Руководство к калифорнийскому психологичeскому опроснику (сри) пeрeвод и м дашкова н л курганского чeлябинск 2002 58 с 2

N М SD  1. Студенты, исказившие свой ответ 354 11,81 6,95  2. Пациенты психиатиричесокй клиники 915 34,85 5,94  3. Студенты колледжа 2800 37,46 4,51   Каждая из 3-х выборок отличалась от двух других на высоко значимом уровне (р < 0,01). Средняя оценка по Wb в 37,46 — типична для выборок взрослых психически нормальных людей. Более низкая средняя оценка, выявленная среди пациентов, поэтому подтверждает валидность шкалы. Явно более низкая оценка, выявленная в экспериментальной выборке, которую попросили изобразить наличие психических отклоненний, указывает на пригодность шкалы Wb для идентификации случаев диссимуляции и лицемерия.

 

Дополнительная информация о шкале Wb приведена нами в разделе «диссимуляция и обман».    VII.

 

Ответственность Re  а) В выборке из 40 аспирантов Калифорнийского Университета шкала Re прокоррелировала с персональным рейтингом «положительная характеристическая интеграция» (+0,38);  б) В выборке из 40 выпускников медицинской школы Калифорнийского Университета, шкала Re прокоррелировала с персональным рейтингом ответственность (+0,38);  в) В 5 выпускных классах средней школы, в которых проводился CPI, кураторов попросили выделить «наиболее» и «наименее» ответственных учащихся. В результате по шкале Re были получены следующие статистики:    г) В 15 учеников «самых хороших граждан» и «испытывающих серьезные проблемы с дисциплиной дополнительных средних школах кураторов попросили назвать среди «. По шкале Re в этих выборках были получены следующие статистики:    VIII. Социализация So  а) Одним из способов документаци валидности шкалы So является составление рангового списка всех выборок, в которых были получены оценки по шкале So. Полученный психометрический континиум можно рассмотреть, чтобы определить, образует ли он или нет континиум социологический. Выборки с более высокими оценками по So должны выявить тенденцию быть «социализированными», а те выборки, в которых оценки по So более низки, — тенденцию к «меньшей социализации». Приведенные ниже два списка должны, по-видимому, продемонстрировать такой континиум «социализация-асоциализация».

 

б) То же сопоставление, которое было проведено для выборок «наилучшие граждане» и «дисциплинарные проблемы» по шкале Re, было проведено и для шкалы So. Получены следующие статистики:    IX. Самоконтроль Sc  а) В выборке из 70 абитуриентов медицинской школы, изученной в Калифорнийском Университете, шкала Sc коррелирует отрицательно с личностным рейтингом «импульсивность» (-0,25);  б) В выборке 100 офицеров, изученных в Калифорнийском Университете, шкала Sc отрицательно прокоррелировала с личностным рейтингом «импульсивность» (-0,23) и положительно прокоррелировала с индивидуальной раскладкой Q-сортировка фразы «сверхконтроль его импульсов» (+0,21);  в) В выборке из 51 студентки коллежда выпускного курса колледжа шкала Sc прокоррелировала с Q-сортировкой испытуемыми фразы «терпеливый ^и контролирующий себя, сдержанный и замкнутый»  (+0,34);  г) В пяти средних школах, обследованных по CPI, кураторов классов попросили выделить «наиболее» и «наименее» импульсивных учащихся. Результаты выделенных субвыборок по шкале Sc приведены ниже:      X. Терпимость То  а) В выборке 100 офицеров шкала То отрицательно прокоррелировала с Калифорнийской шкалой F (фашизм: авторитарная личность)  (-0,46);  б) В выборке из 152 взрослых мужчин шкала То прокоррелировала с Чикагским Опросником Социальных Убеждений (измерение непредубежденности и гуманности) (+0,34);  в) Очевидно, из-за непрерывной природы распределения выборок — от «наилучших граждан» через различные профессиональные выборки, через «дисциплинарные проблемы» к заключенным, использование расчета метода бисериальной корреляции выглядит вполне обоснованно.  г) В выборке из 419 студентов колледжа шкала То прокоррелировала отрицательно с Калифорнийской F-шкалой (-0,48).  XI. Хорошее впечатление Gi  а) В выборке из 152 взрослых мужчин шкала Gi прокоррелировала со шкалой К (коррекции) MMPI (+60);  б) В выборке из 152 взрослых мужчин шкала Gi прокоррелировала (+0,32) со шкалой Im (зрелые интересы) методики Бланк Выраженных Профессиональных Интересов;  в) 179 старшеклассников попросили ответить на утверждения опросника так, чтобы произвести «наиболее благоприятное впечатление» о себе. Статистики по шкале Gi в этой группе и среди старшеклассников вообще приведены ниже:     Более высокие оценки среди диссимулирующих говорят о валидности этой шкалы и о возможности использовать ее для выявления фальсифицированных данных.  XII. Обычность Cm  а) В выборке из 100 офицеров шкала Cm положительно прокоррелировала с индивидуальной раскладкой 0-сортировки фразы «надежен и практичен, обладает здравым смыслом и рассудительностью» (+0,28) и отрицательно прокоррелировала с фразой «быть не в ладах с самим собой, иметь серьезные внутренние конфликты» (-0,32);  б) С помощью таблицы случайных чисел, для определения порядка ответов «верно», «неверно», было заполнено 30 бланков для ответов. Результаты этого эксперимента обсуждены в разделе «диссимуляция и обман». Они позволяют предположить, что значения, полученные по шкале Cm, являются индикаторами валидности теста.  XIII. Достижение через конформность Ас  а) В комбинированной выборке из 1235 девушек и 946 юношей (8 выпускных классах средней школы) были получены следующие коэффициенты корреляции (г) между шкалой Ас, средней оценкой успеваемости и результатами тестирования IQ.      б) В выборке из 100 офицеров, обследованных в Калифорнийском Университете, шкала Ас прокоррелировала с индивидуальной раскладкой Q-сортировки фразы «Эффектный, способный, могущий легко и эффектно мобилизовать свои ресурсы;  не уклоняющийся от работы, накладывающей ограничения» (+0,33).  XIV. Достижения через независимость Ai  а) В выборке из 100 офицеров, обследованных в Калифорнийском Университете, шкала Ai прокоррелировала при 0-сортировке с раскладкой фразы «Полагаюсь на себя; независим в суждениях; способен к самостоятельному мышлению» (+0,30);  б) У 220 студентов 1 курса Канзаского Сельскохозяйственного колледжа шкала Ai прокоррелировала (+0,44) с результатами сессии 1 семестра;  в) В выборке из 40 ученых-медиков Калифорнийского Университета шкала Ai прокоррелировала с факультетским рейтингом потенциальной успешности врача и хирурга (+0,3);  г) В 7 психологических классах (917 чел.) средняя корреляция между шкалой Ai и курсовой оценкой оказалась +0,38.

 

XV. Интеллектуальная эффективность 1е  а) В выборке из 100 офицеров шкала 1е прокоррелировала (+0,58) с оценками по тесту Термана для изучения интеллекта (Концептуального Мастерства);  б) В выборке из 70 аспирантов-психологов Калифорнийского Университета была обнаружена корреляция (+0,44) между оценками по шкале 1е и оценками по Миллеровскому Тесту Аналогий;  в) В выборке из 691 старшеклассника была обнаружена корреляция (+0,50) между шкалой 1е и оценками по интеллектуальному тесту Кульмана-Андерсона;  г) В выборке из 100 офицеров, изученных в Калифорнийском Университете, шкала 1е прокоррелировала (+0,41) с личностным рейтингом «интеллектуальная компетентность».  XVI. Психологическая направленность Ру  а) Одним из способов демонстрации валидности шкалы Ру является ранжирование выборок по их средним оценкам по этой шкале и анализ их иерархии относительно выраженности «психологической направленности» в каждой выборке. Это было проведено для 14 мужских и 7 женских выборок.  Мужские выборки N М SD 1. Аспиранты-психологи  2. Аспиранты системы воспитания  3.

 

Абитуриенты медицинских школ  4. . Тренеры службы консультации  5. Бизнесмены-администраторы  6. Руководители городских школ  7. Руководители банков  8. Офицеры  9. Помощники психиатров  10. Студенты колледжа  11. Квалифицированные рабочие  12. Служащие коррекционной службы  13. Старшеклассники  14. Заключенные в тюрьмах и правонарушители 90  182  100  44  116  200  25  343  111  2637  114  197  2077    334 16,80  14,21  13,53  13,23  12,34  12,26  12,08  11,87  11,70  11,11  11,04  11,03  9,27    8,93 2,74  2,78  2,92  2,07  2,90  2,54  2,46  2,52  2,60  3,08  2,69  2,47  2,64    2,59       Порядок расположения (очередность) приведенных выше групп, по-видимому, довольно хорошо соответствует континиуму «психологическая направленность».

 

F-критерий выраженности различий между началом списка и его концом, очевидно, высоко значим; более того, средняя оценка выборки аспирантов-психологов значимо выше (C.R.=7,38, p 0,01), чем средняя оценка следующей за ней по порядку группы.  Мужские выборки  1. Аспиранты-психологи  2.

 

Аспирантки системы воспитания  3. Студентки колледжа  4. Стюардессы авиалиний  5.

 

Санитарки  6. Старшеклассницы  7.

 

Заключенные тюрем и правонарушители N  38  320  3775  60  142  2422  361 М  16,50  14,12  11,08  10,77  10,30  8,76  8,52 SD  2,64  2,85  2,83  2,41  2,63  2,60  2,86   Приведенная иерархия значений вновь подтвержает рассматриваемую гипотезу и вновь демонстрирует статистически значимые различия (C.R.=5,27;  р < 0,01) между аспирантами-психологами и следующей за ними по порядку в списке выборкой;  б) В выборке из 70 абитуриентов Калифорнийской Медицинской Школы шкала Ру прокоррелировала (+0,44) с «Психологической шкалой» в методике «Бланк Выраженных Профессиональных интересов»;  в) В выборке из 152 взрослых мужчин была обнаружена корреляция между шкалой Ру и «Психологической шкалой» (пересмотр 1948 года) в методике «Бланк Выраженных Профессиональных интересов» (+0,40).  XVII. Гибкость Рх  а) В выборке из 40 аспирантов Калифорнийского Университета шкала Fx прокоррелировала (-0,48) с персональным рейтингом «ригидность»;  б) В выборке из 40 студентов-выпускников Медицинской школы Калифорнийского Университета шкала Fx прокоррелировала также отрицательно с личностным рейтингом «ригидность» (-0,36);  в) В выборке из 180 студентов колледжа, шкала Fx прокоррелировала отрицательно (-0,58) с Калифорнийской шкалой F (авторитарная личность).  XVIII. Женственность Fe  а) При сравнении различных выборок мужчин и женщин были получены следующие результаты по шкале Fe.

 

1.Старшеклассники 2.Студенты колледжа 3.Аспиранты-психологи   Женщины   Мужчины   Знач. N  4056    803    46 М  24,13    23,16    22,11 SD  3,51    3,27    2,47 N  3572    787    113 М  15,36    16,65    16,88 SD  3,55    3,73    2,94 бессер.

 

коэф-та г  0,78     0,65    0,64  б) В выборке из 152 взрослых мужчин шкала Fe прокоррелировала отрицательно со шкалой «маскулинизация» в методике «Бланк Выраженных Профессиональных интересов» (-0,41). В той же выборке шкала Fe прокоррелировала со шкалой Mf (женственность) опросника MMPI (+0,43);  в) В выборке из 45 студентов колледжа оценки по шкале Fe прокоррелировали с рейтингом «женственность» (+0,38). В выборке отрицательно с рейтингом «маскулинизация» (20,48).     При желании читатель может ознакомиться, также, с разделами Части III данного руководства, которые содержат ряд таблиц интеркорреляций шкал CPI с другими психологическими методиками.

 

3.

 

Пожелания к дальнейшим исследованиям.   Из материала, приведенного в предшествующих разделах этого пособия, с очевидностью вытекает, что выполнение научных требований к опроснику CPI во многом осталось пока нереализованным. Например, очень желательно было бы получить дополнительные данные о валидизации шкал опросника, необходимо обладать большей информацией о паттернах и взаимосвязях между шкалами. Все это увеличило бы прикладную значимость нашего опросника. Несмотря на большую работу, проведенную по кросс-культурологическому применению CPI, дальнейшее развитие исследований в этом направлении представило бы очень большую ценность.

 

Одним из направлений, выявивших свою полезность еще со времени первых попыток применения, является использование этого опросника для прогноза успешности обучения в высшей и средней школе. Прогноз успеваемости в средней школе, вероятность получения аттестата зрелости в сравнении с вероятностью отчисления из школы; прогноз вероятности поступления в колледж по сравнению с вероятностью отчисления из школы или колледжа; вероятность успешного обучения в колледже и выбора в нем узкой специализации. Для этих и других критериев успешности образования, были разработаны формулы прогноза. Они включили в себя от трех до шести шкал нашего опросника, были валидизированы и прошли проверку в достаточно разнообразных условиях для решения вопроса об их применении. Определенная работа была проведена для того, чтобы расширить область приложения этих прогностических формул на обучение в аспирантуре и по различным программам профессионального обучения (например, по медицине, стоматологии, дошкольному обучению). Однако, представляется необходимым проведение исследований по ревализации выработанных формул прогноза при использовании их в новых и в чем-то отличных условиях. Следует и всячески приветствовать работы по применению выработанной методологии к разработке дополнительных критериев успешности образования.   Другой областью, в которой с помощью CPI удалось получить полезные результаты, оказалась область асоциального или антисоциального поведения. Было обнаружено, что с помощью шкал CPI или их простой комбинации возможно осуществить достаточно надежный прогноз по таким вопросам, как проблема досрочно-условного освобождения, «сопротивляемости» соблазну совершить преступление среди детей, выросших в районах с повышенным уровнем преступности и наркомании, и даже по поводу таких обычных вещей, как проявление недобросовестности во время сдачи экзаменов.

 

Конечно, и в этой области очень полезны были бы дополнительные исследования. Так, например, ждет своего изучения с помощью CPI вопрос о склонности людей совершать преднамеренные нарушения существующих социальных норм.   Третьей областью, в которой полученные с помощью CPI данные оказались полезными, является область профессионального и художественного творчества. Показано, что в этом случае, по-видимому, оптимальной является такая конфигурация шкальных оценок, при которой ролевые способности высокоразвиты и мотивы достижения сфокусированы в большей степени на независимости и направленности на поиск, чем на направленности на доказательность, но при этом суперэго и характерологические ограничения обладают меньшей силой, чем это в среднем бывает. Значительный интерес представил бы лонгитюдинальный анализ, который позволил бы вычертить образ конфигурации этих диспозиций.   Все вышесказанное подводит нас к четвертой, наиболее напряженной категории плодотворной исследовательской деятельности: изучению и отображению личностных переменных, которые изменяются во времени и под влиянием специфических ситуаций, возникающих в жизни. В нескольких исследованиях было проведено тестирование студентов как при поступлении, так и при окончании колледжа или университета. Полученные в них результаты позволяют предположить, что шкалы CPI являются чувствительными к значимым личностным изменениям в период молодости. Эти и три других исследования по изучению вариативности шкал в более поздний период жизни создают для нас мучительную перспективу относительно того, что может обнаружиться со временем при проведении систематического ретестирования испытуемых, когда им будет уже 40, 50 и более лет.

 

Уже проведена определенная работа по экспериментальной верификации поведенческих и интеракциональных приложений отдельных шкал CPI или их комбинаций. Однако видится необходимым осуществить еще больший объем работы в этом направлении. Среди уже выполненных исследований заметно выделяются эксперименты, выполненные Megargee с коллегами по изучению шкалы Do (доминирование) и работа Domino по анализу интеракции шкал Ас (конформность) и Ai (самоактуализация), составляющих синдром достижения. Заслуживает внимания и исследование Kohfield и Weitzel по приложению шкалы Re (ответственность) к деятельности, наблюдаемой в контролируемых и неконтролируемых условиях. Во всех трех приведенных выше примерах авторы уделяют внимание интеракционной матрице типа «диспозиция в ситуации», матрице, на которую обращено внимание в современных теоретических работах о личности.

 

В этом разделе можно было бы представить и многие другие линии изучения. Если заинтересованный читатель только лишь внимательно прочитает название более чем 800 статей, представленных в полной библиографии*, то он обнаружит безбрежное море проблем, достойных изучения.

 

В реальности же любой источник, который затрагивает межличностное или социальное поведение, представляет научный интерес для CPI.

 

Приложения   Таблица 1. Характеристика основных шкал CPI           Высокие оценки Шкалы, их назначение Низкие оценки Класс I. Измерение манеры держаться, властности, самоуверенности, межличностной адекватности Агрессивный, самоуверенный, настойчивый и организованный способный легко и убедительно   говорить; независимый и уверенный с своих силах; инициативный и обладающий потенциальными   способностями к лидерству.    Честолюбивый, активный, волевой, проницательный, находчивый и разносторонний, обладающий влиянием и стремлящийся сделать карьеру; эффективный в общении; имеющий как личную сферу интересов, так и достаточную их широту.    Открытый, предприимчивый и изобразительный; конкурирующий и передовой, оригинальный и быстро соображающий —        Умный, полный энтузиазма, с богатым воображением, проворный, неформальный, спонтанный и разговорчивый, обладающий экспрессивной, кипучей натурой.      Иителлегентный, искренний, остроумный и эгоцентричный; способный легко и убедительно говорить; с присущей самоуверенностью и самонадеянностью.

 

Энергичный, предприимчивый, бдительный, честолюбивый и многогранный; выглядищий человеком активным и продуктивным; ценящий работу и усилия сами по себе. 1.Do (доминирование). Оценивае факторы:  способность к лидерству, доминирование,  настойчивость, социальная инициатива.      2. Cs (способность к статусу). Выступает в качестве индекса индивидуальной способности к статусу (но не чьего-либо реального или достигнутого статуса). Шкала пытается измерить личные качества и свойства человека, которые лежат в основе и ведут к достижению статуса.

 

3. Sy (общительность).

 

Направлена на выявление личностей с общительным, открытым, компанейским (соучаствующим) характером (темпераментом) —      4. Sp (социальный облик).

 

Для оценки таких факторов, как манера держаться, спонтанность и самоуверенность в личных и социальных взаимоотношениях    5. Sa (самопринятие), для оценки таких факторов, как чувство собственного достоинства, самопринятие и способность к самостоятельным мыслям и поступкам.    6- Wb (чувство благополучия).

 

Для идентификации лиц, склонных минимизировать свои неприятности и недовольства, относительно свободных от сомнений и разочарований. Застенчивый, подавленный, банальный, идифферентный, молчаливый и непритязательный в мыслях и действиях; избегающий ситуаций связанных с напряжением и принятием решений; утративший уверенность в себе.    Апатичный, стеснительный, скучный в своей традиционности, мягкий, простой и медлительный; проявляющий стереотипность мышления, ограниченность взглядов и интересов; неуклюжий и неловкий в новых или непривычных социальных ситуациях-    Неловкий, традиционный, тихий, послушный и непритязательный, обособленный и пассивный в своих установках, внушаемый и слишком подверженный влиянию чужих реакций и мнений.      Осторожный, умеренный, терпеливый, сдержнный и простой; нерешительный, колеблющийся при принятии решений; педантичный и неоригинальный в мыслях и суждениях.    Методичный, консервативный, зависимый, конвенциальный (традиционный), добродушный и тихий, склонный к самоунижению, чувству вины и самопорицанию, пассивный в поведениии и обладающий узким кругом интересов.     Нечестолюбивый, неторопливый, неуклюжий, осторожный, апатичный и конвенциальный; самозащитный и вечно извиняющийся; зажатый в мышлении и поступках.   Высокие оценки Шкалы, их назначение Низкие оценки Класс 11. Измерение социализации, зрелости, ответственности и внутренней структуры ценностей Последовательный, ответственный, основательный, прогрессивный, смелый; обладающий чувством собственного достоинства и независимостью; добросовестный и надежный, изобретательный и продуктивный; осторожный в вопросах этики и морали.  Серьезный, честный, трудолюбивый, скромный, обязательный, искренний и твердый; сознательный и ответственный; готовый к самоограничению и приспособлению.  Спокойный, терпеливый, практичный, медлительный, воздержанный, замкнутый, вдумчивый и осмотрительный; требовательный и скрупулезный как в своей работе, так и в своих ожиданиях по отношению к другим; честный и добросовестный.  Предприимчивый, неформальный, живой, терпимый, ясно мыслящий и находчивый; интеллектуально способный и разговорчивый; обладающий широкими и разнообразными интересами.  Проявляющий готовность к сотрудничеству, предприимчивый, открытый, общительный, сердечный и готовый оказать услугу; заботящийся о том, чтобы производить хорошее впечатление и выглядеть прилежным и упорным.  Зависимый, умеренный, тактичный, надежный, искренний, терпеливый, устойчивый и реалистичный; честный и сознательный; обладающий здравым смыслом и рассудительностью. 7. Re (ответственность) Для определения лиц с надежным, честным (совестливым), ответственным характером и темпераментом.      8. So (социализация).

 

Для определения уровня (степени) социальной зрелости, правильности и честности, достигнутых данным индивидуумом.    9. Sc (самоконтроль). Для оценки уровня и адекватности, и саморегуляции, и самоконтроля, свободы от импульсивности и эгоцентричности.    10.

 

То (терпимость). Для выявления лиц с терпимыми, мягкими и некатегоричными социальными убеждениями, отношениями и установками.

 

11.

 

Gi (хорошее впечатление) Для определения лиц, способных создавать о себе благоприятное впечатление и озабоченных тем, как к ним относятся другие люди.  12.

 

Cm (обычность).

 

Для определения той степени, в которой индивидуальные реакции и ответы испытуемого соответствуют модальным (общим) паттернам, установленным для данного опросника. Незрелый, унылый, ленивый, неуклюжий, непостоянный и скептичный; подверженный влиянию личных пристрастий, злобы и догматизма; с неконтролируемым и импульсивным поведением,  Готовый к постоянному отпору, требовательный к другим, самоуверенный, обидчивый, упрямый, своевольный, недисциплинированный и ненадежный; вероломный и лживый в делах с другими людьми; склонный к невыдержанности, демонстративное(tm) и хвастовству.  Импульсивный, резкий, возбудимый, раздражительный, эгоцентричный и расторможенный; агрессивный и напористый; придающий слишком большое значение собственному удовольствию и личной наживе.  Подозрительный, ограниченный, отчужденный, осторожный и скрытный; пассивный и слишком склонный судить других; недоверчивый и сомневающийся в личной и социальной перспективе.    Заторможенный, осторожный, осмотрительный, проницательный, отчужденный; холодный и дистантный в отношениях с другими; также эгоцентричный и малоинтересующийся потребностями и желаниями других людей.  Нетерпеливый, непостоянный, сложный, обладающий богатым воображением, неорганизованный, нервный, беспокойный и путанный; вероломный и лживый, невнимательный и забывчивый; имеющий внутренние конфликты и проблемы.

 

Высокие оценки Шкалы, их назначение Низкие оценки Класс III. Измерение потенциала достижения цели и интеллектуальной эффективности Способный, склонный к сотрудничеству, эффективный, организованный, ответственный, стабильный и искренний; упорный и трудолюбивый; ценящий интеллектуальную активность и интеллектуальные достижения.

 

Зрелый, волевой, выносливый, донимирующий, требовательный и предусмотрительный; независимый и уверенный в себе; обладающий высокими интеллектуальными способностями и рассудительностью.    Эффективный, ясно мыслящий, способный, интеллегентный, прогрессивный, планирующий, основательный и находчивый; бдительный и хорошо информированный; придающий большое значение познавательным и интеллектуальным вопросам. 13.

 

Ас (достижение через конформность). Для определения тех факторов мотивации и интереса, которые способствуют достижению цели в любой среде или окружении, где требуется проявить конформность.    14. Ai (достижение через независимость). Для определения тех факторов мотивации и интереса, которые способствуют достижению цели в любой среде или окружении, где требуется проявить автономию и независимость.    15. Ie (интеллектуальная эффективность). Для определения степени интеллектуальной эффективности, достигнутый индивидуумом. Грубый, упрямый, равнодушный, неуклюжий, ненадежный и самоуверенный; легко дезорганизуемый воздействием стресса и необходимостью подчиниться; : пессимистичный относительно своего ; профессионального будущего.    Подавленный, тревожный, осторожный, неудовлетворенный, тупой и подозрительный; податливый и покорный перед авторитетом; не обладающий способностью к самопониманию и к самоанализу.

(Visited 34 times, 1 visits today)
Do NOT follow this link or you will be banned from the site!
Scroll to Top
Scroll to Top