Упражнение 175. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите смысловые отношения при бессоюзном соединении предложений. Объясните расстановку знаков препинания.
1) Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния — и гроза разр…зилась.
Дождь полил ручьями. (Т.) 2) Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко бл…стало, короче становился день; лесов таинстве…ая сень с печальным шумом обн…жалась, л…жился на поля туман; гусей крикливых караван тянулся к югу. (П.) 3) Счастливы сосны и ели: вечно они зеленеют, гибели им н… принос…т метели, смертью морозы не ве…т. (Н.) 4) Н… спи, казак: во тьме ночной чеченец ходит за рекой.
(П.) 5) Чин следовал ему — он службу вдруг оставил. (Гр.) 6) Приметы осени во всём встречает взор: там тян…ся, блестя на солнце, паутина, там скирд видне…ся, а там через забор кистями красными повиснула рябина, там жниво колкое щетин…ся, а там уж озимь яркая блеснула изумрудом. (Греков.) 7) Хорошо сидеть и прислушива…ся к тишине: то ветер поду…т и трон…т верхушки берёз, то за стеной колокольные часы пробьют четверть… Сидеть бы неподвижно, слушать и думать, думать, думать. (Ч.) 8) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь. (Т.) 9) Мне стало совестно — я не мог докончить начатой речи. (Т.) 10) Вы раздвинете мокрый куст — вас так и обдаст накопивш…мся тёплым запахом ночи. (Т.) 11) Вы проход…те мимо дерева — оно н…
шелохнётся: оно нежится.
(Т.) 176.
Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. I. 1) Степь почти вся в сухом ж…лтом свете она каже…ся песчаной кое-где среди неё вспухли сады и от их тёмных пятен ж..лтый свет ещё горячей. Кусками сала или сахара разброса…ы белые хаты хуторов около них ч…рные тополя игрушечные люди чуть передвигаются передвигаются маленькие волы и всё та…т в струях знойного марева. (М. Г.) 2) Знойный день тишина жизнь застыла в светлом поко… небо ласково смотрит на землю голубым ясным оком солнце огне…ый зрачок его. (М. Г.) 3) Луны не было на небе она в ту пору поздно всходила. (П.) 4) Н…
нагнать тебе беше…ой тройки кони сыты и крепки и бойки.
(Н.) 5) Дорога адская ручьи снег грязь водомоины. (Т.) 6) Жилище господина Чертопханова являло вид весьма печальный брёвна почернели и высунулись вперёд “брюхом” труба обвалилась углы подопрели и покачнулись н…большие тускло-сизые окошечки н…выразимо кисло поглядывали из-под косматой нахлобуче…ой крыши.
(Т.) 7) Тут открылась картина довольно занимательная широкая сакля крыша которой опиралась на два закопчё…ые столба была полна народа. (Л.) 8) Пополз я по густой траве вдоль по оврагу смотрю лес кончился несколько казаков вые…ают из него на поляну и вот выскакивает прямо к ним мой Карагёз. (Л.) 9) Вот наконец мы взобрались на Гуд-гору остановились и оглянулись на ней висело серое облако и его холодное дыхание грозило бли…кой бурею. (Л.) 10) В добрую почву упало зерно пышным плодом отроди…ся оно. (Н.) 11) Лес руб…т щепки летят. (Поел.) 12) Раз солгал навек лгуном стал. (Посл.) 13) Хотел рисовать кисти выпадали из рук. Пробовал читать взоры его скользили над строками. (Л.) 14) Я всякому ты знаешь рад.
(Гр.) 15) Казаки слышно было сделали отличную атаку.
(Л. Т.) 16) И нынешней ещё весной с него [с моста] обрушились весь город это зна…т два журналиста да портной. (Кр.) II. 1) Мы растём и молоде…м время нас ведёт вперёд. (Л.-К.) 2) Если мальчик любит труд тыч…т в книжку пальчик про такого пишут тут он хороший мальчик.
(В. М.) 3) Май теч…т рекой нарядной по широкой мостовой льётся песней необъятной над красавицей Москвой. (Л.-К.) 4) Метелица поднялся на бугор. Слев… по-прежнему шла чёрная гряда сопок изогнувшаяся как хребет гигантского зверя.
(Фад.) 5) Мне сегодня за полночь н… спи…ся песня-дума зре…т в голове.
(Сурк.) 6) Мы в грозное завтра спокойно глядим и время за нас и победа за нами.
(Сурк.) 7) Гонители францу…кого языка и Кузнецкого моста взяли в обществах решительный верх и гости…ные наполнились патриотами кто высыпал из табакерки францу…кий табак и стал нюхать русский кто …жёг десяток францу…ких брош…рок кто отказался от лафита а принялся за кислые щи. (П.) 177. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. 1. Вы от…ехали версты четыре… Край неба але…т в берёзах просыпаются н…ловко перелётывают галки воробьи чирикают около тёмных скирд.
Светлеет воздух видней дорога яснеет небо белеют тучки зеленеют поля. В избах красным огнём г…рят лучины за воротами слышны заспа…ые голоса. А между тем з…ря разгорается вот уже золотые полосы протянулись по небу в оврагах клубя…ся пары жаворонки звонко поют предрассветный ветер подул и тихо всплыва…т багровое солнце. Свет так и хлын…т потоком сердце в вас встрепенё…ся как птица. Свежо весело любо!
Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня вон подальше другая с белой церковью вон берёзовый лесок на горе за ним болото куда вы ед…те…
Живее кони живее!
Крупной рысью вперёд! Версты три осталось н… больше. Солнце быстро поднимается небо чисто… Погода будет славная. Стадо потянулось из деревни к вам навстречу. Вы взобрались на гору… Какой вид! Река вьё…ся вёрст на десять тускло синея сквозь туман за ней водянисто-зелёные луга за лугами пологие холмы вдали чибисы с криком вью…ся над болотом сквозь влажный блеск разлитый в воздухе ясно выступает даль…
не то что летом. Как вольно дыш…т грудь как быстро движу…ся члены как крепн…т весь человек охваче…ый свежим дыханием весны!
(И. С. Т у р г е н е в.) II.
С юга двое суток дул тёплый ветер. Сош…л последний снег на полях. Отгремели пенистые вешние ручьи от…грали степные лога и речки. На з…ре третьего дня ветер утих и пали над степью густые туманы засеребрились влагой кусты прошлогоднего ковыля потонули в н…проглядной белёсой дымке курганы буераки станицы шпили колоколен устремлё…ые ввысь вершины пирамидальных тополей. Стала над широкой донской степью голубая весна. Тума…ым утром Аксинья впервые после выздоровления вышла на крыльцо и долго стояла оп…янё…ая бражной сладостью свежего весеннего воздуха… Повитая туманом даль затопле…ые талой водой яблони в саду мокрая огорожа и дорога за ней с глубоко промытыми прошлогодними колеями всё казалось ей н…виданно красивым всё цвело густыми и нежными красками будто осиянное солнцем. Проглянувший сквозь туман клоч…к чистого неба ослепил её холодной синевой запах прелой соломы и отта…вшего чернозёма был так знаком и приятен что Аксинья глубоко вздохнула и улыбнулась краешками губ н…замысловатая песенка жаворонка донёсшаяся откуда-то из туманной степи разбудила в ней неосозна..ую грусть. (М. Ш о л о х о в.) СЛОЖНОЕ СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ § 122.
Период. Среди сильно распространённых предложений, обычно сложных, при стилистическом анализе текста могут быть выделены п е р и о д ы.
В произношении каждый период делится паузой на две смысловые части: на первой части периода голос постепенно п о в ы ш а е т с я, а на второй (после паузы)—п о н и ж а е т с я. Первая часть периода называется п о в ы ш е н -и е м, а вторая — п о н и ж е н и е м. Например: Когда же с мирною семьёй И тлеют угли в пепелище; Черкес в отеческом жилище И, спрыгнув с верного коня, Сидит ненастною порой, В горах пустынных запоздалый, К нему войдет пришлец С приветом ласково встает усталый И гостю в чаше благовонной И робко сядет у огня,— Чихирь отрадный подаёт. Тогда хозяин благосклонный (А. С. П у ш к и н.) Пауза, разграничивающая повышение и понижение, отмечена т и р е.
П р и м е ч а н и е.
Греческое название “период” (periodos) значит “круг”, переносно — “закруглённая речь”. Со стороны содержания период представляет собой как бы маленькое сочинение, написанное на определённую тему.
Так, тема периода в нашем примере — гостеприимство черкесов. Она раскрыта довольно полно; показывается: 1) черкес у себя дома в ненастную пору, 2) приезд запоздалого путника, 3) угощение незнакомца чихирём. Если содержание периода сложно, повышение и понижение в свою очередь могут подразделяться на более мелкие части, которые отделяют друг от друга в произношении паузами. Каждая такая часть называется ч л е н о м п е р и о д а.
В нашем примере повышение состоит из двух членов, а понижение — из о д н о г о члена. Со стороны синтаксической период не представляет ничего нового: чаще всего это сильно развитое сложное предложение. Смысловые отношения между повышением и понижением те же самые, что между частями сложноподчинённого или сложносочинённого предложения или между обособленным членом и остальной частью предложения, как-то: временные причинные, условные и пр.
В нашем примере в повышении мы находим три придаточных времени, а в понижении — главную часть. Между повышением и понижением в периоде на месте паузы ставится тире. Если в этом месте в соответствии с построением предложения должна стоять запятая, она остаётся (перед тире). Члены периода внутри его частей, если они сильно распространены, могут отделяться друг от друга точкой с запятой. (Пример смотрите выше.) Упражнение 178. Прочитайте выразительно. Укажите: 1) границы повышения и понижения, 2) как выражена синтаксическая связь между частями периода, 3) какие смысловые отношения установлены между ними, 4) тему каждого периода.
1) Всё, чем для прихоти обильной торгует Лондон щепетильный и по балтическим волнам за лес и сало возит нам, всё, что в Париже вкус голодный, полезный промысел избрав, изобретает для забав, для роскоши, для неги модной, — всё украшало кабинет философа в осьмнадцать лет. (П.) 2) В те дни, когда в садах Лицея я безмятежно расцветал: читал охотно Апулея, а Цицерона не читал,— в те дни в таинственных долинах, весной, при кликах лебединых, близ вод, сиявших в тишине, являться муза стала мне. (П.) 3) Как плавающий в небе ястреб, давши много кругов сильными крылами, вдруг останавливается распластанный на одном месте и бьёт оттуда стрелой на раскричавшегося у самой дороги самца-перепела,— так Тарасов сын Остап налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею верёвку. (Г.) 179. Разберите периоды. Спишите, расставляя знаки препинания. 1) Когда Базаров после неоднократных обещаний вернуться никак не позже месяца вырвался наконец из удерживавших его объятий и сел в тарантас когда лошади тронулись и колокольчик зазвенел и колёса завертелись и вот уже глядеть вслед было незачем и Тимофеич весь сгорбленный и шатаясь на ходу поплёлся назад в свою каморку когда старички остались одни в своём тоже как будто внезапно съёжившемся и одряхлевшем доме Василий Иванович ещё за несколько мгновений молодцевато махавший платком на крыльце опустился на стул и уронил голову на грудь. (Т.) 2) Тот кому случалось как мне бродить по горам пустынным и долго-долго всматриваться в их причудливые образы и жадно глотать животворящий воздух разлитой в их ущельях тот конечно поймёт моё желание передать рассказать нарисовать эти волшебные картины. (Л.) 3) Как хозяин прядильной мастерской посадив работников по местам прохаживаясь по заведению замечая неподвижность или непривычный скрипящий слишком громкий звук веретена торопливо идёт сдерживает или пускает его в надлежащий ход так и Анна Павловна прохаживаясь по своей гостиной подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную приличную разговорную машину. (Л. Т.) § 123. Абзац. А б з а ц—это часть связного текста, которая состоит из нескольких предложений и харак-теризуется единством и относительной законченностью содержания. П р и м е р абзаца: Вскоре лисице удалось отомстить орлу.
Как-то раз люди в поле приносили в жертву богам козу. Орёл слетел к жертвеннику и унёс с него горящие внутренности.
Но только донёс их до гнезда, как подул сильный ветер.
И тонкие старые прутья вспыхнули ярким пламенем. Упали орлята на землю.
Лисица подбежала и съела их.
(Отрывок из сказки.) Единство содержания абзаца проявляется в м е ж ф р а з о в ы х с в я з я х.
В приведённом примере эти связи создаются такими средствами: 1) союзами но и, с которых начинаются 4-е и 5-е предложения; 2) тождеством упоминаемых объектов (животных): орёл—орлу, лисице—лисица; 3) заменой повторяющихся существительных местоимениями: внутренности — их, орлята — их; 4) опущением повторяющихся элементов: так, в 4-й фразе при сказуемом донёс нет подлежащего; 5) соотнесённостью видо-временных форм глаголов-сказуемых: во всех предложениях, кроме 2-го, сказуемые выражены глаголами совершенного вида в прошедшем времени. В приведённом отрывке из сказки налицо и содержательная законченность абзаца: содержание его можно выразить как “Месть лисицы орлу”. Между абзацами связь осуществляется обычно с помощью первой фразы.
Так, в нашем примере первое предложение содержит слова вскоре и отомстить, смысл которых должен быть ясен из предыдущего абзаца (вскоре п о с л е ч е г о?
отомстить з а ч т о?). В письменном и печатном тексте абзац выделяется отступом начальной строки от левого края текста. 180. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Устно объясните межфразовые связи в каждом абзаце. На маленьком озере оно называлось Лариным прудом всегда плав…ло много ряски. Сейчас вода в озере была очень чёрная прозрачная,— вся ряска к зиме опустилась на дно. У берегов, нар…сла стекля…ая полоска льда. Лёд был такой прозрачный что даже вблизи его было трудно заметить. Я увид…л в воде у берега стаю плотиц и бросил в них маленький камень. Камень упал на лёд зазвенел плотицы бл…снув чешуёй метнулись в глубину а на льду остался белый зернистый след от удара. Только поэтому мы и дог…дались что у берега уже образовался слой льда. Мы облам…вали руками отдельные льдинки. Они хрустели и оставляли на пальцах смеша…ый запах снега и брусники. Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птицы.
Небо над головой очень светлое белое а к горизонту оно густело и цвет его напом…нал свинец. Оттуда шли медле…ые снеговые тучи. В лесах стан…вилось всё сумрачнее всё тише и наконец пошёл густой снег. Он та…л в чёрной воде озера щ…котал лицо порошил серым дымом леса. Зима начала хозяйн…чать над землёй но мы знали что под рыхлым снегом если разгрести его руками ещё можно найти свежие лесные цветы знали что в печах всегда будет тр…щать огонь что с нами остались зимовать синицы и зима показалась нам такой же прекрасной как лето. (К.
Г. П а у с т о в с к и й.) СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ § 124. Понятие о прямой и косвенной речи.
Речь, сказанная кем-нибудь, может быть передана говорящими или в форме п р я м о й речи, или в форме к о с в е н н о й речи. П р я м о й речью называется речь, сказанная от имени того лица, которым она была когда-то произнесена или могла быть произнесена, с сохранением всех её особенностей. П р и м е р.— Аннушка!
Аннушка! Подь сюда, не бойся,— кликнул старик ласково. — Боюсь,— раздался тонкий голосок. (Т.) Слова старика и слова Аннушки автор передаёт так, как они могли быть ими сказаны; он излагает их не от своего, а от их имени в форме прямой речи. К о с в е н н о й речью в отличие от прямой называется такая речь, в которой говорящий передаёт чьи-либо слова от своего имени в форме придаточных предложений. Данная выше прямая речь может быть передана в форме косвенной речи: Старик ласково кликнул Аннушку и сказал, чтобы она без боязни подошла к нему. Аннушка тонким голосом ответила, что боится. § 125. Прямая речь и слова автора. Прямая речь сопровождается словами автора, в которых обычно указывается, кому эта речь принадлежит, как, при каких условиях она была сказана, кому адресована, вообще указывается всё то, что необходимо для более точного её понимания.
П р и м е р. “Кучер твой — справедливый человек,— задумчиво отвечал мне Касьян,— а тоже не без греха” (Т.) — выделены слова автора. § 126. Назначение прямой речи. В форме прямой речи автор может передавать: 1) чужие слова, 2) свои слова, ранее сказанные, 3) невысказанные мысли. П р и м е р ы. 1) “Эко солнышко! — промолвил Касьян вполголоса.— Эка благодать, господи! Эка теплота в лесу”. (Т.) 2) “Скажи, пожалуйста, Касьян,— начал я, не спуская глаз с его слегка раскрасневшегося лица.— чем ты промышляешь?” (Т.) 3) “Да где же это я?” — пронеслось в моей голове. (Т.) Так как прямая речь передаёт устную речь разных лиц с сохранением всех её особенностей, она по сравнению с косвенной речью обычно более живая, более эмоциональная. В ней нередко можно встретить обращения, восклицания, частицы, вводные слова, порядок слов, свойственный живой, заранее не подготовленной речи, неполные предложения, незаконченные и прерванные предложения.
В рассказе самого автора эти особенности речи встречаются значительно реже. Благодаря своей живости и выразительности прямая речь используется в художественных произведениях для характеристики персонажей. § 127. Несобственно-прямая речь. Особым приемом выражения мыслей действующих лиц является несобственно — прямая речь. Приём несобственно-прямой речи введён в русскую литературу А. С. Пушкиным и получил широчайшее развитие в художественной литературе. Несобственно-прямая речь состоит в том, что автор как бы перевоплощается в своего героя и говорит за него, передавая от себя мысли героя, его “внутреннюю речь”. В романе “Молодая гвардия” А. Фадеев использует несобственно-прямую речь, передавая взволнованное состояние и мысли Сергея Тюленина: Он схватил хлеб. быстро поцеловал руку матери и, несмотря на усталость, возбуждённо глядя во тьму своими острыми глазами, стал жадно жевать эту чудесную пшеничную горбушку.
Какая необыкновенная была эта девушка на грузовике! А уж характер/ А глаза какие!..
Но он ей не понравился, это факт. Если бы она знала, что он пережил за эти дни, что он испытал! Если бы можно было поделиться этим хотя бы с одним человеком на свете! Но как хорошо дома, как это славно очутиться в своей постели, в обжитой горенке, среди родных и жевать этот пахучий пшеничный хлеб домашней, материнской выпечки!.. Нет, он правильно поступил, ничего не сказав ей. Бог её знает, чья это девчонка и что она за такое. Возможно, он расскажет всё завтра Стёпке Сафонову и кстати узнает у него, что это за девчонка. Но Стёпка — болтун. Нет, он расскажет всё только Витьке Лукьянченко, если тот не уехал… Но зачем же ждать до завтра, когда всё, решительно всё можно рассказать сейчас же сестре Наде! § 128. Диалог. Прямая речь, представляющая собой разговор двух или нескольких лиц, называется д и а — л о г о м. Реплики диалога обычно связаны друг с другом по смыслу. Например: — Это какая улица? — Садовая.
— А на Лесную как пройти, не знаете?
— Идите прямо, а потом направо. § 129.
Знаки препинания при прямой речи. 1. Для выделения прямой речи употребляются к а в ы ч к и. П р и м е р. “Что, слепой?
— сказал женский голос,— буря сильна; Янко не будет”.
— “Янко не боится бури”,— отвечал тот.— “Туман густеет”,— возразил опять женский голос с выражением печали. (Л.) 2. После слов автора перед началом прямой речи ставится двоеточие. Первое слово прямой речи пишется с большой буквы. Пример. Казбич нетерпеливо прервал его: “Поди прочь, безумный мальчишка! Где тебе ездить на моём коне!” (Л.) П р и м е ч а н и е. В печати прямая речь, стоящая после слов автора, иногда начинается с абзаца. В этом случае перед прямой речью ставится тире.
Пример. Казбич нетерпеливо прервал его: — Поди прочь, безумный мальчишка! Где тебе ездить на моём коне!
(Л.) 3. После прямой речи перед словами автора ставится либо з а п я т а я, либо з н а к в о с к -л и ц а т е л ь н ы й, либо з н а к в о п р о с и т е л ь н ы й, либо м н о г о т о ч и е и после любого из этих знаков — т и р е.
Слова автора после прямой речи начинают писать с маленькой буквы. П р и м е р ы. 1) “Это лошадь отца моего”,— сказала Бэла.
(Л.) 2) “Трогайтесь!” — закричал он ямщикам. (Л.) 3) “Что ты здесь притаился?” — спросил Дубровский кузнеца. (П.) 4) “Ветру бы теперь дунуть…” — говорит Сергей. (М. Г.) 4. Когда слова автора находятся в середине прямой речи, то при выделении их возможны следующие случаи. Если на месте разрыва прямой речи не должно было бы быть никакого знака или должна была бы стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с о б е и х с т о р о н з а п я т ы м и и т и р е. Первое слово второй части прямой речи пише-тся с маленькой буквы.
П р и м е р ы. 1) “Я говорил вам, что нынче “Я говорил вам,— воскликнул будет погода” Максим Максимыч,— что нынче будет погода”.
(Л.) 2) “Недаром на нём эта коль- “Недаром на нём эта кольчу- чуга: уж, верно, он что-ни- га,— подумал я,— уж, верно, будь замышляет”, он что-нибудь замышляет”. (Л.) П р и м е ч а н и е. На месте разрыва прямой речи ни после первого отрезка, ни перед вторым отрезком кавычек не ставят. Если на месте разрыва прямой речи должна была бы стоять точка, то после прямой речи перед словами автора ставится з а п я т а я и т и р е, а после слов автора т о ч к а и т и р е. Первое слово второй части прямой речи в этом случае начинается с большой буквы. Пример. “Суда на пристани есть. Завт- “Суда на пристани есть,— по- ра отправлюсь в Геленд- думал я.— Завтра отправ- жик”. люсь в Геленджик”.
(Л.) Если на месте разрыва прямой речи должен был бы стоять знак в о п р о с и т е л ь н ы й или в о с к л и ц а т е л ь н ы й, то после прямой речи перед словами автора ставится э т о т з н а к и т и р е, а после слов автора т о ч к а и т и р е.
Первое слово второй части прямой речи начинается с большой буквы. П р и м е р ы.
1) “Ой, не воротиться ли? “Ой, не воротиться ли?—го- К чему упрямиться?” варил я.— К чему упрямиться?” (Л.) 2) “Славная у тебя лошадь! “Славная у тебя лошадь! — го- Если бы я был хозяин в до ворил Азамат.— Если бы я ме и имел табун в триста был хозяин в доме и имел кобыл, то отдал бы поло- табун в триста кобыл, то вину за твоего скакуна, отдал бы половину за тво- Казбич!” его скакуна, Казбич!” (Л.) П р и м е ч а н и е. Если на месте разрыва стояло многоточие, то оно остаётся перед тире. После слов автора ставится или запятая и тире, или точка и тире. После запятой и тире первое слово второй части прямой речи пишется с маленькой буквы, а после точки и тире — с большой.
П р и м е р ы.
1) — А где же… ваш това- — А где же…—спросил я,—- рищ? ваш товарищ?
2) — Да нет… Не переберёт- — Да нет…— в тоске сказала ся он через речку, женщина.— Не переберётся он через речку. 5. Если первая половина слов автора относится к первой части прямой речи, а вторая — ко второй, стоящей после разрыва, то перед словами автора знаки препинания ставятся согласно правилам, изложенным в п. 3, а после слов автора ставится д в о е т о ч и е и т и р е. Первое слово второй части прямой речи пишется с большой буквы.
Пример. “Идём, холодно,— сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь?” (М. Г.) 6. Отдельные подлинные слова другого лица, включённые в текст в качестве членов предложения, выделяются только кавычками. Пример. Мороз веселил нашего бойца. Он только находил. что мороз был “лёгонький”. (И.
Э р е н б у р г.) 7. При записи диалога в строку речь каждого собеседника заключается в кавычки и отделяется от речи другого лица посредством тире.
П р и м е р.— “Здорово, парнище!” — “Ступай себе мимо!” — “Уж больно ты. грозен, как я погляжу. Откуда дровишки?” — “Из лесу, вестимо. Отец, слышишь, рубит, а я отвожу”. (Н.) 8. Если же речь каждого собеседника начинается с абзаца, то перед ней ставится тире, а кавычки не ставятся: — Здорово, кум Фаддей! — Здорово, кум Егор! — Ну, каково, приятель, поживаешь? — Ох. кум, беды моей, что вижу, ты не знаешь!
(Кр.) Упражнение 181. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните расстановку знаков препинания при прямой речи. 1. “Зачем вы повяза..ы платком? — спросил я охотника Владимира.— Зубы болят?” “Нет-с,— возразил он,— это более пагубное следствие н…
осторожности”. 2. Босоногий, оборва…ый и вз…ерошенный Сучок казался с виду отставным дворовым, лет шестидесяти. “Есть у тебя лодка?” — спросил я. “Лодка есть,— отвечал он глухим и разбитым голосом,— да больно плоха”. 3. Раз как-то у Овсяникова дом заг…релся. Работник впопыхах вбежал к нему с криком: “Пожар! Пожар!” “Ну, чего же ты кричишь? — спокойно сказал Овсяников.— Подай мне шапку и костыль…” 4. Овсяников оглянулся, пр…двинулся ко мне поближе и продолжал вполголоса: “А слыхали про Василья Николаича Любозвонова?” — “Нет, не слыхал”. 5. Без хворостинки в руке, ночью Павлуша, нимало не колеблясь, поск..кал один на волка…
“Что за славный мальчик!” — думал я, глядя на него.
“А видали их, что ли, волков-то?” — спросил трусишка Костя.
“Их всегда здесь много,— отвечал Павел,— да они бе…покойны только зимой”. 6. “Ты разве одна здесь?” — спросил я девочку.
“Одна”,— произнесла она едва внятно.— “Ты лесникова дочь?” — “Лесникова”, — прошептала она. 7. Я ра…тянулся на сене и уже вздремнул было… да вспомнил о “неладном месте” — и встрепенулся. “А что, Филофей? До брода далеко?” — “До броду-то? Вёрст восемь будет”.
“Восемь вёрст,— подумалось мне.— Раньше часу не доед…м. Соснуть пока можно”.— “Ты, Филофей, дорогу хорошо зна…шь?” — спросил я опять.— “Да как её не знать-то, дорогу-то? Не впервой ед…м”. (И. С. Т у р г е н е в.) 182.
Спишите, расставляя знаки препинания. Прямая речь выделена разрядкой. Вот вызывают Войницына.
Войницын встаёт и твёрдым шагом приближается к столу. П р о ч т и т е б и л е т говорят ему. Войницын подносит обеими руками билет к самому своему носу медленно читает и медленно опускает руки. Н у — с и з в о л ь т е о т в е ч а т ь лениво произносит профессор закидывая туловище назад и скрещивая на груди руки. Воцаряется гробовое молчание. Ч т о ж е в ы В о й н и ц ы н м о л ч и т е. О д н а к о ж э т о с т р а н н о замечает другой экзаменатор.
Ч т о ж е в ы к а к н е м о й с т о и т е. Н у н е з н а е т е ч т о л и т а к т а к и с к а ж и т е.
П о з в о л ь т е д р у г о й б и л — е т в з я т ь глухо произносит несчастный.
Профессора переглядываются. Н у и з в о л ь т е махнув рукой отвечает главный экзаменатор. Войницын снова берёт билет снова идёт к окну снова возвращается к столу и снова молчит как убитый. Наконец его прогоняют и ставят нуль. Он возвращается на своё место так же неподвижно сидит до конца экзамена а уходя восклицает Н у б а н я э к а я з а д а ч а.
И ходит он целый тот день по Москве изредка хватаясь за голову и горько проклиная свою бесталанную участь. За книгу он разумеется не берётся и на другое утро та же повторяется история. (И. С. Т у р г е н е в.) § 130.
Замена прямой речи косвенной. Прямая речь ведётся от имени того лица, которым она была сказана, косвенная — от лица автора. Поэтому в косвенной речи в зависимости от изменения лица говорящего должны заменяться все личные и притяжательные местоимения, например: Прямая речь. Косвенная речь. Товарищ сказал: “Я подо- Товарищ сказал, что он подо жду”. ждет. Ты же говорил мне: “Я это Ты же говорил мне. что ты сделаю для тебя”, для меня это сделаешь. Лётчик заявил: “По моему Лётчик заявил, что, по его мнению, погода самая лет- мнению, погода самая лётная!” ная.
При переделке прямой речи в косвенную могут встретиться следующие случаи. 1. Прямая речь передается в косвенной придаточным изъяснительным предложением с союзом что, например: Он [Печорин] явился ко мне в полной форме и объявил, что ему ведено остаться у меня в крепости. (Л.) 2. Прямая речь передаётся в косвенной придаточным изъяснительным с союзом чтобы, например: Чичиков поблагодарил хозяйку, сказавши, что ему не нужно ничего, чтобы она не беспокоилась ни о чём. (Г.) Союз чтобы употребляется при замене таких предложений прямой речи, в которых сказуемое было выражено формой повелительного наклонения.
Прямая речь.
Косвенная речь.
— Приходи ко мне! — сказал Я сказал товарищу, чтобы он я товарищу. приходил ко мне.
3. Если прямая речь представляет собой вопросительное предложение, то в косвенной речи союзы что и чтобы не употребляются. Прямая речь заменяется таким придаточным изъяснительным предложением, в котором роль союзов выполняют местоимения, наречия и частицы, стоявшие в вопросе, например: Прямая речь. Косвенная речь. “Который час?” — спросил я.
Я спросил, который час. “Куда едете?” — задал я во- Я спросил моих спутников, прос моим спутникам, куда они едут. “Решишь ли ты эту зада- Я спросил товарища, решит чу?” — спросил я товарища, ли он эту задачу. Если вопрос был выражен без всяких частиц, только интонацией, то в косвенной речи появляется частица ли, играющая в ней роль союза. Прямая речь. Косвенная речь. “Ты зайдешь ко мне?” — спро- Я спросил товарища, зайдет сил я товарища, ли он ко мне. Вопрос, переданный в косвенной речи, называется к о с в е н н ы м в о п р о с о м. 4. Если в прямой речи имеются междометия, обращения, частицы, то в косвенной речи все эти слова опускаются. Оттенки, выраженные ими, лишь приблизительно передаются в косвенной речи какими-нибудь другими подходящими словами — получается отдалённый пересказ прямой речи. Прямая речь. Косвенная речь.
— Здорово, кум Фаддей! Встретились два кума: Фад- — Здорово, кум Егор! дей и Егор. поздоровались. — Ну, каково, приятель, по- Егор спросил Фаддея, как, живаешь? он живёт.
Фаддей заохал и — Ох, кум. беды моей, что начал рассказывать о своей вижу, ты не знаешь! (Кр.) беде. § 131. Знаки препинания в косвенной речи. Кавычки при косвенной речи не употребляются. Если косвенная речь представляет собой придаточное предложение, она, как и всякое придаточное предложение, отделяется запятой. Но в предложениях с косвенным вопросом возможна двоякая пунктуация: когда косвенный вопрос заключает в себе вопросительный смысл, перед ним ставится двоеточие, а после него вопросительный знак, например: Всю ночь я думал: кто бы это был? Когда же косвенный вопрос рассматривается как простая передача содержания вопроса, перед ним ставят запятую, а в конце сложного предложения тот знак, который требуется смыслом’ всего сложного предложения, например: Всю ночь я думал, кто бы это был. Упражнение 183. 1. Замените, где возможно, прямую речь косвенной в примерах, помещённых в упражнении 182.
II.
Замените косвенной речью прямую речь в баснях Крылова: “Щука и Кот”, “Волк на псарне”, “Ворона и Лисица”, “Крестьянин и Работник”, присоединяя её к словам автора так, чтобы в косвенной речи в наибольшей степени сохранялся смысл прямой речи. § 132.
Знаки препинания при цитатах.
Разновидностью прямой речи являются ц и т а т ы, или д о с л о в н о п р и в е д ё н н ы е в ы д е р ж к и из высказываний и сочинений разных авторов. Цитаты выделяются кавычками. Если цитата включается в текст в качестве самостоятельного предложения, знаки препинания ставятся так же, как при прямой речи, например: Пушкин, оценивая своих предшественников, писал: “Некоторые оды Державина, несмотря на неправильность языка и неровность слога, исполнены порывами гения…” Если же цитата сливается со словами автора в одно предложение (сложное или простое) , ставятся те знаки препинания, которые требуются построением данного предложения, например: Пушкин, оценивая своих предшественников, писал, что “некоторые оды Державина, несмотря на неправильность языка и неровность слога, исполнены порывами гения”. РУССКАЯ ПУНКТУАЦИЯ § 133. Основы русской пунктуации. Пунктуация — совокупность правил о постановке знаков препинания. Знаки препинания — это письменные сигналы различных смысловых отношений между частями высказывания; в устной речи эти отношения выражаются с помощью интонации. Смысловые различия, передаваемые с помощью разных по структуре синтаксических конструкций, и лежат в основе большинства правил русской пунктуации.
Так, между частями сложносочинённого предложения, каждая из которых выражает относительно законченную мысль, ставится запятая; как правило, разделяются запятыми главные и придаточные части сложноподчинённого предложения; интонационно выделяемые обособленные члены предложения — определения, обстоятельства,— обычно несущие в предложении определённую смысловую нагрузку, также выделяются запятыми или тире и т. д. Очень велика роль знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.
Так, например, двоеточие ставится в бессоюзном сложном предложении, если второе предложение (или группа предложений) указывает причину того, о чём говорится в первом; тире ставится в бессоюзном сложном предложении, если первое предложение указывает условие того, о чём говорится во втором.
§ 134. Знаки препинания. В русской пунктуации употребляются следующие знаки препинания: т о ч к а, в о с к л и ц- а т е л ь н ы й з н а к, в о п р о с и т е л ь н ы й з н а к, з а п я т а я, т о ч к а с з а п я т о й, д в о е т о ч и е, м н о г о т о ч и е, т и р е, с к о б к и, к а в ы ч к и. Т о ч к а ставится: 1) В конце повествовательного предложения (§ 14). 2) В конце побудительного предложения, если сказуемое выражено повелительной формой глагола (при спокойном тоне речи) (§ 14). В о с к л и ц а т е л ь н ы й з н а к ставится: 1) В конце восклицательного предложения (§ 14). 2) В конце побудительного предложения, если оно произносится восклицательным тоном (§ 14). 3) После обращения (§ 67). 4) После междометия (§ 74). 5) Восклицательный знак сохраняется в прямой речи перед словами автора (§ 129). Вопросительный знак ставится: 1) В конце вопросительных предложений (§ 14). 2) Вопросительный знак сохраняется в прямой речи перед словами автора (§ 129). М н о г о т о ч и е ставится: 1) Чтобы показать незаконченность речи, а также перерывы в речи, вызванные разными причинами (§ 15). 2) В цитатах для указания на то, что цитата приводится не полностью (в этом случае многоточие может быть как в конце, так и в начале цитаты).
З а п я т а я ставится: 1) Для разделения однородных членов предложения: а) не соединённых союзами (§ 58, п. 1), в том числе между однородными определениями (§ 60); б) соединённых повторяющимися соединительными или разделительными союзами (§ 58, п. 3); в) соединённых противительными союзами (§ 58, п.
5); г) соединённых двойными сопоставительными союзами (§ 58, п. 6). 2) Для выделения обращений (§ 67). 3) Для выделения вводных слов (§71) и вводных предложений (§ 72). 4) Для выделения междометий (§ 74). 5) Для выделения обособленных второстепенных членов: а) обособленных деепричастий и деепричастных оборотов (§80); 6) обособленных определений (§ 77 и 78); в) обособленных приложений (§ 79); г) обособленных уточняющих членов предложения (§ 83); д) обособленных обстоятельств, выраженных существительными с предлогами (§ 81); е) обособленных дополнений (§ 82). 6) Для разделения сложносочинённых предложений с союзами (§ 92).
7) Для отделения придаточных частей предложения от главных или выделения их в середине главных (§ 99). 8) Для разделения однородных придаточных (§ 119).
9) Для разделения предложений, входящих в состав бессоюзного сложного предложения (§ 118). Т о ч к а с з а п я т о й ставится: Для разделения сильно распространённых или менее тесно связанных по смыслу предложений, входящих в состав сложного предложения, образованного: а) союзами (§ 119) или б) без союзов (§ 118). Д в о е т о ч и е ставится: 1) Перед однородными членами предложения после обобщающих слов (§ 63).
2) В бессоюзных сложных предложениях перед разъясняющими предложениями (§ 118). 3) При прямой речи (§ 129).
4) При цитатах (§ 132). Тире ставится: 1) Между подлежащим и сказуемым (§ 25). 2) В особых именных конструкциях типа поезд Москва — Петербург, матч Карпов — Соколов, ракеты “земля — воздух” и т. п.
3) После однородных членов предложения перед обобщающим словом (§ 63). 3) Для выделения вводных предложений (§ 72). 4) Для выделения приложений (§ 79). 5) Между частями сложного предложения при обозначении неожиданного резкого перехода к другой мысли или перед выражением следствия (§ 92). 6) В бессоюзном сложном предложении (§ 118). 7) Для выделения слов автора при прямой речи (§ 129).
8) В начале реплик, даваемых с абзаца (§ 129). 9) Между репликами в диалоге, даваемом без абзацев (§ 129). Скобки ставятся для выделения вводных предложений (§ 72), а также всякого рода пояснений и вставок от автора. К а в ы ч к и ставятся: 1) Для выделения прямой речи, когда она даётся без абзацев (§ 129). 2) Для выделения цитат ( § 132). 3) Для выделения названий книг, журналов, газет, общественных организаций и т. п.: повесть Пушкина “Капитанская дочка”, журнал “Новый мир”, газета “Правда”, общество “Спартак”, фирма “Весна” и под. (§ 45). 4) Для выделения необычных в литературной речи слов, или слов в не свойственном им значении, или слов, употреблённых с особой стилистической целью — с иронией, метафорически, иносказательно и т. п. Например: Я никогда не видывал более проницательных и умных глаз, как.
его крошечные, лукавые “гляделки”. (Т.) Тусклым серебром сверкнули баки группового нефтесборного пункта — “ёмкости”, как говорят на промыслах, или даже “емкостя” (А. Р е к е м ч у к.) ПОВТОРИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Упражнение 184.
Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания и заменяя, где надо, строчные буквы прописными. При затруднении справляйтесь в параграфах, указанных в скобках. 1) Тиха украинская ночь прозрачно небо звёзды блещ…т своей дремоты пр…возмочь н…
хочет воздух чуть трепещ…т сребристых тополей листы (П.) (§ 12) 2) Белеет парус одинокий в туман… моря голубом что ищ…т он в стране далёкой что кинул он в краю родном (Л.) (§ 12) 3) Какой славный холод (Г.) (§ 12) 4) Вода краса всей природы (А.) (§ 25) 5) В воздухе было тихо тепло бе…вучно (Л. Т.) 6) Воздух весь напоён свежей горечью полыни мёдом гречихи и кашки (Т.) 7) Кузнеч…ки сверчки скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую одното…ую музыку (Ч.) (§ 58) 8) От воды веяло холодом и суровостью (Ч.) 9) Это был н… лес, а ряд высоких лозин (Л. Т.) 10) Низкое солнце н… гре…т но блестит ярче летнего (Т.) 11) Косая туча птиц засл…нила и лес и небо и синеющую даль (Сераф.) 12) Не было видно н… камышей н… плотины н… берегов (Ч.) 13) Заунывная песня то зам…рала то опять проносилась в стоячем душном воздухе (Ч.) 14) Чуть дыш…т листва кипарисов и пальм и олив (Надсон) (§ 58) 15) У самых источников р…сли прекрасные деревья тополи дубы ели айва (Гонч.) 16) Трава кусты всё вдруг потемнело (Т.) (§ 63) 17) Живя умей всё пережить печаль и радость и тревогу (Тютч.) 18) Ax в самом деле ра…вело (Гр.) (§ 74) 19) Метель н…
только н… стихала но казалось ещё усилилась (Л.
Т.) 20) Лозины очевидно были посаж…ны по канаве гумна (Л. Т.) (§ 71) 21) Да весна в полном блеске (Т.) 22) Заря уже давно погасла и едва белел на небосклоне её последний след (Т.) (§ 92) 23) Вешки впереди трудно было ра…матривать потому что ветер был встречный (Л. Т.) 24) Мир осв…щался звёздами, которые всплошную усыпали всё небо (Ч.) 25) Когда человек утомлён и хочет спать то ему кажется что то же самое состояние пережива…т и природа (Ч.) 26) Светле…т воздух видней дорога ясне…т небо белеют тучки зеленеют поля (Т.) 27) Горные вершины спят во тьме ночной тихие долины полны свежей мглой н… пылит дорога н… дрожат листы (Л.) 28) Птиц не было слышно они не поют в часы зноя (Т.) 29) Взойдёт красно солнце прощай светел месяц (§ 118) 30) Река вьё…ся вёрст на десять тускло синея сквозь туман (Т.) 31) Волны несу…ся гремя и сверкая (Тютч.) 32) Летит коршун над самой землёй плавно взмахивая крыльями и вдруг останавливается в воздухе (Ч.) (§ 80) 33) Чуть дыш…т ветерок уснувший на листах (П.) 34) Сквозь тонкий пар ровно разлитый в воздухе черне…ся перед вами длинная полоса (Т.) 35) За синими морями забытый он угас один (Л.) (§ 77) 36) Голос Кости высокий тенор дрожал и зам…рал в тоске (М. Г.) (§ 83) 37) Пески с грядами разноцветной гальки т. е. кам…шков широко расст…дались перед нами (А.) (§ 83) 38) Далеко на том берегу в непроглядной мгле г…рело вра…ыпную несколько ярко-красных огней (Ч.) (§ 81) 39) Провожая меня бабушка советовала ты н… сердись на людей ты серди…ся всё строг и заносчив стал (М. Г.) 40) Всё надо знать всё надо понять сурово сквозь зубы говорил мне Ромась (М.
Г.) 41) Если б я был судьёй серьёзно сказал Антон Павлович я бы опр…вдал Дениса (М.
Г.) (§ 129). 185. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. I. На ранней з…ре когда ещё кричат петухи и по-чёрному дымя…ся избы расп…хнёшь бывало окно в прохладный сад наполне..ый лиловатым туманом скво…ь который ярко бл…стит кое-где утреннее солнце и н… утерп…шь велишь скорее заседлывать лошадь а сам побежишь умыва…ся на пруд. Мелкая листва почти вся обл…тела с пр…брежных лозин и сучья сквозят на бирюзовом небе. Вода под лозинами стала прозрачная лед…ная и как будто тяж…лая. Она мгнове..о прог…няет ночную лень и умывшись и позавтр…кав в людской с работниками г…рячими картошками и чёрным хлебом с крупной сырой солью с наслаждением чувствуешь под собой сколь..кую кожу седла проезжая по Выселкам на охоту. (И.
А. Б у н и н) II. Исторические события сопров…ждаются н… только всеобщим возбуждением под…ёмом или упадком человеческого духа но непреме…о из ряда выходящими страданиями и лишениями которых н… может отвратить человек. Для того кто сознаёт что происходящие события сост…вляют движение истории страдания н…
перест…ют существовать как н… перест…ёт ощуща…ся боль оттого что известно какой болезнью она пор…ждена. Но такой человек переносит страдания н… так как тот кто н… задумывае…ся об историчности событий а знает только что сегодня живё…ся легче или тяжелее лучше или хуже чем жилось вчера или будет жи…ся завтра. Для первого логика истории осмысливает страдания второму они кажу…ся созда…ыми единстве…о затем чтобы страдать как жизнь каже…ся данной лишь затем чтобы жить. (К.
А.
Ф е д и н) 186. Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. В декабре 1920 года памятным утром под…езжал Павел к зн…комым местам. Вышел на запорош…ный снегом перрон мельком взглянул на вывеску “Шепетовка 1-я” свернул сразу влев… в депо. Спросил Артёма но слесаря не было.
Зап…хнув плотнее шинель быстро пошёл через лес в городок. Мария Яковлевна оглянулась на стук в дверь пр…глашая войти. И когда в дверь просунулся засып…ный снегом человек узнала родное лицо сына схв…тилась руками за сердце не могла говорить от радост… неизм…римой. Пр…жалась всем своим худеньким телом к груди сына и осыпая бе…численными поцелуями его лицо плакала счас…ливыми слезами.
А Павел обн…мая её смотрел на измуч…иое тоской и ожиданием лицо матери с бороздками морщинок и н…чего н… говорил ожидая пока она успокои…ся. Счастье опять забл…стело в глазах измуч…ной женщины и мать все эти дни не могла наговори…ся насмотре…ся на сына увид…ть которого она уже и не чаяла.
Радость её была безгранична когда дня через три ночью в комн…тушку ввалился Артём с походной сумкой за плечами. (Н. О с т р о в с к и й.) 187. Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. Григорий поднял голову посмотрел на солнце.
Было ещё довольно рано. Тень от прошлогодн… татарника угрюмо карауливш… дорогу лежала в полшага было по всей вероятности и… больше двух часов поп…лудни. Словно оч…рованная в мёртвом молчани… лежала степь. Скупо грело солнце. Лёгкий ветер бе…звучно шевелил рыжую выг…ревш… траву.
Ни птичьего голоса ни посвиста сусликов не было слышно вокруг. В холодн… бледно-голуб… небе не парили коршуны и орлы. И только раз серая тень скользнула через дорогу и ещё не подн…мая головы Григорий услышал тяжёлый мах больших крыльев пепельно-сизый блистающ..й на солнце белым подбоем оперения пролетел дудак и сел возле дальнего кургана там где не освещён…
солнцем падина сл..валась с сумеречно лиловой далью. Только поздней осенью наблюдал бывало Григорий в степи такую грустную и глубокую тишину когда ему казалось что он слышит как шуршит по сухой траве подхваче…oe ветром перекати-поле далеко-далеко впереди пересекающ…
степь. Дороге казалось не будет конца. Она в..лась по изволоку спускалась в балку снова подн…малась на гребень бугра.
И всё такая же глазом не окин…шь прост…ралась вокруг глухая табунная степь.
Григорий залюбовался росш…м на склоне буерака кустом черноклена. Опалён… первыми заморозками листья его светились дымным багрянцем словно присыпанн…
пеплом угли затухающ… костра. (М. Ш о л о х о в.)