Германии решение проблем такого рода стало особенно актуальным после объединения двух немецких государств в 1989 году.
Великий мир с его казавшимися прежде необозримыми и беско-нечными просторами доступен теперь не только воображению, но и, благодаря современным средствам массовой информации, вполне обозрим. Прежде отдельные нации самостоятельно выбирали те или иные пути развития, теперь они находятся в постоянном, многостороннем взаимодействии.
Современные разработки теории систем убедительно свидетельствуют о том, что ни одно действие в какой-либо стране не проходит для других стран бесследно и имеет для них те или иные последствия.
Речь идет не столько о каузальных процессах с прису-щими им причинно-следственными связями, сколько о процессах цир-кулярных, малейшее изменение в которых влияет на политическую систему в целом.
В таком общественно-политическом контексте научное сообщество также ориентируется уже не национально, а мультикультурально или интернационально. В свое время и психоанализ, возникнувший в Вене, быстро перешагнул границы Австрии и стал достоянием мировой культуры…
Международное распространение и развитие психоанализа привело, однако, не только к разрушению барьеров непонимания, но к многочи-сленным расколам, начало которым положили расхождения во взглядах между тремя «китами» психоаналитического движения — Зигмундом Фрейдом, Альфредом Адлером и Карлом Густавом Юнгом. В дальней-шем противоречия преследовали психоаналитиков и в других странах, разводя в разные стороны не только социально ориентированных поли-тических критиков, но и совершенно неполитизированные клинические структуры и психотерапевтические учреждения. Россия не стала исключением на этой стезе размежевании. После распада Советского Союза единая Психоаналитическая Ассоциация тоже распалась на ряд региональных объединений. В мае 1995 года «Российская психоаналитическая ассоциация» отделилась от «Рус-ского («Арбатского») психоаналитического общества» (Москва). В Петербурге действуют две независимые психоаналитические струк-туры: «Восточно-Европейский институт психоанализа» и «Санкт-Петербургское психоаналитическое общество» с издательским «Информационным центром психоаналитической культуры». В Росто-ве-на-Дону существует «Ростовская психоаналитическая ассоциация» и даже в далеком сибирском городе Томске интересуются современным психоанализом. В связи с этим есть все основания полагать, что книга «Современ-ный психоанализ», написанная в Германии в 1989 году для широкой публики, вызовет интерес и в России. Что касается энтузиазма и пионерского духа, царящих в Москве, Петербурге и Ростове, то автор убедился в этом лично в 1994, 1995 и 1996 годах. В этой связи невольно вспоминается тот энтузиазм, с кото-рым в Германии после катастрофы 1945 года на протяжении всех 50-х годов приветствовали иностранных психоаналитиков, возвращавших психоанализ на родину.
Подобно тому, как в свое время Германия извлекла пользу из контактов с психоаналитиками Великобритании, Голландии и США, русские коллеги обретают упущенный опыт из кон-тактов с западными психоаналитиками. Предлагаемая книга представляет собой адаптированное введение в сложную область знания. Побудительным мотивом к ее написанию послужили лекции и семинары, которые я в течение двадцати лет про-водил во Франкфуртском университете.
Вопросы студентов заставля-ли меня искать на них точные ответы, прояснять неясное, пытаться устранить противоречия и заполнить существующие пробелы. Хотя на-учного (позитивного) обоснования верности теории и практики психо-анализа нет, тем не менее последний постоянно оправдывает себя в пра-ктической жизни. Очевидную пользу из психоанализа извлекают и такие смежные дисциплины, как социология, педагогика, психотерапия и другие. Я хочу выразить свою особую благодарность Сергею Панкову и Валерию Зеленскому за их кропотливый труд по переводу и редактиро-ванию рукописи, Роланду Кнаппе из издательства Клетг-Котта за пре-доставление прав на публикацию, немецкому фонду Inter Nationes за великодушную финансовую поддержку и петербургскому издательству «Б. С. К.» за усилия по изданию книги. Ряд московских коллег оказывали помощь на разных этапах осуще-ствления издательского проекта. Особенно я благодарен Марине Игельник, Якову Обухову, Сергею Назаряну и Арону Белкину. Надеюсь, что книга найдет своих читателей в России и не только поможет их профессиональному росту, но и принесет им ощущение большей полноты собственного бытия. ПЕТЕР КУТТЕР, Штутгарт, ноябрь , 1996 г. ВСТУПЛЕНИЕ Почему необходимо еще одно введение в психоанализ? Мы исходим из того, что многочисленные введения в психоанализ нуждаются в уточнениях. Иначе говоря, некоторые из них, как, например, популярные работы Чарльза Бреннера (1967), Густа-ва Балли (1961), или Лоуренса С. Куби (1956), уже успели устареть. В связи с этим на книжном рынке появились новые работы: «Глубинная психология» Зигфрида Эльхарда(1971), «Фундаментальный курс пси-хоанализа» Себастьяна Гопперта (1978), «Введение в учение о неврозах и психосоматическую медицину» Свена Олафа Гоффмана и Герда Гохапфеля (1984); отличный актуальный обзор психоанализа, выпол-ненный Вольфгангом Мертенсом (1981), сжатая и точная информация о психоанализе Франкфуртского Института Зигмунда Фрейда (Мук и другие, 1974). К событиям на книжном рынке можно отнести «Учебник психоаналитической терапии» Гельмута Томэ и Хорста Кэхеля (1985), первый том которого («Основные положения»), составленный в сотруд-ничестве со многими учеными, знакомит не только с основными положе-ниями психоанализа, но и подробно излагает сущность таких специаль-ных понятий, как перенесение, соответствие, смещение, первичное интервью и толкование сновидений, вырабатывает определенные пра-вила психоаналитической терапии, глубоко и обстоятельно выявляет пути развития и цели психоанализа. В Институте психоанализа на факультете психологии Франкфурт-ского университета, где я преподаю с 1974 года, имеется большой выбор психоаналитической литературы; это хорошее подспорье студентам-психологам, которые наряду с классическими психологическими дисци-плинами — психологической диагностикой, клинической психологией, педагогической психологией,- сдают экзамены по профессиональной и организационной психологии, равно как и по психоанализу. Некоторые из перечисленных книг годятся для этих целей, некоторые, как выясня-ется в процессе работы со студентами, для учебных целей зачастую не подходят. По отдельным экзаменационным темам, которые изучаются в рамках психоанализа (таким, как теория личности и учение о болез-нях), написан целый ряд монографий, подавляющее большинство кото-рых для студентов слишком сложно. Будущие психоаналитики вряд ли обойдутся университетским образованием. Студенты основного курса (психологии) и параллельного курса (психоанализа) могут и должны получать фундаментальные све-дения о теории и практике психоанализа, теории личности, учении о бо-лезнях, теории психических отклонений, о психоаналитических методах лечения и консультирования, а также о бесчисленных возможностях приложения психоанализа к общественной жизни и политике, к лите-ратуре и искусству, к антропологии и философии. Долгое время я до-вольствовался тем, что при подготовке к экзамену студенты изучали по меньшей мере одну книгу в каждой из названных областей, однако и такого