Отвeты на экзамeннационныe вопросы конституционноe право административноe право муниципальноe право новосибирск сибагс 2005 250 с

Сибирская Академия Государственной Службы   Кафедра публичного права                 Методическое пособие для подготовки к междисциплинарному экзамену по учебным дисциплинам   “Конституционное право Российской Федерации”, “Административное право” и “Муниципальное право России”         Составители:   А.И.Киселев, С.Н.Сыч, А.В.

 

Сигарев                                                                           Новосибирск 2005        Издается в соответствии с планом учебно-методической работы СибАГС  ББК  С-    Рецензенты:    Доцент кафедры права ИППКС ФСБ РФ, доцент Н.А.Ременных,  Доцент кафедры публичного права СибАГС, доцент Г.Н.Замиралов               Методическое пособие для подготовки к междисциплинарному экзамену по дисциплинам “Конституционное право Российской Федерации”, “Административное право” и “Муниципальное право России”. – Новосибирск: СибАГС, 2005.- –           Методическое пособие составлено в соответствии с программой учебного курса и включает все вопросы междисциплинарного экзамена по государственно-правовой специализации.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ      1. Введение.  2. Ответы на вопросы первого информационного модуля.  2.1.

 

Дисциплина “Конституционное право Российской Федерации”.  2.2. Дисциплина “Муниципальное право России.  3. Ответы на вопросы второго информационного модуля.

 

3.1.

 

Дисциплина “Административное право”.                                                            Введение       В методическом пособии системно излагаются ответы для подготовки к междисциплинарному экзамену по дисциплинам “Конституционного права России”, “Административного права” и “Муниципального права России”. Данные дисциплины, предусмотрены государственным образовательным стандартом по специальности “Юриспруденция”, призваны сформировать у студентов цельное представление о российском государстве и местном самоуправлении.   Данное методическое пособие предназначено для подготовки к междисциплинарному экзамену слушателей очно-заочной, заочной и дистанционной форм обучения, а также может быть использовано и для подготовки к экзамену студентов дневной формы обучения.   Ответы к экзамену подготовлены в соответствии с перечнем вопросов предусмотренным программой междисциплинарного экзамена по специальности 021100 (030501) “Юриспруденция” утвержденной Ученым Советом СибАГС (протокол № 43 от 20.04.2005 г.).   В пособии раскрыты этапы становления современной российской государственности и ее закрепление в основных законах, содержится развернутый теоретический анализ положений ныне действующей Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, относящихся к предметам отраслей конституционного, административного и муниципального права.   Будущие государственные и муниципальные служащие, независимо от того, в какой области им придется работать, должны хорошо понимать значение органов государственной власти и органов местного самоуправления и их роль в решении вопросов жизнеобеспечения населения, всего государства и муниципальных образований.   Материал изложен простым и ясным языком, позволяющим эффективно усвоить ответы на сложные вопросы для подготовки к междисциплинарному экзамену.    Первый информационный модуль.

 

Конституционное право Российской Федерации      Вопрос № 1. Юридические свойства Конституции Российской Федерации.     Юридические свойства – это правовые признаки конституции как  основного закона государства.

 

Рассмотрим, какими свойствами она обладает.  Прежде всем следует подчеркнуть, что Конституция Российской Федерации 1993 года представляет собой нормативно-правовой акт.

 

Как и всякий подобный акт, она обладает его характеристиками.

 

Это, прежде всего содержащиеся в ней нормы права, которые носят общеобязательный характер. Как и любой иной, нормативно-правовой акт конституция характеризуется неконкретностью адресата. Ее нормы действуют независимо от их исполнения.

 

Причем их действие обеспечивается принудительной силой государства.

 

Конституция как Основной закон государства базируется на государственной воле народа. Именно указанной воле она обязана своим возникновением и существованием. Об этом свидетельствуют результаты всенародном голосования по ее проекту, состоявшегося 12 декабря 1993 г.

 

Поэтому Конституцию РФ можно рассматривать как правовую форму выражения и закрепления общеобязательной воли многонациональном народа Российской Федерации.  В Конституции Российской Федерации 1993 года впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства. Ни в одной из предыдущих конституций России такого положения не содержалось. Установление в ч. 2 ст. 4 Конституции 1993 года принципа верховенства на всей территории России означает, прежде всего, утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства. В признании верховенства Конституции заложена не свойственная прежним, советским конституциям идея подчинения государства конституции, праву.   В ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России.  Высшая юридическая сила Конституции означает не только то, что законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, но и то, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации.   Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в российской Федерации.  Конституция России является ядром правовой системы государства и системы права. Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества – устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.   Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества – устанавливает, какие нормативные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней.   К юридическим свойствам Конституции Российской Федерации относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.   Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент Российской Федерации является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ст.

 

82).   Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции.   Конституционный суд играет важную роль в охране Конституции. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов как федеральных органов власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие и применению.   Конституцию Российской Федерации отличает и особый, установленный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок.   В действующей Конституции, в отличие от предшествующих, отсутствует положение о том, что право принятия Конституции относится к компетенции какого-либо органа государственной власти. Устанавливается, что принятие и изменение Конституции Российской Федерации составляет предмет исключительной компетенции Федерации (ст. 71). Тем самым была принята концепция установления конституции особой, учредительной властью, а не обычной, законодательной властью.   Принятие новой Конституции отнесено к полномочиям Конституционного Собрания, которое только и может принять ее 2/3 голосов от общего количества его членов или вынести на всенародное голосование. При проведении референдума Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

 

Объективно складывающиеся принципы формируются людьми. Принципы Конституции отражают волю законодателя, научное познание действительности. С другой стороны русский конституционализм во многом плод состояния общественного правосознания и черт нашей культуры, и традиций.   Основные принципы имеют определяющее значение для других правовых норм. Их состав определяют по-разному.   В конституционном праве ряда зарубежных стран выделяются, в частности, народный суверенитет (ст. 3 Конституции Франции), народное представительство (преамбула Конституции Японии), разделение властей (ст. 20 Основного закона Германии), равноправие (ст. 3 Конституции Италии), неотчуждаемость прав человека (ст.

 

1 Основного закона Германии). А.Е. Дик Ховард приводит в качестве основных характеристик конституционализма: согласие управляемых; ограничиваемое правительство; открытое общество; святость личности; верховенство права, стабильность; применяемость Конституции; народный суверенитет, выраженный в волеизъявлении народа и его контроле над правительством; разделение властей – федерализм; судебный контроль; претворение норм Конституции через законодательство; поучительную ценность Конституции. Поправка, внесенная шестым Съездом народных депутатов РФ в Конституцию (Основной Закон) РФ в апреле 1992 года, отнесла к “незыблемым основам конституционного строя России” народовластие, федерализм, республиканскую форму правления, разделение властей. Кроме того, иными дополнениями 1991-1993 годов фактически были признаны верховенство правосудия, равенство всех перед, законом и судом, приоритет прав и свобод человека.   Многие из выработанных принципов воспроизведены в Конституции 12 декабря 1993 года. Конституционное совещание включило таки в нее добротный нормативный материал, многократно согласованный в Конституционной комиссии. Однако после внесения дополнений и изменений из перечня выпал ряд важных принципов и норм).   Конституционный строй России совокупно определяется через сумму следующих взаимосвязанных категорий, призванных закрепить:  24. Провозглашение государственного суверенитета (включая название, характеристику государства, его назначение и основные качества); раскрытие суверенитета как свойства высшей власти при верховенстве федерального закона на всей территории страны; определение пределов государственной власти.   2.

 

Гуманный правовой статус человека, при котором он сам, права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – главной обязанностью государства; равенство перед законом и право на равную защиту со стороны закона, независимо от каких-либо обстоятельств; базовые принципы гражданства России.  24. Верховенство права в смысле всеобщей подчиненности ему и основанной на нем Конституции, ее прямого действия и непосредственного применения; подчиненности высшему закону всех иных правовых актов; указание на соотношение внутригосударственного и международного права.  24. Народовластие, включая определение народа как носителя суверенитета и единственного источника государственной власти; правовые принципы непосредственного народовластия, гарантии народного представительства и предусмотренных Конституцией выборов; право на сопротивление тирании и узурпации власти.  24. Политический и идеологический плюрализм, включая гарантии многообразия и свободного участия граждан в политической жизни; гарантии саморазвития гражданского общества, свободы его институтов, в частности общественных объединений.   6. Общие принципы действия государственной власти, установление республиканской формы правления, принципа разделения, самостоятельности и взаимодействия властей, необходимых сдержек и противовесов.   7. Федерализм как принцип государственно-территориального устройства, право на самоопределение и самоуправление в составе России, основы правового статуса субъектов Российской Федерации, гарантии децентрализации государственной власти через разграничение полномочий и предметов ведения государственной власти между Федерацией и ее частями.

 

8. Признание различных форм и видов самоуправления – местного самоуправления, культурной автономии, самоуправления институтов гражданского общества и их гарантии.

 

9. Принцип социального государства, основные социальные задачи и обязанности государства во имя развития личности, достижения благосостояния, социальной защиты и безопасности граждан.   10. Многообразие и свободу экономической деятельности, гарантии права собственности и равенства правовой защиты всех ее форм; соотношение регулирующей экономической роли государства и свободы хозяйственной деятельности; принцип социального партнерства как ведущий в экономических отношениях; гарантии единства внутреннего экономического пространства страны.   11. Геополитические принципы: принцип Союза – основы создания союза с другими государствами; основные принципы внешней политики и равноправного участия в мировом сообществе; обязанность соблюдать общепризнанные нормы и принципы международного права.   12.

 

Целостность и устойчивость конституционного строя, взаимодополняющее действие и применение его правовых основ, их верховенство по отношению к другим положениям Конституции, незыблемость и особый порядок изменения.   В заключении, необходимо отметить, что Конституция является фундаментом системы права, главным системообразующим фактором базой для кодификации и систематизации законодательства.

 

На основе Конституции Российской Федерации и конституций республик в ее составе осуществляется упорядочение всей системы законодательства, его расистка и освобождение от устаревших норм. Комплексное развитие всех отраслей законодательства на базе новой Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка.   Таким образом, можно сделать вывод: юридическая природа Конституции РФ проявляется в ее чертах и юридических свойствах, которые отражают специфику ее нормативно-правового содержания.

 

Каждая черта Конституции РФ характеризует определенный аспект ее содержания как сложного, многопланового правового феномена. Только взятые вместе эти черты и свойства дают исчерпывающее представление о Конституции РФ в целом.

 

Основные черты и юридические свойства Конституции взаимосвязаны и взаимозависимы, существуют не изолированно друг от друга и проявляются в системе, оказывая друг на друга влияние. Они представляют собой не простую совокупность, а органическое единство, целостную систему и выражают качественную определенность содержания Конституции.

 

Вопрос 2. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию Российской Федерации.     Конституция РФ имеет прямое и непосредственное действие, что позволяет заинтересованному субъекту требовать защиты своих прав в судебном порядке, опираясь только на конституционную формулировку.

 

Суд и иные органы при решении тех или иных дел могут ссылаться на конкретную статью Конституции РФ. Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов.

 

Первый раздел содержит девять глав и объединяет 137 статей, второй – заключительные и переходные положения (девять пунктов).   Перемены в общественно-политической жизни страны влекут изменения конституции. Бывает и так, что поправки к конституции в корне меняют ее значение. Конституция РФ 1993 г.

 

различает понятия “пересмотр” и “внесение поправок”.

 

Пересмотром является изменение положений гл. 1, 2, 9, внесение поправок направлено на изменение текста гл. 3-8: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений этих глав.   Субъектами права на внесения предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ являются: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.   Пересмотр положений гл.

 

1, 2 и 9. Положения этих глав не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ. Это может сделать только Конституционное Собрание. Для созыва Конституционного Собрания требуется наличие двух условий: 1) внесение предложения надлежащими органами; 2) поддержка этого предложения Советом Федерации и Государственной Думой тремя пятыми голосов общего числа членов Совета Федерации (107) и депутатов Государственной Думы (270).   Понятие Конституционного Собрания, его состав, порядок избрания, работы и принятия решений должен определить федеральный конституционный закон (еще не принят), однако компетенция Конституционного Собрания Конституцией РФ закреплена.   Конституционное собрание может либо подтвердить неизменность Конституции РФ, тогда процедура пересмотра Конституции РФ заканчивается, либо разработать проект новой конституции.

 

Но если Конституционное Собрание разработает новую конституцию, то она может быть принята двумя путями: 1) квалифицированным большинством в две трети общего числа членов Конституционного Собрания; 2) одобрением на референдуме. Референдум может быть признан результативным, если за новую конституцию проголосуют более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем участвовали более половины избирателей, проживающих на территории России.   Такой порядок пересмотра гл.1, 2 и 9 призван обеспечить стабильность конституционного строя и защиту прав и свобод граждан России.   Поправки к гл. 3-8. Поправки принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Они могут вступить в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двумя третями субъектов Федерации.

 

Процедура принятия поправок состоит из нескольких стадий. Закон о поправке к Конституции РФ должны рассмотреть Государственная Дума, Совет Федерации, законодательный (представительный) орган субъектов Федерации, после чего он подписывается Президентом РФ и официально публикуется.   Поступившие в Государственную Думу предложения о поправке к Конституции РФ направляются в комитет Государственной Думы, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства, для проверки соблюдения требований Конституции РФ об условиях и о порядке внесения предложения о поправке. По результатам проверки комитет выносит одно из двух предложений:1) принять закон к рассмотрению; 2) возвратить его инициатору.   Рассмотрение Государственной Думой проекта закона осуществляется в трех чтениях. Закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов государственной Думы. После этого закон в течение пяти дней направляется в Совет Федерации.   Закон считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трех четвертей общего числа членов Совета Федерации. Председатель верхней палаты не позднее пяти дней со дня его принятия направляет закон в законодательные (представительные) органы субъектов Федерации для рассмотрения.

 

Законодательный (представительный) орган субъекта Федерации обязан рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в срок не позднее одного года со дня принятия и в течении 14 дней направить принятое постановление о законе в Совет Федерации. Совет Федерации ведет учет данных о его рассмотрении законодательными органами субъектов Федерации и на своем очередном заседании устанавливает результаты этого рассмотрения.

 

Одобренный законодательными (представительными) органами не менее чем двух третей субъектов Федерации закон в течение семи дней со дня установления результатов рассмотрения направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и официального опубликования.   Президент РФ в срок не позднее 14 дней со дня получения закона подписывает его и осуществляет официальное опубликование, затем в месячный срок принятую поправку вносит в текст Конституции РФ.

 

В случае, если закон о поправках к Конституции РФ не получит одобрения законодательных (представительных) органов не менее чем двух третей субъектов Федерации, повторное внесение в Государственную Думу предложения о данной поправке допускается не ранее, чем через один год со дня установления результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов Федерации.   Закон о поправке к Конституции вступает в силу со дня его официального опубликования, если не установлена иная дата вступления его в силу. В месячный срок со дня вступления в силу закона должна быть опубликована Конституция РФ с внесенными в нее поправками.        24.

 

Понятие и функции судебной власти в Российской Федерации.     Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ). Данный принцип является частью основ конституционного строя Российской Федерации.   Судебная власть, осуществляемая судами, – это особый вид государственной власти, независимый от других ветвей власти.   Судебная власть обладает рядом основных признаков.   Судебная власть – вид государственной власти, установленный Конституции РФ. Осуществляется государственными органами, выражает государственную волю.   Судебная власть принадлежит только судам – государственным органом, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах.

 

Исключительность судебной власти – следующий ее признак, связанный с предыдущим.

 

Судебную власть вправе осуществлять только суды.

 

Ни законодательные, ни исполнительные, ни иные государственные органы, должностные лица, государственные служащие, общественные и прочие организации не вправе обладать полномочиями, предоставленными только суду, присваивать себе эти полномочия. Важнейшая функция судебной власти -осуществление правосудия – по Конституции РФ принадлежит только суду.   Независимость, самостоятельность, обособленность – характеристики судебной власти. При выполнении своих функций подчиняются только конституции РФ и закону (ст. 120 Конституции РФ). Независимость судебной власти означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия.   Процессуальный порядок деятельности важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяется только законом. Закон подробно регулирует правила действия суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел (Гражданский процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ).   Осуществление полномочий путем судопроизводства – признак судебной власти, что определенно ст. 118 Конституции РФ, где названы конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство.

 

Подзаконностъ судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией РФ и другими федеральными законами.   Таким образом, судебная власть есть предоставленные судам полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.   При рассмотрении судебной власти, как вида государственной власти, действующей независимо от других ветвей власти (законодательной и исполнительной), важным является понимание конституционного принципа самостоятельности судебной власти. Конституционный принцип самостоятельности судебной власти объективно обусловлен тем, что Конституция России обозначает три важнейшие функции государственной власти. Государство обязано: 1) признавать, 2) соблюдать и 3) защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2 Конституции России). Каждая из этих функций государственной власти носит самостоятельный характер. Признание прав и свобод обеспечивается, прежде всего, законодательной властью.

 

Соблюдение прав и свобод – это функция, которую должны осуществлять органы исполнительной власти. И, наконец, защита прав и свобод – прерогатива судебной власти.

 

Судебная защита прав и свобод посредством осуществления правосудия –  конституционная “монополия” судов. Правосудие в РФ осуществляется только судом (ч. 1 ст. 118 Конституции).   Судебная защита прав и свобод является формой их гарантирования (ч. 1 ст. 17 Конституции). Государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется (ч. 1 ст. 45 Конституции).   Вот почему важно иметь надежную судебную власть, самостоятельную и независимую от других ветвей власти. Непременное условие реального осуществления судебной властью своей конституционной функции – ее приверженность идее защиты права.   В этих случаях проблема самостоятельности судебной власти приобретает важное методологическое, профессионально-мировозренческое значение.   Осознание идеи самостоятельности судебной власти находится в русле самоидентификации судьями своей роли и вытекающих из нее задач. Они должны быть готовы к гипотетической ситуации, когда органы законодательной и исполнительной власти будут превратно понимать суть конституционализма. Поэтому особое значение имеет гражданская и нравственная позиция судей.   Для того чтобы судебная власть являлась бастионом защиты прав и свобод, она имеет конституционно гарантированную возможность не просто применять закон, но и подвергать его предварительной проверке и оценке.

 

Функция оценки применимости подлежащего применению закона коренным образом отличает российский суд от советского суда, который, как известно, не признавался самостоятельным органом власти. В главе 7 Конституции России “Судебная власть” развиваются положения конституционного принципа самостоятельности судебной власти как одного из принципов основ конституционного строя, то есть принципа, лежащего в фундаменте всей системы правовых норм о самостоятельности судебной власти.

 

Суд вправе применить закон в целях осуществления правосудия (то есть в поисках права), только оценив закон на предмет его соответствия Конституции РФ, общим принципам права, международным договорам.   В соответствии с ч.

 

4 ст. 125 Конституции России, применяя закон, подлежащий применению в конкретном деле, суд общей юрисдикции, арбитражный суд должен убедиться в его конституционности.

 

При рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, примененного или подлежащего применению в указанном деле, суд обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности данного закона (ст. 101 ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации”).

 

Запрос суда в Конституционный Суд представляет собой важный институт конституционного права.

 

Все суды Российской Федерации (за исключением третейских), выступая в качестве субъектов в рамках конституционных правоотношений, направленных на осуществление конституционно-судебного нормоконтроля, обеспечивают важную публично-правовую цель конституциализации российского законодательства.

 

При разрешении вопроса о направлении запроса в Конституционный Суд не связан позицией сторон по делу, поскольку интерес стороны в деле – это, как правило, частноправовой интерес.   Конституционная функция оценки закона предусматривает взаимодействие Конституционного Суда РФ со всеми иными судами, поскольку из нее вытекает, что субъектами конституционно-судебного нормоконтроля являются все суды РФ, а не только Конституционный Суд.   В постановлениях Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 года по делу о толковании отдельных положений статей 125-127 Конституции РФ и от 11 апреля 2000 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона “О прокуратуре Российской Федерации” обоснованы конституционные критерии разграничения компетенции между Конституционным Судом и иными судами в области судебного нормоконтроля.

 

Конституционный Суд РФ подтвердил право судов признавать закон субъекта РФ недействующим, то есть не подлежащим применению, что влечет необходимость его приведения в соответствие с федеральным законом. В то же время он признал не соответствующими Конституции РФ положения Закона о прокуратуре, наделявшие суды полномочием признавать недействительным, то есть утрачивающим юридическую силу, закон субъекта РФ, противоречащий федеральному законодательству.   Защищая права, суды должны также учитывать, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции России).  Конституционный принцип самостоятельности судебной власти предполагает наличие определенных запретов, ограничений, адресованных другим ветвям власти, и, прежде всего власти законодательной, создающей законы, которым, в свою очередь, должны подчиняться суды (ч. 1 ст. 120 Конституции).   Проблема нормативного содержания конституционного принципа самостоятельности постоянно привлекает внимание Конституционного Суда России. Существует целый ряд решений, причем их количество столь значительно, что можно утверждать, что мы имеем дело с ясно выраженной судебной политикой, цель которой – повышение самостоятельности судов.   Итак, конституционный принцип самостоятельности судебной власти предполагает, что суды обладают определенными полномочиями, содержание которых связывается с наличием определенной дискреции, то есть судейского усмотрения, и ограничивающих полномочия законодательных и исполнительных органов власти.

 

Судебная власть в России в соответствии со ст. 1 ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации” осуществляет только суд.   Конституция РФ гарантирует, что любой спор о праве будет рассмотрен только компетентным судом, а подведомственность каждого спора определяется в законодательстве при описании объекта обжалования в суд и допустимости жалобы.   Конституция Российской Федерации предусматривает следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Конституционный Суд Российской Федерации (ст.

 

125), суды общей юрисдикции (ст. 126), арбитражные суды (ст. 127). Все они относятся к федеральным судам. Но ФКЗ “О судебной системе” определил и суды субъектов Российской Федерации и мировых судей (ч. 4 ст. 4).

 

В соответствии с гл. 7 Конституции РФ и ст. 4 ФКЗ о судебной системе в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

 

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.   К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

 

Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону. Вступившие в законную силу постановления судов являются обязательными для всех и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.   Разбирательство дел во всех судах открытое, слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Судьями являются лица, наделенные в соответствии с законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.   Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.

 

Судья несменяем и неприкосновенен.   В соответствии со ст. 119 Конституции РФ судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации установлены федеральными законами.   Таким образом, судебная система – это совокупность всех действующих в Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ судов, объединяемая единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административного государственного устройства.   Рассмотрим устройство Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и подробнее Конституционного Суда, т.к.

 

он является органом судебного контроля.   Конституционный Суд РФ является, наряду с Верховным и Высшим Арбитражным судами РФ, высшим органом судебной власти. Его компетенция, носящая специфический, по сравнению с компетенцией иных судов, характер, предусмотрена Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом “О Конституционном Суде Российской Федерации”.

 

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 1. ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации”).   Конституционный Суд РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность на срок пятнадцать лет (второй срок не допускается) Советом Федерации по представлению Президента РФ.   Судьей Конституционного суда может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий призванной высокой квалификацией в области права. Судья Конституционного Суда РФ не может быть членом представительных органов, занимать другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься политической деятельностью, входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений.   Конституционный Суд имеет следующие основные полномочия: 1) разрешение дел о соответствии нормативных правовых актов Конституции РФ; 2) разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ; 3) проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов (фактически, это то же самое, что и разрешение дел о соответствии нормативных правовых актов Конституции РФ, но только применительно к законам, по обращениям иных субъектов и при наличии дополнительного условия – применения или возможности применения оспариваемого положения закона в конкретном деле); 4) толкование Конституции РФ; 5) дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Самая распространенная на сегодняшний день категория дел, рассмотренных Конституционным Судом, – проверка конституционности нормативных правовых актов, а среди таких дел – проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод.  Конституционный Суд проверяет соответствие Конституции РФ только федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ. Конституционность иных нормативных правовых актов (например, актов федеральных министерств и иных ведомств) он проверять не может.   Конституционный Суд проверяет конституционность именно нормативных актов.

 

Только по спорам о компетенции предметом проверки может быть издание акта или совершение действия правового характера либо уклонение от издания акта или совершения такого действия, если заявитель считает это нарушением установленного Конституцией РФ разграничения компетенции между органами государственной власти (ст. 93 ФКЗ “О Конституционном Суде РФ”). Речь здесь идет, разумеется, и о ненормативных актах.

 

Однако обращаться с соответствующими требованиями может только орган или должностное лицо, претендующие на осуществление компетенции, являющейся предметом спора. И акт в этой процедуре может рассматриваться именно и только с точки зрения компетенции, но не по содержанию норм.   Конституционный Суд Российской Федерации в процессе своей деятельности осуществляет “поиск права” путем толкования положений Конституции РФ, федеральных законов и федеральных конституционных законов.

 

Однако такого права за ним прямо не закреплено ни в Конституции, ни в ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации”.  Правовая позиция Конституционного Суда – это, прежде всего, выявление тех многочисленных потенциальных возможностей, тех богатых юридическим содержанием пластов, которые в концентрированном виде содержатся в конституционных нормах. В ходе толкования возможна модернизация представлений о юридическом содержании конституционной нормы (при неизменности словесной формы).   Правовые позиции Конституционного Суда – 1) отражают государственную волю, поскольку возникают как акт конституционного органа, уполномоченного выразить эту волю в предписанных законом форме и параметрах; 2) имеют общеобязательный характер и обладают качеством регулятора определенного вида общественных отношений – конституционных отношений; 3) обладают определенными внутренними свойствами, а также служат ориентиром в правотворчестве и правоприменении.   Несмотря на важность категории “правовая позиция Конституционного Суда РФ”, в российском законодательстве отсутствует ее легальное определение. Не проявляет к этому вопросу достаточного интереса и научная литература.

 

Более того, в отдельных трудах, посвященных деятельности Конституционного Суда, он вообще не затронут, а в тех, где ему уделяют внимание, отсутствует единая точка зрения относительно данного понятия.  Так, Г.А.

 

Гаджиев и С.Г.

 

Пепеляев считают правовую позицию Конституционного Суда лишь фрагментом мотивировочной части его окончательного постановления, связанным с резолютивной частью постановления, т.е. с окончательными выводами Суда. Н.В. Витрук полагает, что правовые позиции Конституционного Суда – это его правовые представления (выводы) общего характера как результат толкования Судом Конституции РФ и выявления им конституционного смысла положений законов и других нормативных актов в пределах компетенции Суда, которые снимают конституционно-правовую неопределенность и служат правовым основанием итоговых решений (постановлений) Конституционного Суда.  По мнению В.Анишиной, правовые позиции Конституционного Суда представляют собой его отношение к определенным правовым проблемам, закрепленное в решениях. Это результат анализа аргументов и выводов Суда, образующих интеллектуально-юридическое содержание судебного решения, это всегда толкование конституционных норм и норм отраслевого законодательства.   Т.Я. Хабриева и Н.С.

 

Волкова понимают правовую позицию как итоговый вывод Суда по разрешаемому делу, выраженный в его решении, и приводимая в мотивировочной части такого решения система аргументов.   Т.Г. Морщакова отмечает, что решение Конституционного Суда обязательно применяется ко всем другим аналогичным случаям. Более того, позиция, высказанная Конституционным .Судом, в дальнейшем связывает и сам Суд. Далее автор утверждает, что такая правовая позиция Конституционного Суда является особым видом преюдиции, а не прецедента. Термин “преюдиция” означает, что факт, установленный один раз одним судом, не может устанавливаться еще раз другим судом. Он должен расцениваться другими органами как уже установленный.

 

Факт, который установил Конституционный Суд и суть которого в том, что определенное положение не соответствует Конституции, больше никем не может устанавливаться – ни Конституционным Судом, ни другими органами. По мнению, Т.Г. Морщаковой, в этом состоит не столько прецедентное значение решения, сколько преюдициальное значение установления факта несоответствия какого-либо нормативного акта положениям Конституции.   В.О. Лучин и О.Н. Доронина считают, что под правовой позицией Суда следует понимать не только его итоговый вывод о соответствии или не соответствии норм рассматриваемого закона Конституции РФ, но и систему аргументов, приведенных им в обоснование такого решения. Правовая позиция Конституционного Суда по делу может содержать как толкование норм Конституции, которые применялись им в качестве эталона конституционности проверяемых норм закона, так и толкование содержания самих исследуемых положений закона.   Такой широкий диапазон мнений относительно рассматриваемого понятия объясняется не только его важностью, но и сложностью, многогранностью.

 

В ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации” содержится всего две статьи, которые касаются понятия правовой позиции. Прежде всего, это ст. 29, согласно которой решения .и другие акты Конституционного Суда РФ выражают соответствующую Конституции РФ правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий. Если толковать приведенную статью буквально, то можно прийти к выводу, что правовые позиции данного Суда могут содержаться не только в его решениях, но и в других его актах. Однако это не так, ибо необходимо учитывать ст. 73 того же Закона, согласно которой, если большинство участвующих в заседании палаты судей склоняются к необходимости принять решение, не соответствующее правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях Конституционного Суда, дело передается на рассмотрение в пленарное заседание. Но указанное толкование противоречило бы сущности деятельности Конституционного Суда.  Некоторые решения Конституционного Суда позволяют приблизиться к пониманию категории “правовая позиция Конституционного Суда”. Так, в постановлении от 16 июня 1998 г. N 19-П “О толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации” указано, что Конституционный Суд, принимая решение по делу, выражает свое отношение как к позиции законодателя или иного нормотворческого органа, так и к ее пониманию правоприменителем, основываясь при этом на толковании положений российской Конституции, в сфере которого, по смыслу ее ст. 125 (ч. 5 -6), только Конституционный Суд выносит официальные решения, имеющие общеобязательное значение. Поэтому его постановления являются окончательными, не могут быть пересмотрены другими органами или преодолены путем повторного принятия отвергнутого неконституционного акта, а также обязывают всех правоприменителей, включая другие суды, действовать в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации.   Некоторые специалисты считают, что посвященный Конституционному Суду Федеральный конституционный закон не дает однозначного ответа на вопрос, присуща ли обязывающая сила только формулировке решения данного Суда, или же она распространяется и на его мотивировочную часть. Оправданно полагать, что обязывающая сила охватывает и мотивировочную часть. Этот вывод находит подтверждение в ряде решений Конституционного Суда.   Таким образом, при истолковании положений названного Федерального конституционного закона, используя систематический способ толкования и учитывая указания Конституционного Суда, можно сделать следующий вывод. Правовая позиция Конституционного Суда – это результат толкования им норм Конституции РФ или иных нормативно-правовых актов, который содержится в мотивировочной части его решения. При этом Конституционный Суд выявляет конституционный смысл норм права. На основании такого результата толкования основываются выводы, содержащиеся в резолютивной части решения Конституционного Суда. На всех правоприменителей, включая другие суды, возложена обязанность действовать в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда.   Особое значение правовой позиции Конституционного Суда состоит в том, что если им признано какое-либо положение нормативно-правового акта не соответствующим Конституции РФ, то аналогичные положения в других актах, не признанных противоречащими Конституции, также не подлежат правоприменению .

 

В определении от 7 октября 1997 г.

 

за N 88-0 указано: “Правовые позиции, содержащие толкование конституционных норм либо выявляющие конституционный смысл закона, на которых основаны выводы Конституционного Суда Российской Федерации в резолютивной части его решений, обязательны для всех государственных органов и должностных лиц”. Мотивировочная часть образует неразрывное единство с резолютивной, раскрывая конституционное содержание правовой нормы и сопоставляя ее с позицией законодателя. Поскольку источником таких позиций названы вообще решения Суда, обязательные правовые позиции могут содержаться в любых его постановлениях и определениях.  Согласно ст. 78 ФКЗ “О Конституционном Суде РФ” его постановления подлежат опубликованию в официальных изданиях. По этому признаку они соответствуют требованиям, предъявляемым Конституцией к общеобязательным актам. Определения же публикуются только по специальному предписанию Конституционного Суда и, к сожалению, очень редко. Например, отказное определение по жалобе И. Петровой от 14 января 1999 г. не опубликовано в каком-либо официальном издании, хотя в нем содержатся важные, обязательные для судов выводы по вопросам пересмотра дел в связи с признанием неконституционными нормативных актов.   Новые правовые позиции содержатся, конечно, не во всех определениях. Поэтому нет необходимости ставить вопрос о публикации их всех без исключения. Но, когда в них содержатся новые правовые позиции, они приближаются по значению к постановлениям и поэтому должны публиковаться в официальном порядке.   Таким образом, правовые позиции Конституционного Суда, выраженные в его решениях, имеют преюдициальную силу для всех судов. Если определенная норма отраслевого законодательства признана недействующей и подобные ей по содержанию имеются в других нормативных актах, то суды не должны их применять.

 

Правильное и своевременное применение судами общей юрисдикции решений Конституционного Суда, его правовых позиций способствует очищению действующего законодательства от конституционно ущербных норм, конституционализации судебной практики. Судьи, разрешая конкретные дела, вынуждены восполнять пробелы и разрешать противоречия действующего законодательства, создавая при этом новое судебное право. Важнейшим источником в этом процессе являются решения и правовые позиции Конституционного Суда.

 

Право толкования законов и обобщения судебных казусов стало важнейшей прерогативой судебной власти, способствующей повышению ее роли в развитии и совершенствовании права. Учет законодателем при разработке новых законов судебной практики, в том числе формируемой решениями Конституционного Суда, позволяет говорить о прочном становлении судебной власти в нашей стране.   В соответствии со ст.

 

126 Конституции Российской Федерации Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснение по вопросам судебной практики. Согласно ст. 104 Конституции РФ Верховный Суд имеет право законодательной инициативы.   Согласно ст. 19 ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации” Верховный Суд РФ: 1) является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; 2) Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды; 3)в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, – также и в качестве суда первой инстанции; 4)является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск; 5)дает разъяснения по вопросам судебной практики.   Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом – ФКЗ “О Верховном Суде Российской Федерации”.   Судья Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.   Верховный Суд РФ действует в составе: Пленума Верхового Суда, Президиума Верховного Суда, Кассационной коллегии, Судебной коллегии по гражданским делам.

 

Судебной коллегии по уголовным делам.

 

Военной коллегии.   Президиум Верховного Суда РФ состоит из 113 судей и утверждается Советом Федерации Федерального собрания РФ по представлению Президента РФ в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителя Председателя и судей Верховного Суда РФ.   Президиум Верховного Суда РФ рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики, рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ, оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства.

 

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ состоит из председателя Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, 12 членов из числа Судей Верховного Суда РФ и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ.   Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по уголовным делам, Военной коллегией Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции; рассматривает судебные дела по вновь открывшимся обстоятельствам.   Судебная коллегия по гражданским делам. Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора по вновь открывшимся обстоятельствам.   Судья Верховного суда РФ несменяемы и неподотчетны никому. Они независимы и принимают решения в соответствии с Конституцией РФ и другими законами.

 

На судей Верховного Суда в полной мере распространяются положения Закона “О статусе судей в Российской Федерации” и государственные гарантии.

Прокрутить вверх