Рeтюнских и а задeржаниe лица подозрeваeмого в совeршeнии прeступлeния лeкция – eкатeринбург 2002 – 20 с |

Министерство внутренних дел Российской Федерации  Уральский юридический институт                И.А. Ретюнских    Задержание лица,  подозреваемого в совершении преступления    ЛЕКЦИЯ                    Екатеринбург  2002   ББК 67.411   Р444    Р444   Ретюнских И.А. Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления: Лекция. – Екатеринбург: Изд-во Уральского юридического института МВД России, 2002. – 20 с.

 

Рецензенты: И.А. Пантелеев, кандидат юридических наук;  М.Б.

 

Фаткуллина, кандидат юридических наук, доцент  кафедры уголовного права УрЮИ МВД России           В пособии в форме тематической лекции, прочитанной в УрЮИ МВД России, рассматриваются понятие, цели, условия, основания, мотивы и процессуальный порядок производства задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, а также основания освобождения лица от подозрения. Проводится разграничение фактического, административного, уголовно-процессуального задержания и заключения под стражу. При анализе процессуального порядка задержания подозреваемого акцентируется внимание на новых моментах, появившихся в процедуре применения указанной меры принуждения после вступления в законную силу УПК РФ.   Настоящая лекция адресуется курсантам и преподавателям УрЮИ МВД России, студентам и преподавателям других юридических вузов и техникумов, а также всем, кто интересуется уголовным процессом.     Обсуждено на заседании кафедры уголовного процесса (протокол №11 от 16 декабря 2002).     Издается по решению редакционно-издательского совета УрЮИ МВД России.               ББК 76.411   (c) И.А. Ретюнских, 2002   (c) УрЮИ МВД России, 2002  ПРЕДИСЛОВИЕ   Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, является весьма распространенным действием в уголовно-процессуальной деятельности органов предварительного расследования. К его помощи следователь и дознаватель прибегают в тех ситуациях, когда они обладают совокупностью доказательств, позволяющей подозревать лицо в совершении преступления, но не достаточной для предъявления обвинения, с целью собрать “недостающие доказательства” и официально от имени государства выдвинуть обвинение конкретному лицу. Другими словами, задержание подозреваемого – эффективный рабочий инструмент, позволяющий следователю, дознавателю проверить причастность лица к совершению преступления и собрать доказательства его виновности, на основании которых ему предъявляется обвинение и решается вопрос о мере пресечения.   Казалось бы, важность и практическая необходимость задержания должны вызвать пристальное внимание и интерес со стороны ученых-процессуалистов.

 

Однако ученых, занимающихся вопросами задержания подозреваемого, можно пересчитать по пальцам: А.А. Давлетов, В.Н. Григорьев, И.Л. Петрухин, В.Т. Томин, Л.В. Франк и др. Естественно, научной и, главное, учебной литературы по этой теме явно недостаточно. Поэтому издание пусть даже небольшой лекции закроет пробел в учебном материале. Необходимость данной лекции вызвана и тем фактом, что курсанты, обучающиеся в УрЮИ МВД России, по роду своей будущей деятельности в качестве следователей, дознавателей, оперуполномоченных неизбежно столкнутся с практическими проблемами задержания.   Автор не ставил своей задачей детальное, глубокое исследование проблем задержания как комплексного института. Это не задача такого скромного по научным меркам издания, как лекция. В рамках данного пособия задержание рассматривается в традиционном ключе как мера уголовно-процессуального принуждения: понятие, цели, условия, основания, мотивы, процессуальный порядок. При подготовке лекции использовались материалы кандидатской диссертации ”Процессуальные проблемы задержания лица по подозрению в совершении преступления”, выполненной на кафедре уголовного процесса УрЮИ МВД России под научным руководством доктора юридических наук, профессора А.А. Давлетова.                  Понятие задержания лица,  подозреваемого в совершении преступления  Нормативная основа:  ст. 22 и ч. 2 ст. 48 Конституции РФ, ст. 91-96 УПК РФ   Прежде чем приступить к изложению материала, хотелось бы обратить внимание слушателей, что в словосочетании ”задержание подозреваемого” есть некоторая условность, поскольку лицо становится подозреваемым с момента задержания. Сперва принимается решение о задержании, а потом лицо приобретает статус подозреваемого.   Понимая всю серьезность задержания как меры ограничения свободы лица, законодатель в новом УПК РФ посвятил этой мере принуждения целую главу из 6 статей по сравнению с УПК РСФСР, где задержанию отводилась одна ст. 122.

 

В новом УПК законодатель заложил несколько иную схему задержания, чем предусматривалась в ст. 122 УПК РСФСР, но ему не удалось создать такой концепции задержания, которая бы учитывала и интересы органов уголовного процесса, и права личности. В общем, эта конструкция несет в себе все недостатки прежнего законодательства и просчеты ”творцов” УПК РФ в разработке процесса задержания.

 

Термин ”задержание” в теории и на практике используется в различных значениях.

 

В административном праве, криминалистике, уголовном процессе существует понятие задержания, однако этот термин используется для обозначения разных по своей сути действий. Поэтому не следует путать задержание в административно-правовом, криминалистическом и уголовно-правовом значении.   Важно разделять:   – физическое задержание (захват и доставление);   – административное задержание;   – уголовно-процессуальное задержание.   Физическое задержание предполагает поимку и доставление лица, совершившего преступление, в орган дознания. Такое задержание осуществляется в процессе охраны общественного порядка, например, при непосредственном наблюдении факта преступления, либо в ходе всевозможных рейдов в общественных местах.

 

Физический захват – это средство, позволяющее сотрудникам милиции пресечь преступление.   Зачастую захват производится до возбуждения уголовного дела работниками милиции, не уполномоченными на производство уголовно-процессуаль-ной деятельности, например, бойцами ОМОН, а также в ходе ОРД. Порядок захвата и доставления лица, заподозренного в совершении преступления, регламентируется ст.

 

140 Устава ППС.

 

Административное задержание (до трех часов) не связано с совершением преступления и не применяется в сфере уголовного процесса. Оно производится в случае нарушения общественного порядка или невыполнения законных требований сотрудников милиции при совершении проступка, т.е.

 

виновного общественно опасного деяния, влекущего административную ответственность. Основанием для применения административного задержания гражданина служит, например, нарушение порядка в общественных местах либо необходимость установления личности правонарушителя и составления протокола об административном правонарушении. В основе разграничения уголовно-процессуального и административного задержания лежит характер правонарушения, его общественная опасность.   Кроме того, следует разграничивать уголовно-процессуальное задержание и заключение под стражу.

 

Общее между ними то, что задержание и заключение под стражу:   – являются мерами процессуального принуждения, направленными на обеспечение задач уголовного судопроизводства;   – могут применяться лишь при расследовании преступлений, за совершение которых законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы;   – являются арестом, т.е. лишением определенного лица свободы;   – имеют целью воспрепятствовать лицу скрыться от следствия и дознания, а также пресечь его дальнейшую преступную деятельность.

 

Однако между задержанием и арестом как мерой пресечения имеются существенные различия.   Задержание Арест        1.        основания    очевидные данные, указывающие на причастность лица к совершению преступления достаточные данные, позволяющие полагать, что лицо скроется от органов правосудия и суда, продолжит преступную деятельность, будет угрожать участником процесса либо иным путем воспрепятствует производству по делу  2.  участник  подозреваемый обвиняемый, в исключительных случаях подозреваемый 3.

 

судебное  разрешение необходимо 4. срок 48 часов 2 месяца 5.

 

применяется на второй стадии на 2-4 стадиях 6. процессуальное оформление протокол постановление 7. сущность не является мерой  пресечения разновидность мер  пресечения   Итак, задержание подозреваемого – это мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК РФ).   Сущность задержания как меры уголовно-процессуального принуждения состоит в ограничении свободы подозреваемого лица.   Цели задержания в законе не определены. Однако исходя из смысла закона, можно выделить две цели задержания – выяснение причастности к преступлению подозреваемого и разрешение вопроса об аресте.  Условия, основания и мотивы  уголовно-процессуального задержания  Условия задержания подозреваемого   Поскольку задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, относится к числу мер уголовно-процессуального принуждения, существенно ограничивающих конституционные права граждан, на него распространяются все правовые условия, предусмотренные для применения принудительных мер в уголовном процессе.   Под условиями применения мер уголовно-процессуального принуждения в науке подразумевают обстоятельства, предопределяющие возможность, необходимость и порядок использования принудительных мер, относящиеся ко всей их системе или определенной группе1.   Задержание подозреваемого допустимо, если:   1) имеется процессуально оформленное решение о возбуждении уголовного дела;   2) осуществляется следователем или дознавателем, принявшим уголовное дело к своему производству;   3) преступление, в совершении которого подозревается лицо, наказуемо лишением свободы;   4) задерживаемый субъект является надлежащим с точки зрения установленных законом требований.   I. Основным правовым условием для производства процессуального задержания является наличие официально оформленного и обоснованного решения компетентного органа уголовного преследования о возбуждении уголовного дела.   Поскольку меры уголовно-процессуального принуждения направлены (оправданы) против преступления (в связи с преступлением), то сфера их применения ограничена стадией предварительного расследования, ибо в стадии возбуждения уголовного дела преступления де-юре еще нет. Преступление произошло, состоялось как событие, факт объективной действительности, однако следует провести первоначальную проверку сообщения о преступлении. Установить, действительно ли произошло преступление или было административное правонарушение. Не исключено, что в деянии лица вообще отсутствуют признаки преступления. И только после исследования фактических обстоятельств произошедшего, подтверждения сообщения, т.е.

 

установления данных, указывающих на признаки преступления, юридически констатируется, что произошло преступление. Стало быть, актом признания деяния преступлением является постановление о возбуждении уголовного дела.

 

Таким образом, задержание подозреваемого допустимо лишь после возбуждения уголовного дела ввиду официального (органом уголовного преследования) юридического подтверждения признаков преступления в совершенном деянии.   Если разрешить производство процессуального задержания до возбуждения уголовного дела, то подобное неизбежно вызовет противоречие с задачами и содержанием стадии возбуждения уголовного дела. Напомним, что первая стадия уголовного процесса предназначена для проверки поступающих сообщений и констатации преступления как юридического факта. Применение задержания подозреваемого до установления оснований к возбуждению уголовного дела лишает эту меру принуждения единственного материально-правового основания, которое позволяет правомерно ограничить свободу и неприкосновенность личности2.

 

Поэтому нельзя согласиться с предложением отдельных авторов разрешить производство задержания подозреваемого до возбуждения уголовного дела3.   В защиту своей позиции ученые приводят аргумент, что необходимость в задержании зачастую возникает, когда уголовного дела еще нет, поскольку сам факт задержания служит сигналом о преступлении. В таких ситуациях задержание – это непосредственная реакция компетентного органа на обнаружение им преступления.

 

Не будем оспаривать тот факт, что сотрудники милиции, обнаружив преступление, незамедлительно производят задержание заподозренного. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что в таком случае осуществляется не процессуальное задержание, а физический захват, поимка лица, совершившего преступление. Поэтому авторы, полагающие обоснованным производство задержания до возбуждения уголовного дела, под ”задержанием” понимают не что иное, как поимку лица на месте совершения преступления и доставление его в органы милиции.   Кроме того, задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, сопряжено с вторжением в сферу конституционных прав личности. Применение мер уголовно-процессуального принуждения до возбуждения уголовного дела опасно тем, что в результате уничтожается необходимый барьер, ограждающий жизнь граждан от вмешательства органов власти4, а их деятельность становится бесконтрольной со стороны надзирающих органов.

 

Значит, постановление о возбуждении уголовного дела является той отправной точкой в производстве по уголовному делу, с которой органы предварительного расследования, включив весь механизм уголовного преследования, вправе использовать жесткий, ”режущий” инструмент в виде мер принуждения, в том числе ограничить личную свободу подозреваемого, ибо цель оправдывает средства. Эта цель – установить событие преступления и изобличить лицо, виновное в совершении преступления (ч. 2 ст. 21 УПК РФ).   II. Второе условие применения процессуального задержания связано с кругом субъектов, правомочных принимать решение об ограничении свободы подозреваемого сроком до 48 часов. В ч. 1 ст. 91 и п. 11 ст. 5 УПК РФ законодатель дал перечень органов уголовного судопроизводства, управомоченных на задержание подозреваемого. Это: орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор. Из этого следует, что ограничить свободу подозреваемого может только орган уголовного преследования, т.е. государственный орган, чьей функцией является изобличение лица, виновного в совершении преступления. В связи с изложенным, нельзя согласиться с некоторыми процессуалистами, полагающими, что правом на задержание пользуются все должностные лица, наделенные функциями охраны общественного порядка5.

 

При задержании действуют правила о подследственности уголовных дел. Поскольку все процессуальные действия по уголовному делу правомочен осуществлять тот следователь или дознаватель, в производстве которого находится дело, то и задержание подозреваемого по нему вправе осуществлять только этот орган предварительного расследования. При вынесении решения о задержании подозреваемого следует принимать во внимание предметную, территориальную и персональную подследственность.

 

Как известно, предметная подследственность определяет компетенцию органа предварительного расследования по виду преступления. Ст.

 

150 и ст. 151 УПК РФ перечисляет все статьи УК РФ, относя каждое преступление к тому или иному органу уголовного преследования. Новый УПК подошел к вопросу о предметной подследственности несколько иначе, чем УПК РСФСР. Если ст.

 

126 УПК РСФСР только указывала, в какой форме должно расследоваться преступление, как бы распределяя все общественно опасные деяния между следствие и дознанием, то в УПК РФ четко расписано, какой следователь или дознаватель и какого государственного органа расследует то или иное преступление. Так, ч. 2 ст. 151 УПК РФ определяет компетенцию следователей прокуратуры (пп.

 

”а” п.1), ФСБ (п.

 

2), ОВД (п. 3) и органов налоговой полиции (п. 4).   Что касается полномочий органов дознания, законодатель проявил непоследовательность в решении данного вопроса. С одной стороны, законодатель расширил круг субъектов, осуществляющих дознание. С другой стороны, предоставив отдельным должностным лицам полномочия лишь на возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий, согласно буквальному толкованию ч. 3 ст. 40 УПК РФ, исключил их из числа органов дознания.

 

В науке уголовного процесса предлагается именовать таких должностных лиц (то есть капитанов морских и речных судов, руководителей геологоразведочных партий и зимовок и глав дипломатических представительств и консульских учреждений) органами дознания эпизодической компетенции6.   Не вполне ясна позиция законодателя относительно содержательной части этапа выполнения неотложных следственных действий.

 

Согласно п. 19 ст. 5 УПК РФ неотложные следственные действия – это действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. Выходит, что в рамках третьей формы предварительного расследования (НСД) дознаватель вправе осуществлять лишь следственные действия. Как же быть с иными процессуальными действиями, обычно сопровождающими производство следственных действий? Можно ли применять меры процессуального принуждения к подозреваемому на данном этапе расследования? По нашему мнению, в рамках производства неотложных следственных действий орган дознания вправе не только совершать действия, направленные на получение доказательств, но и выполнять иные процессуальные действия, например, признание лица потерпевшим, приобщение к уголовному делу вещественных доказательств, задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, привод свидетеля и т.д.   Территориальная подследственность ограничивает сферу деятельности органов уголовного преследования по задержанию пределами административно-территориального района.   Если предметная и территориальная подследственность определяют, какой орган предварительного расследования исходя из административно-территори-ального деления города, района вправе задерживать подозреваемых, то персональная подследственность делает исключения из этих правил.

 

Независимо от вида преступления и места его совершения отдельные категории лиц (военнослужащие, должностные лица органов ФСБ РФ, СВР РФ, ФАПСИ РФ, ФСО РФ, ОВД РФ, Минюста РФ, налоговой полиции РФ, таможенных органов РФ, прокурор, член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья Конституционного Суда РФ, судья федерального суда, мировой судья и т.д.) могут быть задержаны в качестве подозреваемых строго определенными (специальными) органами уголовного преследования.   Третье условие задержания заключается в том, что лицо может быть задержано, если оно подозревается в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы. По закону недопустимо задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание более мягкое, чем лишение свободы. Мера принуждения, считает законодатель, не может быть жестче, чем грозящее наказание. Например, если за преступление предусмотрены исправительные работы или отстранение от должности, то лицо, подозреваемое в его совершении, не может быть задержано даже при наличии к этому фактических данных.

 

В противном случае возникнет явное несоответствие между применявшейся при расследовании мерой процессуального принуждения и назначенным судом наказанием. В связи с этим, нельзя согласиться с мнением отдельных юристов, что возможно задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание, не связанное с лишением свободы71.

 

В практической деятельности следователи и дознаватели, принимая решение о кратковременном ограничении свободы подозреваемого, исходят из перспективы его заключения под стражу. В научной литературе и на практике получило распространение мнение, что при задержании надо ориентироваться на санкции статей УК РФ, предусматривающих наказание в виде лишения свободы сроком свыше двух лет, поскольку именно такой срок как одно из условий ареста предусматривается в ст.

 

108 УПК РФ. Иначе судья не усмотрит оснований для заключения под стражу лица, задержанного за совершение преступления, наказуемого лишением свободы до двух лет8. Мы полагаем, что к задержанию следует предъявлять требования соразмерности с видом наказания, а не с конкретными сроками лишения свободы.   Основываясь на сказанном, подчеркнем, что рассматриваемое условие процессуального задержания, с одной стороны, ограничивает право должностного лица на задержание, а с другой стороны, является одной из гарантий соразмерности применяемой меры процессуального принуждения с общественной опасностью противоправного деяния, в котором подозревается лицо, гарантией обоснованного и справедливого ограничения конституционного права личности на свободу.   Последнее, четвертое, условие задержания связано с характеристикой субъекта, подлежащего задержанию. По общему правилу задержанным может быть лицо, подозреваемое в совершении преступления и достигшее возраста уголовной ответственности. Иностранные граждане и лица без гражданства подлежат уголовно-процессуальному задержанию на общих основаниях.   Недопустимо задержание лица, если достоверно известно, что оно страдает психическим заболеванием, например, гражданин состоит на учете в соответствующем медицинском учреждении. В случае возникновения необходимости проведения судебно-психиатрической экспертизы в изолированных условиях стационара следователь применяет к подозреваемому, обвиняемому меру принуждения – помещение в психиатрический стационар для производства судебно-психиатрической экспертизы (ст. 203 УПК РФ).

 

Согласно международному и внутригосударственному законодательству отдельные категории лиц подлежат задерживанию лишь при соблюдении рядя условий. Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР от 18 апреля 1961 г.9 предусматривает, что глава дипломатического представительства и дипломатический персонал пользуются личной неприкосновенностью и не могут быть подвергнуты аресту и задержанию (ст. 12). Не могут быть задержаны и арестованы члены семей дипломатических представителей, проживающие с ними совместно и не являющиеся российскими гражданами (ст. 15). Консульские должностные лица подлежат задержанию при совершении ими тяжких преступлений в международно-правовом значении. В соответствии с международными актами тяжким считается преступление, наказуемое лишением свободы на срок не менее пяти лет.   Высшие должностные лица международных организаций и члены их семей также обладают дипломатическим иммунитетом.   Уголовно-процессуальный закон устанавливает особый порядок производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц РФ. Так, ст. 449 УПК РФ запрещает органам уголовного преследования задерживать члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судью федерального суда, мирового судью, прокурора, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя, аудитора Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, за исключением случаев задержания на месте преступления.        Основания задержания подозреваемого  1.

 

Лицо застигнуто при совершении преступления  или непосредственно после его совершения   Данное основание включает два обстоятельства:   – когда лицо застигнуто при совершении преступления;   – когда лицо застигнуто непосредственно после совершения преступления.   Лицо считается застигнутым при совершении преступления, когда его обнаружили на месте происшествия при покушении на преступление либо во время совершения действий, образующих оконченное преступление.   Лицо считается застигнутым непосредственно после совершения преступления, если оно обнаружено на месте происшествия после наступления преступного результата или в ходе непрекращающегося преследования (по горячим следам).

 

2. Очевидцы или потерпевшие укажут на данное лицо   как на совершившее преступление   Под очевидцами закон подразумевает лиц, которые, находясь на месте происшествия, могли наблюдать совершение преступных действий.   В число очевидцев не включаются сотрудники милиции, осуществившие задержание, а также лица, сами не наблюдавшие события преступления, но обладающие какой-либо информацией по поводу совершения преступления.   Потерпевшим в контексте данного основания является только то лицо, в отношении которого непосредственно совершены преступные действия.

 

Очевидцы должны указать уверенно, без сомнений. Это означает, что вероятные, предположительные заявления очевидцев, что лицо возможно совершило преступление, не являются достаточным основанием для задержания.  3. На лице или на его одежде, при нем или в его жилище   обнаружены явные следы преступления   Законодатель обращает внимание на такой признак, как явность следов, хотя и не указывает, что понимается под явными следами. Представляется, что явными считаются следы, происхождение которых не вызывает сомнения в их связи с преступлением. Обычно явные следы сразу бросаются в глаза и для своего обнаружения не требуют проведения экспертизы. Явными следами преступления могут быть кровоподтеки, укусы, царапины, порезы, оставленные на теле подозреваемого потерпевшим, следы пороховой копоти на руках подозреваемого в случае применения им огнестрельного оружия, различные вещества с места происшествия, орудия совершения преступления (огнестрельное и холодное оружие, кастеты и т.д.), похищенные предметы и деньги.

 

4. Иные данные   Под иными данными надо понимать любые фактические сведения, указывающие на причастность лица к совершению преступления, полученные процессуальным путем. Ими могут быть оперативно-розыскные данные гласного характера, в установленном порядке представленные следователю. Вместе с тем, четвертое основание предполагает выполнение ряда условий: а) лицо пыталось скрыться; б) не имеет постоянного места жительства; в) не установлена личность совершившего преступление; г) направление органом предварительного расследования в суд ходатайства об избрании в отношении указанного лица заключения под стражу.   С точки зрения практики основания задержания подозреваемого сформулированы неудачно.   С подобными ситуациями следователь, расследуя уголовное дело в своем кабинете, никогда не сталкивается. Более того, основания сформулированы таким образом, что они не предназначены для следственной деятельности.

 

Так, указание на очевидцев во втором основании дает возможность предположить, что речь идет о стадии возбуждения уголовного дела, а не о предварительном расследовании. Эти основания не дают твердых гарантий в том, что преступление совершило конкретное лицо.

 

Так, похищенная вещь может оказаться у лица совершенно случайно. Такие основания хороши для физического захвата.   На наш взгляд, основаниями задержания подозреваемого являются фактические данные (доказательства), подтверждающие его причастность к совершению преступления.  Мотивы задержания подозреваемого   При решении вопроса о задержании, если имеются основания, право следователя не превращается автоматически в обязанность. Необходимость его применения диктуется наличием мотивов – побудительных причин, оправдывающих применение этой меры процессуального принуждения.   Действительно, если лицо дает правдивые показания и не собирается скрываться от дознания и следствия, то и необходимость в задержании подозреваемого отпадает.   В ст. 91 УПК о мотивах задержания не говорится, и в этом одна из причин неумеренного применения задержания.   Под мотивами задержания подозреваемого следует понимать стремление не допустить, чтобы лицо уклонилось от следствия и суда, совершило новое преступление, каким-либо образом воспрепятствовало производству по уголовному делу.   При разрешении вопроса о наличии или отсутствии мотива к задержанию следует учитывать личность подозреваемого, род его занятий, возраст, состояние здоровья, семейное положение.   Итак, для производства задержания подозреваемого необходимо наличие всех условий, одно основание и один из мотивов.  Процессуальный порядок задержания лица,  подозреваемого в совершении преступления   Задержание относится к числу мер процессуального принуждения, существенно затрагивающих права и интересы граждан. Поэтому важное значение имеет правильное определение процессуального порядка задержания.   1. Задержание осуществляет орган дознания, дознаватель, следователь, прокурор, начальник СО по делам своих следователей. Кроме того, орган дознания проводит задержание подозреваемого по поручению следователя и прокурора (ст. 37, 38 УПК РФ).   2.

 

Закон не требует согласия прокурора или судебной санкции.

 

Следователь и начальник СО действуют самостоятельно, а сотрудник органа дознания – с согласия начальника органа дознания, который утверждает такое решение подчиненного.

 

Не требуется при задержании участия понятых или иных участников процесса.

 

Однако, если задержание сопровождается личным обыском, понятые должны быть обязательно приглашены.   3. Ст. 92 УПК предписывает о всяком случае задержания составлять только один документ – протокол задержания подозреваемого (Прил. к УПК № 12).   Между тем, в последнее время в научной литературе распространено мнение о том, что задержание подозреваемого обязательно должно оформляться мотивированным постановлением.

 

Задержание – это, прежде всего, процессуальное решение дознавателя, следователя о кратковременном лишении свободы подозреваемого. А любое решение дознавателя, следователя, прокурора, принятое при производстве предварительного следствия и дознания, носит характер постановления, за исключением обвинительного заключения (п. 33 ст. 5). Составление мотивированного постановления более надежно гарантировало бы законность и обоснованность ограничения свободы подозреваемого.   4.

 

Качественно новым в регламентации задержания является то, что УПК РФ начальный момент задержания подозреваемого связывает с фактическим задержанием. Как видно из определения задержания подозреваемого, закрепленного в п. 11 ст.

 

5 УПК РФ, данная мера процессуального принуждения применяется на срок не более 48 часов с момента фактического задержания. Здесь же, в ст. 5 разъясняется, что момент фактического задержания – это момент фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления.   5. УПК РФ пытается сократить до минимума отрезок между фактическим и юридическим задержанием.

 

Согласно ст. 92 УПК орган дознания или следователь в срок не более трех часов после доставления заподозренного лица обязаны составить протокол задержания, с которого начинает исчисляться срок уголовно-процессуального задержания в 48 часов.   6.

 

О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязаны сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого   7.

 

Лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, подвергаются личному обыску, а при необходимости – дактилоскопированию и фотографированию. Поскольку одновременно с задержанием производится личный обыск, то об этом составляется единый протокол задержания и личного обыска. О задержании уведомляется семья задержанного, если это не помешает установлению истины по делу. При задержании несовершеннолетнего обязательно уведомляются родители и законные представители.

 

8. Задержанный содержится в ИВС, а в случаях, предусмотренных ФЗ ”О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”, местами содержания под стражей подозреваемых могут являться учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы (ст. 7).  Освобождение от задержания   Ст. 94 УПК РФ предусматривает три основания освобождения:   1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;   2) отсутствуют основания применения к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу;   3) если задержание было произведено с нарушением закона;   4) истек установленный законом срок задержания, а заключение под стражу не было избрано либо суд отложил окончательное принятие решения в порядке ст. 108 УПК РФ.   По первому основанию лицо освобождается, если до истечения предусмотренного законом срока задержания установлено, что оно не причастно к совершению преступления. Это же основание применяется, когда в результате расследования выясняется, что отсутствует событие преступления, по подозрению в совершении которого задержано лицо, или деяние, совершенное задержанным, не содержит состава преступления.

 

В этих случаях подозрение следует считать не подтвердившимся.   Признать подозрение не подтвердившимся может только должностное лицо или орган, в производстве которого находится уголовное дело, или прокурор, если он производит расследование в полном объеме. Таким правом не пользуется начальник места содержания задержанных, поскольку вопрос о доказанности подозрения он не решает. Думается, что судья также не правомочен освобождать подозреваемого от задержания по первому основанию в силу того, что в его компетенцию входит проверка законности и обоснованности задержания и рассмотрение вопроса о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу.

 

Об освобождении подозреваемого от задержания в связи с неподтвердившимся подозрением выносится мотивированное постановление.

 

Оно, как и любое другое, состоит из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной. В постановлении указываются: время, место вынесения, должность, звание, фамилия следователя или лица, производящего дознание. Описательная часть содержит данные об основаниях применения задержания и освобождения подозреваемого от задержания, а также времени освобождения (дата, часы, минуты). Постановление предъявляется подозреваемому под роспись.   Второе основание освобождения лица применяется, когда подозрение подтвердилось, однако отсутствуют обстоятельства, вызывающие необходимость содержания задержанного под стражей. Это возможно, когда нет необходимости в применении именно ареста либо может сложиться ситуация, когда вообще исчезают основания для применения любой меры пресечения. Задержанный освобождается и при переквалификации деяния. Применение меры пресечения исключается, поскольку после переквалификации санкция статьи Уголовного кодекса РФ предусматривает наказание за совершенное преступление лишением свободы на срок до двух лет. Задержанный освобождается в тот момент, когда установлено, что нет оснований для последующего применения заключения под стражу. По этому же основанию лицо освобождается и в случае отказа судьи выдать санкцию на арест подозреваемого, поскольку судья считает, что нет необходимости в столь жестком ограничении свободы, а надлежащее поведение лица можно обеспечить другими способами.   Таким образом, при отсутствии оснований применить к задержанному меру пресечения в виде заключения под стражу освободить лицо от задержания правомочны прокурор, следователь, дознаватель, если в их производстве находится уголовное дело, а также судья при рассмотрении ходатайства о выдаче санкции на арест. В случае освобождения от задержания по второму основанию перечисленные должностные лица выносят мотивированное постановление.   По третьему основанию задержанный подлежит освобождению, если установлено, что задержание было произведено с нарушением закона.

 

Требования законности и обоснованности в уголовном судопроизводстве предъявляются к любому процессуальному решению, в том числе и к задержанию лица, подозреваемого в совершении преступления.

 

Законность задержания означает точное соблюдение и исполнение установленных норм права всеми органами и лицами, принимающими то или иное участие в применении этой меры принуждения. Обоснованность задержания заключается в том, чтобы данная мера принуждения принималась только по основаниям, наличием которых законодатель обуславливает право и обязанность органов уголовного преследования на ее производство. Таким образом, необоснованным надо считать задержание, осуществленное при отсутствии или недоказанности обстоятельств, являющихся основаниями уголовно-процессуального задержания, либо обстоятельств, предопределяющих применение мер процессуального принуждения (основания и мотивы), а также при несоблюдении порядка этого процессуального действия.   Четвертое основание освобождения от задержания рассчитано на случаи, когда истек 48 часовой срок задержания подозреваемого, а документа, подтверждающего избрание в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, в место содержания задержанных не поступило. В связи с истечением установленного законом срока задержания освобождать подозреваемых имеют право лишь работники ИВС, точнее, начальник ИСВ, а в его отсутствие – дежурный. Указанные должностные лица выносят постановление об освобождении, которое признается законным основанием для освобождения подозреваемого из места содержания задержанных.                                       ЛИТЕРАТУРА   1. Айвазова О.В. Концепция института производства неотложных следственных действий в контексте российского уголовно-процессуального закона: Автореф. дис. …

 

канд. юрид. наук. Волгоград, 2002.   2.

 

Еникеев З.Д. Меры процессуального принуждения в системе средств обеспечения обвинения и защиты по уголовным делам. Уфа, 1978.   3.

 

Жогин Н.В., Фаткуллин Ф.Н.

 

Предварительное следствие в советском уголовном процессе. М., 1965.

 

4. Кальницкий В.В.

 

Следственные действия.

 

Омск, 2001.   5. Коврига З.Ф. Уголовно-процессуальное принуждение. Воронеж, 1975.   6.

 

Конституция Российской Федерации. М., 1993.   7. Матвиенко А.Е. Комментарии к ст.

 

119 // Коммент. к Уголовно-процессуальному кодексу Белорусской ССР. Минск, 1973.   8. Павлухин Л.В. К вопросу о подозреваемом в советском уголовном процессе // Развитие прав граждан СССР и усиление их охраны на современном этапе коммунистического строительства. Саратов, 1962.

 

9. Рагинский М.Ю.

 

Комментарии. к ст.

 

122 УПК РСФСР // Коммент. к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР. М., 1976.   10. Савицкий В.М. Надо ли реформировать стадию возбуждения уголовного дела?

 

// Современное государство и право.

 

1974. № 8.   11. Томин В.Т.

 

Острые углы уголовного судопроизводства. М., 1991.   12.

 

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Екатеринбург, 2002.

 

13. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 1999.   14.

 

Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации: Утвержден приказом министра внутренних дел Российской Федерации от 18 янв. 1993 г.

 

№17. М., 1993.                                СОДЕРЖАНИЕ  ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………. 3 Понятие задержания лица, подозреваемого в совершении  преступления………………………………………………………….  4 Условия, основания и мотивы уголовно-процессуального  задержания……………………………………………………………  6 Процессуальный порядок задержания лица, подозреваемого  в совершении преступления…………………………………………  14 Освобождение от задержания……………………………………… 15 ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….

 

18                                                    Ирина Алексеевна Ретюнских     Задержание лица,   подозреваемого в совершении преступления    Лекция             Корректор И.Б. Бебих   Технический редактор Т.А.

 

Шикова   Компьютерная верстка Ю.А. Ершовой           Лицензия № 021307 от 22 сентября 1998 г.

Прокрутить вверх