Чувилeв а а чувилeв ан а правоохранитeльныe органы учeбноe пособиe м юриспрудeнция 2000 176 с

А.А. Чувилев  Ан.А.

 

Чувилев      Правоохранительные  органы    УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ                                      МОСКВА  Юриспруденция  2000      УДК 35(075.8)  ББК 67.401я73  Ч-82                    Ч-82 Чувилев А.А., Чувилев Ан.А.

 

Правоохранительные органы: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2000.–176 с.            ISBN 5-8401-0033-1              Пособие написано в полном соответствии с программой учебного курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» для высших юридических учебных заведений. Авторами освещены практически все вопросы учебной дисциплины с учетом последних изменений и дополнений, внесенных в российское законодательство.  Для студентов юридических вузов, практических работников правоохранительных органов.                                ББК 67.401я73  УДК 35(075.8)      Глава 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА УЧЕБНОГО КУРСА    § 1. Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы. Понятие, основные черты и задачи    Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности.

 

Статья 1 Конституции РФ определяет Россий­скую Федерацию как правовое государство. Это означает, что государство в лице его органов осу­ществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответ­ственность государства и граждан.

 

В ст. 2 Конституции России права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью государства. Таким образом, государство обязывает все свои органы, учреждения уважать и соблюдать законные пра­ва и свободы граждан. Все органы законодатель­ной, исполнительной и судебной власти должны принимать меры для поддержания законности и правопорядка в государстве.

 

Строго соблюдая за­коны, обеспечивая реализацию своих прав граж­данами, отстаивая законные государственные интересы, государственные органы тем самым косвенно участвуют в правоохранительной дея­тельности, то есть способствуют охране права от нарушений.

 

Однако это важная, но далеко не единственная сторона деятельности большинст­ва государственных органов. В основном, они решают конкретные хозяйственные, культур­ные, социальные задачи, для достижения которых они и создаются. А для постоянной охраны права от нарушений, для вы­явления, пресечения и предупреждения правонарушений, применения раз­личных санкций к правонарушителям государство создает специальные ор­ганы, для которых правоохранительная деятельность является главной. Эти органы уполномочиваются особыми законами осуществлять правоохрани­тельную деятельность в установленной законом форме.

 

Таким образом, можно говорить о правоохранительной деятельности в широком и узком смыслах.

 

В широком смысле – это деятельность всех госу­дарственных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок.

 

В узком смысле – это деятельность специально управомоченных органов по охране права от нарушений, осуществляемая в установленной законом форме, в соответствии с компетен­цией того или иного органа.  Как уже указывалось, государство создает специальные органы, чьей ос­новной целью является защита права от нарушений, выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение к правонарушителям мер принуждения. Эти органы именуются правоохранительными. Следует ука­зать, что в законодательстве нет понятия правоохранительного органа, нет и перечня тех органов, которые относятся к правоохранительным. В связи с этим в юридической литературе выработан ряд признаков, которым должен соответствовать государственный орган для того, чтобы его можно было счи­тать правоохранительным:  1. Правоохранительный орган уполномочивается законом для осуществ­ления правоохранительной деятельности. Как правило, это закон, специаль­но посвященный задачам организации и деятельности этого органа.  2. Правоохранительный орган осуществляет свою деятельность не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и проце­дур.

 

Нарушение этих правил сотрудниками правоохранительных органов влечет дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность.

 

3. Правоохранительные органы в процессе своей деятельности имеют право применять меры государственного принуждения к лицам, допустив­шим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетен­ции органа и тяжести совершенного правонарушения.  4. Законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образует самостоятельное право­нарушение, влекущее дополнительную ответственность.  Традиционно к правоохранительным органам относят суд, прокуратуру, органы внутренних дел, органы предварительного расследования, органы юстиции. В последние годы, в связи с развитием системы правоохранитель­ных органов к ним прибавились таможенные органы, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы, налоговой полиции.  Некоторые авторы относят к правоохранительным органам и такие негосударственные организации, как адвокатура, частные охранные и детективные службы. Полагаем, что такой вывод не обоснован. Хотя адвокатура, частные ох­ранные и детективные службы играют значительную роль в защите охраняемых интересов граждан и организаций, они не обладают теми признаками, которые были указаны выше, и в первую очередь не имеют права применять меры при­нуждения. К тому же в ст. 1 Закона РФ “О частной детективной и охранной де­ятельности в Российской Федерации” прямо указано, что граждане, осуществ­ляющие частную охранную и детективную деятельность, не обладают статусом сотрудника правоохранительного органа.

 

Существует также мнение, что суд в силу своего исключительного положения в государстве не относится к право­охранительным органам.

 

Однако такое суждение не находит достаточной под­держки. Суд отвечает всем перечисленным признакам правоохранительного органа, а то, что он входит в систему этих органов, отнюдь не умаляет его ис­ключительности и важности как субъекта судебной власти.    § 2. Функции правоохранительных органов    Функции правоохранительных органов – это основные направления их деятельности.

 

Функции, присущие правоохранительному органу, определя­ют его организацию, структуру и компетенцию. Выделяют следующие пра­воохранительные функции: конституционный контроль, осуществление правосудия, расследование преступлений, исполнение судебных решений, оперативно-розыскная деятельность, административная деятельность, про­курорский надзор.  Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функ­цию.

 

Например, Конституционный Суд осуществляет функцию конституци­онного контроля. Других функций он не выполняет. А на другие органы воз­лагается несколько функций. Так, органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений, админис­тративную деятельность.  Конкретные правоохранительные функции имеют право осуществлять только определенные органы. Например, функцию прокурорского надзора могут осуществлять только органы прокуратуры. Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохранительных органов.

 

Оперативно-ро­зыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами федеральной службы безопасности, и органами налоговой полиции, и еще не­которыми другими органами.

 

Некоторые функции тесно взаимосвязаны, за­висят одна от другой. Функция предварительного расследования предшеству­ет осуществлению правосудия, а функция исполнения судебных решений следует только после судопроизводства.  Наиболее значимой является функция осуществления правосудия. Соответственно и суд занимает в системе правоохранительных органов главенству­ющее место.

 

Именно суду принадлежит право принимать окончательные ре­шения по уголовным и гражданским делам.

 

Многие другие функции являются обслуживающими по отношению к функции осуществления правосудия.

 

История развития правоохранительных органов показала, что сосредото­чение в одном органе нескольких правоохранительных функций отрицательно сказывается на законности его деятельности. Поэтому в последние годы наблюдается процесс рассредоточения правоохранительных функций между различными органами. Так, функция исполнения судебных реше­ний по уголовным делам, по которым назначено наказание в виде лишения свободы, передана из ведения МВД РФ в Министерство юстиции РФ. Неод­нократно ставился вопрос о выделении следственного аппарата из прокура­туры, МВД, ФСБ и ФСНП и создании самостоятельного ведомства, занима­ющегося только предварительным следствием.

 

§ 3. Предмет и система курса  “Правоохранительные органы Российской Федерации”    Каждый учебный курс имеет свой предмет, определяющий его содержание. Предметом изучения курса “Правоохранительные органы Российской Федера­ции” является устройство правоохранительных органов, их организация как в отдельности, так и в качестве системы, определение задач, стоящих перед ни­ми, и компетенции, которой они наделяются для их осуществления. При этом на первый план выдвигается именно организация правоохранительных орга­нов, поскольку без знания того, как организуются суды, прокуратура, следст­венные органы и т.

 

д., очень затруднительно будет в дальнейшем при изучении процессуальных отраслей права уяснить порядок их деятельности, взаимоотно­шения между ними. Данный учебный курс рассматривает такие вопросы, как структура правоохранительного органа, состав, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, прокурора, следователя и др. В то же время затронуты вопросы и полномочий правоохранительных органов, но в более общей форме. Одной из задач, стоящих перед данным курсом, является и овладение юридической терминологией, необходимой при изучении других юридиче­ских дисциплин. Курс подробно освещает такие понятия, как “судебная власть”, “судебная инстанция”, “прокурорский надзор” и т.

 

д.

 

Предмет курса значительно расширился за последние годы, поскольку ряд органов (например, органы государственной безопасности) в силу их се­кретности ранее не изучались. Кроме того, появились новые правоохрани­тельные органы – налоговая полиция, Конституционный Суд – которых в советское время не было.  Предмет курса определяет и его содержание. Оно изложено по опреде­ленной системе. Курс условно можно разделить на две части – Общую и Особенную.  В Общей части освещаются такие вопросы, как понятие правоохранитель­ной деятельности и правоохранительных органов, предмет и система курса, его законодательные и другие источники, понятие и содержание судебной власти, конституционные принципы правосудия.  В Особенной части рассматривается организация конкретных правоо­хранительных органов. Как важнейший правоохранительный орган вначале изучается суд – организация всей судебной системы в целом и трех ее со­ставляющих – судов общей юрисдикции, арбитражных судов и Конституци­онного Суда РФ, а также правовой статус судей. Далее освещаются вопросы организации деятельности прокуратуры, органов внутренних дел, обеспечения безопасности, налоговой службы и налоговой полиции, таможенных ор­ганов и органов юстиции, органов предварительного расследования. Хотя, как уже упоминалось, адвокатура, нотариат, частные детективные и охран­ные службы не являются правоохранительными органами, но в связи с их большой значимостью в защите прав и законных интересов граждан и орга­низаций, тесной связи со многими правоохранительными органами они так­же являются предметом изучения данного курса.

 

§ 4. Соотношение курса  “Правоохранительные органы Российской Федерации” с другими учебными дисциплинами    Курс “Правоохранительные органы Российской Федерации” занимает особое место среди других юридических дисциплин, поскольку является своего рода вводным курсом для их изучения и находится в неразрывной связи с ними.

 

В нем даются начальные представления о деятельности право­охранительных органов, их полномочиях и взаимоотношениях.  Подробно деятельность органов предварительного расследования, про­курора, суда, связанная с обнаружением и раскрытием преступлений, нака­занием виновных, раскрыта в курсе “Уголовный процесс”.  В курсе “Гражданский процесс” изучаются нормы, определяющие дея­тельность суда по рассмотрению гражданских дел.  В курсе “Арбитражный процесс” освещаются вопросы рассмотрения арбитражными судами дел, отнесенных законом к их компетенции.  Курс “Прокурорский надзор” подробно излагает формы и методы дея­тельности прокурора при осуществлении надзора, в том числе за другими правоохранительными органами.  В курсе “Административное право” изучается деятельность органов государственного управления, к которым относятся и многие правоохранитель­ные органы. Такие направления деятельности органов внутренних дел, как охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного дви­жения, заключаются в применении, в основном, норм административного права.

 

Курс “Правоохранительные органы Российской Федерации” имеет взаи­мосвязь и с такими основополагающими дисциплинами, как теория государ­ства и права, конституционное право.

 

Теория государства и права определя­ет многие понятия, применяемые в правоохранительной деятельности, такие как законность, правосознание, излагает основные методологические подхо­ды к изучению функций государства, сущности права.

 

Конституционное право определяет основные положения, характеризующие место и роль пра­воохранительных органов, их взаимоотношения с органами государственной власти и управления.  Прослеживается связь курса и с уголовным и гражданским правом. Суд, прокурор, органы предварительного расследования в своей деятельности широко применяют нормы этих отраслей права. От того, насколько правильно будут определены признаки преступления, зависит законность деятельно­сти этих органов.    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ    1. Назовите основные черты правоохранительной деятельности.  2.

 

Какие государственные органы являются правоохранительными?

 

3. Назовите признаки, позволяющие отнести государственные органы к правоохранительным.  4. Какие функции осуществляет правоохранительный орган?

 

5. Что является предметом курса “Правоохранительные органы Российской Федерации”?  6. Чем можно объяснить, что нотариат, адвокатура, частные детективные и охранные службы входят в предмет изучения курса “Правоохранительные ор­ганы Российской Федерации”?

 

7.

 

С какими другими юридическими дисциплинами имеет наибольшую взаимосвязь курс “Правоохранительные органы Российской Федерации”?

 

Глава 2 ИСТОЧНИКИ ПРАВА О ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ    § 1.

 

Общая характеристика нормативной базы курса “Правоохранительные органы Российской Федерации”    Как и любая другая юридическая дисципли­на, курс “Правоохранительные органы Россий­ской Федерации” имеет свою нормативную базу, определяющую его основное содержание. Нор­мативная база курса представляет собой систему правовых актов, регулирующих организацию и деятельность правоохранительных органов. В ие­рархии источников права о правоохранитель­ных органах главенствующее место принадлежит Конституции Российской Федерации, обладаю­щей высшей юридической силой. Все другие за­коны РФ должны ей соответствовать, не проти­воречить. В Конституции РФ определены место и роль в государственном механизме Конституци­онного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, изложены основные принципы правосудия, основные обязанности государства по отношению к своим гражданам, являющиеся также и обязанностями правоохра­нительных органов, указаны основы организа­ции и деятельности прокуратуры.  Следующую иерархическую ступень занима­ют федеральные конституционные законы, при­нятые в развитие конституционных положений. Некоторые из них носят комплексный характер, такие как законы о статусе судей, о прокуратуре, о налоговой полиции. Другие касаются более узких сторон деятельности правоохранительных органов, например Закон “Об обжаловании в суд действий и решений, нару­шающих права и свободы граждан”.  Еще одну группу документов составляют законы, которыми вносятся изменения и дополнения в уже действующие нормативные акты, например За­кон “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О прокуратуре Российской Федерации”.  Еще более низшую ступень занимают указы Президента РФ, поскольку в ст. 90 Конституции РФ сказано, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Указами Президента РФ, например, утверждены положения о милиции обществен­ной безопасности, о ФСБ, о координации деятельности правоохранитель­ных органов в борьбе с преступностью.  К нормативной базе курса относятся также постановления Правитель­ства Российской Федерации. Согласно ст.

 

115 Конституции Российской Фе­дерации Правительство РФ издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и норма­тивных актов Президента РФ.

 

Правительством РФ утверждено, к примеру, Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации.  Нормативный характер носят ведомственные акты – приказы, инструк­ции, издаваемые Генеральным прокурором РФ, министрами внутренних дел, юстиции и др.

 

Они касаются конкретизации действий сотрудников этих органов при применении каких-либо норм закона.  Особую группу в системе нормативной базы курса составляют нормы международного права и договоры, заключенные Российской Федерацией. Общепризнанные нормы, принципы международного права, как правило, входят в законодательство Российской Федерации, но некоторые имеют и самостоя­тельное значение. К примеру, порядок оказания правовой помощи, сношения судов, органов расследования России с соответствующими учреждениями дру­гих государств.    § 2. Конституция Российской Федерации – правовая основа деятельности правоохранительных органов    В правовой основе организации и деятельности правоохранительных органов главенствующее место принадлежит Конституции РФ. В Конститу­ции РФ содержится ряд положений, имеющих принципиальное значение для всех правоохранительных органов, и нормы, относящиеся к конкретным правоохранительным органам.

 

Разумеется, Конституция РФ закрепляет только наиболее важные вопросы организации и деятельности правоохрани­тельных органов. Конституционные положения конкретизируются в иных законах, которые должны в обязательном порядке соответствовать Консти­туции РФ.  Конституция РФ (ст. 2) провозгласила человека, его права и свободы выс­шей ценностью и определила обязанностью государства защищать их. Эта обязанность лежит и на всех государственных органах как части государст­венного аппарата.

 

Установление, содержащееся в ст.

 

2 Конституции РФ, на­ходит свое отражение и в законодательных актах, принимаемых в последние годы, в частности в УК РФ, нормы которого применяют большинство орга­нов уголовной юстиции.  Конституция РФ содержит ряд статей, являющихся принципами осуществ­ления правосудия (осуществление правосудия только судом, независимость су­дей, участие граждан в осуществлении правосудия и др.). Большинство из них получили свое развитие в других законах. В то же время ст. 49 Конституции РФ содержит наиболее полную формулировку презумпции невиновности, которая не воспроизведена еще в других законах. Более того, в Конституции РФ сфор­мулирован еще ряд положений, вытекающих из этого принципа и имеющих принципиальное значение для деятельности правоохранительных органов:  – обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;  – неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиня­емого;  – при осуществлении правосудия не допускается использование доказа­тельств, полученных с нарушением закона.  Эти положения сформулированы более четко, нежели сходные положе­ния в Уголовно-процессуальном кодексе.  Глава 7 Конституции РФ посвящена судебной власти. В ней определяет­ся, каким путем осуществляется судебная власть, каким требованиям долж­ны соответствовать кандидаты на должность судьи, порядок образования и формирования Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ. В этой же главе определены принципы органи­зации и деятельности прокуратуры, порядок назначения на должности Гене­рального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров.

 

Некоторые нормы Конституции РФ имеют прямое действие, ими руководствуются при осуществлении конкретной правоохранительной деятельности. Так, ст. 23 и 25 Конституции РФ допускают ограничение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, проникно­вение в жилище против воли проживающих в нем лиц только на основании су­дебного решения. Поскольку уголовно-процессуальное законодательство подобных норм не содержит, суды рассматривают материалы о необходимости таких ограничений прав граждан на основании этих конституционных положе­ний. То же самое касается применения ст. 51 Конституции РФ, согласно кото­рой никто не обязан свидетельствовать против своего супруга и близких родст­венников. В связи с отсутствием соответствующей нормы в УПК РСФСР следователи, судьи обязаны при допросе разъяснять содержание ст. 51 Консти­туции РФ.

 

Таким образом, некоторые положения Конституции РФ в настоящее время являются нормами прямого действия.    § 3. Основные законы, регламентирующие организацию правоохранительных органов    Организация каждой из систем правоохранительных органов (суда, про­куратуры, ФСБ и др.) регулируется специальными законами федерального уровня. Важнейшими законами, регламентирующими организацию судебной системы, основные начала ее деятельности, являются, помимо Консти­туции РФ, Закон “О статусе судей в Российской Федерации”, Закон “О су­доустройстве РСФСР”, Федеральный закон “О судебной системе Россий­ской Федерации”. Два последних закона взаимодополняют друг друга, поскольку, хотя Закон о судебной системе был принят в 1996 году, а Закон о судоустройстве – в 1981 году, часть положений, закрепленных Законом о судоустройстве, не вошла в новый закон, не была им изменена и, следова­тельно, продолжает действовать в настоящее время.  Закон “О судебной системе РФ” закрепил понятие “судебная власть”, раскрыл его содержание, дал понятие и содержание основных принципов правосудия. В Законе определена судебная система Российской Федерации, компетенция судов, входящих в эту систему, их структура. В нем также ука­зано, как, в каком порядке назначаются судьи и на кого возлагается органи­зационное обеспечение деятельности судов.  Как уже указывалось, часть норм Закона “О судоустройстве РСФСР” продолжает действовать и в настоящее время.

 

Это прежде всего относится к разделу 5 Закона, посвященному присяжным заседателям. В нем определя­ются требования, предъявляемые к присяжным заседателям, их правовой статус. Действует и часть норм, подробно регламентирующих структуру су­дов общей юрисдикции, организацию их работы.  Закон “О статусе судей в РФ” закрепляет требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности, порядок отбора кандидатов, права и обязанности судей, гарантии их независимости и неприкосновенности. В нем также определены органы судейского сообщества, их задачи, предусмотрены меры социальной защиты судей.  Помимо названных законов следует указать Федеральный конституци­онный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации” и Феде­ральный конституционный закон “Об арбитражных судах в Российской Фе­дерации”. Первый определяет задачи, полномочия Конституционного Суда РФ, принципы деятельности, статус судей Конституционного Суда РФ. В нем закреплен порядок образования Конституционного Суда РФ, его структура, особенности производства по отдельным категориям дел. Второй определяет компетенцию арбитражных судов, их систему, устанавливает структуру арбитражных судов всех звеньев, порядок работы, их организаци­онное обеспечение.  Организация и деятельность прокуратуры регламентируется Законом “О прокуратуре Российской Федерации”. Следует учесть, что в 1995 году в него были внесены настолько серьезные изменения и дополнения, что, пo существу, был принят новый закон. В Законе определены задачи и роль прокуратуры, принципы ее организации и деятельности, закреплена система органов прокуратуры РФ, структура каждого органа, установлен порядок назначения прокуроров, их компетенция, правовой статус, меры материаль­ного и социального обеспечения работников прокуратуры.  Организация органов безопасности определяется федеральными закона­ми: “О безопасности”, который дает понятие безопасности, перечисляет объ­екты безопасности и органы, которые обеспечивают безопасность, “Об орга­нах федеральной службы безопасности в Российской Федерации”, “О внешней разведке”, “О федеральных органах правительственной связи и информации”, “О государственной охране”. Каждый из этих законов определяет цели и за­дачи, стоящие перед соответствующим правоохранительным органом, его структуру и компетенцию.  Задачи, компетенция, система и структура органов налоговой службы и налоговой полиции определяются законами “О государственной налоговой служ­бе в РСФСР” и “О федеральных органах налоговой полиции”. Таможенный ко­декс Российской Федерации устанавливает понятие таможенного дела, систему таможенных органов, их структуру, полномочия.  Нет специальных законов, регламентирующих организацию органов предварительного расследования.

 

Эти органы наделяются полномочиями Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР.  Организация и деятельность органов внутренних дел и входящих в них подразделений регулируется рядом законов. В первую очередь это Закон “О милиции”, определяющий ее задачи, разделение на милицию обществен­ной безопасности и криминальную, подразделения, входящие в каждую из них, права и обязанности работников милиции. Организация, задачи и ком­петенция других подразделений регламентируется законами “О пожарной безопасности”, “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Рос­сийской Федерации” и некоторыми другими.    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ    1. Какие законы составляют нормативную базу курса “Правоохранительные органы Российской Федерации”?

 

2. Какие разделы Конституции РФ относятся к правовой основе деятельности правоохранительных органов?  3.

 

В чем состоит роль Указов Президента РФ в качестве элемента нормативной базы данного курса?    Глава 3 СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ    § 1. Понятие судебной власти    В системе правоохранительных органов Рос­сийской Федерации суды занимают особое по­ложение. Они являются органами управления правосудием и обладают компетенцией, соответ­ствующей статусу самостоятельной ветви госу­дарственной власти.  Впервые судебные органы как носители су­дебной власти, равнозначной по своему значению власти законодательной и исполнительной, были определены в Законе о статусе судей 1992 г. Это установление было подтверждено в дальнейшем на конституционном уровне. В ст.

 

10 Конститу­ции РФ говорится: “Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполни­тельной и судебной власти самостоятельны”. Та­ким образом, Конституцией РФ определено, что судебная власть является одним из видов государ­ственной власти.  Что понимается под судебной властью? Точ­ного ответа на этот вопрос Конституция РФ и другие законы не содержат. Глава 7 Конституции РФ, специально посвященная судебной власти, содержит нормы, определяющие как компетен­цию судов, так и устройство судебной системы, принципы правосудия, правовое положение су­дей. Поэтому в некоторых работах, посвященных правоохранительным органам, термин “судебная власть” понимается и как правомочия, и как сис­тема судебных органов, и как конкретный суд.

 

Представляется, что термин “власть” все же сле­дует понимать не как орган или систему органов, а как компетенцию, способность распоряжаться и управлять.

 

Поэтому судеб­ную власть можно определить как полномочия, предоставленные законом специальным государственным органам – судам и осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбит­ражного судопроизводства.  Судебная власть обладает рядом признаков, прямо вытекающих из закона:  1. Судебная власть осуществляется специальными государственными органами – судами (ст. 11 Конституции РФ). Важность задач, возложенных на суды, характер деятельности, существенно затрагивающей права и свободы граждан, интересы различных органов и организаций, определяют особое по­ложение суда в государственном механизме.

 

Непосредственными носителями судебной власти являются судьи. В связи с этим к ним предъявляются повы­шенные требования относительно и профессиональной подготовки, и мо­ральных качеств.  2. Исключительность судебной власти – признак, тесно связанный с пре­дыдущим. Судебную власть вправе осуществлять только суды (ст. 118 Консти­туции РФ, ст. 1 Закона “О судебной системе РФ”).

 

Никакой другой государст­венный орган, должностное лицо не имеют права присваивать себе судебные функции. Порядок образования судов, их перечень определяются Конститу­цией РФ и федеральными конституционными законами. Создание судов, не входящих в судебную систему, определенную законом, не допускается.  3. Независимость, самостоятельность и обособленность судебной влас­ти. При выполнении своих полномочий судьи подчиняются только закону, не испытывая давления или влияния со стороны кого-либо (ст. 118 Консти­туции РФ, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона “О судебной системе РФ”).

 

Никто не имеет права давать судье рекомендации, как разрешить то или иное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в процессе. Даже вышестоящий суд может отменить решение нижестоящего, но не вправе дать указания о квалификации, мере наказания.

 

Вмешательство в судебную дея­тельность является преступлением против правосудия и влечет уголовную от­ветственность.

 

Одновременно с этим независимость судей означает, что су­дьи сами не имеют права подчиняться чьему-либо мнению при рассмотрении дел. Самостоятельность судебной власти означает, что суды осуществляют свои полномочия самостоятельно. Никто, кроме вышестоящего суда, не кон­тролирует и не проверяет судебные решения. Решения суда не требуют како­го-либо утверждения. Суды образуют свою обособленную систему, не входя­щую в другие государственные структуры. Организационно они никому не подчинены. Конечно, суды имеют определенные взаимоотношения с органа­ми законодательной и исполнительной власти, но они осуществляются в рамках закона, гарантирующего независимость судей и подчинения их толь­ко закону.  4. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства, что опре­делено ст. 118 Конституции РФ и ст.

 

5 Закона “О судебной системе РФ”. Су­допроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии определенных законом поводов и оснований (например, поступление в суд уголовного дела и достаточность содержащихся в нем доказа­тельств для разрешения уголовного дела), протекает в определенной законом последовательности и форме. Закон выделяет следующие виды судопроиз­водства: конституционное – разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат Федераль­ного Собрания и других актов; уголовное – разрешение уголовных дел; граж­данское – рассмотрение и разрешение дел, вытекающих из гражданских пра­воотношений; административное – рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях. Хотя ни Конституция РФ, ни Закон “О судебной системе РФ”, перечисляя виды судопроизводства, не называют среди них арбитражное, но вместе с тем ст. 127 Конституции РФ, посвящен­ная Высшему Арбитражному Суду РФ, его деятельности, также помещена в главу 7 “Судебная власть”. Арбитражные дела представляют собой разновид­ность гражданских и административных дел, а их рассмотрение осуществля­ется в порядке, определенном Арбитражным процессуальным кодексом Рос­сийской Федерации. Все это дает основания для включения арбитражного процесса в понятие судопроизводства. Следует также учесть, что судебной властью является не только рассмотрение дел, но и рассмотрение жалоб на незаконные решения и действия государственных органов и должностных лиц, жалоб на необоснованное применение меры пресечения – заключения под стражу, санкционирование действий, ограничивающих права граждан, предусмотренные ст. 23 и 25 Конституции РФ.  5. Судебная власть осуществляется на основе и в строгом соответствии с процессуальным законом. Детальная регламентация судебного процесса, су­дебных документов и точное выполнение судами всех процессуальных требо­ваний гарантирует правильное установление всех фактических обстоятельств дела и вынесение обоснованного и законного решения, охрану прав лиц, чьи интересы затронуты в ходе судопроизводства. Конституционное судопроиз­водство осуществляется в соответствии с Законом “О Конституционном Суде РФ”.

 

Уголовное, гражданское и арбитражное – по правилам, установленным соответственно Уголовно-процессуальным, Гражданско-процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами. По делам об административных правонарушениях порядок деятельности суда определяется Кодексом об адми­нистративных правонарушениях (4 и 5 разделами).  6. Властный характер полномочий суда – один из самых существенных признаков судебной власти. Все требования и распоряжения суда обязатель­ны для всех без исключения государственных органов, организаций, должно­стных лиц и граждан. Суд применяет такие меры процессуального принужде­ния, как привод, наложение ареста на имущество, арест и т. д.

 

Решение суда носит характер закона и подлежит обязательному исполнению на всей терри­тории государства. В случае невыполнения органы, исполняющие судебные решения, могут применить принудительные меры для реализации судебных решений.

 

Наконец, следует указать такую черту судебной власти, как участие пред­ставителей народа. Хотя ч. 5 ст. 32 Конституции РФ закрепляет право граждан участвовать в осуществлении правосудия, правосудие является основной частью судебной деятельности. Следовательно, участвуя в отправлении право­судия, граждане участвуют и в осуществлении судебной власти.

 

В состав суда, рассматривающего уголовное, гражданское, арбитражное дело, помимо судьи могут входить и народные, и арбитражные заседатели.

 

Некоторые уголовные дела рассматриваются с участием присяжных заседателей.    § 2. Суд как орган судебной власти    Понятие “суд” имеет несколько значений. Это и государственный орган, осуществляющий правосудие, и само судебное разбирательство, и здание, в котором размещается это учреждение, и судьи, единолично рассматриваю­щие дела.  Суд, осуществляющий судебную власть, является государственным орга­ном. Иные организации, в названии которых содержится слово “суд” – суды офицерской чести, товарищеские суды и т. д. – не обладают судебной властью в том смысле, который определен Конституцией РФ. Конституция РФ и За­кон “О судебной системе РФ” предусматривают следующие виды органов, ко­торым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Кон­ституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи.  Суд представляет собой учреждение, где обычно работают не один, а не­сколько судей. Судебная власть осуществляется по конкретным делам не все­ми судьями одновременно, а так называемыми судебными составами. Рас­сматривать дело по существу могут судья единолично, коллегия из трех судей, судья и два народных заседателя, суд присяжных. Но и один судья, и судья с народными заседателями, и коллегия являются судом, так как дейст­вуют не от своего имени, а от имени государства.

 

Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах компетенции, оп­ределенной законом. Районный (городской) суд рассматривает уголовные и гражданские дела по существу, а областной суд не только рассматривает уго­ловные дела, но и проверяет обоснованность и законность решений район­ного.

 

Арбитражные суды могут рассматривать только арбитражные дела, а принять к своему производству гражданское или уголовное дело не имеют права.

 

Юрисдикция (право решать правовые вопросы) каждого суда распростра­няется на определенную территорию (район, область) или на структурное об­разование Вооруженных Сил Российской Федерации (гарнизон, военный ок­руг). Название суда соответствует территориальной или структурной сфере его деятельности (Московский областной суд, военный суд Одинцовского гарни­зона). Кроме того, в системе арбитражных судов действуют федеральные арби­тражные суды, юрисдикция которых не совпадает с административно-террито­риальным делением. Предполагается, что и мировые судьи будут назначаться по судебным округам.    § 3.

 

Судебная система Российской Федерации. Судебное звено    Судебная система – это совокупность всех судов, действующих на тер­ритории Российской Федерации.

 

Судебная система строится в соответствии с Конституцией РФ и Законом “О судебной системе Российской Федера­ции”. В этом законе закреплено, что перечень судов, указанных в законе, яв­ляется исчерпывающим и создание чрезвычайных судов не допускается.

 

Систему федеральных судов составляют:  1) Конституционный Суд Российской Федерации;  2) суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;  3) арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.  Кроме того, Законом “О судебной системе РФ” предусмотрены суды субъ­ектов Российской Федерации – конституционные (уставные) суды и мировые судьи.  И Конституционный Суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части об­щей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституцион­ного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан.

 

В ст. 3 Закона “О судебной системе РФ” говорится, что единство судебной системы достигается путем ус­тановления судебной системы конституционным законом, соблюдения всеми судами установленных правил производства, применения всеми судами Кон­ституции РФ и других федеральных законов, признания обязательности ис­полнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Россий­ской Федерации, закрепления единства статуса судей, финансирования органов судебной власти за счет средств федерального бюджета. В то же время каждая из этих трех частей судебной системы имеет свою компетенцию и не вмешивается в деятельность других.

 

Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ, Вер­ховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов авто­номных округов и автономной области, городских судов Москвы и Санкт-Пе­тербурга, районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции входят военные суды, действующие в Вооруженных Силах: военные суды гар­низонов, округов, флотов. К ней также относятся и мировые судьи, порядок назначения которых и компетенция законом пока не определены. Система судов общей юрисдикции является централизованной – возглавляется Вер­ховным Судом РФ, который является высшим судебным органом по граждан­ским, уголовным и административным делам. Организуются суды, входящие в эту систему, либо в соответствии с административно-территориальным де­лением государства – так называемые общие суды (в их число входят 21 Вер­ховный суд республик, 6 краевых судов, 49 областных, 2 городских (Москвы и Санкт-Петербурга), 1 суд автономной области, 10 судов автономных окру­гов, 2456 районных или равных им судов), либо в соответствии с дислокацией Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований – военные суды.  Система арбитражных судов включает Высший Арбитражный Суд Рос­сийской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов Российской Федерации. Возглавляется она Высшим Арбитражным Судом РФ, т. е. тоже является централизованной. Суды, входящие в эту систему, действуют как в пределах административно-территориальных образований, так и вне их границ.

 

Одной из важных характеристик судебной системы является понятие “судебное звено”, которое лежит в основе подразделения судов общей юри­сдикции и арбитражных судов. Судебным звеном являются суды, наделен­ные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе.  Суды общей юрисдикции, как общие, так и военные, подразделяются на три звена.

 

Первое звено общих судов составляют районные (городские) суды. Второе звено образуют Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и ав­тономных округов. Первым звеном военных судов являются военные суды ар­мий, флотилий, гарнизонов. Вторым – военные суды видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, групп войск. Высшим, третьим звеном как для общих, так и для военных судов является Верховный Суд РФ, в составе кото­рого действует Военная коллегия.  Система арбитражных судов состоит тоже из трех звеньев. Первое звено составляют арбитражные суды республик, областей, краев, автономной обла­сти, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

 

Второе зве­но – федеральные арбитражные суды округов. И третье звено – Высший Ар­битражный Суд РФ.

 

Понятие “судебная инстанция” относится к основным характеристикам судебной системы. На инстанции суды разделяются в зависимости от про­цессуальной компетенции, при которой один суд – вышестоящий – имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения.  В соответствии с процессуальной компетенцией суды разделяются на су­ды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции.  В суде первой инстанции дело слушается по существу, исследуются доказательства и выносится решение именем государства. В судах общей юрис­дикции судом первой инстанции может быть любой суд, входящий в систе­му этих судов, как районный, так и Верховный Суд РФ.  Суд второй (кассационной) инстанции проверяет не вступившие в законную силу приговоры и решения судов первой инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц или протеста прокурора. Суд кассационной инстанции впра­ве отменить приговор, решение суда первой инстанции или в определенных пределах изменить их. В системе судов обшей юрисдикции областные, краевые и иные равные им суды являются кассационной инстанцией по отношению к районным судам, а Верховный Суд РФ – к судам субъектов Российской Феде­рации и приравненным к ним.  Суд надзорной инстанции проверяет приговоры и решения судов первой инстанции, вступившие в законную силу, а также решения кассационной ин­станции и нижестоящей надзорной инстанции. Проверка осуществляется на основании протеста управомоченных прокуроров или председателей судов (или их заместителей). Суды второго звена судов обшей юрисдикции могут выступать в качестве и кассационной, и надзорной инстанций. Верховный Суд РФ также является и кассационной, и высшей надзорной инстанцией.  В системе арбитражных судов суды первого звена выступают не только в качестве судов первой инстанции, но и повторно рассматривают их в апелляционном порядке.

 

Федеральный арбитражный суд округа проверяет в кассационном порядке судебные акты арбитражных судов первого звена по делам, рассмотренным в первой и апелляционной инстанциях. Высший Ар­битражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные законом к его исключительной компетенции, и проверяет в по­рядке надзора судебные акты других арбитражных судов РФ.

 

Следует иметь в виду, что, несмотря на термины “вышестоящий” и “нижестоящий”, дистанционная взаимосвязь судов исключает подчинение од­них судов другим. Закон четко обозначил границы компетенции судов кас­сационной и надзорной инстанций. Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор, но не вправе дать указания о квалификации содеянно­го, о мере наказания, об оценке доказательств, характере решения.      § 4. Понятие правосудия и его принципы    Осуществление правосудия является главным содержанием судебной власти, важнейшей судебной функцией.  Первое свойство правосудия – осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ).

 

Осуществление правосудия является видом госу­дарственной, правоохранительной деятельности, которая составляет исклю­чительную компетенцию суда.  Вторым свойством правосудия является рассмотрение дел в определенной форме, в соответствии с установленными законом правилами. Рассмотрение дела происходит в форме судебных заседаний, которое происходит непрерыв­но, устно и открыто. В судебном заседании участвуют стороны, наделенные равными правами для защиты своих интересов. Ведущее место принадлежит су­ду. При разрешении дела суд применяет норму материального права к конкрет­ному правоотношению. Осуществляющие правосудие судьи и народные заседа­тели независимы и подчиняются только закону. Завершается судебное заседание вынесением приговора (по уголовным делам) или решения (по граж­данским). Приговор или решение должны быть законны и обоснованны, иначе они могут быть отменены кассационной или надзорной инстанциями.

 

Деятель­ность этих судебных инстанций тоже является правосудием.

 

Третьей характерной чертой правосудия является то, что оно осуществ­ляется способами, указанными в законе.  В соответствии со ст. 4 Закона “О судоустройстве РСФСР” правосудие осуществляется путем:  1) рассмотрения и разрешения в судебном заседании гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, государственных пред­приятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных органи­заций, их объединений, других общественных организаций;  2) рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении пре­ступления, либо оправдания невиновных.  Кроме того, ст.

 

4 Закона “Об арбитражных судах в РФ” и ст.

 

1 Арбитраж­ного процессуального кодекса называют правосудием и разрешение эконо­мических споров арбитражными судами. Таким образом, законодательно определены три способа осуществления правосудия: рассмотрение в судеб­ных заседаниях уголовных, гражданских и арбитражных дел.  В то же время ст. 118 Конституции РФ говорит, что судебная власть осу­ществляется посредством гражданского, уголовного, административного и конституционного судопроизводства. В связи с этим возникает вопрос: вклю­чает ли понятие “правосудие” в себя административное и конституционное судопроизводство? Сразу уточним, что понятия “правосудие” и “судопроиз­водство” близкие, но не тождественные.  В уголовное судопроизводство, к примеру, входит рассмотрение судьей жалоб на незаконное применение органом расследования заключения под стражу в качестве меры пресечения, которое правосудием не является, по­скольку судья не рассматривает дело по существу, а принимает промежуточ­ное решение, касающееся только меры пресечения. Существуют и иные виды судебной деятельности в рамках уголовного и гражданского судопроизводст­ва, которые также правосудием в том смысле, как это определено законом, не являются.  Что касается административного судопроизводства, то на основании ст. 202 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР дела о неко­торых административных проступках рассматриваются районным (город­ским) судом. При рассмотрении дел об административных правонарушениях применяется ряд важнейших принципов правосудия (состязательность, глас­ность, равенство граждан перед законом и судом). Это позволяет ряду авто­ров включать административное судопроизводство в понятие правосудия. Но многие авторы занимают по этому вопросу более осторожную позицию.

 

Про­цедура рассмотрения административных дел по сравнению с уголовными и Гражданскими делами значительно упрощена, правом производства и приня­тия по ним решения обладают, помимо суда, еще ряд органов и должностных лиц, что никак не соответствует принципу “осуществления правосудия толь­ко судом”. Поэтому предлагается включить административное судопроизвод­ство в понятие правосудия только после соответствующего законодательного решения.  Конституционное судопроизводство также значительно отличается от уголовного, гражданского и арбитражного. Все суды, рассматривающие уго­ловные, гражданские и арбитражные дела, применяют нормы права к кон­кретной ситуации, Конституционный Суд контролирует только соответствие нормативных актов Конституции РФ. Полномочия, задачи Конституци­онного Суда РФ также разнятся с полномочиями и задачами судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Наконец, в Конституционном Суде РФ нет представителей народа, а ведь согласно ст. 32 Конституции РФ гражда­не имеют право участвовать в отправлении правосудия.

 

Таким образом, законодательно закреплены три способа осуществления правосудия, отнесение к правосудию же административного и конституци­онного судопроизводства на данный момент проблематично.  Прежде чем дать характеристику конкретным принципам правосудия следует сказать, что принцип – это основная идея, исходное положение для какой-либо науки, вида деятельности.

 

Принципы правосудия можно опреде­лить как закрепленные в Конституции РФ и федеральных конституционных законах основополагающие правовые идеи, определяющие организацию и деятельность судебных органов.  Принципы правосудия обладают рядом признаков:  1. Принципы правосудия носят объективный характер. Они отражают наиболее общие закономерности организации судебных органов. В принци­пах отражаются правовые и нравственные идеи, господствующие в общест­ве. В связи с этим принципы правосудия изменяются и развиваются вместе с развитием общества. Так, Конституция РФ закрепила такой принцип, как состязательность сторон, который ранее, в “советский” период, правовой наукой отрицался и в законодательстве не содержался. Принципы правосу­дия связаны с общеправовыми принципами, такими как верховенство зако­на, охрана прав и свобод личности.  2. Принципы правосудия являются руководящими положениями. Все они обязательны для соблюдения всеми судами, независимо от занимаемого по­ложения, а также лицами, участвующими в судебном разбирательстве (про­курором, защитником, подсудимым, истцом, ответчиком и др.). Кроме того, принципы правосудия являются руководством и для законодателей, которые должны при принятии новых законов учитывать их, чтобы положения, со­держащиеся в новых законах, не противоречили им.  3. Принципы правосудия носят общий характер. В них закрепляются ос­новные направления организации судебных органов и их деятельности. Конкретизируются же они в других законах и, как правило, реализуются пу­тем применения содержащихся в них норм.  4. Все принципы правосудия закреплены в законе. Этим они приобретают точность формулировок и общеобязательность соблюдения. Несоблюдение принципов, закрепленных в законе, уже является правонарушением, влеку­щим соответствующую ответственность.

 

Большинство принципов правосу­дия содержится в Конституции РФ, но ряд других формулировок может содержаться и в других законах: “О судоустройстве РСФСР”, “О судебной системе РФ”, “О статусе судей РФ” и др.  Все принципы правосудия образуют систему. Хотя каждый принцип имеет свое собственное содержание, действуют они в неразрывной связи друг с дру­гом. Каждый из принципов является гарантией осуществления других. На­пример, принцип гласности гарантирует соблюдение законности при разре­шении дел.  К системе принципов правосудия относятся принципы законности, осуществления правосудия только судом, независимости судей, осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом, обеспечения каждому права на судебную защиту, презумпции невиновности, обеспече­ния подсудимому права на защиту, состязательности и равноправия сторон, гласности судопроизводства, национального языка судопроизводства, учас­тия граждан в осуществлении правосудия, охраны чести и достоинства лич­ности, непосредственности и устности судебного разбирательства.

 

Законность является универсальным правовым принципом, относящим­ся не только к правосудию, но и к деятельности всех государственных орга­нов. Это вытекает из конституционного положения (ст. 15) о том, что все го­сударственные органы, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В соответствии с этим ст. 7 Закона “О судоустройстве РСФСР” закрепила, что правосудие во всех судах Российской Федерации осуществ­ляется в точном соответствии с законодательством. Данный принцип также закреплен в процессуальных законах (УПК, ГПК).

 

Так, ст. 10 ГПК указыва­ет, что суд обязан разрешать дела на основании законов, и перечисляет каких именно.  В соответствии с принципом законности суды обязаны соблюдать и ие­рархию законов. В случае коллизии норм законодательства суд должен руко­водствоваться сначала Конституцией РФ как основным законом, затем фе­деральными конституционными законами, а уже в последнюю очередь иными законами, если они не противоречат Конституции РФ и федераль­ным конституционным законам. В процессе судебной деятельности суд при­меняет нормы материального права, поэтому в соответствии с этим принци­пом он должен правильно квалифицировать деяние, разрешать спор о праве. Важность данного принципа обусловлена тем, что, осуществляя правосудие только в точном соответствии с законом, не допуская отступлений от уста­новленной формы судопроизводства, суд может вынести обоснованный и законный приговор, решение, достичь тем самым истины по делу, выпол­нить поставленные перед ним задачи по охране прав граждан, интересов государства. Суд должен не только сам неуклонно соблюдать действующее законодательство, но и предупреждать, устранять нарушения закона со сто­роны участников судопроизводства, а также и других государственных орга­нов, должностных лиц и граждан. Так, ст. 225 ГПК обязывает суд выносить частное определение в случае обнаружения нарушения законности гражда­нами, должностными лицами либо существенных недостатков в деятельно­сти предприятий, организаций.  Наличие хороших, демократичных законов – основа законности. Поэто­му Концепция судебной реформы в Российской Федерации предусматрива­ет обновление судебной системы и во многом устаревшего уголовного судо­производства. Однако сами по себе законы не обеспечивают реализацию этого принципа. Принцип законности проявляется в деятельности суда, и от судей зависит, насколько правильно законы применяются. Поэтому важны гарантии соблюдения законности. Все другие принципы правосудия явля­ются этими гарантиями.

 

Их соблюдение в конечном итоге будет означать и соблюдение законности. Кроме того, гарантиями законности правосудия являются возможность обжалования и опротестования любых действий, ре­шений суда, заявлять отводы судье, народному, присяжному заседателю; надзор вышестоящих судов за деятельностью нижестоящих в порядке касса­ционного и надзорного производства.  Принцип осуществления правосудия mолько судом закреплен в ст. 118 Конституции РФ. Статья 49 Конституции РФ указывает, что лицо может быть признано виновным только по приговору суда. Статья 1 Закона “О су­дебной системе РФ” определяет, что никто, кроме судов в лице судей, при­сяжных, народных и арбитражных заседателей, не вправе принимать на се­бя осуществление правосудия.  Функция осуществления правосудия предоставлена только суду в связи с тем, что ни один другой государственный правоохранительный орган не об­ладает такими возможностями для принятия законного и обоснованного ре­шения по делу. Именно в стадии судебного разбирательства проявляются все принципы судопроизводства и правосудия.

 

Невозможно на данный момент, к примеру, обеспечить состязательность и равноправие сторон в стадии предварительного расследования, а в ходе судебного заседания это вполне реально. В стадии судебного разбирательства больше прав имеют возмож­ность реализовать обвиняемый, его защитник. Все это способствует установлению истины по делу, вынесению справедливого приговора. Причем и приговор, и решение суда может изменить или отменить только вышестоя­щий суд.

 

Попытки создать внесудебные органы в “советское” время оберну­лись беззаконием и произволом.  Реализация принципа осуществления правосудия только судом обеспечи­вается нормами судоустройственного и процессуального права.

 

Закон “О су­дебной системе РФ” перечисляет все суды, действующие на территории РФ, и запрещает создавать чрезвычайные суды. УПК, ГПК, Арбитражный процес­суальный кодекс детально регламентируют процедуру осуществления право­судия. Вмешательство в осуществление правосудия является серьезным пра­вонарушением.

 

Принцип независимости судей закреплен в ст. 120 Конституции РФ. Это конституционное положение нашло отражение в таких законах, как Закон “О судебной системе РФ” (ст. 5), Закон “О судоустройстве РСФСР” (ст. 12), Закон “Об арбитражных судах в РФ” (ст. 6). В ст. 1 Закона “О статусе судей в РФ” указано: “Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны”. По действующему законодательст­ву рассмотрение дел в судах первой инстанции осуществляется с участием присяжных, народных, арбитражных заседателей.

 

Заседатели при осуществ­лении правосудия также независимы и подчиняются только закону, пользу­ясь всеми правами судьи. Независимость судей является проявлением самостоятельности судебной власти, ее отделенности от власти исполнительной и законодательной.

 

Независимость судей заключается в том, что исключает­ся любое воздействие на них со стороны других лиц и организаций при раз­решении ими конкретных уголовных, гражданских и арбитражных дел.

 

При рассмотрении дела суд руководствуется не мнениями участников процесса, а законом, принимает решения по своему внутреннему убеждению, осно­ванному на изучении всех материалов дела, анализе всех представленных доказательств.  Значение данного принципа состоит в том, что только независимый и беспристрастный суд может справедливо рассмотреть уголовное, граждан­ское, арбитражное дело, вынести по нему законное и обоснованное реше­ние, приговор. Вмешательство в деятельность суда, даже с “добрыми наме­рениями”, влечет нарушение законности, произвол.  Согласно Закону “О статусе судей РФ” независимость судей обеспечива­ется:  1) наличием особой процедуры осуществления правосудия;  2) установлением запрета под угрозой ответственности за вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия;  3) установлением порядка приостановления и прекращения полномочий судьи;  4) правом судьи на отставку;  5) неприкосновенностью судьи;  6) системой органов судейского сообщества;  7) предоставлением судье за счет государства материального и социаль­ного обеспечения, соответствующего его высокому статусу;  8) наличием особой защиты государством судей, членов их семей и иму­щества.  Независимость судьи зависит во многом и от него самого, от его мораль­ных и профессиональных качеств. Поэтому гарантией независимости являет­ся установленный законом порядок отбора кандидатов на должность судьи, обеспечивающий формирование действительно независимого, беспристраст­ного судейского корпуса. При наличии обоснованных сомнений в бесприст­растности судьи, присяжного, народного, арбитражного заседателя они под­лежат отводу. Независимость судей гарантируется и несменяемостью судей. Судья не может быть переведен на другую работу, в другой суд без его согла­сия. Полномочия судьи не ограничены определенным сроком.  Проблемой в настоящее время является исключение влияния на судей со стороны председателей судов, других судей. Определенные гарантии предо­ставляют регулируемый процессуальным законом порядок принятия реше­ний (тайна совещательной комнаты, порядок голосования, при котором председательствующий подает голос последним). Однако все еще встречают­ся случаи дачи председателями судов судьям указаний по конкретным де­лам.

 

Такая практика, даже если объясняется недостаточной квалификацией, неопытностью судей, является нарушением закона.  Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом закреплен в ст.

 

19 Конституции РФ. Согласно данной кон­ституционной норме государство гарантирует равенство прав и свобод чело­века независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.  Данное положение распространяется на деятельность всех правоохрани­тельных органов. Применительно к правосудию ст. 7 Закона “О судебной системе РФ” определяет, что суд не отдает предпочтения участвующим ли­цам в зависимости от их государственной, социальной, политической при­надлежности и т. д.

 

Равенство перед законом означает, что не могут приниматься законы, дискриминирующие граждан по одному или нескольким указанным выше признакам.

 

Для всех граждан в государстве существует единый порядок по­дачи жалоб, привлечения к уголовной ответственности.  Равенство перед судом предполагает, что суд, рассматривая уголовное, гражданское, арбитражное дело, предоставляет гражданам, участвующим в процессе, возможность пользоваться правами не в зависимости от их имуще­ственного, социального положения, а только на основании того, каким субъ­ектом процесса они являются: истцом, ответчиком, потерпевшим и т. д. Суд не может создавать для кого бы то ни было не предусмотренные законом пре­имущества или ограничения.  Равенство всех перед законом и судом гарантируется единым судом и единым правом. В государстве нет судов для определенных слоев населения, национальности, вероисповедания. Порядок же судопроизводства различа­ется только в зависимости от категории дела (уголовное, гражданское, арби­тражное) и является единым для всех дел данной категории.  Действующее законодательство предусматривает особый порядок привле­чения к уголовной ответственности некоторых категорий граждан – судей, депутатов, прокуроров, что является определенным отступлением от данного принципа. Такие исключения из принципа являются гарантией успешного осуществления деятельности этих лиц, но вызывают нарекания в средствах массовой информации и юридической литературе.  Обеспечение каждому гражданину судебной защиты его прав н свобод предусмотрено ст. 46 Конституции РФ.

 

А в соответствии со ст. 47 Конститу­ции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.  Сущность данного принципа заключается в том, что любое лицо, счита­ющее, что решения, действия (бездействие) органов государственной влас­ти, органов местного самоуправления, общественных объединений и долж­ностных лиц нарушают его законные права и свободы, вправе обратиться в суд с жалобой по этому поводу. Признание права на судебную защиту в ка­честве принципа правосудия означает, что правосудие является наиболее эффективным средством защиты прав личности, что судебная процедура в наибольшей степени гарантирует объективное и беспристрастное рассмот­рение дела, принятие законного и обоснованного решения.  В соответствии с Законом “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” могут быть поданы жалобы на дейст­вия, бездействие и решения, в результате которых нарушены права и свобо­ды граждан либо созданы препятствия к осуществлению гражданами их прав и свобод, либо на гражданина незаконно возложили какую-либо обязан­ность, либо он незаконно привлечен к ответственности. Жалоба рассматри­вается по правилам гражданского судопроизводства и, если суд признает обоснованность жалобы, он признает обжалуемое решение незаконным, от­меняет примененные меры ответственности.

 

Жалобы могут быть принесены и на решения судебных органов путем подачи их в вышестоящий суд. В последние годы наблюдается тенденция к расширению круга решений, обжалуемых в судебном порядке.

 

В то же вре­мя Конституционный Суд РФ признал несоответствующими ст.

 

46 Консти­туции РФ нормы УПК РСФСР, не разрешающие обжаловать в суд постанов­ления органов расследования об отказе в возбуждении уголовного дела или его прекращении.

 

Слово “презумпция” означает предположение, основанное на вероятно­сти. Сам принцип презумпции невиновности сформулирован в ст. 49 Консти­туции РФ следующим образом: “Каждый обвиняемый в совершении пре­ступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном федеральным законом порядке и установлена вступившим в силу приговором суда”. Данная формулировка является наиболее полной по сравнению с содержащейся в ст.

 

13 УПК РСФСР.  Данный принцип является не только принципом правосудия, но и всего уголовного процесса в целом. Органы предварительного расследования, про­курор обязаны также строго соблюдать его.

 

Конечно, предъявляя обвинение, следователь должен быть убежден в виновности обвиняемого, иначе ему не­обходимо воздержаться от этого действия. Но субъективное мнение следова­теля, выраженное в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, не порождает тех последствий, что влечет его признание виновным в приго­воре суда от имени государства. Только один орган может признать человека виновным – суд. Презумпция невиновности действует до тех пор, пока на ос­нове достаточных доказательств не будет доказано обратное, то есть что ли­цо виновно в совершении преступления.

 

Кроме того, необходим и еще один момент – вступление приговора в законную силу. Приговор вступает в за­конную силу спустя семь дней после его провозглашения, если он не был об­жалован или опротестован, либо после его рассмотрения кассационной ин­станцией, если она его не отменяет. До этого ничьи суждения и мнения о виновности лица (письменные и устные заявления, интервью, публикации) не имеют никакого юридического значения и совершенно недопустимы.  Из принципа презумпции невиновности вытекает ряд положений, за­крепленных в законе:  1. Обвиняемый не должен доказывать свою невиновность (ч. 2 ст. 49 Конституции РФ).  2. Неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу обвиняемого (ч. 3 ст. 49 Конституции РФ).

 

3. Суду, прокурору, следователю, лицу, производящему дознание, запрещается перелагать обязанность доказывания на обвиняемого (ч. 2 ст. 20 УПК).  4. Органы, ведущие производство по делу, обязаны проводить всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств дела, выявлять как обвинительные, так и оправдательные доказательства (ч. 1 ст. 20 УПК).  5. Признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинительного приговора только при подтверждении признания совокуп­ностью имеющихся в деле доказательств (ч. 2 ст.

 

77 УПК). Обвинительный приговор не может быть вынесен на основе предположений, а только лишь при доказанности вины подсудимого (ч. 2 ст.

 

309 УПК).  В большинстве учебников принцип обеспечения подсудимому права на защиту трактуется как “обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту”. Однако, полагаем, что в подобной редакции уместно говорить о принципе уголовного процесса, а не о принципе правосудия. Обвиняемый и подозреваемый – это процессуальные субъекты, действующие в стадии предварительного расследования.

 

После того, как начинается судебное про­изводство, т. е. осуществление правосудия по уголовным делам, обвиняемый становится подсудимым. Поэтому, на наш взгляд, применительно именно к правосудию следует именовать данный принцип как “обеспечение подсудимому права на защиту”.  Право на защиту закрепляется Конституцией РФ (ст. 48), которая про­возглашает, что каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе и бесплатно, в случаях, установленных законом. Подробно же данное право регламентировано рядом статей Уголовно-процессуального кодекса РСФСР.  Право на защиту складывается у подсудимого из предусмотренных зако­ном средств, которые он может использовать для защиты своих интересов в суде от предъявленного ему органами предварительного расследования об­винения.  Во-первых, подсудимый вправе защищаться сам.

 

Для этого он наделен широкими правами, предоставленными ему уголовно-процессуальным за­коном, которые он может реализовать в ходе судебного разбирательства.

 

Подсудимый вправе знать, в чем он обвиняется, давать объяснения по предъявленному обвинению, представлять ходатайства, заявлять отводы, приносить жалобы на действия и решения суда, участвовать в судебном раз­бирательстве, обжаловать приговор. Он также имеет право на последнее сло­во.

 

Решение, использовать или не использовать предоставленные ему зако­ном права и в каком объеме, целиком и полностью зависит от усмотрения подсудимого.  Во-вторых, подсудимый вправе защищаться с помощью защитника – ад­воката или любого другого лица, которому он доверил защиту своих интере­сов в суде. Конституция РФ (ст. 48) определяет, с какого момента в ходе досудебного производства подозреваемый и обвиняемый могут пользоваться услугами защитника.

 

Что же касается судебного разбирательства, то защит­ник подсудимого, как правило, имеется еще до его начала. Если же его нет, то вопрос о защитнике разрешается в подготовительной части судебного за­седания.

 

Подсудимый вправе сам выбрать себе защитника либо это делают по его просьбе родственники или знакомые.  Защитник обязан использовать все законные средства и способы для оправ­дания подсудимого или смягчения ему наказания, он оказывает ему юридиче­скую помощь: разъясняет законодательство, помогает подготавливать заявле­ния, последнее слово и т.

 

д. Защитник вправе представлять доказательства, участвовать в судебном разбирательстве, обжаловать приговор. Фактически у него те же права, что и у подсудимого. Если у подсудимого нет средств для оп­латы защитника, то ему может быть предоставлен защитник бесплатно. Подсу­димый может отказаться от защитника и защищать себя сам, но в некоторых случаях участие защитника обязательно. К ним относятся дела о преступлени­ях несовершеннолетних, глухих, немых, слепых и других лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту; лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопро­изводство, а также обвиняемых в преступлениях, за которые возможно приме­нение смертной казни. Защитник также обязательно участвует в судебном раз­бирательстве, если участвует государственный или общественный обвинитель, если имеют защитников другие подсудимые, между интересами которых есть существенные противоречия, и если дело рассматривается судом присяжных.  Обеспечение подсудимому права на защиту означает, что суд обязан обеспечить ему возможность защищаться указанными средствами и спосо­бами, а также обеспечить охрану его личных и имущественных прав.  Прежде всего суд обязан разъяснить подсудимому его права, предусмот­ренные Уголовно-процессуальным кодексом. Кроме того, суд должен при­нять меры для реализации этих прав. Если подсудимый желает заявить отвод прокурору, то суд должен удалиться в совещательную комнату, обсудить за­явление об отводе и, если оно обоснованно, удовлетворить его. Если подсу­димый высказал желание иметь защитника, то суд обязан его ему предоста­вить, направив вызов в юридическую консультацию. В тех случаях, когда подсудимый отказывается давать показания, он тоже реализует свое право на защиту, и суд обязан принять все меры для всестороннего и объективно­го исследования всех обстоятельств дела: допросить всех возможных свиде­телей, назначить в случае необходимости экспертизу и т. д.  Значение данного принципа состоит в том, что его реализация обеспечи­вает охрану законных прав и интересов граждан. Кроме того, обеспечивая подсудимому право на защиту, суд обеспечивает реализацию и другого принципа – состязательности и равноправия сторон, что в конечном итоге способствует вынесению законного и обоснованного приговора.  Принцип состязательности и равноправия сторон провозглашен ч. 3 ст. 123 Конституции РФ. Состязательность судебного процесса означает та­кое его построение, при котором функция суда по разрешению дела отделе­на от функции обвинения и функции зашиты, причем функцию обвинения осуществляет одна сторона, а функцию зашиты – другая.

 

Эти стороны наде­лены равными процессуальными правами по предоставлению доказа­тельств, заявлению ходатайств, обжалованию действий и решений суда. Функция разрешения дела является исключительной компетенцией суда. Сторону обвинения в уголовном процессе представляют прокурор, потер­певший, общественный обвинитель, гражданский истец. Сторону защиты подсудимый, его защитник, гражданский ответчик, общественный защит­ник. По гражданским делам одну сторону представляют гражданский истец, его представитель, а другую – гражданский ответчик и его представитель. Суд обязан обеспечить каждой стороне реализацию ее законных прав, про­следить, чтобы действия сторон осуществлялись в рамках закона.  Принцип состязательности и равноправия сторон более полно выражен в гражданском процессе. Что же касается уголовного судопроизводства, то ныне действующее уголовно-процессульное законодательство допускает ряд отступлений от этого принципа. Так, в случаях, когда прокурор отказывает­ся от обвинения, убедившись в его недоказанности, суд все равно дол­жен продолжить разбирательство и решить вопрос о виновности или неви­новности подсудимого, не будучи связанным при этом мнением прокурора. В гражданском же процессе отказ стороны – гражданского истца – от иска влечет немедленное прекращение судопроизводства. Следует отметить, что в уголовном судопроизводстве с участием суда присяжных принцип состязательности проводится в жизнь более последовательно. В нем обязательно участие защитника и прокурора, допрос подсудимого начинает не судья, а государственный обвинитель и, если он отказывается от обвинения, судья прекращает уголовное дело.  Состязательность выражена и в арбитражном процессе, где стороны на­деляются равными правами для отстаивания своих законных интересов, а арбитражный суд рассматривает дело и выносит решение исходя из дока­зательств представленных сторонами.  Принцип состязательности и равноправия сторон имеет большое значе­ние для правильного и объективного рассмотрения дела и вынесения спра­ведливого и обоснованного приговора.

Прокрутить вверх