Практикум по политологии учeбноe пособиe для вузов под рeд м а василика м гардарики 1999 384 с 8

Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация М., 1995. Гл. 7.  Унпелев А.Г. Политология: власть, демократия, личность.

 

М., 1994.

 

Ч 1. Гл. 2.  Шаран П. Сравнительная Политология. М., 1992.

 

Ч. 1. Гл. X. Ч. II. Гл. XIV § 1  Шварценберг Р.Ж. Политическая социология. М., 1992. Ч. II. С. 60—67-Ч. III. С, 86—130.  ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРА ТУРА  Белов ГА. Политология. М., 1996. Гл. 7. § 6, 8.  Голосов Г.В. Сравнительная политология Новосибирск. 1995. Гл.

 

5.  Мухаев Р.Т. Политология М., 1997. Темы VI, VII.  Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997.

 

Лекция 8. § 2, 3.  Денкэн Ж.М. Политическая наука. М., 1993. Ч. III. Гл. 3.

 

Ашин Г.К. Элитизм и демократия // Общественные науки и современность. 1996.

 

№ 5.  Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу М 1992.  Джордан Г.

 

Группы давления, партии и социальные движения: есть ли потреб­ность в новых разграничениях? // Мировая экономика и международные отноше­ния. 1997.

 

№ 1.  Зяблюк Н.Г.

 

Лоббизм в США как политический институт // США экономика, политика, идеология 1995.

 

№ 1,2.  Лапин Н.И.

 

Ценности, группы интересов и трансформация российского общества // Социс.

 

1997.

 

№3.  Ледон Дж.

 

П. Правящий класс России: характерная модель // Международный журнал социальных наук. 1993. № 3  Лоббизм в России: этапы большого пути // Социс. 1996. № 3, 4.  Макаренко В.П. Групповые интересы и властно-управленческий аппарат: к методологии исследования // Социс. 1996. № 11.  Перегудов С., Семененко И. Лоббизм в политической системе России // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 9.  Смирнов В. В., Зотов С. В. Лоббизм в России и за рубежом: политико-правовые проблемы // Государство и право. 1996.

 

№ 1.

 

Тарусина И.Г. Элитисты и плюралисты в современной политической теории (Историографический анализ) // Полис. 1997. № 4.  Шмиттер Ф. Неокорпоративизм // Полис. 1997. № 2.  Тема 7  ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА  Цель семинарского занятия: изучение системного подхода к политике; анализ моделей политических систем Д. Истона и Г. Алмонда; определение структуры и функций политической системы; описание механизма; функционирования политической системы; формулирование критериев; типологизации политических систем; соотнесение понятий «политическая стабильность» и «политический риск» с моделью политической системы.  Основные понятия: политическая система, окружающая среда, комму­никация, «вход» в систему и «выход» из нее, требования и поддержка, структура и функции политической системы, артикуляция и агрегирование интересов, политическая социализация и рекрутирование, процесс принятия решений, типы политических систем, политическая стабильность, по­литический риск.  План семинара  Теория политической системы.  Политическая стабильность.  Политический риск.  Контрольные вопросы, задания, тесты  1. Укажите, какие из приведенных понятий и определений соответствуют друг другу:      а) политическая коммуникация;  б) агрегирование инте­ресов;  в) требования;  г) структурная диффе­ренциация;  д) «выход» политичес­кой системы;  е) функции;  ж) роль;  з) «вход» в политичес­кую систему;  и) политическая ста­бильность;  к) политический риск;  л) политическая систе­ма;  м) поддержка;  н) артикуляция интере­сов;  о) эффективность политической системы;  п) политический институт;  р) адаптация.  1) устойчивое состояние общества, позволяю­щее эффективно функционировать и разви­ваться в условиях внутренних и внешних воздействий, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процесс общественных перемен;  2) внешние по отношению к системе явления, прямо или косвенно воздействующие на нее;  3) «наблюдаемые воздействия, имеющие целью адаптацию или регулирование дан­ной системы» (Р.

 

Мертон), «доступная на­блюдению деятельность, которая формиру­ет политическую систему» (Г. Алмонд);  4) относительно высокая степень разделения между структурами по функциональному признаку;  5) совокупность реакций политической систе­мы, проявляющаяся в принятии формаль­но-правовых норм, решений и их реализа­ции;  6) смоделированное поведение;  7) «выражение мнения о том, что уполномо­ченные на то лица осуществляли или не осуществляли распределение в отношении какого-то указанного объекта» (Д. Истон);  8) «совокупность взаимодействий, посредст­вом которых происходит властное распре­деление ценностей в обществе» (Д. Истон), «система взаимодействия, которая выпол­няет функции интеграции и адаптации по­средством применения или угрозы приме­нения легитимного насилия» (Г.

 

Алмонд);  9) процесс преобразования настроений, эмо­ций, чувств в рационально сформулирован­ные требования;  10) вероятность нежелательных политических событий, учет которых необходим в поли­тике и экономике;  11) лояльность по отношению к политическому со­обществу в целом, режиму и органам власти;  12) приспособление политической системы к требованиям, ‘исходящим от окружающей среды, выражающееся в изменении функ­ций, постановке новых целей и выработке новых подходов к решению проблем;  13) распространение и передача политической информации, как между элементами поли­тической системы, так и между политичес­кой системой и окружающей средой;  14) общая способность политической системы результативно реагировать на требования, создавать и размещать ценности;  15) систематизированные и практически используемые формы политической деятель­ности и политических отношений на осно­ве определенных норм и процедур.      2. Кто из политологов определил политическую систему как:  а) совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе;  б) существующую во всех обществах систему взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации посредством примене­ния или угрозы применения легитимного насилия;  в) механизм для выявления и постановки проблем, а также для выра­ботки контроля за исполнением решений в сфере государственных отношений:      1) М.

 

Вебер;  2) С. Липсет;  3) Д. Истон;  4) Ч. Мерриам;  5) Г. Алмонд;  6) В. Парето;  7) Р. Макридис;  8) Р. Михельс;  9) М.

 

Дюверже.      3. Какие обстоятельства «подтолкнули» политологов к созданию теории политической системы?  4. Теория политической системы основывается на общем систем­ном подходе.

 

Назовите основные положения системного подхода:      а) система — это совокупность взаимосвязанных между собой элементов, образующих некото­рое целостное единство;  б) система — это сумма частей, ее составляющих;  в) система — это относительно замкнутое, автономное целое;  г) любая система взаимодействует с окружающей средой;  д) любая система в большей или меньшей степени способна адаптироваться к окружающей среде;  е) окружающая среда в незначи­тельной степени влияет на сис­тему;  ж) между системой и окружающей средой не существует каких-либо взаимодействий.  5. Д. Истон подразделял окружающую политическую систему среду на внутреннюю и внешнюю. К какой среде относятся:      а) экологическая система;  б) международные социальные системы;  э) международные политические системы;  г) биологическая система;  д) международные биологические системы;  е) социальные системы;  ж) международная социальная структура;  з) система культуры;  и) международная экономическая система;  к) демографическая система;  л) международная система культу­ры;  м) социальная структура;  н) международная демографичес­кая система.      Внутренняя средаВнешняя среда  1. ….1. ….  2. ….2. ….  3. ….3. ….    6. Какие из перечисленных элементов относятся к политической системе?      а) политическая власть;  б) экология;  в) внешняя среда;  г) политика;  д) международное сообщество;  е) политическая культура;  ж) политические партии;  з) государство;  и) связь-коммуникация;  к) политический результат.      7. Дайте развернутое описание механизма функционирования по­литической системы.  8. Что понимается под «входом» в политическую систему, а что — под «выходом»?  9. Политическая система состоит из совокупности подсистем: ин­ституциональной, нормативной, коммуникативной. Раскройте содержание каждой из указанных подсистем.  10. Какое значение имеет понятие «структура» в теории полити­ческой системы?  11. Какое значение имеет понятие «функция» в теории полити­ческой системы?  12. Могут ли неодинаковые структуры в различных политических системах выполнять сходные функции? Обоснуйте свой ответ.  13.

 

Могут ли внешне схожие структуры в различных политичес­ких системах выполнять сходные функции? Аргументируйте свой ответ.  14.

 

Могут ли различные структуры политической системы вы­полнять схожие функции?

 

Обоснуйте свой ответ.  15. Какие структуры выполняют коммуникативную функцию (т.е.

 

связывают общество с правительством)?  16.

 

Опишите процесс выработки и принятия решений.  17. Г. Алмонд выделяет функции «входа» и функции «выхода». Какие из перечисленных функций являются функциями «входа», а какие — функциями «выхода»?      а) исполнение правил и норм;  б) агрегирование интересов;  в) определение правил (нормотворчество);  г) политическая коммуникация;  д) политическая социализация и рекрутирование;  е) контроль за соблюдением пра­вил и норм;  ж) артикуляция интересов.      Распределите эти функции по соответствующим разделам таблицы:  Функции «входа»   Функции «выхода»    1. ….1.

 

…  2. ….2.

 

…  3. ….3. …    18. Какие из названных ниже положений раскрывают смысл функции артикуляции интересов?  а) «озвучивание» интересов средствами массовой информации;  б) трансформация интересов от социальных групп к правительству;  в) преобразование настроений, эмоций, чувств в рационально сформу­лированные требования.  19.

 

Какое из названных положений соответствует функции агре­гирования интересов?      а) реализация поступивших в политическую систему требований;  б) процесс согласования различ­ных интересов;  в) преобразование требований в поддержку политической системы.      20. Какое из нижеприведенных положений соответствует функ­ции коммуникации?

 

а) информирование населения о проводимой политике;  б) выработка новых норм и правил;  в) принятие наиболее важных решений.      21.

 

Какие из перечисленных структур выполняют функцию арти­куляции интересов?      а) правительство;  б) группы интересов;  в) суд;  г) политические партии;  д) законодательные органы;  е) избирательные системы.      22. Какие из названных структур выполняют функцию агрегиро­вания интересов?      а) правительство;  б) группы интересов;  в) суд;  г) политические партии;  д) законодательные органы;  е) избирательные системы.      23.

 

Какие из указанных структур формулируют нормы и правила политической системы?      а) правительство;  б) группы интересов;  в) суд;  г) политические партии;  д) законодательные органы;  е) избирательные системы.      24. Какие из перечисленных структур осуществляют контроль за принятием решений?      а) правительство;  б) группы интересов;  в) суд;  г) политические партии;  д) законодательные органы;  е) избирательные системы.      25. Д. Истон утверждал, что поступающие в политическую сис­тему импульсы подразделяются на требования и поддержку.

 

Требования можно классифицировать на требования, касающие­ся распределения благ и услуг; требования, связанные с регули­рованием поведения; требования в сфере коммуникации и ин­формации. Раскройте содержание этих требований.

 

26. Представьте модель политической системы, в которой отсут­ствует такой компонент как «требования». Опишите возможные варианты функционирования такой модели.  27. Представьте модель политической системы, в которой поступаю­щие требования не агрегируются. Определите, к каким результатам может привести отсутствие функции агрегирования интересов.

 

28.

 

Как известно, политическая система «производит» политику. Заполните следующую таблицу, указав напротив определенного вида политики соответствующие цели и содержание.  Вид политикиЦели политикиСодержание политики  Экстраординарная («добывающая»)      Дистрибутивная («распределяющая»)      Процедурная («административная»)        29. Какой из типов стабильности является идеальным и не встре­чается в действительности?      а) абсолютная стабильность;  б) статистическая стабильность;  в) динамическая стабильность;  г) мобилизационная стабильность.      30.

 

Различают адаптивную и неадаптивную политическую стабиль­ность. Какая из них основывается на легитимности, а какая — на пассивности масс при отсутствии политического кризиса?  31. Означает ли наличие стабильности политической системы от­сутствие ее развития? Аргументируйте свое суждение.  32. Какие из указанных условий способствуют укреплению поли­тической стабильности?      а) наличие классового типа стратификации;  б) высокие показатели экономического развития и удовлетворен­ность большинства общества своим уровнем жизни;  в) способность политической системы адекватно реагировать на поступающие в нее требования, корректируя политику в соответ­ствии с ними;  г) отсутствие политических прав и свобод в обществе;  д) наличие устойчивых политических норм, разделяемых большинством общества;  е) низкая степень институализации;  ж) обеспечение возможности участия групп и индивидов в форми­ровании власти;  з) отсутствие оппозиции;  и) признание военными гражданской власти или, как минимум, нейтральное к ней отношение;  к) легитимность политической власти;  л) отсутствие требований, предъявляемых к системе;  м) устойчивая и эффективная сис­тема политической социализа­ции.    33. Среди методов, используемых для обеспечения политической стабильности, выделяют: социально-политическое маневрирова­ние; политическое манипулирование; диалог с оппозицией; при­менение силы.

 

Дайте развернутую характеристику каждому из указанных методов. В каких случаях они применяются? Сопо­ставьте их по степени результативности.  34.

 

Что характеризует фактор политического риска?

 

а) степень политической стабильности;  б) некоммерческие риски;  в) степень учитываемости требова­ний политической системой;  г) вероятность сохранения политической стабильности;  д) характер коммуникации в поли­тической системе.  35. С помощью каких параметров характеризуется:  а) экстралегальный риск;  б) легально-правительственный риск;  в) изменения в законодательстве;  г) революция, война, забастовки;  д) выборы;  е) военный переворот;  ж) влияние радикальных сил на общество;  з) контроль за ценами;  и) культурные ценности;  к) налоговая политика.  36. Американский политолог С. Липсет предложил типологизацию политических систем, основанную на двух параметрах: эф­фективности и легитимности. В соответствии с ними он выделил четыре типа политических систем: эффективные и легитимные, эффективные и нелегитимные, неэффективные и легитимные, неэффективные и нелегитимные.

 

Этим типам политических сис­тем соответствуют три уровня стабильности. Стабильными счи­таются политические системы, в которых власть и эффективна, и легитимна. Политические системы, в которых отсутствует один из параметров (эффективность и легитимность), причисляются к относительно стабильным/нестабильным. В случае неэффек­тивности и нелегитимности власти политическая система неста­бильна.  Попытайтесь определить уровень политической стабильнос­ти для России.

 

Для этого необходимо знать:  1) уровень легитимности власти;  2) уровень эффективности власти.  Эффективность власти вы можете рассчитать по следующей формуле:  где ПЭВ — показатель эффективности власти;  ai — важность реализованных решений;  aj — важность нереализованных решений;  Ri — реализованные решения;  Rj — нереализованные решения;  N — общее количество принятых решений.  Если полученный вами ПЭВ > 0, то власть эффективная. Если ПЭВ < 0, то власть — неэффективна.

 

Степень эффективности/не­эффективности власти можно определить с помощью шкалы от –1 до +1.  Деловая игра.

(Visited 26 times, 1 visits today)
Do NOT follow this link or you will be banned from the site!
Scroll to Top
Scroll to Top