г) умело организованная избирательная кампания кандидата или партии; д) стремление сохранить существующий порядок и не допустить радикальных перемен; е) депривация; ж) ситуативные факторы (настроения, выплаты заработной платы и т.п.). 35. Какие социальные группы российского общества демонстрируют высокую социальную активность? В каких социальных слоях присутствует наибольшее количество абсентеистов? 36. С помощью какой теории можно объяснить политическое поведение в современной России?
Примените основные положения выбранной вами концепции к анализу российского политического поведения. 37. Попытайтесь сформулировать систему личных интересов, которая могла бы побудить вас принять участие в избирательной кампании.
38.
Какую долю (примерно) в России составляет реформистски и оппозиционно настроенный электорат? О чем свидетельствует данное соотношение?
39.
Назовите политические партии и политических лидеров, которые пользуются наибольшей поддержкой избирателей в вашем регионе. Попытайтесь определить мотивы электоральных предпочтений вашего региона. Сравните свои результаты с результатами ваших товарищей по учебной группе. 40. Каким образом региональные различия влияют на электоральные предпочтения в России? а) регионы, успешно адаптировавшиеся к социальным изменениям, выражают свои предпочтения таким партиям, как -; б) регионы, наиболее тяжело переживающие социально-экономический кризис, преимущественно голосуют за -; в) аграрные регионы склонны оказывать поддержку -; г) индустриальные регионы демонстрируют в большинстве случаев политические симпатии к -.
41. Назовите регионы, традиционно голосующие за «левые» и за «реформистские» партии. 42. Попробуйте определить в своей группе политическую идентификацию большинства. Раскройте причины выявленных электоральных предпочтений. 43.
Какие черты характерны для российского электората?
а) электоральная активность возрастает с ростом доходов, образования и возраста; б) отсутствие у значительной части избирателей партийных идентификаций; в) электоральная активность убывает с ростом доходов, образования и возраста; г) наличие устойчивых партийных идентификаций избирателей; д) высокий удельный вес абсентеистов; е) мотивы, определяющие электоральные предпочтения, сформировались окончательно у большинства населения; ж) в силу значительной политизации общества удельный вес абсентеистов низок; з) структурирование групповых интересов еще не завершилось, но уже определяются их основные контуры; 44. и) групповые интересы четко структурированы и определяют поведение большинства избирателей. Объясните, почему в России не сложилась устойчивая партийная идентификация избирателей. Влияет ли данное обстоятельство на характер и результаты избирательных кампаний?
45. Почему крайне высокая и крайне низкая степень удовлетворения личных потребностей обусловливает абсентеистский тип поведения? 46. Прокомментируйте слова испанского политолога Л.
Санистебана о том, что «в политике не может быть невинного воздержания… Те, кто практикует абсентеизм, как правило, полагают, что они находятся вне политической жизни, «поверх» конфликтующих групп. Однако истина заключается в ином. Абсентеизм — это также политическая позиция…» Дискуссия. Концепции политического участия. Что удалось объяснить? В современной политической науке существует несколько концепций, претендующих на объяснение и понимание причин политического участия (и прежде всего электорального). 1. Значительную известность приобрела так называемая теория рационального выбора. Она строится на логическом допущении, что большинство индивидов стремится к рациональному поведению. При этом рациональность не тождественна логичности. Основоположник этой теории Э. Даунс определяет рациональность как движение человека «к достижению своих целей таким путем, который, на его взгляд, требует наименьших возможных затрат редких ресурсов на единицу получаемого результата». Часть исследователей трактует рациональность как принцип максимизации выгоды. Таким образом, политическое участие, с точки зрения сторонников данной теории, базируется на соотнесении издержек с получаемой от политического участия выгодой. В том случае, если выгода значительно больше издержек, индивид проявляет политическую активность. Согласно адептам данной концепции, политика предстает как результат взаимодействия различных единичных интересов и воль. Ее единицей становится отдельный человек со своими интересами и предпочтениями.
Критики этой теории акцентируют внимание на том, что она базируется на абстрактных допущениях стабильности, последовательности и окончательной определенности предпочтений, в то время как в действительности индивиды принимают решения часто в быстро меняющихся условиях и под влиянием ситуативных факторов. 2. В противоположность теории рационального выбора, «мичиганская модель» электорального участия в качестве первичной переменной политического поведения рассматривает партийную идентификацию избирателей. Именно она определяет отношение избирателя к серьезным политическим событиям и чувства, испытываемые к кандидатам. В свою очередь, партийная идентификация формируется через политическую социализацию, главным агентом которой является семья.
3.
Психологическая школа делает акцент на мотивах и установках индивида. Соответственно ученые ориентируются на изучение психологических черт личности, ее эмоциональных, когнитивных и поведенческих характеристик. Цель изучения — выявление взаимосвязей установок и поведения личности, а основные методы изучения — социологические опросы, работа с фокус-группами, психологические эксперименты. 4.
В рамках институционального подхода утверждается, что политическая активность зависит не от психологических характеристик личности, социального статуса, уровня образования, а от возможностей влияния избирателей на правительство, предоставляемое политическими институтами. Рассмотрите названные выше концепции. Каковы их достоинства и недостатки?
Какая из них может претендовать на объяснение широкого круга факторов, определяющих политическое участие? Выразите свое отношение к каждой из этих концепций. На основе, какой из них вы могли бы наиболее полно раскрыть причины политического участия? Сопоставьте свою точку зрения с мнением учащихся вашей группы.
Постарайтесь найти веские аргументы для обоснования своей позиции. ЛИТЕРАТУРА Гончаров Д.В.
Теория политического участия. М., 1997. Сергеева Е.Я. Российский электорат: проблема выбора и участия. М., 1996. Грин Д.П., Шапиро И. Объяснение политики с позиций теории рационального выбора: почему так мало удалось узнать?
// Полис.
1994. № 3. Фармер М. Рациональный выбор: теория и практика // Полис. 1994. № 3. Швери Р. Теория рационального выбора: универсальное средство или экономический империализм? // Вопросы экономики.
1997. № 7.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ Концепции политического участия. Абсентеизм как тип политического поведения. Политический терроризм: сущность, типы, причины возникновения и средства борьбы с ним. Основные факторы и причины политического протеста.
Сравнительный анализ политического участия в странах Запада и Востока. Теория рационального выбора: обоснование и критика. Политическое участие и проблема стабильности. Основные тенденции электорального участия в России. Политическая культура и политическое поведение. Особенности политического участия молодежи. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 13. Гончаров Д.В. Теория политического участия. М., 1997. Афанасьев М.Н. Поведение избирателей и электоральная политика в России//Полис. 1995.№ 3.
Колосов В.А., Туровский Р.Ф. Электоральная карта России: генезис, структура и эволюция // Полис. 1996.
№ 6.
Марченко Г.В. Россия между выборами (Социополитический анализ и прогноз состояния электората) // Полис. 1996. № 2. Назаров М.М.
Политический протест: опыт эмпирического анализа // Социс. 1995.№ 1. Фармер М.
Рациональный выбор: теория и практика // Полис. 1994. № 3. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Белов ГА. Политология. М., 1994.
Гл.
8, § 4; Гл. 9, § 2. Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997.
Лекция 13. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1996. Гл. 18. Сергеева Е.Я. Российский электорат: проблема выбора и участия. М., 1996. Воронина Е.Л. Интернет и выборы: виртуальные избиратели и реальные голоса // США: экономика, политика, идеология. 1996.
№ 12. Гончаров Д.В. Политическая мобилизация // Полис. 1995. № 6. Дембицкая О.Ю. Электоральная активность молодежи // Социс.
1996. № 12. Зубов А.Б. Парламентская демократия и политическая традиция Востока. М., 1990.
Гл. 1—6.
Левчик.
Д.А.
Политический хэппенинг//Социс. 1996.
№ 8 .
Назаров М.М. Политические ценности и политический протест. М., 1995.
Терещенко А.Г.
С. Липсет о социальных основах политического поведения // Социально-политический журнал.
1996. № 4. Терроризм: психологические корни и правовые оценки («круглый стол») // Государство и право. 1995. № 7. Человек, политика, культура: взгляд через призму политического участия.
М., 1994. Чугров С. Электоральное поведение российских регионов // Мировая экономика и международные отношения. 1996.
№ 6. Тема 14 СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ Цель семинарского занятия: раскрыть содержание политического сознания; рассмотреть структуру, функции и уровни политической идеологии; дать характеристику основных идеологий современности. Основные понятия: политическое сознание, политическая идеология, консерватизм, либерализм, социал-демократизм, коммунизм, фашизм, национализм, «русская идея», анархизм, идеократия, медиакратия, феминизм. План семинара 1.
Политическое сознание. 2. Политическая идеология: структура, функции, уровни.
3. Основные идеологии современности. Контрольные вопросы, задания, тесты 1. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу: а) идеология; б) консерватизм; в) политическое сознание; г) коммунизм; д) национализм; е) расизм; ж) эгалитаризм; з) социал-демократизм; и) анархизм; к) либерализм. 1) разновидность политической идеологии, отстаивающей исключительность и гегемонию этнической группы и опирающейся для ее достижения на террор и агрессию; 2) общественно-политическая теория, обосновывающая равенство, исходным пунктом которого является равенство имущества; 3) идеология, базирующаяся на принципах свободы, солидарности и справедливости; 4) политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь, морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, семье, собственности; 5) социально-политическое течение, провозглашающее своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан; 6) идеология, в основе которой лежит идея автономии личности и ее первичности по отношению к обществу и государству; 7) система философских, политических, правовых, экономических и других ценностей и знаний о мире и роли человека в нем; 8) разновидность политической идеологии, предполагающей устройство общества на основе принципов коллективизма, равенства, справедливости, удовлетворения всех потребностей индивида; 9) одна из категорий, обозначающая осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, общностями и др.); 10) разновидность политической идеологии, возводящая требования суверенитета конкретного этноса, его права на самоопределение в форму политических требований к власти. 2. Какое из утверждений, на ваш взгляд, ближе к истине? а) идеология есть «форма выражения мифологического сознания, сублимированный способ преодоления страхов и крушений иллюзий» (Г.
Лассуэлл); б) «идеология — это неузнаваемая ложь» (Б.А. Леви); в) идеология — это «остатки» неких «чувственных догм», абсолютных истин, общественных суждений, базирующихся на смеси фактов и чувств (В. Парето); г) идеология — это «добровольная мистификация» (К. Маннгейм); д) «идеологиями являются системы ценностей, выступающие в качестве политического мировоззрения, обладающего силой веры и большим ориентационным потенциалом» (Э.
Шилз). 3. Определите, представителями каких идеологий (либерализма, консерватизма, социал-демократизма) являются авторы приведенных ниже высказываний: а) «Человек по натуре не способен жить мирно, он одержим жаждой власти, греховен, алчен»; б) «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно»; в) «Через социальную справедливость к солидарному обществу»; г) «Способность человека к справедливости делает возможной демократию. Но его склонность к несправедливости делает ее необходимой»; д) «Я хотел бы сделать ремонт как можно ближе к стилю того здания, которое ремонтируется»; е) «Избыток демократии равнозначен дефициту управляемости»; ж) «Равенство — это не только юридическое, но и политическое понятие, которое надо внедрить и в социальную сферу»; з) «Верховный государственный орган можно сравнить не с головой, увенчивающей общество, а с шляпой, которую можно безболезненно сменить»; и) «Для постоянной стабильности человеческого общества безопаснее руководствоваться мудростью, унаследованной от прошлых поколений, чем взвешивать каждый «эфемерный» вопрос на основе личных мнений и личного разума: индивид глуп, а род мудр»; к) «В свободе заключается не только чисто правовое значение, но и принцип самовыражения личности, равно как и самовыражение коллектива»; л) «Только государство понимает, что есть общее благо, и только оно способно осуществить его»; м) «Солидарность есть взаимодействие всех людей ради достижения свободы и справедливости»; н) «Равенство — это один из необходимых элементов общества, в то время как свобода — это и средство, а в некотором смысле и цель в себе»; о) «Государство — это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность, ни внутреннюю солидарность». 4.
Сторонников какой идеологии называют «левыми»? а) консерватизма; б) радикализма; в) либерализма; г) социализма. 5. Что утверждает важнейшая идея либерализма?
а) существование универсального морального порядка; б) необходимость активного участия аристократии в государственном управлении; в) естественное неравенство людей в отношении физического и умственного развития; г) абсолютную ценность человеческой личности и изначальное («от рождения») равенство всех людей. 6. К.
Эпштейн выделяет среди последователей консерватизма… а) сторонников сложившегося в обществе порядка вещей; б) «реформаторов», выступающих за осторожные перемены в обществе; в) «реакционеров», требующих возврата к определенной политической ситуации прошлого. В рамках этой классификации укажите на формы проявления консерватизма в современной политической жизни России. Какие партии и движения соответствуют этой классификации? 7. Сторонники какой классической идеологии абсолютизировали принцип «государство — ночной сторож»? а) социализма; б) либерализма; в) радикализма; г) консерватизма.
8. Кто из мыслителей является признанным родоначальником либерализма? а) Ж. Ж. Руссо; в) Ш.
Монтескье; б) Дж.
Локк; г) Дж. Мэдисон. 9. Какая из стратегий наиболее характерна для политического консерватизма? а) устойчивое стремление к сохранению определенных политических институтов и отношений; б) ориентация на запросы граждан; в) стремление к нововведениям; г) ориентация на ограничение участия граждан в выработке политических решений.
10. Прокомментируйте п. 1 ст.
13 Конституции России: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие» и п. 2: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». 11. Какие идеи отстаивает классический либерализм?
а) ничем не ограниченной свободы предпринимательства; б) ограничения государством власти рамками защиты прав человека; в) ограничения свободы человека нормами морали, религии. 12.
Какие идеи отстаивает современный консерватизм?
а) большее внимание к религии, семье, традициям, моральным нормам; б) социальное равенство людей; в) ограничение государственного вмешательства в экономическую и социальную жизнь. 13. Сторонником какой политической концепции был М.А. Бакунин? а) либерализма; б) анархизма; в) национализма; г) консерватизма. 14. Какие ценности отстаивает либерализм (выберите из каждой пары)? а) свобода — равенство; б) порядок — законность; в) права человека — справедливость; г) социальное равенство — равенство всех перед законом; д) свободная конкуренция — государственное регулирование; е) индивидуализм — коллективизм.
15. Сравните структуру ценностей классического консерватизма и неоконсерватизма. 16. Чем отличается структура ценностей классического либерализма от структуры ценностей неолиберализма? 17.
Раскройте основные положения концепции «демократического социализма». 18. Охарактеризуйте основные вехи в эволюции социал-демократического политического сознания. Какое влияние оказала социал-демократия на социальные и политические процессы в современном мире? 19. Проследите эволюцию социалистической (коммунистической) идеологии в политическом сознании российского народа. Какие формы принимает эта идеология в современных условиях? 20. Сравните идеологию и политику христианско-демократического движения, консерватизма, либерализма и социализма (о христианской демократии см.: Клеменс К.
Христианская демократия: различные измерения современного движения // Политические партии и движения.
Христианско-демократическое движение в Европе.
М., 1994. С. 61—77).
21. Как замечает В. Эбенстайн, «если уподобить экономику корзине с яйцами, то коммунизм сжигает корзину и делает яичницу из всех яиц сразу, а демократический социализм сохраняет корзинку и жарит яйца понемножку, памятуя совет Аристотеля: «Об угощении лучше судить гостю, а не повару». Сопоставьте социально-политические воззрения коммунистов и социал-демократов. 22.
Какая идеология апеллирует к необходимости рыночной экономики, свободы личности и ограничению государственного регулирования? а) социализм; б) классический либерализм; в) фашизм; г) ни одна из названных. 23.
Какая идеология особенно настаивает на приоритете стабильности, традиций, лояльности к власти, веры в Бога и преданности Родине? а) социализм; б) классический либерализм; в) консерватизм; г) ни одна из названных. 24. В культурно-познавательном и философском отношении консерватизм — это сохранение и приумножение материальных и духовных ценностей человечества от гибели во времени. Россия, будучи органической частью мировой цивилизации, вместе с тем обладает конкретным и историческим опытом, особенностями социального и политического укладов. В чем заключается «особость» России, ее традиций, ценностей и менталитета?
Что из названного, на ваш взгляд, следует сохранить, а от чего отказаться в интересах поступательного развития общества? 25.
Испанский философ X. Ортега-и-Гассет, характеризуя одно из политических течений современности, писал, что это «…тот политический правовой принцип, согласно которому общественная власть, несмотря на свое всемогущество, сама себя ограничивает и старается даже в ущерб своим интересам предоставить в государстве, которым она управляет, место и тем, кто думает и чувствует иначе, чем она сама, т.е. иначе, чем большинство», что она «…проявляет небывалое великодушие: свои права, права большинства …добровольно делит с меньшинством», оно «провозглашает свое решение жить одной семьей с врагами, даже со слабыми врагами. Прямо невероятно, что человечество могло создать такой чудесный аппарат, такую парадоксальную, замысловатую неестественную систему». Как называется эта система, этот «чудесный аппарат», что это за идейно-политическое течение современности, о котором столь восхищенно отзывается философ?
26. Основоположник консерватизма Э. Бёрк в работе «Размышления о Французской революции» приводит систему ценностей консерватизма. Сформулируйте возможные противоположные позиции или «антиценности» консерватизма. Ценности консерватизма «Антиценности» консерватизма 1. Религиозные и духовные цели политической деятельности 2. Культ нравственности 3. Культ традиций, национальной культуры, патриотизма 4. Авторитет церкви, семьи, школы.
5. Приоритет интересов государства над интересами индивида 6.
Сильное иерархическое государство 7. Прагматизм, здравый смысл, скептицизм 8. Постепенность и осторожность процесса социальных перемен 9. Преемственность развития 10.
Историческое единство прошлого, настоящего, будущего 11. Свобода и ответственность 27. Известный испанский философ X. Ортега-и-Гассет утверждал, что «ни одна власть в мире никогда не покоилась ни на чем, кроме общественного мнения… У большинства людей мнения нет, мнение надо дать им, влить, как смазочное масло в машину». Согласны ли вы с этим утверждением? Какова роль в этом идеологии и пропаганды? 28. Представителю какого из идейно-политических течений в России могла бы принадлежать следующая цитата: «Мы спешим прибавить, что энергично отклоняем всякую попытку организации, которая была бы чужда самой полной свободе, как индивидов, так и ассоциаций, и требовала бы установления регламентирующей власти какого бы то ни было характера. Во имя свободы, которую мы признаем за единственную основу, единственный законный творческий принцип всякой организации, как экономической, так и политической, мы всегда будем протестовать против всего, что хоть сколько-нибудь похоже на государственный социализм и коммунизм»? Аргументируйте свой ответ. 29.
Американский институт анализа пропаганды, обобщая практику мировой журналистики, приводит следующие приемы, обладающие, по мнению специалистов, внушительной эффективностью: 1) «Наклейка ярлыков» («присвоение кличек») — наделение личности или идеи унизительной, оскорбительной или смешной кличкой, эпитетом, подрывающими их авторитет; 2) «Рекомендация» («свидетельство») — использование для усиления эффекта и внушения популярности кандидата или предвыборного блока имен сочувствующих им известных артистов, ученых, спортсменов и прочих знаменитостей; 3) «Перенос» — идентификация качеств и свойств какого-либо лица или политической идеи с качествами и свойствами известных и авторитетных лиц или идей, т.е.
оценка по ассоциации. 4) «Простые люди» («свои ребята») — идентификация интересов информатора или агитатора с интересами и чаяниями простых людей, молчаливого большинства нации, «соли земли» и т.п.; 5) «Подтасовка карт» — откровенная фальсификация или искажение действительных фактов с помощью приемов, незаметных для масс; 6) «Блестящая посредственность» («наведение румян») — оперирование привычными, банальными истинами, хорошо известными всем, но вместе с тем достаточно абстрактными для обывателя, над содержанием которых последний обычно не задумывается; 7) «Общий вагон» («вместе со всеми») — достижение желаемой реакции внушением мысли о ее общепризнанности и разумности («все так думают», «все так поступают», «и это правильно»). Приведите примеры использования в российских средствах массовой информации отмеченных приемов пропагандистского воздействия. 30. Английский исследователь Л. Фойер попытался сформулировать ряд законов, определяющих функционирование идеологии: закон постоянных ингредиентов, закон «левого» и «правого» крыла, закон генерационной идеологической волны. По его мнению, во всех идеологиях можно обнаружить три постоянных элемента. Прежде всего это библейский миф о Моисее. Второй элемент — это догмат, дающий идеологии философское обоснование. И наконец, третий элемент — это определенный слой людей, класс, который призван воплотить идеологию в действие. Во всех идеологиях Л. Фойер находит одни и те же структуры, которые лежат в основе библейского мифа о Моисее — освободителе израильтян из египетского плена. Все они заключают в себе некое глобальное представление о миссии избавления и раскрепощения. Смысл закона «генерационной волны» состоит в том, что каждое очередное поколение (генерация) ищет новую идеологию. Это и есть начало новой генерационной идеологической волны.
Как явление, в своих истоках генерационная идеологическая волна прогрессивна, она возникает «слева», опирается на «левые» силы. Затем движение идет к «центру», завершается «волна» «поправением» уже повзрослевшего молодого поколения. Суть же «закона крыльев» заключается в том, что одна и та же философская идея в своем развитии проходит различные политические и социальные стадии — «слева направо» или наоборот, т.е. обслуживает разные политические и социальные силы. На материале идеологий либерализма и консерватизма попытайтесь проиллюстрировать законы функционирования идеологии, сформулированные Л. Фойером. 31. В политологической литературе «фашизм» трактуется как… а) реакция в большинстве европейских стран против общей тенденции осуществления идеалов, унаследованных от философии просвещения, фашизм — «нравственная болезнь» Европы; б) форма антипролетарской реакции, выражающая противоречия монополистического капитализма и империализма; в) один из ответов на проблемы индустриализации; г) девиантная (отклоняющаяся) и садомазохистская реакция на отчуждение в современном обществе, на сексуальное и властное подавление; д) форма тоталитаризма.
Проанализируйте предложенные трактовки фашизма.
В чем, на ваш взгляд, заключается «живучесть» фашистской идеологии? 32.
По мнению американского ученого Д. Белла, «все идеологии обречены на саморазрушение. Идеология — это отчужденная жизнь, застывшая пародия на реальность… Идеология — слово падшее — теперь таится в полумраке.
Там же, где пребывает грех». Другой же американец, экономист и социолог У. Ростоу утверждает, что движущей силой развития общества всегда выступает мировоззрение.
Сравните эти два утверждения. Приведите аргументы «за» и «против». Дискуссия. Какая идеология нужна России? Идеология: «Национальная»?
«Общенациональная»? «Государственная»? Каковы реальные слагаемые интегративной идеологии? (Анализ слагаемых этой идеологии: взаимодействие демократии и патриотизма, «постиндустриалистская траектория», геополитические измерения проблемы и др.) Имеет ли сегодня в России любая из классических идеологий шансы на единичную победу? Может ли таковой быть социализм (даже если он откажется от своих фундаменталистских форм) в силу мощного вызова со стороны либерализма с его пиететом к личностному раскрепощению?
Либерализм — в стране с устойчивым этно-социальным архетипом, традиционно ориентированным на ценности коллективизма?
Консерватизм, который в массовом сознании вообще ассоциируется с чем-то реакционно застойным?
Каковы перспективы консолидированной идеологии в условиях «конца идеологий»? «Кто виноват?» — «косная русская почва, регулярно воспроизводящая деспотизм и рабство», или «западные проекты, навязывающие России инокультурные, а потому убийственные для нее рецепты»? Каковы параметры идеологии «врастания» России в постиндустриальное общество?
ЛИТЕРАТУРА Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. М., 1995. Т. 1—3. Рябов А. Интегративная идеология и модернизация современной России // Свободная мысль.
1992. № 15. Коваленко В.И. Интегративная идеология в России: основания, проблемы, перспективы // Вести. МГУ. Сер.
12. Социально-политические исследования. 1994. № 1. Ильин В.В. Национально-государственная идеология — энтелехия отечественных реформ // Вестн. МГУ. Сер. 12.
Социально-политические исследования. 1994.№ 1. Панарин А.С.
Россия в поисках идеи: варианты цивилизационного выбора // Вестн. МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1993.
№ 5. Мисюров Д.А. Какая идеология нужна России // Вестн. МГУ. Сер.
12. Социально-политические исследования. 1996. № 2 Косолапов Н.А. Интегративная идеология для России: интеллектуальный и политический вызов // Вопросы философии. 1994.
№ 1. Кара-Мурза А.А., Панарин А.С., Пантин И.К. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития // Полис. 1995. № 4. Балагушкин Е.Г. Новые религии как социокультурный и идеологический феномен // Общественные науки и современность.
1996. № 5. ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ Антиномия равенства и свободы в либерализме.
Особенности либерализма в России, характер его политической и идейной эволюции. Неоконсерватизм: ценности, идеи, политика. Интегративная идеология в России: основания, проблемы, перспективы. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития. Сущность, цели и задачи политического манипулирования. Специфика социал-демократической идеологии. Национализм на пороге XXI века. «Соборность» как парадигма политического сознания в России. Трансформация идеологий в условиях новых информационных технологий. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 14.
Ланцов С.А. Идеология и политика социал-демократии. СПб., 1994. Манхейм К. Диагноз нашего времени М., 1994.
РормозерГ., Френкин А.А. Новый консерватизм: вызов для России. М., 1996.