Социальная философия учeбник – под рeдакциeй и а гобозова

Социальная философия.

 

Учебник. – Под редакцией И.А. Гобозова.

 

– М.: Издатель Савин С.А., 2003. – 528 с.      OCR: Ихтик (г. Уфа)  ihtik.lib.ru, [email protected]        УДК 1 (091)  ББК 60.5  С 69            Допущено Отделением по философии, политологии и религиоведению Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности “философия”      ISBN 5-902121-04-3                  АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ    Гобозов Иван Аршакович – доктор философских наук, профессор, главный редактор журнала “Философия и общество”.

 

Предисловие, лекции II, V, IX, XII, XIV, XVI, XIX.  Грехнев Вадим Сергеевич – доктор философских наук, профессор.

 

Лекции I, XIII, XVII.  Муравьев Юрий Алексеевич – доктор философских наук, профессор.

 

Лекция XVIII.  Семенов Юрий Иванович – доктор исторических наук.

 

Профессор.

 

Лекции III, IV, VI, VII, VIII, X, XI.  Шевчук Иван Иванович – кандидат философских наук, доцент. Лекция XV.  Шевченко Владимир Николаевич – доктор философских наук, профессор. Лекция XX.      В лекциях освещаются фундаментальные положения социальной философии: предмет социальной философии, социальный детерминизм и периодизация исторического процесса, пути общественного развития, субъекты истории, глобализация и будущее человечества, феномен политики и гражданское общество и др. Анализ проблем носит творческий и оригинальный характер.  Курс лекций адресован в первую очередь студентам, аспирантам, преподавателям философии, а также всем тем, кто интересуется актуальными вопросами социальной философии.

 

СОДЕРЖАНИЕ    Предисловие (B.А. Гобозов)………………………………………………………………..3    Лекция I. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ФОРМА ЗНАНИЯ И ПОЗНАНИЯ (B.C. Грехнев)……………………………………………..6  § 1. Предмет социальной философии……………………………………………………………6  § 2. Социальная философия и теория познания человека и общества………..16  § 3. Принципы познания общественных явлений в истории социально-философской мысли…………………………………………..24  § 4. Социальная философия как методология познания общественных процессов…………………………………………………………………….39    Лекция II. ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО (И.А. Гобозов)……………………………….47  § 1. Место человечества в мироздании……………………………………………………….47  § 2. Современная эпоха и экологический кризис…………………………………………54    Лекция III. ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА (Ю.И.Семенов)……..61  § 1. Основные значения слова “общество”………………………………………………….61  § 2. Два основных вида социоисторических организмов…………………………….71    Лекция IV. СОЦИАЛЬНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ (И.А.Гобозов)………………………..80  § 1. Поиски движущих сил общественного развития………………………………….80  § 2. Общество как структурированное целое. Варианты и инварианты.

 

Детерминанты и доминанты……………………………………………………………….92    Лекция V. ПРОИЗВОДСТВО И ОБЩЕСТВО (Ю.И.Семенов)…………………97  § 1. Производство как основной признак человека……………………………………..97  § 2. Труд и производство……………………………………………………………………………..97  § 3. Общественное производство как единство собственно производства, распределения, обмена и потребления…….……………………………………………….98  § 4. Собственность и социально-экономические (производственные) отношения…………………………………………..…………………………………………101  § 5. Тип социально-экономических отношений, общественно-экономический уклад, способ производства, базис и надстройка, общественно-экономическая формация и параформация…………………………………………………………………106  § 6.

 

Социально-экономический строй общества, общественно-экономические уклады и подуклады, одноукладные и многоукладные общества……………108  § 7.

 

Структура общественно-экономического уклада…………………………………НО  § 8.

 

Производительные силы общества…………………………………………………….. 111    Лекция VI. ОСНОВНЫЕ И НЕОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ПРОИЗВОДСТВА (Ю.И.Семенов) 117  § 1.

 

Основные способы производства и последовательность их смены в истории человеческого общества …………………………………………………………117  § 2. Первобытно-коммунистический и первобытно-престижный способы производства……………………………….118  § 3. Серверный (рабовладельческий) способ производства……………………….132  § 4. Крестьянско-общинный и феодальный способы производства…………..134  § 5. Капиталистический (буржуазный) способ производства…………………….136  § 6. Частная собственность и общественные классы………………………………..138  § 7.

 

Древнеполитарный (азиатский) способ производства………………………..142    Лекция VII. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ (Ю.И.Семенов) …………………………………………………………………… 147  § 1. Два основных понимания всемирной истории: унитарно-стадиальное и плюрально-циклическое……………………………..147  § 2. Возникновение и развитие унитарно-стадиальных концепций всемирной истории…………………………………………………………..149  § 3. Возникновение и развитие плюрально-циклических концепций истории.

 

150  § 4. Современные западные унитарно-стадиальные концепции……………….151  § 5. Еще одно понимание истории: “антиисторицизм” (исторический агностицизм)…….151  § 6.

 

Линейно-стадиальная интерпретация унитарно-стадиального подхода к истории и ее несостоятельность………………………………………..153  § 7. Глобально-стадиальный вариант унитарно-стадиального понимания истории ……………………………160    Лекция VIII. ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ОБЩАЯ КАРТИНА ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ (Ю.И.Семенов)…………………………………161  § 1. Вводные замечания………………………………………………………………………….161  § 2.

 

Межсоциорное взаимодействие и его роль в развитии человеческого общества: понятийный аппарат………………………………….162  § 3. Главные стадии развития человечества и эпохи всемирной истории… 168    Лекция IX. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ (И.А.

 

Гобозов)………………………..182  § 1. Социальное пространство…………………………………………………………………..182  § 2. Социальное пространство современного мира……………………………………185  § 3. Социальное время……………………………………………………………………………….198  § 4. Время и историческая эпоха……………………………………………………………….205    Лекция X. СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПОЛАМИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (Ю.И.Семенов)………………….209  § 1.

 

Традиционные представления о браке в европейском общественном мнении и европейской науке………………………………………209  § 2. Социальная организация отношений между полами в доклассовом обществе…………………………………………………………………….210  § 3. Проблема группового брака………………………………………………………………..211  § 4. Промискуитет и половые производственные табу в эпоху становления человеческого общества (праобщества)……………213  § 5.

 

Возникновение дуально-родового брака……………………………………………..214  § 6.

 

Возникновение брака между индивидами. Протоэгалитарный брак и протоэгалитарная семья…………………………..216  § 7. Становление классового общества и неизбежность изменений в социальной организации отношений между полами……………………….220  § 8. Родья как ячейка частной собственности. Бессемейный вариант развития………221  § 9. Возникновение патриархического брака и патриархической семьи.. 222  § 10. Возникновение неоэгалитарного брака и неоэгалитарной семьи и иные изменения социальных отношений между полами. “Сексуальная революция”………………………………….230    Лекция XI. ЭТНОСЫ, НАЦИИ, РАСЫ (Ю.И.Семенов)……………………236  § 1. Этносы и этнические процессы……………………………………………………..236  § 2. Первобытность: генетико-культурные общности и демосоциорные конгломераты………………………………………………………..245  § 3.

 

Нация, этносы и социально-исторический организм………………………….248  § 4. Расы и расизм……………………………………………………………………………………..259    Лекция XII. СУБЪЕКТЫ ИСТОРИИ (И.А.

 

Гобозов)……………………………267  § 1.

 

Понятия “народ”, “нация”, “масса”, “толпа”………………………………………267  § 2. Социальные классы…………………………………………………………………………….272  § 3. Великие личности в истории………………………………………………………………277  § 4. Харизматический лидер. Культ личности…………………………………………..288    Лекция XIII. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ (B.C. Грехнев)…………………………………………………….302  § 1.

 

Человек как проблема…………………………………………………………………………302  § 2. Человек как личность………………………………………………………………………….318  § 3.

 

Свобода и ответственность личности…………………………………………………325    Лекция XIV. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС (И.А. Гобозов)……………………332  § 1.

 

Сущностные черты общественного прогресса……………………………………332  § 2. Проблема выбора путей общественного развития………………………………348  § 3.

 

Современные интерпретации общественного прогресса……………………356    Лекция XV. ПУТИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (И.И.

 

Шевчук)………365  § 1.

 

Эволюционный путь……………………………………………………………………………365  § 2.

 

Революционный путь………………………………………………………………………….367  § 3. Причины социальной революции……………………………………………………….371  § 4. Типы и формы социальных революций………………………………………………376    ЛЕКЦИЯ XVI. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (И.А. Гобозов)…………………………………………….382  § 1. Общая характеристика глобализации…………………………………………………382  § 2. Противоречивый характер глобализации……………………………………………384    Лекция XVII. ФЕНОМЕН ПОЛИТИКИ (B.C. Грехнев)………………………………396  § 1. Понятие политики………………………………………………………………………………396  § 2. Сущность политической власти………………………………………………………….399  § 3. Формы осуществления и организации политической власти……………..405  § 4. Субъекты власти…………………………………………………………………………………410  § 5. Государство и политическая организация общества…………………………417    Лекция XVIII. КУЛЬТУРА (Ю.А. Муравьев)……………………………………….429  § 1.

 

Слово – понятие – теория……………………………………………………………….429  § 2. Западная культурология: интенции и реальность……………………………….434  § 3. Советское теоретическое сознание: философия культуры – теория культуры – культурология………..441  § 4. Постсоветские культурологические блуждания. Камо грядеши?………..450  § 5. Сущность культуры…………………………………………………………………………….456  § 6. Строение культуры……………………………………………………………………………..462  § 7. Высшая ступень в структуре культуры……………………………………………….467  § 8. Динамика социального идеала……………………………………………………………472  § 9. Итоговые замечания……………………………………………………………………………481    Лекция XIX.

 

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО (И.А. Гобозов)……………………483 § 1. К истории вопроса………………………………………………………………………………483  § 2. Гражданское общество – продукт буржуазного способа производства……..488    Лекция XX. ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА (В.Н. Шевченко)……..500  § 1. Что такое дух, духовность?…………………………………………………………………500  § 2.

 

Категория духа в истории общественной мысли………………………………..503  § 3. Светское понимание духовности…………………………………………………………505  § 4.

 

Противоречия в развитии сферы духовного производства…………………508  § 5. Проблема духовного потребления и духовных потребностей…………….509  § 6. Образование и духовность………………………………………………………………….513  § 7. Особенности духовного кризиса на Западе…………………………………………515  § 8. Духовная ситуация в России……………………………………………………………….517                    Предисловие    Социальная философия – в нашей стране сравнительно молодая дисциплина.

 

Однако за последние несколько лет уже появились десятки монографических исследований, учебников и учебных пособий, посвященных социально-философской проблематике.

 

Вместе с тем следует подчеркнуть, что в большинстве работ нет четкого представления о социальной философии.

 

Вместо строго научного анализа идут спекулятивные и пустые рассуждения о частных проблемах социальной философии.

 

Не используется категориальный аппарат для построения тех или иных теоретических конструкций. Но без категорий, отражающих наиболее общие, повторяющиеся, устойчивые, внутренние и объективные связи социальной и природной действительности, нет науки. Именно с помощью категорий можно проникнуть в сущность тех или иных явлений объективной действительности. А разве можно анализировать социум без использования диалектики как учения о развитии, о единстве противоположностей? Утверждается, что диалектика уже устарела, поскольку социальный мир очень изменился и это будто бы требует других подходов и методов его исследования, что к тому же она якобы вносит путаницу в научное познание, поскольку многие ее сторонники от имени диалектики используют для подтверждения своих теоретических тезисов софистику и казуистику. При этом упускается, что “в своей подлинной определенности диалектика, наоборот, есть собственная истинная природа определений рассудка, вещей и конечного вообще” [1].

 

1 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Наука логики, М., 1974. Т. 1. С. 206.      Что же нам предлагается взамен категорий как инструментов познания и взамен диалектики? Ни к чему не обязывающий дискурс. Идут бесконечные разговоры по поводу тех или иных социально-философских проблем, но нет их решения. Само собой разумеется, что об истине и речи нет в такого рода дискурсах. Нет ни концепций, ни теорий. Авторы таких псевдофилософских трудов проповедуют модный сейчас на Западе постмодернизм, главными представителями которого являются Ж.Ф.

 

Лиотар, Ж.

 

Делёз, Ф.

 

Гватари, М. Серр, Р. Рорти и многие другие. Они все явления культуры превратили в “пост”, то есть в “после”: постфилософия, постнаука, постискусство, постлитература, постистория и т.д.

 

и т.п.    Постмодернисты категорически порвали с Просвещением, с классической философией, с верой в научное познание человеческого    3    общества, в возможности разума, в рационализм. Один из виднейших американских постмодернистов Р. Рорти прямо заявляет в своей книге “Философия и Зеркало Природы”: “Эта книга представляет собой обзор развития последних философских исследований, особенно в области аналитической философии, с точки зрения антикартезианской и антикантианской революции… Цель книги заключается в том, чтобы подорвать доверие читателя к “уму” как к чему-то такому, по поводу чего нужно иметь “философский” взгляд, к “познанию” как к чему-то такому, о чем должна быть “теория” и что имеет “основания”, а также к “философии” как она воспринималась со времен Канта” [2]. Рорти считает, что рационалистическая философия заменила интеллектуалам религию, то есть своего рода веру в философские высказывания и умозаключения.    Характерные черты постмодернизма: гиперкулътурализм: ревалоризация исторического (историцизм) и культурного (традиционализм) богатства и многообразия, в котором постсовременный человек живет и которое создает по своему усмотрению. Постмодернизм имеет эклектический и релятивистский характер.

 

Это смесь различных философских течений и мыслей. Он отказывается от иерархического характера различий: все мифы, все истории, все культуры, все формы жизни имеют собственную ценность, и поэтому нет иерархии ценностей. Постмодернисты критикуют всякую власть, поскольку она якобы всегда репрессивна. Постмодернизм заявляет о толерантности при сохранении скептичности.

 

Он обесценивает значимость важных вех истории западной цивилизации. Постмодернизм отвергает иудео-христианскую культуру, философию Гегеля, позитивизм, теорию общественного прогресса просветителей восемнадцатого века, социализм, марксистскую теорию, эволюционистские концепции, которые якобы претендовали на то, чтобы привести человечество к светлому будущему [3].    Постмодернисты предпочитают излагать свои мысли с помощью аналогии, а не строгих логических рассуждений. И порою не понятно, о чем идет речь, порою кажется, что это сплошной поток слов без логической оформленности. Вот пример из книги Ж. Делёза “Различие и повторение”: “Мысль, рождающаяся в мышлении, акт мышления, зарождающийся в генитальности не как врожденная данность и не как предполагаемое в припоминании – это мышления без образа” [4].

 

Нет, это не плохой перевод: так звучат постмодернистские изречения и на языке оригинала. И не случайно, что даже не все философы читают их труды.    2 Рорти Р. Философия и Зеркало Природы. Новосибирск, 1997. С. 5.

 

3 Hottois G. De la Renaissance a la Postmodernite.

 

Paris, Bruxelles. 1998.

 

P. 445-446.  4 Делез Ж. Различие и повторение. М., СПб.

 

1998, С. 208.    4    Постмодернистские словесные упражнения, игра в слова, переворачивание социальной действительности под видом ее новой интерпретации тянут философию не вперед, а назад, хотя сами постмодернисты считают, что идут дальше. Но, как известно, “можно двояким образом пойти дальше: можно пойти дальше вперед и дальше назад” [5].    5 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т. 1. С. 155.      В отличие от постмодернистов авторы данного курса лекций по социальной философии с глубоким уважением относятся к классическому философскому наследию, без изучения которого нельзя продвигаться по пути раскрытия закономерностей и глубинных механизмов современного общества. Опираясь на классическую философию, авторы, исходя из новых реалий нынешнего сложного и противоречивого мира, анализируют фундаментальные проблемы социальной философии. При этом следует заметить, что каждый автор творчески подходит к исследуемому социальному феномену, использует весь арсенал гносеологических инструментов.

 

В этой связи в той или иной лекции затрагиваются одни и те же проблемы, но освещаются по-разному, поскольку излагаются разными авторами. Скажем, вопросы гражданского общества, свободы или субъектов истории рассматриваются в нескольких лекциях, но каждый автор излагает при этом свою точку зрения. Думается, что такой подход вполне возможен, так как цель курса лекций состоит не в том, чтобы выучить наизусть те или иные дефиниции, а в том, чтобы научить студента мыслить, самому находить те или иные решения.    Философия – это любовь к мудрости, а мудрость, как говорил Сенека, есть нечто высокое, мужественное и благородное. Она требует серьезного, глубокого, беспристрастного анализа объективного мира.

 

Она требует, чтобы приращение знаний носило творческий и целенаправленный характер.

 

И нет сомнения в том, что в этом поможет предлагаемый курс лекций не только студентам, аспирантам и преподавателям, но и всем тем, кто интересуется актуальными проблемами философии вообще, социальной философии в частности.    5                    Лекция I  СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ФОРМА ЗНАНИЯ И ПОЗНАНИЯ    § 1.

 

Предмет социальной философии    Социальная философия – важнейшая область философского знания, нацеленного на осмысление состояний и процессов жизнедеятельности людей в обществе. Будучи составной и неотъемлемой частью философии, она, естественно, несет в себе все общие черты, присущие этому знанию, но одновременно имеет и ряд особенностей, отличающих ее объект и предмет исследования.

 

Социальная философия как философская дисциплина также изучает целое и всеобщее. Однако данная интенция в социальной философии осуществляется исключительно лишь в рамках изучения общества людей. При этом важно иметь в виду, что социальная философия не абстрагируется ни от изучения всеобщих закономерностей бытия, своеобразно проявляющихся в общественной жизни людей, ни от изучения ее специфических законов развития, отсутствующих, например, в других сферах бытия. Это значит, что социальная философия отличается от других разделов философии и различных областей обществознания тем, что она исследует всеобщие отношения социального бытия, рассматривая исторически однородную уникальность общественной жизни в качестве одной из подсистем мира, занимающей в нем специфическое место.    Социальная философия анализирует не только отношения и связи общества с иными сферами окружающей и охватывающей людей реальности, осмысливая общие проблемы бытия природы и человека, но изучает и специфические закономерности проявления общественной жизнедеятельности людей, которые характерны именно для нее как особой формы бытия мира в целом.

 

Это означает, что социальная философия представляет интегральный взгляд на мир бытия людей в целом, недоступный ни одной, кроме нее, форме знания об обществе.    Таким образом, объектом познания социальной философии является не весь мир, универсум в его целостности и беспредельности изменений природы, бытия и мышления вообще, но только общество, как способ и результат взаимодействия людей друг с другом и с окружающим миром. Объект социально-философского познания – это постоянно изменяющаяся действительность общественной жизни в единстве и разнообразии всех отношений людей, сложно пере    6    плетенных случайных и закономерных причинных факторов и следствий. Соответственно и предметом социальной философии является не знание всеобщего и целого о бытии мира, возможностях и способах его осмысления, а знание всеобщего о целостности общественного (коллективного, совместного) бытия, об условиях и факторах его развития.

 

Все это определяет и основную проблему социальной философии – вопрос о том, что есть общество, или, что то же самое, какова его природа (основания) и закономерности существования и развития.    Отвечая на эти вопросы, социальная философия вырабатывает свое когнитивное (рефлективное) отношение к всеобщему в жизни людей. Такое рефлективное отношение выражается способностью социальной философии отображать наличное бытие общества в его данности и в свете этого последовательно оформляться в понятийно-аналитическую систему знания его природы. Как способ рефлективного познания о природе всеобщих свойств и состояний общества, социальная философия, несомненно, выступает в этом своем качестве наукой о наиболее общих (всеобщих) закономерностях развития общественной жизни.    Являясь наукой, социальная философия разрабатывает свои категории (общие понятия), с помощью которых она исследует сущность и особенности бытия людей в обществе на всех этапах его развития: “общественное бытие”, “общественное сознание”, “общественные отношения”, “общественная деятельность”, “культура” и др. Эти философские категории представляют собой самые абстрактные формы логики отображения общественной практики.

 

В них осуществляется движение мысли к адекватному постижению социальной действительности, вырабатываются универсальные свойства разнообразных способов деятельности людей. Именно философские категории позволяют выявить и сформулировать принципы и законы, значимые для любой сферы общественной жизни, получить объективные и доказательные знания о деятельности человека. В отличие от понятий других общественных наук, фиксирующих лишь отдельные стороны и свойства социальной действительности, категории социальной философии представляют собой ступени познания общественных процессов в целом, вследствие чего их роль в познании жизни людей особенно значима.    Будучи рационально-теоретической системой знаний об обществе, социальная философия стремится к достижению объективной истины – достоверному, адекватному знанию о реальных условиях и возможностях его существования и развития. Однако в отличие от других общественных наук, социальная философия представляет функционирование и развитие отдельных социальных сфер и общества в целом в предельно абстрактной форме. В этом смысле соци-    7    альная философия стремится намеренно исключить всю историческую конкретику об обществе, поскольку научно значимым для нее является лишь такое знание об общественной действительности, которое имеет значение всеобщего и которое более или менее верно ее отражает, что находит многократное подтверждение в самой этой действительности.    Социальная философия – это постоянно развивающееся учение, ибо благодаря своим научным основаниям – всеобщим категориям, через которые осуществляется анализ общественных явлений и процессов – она сохраняет свой предмет.

 

Однако в отличие от всех других отраслей знания об обществе, в социальной философии нет раз и навсегда заданных решений, и в ней постоянно обсуждаются, казалось бы, одни и те же проблемы. Дело в том, что общие понятия, посредством которых социальной философией очерчивается определенное поле исследования, являются способом выявления некоторого, всегда присутствующего, в общественной жизни людей субъект-объектного отношения. Субъект-объектное отношение меняется исторически, во времени и в пространстве, и каждый раз приходится как бы заново решать постоянно возникающие вопросы: что реально, а что нереально, что объективно, а что субъективно и т.д.

 

Смысл всего этого не в том, что решается якобы нерешенный вопрос о первичности-вторичности бытия и сознания. Социальная философия, основываясь на анализе понятий, в каждой ситуации должна всякий раз как бы заново ставить и решать вопросы социального бытия людей, по-разному распределяя объективное и субъективное, реальное и нереальное в них. Естественно, что каждый раз это нужно устанавливать специально, учитывая все особенности конкретной ситуации.    Таким образом, социальная философия всегда некоторым образом возвращает мысль к общественному бытию – началу мысли о нем или мышлению как его началу. Тем самым социальная философия постоянно показывает возможности бесконечного развития самого бытия людей. Социальная философия в этом смысле предлагает взглянуть людям на свое мышление как бы со стороны. Это дает возможность рефлексировать саму мысль, отвечать за нее и свое бытие.

 

Конечно, мир есть, общество, люди тоже есть, однако, социальная философия задается вопросом: как они возможны, отсылая тем самым мысль к точке творения – самому реальному процессу жизнедеятельности людей и отношению к нему со стороны самих людей.    Анализируя общественное бытие – реальный процесс жизнедеятельности людей, социальная философия, естественно, не может не опираться в своих выводах на результаты конкретных исследований частных общественных наук.

 

Более того, социальная филосо-    8    фия заимствует методы частных наук, исследуя общественные процессы.

 

Однако, обобщая конкретный научный материал истории, психологии, социологии, культурологии, политологии и других отраслей обществознания, социальная философия стремится дать безупречную и связную общую картину целостного мира общественной жизни людей, выявить интегративные свойства различных общественных процессов. Ведь социальная философия – это особый уровень научного обобщения фактов и выводов, полученных различными отраслями обществознания. Вместе с тем, познавая общественную жизнь людей в ее целостности, социальная философия не может провести такое обобщение, основываясь лишь на данных самих этих наук, классифицируя и синтезируя только их аналитический материал.

 

Понятно, что если философия руководствуется в своих выводах лишь специальным научным материалом, например, социологическим и историческим, то она, естественно, оказывается в положении науки, которая подменяет своими теоретическими обобщениями данную отрасль знания (например, социологии или истории). В этом случае вполне закономерно, что необходимость в такой науке, повторяющей или подменяющей другие, сама собой отпадает.    Именно поэтому социальная философия, стремясь выразить системную целостность различных общественных процессов, проводит свое собственное (точнее сказать, относительно независимое) исследование общества, но лишь в его родовой исторически устойчивой инвариантной сущности. Однако философия не может провести такого исследования общества без достаточно развитой умозрительной идеи. Философия, чтобы открыть некоторую фундаментальную истину, касающуюся отношений людей друг к другу и отношений людей с универсумом, должна прежде выразить свою некую субъективную, мировоззренческую интерпретацию, как самого общественного процесса, так и целостного знания о нем. Такое концептуальное выражение оценивающего, экспертного взгляда (мировоззрения) философа на систему общественных процессов, такая идеальная конструкция данной системы в его голове, и составляет умозрительную идею.

 

Ведь умозрительные конструкции во многих случаях являются единственной возможностью связать разнородные процессы, внести какой-то порядок в хаос явлений, послужить начальному становлению знания. Все это означает, что философия, социальная философия в том числе, проводит свое исследование реальности, опираясь и на умозрительную идею, в которой обосновываются и делаются явными ценностные основания философских изысканий. Именно в этом и заключается основная особенность социальной философии как науки, не только отображающей, но и оценивающей общественные процессы жизнедеятельности людей.    9    Следовательно, гносеологическое содержание (рефлективное знание) социальной философии, как бы ни было велико его значение, далеко не исчерпывает ее содержания. Социальная философия осознанно или неосознанно, явно или неявно – всегда несет в себе ценностные составляющие. Философия, как говорил об этом еще И.Кант, призвана научить человека тому, “каким надо быть, чтобы быть человеком”. Такая задача, естественно, несколько выходит за границы познавательной деятельности, как бы возвышенны ни были ее движущие мотивы.

 

Познание не может быть самоцелью, оно должно быть подчинено основным, гуманистическим задачам. Соответственно этому и сама философия, как подчеркивал И.Кант, должна определяться как “наука об отношении всякого знания к существенным целям человеческого разума”.

 

Таким образом, социальная философия наряду с тем, что она выступает рефлективным познанием, нацеленным на получение объективно-истинного знания об обществе, то есть является наукой, одновременно выступает и специфической формой общественного сознания – ценностным знанием (отношением) людей к переживаемой и осмысливаемой ими конкретной действительности своей жизнедеятельности. В этом своем ценностном способе анализа действительности философская мысль стремится выстроить систему идеальных интенций (предпочтений и установок) для предписания должного развития общества. Используя различные социально значимые оценки: истинного и ложного, справедливого и несправедливого, добра и зла, прекрасного и безобразного, гуманного и негуманного, рационального и иррационального и т.п., философия пытается выдвинуть и обосновать определенные идеалы, ценностные установки, цели и задачи общественного развития, выстроить смыслы деятельности людей.

 

Понимание явлений как ценностей не может быть осуществлено без обращения к типичным для той или иной конкретной эпохи ценностным ориентациям людей. Именно поэтому философия вообще и социальная философия также, согласно, например, Гегелю, является “эпохой, схваченной в мысли”. Более того, Гегель считал, что каждый философ – сын своего времени, а это значит, по его мнению, что всякое философское учение ограничено рамками данной, эпохи, ибо философия тождественна со своей эпохой. К.Маркс, как известно, тоже рассматривал философию квинтэссенцией эпохи (т.е. сгустком, концентрацией мысли о переживаемой людьми действительности).

 

Отметим сразу, что все вопросы, которые решались философией на том или ином историческом этапе, содержали в явном или неявном виде и соответствующие оценки действительности, выражали ценностное отношение философов к ней. В этом смысле все фило-    10    софские учения были вполне тождественны той эпохе, в которой они выдвигались и формулировались. Так, уже в античной философии, прежде всего в учениях Платона и Аристотеля, решались вопросы тождества общего и частного в условиях общежития людей, оптимальных возможностей его гармонизации.

 

Именно античные философы на основе установок той эпохи вполне определенно заявляли о необходимости упорядочения общественной жизни, предлагали проект-прообраз идеального государства, подчеркивая, что гармония добродетелей составляет суть государства и отдельного человека.

 

Средневековая философия в русле идей христианского мировоззрения представляла общество подлинной реальностью, однако, не лишенной греховности своего земного существования. Назвав человека вершиной божественного творения, она подчеркивала, что его земная жизнь является лишь прелюдией будущей загробной жизни. Судьбой народов руководит Промысел Божий, а сама история движется к заданной цели – Царству Божьему. Однако и здесь роль человека не сводилась к тому, чтобы быть простым орудием Бога. Божья кара, как и благодать должны быть заслуженными. Именно поэтому, бичуя пороки людей, философия призывала к очищению от скверны, следованию идеальным принципам божественных заповедей.    Гуманизм Возрождения и рационализм философов Нового времени выдвигают на первый план естественные основания общественной истории в противоположность сверхъестественным. Как раз с этого времени утверждается значимость человеческого разума. Так, например, философы Нового времени в русле решаемых задач своей эпохи отказываются от аристотелевского тождества общего и частного в условиях человеческого общежития. С точки зрения большинства из них (Д. Локка, Т.

 

Гоббса и др.) все люди в первую очередь руководствуются своими собственными интересами и выгодами, а уж затем объединяются в общество, обращаются к общественным делам. Частная собственность осмысливается как неотъемлемый атрибут свободного развития человеческого общества.    В философии эпохи Просвещения, знаменующей собой идейную подготовку буржуазной революции, настоятельно звучит мотив господства разума и призыв сделать все возможное, чтобы он служил прогрессу человека и человечества.    В философии XIX века (при всех различиях школ и направлений философской мысли) идеи могущества человеческого разума, неустанного прогресса знания, науки, свободы определения людьми своей собственной судьбы, становятся руководящими мотивами преобразующей деятельности классов, наций, государств, ибо созвучны общественным настроениям широких масс людей.

Прокрутить вверх