Радугин а а – философия курс лeкций – м цeнтр 2004

А. А.

 

Радугин  ФИЛОСОФИЯ    СаиАеатиа гдйиг  ФА. А. Радугин –  илософия  курс лекции  Второе издание,  переработанное и дополненное  Рекомендовано  Государственным комитетом Российской Федерации  по высшему образованию  в качестве учебного пособия  для студентов  высших учебных заведений  N08 НаЪеЬИ Нитиз  т типАо /исге?  Тгапзеапз аи вирегоз  Тгапвеаш аи гп/еток  Ноз “г Ш5 тЛеге!  Втеъг /гпгеЫг;  Кари поз аггосйег  Метши рагсеЫг!

 

‘7юа1 асайетга!

 

‘УюаЛ тетогит  Силою духа живой  одержал он победу и вышел  Он далеко за пределы ограды огненной мира  По безграничным пройдя своей мыслью и духом  пространствам  Тит Лукреций Кар.  “О природе вещей”, 11, 1114  гп /1оге!  а!та та!ег  Москва  2004  Издательство  ЦЕНТР    УДК 1(075)  ББК 87я73  Р15  Содержание  Рецензенты:  кафедра философии Воронежской государственной  лесотехнической академии;  А.

 

С. Кривей, •член-корреспондент РАЕН, доктор философских наук,  зав. кафедрой философии Воронежского государственного  университета  На обложке:  фрагмент картины голландского художника Михиела Свертса  “Портрет молодого человека”, 1656 г.  10  От автора  12  тема 1  Философия как мировоззренческая система:  ее смысл и предназначение  1. Понятие мировоззрения и его структура  2. Предфилософское значение мифологии и религии  3. Специфика философского решения мировоззренческих вопросов.

 

Философия и наука  Радугин А.

 

А.

 

Р15 Философия: курс лекций.

 

– 2-е изд., перераб.  и дополн. – М.: Центр, 2004.

 

– 336 с.  15ВЫ 5-88860-050-4  Учебное пособие подготовлено в соответствии с “Государственными  требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму со-  держания и уровню подготовки выпускников высшей школы” по циклу  “Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины”. Содер-  жание дидактических единиц этих требований по философии раскрыва-  ется через изложение основных философских направлений, течений,  школ и учений, составляющих богатство философии, начиная с древней-  ших времен и кончая современностью. Автор не злоупотребляет, собст-  венно историко-философским материалом, значительное место в учеб-  ном пособии отводится современным достижениям философской мысли.  Пособие рассчитано на студентов, аспирантов и преподавателей ву-  зов, а также всех интересующихся философией  Без объявления  5-88860-050-4  ББК 87я73  (С) А. А. Радугин, 2004  26  тема 2  Философский плюрализм: причины  и истолкования  1. Историко-философский процесс: исходные понятия  и движущие силы.  Гегелевская, марксистская и экзистенциалъно-персоналистская  концепции философии  2. Сущность и предназначение философии – попытка синтеза  всех трех концепций  36  тема 3  Античная философия  1. Раннегреческая натурфилософия: Фалес, Гераклит  2. Онтологизм древнегреческой философии: элеаты и Демокрит  3. Поворот к человеку – философские учения софистов и Сократа  4. Платон и Аристотель – систематизаторы  древнегреческой философии  5.

 

Позднеантичный идеал мудреца: эпикуреизм и стоицизм    69  тема 4  Средневековая христианская философия  1. Христианская апологетика:  основная проблематика и идейные истоки  2.

 

Основные принципы религиозно-философского мышления  и мировоззрения  3. Познание как богоуподобление. Мистика и схоластика  4 Религиозный интеллектуализм и религиозный  антиинтеллектуализм.  Проблема взаимоотношения разума и веры  94  тема 5  Философия эпохи Возрождения  3. Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения  2. Философские и космологические учения Николая Кузанского  и Джордано Бруно  100  тема 6  Разработка метода научного исследования  в философии XVII века: Ф. Бэкон, Р. Декарт,  Б. Спиноза  1. Бэкон о природе человеческих заблуждений:  учение об идолах и критика схоластики  2. Учение Бэкона о методе эмпиризма и основные правила  индуктивного метода  3. Рационализм Р. Декарта.  Основные правила дедуктивного метода  4. Учение Декарта об интеллектуальной интуиции  5. Познавательный процесс и учение о субстанции  в системе Б. Спинозы  113  тема 7  Рационализм эпохи Просвещения  и метафизический материализм XVIII века  1. Рационализм как умонастроение и методология  эпохи Просвещения  2. Механистический материализм и сенсуализм в философии  эпохи Просвещения  120  тема 8  Эволюция британского эмпиризма  конца XVII – середины XVIII века:  Д. Локк, Д. Беркли, Д.

 

Юм  1. Теория познания Д. Локка  2. Субъективный идеализм Д.

 

Беркли  3. Скептицизм Д. Юма  136  тема 9  Немецкая классическая философия  1. Концепция субъекта в философской системе Канта  2. Субъективный идеализм И. Г. Фихте  и объективный идеализм Ф.

 

Шеллинга  3. Система и метод Гегеля.

 

Основные законы диалектики  4. Антропологический материализм Л.

 

Фейербаха  5. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.  Гуманистические тенденции в философии К. Маркса.

 

Марксистское учение о практике и истине  170  тема 10  Русская религиозная философия XIX-XX вв.

 

1. Формирование русской религиозной философии:  славянофильское учение о мессианской роли русского народа  и соборности  2. Философия всеединства В. С. Соловьева: онтология и гносеология  3. Проблемы веры и разума в православном религиозном  антиинтеллектуализме  (Л.

 

Шестов, С. Булгаков, П. Флоренский, С.

 

Франк)  187  тема 11  Человек во Вселенной. Философская, научная  и религиозная картина мира  1. Концепция бытия – фундамент философской картины мира  2. Диалектико-материалистическая картина мироздания  3. Религиозно-идеалистическая картина мира: эволюционный  космизм П. Тейяра де Шардена.    202  тема 12  Природа человека и смысл его существования  1. Решение проблемы специфики человеческого бытия  в “философской антропологии”  2.

 

Марксистская философия о соотношении биологического  и социального в человеке. Проблемы человеческого начала  3. Человек, индивид, личность. Смысл и назначение  человеческого бытия  220  тема 13  Познание, его возможности и средства  1.

 

Субъект и объект познания. Познание как отражение  действительности  2. Чувственное и рациональное познание  3.

 

Диалектика-материалистическая теория истины  4. Персоналистская концепция познания. Знание и вера  235  тема 14  Проблемы научной рациональности в современной  “философии науки”  1. Неокантианские концепции методов научного познания  (Марбургская и Баденская школы)  2.

 

Разработка методологии научного познания в позитивизме  и неопозитивизме  3. Концепция науки в критическом рационализме  4. Научная рациональность как предмет исследования  в отечественной “философии и методологии научного познания”  261  тема 15  Современный философский иррационализм:  регаение проблем бытия, познания, человека  и личности в различных школах и течениях  1. Философский иррационализм как умонастроение  и философское направление  2. “Философия жизни” и ее разновидности  3.

 

Эволюция психоаналитической философии.  Структура че.говеческой личности.

 

Сознание и бессознательное  4. Экзистенциализм: основные темы и учения.  Свобода и ответственность личности  286  тема 16  Общество и культура как предметы  философского анализа  1. Специфика философского осмысления общественной жизни  2. Методологические принципы изучения общества.  Многообразие социального опыта, культур и цивилизаций  в философии истории А.

 

Тойнби  3 Смысл истории и ее постижение в философии  истории К, Ясперса  4. Понятия культуры и цивилизации. Культура как форма  самореализации человека  5. Особенности западной и восточной культур.  Россия в диалоге культур.

 

310  тема 17  Глобальные проблемы современности  1. Происхождение и сущность глобальных проблем  2. Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем  современности  3. Кослюцентрический взгляд на решение глобальных проблем  человечества – “философия общего дела” Н. Ф.

 

Федорова  325  Рекомендуемая литература по всем темам    о  т автора  В нашей стране осуществляется формирование новой  системы образования с учетом всех отечественных до-  стижений и в соответствии с мировыми стандартами. С  этой целью Государственный комитет Российской Фе-  дерации по высшему образованию разработал в 1993 го-  ду основные профессиональные образовательные про-  граммы.  Важное место в этих программах занимает социаль-  но-гуманитарная подготовка.

 

18 августа 1993 г. Коллегия  Государственного комитета Российской Федерации по  высшему образованию утвердила “Государственные тре-  бования (Федеральный Компонент) обязательному мини-  муму содержания и уровню подготовки выпускников выс-  шей школы по циклу “Общие гуманитарные и социально-  экономические дисциплины”. Изучение философии  составляет фундамент общекультурной и общетеорети-  ческой гуманитарной подготовки специалиста любого про-  филя.  Философию нередко представляют как некое абст-  рактное знание, оторванное от реальности повседневной  жизни.

 

Нет ничего более далекого от истины, чем это пред-  ставление.

 

В действительности все свои проблемы фило-  софия черпает из жизни и решает их с единственной це-  лью – помочь человеку совершенствоваться и выработать  мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетичес-  кие установки, идеалы и ценности личности, с помощью  которых возможно переживать жизненные невзгоды и до-  биваться успеха. Для этого философия дает изучающему  индивиду как богатый фактический материал для размы-  шлений, так и весьма эффективные инструменты мысли-  тельной деятельности. Изучение философии – это апро-  бированная многовековым опытом человечества лучшая  школа разумного мышления, которая позволяет свободно  оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и под-  вергать критике те или иные суждения, отделять сущест-  венное от несущественного, раскрывать взаимосвязи всех  явлений действительности.  Данное учебное пособие – это первая попытка изло-  жить курс философии в соответствии с требованиями Го-  сударственного стандарта. Автор отказался от укоренив-  шейся в нашей стране практики преподавания философии  с разделением на историю и теорию философии. Такое раз-  деление, с его точки зрения, ни содержательно, ни дидак-  тически не оправдано, так как предполагает существова-  ние какой-то особой, оторванной от конкретно-историчес-  кого движения философской мысли, теории^философии.  На практике это разделение означает преподавание фи-  лософии с позиции какой-то одной конкретной философ-  ской школы. В нашей стране это чаще всего означало при-  дание абсолютного приоритета марксистской философии.  Не отвергая крупных достижений философии марксизма,  автор стремился избежать односторонности и идеологиче-

Прокрутить вверх