Фролов ввeдeниe в философию раздeл ии

Раздел II  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ      СОДЕРЖАНИЕ    Глава 1 Бытие 6  1. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия 7  Мир есть, был и будет 7  Бытие мира как выражение его единства 10  Мир как совокупная реальность 12  2. Философская категория бытия 13  В чем суть категории бытия в философии? 13  Специфика размышлений о бытии 18  3. Основные формы и диалектика бытия 21  Бытие и сущее; основные формы бытия 21  Бытие вещей, процессов и состояний природы 23  Бытие произведенных человеком вещей (“второй природы”) 26  Бытие человека в мире вещей 29  Специфика человеческого бытия 32  Бытие индивидуализированного духовного 34  Бытие объективированного духовного 39    Глава 2 Материя 42  1. Понятие материи 43  2. Современная наука о строении материи 45  Уровни организации неживой природы 46  Строение материи на биологическом и социальном уровнях 51  3. Движение 54  Понятие движения. Связь движения и материи 54  Основные типы движения 56  Формы движения материи.

 

Их качественная специфика и взаимосвязь 59  4. Пространство и время 62  Понятие пространства и времени 63  Взаимосвязь пространства-времени и движущейся материи 67  Проблема размерности пространства-времени и его бесконечности 69  Качественное многообразие форм пространства-времени в неживой природе 72  Особенности биологического пространства-времени 74  Социальное пространство и время 75    Глава 3 Природа 80  1. Природа как предмет философского осмысления 80  2.

 

Природа как объект научного анализа 82  3. В чем различие двух культур – естественно-научной и гуманитарной?

 

86  4. На пути к диалогу двух культур 89  5. Экологическая проблема в современном мире 92    Глава 4 Человек 100  • Человечество как мировое сообщество 100  1. Что такое человек? Загадка антропосоциогенеза 101  Человек как субъект предметно-практической деятельности 101  Проблема антропосоциогенеза 104  Орудийная деятельность. Генезис самого труда 105  Социотворческая функция языка 106  Регулирование брачных отношений и возникновение первобытно-родовой общины 108  Нравственно-социальные запреты как фактор антропосоциогенеза 111  Первобытно-общинная организация и дозревание труда 114  Все мы родом из предыстории 115  2. Единство биологического и социального 116  Природное и общественное в человеке 116  Биологизаторский и социологизаторский подходы к человеку 119  Биология человека в эпоху научно-технической революции 121  3. Проблема жизни и смерти в духовном 122  В чем смысл жизни? Постановка проблемы 122  Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертии человека 124  Сколько жить человеку? Как жить? Во имя чего жить? 127  “Право на смерть” 128  4. Человечество как мировое сообщество 131  Глобальное единство и глобальная опасность 132  Гуманистическая мера прогресса 134    Глава 5 Сознание 137  1.

 

Постановка проблемы сознания в философии 137  2. Информационное взаимодействие как генетическая предпосылка сознания 139  Возникновение информационного взаимодействия 140  Типы и уровни информационного взаимодействия 143  Сущность психического 146  3. Сознание как необходимое условие воспроизводства человеческой культуры 150  Общественная природа сознания 150  Сознание и язык 156  4. Самосознание 160  Структура и формы самосознания 160  Предметность и рефлексивность самосознания 162    Глава 6 Познание 167  1. Познание как предмет философского анализа 167  2. Структура знания. Чувственное и рациональное познание 168  Знание как система 169  Знание, отражение, информация 170  Чувственное познание и его элементы 171  Специфика и роль чувственного познания общественного человека 176  Единство чувственного и рационального в познании 178  Понятие как основная форма рационального познания 179  Творчество и интуиция 185  Объяснение и понимание 189  3. Теория истины 192  Что есть истина? 193  Истина как процесс 195  Истина, оценки, ценности; факторы, стимулирующие и искажающие истину 196    Глава 7 Деятельность 197  1. Преобразующий характер человеческой деятельности 197  Взаимоотношение человека с окружающей его действительностью 198  Единство внешней активности и самоизменения 200  2. Практика как философская категория 201  Специфическая форма бытия человека в мире 201  Роль практики в становлении человечества и его культуры 203  3. Горизонты деятельности 206  Деятельность как закрытая система 206  Деятельность как открытая система 209  4.

 

Деятельность как ценность и общение 210  Ценностное измерение деятельности 210  Деятельность и общение 213    Глава 8 Общество 215  1. Общество как система 215  Системный подход к анализу общества 216  Всеобщие сферы жизнедеятельности общества 218  Сфера материального производства 220  Наука как теоретическая сфера жизнедеятельности общества 222  Ценностная сфера жизнедеятельности общества 225  Социальная сфера общества 228  Сфера управления общественными процессами 231  2. Общественный прогресс: цивилизации и формации 236  Возникновение теории общественного прогресса 236  Теории локальных цивилизаций 238  Теория общественно-экономических формаций 242  3. Философия истории: проблема периодизации 245  Ступени развития цивилизации 245  Понятие постиндустриального общества 247  Историческая эпоха и исторический процесс 252    Глава 9 Культура 258  1. Бытие культуры 259  “Вторая природа” 260  Культура и человеческая деятельность 261  Социальность культуры 264  2. Генезис и динамика культуры 265  Становление культуры 265  Опредмечивание и распредмечивание в сфере культуры 267  Преемственность культуры 269  Проблема новаторства в культуре 271  3. Ценности культуры 272  Ценность и оценка 272  Иерархия ценностей 274  4. Типология культуры 277  Многообразие культур 277  Цивилизация 278  Национально-этнические культуры 280  Культура и социальные факторы 281  Субкультура и контркультура 284  Взаимодействие культур 285  5. Культура – общество – природа 288    Глава 10 Наука 294  1. Наука в современном мире 294  2.

 

Научное познание и его специфические признаки 299  Наука как объективное и предметное 299  Основные отличия науки от обыденного познания 302  3. Строение и динамика научного знания 306  Соотношение категорий “эмпирическое” и “теоретическое” с категориями “чувственное” и “рациональное” 307  Критерии различения теоретического и эмпирического 308  Структура эмпирического и теоретического уровней знания 312  Основания научного знания 317  Идеалы и нормы научного познания 317  Научная картина мира 318  Философские основания науки 319  4. Философия и развитие науки 320  5. Логика, методология и методы научного познания 324  Общелогические методы познания 326  Научные методы эмпирического исследования 330  Научные методы теоретического исследования 332  6. Этика науки 337  Этические нормы и ценности науки 337  Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого 340    Глава 11 Личность 346  1. Индивид, индивидуальность, личность 347  Индивид 347  Индивидуальность и личность 348  Многообразие способностей как признак индивидуального своеобразия 349  Понятие личности 351  Нравственные основы личности и признание обществом ее достоинства 352  2. Личность и право 358  Историческое разъяснение основных понятий 361  Истоки и генезис прав человека.

 

Права гражданские, гражданско-политические и социальные 366  Ключевой смысл новейших (международных) гуманитарно-правовых деклараций 371    Глава 12 Будущее 373  1. Периодизация будущего 374  Непосредственное, обозримое и отдаленное будущее 374  Критерии предвидения 376  Методы прогнозирования 377  2.

 

Научно-техническая революция и альтернативы будущего 379  Современная технологическая эпоха 379  Новый этап научно-технической революции 380  Альтернативы будущего 381  3. Человечество перед лицом глобальных проблем 382  Глобальные проблемы и социальный прогресс 383  Происхождению глобальных проблем 384  Взаимосвязь и иерархия глобальных проблем 385  4. Будущее человечества и реальный исторический процесс 389  Необратимость прогресса 390  Ускорение ритма истории 391  Пределы роста и стимулы развития 392  Гуманистическая миссия прогнозирования 395    Заключение: философия в поиске и развитии 396    Список рекомендуемой литературы 399                  РАЗДЕЛ II  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ    • Бытие  • Материя  • Природа  • Человек  • Сознание  • Познание  • Деятельность  • Общество  • Культура  • Наука  • Личность  • Будущее      Знакомство с историей развития мировой философской мысли – существенная составляющая философского образования.

 

Без нее невозможно глубинное понимание философской проблематики. Однако ограничиться одной лишь историей философии нельзя, и теперь мы переходим ко второй, не менее существенной составляющей философского образования – к теоретической его части, основная цель которой – познакомить читателя с современными подходами к решению философских проблем, с современными принципами построения общей картины мира.    Одной из функций философии, как уже отмечалось, является прояснение, осмысление, разбор категорий, которые используются практически всеми философами – и далеко не только ими – независимо от принадлежности к тому или иному направлению. Это такие понятия, как бытие, материя, природа, человек, сознание, познание, общество, наука, культура и т.д. Им и посвящены нижеследующие главы второго раздела. Авторы привлекают в своем изложении последние данные конкретных наук – естественных, общественных и гуманитарных, а также рассматривают религиозные, моральные и социально-политические аспекты обсуждаемых проблем.      Глава 1 Бытие    • Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия  • Философская категория бытия  • Основные формы и диалектика бытия    “Бытие” – фундаментальное понятие, которое многие мыслители считают основанием философии. При этом издавна в него вкладывался различный смысл; вокруг “бытия” и учения о бытии (онтологии) всегда велись и до сих пор ведутся острые философские дискуссии. При рассмотрении бытия мысль достигает предела обобщенности, абстрагирования от единичного, частного, преходящего.

 

В то же время философское осмысление бытия подводит к сокровенным глубинам человеческой жизни, к тем коренным вопросам, которые человек способен ставить перед собой в минуты высочайшего напряжения духовно-нравственных сил.    Быть или вовсе не быть – вот здесь  разрешение вопроса.    Эти слова, которые вызывают в памяти знаменитый монолог Гамлета, на самом деле вариант перевода (возможно, вольного) мысли, сформулированной за много столетий до Шекспира древнегреческим философом Парменидом в поэме “О природе”.    Вопросы Парменида и Шекспира – о разном. Парменидовское “быть или не быть” – вопрос о том, избрать ли “бытие”, и только его, первоначалом философии. Решение Парменида – философское: “Можно лишь то говорить и мыслить, что есть: бытие ведь есть, а ничто не есть; прошу тебя это обдумать” [1]. Гамлетовское “быть или не быть” – о личностном выборе:      Быть иль не быть, вот в чем вопрос.

 

Достойно ль  Души терпеть удары и щелчки  Обидчицы судьбы иль лучше встретить  С оружьем море бед и положить  Конец волненьям?    У.

 

Шекспир. Гамлет. Акт III, сцена I  (Пер. Б. Пастернака)      1 Перевод А. Лебедева.

 

В первом случае размышлением охватывается мир в целом, включающий и человека. Во втором случае внимание человека сосредоточено на его жизни и судьбе. Но как бы ни различались парменидовский и шекспировский (гамлетовский) вопросы, они постоянно переплетаются друг с другом.    В историко-философском разделе данной книги то и дело заходила речь о бытии – о трактовках этого понятия выдающимися мыслителями прошлого. Иногда, правда, о бытии говорят и пишут так, будто сменяющие друг друга интерпретации в истории философской мысли исчерпывают проблему бытия. Однако каждый из философов прошлого трактовал ее в соответствии с исходными принципами своего учения. Отсюда заметная разноголосица истолкований смысла и содержания этой фундаментальной философской категории. Бытие отождествлялось с особенным миром идей (“подлинное”, вечное и неизменное бытие – в противовес миру преходящих вещей – у Платона), служило связующим звеном между сущностями и вещами чувственного мира (Аристотель), использовалось как понятие, позволяющее привести все бытийные творения к бытию как таковому, то есть к Богу (Фома Аквинский), ставилось в связь с существованием вещей самих по себе (Кант), разветвлялось в начальную категориальную сферу диалектической логики (Гегель), соотносилось в первую очередь с “бытием-сознанием” (Хайдеггер) и т.д.

 

Многие из предложенных толкований высвечивают действительно важные аспекты проблемы. Однако ни одно из них, взятое само по себе, и даже вся их совокупность не исчерпывают проблемы бытия – она и сегодня, после многовекового развития философии, остается неисчерпаемой и открытой.

 

Вместе с тем освоение опыта истории философии позволяет очертить общие проблемно-теоретические рамки темы бытия, поразмыслить над особой ролью и специфическим содержанием философской категории бытия.    1. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия    • Мир есть, был и будет  • Бытие мира как выражение его единства  • Мир как совокупная реальность        Мир есть, был и будет    В чем смысл проблемы бытия? Почему она постоянно – с древности и до наших дней – обсуждается в философии? Почему многие мыслители считали и считают ее исходной для систематических философских размышлений? Понять смысл столь широкой философской проблемы – значит прежде всего выявить, какие корни она имеет в реальной жизни человека и человечества.    Наша жизнедеятельность опирается на простые и понятные предпосылки, которые мы обычно принимаем без особых сомнений и рассуждений. Самая первая и самая универсальная среди них – естественное убеждение человека в том, что мир есть, имеется “здесь” и “теперь”, иными словами, что он наличествует, существует. Люди столь же естественным образом рассчитывают и на то, что при всех изменениях, совершающихся в природе и обществе, мир сохраняется как относительно стабильное целое, пребывает, являет себя во многих измерениях и данностях.    Проблема бытия возникает тогда, когда такого рода универсальные, казалось бы естественные, предпосылки становятся предметом сомнений и раздумий. А поводов для этого более чем достаточно. Ведь окружающий мир, природный и социальный, то и дело задает человеку и человечеству трудные вопросы, заставляет задумываться над прежде не проясненными привычными данностями реальной жизни.

 

Подобно шекспировскому Гамлету, люди чаще всего озабочены вопросом о бытии и небытии тогда, когда чувствуют, что “распалась связь времен…” и сомнение коснулось тех основ человеческого бытия, которые раньше казались прочными и несомненными.    Размышление о бытии не может остановиться на простой констатации существования, то есть наличия, “присутствия” мира “здесь” и “теперь”.

 

Установив, что мир есть, существует, наличен “здесь”, не естественно ли заключить, что мир существует, наличен не только “здесь”, но и “там”, за самыми дальними горизонтами? А поскольку трудно представить себе, что за самым последним горизонтом вовсе нет мира, то не значит ли это, что мир существует везде?

 

Философия еще в древности ставила такие вопросы и тем самым шла по пути, открываемому внутренней логикой проблемы. (Мы отвлечемся здесь от того, что еще до возникновения философии мифология и религия вывели человечество к раздумьям о возникновении мира, о его “начале” и “конце”, о его границах или бесконечности.)    Достаточно было сказать, что мир существует “теперь”, и напрашивались вопросы о его прошлом и будущем.

 

Отвечая на них, одни философы доказывали, что бесконечный мир непреходящ – всегда был, есть и будет; другие утверждали, что мир был, есть и будет, но имеет свое начало и конец не только в пространстве, но и во времени. Иными словами, мысль о существовании беспредельного мира как целого далее соединялась с положением либо о преходящем, либо о непреходящем существовании мира.

 

Идея о непреходящем (или, по крайней мере, очень длительном) существовании мира как целого в свою очередь подводила к вопросу о том, как с этим существованием соотносятся заведомо преходящие, конечные вещи и человеческие существа. Так выстраивалась уже целая цепочка вопросов и идей, касающихся бытия. Возникла именно проблема бытия, расчлененная на тесно взаимосвязанные аспекты (подпроблемы).    Если утверждение о существовании мира “здесь” и “теперь” опирается на очевидные предпосылки, ориентации, факты человеческой жизни, то этого нельзя сказать об идее не имеющего пространственных границ непреходящего мира.

 

Она отнюдь не вытекает из непосредственных наблюдений, из конкретного опыта людей. Напротив, жизнь в условиях всегда ограниченной части Земли, жизнь, которая для человека (и многих существ) когда-то начинается и, увы, кончается, скорее наводит на мысль о преходящем мире, о существовании его границ в пространстве и времени. Вот почему для отдельного человека, особенно для того, чья личность и чей дух только формируются, мировоззренческое освоение идеи бесконечного и непреходящего существования мира становится непростой задачей.

 

Но, быть может, человек в повседневной жизни не обременяет себя размышлениями о границах или безграничности мира, о преходящем или непреходящем его существовании?

 

Однако вспомним, сколь часто каждого из нас быстротечная жизнь заставляет задумываться и тревожиться о хрупкости существования отдельного человека. Мы сопоставляем и связываем нашу жизнь – наше преходящее существование – с непреходящим существованием природы, с жизнью и делами тех людей, которые были до нас и будут после нас. А что это, как не обращение мыслью к своему бытию и бытию мира, то есть к преходящему и непреходящему?

 

К бытию в его различных аспектах – но в особенности в связи с человеческим существованием – обращается и художественная литература. В этом можно убедиться не только на примере “Гамлета”. Русская литература тоже богата бытийственными размышлениями:

Прокрутить вверх